Индийская экспедиция на Сатледж и не только, Кирилл Кубанцев, 2007, часть 2
Кирилл Кубанцев
настроение: Усталое
День 13. Дневка-разведка
Наутро, немного пошумев, актив выдвинулся на глубокую разведку каньона, обещая вернуться к 10-11 часам. Пользуясь случаем мы выспались и стали вяло готовить завтрак. Завтрак был приготовлен и съеден, а также частично заныкан на случай раннего возвращения развед-группы. Занявшись было сборкой лагеря, мы отложили это занятие, т.к. кто-то подал здравую идею, о том что не факт, что разведчики вернутся так рано, что мы сможем выйти. И этот кто-то был прав.
Разуверившись в их скором возвращении, мы занялись хозяйственными делами: помылись и постирались в ручейке, впадавшем в реку неподалеку, пользуясь тем, что стоял прекрасный солнечный день и все сохло моментально. Поснимали на фото и видео колонию ящериц, которые жили в камнях на пути к дороге. Пособирали дрова, снова приготовили еды из тех небольших запасов, которые чудом не уехали с автобусом. Я потрендел со Смирновым. Короче, после холода и напряга переездов и для одних и жесткого сплава для других мы наконец оттянулись. Времы от времени на наш лагерь совершали набеги местные жители с мешками. Они собирали песок под большим камнем и таскали его куда-то наверх, помещая мешки на ремни которые фиксируются на лбу. Кому-то даже пришлось передвинуть палатку, т.к. она мешала сбору песка. К темноте мы начали переживать за разведчиков. После того, как Антон кинул СМС Женьке, пришел ответ, что они доехали аж до Рампура и уже едут обратно и везут порнуху. Пока они добирались, мы гадали, что может скрываться за термином «порнуха». Вскоре они шумною толпою появились, узнали что мы сытые (картошка с салатом под горчичным маслом — это кайф!) и стали с наслаждением варить себе кур.
Порнуха оказалось постером с девятью весьма целомудренными по нашим понятиям индийским девушками. Их узурпировал Равиль.
День 14. Начало прохождения каньона.
Да, в последний раз возвращаясь к козлам-баранам, отмечу, что слово «mutton» по всем словарям обозначающее барана и все относящееся к барану, в Индии обозначает козла или его женское исполнение. Так что французское revenons a nos muttons по-индийски значит вернемся к нашим козлам. Начало дня под номером наше стадо встретило недетским оживляжем, под который я проснулся, но уже не успел к вчерашней курице, которую расхитили вставшие ранее.
Не сильно удрученный таким поворотом событий, я удовлетворился какой-то молочной кашей и остальными посылками от бога. Мы собрали манатки и занесли все в автобус. Тут оказалось, что голубой кат (под номером 4 или кличкой «голубой») плюнул на прохождение и собирается выйти на реку только на рафтовом участке. Межегурский отправился капитаном на рязанский кат, Шагаев, как водится, ушел
пешком вдоль реки, а мы после небольшого спора о классификации растения тронулись на автобусе.
Впрочем, далеко мы не отъехали, встав на съемку прохождения заходной шиверы каскада. Катамараны без приключений прошли заходную шиверу до моста и ниже. За узкими щеками начинался сложный каскад с непростым осмотром. Мы занимались выбором удобной позиции для съемок, потому что речи о том чтобы спуститься в каньон с узкими стенками практически не было.
Ребята долго смотрели и выставляли страховку, потому что место, которое им предстояло пройти было действительно стремное. Порог, состоящий из двух ступеней по паре метров навскидку (точнее с нашего места обзора оценить было трудно), в которые падает вся река, причем вторая ступень — сложной формы с каким-то обливняком между полками. Возможность зачалиться между ступенями сомнительна, страховка морковками возможна, но скорость течения резко понижала ее эффективность. Один за другим все три атамарана проскочили это место. За этой системой порогов шел с виду неопасный участок, но со сложным треком. Была также выставлена страховка в самом неприятном месте, где часть основной струи уходит в сифон, остальная поворачивает под углом 90 градусов. Все катамараны с разной долей успешности вписались в этот поворот, «Норд-Ост» притопило в сифоне и в очередной раз оторвало карманы.
Ремонт занял некоторое время. Оставшиеся два катамарана отправились на разведку дальнейших препятствий. Стенки каньона стали более пологими, что позволило активной части береговой группы спуститься к реке. Порог ниже места поломки преставлял собой слив метра полтора, за которым после метров 70 быстротока была ЖОПА. Жопа представляла собой крутую горку высотой 3 метра, после спуска с которой река упиралась в огромный камень, под который и уходила. С обеих сторон от камня оставались небольшие лазейки в ширину катамарана, но попасть туда было практически невозможно из-за отбойников по берегам.
Починка НО подошла к концу и катамараны стали перечаливаться для обноса жопы поближе к оной, т.к. обнос предстояло делать по каменному лесу приличной высоты. Чалка была в десятке метров от упомянутой горки и выглядела рискованной. Рязанцы меньше всего щекотали нервы зрителей. Они зачалились выше последнего возможного места чалки. Равиль и Ко заставили поволноваться, причалив ровно в последний из заметных уловов. НО осмотрел порог и место чалки… и Жук сказал носовым, что там полная жопа, что они не восприняли всерьез. Мы уже собрались в автобусе для отъезда в Реконг Пео, когда они стартовали. И тут началось. В сливе перед жопой Жук ломает весло. Они не успевают в улов и Игорь им кидает морковку, на которой они висят, теряя весла. Потом летит еще одна морковка. Мы лихорадочно снимаем, потому что спуск к реке, хотя и возможен, но непрост и долог. После судорожных бултыханий за пару десятков метров до Жопы их маятником чалят к берегу. В спасательной операции участвуют оба ката. Разумеется, участники событий расскажут об этом лучше, я же говорю что видел в прицел камеры.
Обитатели катамарана НО выглядили изрядно побитыми, Эдик через некоторое время пошел наверх, опираясь на товарища. Впрочем, оказалось, что особенных последствий кроме сильнейшего шока было немного: стертые руки Жука, вывихнутый палец Эдика и что-то с плечом у Женьки. Один Юрочка был в порядке, поскольку дух его систематически укрепляется известно чем. Итак с Эдиком мы поехали в Реконг Пео. Поскольку мы тогда не знали, насколько серьезна травма эдикова пальца, мы поехали в местную больницу. Мы сдали в больницу помимо Эдика еще и Антона, а сами поехали искать гостиницу.
Шивлинг, рекомендованный библией, был закрыт, обследование окрестностей больницы нам дало всего 1 гостиницу, Apple Resort. Забегая вперед, скажу, что нам надо было там остановиться. Осмотрев комнаты, мы нашли их чистыми. Единственным видимым недостатком было то, что в одной из комнт не было горячей воды. Впрочем, когда мы принесли туда черти сколько наших вещей оказалось, что там нет и ресторана, а на «пожрать» мы рассчитывали. Тогда мы развернулись и вернули вещи в автобус. Тут проявился Юра-мотоциклист и сказал, что внизу (это та часть поселка, где мы обедали 2 дня тому назад) есть масса гостиниц и все они хорошие. Народ купился. Мы забрали Эдика с Антоном, которые не только сфотографировали рентгеном бесплатно обе эдиковы кисти рук, но и поужинали. Продолжить вечер им не позволило разве что плохое знание местного языка. Итак, немного закупившись, мы поехали вниз. Внизу нас ждало сплошное разочарование. После долгих и упорных поисков мы нашли одну гостиницу, где нам пообещали все блага. На деле у них не оказалось воды даже в бачке унитаза. По требованию нам принесли пару ведер. Ужин в каф напротив был очень даже удачным. Особенно удалось пиво из ближайшего ларька — полюбившийся нам King Fisher. Спали в спальниках, кровати выглядели неопрятно.
День 15 Реконг Пео и дорога в Сараан.
День начался довольно рано. Накануне Шагаев был сильно не в духе и посылал нас уже практически прямым текстом под девизом «все для фронта, все для прохождения». Чтобы не посраться с ним и избавить М. от прямых конфликтов, я встал с утра пораньше, чтобы выяснить, каковы планы экспедиции, оплачен ли наш номер и т.д. Все выяснив и проводив всю береговую группу за исключением Юры-мотоциклиста, мы поспали еще немного, лениво и плотно позавтракали в кафе напротив, где мы ужинали накануне, поглазели на сувениры и распросили об автобусе в сторону Сараана — деревни со знаменитым храмовым комплексом, стоящей чуть в стороне от Гималайского шоссе — дороги вдоль Сатледжа. Выяснилось, что автобус отправляется где-то в 12. Оставшееся по нашему разумению время мы использовали для того, чтобы залезть в интернет в одном из недорогих и очень популярных интернет-кафе Реконг Пео.
В интернет-кафе сразу становится понятно, насколько в индийцах развита тяга к знаниям. Студенты и студентки там делали какие-то курсовые, лавочник печатал одним пальцем рекламу для своей лавки. Для нас освободили на полчаса компьютер какой-то студентки, видимо потому что студентке компьютер был нужен как печатная машинка. Мы посмотрели почту, я дал рекомендации коллеге по
работе и мы отчалили. Быстренько посмотрели сувенирную лавку. Стало понятно, что цены на киннаурские шали нас не очень устравают, мы купили мне традиционную шапку с зеленым отворотом и пошли за вещами, т.к. близилось время отправления автобуса. Когда мы пришли на центральную площадь, нас ждал неприятный сюрприз. Автостанция казалась где-то «там». «Там» оказалось очень далеко, причем строго в гору… у гостиницы Apple Resort. К автобусу приползли из последний момент, рассовали багаж под сидения.
Упали на заднее сидение. Вагончик тронулся и постепенно стал наполняться индийцами разного пола и запаха. Маринке повезло, т.к. она сидела в углу, а у меня практически на коленках поместился какой-то бомжеватый перец, а рядом — грязноватая женщина вся в золоте. Так продолжалось довольно долго, часа эдак 4. Автобус направлялся в Рампур, а мы соскочили (если можно так назвать падение 6-7 мест багажа и двух тушек) с автобуса в Джеори, месте, где от основной дороги ответвлялась дорога на Сараан.
Центральная площадь Джеори — одно из самых грязных мест на нашем маршруте. Обилие коров и присущего им навоза, ошметки пищи, пыль, машины и т.п. К нам поочередно стали подходить владельцы разного транспорта с предложением отвезти в Сараан, упирая на то, что автобусы уже все ушли. Немного поломавшись, мы залезли в небольшую машинку местного производства, которая нас довольно резво довезла до цели. Настроение поднималось по мере того как дорога карабкалась вверх по склону. Вокруг становилось как-то больше воздуха, открывались более светлые и заленые виды.
Да и дорога отличалась от национальной трансгималайской трасы в лучшую сторону. Водитель со своим другом слушали какую-то весело плачущую под музыку девушку. В Сараане у нас была задача остановиться в самом храме (главной достопримечательност и), т.к. стоимость ночевки там была ниже, да и условия обитания — лучше, чем в остальных ночлежках. М. пошла договариваться о ночлеге, но мест в храме не оказалось. Пришлось остановиться в ночлежке в 15 м от входа в храм. Из окна был интересный вид на храм и горы.
Как водится, после небольшого отдыха, мы поползли осматривать поселок (оставив храм на завтра, т.к. мы собирались туда переехать на следующий день). Основная статья дохода поселка — продажа паломникам подношений для пуджи.
Ресторанами поселок оказался небогат. По рекомендации библии мы решили поесть в ресторане одной из гостиниц.
Ужин был отличный, хотя мне пришлось бегать за лаймом, который М. использовала для дезинфекции, когда забывала лимонный сок.
После ресторана мы купили фруктов-овощей и отправились спать.
День 16:Сараан и отъезд в Рампур
Сараан — бывшая летняя столица государства Бушар (зимняя столица — Рампур).
Позавтракали в дабе самосами и позвонили нашим.Оказалось, что они планируют закончить сплав сегодня же, то есть переночевать в гостинице при хрме нам не удатстся.
Переехали в гостиницу при храме.
Посмотрели храмы Бимакали (местная вариация кровавой Кали),
старый и новый. Старый (11-12 в.) похож на храмы Катманду.
Новый храм хорошо отреставрирован. Замечателен от тем, что в нем, а вернее в маленьком храме между основными пиками в духе индийской готики до начала 19 в. там проводились человеческие жертвоприношения. По крайней мере так утверждает библия. В сам храм нам пробиться не удалось, т.к. туда была толпообразная очередь паломников с жертвоприношениями (не человеческими!). В храм, как водится, не пускали с кожаными изделиями, фотоаппаратурой и в обуви.
Антон, которому удалось подсмотреть интерьер храма сказал, что ничего особенного там нет.
Прогулялись наверх, к фазанарию. Дорога наверх была приятной. Вначале это была автомобильная дорога, а потом — тропа. На входе к фазанарию была табличка, сообщающая, что кроме фазанов там представлены и олени, но оленей там не было. Сам фазанарий, где этих редких птиц выращивают для последующего расселения в редких индийских лесах, представлял собой скромный зоопарк с парой десятков вольеров для птиц.
Встретили Антона и Юру-мотоциклиста. Они уже успели посмотреть храмы и собирались ехать обратно и селиться в гостинице до приезда основной группы.
Поужинали в ресторане HPTDC c прекрасными видами. Потом пошли искать автобус или такси для отъезда в Джеори, где мы договорились, что наши заберут нас. Оказалось, что все автобусы уже ушли, а такси там не водятся.
М. с присущим ей напором решила вопрос. Она нашла полицейский участок и выловила тм полицейского, сносно говорившего по английски. Он пошел в ближайшую лавку с тибетской бабкой и договорился, что ее сын в 19-30 будет ждать нас с машиной у этого самого полицейского участка.
В условленный час маленькая «судзуки» с двумя пацанами, говорящими на языке более диковинном, чем хинди, внутри ждала нас. Съехали до Джеори мимо военной части, украшенной английскими пословицами и поговорками. Заплатили чуть больше чем в первый раз — кажется 350 рупий.
Расположились на трассе и стали ждать автобус с нашими, который должен был прибыть минут через 15. Джеори ночью выглядел как обычная большая деревня со всеми атрибутами, в том числе и шпаной. Шпана бродила мимо, зыркала, один даже поздоровался «Салам!». Потом я понял, что нестандартное приветствие было вызвано моей тюбетейкой. Автобус с нашими ребятами едва не проехал мимо. Шагаев ругательски ругался на нас без видимых причин. М. посадими, а мы с Димой ехали дальше стоя. Народ был уже весьма подогрет виски, пели песни и спали. Грузовик с катамаранами, Мишей и Саше М. ехал за нами. Через час или около того мы приехали в Рампур. Перед нами стояла дилема: ехать нам в гостиницу, где нас ждали Антон с Юрой-мотоциклистом, которая была в 10 км за Рампуром, при этом теряя время на спуск к воде завтра и 10 км сплава или ночевать в палатках на берегу полуголодными.
Решив эту проблему в пользу гостиницы (Антон обещал нам легкий спуск к реке от гостиницы), мы обнаружили, что потерялся грузовик с катамаранами. Мы развернулись и, превозмогая сопротивление уставшего голодного Раджа, направились в обратную сторону. Грузовик проехал мимо нас. Мы погнались за ним. Оказалось, что наши люди в грузовике уснули, а водителю и сопровождавшему катамараны парнишке было, в общем-то, все равно куда ехать. В общем, мы снова обрели грузовик и доехали наконец до гостиницы North Park. Там расселились в гостинице по трое (нам третьим достался Дима-Любер), накатили виски под просмотр отснятого на Спити видео и неизвесто-когда-купл
День 17. Коммерческий участок, день 1
Утром организовали завтрак, стали собирать катамараны, некоторые из которых в целях сохранности были разобраны. Дорожка вниз к реке представляла собой узкую тропинку, по которой было трудно идти, поэтому разобранный рязанский кат давал его экипажу определенную фору по части переноски.Часть команды решила, что коммерческий сплав им не интересен, Ирина со своей аллергией стремилась в Дели к врачам, отдельные личности рвались в Агру. Таким образом, нас покинула группа из 5 чловек. Экипажи катамаранов, в которы на этот раз входил и я, матерясь доперли каты по смоченным невесть откуда налетевшим дождиком склонам до реки.
Погода явно подпортилась, т.к. с утра было около 30 градусов, а к полудню, когда мы были готовы отчалить было уже около 20. Катамаран НО, не выдержав знаменитой чалки 2 дня тому назад, был собран и ехал в качестве поклажи в автобусе, а половина его экипажа
перекочевала на кат к Равилю.
Наконец отчалили, периодически поддуваясь и непонимая в чем же дело. Пейзаж по берегам не супер, много следов человеческой деятельности, всякие переправы, берега, по преимуществу голые с редким устарником. Никаких красот обещанных Шагаевым не было. Порожки тоже были не ахти какие, что может было и неплохо для нашего экипажа. У нас на катамаране в качестве капитана дебютировал Женька. Поначалу я был не в восторге от такого назначения, но, мне кажется, что мы довольно быстро нашли взаимопонимание и диагонали работали достаточно слаженно. Я думаю, что несколько четверышных порогов там было.
Подвижение осложнялось тем, что мы с Антоном на плесах сосали соски балонов, т.к. они спускали очень резво, видимо повредившись при перевозке. Юра с Женькой постоянно ржали и тоже не могли толком грести. Ниже трасса отшла от реки и пейзажи стали справляться, появились домашние животные и обезьяны, которые не прошли кастинг у требовательного Равиля.
С одичанием природы мы потеряли связь с береговой группой и просвистели ниже места запланированного лагеря. Шагаев нас поймал километрах в 10 ниже условленного места. Минус был в том, что место, где пришлось встать было довольно далеко от дороги и до автобуса приходилось долго ползти по довольно неудобному склону.
Прилично умаявшись за день я неожиданно быстро накидался виски.
Вдруг среди ночи меня разбудил акой-то нетипичный оживляж, сопровождаемый характерным стуком по тенту. Шел довольно интенсивный дождь. Из нецензурных реплик снаружи я понял, что дождем проблема не исчерпывается. Оказалось, что поднялась вода метра на 2, грозя затопить наш лагерь. Я не очень поверил в это и продолжил спать. Уже засыпая, услышал, что 4-й (голубой) катамаран ушел со всем оставленным на нем снаряжением, а кат Равиля едва успели поймать.
День 18. Второй день коммерческого участка. Окончание сплава.
Утро вышло мрачным. Шагаев рванул по берегу искать катамаран. Наша команда при помощи зубров стала искать дырки в обоих баллонах и, надо сказать, что дырок было найдено столько, что зубры сильно удивились, что мы вообще смогли перемещаться на таком решете. Шагаев вернулся с одной аптечкой — немногим из того, что лежало на унесенном кате. Он рассказал, что он дошел до серьзного препятствия, по пути встретив еще один заметный порог. На берегах помимо аптечки обнаружено было 3 комплекта вонючих человечских останков.
фото — Жук (Норд-Ост) Мы занесли вещи в прибывший автобус (Радж ночевал где-то в ближайшем поселке) и потихоньку начали сплавляться уже двумя катамаранами, внимательно изучая берега на предмет ушедшего с катамараном снаряжения. Так мы дошли до изумительно красивого узкого каньона с высокими стенками.
Осмотр показал, что порог можно было идти и так, а больше чем на 4 к.с. он вряд ли тянул. Вскоре же мы добрались до кульминации рафтового участка, который рафтеры обычно обносят — порог у деревни Пандова. Порог действительно был мощным, с приличным падением и боем в скалу, но трепета у меня не вызвал. Равилевский экипаж осмотрел порог со всех сторон, на что потратил уйму времени.
Наш экипаж отнесся более легкомысленно к осмотру, но выбрал и более простой заход. Все обошлось хорошо, но я внутренне приготовился к заплыву, когда увидел перед собой приличную ямку.
Фото — Вадим За порогом была еще вторая ступень, однако гораздо менее мощная, чем первая. В целом порог хорош — по словам прошедших верхнюю часть — и тянет на 6 к.с., хотя мне больше понравилась кульминация верхнего прогонного участка. Немного ниже порога мы обнаружили утерянный катамаран, аккуртно севший на прибрежные камни. После осмотра выяснилось, что почти вся снаряга, которая была на нем уцелела и спокойно прошла тот порог, который мы осилили с таким нервным напряжением с полчаса тому назад.
Пока экипаж «голубого» спускался и загидривался, мы успели перекусить и воодушевленные двинулись к Татапани. По пути, чуть ниже ката нашли еще часть утерянной снаряги. Таким образом, потери составили одну каску, то есть практически ничего. Река практически прекратила бурлить, остались только жалкие бурунчики. Было довольно прохладно, вечерело и мы начинали мерзнуть. В деревне, которая по нашим рассчетам могла оказаться Татапани и гда мы уже практически стали разгружаться, нам сказали, что до Татапани еще 10 км, а ночь и гроза подступали все ближе. Рация не отвечала.
Равиль потерял бдительность и в одном из небольших валиков его смыло.
Народ уже начинал серьезно роптать и едва удавалось убедить их продолжать идти, т.к. уже практически ничего видно не было за исключением тех моментов, когда окрестности освещали зарницы.
И вдруг — о чудо! Рация заговорила голосом Шагаева. Через пару минут мы были на берегу, на поляне перед бывшей турбазой HPTDC, которую сильно повредило наводнение, случившееся 15 лет назад.
Радж тем временем куда-то засобирался и уехал, несмотря на просьбы остаться и даже угрозы. Обещал вернуться к полудню на следующий день, в чем люди, провожавшие его были не очень уверены. Поскольку с дровами на поляне было абсолютно глухо, пришлось идти в дхабу и проситься на ужин. Хозяин нам не отказал. Нам удалось отварить картошки, которая прекрасно шла с горчичным маслом и водкой.
Народ выступил сильно, что в сочетании с усталостью дало несомненный эффект. Сплав был закончен и многие были довольны тем как он пошел.
День 19. Отъезд в Шимлу.
После вчерашнего застолья утро добрым не было. Всю ночь по лагерю носились собаки, налетая на палатки. Одну из собак прикормили пьяные товарищи накануне, а она как в известном мультике привела друга. В общем, трудно было сказать, что народ поднялся бодрый и с энтузиазмом. Лагерь наш стоял у горячего сернистого источника — металлической трубы, торчащей из-под земли, откуда текла вода очень приятной температуры (градусов 40) с малоприятным запахом. К источнику с утра начали приходить местные жители с кувшинчиками и совершать омовения. Мы же после некоторых раздумий отправились во вчерашнюю харчевню с просьбой приготовить нам завтрак. Хозяин, будучи вегетарианцем, отказал нам в приготовлении яиц на его кухне, но зато приготовил по паре прат (лепешки-блины с картофельной начинкой, жаренные на масле), оторые мы обильно запили колой фантой по 12 рупий. Особо страждущим отнесли напитки в лагерь. Еды некоторым оказалось мало и мы попросились сварить своих макаронов. Нам позволили это сделать, но на меня постоянно зыркали, то ли неодобрительно, то ли с опасением. Перемежая сборы с завтраком и опохмелом пивом (Шагаев появился с пивом с самой неожиданной стороны — от школы неподалеку) собрали катамараны и прочие манатки. На берегу местные жители занимались кремацией, школьники прибегали на нас смотреть, а мы старательно прятались от палящего солнца ы тени бывшей гостиницы. Пришла пара колоритных персонажей, из знакомых слов не произносивних ничего, но явно дававших понять, что они хотят бакшиш. Мы старательно делали вид, что мы этого не понимаем. Святые люди получили пачку макарон и по сигарете.
Ближе к 13 все было высушено и собрано, мы отправились звонить — договариваться с HPTDC об оплате, с другим турагенством — о путешествии Равиля и Ко куда-то в Раджастан, а нас — сажать на рейсовый автобус. По дороге нам встретился автобус с Раджем с которым мы попрощались, как и остальными участниками похода. Рязанцы поехали в Ревалсар и Манали, Равиль и часть народа — из Ревалсара в Раджастан, а мы остались ждать автобуса. Такси везти нас не хотели, автобус — не ехал. Вначале нам сказали, что автобус будет через полчаса, потом — к 14-00. Автобус приехал в 14-30, как я и рассчитывал. На удивление он оказался пустым, однако, проехав 5 минут, мы оказались на автовокзале, где в автобус набежало довольно много народу. С жуткой тряской, качкой на поворотах, холодом под вечер и, поначалу, в давке мы добрались до пригородов Шимлы. На перевалах местами лежал снег. На подъезде к Шимле автобус сломался. Нас загнали в какой-то остойник и нам пришлось перегружаться другой автобус, холодный и страшный. Еще час езды и мы в Шимле. М. узнала, что автобусы в Дера Дун — ближайший к Ришикешу (куда хотела М. по рекомендации Шагаева) и Харидвару (куда хотел я, внимательно почитав библию) город уходят утром, купила билеты. Вокруг нас ошивались какие-то люди, предлагавшие гостиницу и помощь в переноске вещей. К концу ожидания они меня до того достали, что я, схватив весь багаж и оставив М. маленький рюкзак рванул в гору.
Один из носильщиков гнался за нами минут 15 и очень обижался, что мы не хотим заплатить всего 20 рупий. Когда удалось от него
отделаться, я понял, что сделал я это напрасно, т.к. я обнаружиил, что нахожусь на первой половине подъема к Моллу (центальной улицы Шимлы, где расположены основные отели). Кстати, 2 гестхуса находились в непосредственной близости от автовокзала, но М. на основе отзывов из библии отказалась в них селиться. Мы с усилиями поднялись до Молла и стали бродить в поисках гостиницы. Прошлись туда-сюда 2 раза в полной боевой выкладке и поняли, что М. ничего не нравится, а то что ей должно понравиться мы не можем найти. Мы плюнули на библию и немедленно нашли очень достойную за свою цену гостиницу. Единстенным недостатком был подъем на 5й этаж с багажом. Наличие горячей воды, относительно чистое покрывало на кровати и вид с балкона на ночную Шимлу, даже туалетная бумага (редкость для индийских гостиниц) — все нам понравилось. Насладившись гостиницей, мы пошли менять деньги (в лавке с женским брахлом, но по нормальному курсу у очень серьезного парня-сигха) и ужинать. После блужданий мы решили не пытать судьбу, а поесть в том ресторане, где обедали по пути на реку. Нам снова понравилось, особенно мне. Потом пили кофе-чай в кафе этажом выше.
День 20. Шимла-Дера Дун-Ришикеш
Утромвооруженные знанием о том, что в Шимле есть лифт, соединяющий Cart Road (часть все той же пресловутой Трансгималайской трассы в границах Шимлы) с Моллом мы оперативно без использования такси доскакали до автовокзала. М. бегала по автовокзалу, а я сидел с вещами. в трех метрах от меня мирно лежал босой индиец, напоминавший традиционного московского бомжа. Через какое-то время появился полицейский с какой-то обувью, по всей видимости принадлежавшей этому человеку. Тут стало понятно, что вряд ли в этой инкарнации обувь ему не пригодится и полицейский накрыл лицо тряпочкой, под которой лежала остальная часть тела. Мы переместились на пару рядов сидений. Вскоре М. каким-то образом удалось узнать наш автобус и я закинул большую герму на крышу пеплаца, чтобы она нам не мешалась. В автобусе помимо нас было еще 2 белых, о которых мы всю дорогу гадали, из какой они страны.
Оказалось — израильтяне. Эти зверьки, как им и положено, оказались прагматичнее русских и знали, что надо бронировать первые места в автобусе, т.к. там есть куда вытянуть ноги.
Первая часть пути лежала через сосновые леса, окружавшие Шимлу и была весьма приятной, несмотря на обилие поворотов и неровность дороги. Все же эта часть была приятнее чем большая часть вчерашнего пути. Мы были готовы к лишениям и без лишних возмущений дотерпели до самого конца поездки. Автобус останавливался в разных городах и поселках.
Запомнился Нагар, где бродили живописные свиньи невиданной замызганности и жрали помойку.
Чем дальше, тем становилось труднее дышать, воздух внизу был влажный и в конце концов мы уперлись в пробку в Дера Дуне. Впрочем, это не помешало нам добраться до автовокзала в расчетное время. Надо сказать, что целого дня нам не хватило, чтобы решить едем ли мы в Харидвар или в Ришикеш. Все решилось в последний момент, когда М. разговорилась с евреями и те сказали, что Ришикеш заметно прикольнее Харидвара, который просто большой промышленный город. Я им не очень поверил, но М. была настроена решительно и мы сели в автобус на Ришикеш, куда было минут 40 езды. Автобус отошел от автовокзала пустым, но сразу за воротами в него набилась какая-то толпа мешочников, словно только что прибывших из Точикистона. Водитель постоянно гудел клаксоном и это было на редкость мучительно после целого дня под те же звуки в автобусе. Впрочем, этот водитель был чемпионом по сигналам. С нежностью вспоминался относительно тихий Радж. В Ришикеше нас встретили те же израильтяне предлагавшие разделить расходы на поездку в туристическую часть города, которая находилась довольно далеко от автовокзала. Договориться у нас не получилось и по цене чуть выше стандартной на разных моторикшах мы уехали в тур. часть. М. выбрала какое-то место. Я пошел его искать от ближайшей улицы, куда дозволялось доехать на моторикше. Это заняло у меня минут 40, потому что место это отделял от пешеходной улицы длинный абсолютно темный корридор, совершенно непохожий на туристический проход. Следуя объяснениям я стучался в какие-то двери откуда меня посылали … дальше. Через некоторое время я оказался на более оживленной улице, от которой я тоже не был в восторге. Вид был такой — «клоуны уехали, цирк остался». Все было просто кричаще ненастоящим:висела мишура, на небольшой лощади стоял шапито с какими-то ужасно раскрашенными статуями. Клоуны появились поутру, но об этом — дальше.Я нашел гостиницу, куда меня послала М., но мест там не было. Мне предложили остановиться в гестхаусе того же хозяина. Из двух комнат на выбор я выбрал ту, что подороже, т.к. она отличалась наличием воды и водонагревателя. Притащил вещи и М. и вместе мы пошли в ресторанчик неподалеку. В ресторанчике мы встретили соотечественниц, которые уже месяц путешествуют по северной Индии, но после изложения ими своего маршрута я как-то не очень понял, что они там делают. Особенно понравилось, что они загарают на пляже Ганга. С учетом особенностей похоронных ритуалов Индии я бы так делать не стал. После маловразумительного,
День 21. Ришикеш и Харидвар
C утра нас снова посетили обезьяны. Я лежал на кровати в спальнике и слушал мантры, доносившиеся из перекрикивающих друг друга громкоговорителей ашрамов. Тут на балконе послышалась какая-то возня. Выглянув в окно, затянутое москитной сеткой, я увидел, что одна обезьяна прогоняет другую с нашего балкона. Побежденная обезьяна удалилась, испортив воздух, что мы ощутили даже в комнате.
Ночной ураган стих. Мы вылезли из нашей комнаты и побрели в замеченный накануне ресторан с интернациональной кухней, т.к. М. больше не могла есть карри. В ресторане, куда мы попали помимо континентального, американского и индийского предлагался также израильский завтрак. Памятуя о вчерашних попутчиках стало ясно, кто едет в этот город. Меню в этом и других ресторанах Ришикеша было вегетарианским. Тоже самое было и в Харидваре. Святые города, что делать. Даже яичницу сделать не могли.
Ресторан был весьма чистым. Пошли заниматься насущными делами, твердо решив покинуть этот балаган после выписки из гостиницы. Обменяв деньги, М. бросилась закупать подарки и музыку. На музыку мы потратили никак не меньше получаса, а то и весь час. Я сидел в теньке и делал вид, что я -продвинутый йог. Потом настала очередь подарков мамам — аюрведическая аптека. Там накупили всяких притирок и чаев в подарок. Бросив все это богатство в номере пошли в книжный (кстати, очень приличный книжный) — купили еще килограмм книг и открыток, а потом пошли смотреть на город. Смотреть оказалось практически нечего. Кроме знаменитого 13-этажного храма всем богам, каких вспомнили, довольно современной скульптуры Шивы запомнилось обилие навоза и навязчивый торговец печатями, имитирующими татуировку. По дороге обратно были свидетелями сцены, как на ребенка лет 5 напала обезьяна, вырвала у него из рук чипсы и моментально удалилась жрать на дальнюю оттяжку моста. По гангу плавали рафты (скукота!), какие-то белые собаки практиковали пляжный отдых, местные стирали.
В 12 мы выгрузили из рюкзака все лишнее, включая стратегический запас ветчины (что неправильно в вегетарианском городе), сдали ключ пацану, у которого по каморке бегал прозрачный гекон и пошли на автобусную станцию.
Оказалось, что такси в Харидвар не сильно дороже машины до автовокзала, поэтому мы решили ехать прямо в Харидвар. Машины -«Амбассадоры», которые производятся с колониальных времен. Даже учитывая неспешность индийского дорожного движения, мы добрались до Харидвара менее чем за час. Таксист выгрузил нас у начала пешеходной зоны, не смотря на протесты М. Отмахнувшись от рикш, мы прошли несколько сот метров до гостиницы «Ом», рекомендованной все той же «Одинокой планетой». В гостинице я просидел около получаса. М. тем временем осмотрела окрестные гостиницы, которые оказались хуже и дороже, узнала о поездах на Дели (2 поезда, билетов уже не было). Распорядитель гостиницы освободил нам более дорогой номер (в дешевом не было воды). Мы кинули вещи и пошли смотреть на храмы. Харидвар — святой город, основной храмовый комплекс расположен на берегу Ганга, гда Вишну оставил свой след и пролил божественный нектар (храмовый комплекс Хар-Ки-Паири). Мы оставили его на вечер, т.к. на закате, около 18-00 проводится церемония поклонения Гангу (ганга аарти). Тем временем мы решили сбегать в храмы, расположенные на холмах над Харидваром, очень рекомендованные библией. Канатка до ближайшего храма (Манса Дэви — богини исполнения желаний) находилась прямо около нашей гостиницы. По пути мы купили 1 набор подношений для пуджи (10 рупий), VIP-абонемент на канатку до обоих храмов и переезд на маршрутке между ними. Когда мальчишка продавал нам подношения, а мы отказывались под предлогом того, что мы не индуисты, мальчишка посмотрел на мою тюбитейку и сказал: «Да ладно, мусульманам тоже можно». С трудом найдя вход к канате, мы поехали на отдельной кабинке, т.к. с иностранцами, по всей видимости, индийцев не сажают. Из тысячи паломников мы не встретили ни одного белого, только когда спускались попалась какая-то белая семья.
Нас высадили у храма. М.долго торговалась в охранником на предмет, можно ли идти в храм в носках и в конце концов ей это разрешили. Пройдя длинную змейку, как на паспортном контроле в Шереметьево, мы попали в помещение, где собственно и находились алтари разных божеств. Перед входом в это помещение полагалось коснуться правой рукой порога, а потом этой же рукой — лба. Потом в обмен на пожертвования и деньги можно благословиться у алтаря различных божеств.
Брахманы, которые служили у алтаря не выглядели какими-то алчными или экзальтированными. Вполне нормальные мужики, иногда — молодые парни. В зависимости от вида алтаря и божества отличался вид благословения: где-то ставили тику (точку на лоб), где-то повязывали на руку шерстяную нитку, но везде давали прасад — часть чьего-то подношения: сладкую крупу (нечто из сахара, имитирующее рис), сладкие рисовые колобки, цветы или еще что-нибудь. Каждый алтарь хотел что-о около 10 рупий, поэому тем, кто поедет по нашим стопам советую запастись мелочью. Часто более мелкой купюры тоже достаточно. Местные и по 1-2 рупии бросают. В общем, ощущение позитивное, нет неприятия чужаков, на нас смотрели скорее как на смешных чудиков, чем как на врага. В России как бы смотрели на кришнаитов, пришедших в церковь где-нибудь в Пскове? Индийцы — зайчики. После выхода из комплекса у нас на лбах было по 3 разноцветные тики, на руках — какие-то шерстяные нитки, у М. — счастливая монета. С точки зрения декора и архитектуры этому храму даст фору любой наш православный новодел. Выглядит все не сильно привлекательно. Да и датировка — начало 20 в. не впечатляет.
Мы вылезли из канатки, поменяли крупную купюру ради оптимизации расходов на пожертвования и утоления жажды и сели в маршрутку, которая повезла нас в противопложный конец города через Ганг к другому храму — Чанди Дэви. Как и ранее, мы поднялись по канатке и оказались у развилки.
Оказалось, что помимо Чанди Дэви там есть еще один храм, кого — сказать не могу, но тоже очень приличной Дэви. Здесь было больше нищих и попадались дельцы более интересного свойства. Они меняли купюры по 10 рупий на 9 (или 8) рупий монетами для оптимизации пожертвований. Народ там выглядел как на прогулке на в парке. Многие приходят в храм семьями, причем явно, что для многих храм — это место, где можно продемонстрировать себя и своих домашних. Часто семьи посетителей достигали неприличных размеров. Кроме собственно храмов туда стоит подняться ради хороших видов на Ганг, разбитый в этом месте на рукава и образующий широкую долину. В одном из храмов брахман долго копался в куче прасада и одарил М. чем-то особо вкусным, что М. не стала есть по причине брезгливости.
Нагулявшись наверху, мы спустились и оказалось, что уехать оттуда весьма проблематично, т.к. такси там не было, а местные маршрутки почему-то все уехали. Кроме того, с нами сверху спустилась одна обширная семья и ее надо было срочно куда-то отправить. М. начала дергаться, т.к. мы опаздывали на ганга аарти, которая начиналась в 18-00. Наконец М. удалось всех построить, пришла машина и отвезла нас к гостинице. Там мы схватили штатив и поймали рикшу, который нас достаточно быстро довез до Хар-Ки Паири. Там мы купили лодочку из листьев банана с цвеми и свечой внутри, купили спички у мальцов и помчались к Гангу. У матушки-Ганги (так ее называла по-русски надпись на мандире) было много народу. Даже не верится, что в будний день столько народу может участвовать в религиозной церемонии. К берегу было не пробиться. Нас отловил служащий гата (храмового комплекса) и, как рекомендовала Книга, мы ему пожертвовали немного денег, а он нас отправил разуваться. Все было настолько благостно, что мы расслабились и позволили взять нас в оборот каким-то двум жиганчикам, которые под видом брахманов, прочитав (кажется на хинди) какие-тио молитвы (по моему разумению они должны быть на санскрите, но я не берусь судить), спросили сколько сотен рупий мы хотим пожертвовать. Мы сказали, что все что хотели, мы уже пожертвовали, они явно обиделись, но завершили ритул символическим омовением нас в Ганге. Мы им оставили утешительных 50 рупий и занялись фотографированием.
Наконец покончив со своеобразной культурной программой, мы пошли развлекаться более приземленно — ужинать. Путь наш лежал через торговые кварталы. В торговых рядах поразило, что к числу традиционных для города товаров относятся… трости для пожилых людей. Там мы увидели столько этих предметов, сколько не видели за всю жизнь. Мы долго искали забегаловку, которая была рекомендована библией, но когда нашли, М. отказалась туда идти, т.к. вывеска там была бенгальская, а выглядела она типично по-индийски, то есть не блестела чистотой. Мы вырулили на главную улицу и скоро нашли пару мест, выглядивших достойно, хотя и не предлагавших куриного супчика, которого М. так хотела. Святой город, что делать! В одном из кафе нам понравилось. Выглядело это место настолько чисто, что я не побоялся заказать себе банановый ласси (что-то типа йёгурта). Т.к. остальные посетители были местные, то на нас смотрели как на ученых обезьян. М. попросила лайм (для дезинфекции, вместо лимонного сока) и долго пыталась разрезать его тупой стороной ножа. Индийцы смотрели на это как на особый ритуал и когда мы уходили официант дал ей призовой лайм. При всей относительной цивильности кафе в нем пару раз выключали свет. Впрочем, еда была супер. Я съел тхали (рис, соус и маринад) и доел за М. все, что она заказала, т.к. индийская пища ее явно утомила. По пути домой нам попались местные пацаны с барабанами. Потом — еще более диковинное зрелище: едет телега, на ней установлена светомузыка и аккустика и перед этой телегой пляшут пацаны. Этакая передвижная дискотека. Мы облазили город в поисках чего-нибудь на завтрак, купили бананов и папайю (которую я, правда, съел вечером в одно лицо :)).
День 22. Харидвар — Дели. Достопримечательности Дели.
Изначально у меня было мало надежд поглядеть и на Харидвар на Дели, но мало-помалу началась исполняться программа-максимум. Итак, мы решили выдвинуться с самого утра, чтобы успеть хоть что-то посмотреть в Дели. Утром вскочили, зажевали бананов с печеньями, оседлали рикшу и помчались на автовокзал, благо — под гору. На автовокзале М. стала бросаться на все автобусы и даже загнала меня со шмотьем на крышу одного из них, чтобы я загрузил багаж. К моей радости горячка у нее отступила и мы спокойно сели в пустую развалюху, уходившую через 20 минут. «Это экспресс?»-«Да, это- экспресс». Через час езды экспресс потерял одну рессору и минут 20 чинился. Самая рабочая часть экспресса был клаксон, который гудел все 5 часов поездки. В пробках к нам в автобус заходили продавцы еды, воды, каких-то полезных вещей. Пару раз делали технические остановки, но места остановок не вызывали ни малейшего желания покинуть автобус. Ближе к Дели пробки сгустились, но в самом Дели рассосались опять. Из дорожного движения особенно экзотично выглядел человек везший на велосипеде металлические пофили длиной метров 12. Как он помещся в потоке машин, мотоциклов, ослов и быков сказать трудно. На автовокзале после жесткой торговли мы поймали рикшу, который не только не знал дороги, но и не понимал карту. Он при помощи своего диспечера-сутенера, который сносно говорил по-английски объяснил нам, что старый Дели, куда мы хотели поехать и остановиться, сегодня закрыт для проезда (что оказалось неправдой) и мы решили остановиться в районе Пааргадж, расположенном недалеко и изобилующем недорогими приличными отелями. Мы, сами впервые катающиеся по Дели, говорили нашему извозчику куда поворачивать и довольно скоро прибыли в намеченную гостиницу в районе, примыкающем к старому Дели. Мы решили шиковать в последний день, поэтому выбрали роскошную гостиницу Metropolis Tourist Home- почти *** по турецким меркам. Там было белье, кондиционер и чистый туалет. Цивилизация! Не задерживаясь долго в гостинице, мы помчались в Красный Форт — дворец Могольских императоров Индии.
Неожданно для себя М. обнаружила там обилие возможностей для шопинга, чем не приминула воспользоваться в результате чего наша прогулка по Дели попала под угрозу срыва. Мы купили одну шкатулку из мрамора и мне удалось оторвать М. от любимого занятия. Оказывается, М. была на очень в курсе, что такое Красный форт и удивилась узнав, что это — дворец. По моим ощущениям комплекс едва ли не превосходит Топ Капы в Стамбуле, а правильные формы и ухоженные газоны делают его очень приятным для прогулок. Внутри мы, конечно, не успели зайти ни в какие музеи, но осмотрели замечательные павильоны. Очень интересна личная мечеть императора: наружние стены совпадают с геометрией дворца, а внутри комната развернута в сторону Мекки. Надо всеми этими чудесами летали абсолютно зеленые попугаи.
На выходе М. обуял еще один приступ шопинга, которого я уже не выдержал. Пришлось ждать ее около получаса снаружи, любуясь на джайнистский храм и ПКиО между Красным фортом и храмом :). Тут уже было понятно, что пройти всю программу нам не удастся. Когда М. выскочила из Форта с еще одной мраморной шкатулкой, мы двинулись дальше под нытье М., что она голодна.
По пути к Главной мечети — одного из главных сайтов Дели мы попали на праздничное шествие: музыканы, актеры, повозки. Я пошел снимать со стороны тротуара, а М. некоторое время шла прямо во главе колонны.
Поснимав это колоритное зрелище, насколько нам позволило освещение, мы оказались у Главной мечети. Как раз было время молитвы и мужики у входа, глядя на мою тюбитейку, делали мне знаки, дескать молитва в разгаре, беги быстрей, опаздываешь. Я поблагодарил «единоверцев», мы поснимали мечеть и пошли в кебабную.
Кебебная отличалась от прочих виденых нами на Ближнем Востоке двумя фактами: из напитков была только вода и кола, а все мясные кебабы были из муттона, что, как известно, по-индийски — козел, что нам подтвердили другие посетители. Тем не менее кебабы были прекрасные и мы с удовольствием после святых городов поели мяса и кур.
По окончанию трапезы мы вышли на рынок и… оказалось, что мы еще не купили золота!
По этой причине мы напрягали усталые ноги и мозги еще часа полтора в поисках хоть чего-то приличного в этом сумасшедшем городе. Вкус индиек по части золотых украшений — это нечто. Наконец мы нашли подходящую цепочку и пошли искать выход. Выход не был найден сразу. Потом мы долго ловили моторикшу, которые все почему-то оказались заняты, а велорикши были дороже. В общем, все закончилось благополучно и мы вернулись спать в гостиницу.
- 28.1.08 16:12 Pi А что не так, Нгуэн Валентинович?
- 28.1.08 12:44 Гостьsashok ну ты митрич и нагнал гглавное нне ббаяца вот