Особенности прошедшего Чемпионата Мира 2013 года по рафтингу в Новой Зеландии, глазами тренера команды «АНСЕЛЬМА» — masters women.
Г. Никитин
Новая Зеландия одно из наиболее удаленных мест (дальше, пожалуй, только Антарктида) и побывать на этом кусочке суши заветная мечта многих путешественников. Когда женская сборная Рязани выиграла отбор на Чемпионат мира 2013 года эта мечта стала приобретать вполне реальные перспективы.
Команда столкнулась с большими трудностями в период подготовки к чемпионату:
— Генеральный спонсор команды австрийская фирма «ANSELMA-INDUSTRIE» отказалась от финансирования этого чемпионата, сославшись на финансовые трудности;
— Министерство молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области смогло выделить только шестую часть средств необходимых для поездки участников Чемпионата.
— Отдельные члены команды плохо переносили самолет, а тут необходимо было провести в воздухе почти сутки.
Но, несмотря на все трудности окончательный состав членов сборной России в классе «Masters Women» был сформирован, и команда приступила к активным тренировкам.
Подготовка проходила по трем основным направлениям: постановка гребка в яме, отработка прямой гребли на открытой воде на Борковском карьере и отработка навыков слаломной техники на трассах в Новомичуринске. Надо отдать должное упорству всех членов команды, которые, несмотря на занятость по работе, необходимость уделять время детям и даже внукам, все же настойчиво готовились, не пропуская тренировок и жертвуя своими выходными для выездов на канал в Новомичуринск.
Канал в Новомичуренске
Огромную работу с командой провел Константин Рождественский, который отдал все свое время на период подготовки в распоряжение спортсменок. Занимался с ними и в яме, и на открытой воде отрабатывая главную базу для спортсмена – гребок.
Отработка параллельного спринта с экипажем Рождественского
Почему я так подробно остановился на подготовке к Чемпионату? Все дело в том, что изначально команда ехала на чемпионат, зная, что привезет медали. В классе «Masters Women» было заявлено всего две команды, наша и команда Новой Зеландии. Бороться с хозяевами Чемпионата всегда очень сложно, и поэтому настрой при подготовке был самым серьезным.
Перейду теперь непосредственно к Чемпионату. Поразила, прежде всего, организация этого Чемпионата Мира. У меня сложилось впечатление, что весь Чемпионат вместе с техническими службами обеспечивает 10-12 человек, но при этом все настолько хорошо организовано . . .
Мы добрались до Окленда вечером 17 ноября. Нас ждал взятый в прокат автомобиль, в который с огромным трудом мы втолкнули наш багаж и себя. Езда с левосторонним движением не доставила никому удовольствия. Когда стемнело, стало казаться, что каждая машина едет тебе в лоб (дороги достаточно узкие хоть и в отличном состоянии). Так и подмывало уйти вправо к обочине. До Роторуа мы добрались только к 23 часам. Но нас все-таки встретили и уложили спать на мягких матрасах в большом просторном доме очень похожем на сельский клуб, только без сцены. Как потом оказалось это поминальный храм маори, где родственники три дня прощаются с усопшим и спят вместе с ним. Так мы с первых часов пребывания в Новой Зеландии приобщились к древней культуре народа маори. Утром, зарегистрировавшись, мы выяснили, что нужно все бросать, брать снаряжение и грузиться в автобус, который отвезет на первую тренировку.
Почти двое суток в пути, 9 часов разницы с Москвой, без адаптации и сразу на воду. Сурово, но ничего не поделаешь. В первый день для тренировок нам досталась р. Rangitaki на которой должна проводиться длинная гонка. В целом это что-то типа Пры, но с огромным количеством камней, и даже небольшим порожком. Уровень воды очень низкий, на что организаторы Чемпионата не рассчитывали.
Место старта
Характер реки Rangitaki
Тренировка показала, что запомнить даже основные участки длинной дистанции не представляется возможным. Пройти по берегу, чтобы поставить какие-нибудь ориентиры тоже не реально. Река заросшая, и выходов на берег почти не имеет. Дорога, которая идет по левому берегу тоже не пригодна для осмотра. Вывод один — необходимо идти только с листа. Одинарный сплав дал только общее представление о характере препятствий и длительности дистанции. Вернувшись в Роторуа, мы поставили свой палаточный лагерь рядом с командой ГАГУ. Все были очень уставшими и после ужина сразу уснули.
На второй день тренировок наших прекрасных женщин ждал, пожалуй, самый трудный психологический тест — водопад Okere 7 метров. На одноименной реке Okere после платины для дистанций использовались два отрезка. Первый отрезок от платины до разрушенной электростанции – дистанция параллельного спринта, затем идет спокойный живописный участок реки с несколькими поворотами который заканчивается 7-ми метровым водопадом и далее участок реки от водопада до места, где можно поднять рафты. На этом участке 7 ступеней сливного типа с прижимами и отдельными камнями и здесь проходит дистанция спринта. Как уже было сказано — рафты поднять можно только по окончанию дистанции спринта, так как река Okere течет в глубоком каньоне густо заросшем растительностью.
Участникам предлагалось на выбор несколько вариантов тренировок:
- пройти участок параллельного спринта, прыгнуть водопад и отработать нижний участок спринта;
- пройти участок параллельного спринта, высадить часть экипажа и в не полном составе прыгнуть водопад, затем дождаться остальных членов экипажа и отработать нижний участок спринта;
- пройти участок параллельного спринта, высадить экипаж, отдать рафт организаторам для провода его через водопад, экипажу подняться вверх и спуститься за рафтом под водопад, затем отработать нижний участок спринта.
Я думаю, что не каждый из вас прыгал с пяти метровой вышки бассейна, а кто прыгал, знает, как это трудно сделать первый раз, а тут 7 метров и не в бассейн, а в водопад. И все же наши женщины поступили очень смело. В первой попытке они прыгнули полным экипажем. Не обошлось, конечно, без потерь. Рафт нырнул в пену и резко с удвоенной скоростью выстрелил вверх. Левый кормовой не удержался и полетел с рафта, а левый средний получил серьезную ссадину на подбородке. Но наша команда отделалась легким испугом, по сравнению скажем с их соперницами из Новой Зеландии, там кормовая ходила все оставшиеся дни соревнований с огромным фингалом под глазом. Больше всех не повезло команде Казахстана из открытой группы – после прохождения водопада один из участников сломал ребро, а другой выбил плечо. В результате команда Казахстана вынуждена была стартовать на спринте в неполном составе, и была впоследствии дисквалифицирована.
Что же касается непосредственно самих дистанций, то опять-таки отсутствие возможности пройти по берегу и просмотреть каждый поворот дистанции, давало значительное преимущество экипажам, которые уже были на этой реке.
Третий тренировочный день был на р. Tarawera. Здесь нас вновь ждал неприятный сюрприз. Дело все в том, что перед Чемпионатом Мира организаторы провели соревнования так называемый Предчемпионат, и выложили материалы в интернет. Согласно этих материалов, трасса слалома была поставлена на скоростное прохождение участка реки. Посчитав идеологией постановки дистанции в Новой Зеландии — скоростной спуск, мы изменили свои тренировочные трассы, максимально приблизив их к трассам предстоящего Чемпионата. Когда же мы увидели тренировочную трассу, то стало ясно, что поставлена она по европейскому типу — очень плотно. Так ставят трассы на искусственных каналах, где мало места. Очень жаль, от этого пропадает динамика, но зато зрителям достаточно встать в определенную точку и можно видеть все основное, что происходит на дистанции.
Отсутствие у нашей команды опыта таких плотных трасс окончательно выбило участниц из равновесия. Они были близки к истерике. Все со стороны казалось легко, ворота напоминали связки с тренировочных дистанций, но на практике почти все экипажи проваливали, то одну, то другую связку. Наши спортсменки никак не могли взять себя в руки, и вместо спокойной работы получалась суета. Возраст еще не показатель опыта. Как ни странно это звучит, но большинство участниц нашей команды занимается рафтингом всего 2-3 года, тогда как участники даже юношеских соревнований сидят в рафте по 5-6 лет, не говоря об открытой группе и других командах Masters.
Тренировка на р. Tarawera
Опыт – это то, что невозможно приобрести на тренировках, надо выступать на соревнованиях разных рангов. Надо учиться выигрывать и проигрывать, но проигрывать с достоинством. Надо знать как вести себя, когда ты на голову выше соперников и как бороться, когда твои соперники сильнее тебя. К концу тренировки что-то уже стало вырисовываться, но это была тренировочная трасса и как разобраться с трассой на соревнованиях, когда у тебя всего лишь две попытки, вот эта задача и решается, прежде всего, опытом и железными нервами.
Тренировка на р. Tarawera
Вечером в лагере нас ждала церемония открытия Чемпионата. Выглядело это несколько странно: с одной стороны немного затянуто, а с другой мрачно напоминало похоронные мероприятия (такие церемонии у коренного народа маори). Но под конец все сгладилось , задор участников взял верх и все встало на свои места. На чемпионат приехали 5 команд из России. У каждой была своя форма, но удивительным образом она удачно сложилась в родной триколор государственного флага.
Сборные России по рафтингу
Вот и подошел, наконец, первый день соревнований. Погода установилась по-настоящему летней, светило солнце и было очень тепло. Наши женщины решили перед стартом размяться, поэтому сами прошли на рафте верхний участок реки от платины до электростанции. Здесь мы их заменили. Мы — это два тренера Рождественский и Никитин, которым доверили перегнать рафт через водопад. Стояла задача — уберечь наш рафт перед стартом, так как большинство рафтов сбрасывали в водопад самосплавом, и не было гарантии, что они не получат пробоин. К тому же быть у воды и не напиться – это как-то не по-русски. Мне очень хотелось снять прыжок на GOPRO. При прыжке нас перевернуло через корму, во многом из-за того что мне нельзя было группироваться по причине необходимости съемки. Удар о воду был значительным, камеру сразу завернуло, и в один момент рафт прокрутило вокруг меня. Вынырнув, мы с легкостью причалили рафт к берегу, перевернули его, и вместе с организаторами стали собирать другие рафты , сыпавшиеся самосплавом с водопада как из рога изобилия.
Нашим женщинам повезло, они первыми открывали Чемпионат мира. Конечно, эта дистанция была для них самой сложной. На таком коротком отрезке реки, такое количество поворотов, сливов, и прижимов. Здесь необходим был походный опыт, так как ничего подобного нам видеть не доводилось. Либо мощные реки и серьезные прижимы, либо извилистая река с суводями и противотоками. А хозяева эту реку знали очень хорошо и вероятно нашли самый оптимальный вариант прохождения, который нашим женщинам нащупать не удалось. Они, конечно, проиграли и проиграли много, но смело скажу, что данный старт еще не показывал действительной расстановки сил.
Экипаж России Masters Women на дистанции спринт
Команды России и Новой Зеландии после спринта (Masters Women)
Второй день соревнований во многом был определяющим. Параллельный спринт — это контактная борьба, где все зависит только от экипажа. Здесь сразу видно кто и на что способен: и с точки зрения техники, и с точки зрения характера. Так как в категории Masters Women всего два экипажа, то этот заезд сразу являлся финалом. Чтобы спортсменки не перегорели перед финалом, который был назначен после 15-00, мы решили отвлечь участниц осмотром достопримечательностей Новой Зеландии.
Водопад Huka
Батанический сад
И вот, наконец, «момент истины». Параллельный спринт с командой Новой Зеландии. У хозяев чемпионата был приоритет в выборе позиции старта (так как они выиграли предыдущий вид) и они не ошиблись с выбором места. Более выгодная позиция на старте позволила соперницам до места первого сужения обойти наш экипаж на четверть корпуса. Контактную борьбу, которую навязали нашим женщинам, новозеландки с честью выдержали и вырвались в перед. Но это было только начало.
Старт параллельного спринта
Я уже писал, что участки реки на этих дистанциях не просматриваются и чтобы зрители и участники могли следить за происходящей борьбой, были установлены несколько стационарных видеокамер. Трансляция велась в режиме онлайн на огромный экран, установленный на поляне.
Наш экипаж приклеился к корме соперниц, и это была их главная ошибка. При просмотре дистанции мы наметили оптимальный путь, который был опробован на тренировке. В пылу погони за соперницами капитан команды во время не ушел на проверенную линию движения, а продолжал преследовать соперниц. Этим воспользовались более опытные новозеландки, удачно оттеснив наш экипаж на подводный камень. Секунды были потеряны.
Однако и опытным хозяевам не удалось избежать ошибок: в одном из сливов рафт Новой Зеландии развернуло на 180о. Все зрители ахнули и криками начали подбадривать наших женщин на борьбу, но упущенные секунды вверху дистанции не позволили помешать соперницам, снова занять лидирующее положение. Команда Новой Зеландии вновь победила в честной борьбе.
На третий день соревнований проводилась дисциплина «слалом». Это единственная дистанция на этом Чемпионате, которая хорошо просматривалась и была доступна для зрителей. Нашему экипажу вновь надо было открывать соревнования. Это всегда сложно, так как нельзя посмотреть на ошибки других и сделать какую-то корректировку.
Относительно тренировочной — дистанцию серьезно изменили, сделав ее более скоростной, но от этого не менее сложной.
Прохождение первой же связки ворот показало, что экипаж не успевает отрабатывать траверсы и заваливает трое ворот, но к середине дистанции, наконец, спортсменки справились с эмоциями и концовку дистанции прошли не плохо. Разбор ошибок проводили на примере других экипажей. Но одно дело понять, другое дело выполнить. Выполнить все, что было намечено в этот раз так и не удалось. Вторая попытка начиналась на много лучше первой. Экипаж уже контролировал ситуацию, но груз ответственности, который лежал на капитане на какой-то момент придавил так, что она потеряла координацию — и сразу трое ворот по максимальному штрафу. От уверенности вновь ничего не осталось и даже низ дистанции, который в первой попытке был легко взят, проходили по какой-то не мыслимой траектории с массой ошибок.
Первая попытка дистанция «слалом»
Вторая попытка дистанция «слалом»
Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Со временим, ко всем приходит опыт, но останется ли у человека желание бороться за победу. Надеюсь, что у нашей команды эти неудачи только прибавят желания доказать, что они лучшие.
Последним видом соревнований была длинная гонка. Очень хотелось еще раз в контактной борьбе постараться и привезти хоть одну золотую медаль. Но и тут нам не повезло. По причине низкого уровня воды в реке Rangitaki организаторы приняли решение делать индивидуальный старт. В таких условиях выиграть у хозяев Чемпионата знающих эту реку и не уступающих нашим женщинам ни в скорости, ни в технике, мы могли только за счет чуда. Но чуда не произошло. Победили сильнейшие.
Поздравим наших женщин с серебреными медалями Чемпионата Мира
Наш экипаж выступил, на сколько был готов, и хочется поблагодарить всех участниц за труд и потраченное время, за желание бороться и доказывать, что они не случайно попали на этот Чемпионат. Я думаю, что золотые медали они еще завоюют. Их соперники сборная Новой Зеландии — 3-х кратные, точнее теперь 4-х кратные чемпионки Мира. В знак признательности уровня Российской сборной «Masters Women» новозеландки подарили Нине Якуниной одну из своих золотых медалей на закрытии Чемпионата.
Фото на память с закрытия Чемпионата Мира
Хочется в заключении подвести маленький итог прошедшему Чемпионату:
- С каждым годом медиа технологии все глубже проникают в нашу жизнь. В этом году организаторы Чемпионата Мира дали огромный объем информации для подготовки спортсменов. Это и видио материалы с предчемпионата, описание будущих трасс, организационные вопросы. Огромное за это им спасибо. Хотелось бы, чтобы это стало в дальнейшем доброй традицией.
- Очень удачное решение с передвижным экраном, на который выводилась вся дистанция, и можно было следить за борьбой, не бегая по реке. Технически это в состоянии решить любая федерация рафтинга.
- Еще хотелось бы обратить внимание руководителей нашей федерации, насколько были продуманно выбраны реки. С одной стороны они полностью соответствовали требованиям дистанций, с другой — ввиду невозможности детальной разведки давали преимущество хозяевам Чемпионата. Это надо бы взять на заметку.
- Для того чтобы выступать на равных с лучшими командами, нам давно пора строить гребные слаломные каналы, так как большинство соревнований проводится на малорасходных дистанциях.
Вот, пожалуй, и все что хотелось сказать в завершении. Удачи всем и легкой воды.
Никитин Георгий