Отчёт о водном туристском походе по рекам Колпь, Гусь в районе Владимирской и Рязанской области
ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ «КОЛУМБ» РИ (Ф) МГОУ МОУ ДОД «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «СПОРТТУР»
КРАТКИЙ ОТЧЕТ О водном туристском походе
I (первой) категории сложности
в районе Владимирская обл. – Рязанская обл.
по маршруту:
г. Рязань – с. Заколпье – р. Колпь — (с. Заколпье – с. Купреево – с. Таланово – с. Колпь – с. Белясево) – р. Гусь (г. Гусь-Железный) – г. Рязань,
совершенном с 02 апреля по 06 апреля 2008 года
Руководитель группы:
Тихонов Максим Александрович
Рязань, 2008 г.
Руководитель: Тихонов Максим Александрович (г. Рязань) Вид путешествия: водный.
Категория сложности: первая.
Средства сплава: Байдарки «Таймень-2».
Нитка маршрута: г. Рязань – с. Заколпье – р. Колпь (с. Заколпье – с. Купреево – с. Таланово – с. Колпь – с. Белясево) – р. Гусь (г. Гусь-Железный) –г. Рязань.
Протяжённость маршрута: 150 км.
Состав группы:
№ п/п | Ф.И.О. | Год рож- дения | Туристская подготовка | Обязанности в группе |
1 | Тихонов М.А. | 1985 | Пра (1 у.), Парца-Вад-Мокша (1 у.), Ю. Шуя (2 у.) | Руководитель |
2 | Кузьмин М.С. | 1987 | ПВД | Участник |
3 | Долотов Д.А. | 1990 | ПВД | Участник |
4 | Пересыпкин К.В. | 1986 | Парца-Вад-Мокша (1 у.), Ю.Шуя (2 у.) | Зам. руководителя |
5 | Новиков В.И. | 1990 | Парца-Вад-Мокша (1 у.), Ю. Шуя (2 у.) | Участник |
6 | Антюфеева У.А. | 1989 | Парца-Вад-Мокша (1 у.) | Завхоз |
7 | Шулепин М.А. | 1987 | Парца-Вад-Мокша (1 у.), Ю.Шуя (2 у.) | Участник |
8 | Тихонова О.А. | 1987 | ПВД | Участник |
9 | Коновалов А.Ю. | 1987 | Парца-Вад-Мокша (1 у.) | Фотограф |
10 | Коновалов А.Е. | 1984 | ПВД | Участник |
Пути подъезда и выезда с маршрута
Заброска группы осуществлялась а/м «Газель» по следующему маршруту: г. Рязань – Тума – трасса на Гусь-Хрустальный – через пос.Великодворский – от поселка Великодворский второй поворот направо в сторону деревень Красный Поселок, Аксеново, Бараново – после Бараново по указателю налево к пос. Красный Октябрь – не доезжая пос. налево ведет 20 км. участок грунтовой дороги, укатаннойщебнем, к д. Григорьево – с. Заколпье.
Рекомендации по заброске (ориентировочно 230 км.):
1. Съезд на грунтовую дорогу к д. Григорьево находится до въезда в пос. Красный Октябрь (ориентиров нет).
2. Участок дороги в 20 км. от пос. Красный Октябрь до Григорьево, хотя и укатан щебнем, но изрядно разбит лесовозами, поэтому заброска через Гусь- Хрустальный по времени будет быстрее, но при этом появляется крюк в 80 км. В нашем случае грунт был в замороженномсостоянии, после длительных дождей проезд будет осложнен.
3. Согласно имевшегося у нас картографического материала, от с. Григорьево к с. Заколпье ведет грунтовая дорога. На самом деле на данныймомент асфальтовая дорога проложена от Григорьево через Заколпье и до Константиново. Через р. Колпь идет мост (на карте Владимирской области (двухкилометровка) не указан), рядом с которым находится удобная поляна для сборки судов.
4. Почта и телеграф находятся в Григорьево рядом с церковью (в 300 метрах от ж/д переезда). Время работы – по будням 09.00 – 17.00, в субботу –09.00 – 15.00, воскресенье выходной.
Выезд с маршрута (150 км) осуществлялся также а/м «Газель» из г. Гусь-Железный. Антистапель удобнее проводить не доходя до «старого» моста (он же в г. Гусь-Железный первый) 100 — 150 м. Транспорт может подъехать почти вплотную к реке. Мост находится в аварийном состоянии и для проезда автомобилей закрыт. От моста есть съезд на грунтовую дорогу влево. Почта и телеграф в г. Гусь-Железный расположены рядом с собором (через «старый» мост, от санатория направо, площадь около собора). Время работы – по будням 09.00 – 17.00, в субботу – 09.00 – 15.00, воскресенье выходной.
Описание маршрута
Река Колпь, левый приток Гуся, образуется около деревни Борзино на уровне 115 м и впадает в Гусь на уровне 87 м. Течет на юг вначале преимущественно лугами, а ниже лесами и впадает в реку Гусь в 3 км выше города Гусь-Железный. Долина реки служит восточной границей Владимирской Мещеры. Вода Колпи значительно светлее, чем вода мещерских рек, так как в ее верховьях нет торфяных болот. Верховья сильно мелеют и зарастают в межень.
От железнодорожного моста в Григорьево (станция Заколпье) река петляет по болотистой местности в низких берегах, поросших кустарником, а местами ольхой, осиной и черемухой. В русле попадаются мели, во многих местах водоросли.
Против деревни Икшево, расположенной на левом берегу, левый берег повышается, перед сосновым бором, подходящим к реке, есть удобные поляны для биваков. Течение очень извилистой здесь реки убыстряется. Против деревни Купреево реку пересекает автодорожный мост.
Через 5 км на правом берегу к воде выходит деревня Неверовский. Рядом с деревней расположен очередной автомобильный мост с деревянным настилом.
От деревни Таланово на правом берегу до села Колпь, где раньше стояла плотина, создававшая водохранилище, берега низкие.
Дальше берега повышаются, к реке подходит лес, образуя зеленый коридор, в русле много коряг, упавших деревьев, плесы чередуются с песчаными перекатами. Пойма реки заросла группами деревьев, дубовыми рощами, зарослями черемухи и смородины. Река течет в узкой полосе Владимирской области, глубоко вклинившейся в Рязанскую.
Пешеходный мост от поселка Красная Нива, отмеченный на карте, находится в аварийном состоянии. Представляет собой остатки быков с перекинутыми через реку бревнами. В нашу воду мост был непроходим, что и потребовало его обноса по левому берегу.
Конечным ориентиром на маршруте может быть только мост у поселка Чаур, представляющий собой капитальное сооружение автодорожного хозяйства. От последнего селения на реке во Владимирской области поселка Красная Заря река течет по Рязанской области, петляя по луговой и лесистой пойме. Постепенно берега понижаются и покрываются густыми зарослями ивняка. Чуть выше (примерно 0.5 км) стрелки Гусь-Колпь находится прекрасно оборудованная стоянка со столом и лавочками. Ориентир – сосновый бор, стоящий на правом берегу, в нашем случае отрезанный водой по кругу. Ниже по течению нормальных изолированных стоянок нет.
В 5 км выше города Гусь-Железный Колпь вливает свою желто-белесую воду в коричневую воду реки Гусь.
Выводы и рекомендации
1. Идеальное время проведения похода – апрель – начало мая. Даже в наших условиях (начало падения паводковых вод) – глубина реки местами небольшая, встречались песчаные отмели. В межень верховья Колпи (Борзино, Заколпье) будут трудно-проходимы, так что маршрут начинать лучше от автодорожного моста в Купреево.
2. В период паводковой воды пришлось провести 2 обноса по 10 м.: первый – остатков плотины (в самом начале маршрута 10 км от автодорожного моста в Заколпье), второй – пешеходный мост к пос. Красная Заря. Мощных завалов (через все русло) и заколов не встречено.
3. Соответствие реальных условий по протяженности реки картографическому материалу оценить сложно: от с. Закольпье до д. Колпь река очень извилиста. В масштабе 1:100 000 отобразить характер реки невозможно.
3. Маршрут был пройден полностью, в темпе, соответствующем уровню подготовки туристической группы.