Оче-Нырд. Вступление. Общие данные
Оче-Нырд 2015
Путевые заметки о пешеходном маршруте 1 к\с, пройденного группой 5\1 в июле-августе 2015 года.
Нитка маршрута:
Р.Кара (мост) – оз.Коматы – р.Парус — Щелья-Шор – г.Гнетьюиз 1054,9 (восх) –пер. 840,0 – пер.Гнетью Зап. 763,0 – ледн.Парус (оз.728, 0) – пер. нар.Нгэтенашор 822,5 (восточнее в.911,8) – оз.Нгэтенато – пер.на р.Перехваченный 484,6 (к югу от в.537,8) – оз.Очеты – озёра Сидяямбто (рад.) – пер. нар.Лимбятаяха 380,8 – р.Моренный – ледн.МИИГАиК 609,6 – ледн.МГГ 755,3 –р.Лимбятаяха – р.Тройной (Озёрный, Трёхозёрный, Трёххвостый) – р.Стремительный(Водопадный, Прямой, Боча) – пер. на ледн.Долгушина 614,9 (Озёрный, Мазохистов)– оз.Подкова – ледн.Долгушина 784,6 – р.Бол.Кара – оз.Гнетьты – р.Гнетью –р.Волчий – р.Северный – р.Кара (мост) + радиалка от КПП Яры до берегаБайдарацкой Губы Карского моря Северного ледовитого Океана с купанием и возвращением обратно.
Всего активным способом передвижения (пешком) 168,8км, с учётом рекомендованного для района коэффициента 1,2 – 202,6 км.
Всякая разная общая информация:
Стоимость ж\д билетов (плацкарт, лето 2015) по маршруту Рязань – Москва – Воркута – Москва –Рязань: 14820
Стоимость заброски суммарная: 30000
Стоимость продуктов питания: 8546
Итого: 53366 руб. на группу или 26683 руб. на участника
Мысли.
Когда я жил в Воркуте, приходилось бывать в ныне несуществующем посёлке Хальмер-Ю. Оттуда, в хорошую погоду, просматривалась горная гряда с островерхими пиками. Даже не жемчужина, а истинный бриллиант Полярного Урала. Эта картинка далёких гор запечатлелась в памяти,превратившись в мечту.
В последние годы хребет Оче-Нырд перестал быть труднодоступным, оставаясь при этом далёким, неизведанным и прекрасным.
С вводом в эксплуатацию «Газпромовской» дороги Воркута-Яры, заброска на маршрут перешла из категории «проблемы» в категорию «расходы». Посидев в интернете и используя личные контакты, можно найти варианты заброски, отвечающие любым
запросам. После схода снежного покрова дорога доступна для любого легкового транспорта.
На дороге существует пропускной режим. КПП (на август 2015) стояли сразу за пос. Советский и за 9км до Карского моря. Есть варианты объезда КПП на Советском внедорожным колёсным и гусеничным транспортом. Вариантов объезда КПП Яры нет, вся территория газотранспортного комплекса Яры охраняется,взяток не берут.
Самым популярным транспортом для заброски являются Урал, ГАЗ-66 и Трэкол.
Мы использовали Трэкол. Машина зверь, берёт до 8 человек с грузом, проходит везде,по трассе идёт 60км\ч
Договариваться о заброске надо заранее. Мы начали созваниваться за 6 месяцев с контрольным звонком раз в месяц. И то, перевозчик у нас поменялся за 45 дней до выезда (о чём мы ни разу не пожалели).
Выражаем искреннюю благодарность Сергею Солдаткину и Вике. Ребята сделали свою работу отлично. Если придётся забрасываться из Воркуты в будущем, воспользуемся их услугами.
Информация по хребту Оче-Нырд в открытых источниках достаточно противоречива, отчёты и заметки о путешествиях в этом районе разрозненны. КартыGPSфрагментарны. При подготовке использовались открытые карты Генштаба 1:100000,космоснимки, дневники Михаила Осадчего, разрозненные описания пеших и горных маршрутов, ряд описаний по водному сплаву по Каре и Нярмаяхе, отчёт Алексея Романенкова 2001 года о лыжном путешествии 6к\с.
Не существует единого перечня перевалов по Оченырду, в моём описании высоты вершин и перевалов приведены по показаниям навигатора Garmin Etrek-30, которым мы пользовались. Названия топографических объектов даны по «километровке» Генштаба, в скобках указаны названия, встречающиеся в открытых источниках. Не пытайтесь уточнять названия уместных ненцев-оленеводов, все объекты они называют по-своему.
Что касается технической сложности и категорийности перевалов и вершин Оченырда, я привожу сугубо свою точку зрения, основанную на собственном опыте применительно к условиям лета 2015. Как я уже неоднократно говорил, сложность естественных препятствий на Полярном Урале во многом зависит от погодных условий. Например, зима 2014-2015 года была самой многоснежной за всю историю метеонаблюдений. Всё успело растаять в жарком мае-июне, но тундровые болота успели напитаться и были полны. На перевалах и ледниках состояние снежного покрова меняет сложность на полкатегории или категорию.
В одном из отчётов мы прочитали пассаж, который улыбал нас весь маршрут:«Рельеф Полярного Урала – это большие кучи щебня, разделённые болотами. Выделяется только хребет Оченырд, с его альпийского типа пиками, да и тот обходится вокруг за три дня». Ну, наверное, такое восприятие действительности тоже имеет право на существование…
При планировании маршрута мы руководствовались следующими положениями:
— Идём там, где проще
— Идём туда, где интереснее
— Идём тогда, когда можно фотографировать. Чтоб и самим посмотреть, и другим показать.
Погода в северных широтах меняется непредсказуемо. Температура от 0 до +25, ветер от штиля до урагана,вёдро и обложной дождь. В связи с реальной погодой наша программа- максимум была скорректирована. Мы не видели смысла в посещении ряда объектов в погодных условиях, невозможных для фотосъёмки или не обеспечивающих безопасности передвижения.
С нашей точки зрения, интересными объектами Оченырда являются:
г.Гнетьюиз 1054,9, высшая точка района в.1375,5 (гора Большая), г.Нгэтенапэ 1338,2,г.Лядхей 1166,2 (Ляхдей), массив горы Борзова 1036,7, ледники Парус, Боча, Долгушина, МИИГАиК, МГГ, Терентьева, Алешкова, озёра Нгэтенато, Очеты, Сидяямбто, Тиснензато.
Где побывали, а от чего отказались, — в дневнике маршрута.
Люди.
Не соглашусь с устоявшимся мнением, что эта часть Полярного Урала малопосещаемая. Машины по дороге Воркута-Яры проходят каждые 10-15 минут, в сторону города с пассажиров денег не просят. По 1-2 человека, с высокой долей вероятности, можно доехать до ближайшего вахтового посёлка, до Советского или до Воркуты.
Чумы ненцев-оленеводов разбросаны по всей тундре, олени постоянно кочуют, стойбища есть и по одному чуму и по несколько. Мы видели чумы на р.Сидяняавъяха,низовьях Нгэтенашора, р.Очетывис, оз.Гнетьты, по всему пространству между горами и Карой.
Следы стойбищ, нарт, оленей и ворги везде, где есть растительность.«В гости» к ненцам не заходили. Считаем это неэтичным.
В одно время с нами на Оченырде были:
— Группа из Москвы, 4 человека
— Виктор Бушуев, Пермь
— путешественник из Кирова, чьё имя мы так и не узнали
— 2 группы (17 человек) из Днепропетровска
— 4 человека из Ярославля с велосипедами
— группа из Перми, 4 человека (позже узнали, что погиб руководитель)
— 3 человека, которых с озера Очеты забрал вертолёт
— Прямо перед нами с Очеты ушёл вездеход
Передаём привет и наилучшие пожелания всем, с кем мы общались лично: ребятам из Москвы, которые пригласили нас в палатку пересидеть ливень и угостили табаком и чаем (и лично – Андрею Александровичу, дозвонившемуся моей семье со словами «Я видел вашего мужа неделю назад на Очеты живым»;
Вите Бушуеву из Перми, скрасившему своим оптимизмом нашу отсидку на южном берегу Очеты;
путешественнику из Кирова, чьё имя мы так и не узнали. Брат, ты поторопился уйти с Моренного. Всё наладилось с погодой. Надеемся, в следующий маршрут всё у тебя получится.
Рацион питания.
В конце приведу наше меню. Вкусовые пристрастия и режим питания складывались годами,поэтому меню давно устоялось.
Лишь каждый год немного корректируются отдельные его элементы. Основной принцип
– подбор продуктов не по весу и калорийности, а по объёму. Используем только продукты,не требующие варки. Только газовая горелка. Вскипятил, залил, готово, съел.
Общий вес продуктов питания вместе с упаковкой на 21 день составил 18640гр., т.е.444 гр\человека\день с упаковкой. Часть продуктов была оставлена на маршруте в силу разных причин, о чём позже. Разнообразила и дополнила рацион пойманная рыба
(брали спиннинг и вращающиеся блёсны) в варёном и малосольном виде(голец, хариус).
Грибы были только в южной части хребта.
Ягода (голубика, черника) с севера только зацветала, с юга спелой было очень мало, в основном, зелёная. Морошки было много на берегу Кары и очень много на побережье Байдарацкой губы.
Гнус.
Было терпимо. Репеллентами почти не пользовались, исключая пару мест. Накомарники не брали.
Другая живность.
Много зайцев,хищных птиц, полярных сов. Видели белых гусей. Между Моренным и Стремительным видели медвежий помёт. На любом маленьком озере, где есть рыба, живут чайки.Попадались куропатки, но охота ни разу не увенчалась успехом.
Вездеходки.
На картах Генштаба большинство «тракторных» неактуальны. Или ушли в болота, или заросли.Актуальные надо смотреть на спутниковых снимках.
Связь.
В Воркуте работают все мобильные операторы. По всей дороге Воркута-Яры стоят вышки сотовой связи в пределах прямой видимости. В наши сроки оператор был Билайн, причём нашим симкам в доступе было отказано. С одной из вершин близ ручья Перехваченный удалось поймать сеть Уралтелеком с МТС карты, дозвонились. В Ярах и на берегу Океана
устойчивая связь МТС. У всех оленеводов спутниковые телефоны Иридиум.
Безопасность.
Бывший посёлок Хальмер-Ю теперь является полигоном ВКС РФ «Пембой». Проходят учения,во время которых перекрываются все подходы и подъезды к району, включая дорогу.О начале учений заранее не известно, об особом режиме в СМИ сообщают по факту.
Воркута.
У нас обратные ж\д билеты были куплены заранее. Когда уезжали, места на московском поезде в плацкарт были в наличии.
В Воркуте мы останавливались у друзей, но ночлег можно найти без проблем, столбы пестрят объявлениями о сдаче квартир посуточно. Городская баня работает, в столовых, кафе и магазинах цены не отличаются от рязанских. Такси больше, чем желающих им воспользоваться.Расценки ниже, чем в Рязани. Автобусы и маршрутки ходят по расписанию. В городе есть компания «Метелица», желающие могут воспользоваться их экскурсионной программой.
Больше подробностей в Дневнике Маршрута. А пока помните и знайте