Виктория-Нил. Рафтинг. Каякинг. Сплав. /р. Белый Нил / Уганда / 2006
И.Зудин
Если есть для водника рай на Земле, то он, без всякого сомнения, находится на Белом Ниле, в Уганде.
Почему? Посуди сам – лето круглый год (это же Африка!), вода в реке теплая, всегда! И воды этой много. Даже очень много. Широкое русло Нила разбито островами на многочисленные рукава, в которых притаились пороги и водопады на любой вкус, любой сложности. В порогах огромные волны и бочки бьют, словно о стену. И при этом почти все безопасно. Не нужно думать о стоянке и ночлеге. Для этого есть уютные кемпинги с водой, электричеством и Интернетом, а в баре всегда есть пиво.
Здесь красивые места. На красной земле цветет кофе. Хороший кофе. Воздух наполняет аромат жасмина. Дружелюбное черное население. Много солнца, много фруктов. Мало забот. Ощущение настоящего отпуска, или даже награды. Награды? Возможно…
Именно о таком месте мы мечтали на берегу холодного озера Дюпкун на Путоранах. Было начало августа. Накануне, на сплаве целый день шел дождь, то тише, то сильнее. Температура едва дотягивала до + 10 С. Ночью около ноля. А в тот вечер выглянуло солнце, и над озером разлился потрясающий северный закат. Сидя у костра и отплевываясь от вездесущей мошки, пили коньяк, припасенный по случаю дня рождения. Делились впечатлениями, строили планы на будущее. Участники экспедиции на Голубой Нил вспоминали о своих экстремальных приключениях в Эфиопии. Крокодилы, водопады, тропические ливни, паводки, вооруженные банды и т. д., и т. п. Голову кружило от всех этих африканских чудес. Кто-то предложил сплавиться по второму истоку великой реки – Белому Нилу. Тогда это воспринималось как, нечто нереальное, как что-то невозможное. Мы сидим за Полярным кругом, на сотни верст ни души. До конца маршрута в Хатанге более 1000 километров. А тут Африка, Нил…
Прошло два с половиной года…
Январь, 2006. Наша рязанская команда в Джинже, Уганда. Мы уже две недели в Африке. Было восхождение на Килиманджаро, была поездка в Нгоро-Нгоро — зоопарк под открытым небом. Закончились утомительные переезды по Кении и Танзании. Но все эти яркие и пыльные впечатления позади. Теперь точка приложения наших усилий – Виктория-Нил (Victoria Nile). Так называется верхняя часть Белого Нила между озерами Виктория и Альберта.
У нас три четырехместных катамарана среднего объема, достаточно опытная команда и сильное желание, как можно быстрее сесть на воду. Под завязку грузим матату (это местный микроавтобус-такси) нашим снаряжением и едем в кемпинг Nile River Explorers. NRE – это самый популярный кемпинг в верховьях реки. Он расположен на высоком берегу Нила, рядом с водопадом Буджигали. Отсюда мы и начнем сплав по Нилу.
Сплав
При подготовке к путешествию у нас было очень мало информации о реке. И мы решили разобраться на месте, какие участки реки пригодны для спортивного сплава на наших судах, а какие нет. В итоге, уже на реке, выяснилось, что длина первого порожистого участка представляющего для нас интерес, около 50 км. Дальше начинается судоходный участок реки и озеро, т.е. более 100 км спокойной воды. Следующий участок с порогами, интересными для сплава находится в Национальном парке Мерчисонские Водопады. Каждый день пребывания в нем, как нам сказали, стоит 50$ за каждого человека. А денег и времени, как всегда в обрез.
После короткого совещания, учитывая советы менеджеров кемпинга NRE, хорошо знающих реку — решили пройти только верхний участок, от Буджигали. А чтобы наша флотилия не «заблудилась» в протоках и для связи с «аборигенами», нам от кемпинга (за 100$!) был выдан гид по имени Алекс – черный парень на каяке.
Когда мы почти собрали каты, или «катарафты» (так «они» называют наше уникальное отечественное средство сплава), какой-то «финн», увидев их, подошел и спросил: — « До моря поплывете?». Мы посмеялись над его шуткой и в ответ предложили «пройтись» с нами. Он, замахав руками, исчез. Возможно, три наших К4 выглядели весьма необычно среди здешних каяков и рафтов. Возможно, не совсем обычно выглядели мы, притащившие их сюда, за 6000 км от Рязани.
И вот настал долгожданный момент — спускаем катамараны на реку. Мы на воде, на Ниле!
Ширина реки здесь, в самых верховьях, местами доходит до трехсот метров. Берега не высокие, холмистые. В местах выхода коренных пород русло реки перегораживают острова. Тем самым образуются мощные пороги в протоках. При расходе реки в 1500! куб. метров в секунду возникают масштабные препятствия в виде валов и бочек. За два сплавных дня мы должны пройти примерно 50 км и около 20 порогов от 3 до 5+ мкс, которые расположены в протоках между островами. Конечно, прохождение таких препятствий требует от экипажей наличие опыта и слаженной работы. При ошибке может положить в любом месте, но не волнуйтесь – крокодилов здесь нет. Их давно всех истребили, гиды сказали нам – «купайтесь спокойно»!
Первые пороги не выше 3-ки. Есть время привыкнуть к воде, адаптироваться. Идем без осмотра. Он здесь редко где возможен, да и не нужен — из-за большого количества островов и огромной ширины русла все равно ничего не увидишь. Алекс перед порогом кратко объясняет ближайшему экипажу, что это за препятствие и линию движения в нем. Идем друг за другом на дистанции.
Сложность постепенно нарастает. Валы в иных порогах достигают 3-х метров, и их приходится обходить. Нередко требуется очень быстро принимать решение и маневрировать прямо перед сливом. Проходим все пороги без переворотов. Параллельно с нами черные гиды веду группу на рафтах, у них уже состоялась пара оверкилей. Забавно наблюдать, как в несложном трехметровом сливе с рафта смывает весь экипаж. Практически все пороги на Ниле заканчиваются плесом, где в случае переворота можно спокойно поставить судно на ровный киль, собрать экипаж и продолжить сплав.
От прохождения получаем огромное удовольствие. На широких плесах можно слегка расслабиться – кульбит с ката и ты плаваешь на спасе в теплой нильской воде!
Однако отдыхать еще рано, река показывает нам свою мощь. Последнее препятствие первого дня – водопад Itanga все же вынудил один из наших экипажей отказаться от прохождения. Гиды «зачалили» нас к месту, где обносят каяки и рафты. Но стартовать отсюда для прохождения водопада не совсем удобно. Приходиться делать траверс почти до середины протоки и потом, круто развернувшись носами по течению резко набрать скорость для прыжка примерно с 8-ми метровой высоты. Более интересное прохождение было бы в протоку между островов, ближе к левому берегу. В этом случае, катамаран, проходя по основной струе фантастических размеров, попадает в такие же огромные валы и бочки. В нашем случае, прыгнув вдоль правого берега, где слив более пологий, пришлось лавировать между маленькими островами и береговыми скалами…
Вечер. Первый день сплава по Нилу завершился. Переполненные впечатлениями и пивом, сидим на открытой веранде в баре. Уже отгорел сочными алыми красками африканский закат. Традиционная вечеринка рафтеров только разгорается. Веселый шум, хохот, суета создают приятный фон. Этот фон помогает расслабиться и раствориться в густом ночном воздухе. Почти идеальное место для релаксации. Но мысли невольно «поворачивают» к дому, от ностальгии не уйти:
— У нас сейчас мороз за 30.
— Да тут даже ночью жара.
— А мы вообще, на одной планете?..
На следующий день мы продолжили сплав. Этот участок Нила уже меньше насыщен порогами и они несколько проще. Но нам пришла отличная идея — покататься на нильских волнах. Глядя на то, как каякеры крутят в бочках фристайл, нам захотелось сделать нечто подобное, но только на К4. Поначалу ничего не получалось. Пару волн мы проехали мимо, не зацепившись. Видимо они были мелковаты для нас ( или наоборот?). Смогли зарубиться с третьей попытки, в бочке посолидней. Катамаран мгновенно превратился в дикого скакуна, который пытается скинуть седока или опрокинуться вверх копытами. Еще это похоже на какой-то дикий, бешеный танец. А под катом вот-вот разверзнется водная бездна. Есть! АДРЕНАЛИНИТ! Парни сразу ожили. Оседлали еще несколько волн. Чем больше размер волны, тем больше кружит и кидает кат в разные стороны. Чем меньше размер волны, тем больше нужно прикладывать усилий, чтобы зацепиться и не слететь с нее. Эту джигитовку мы окрестили «водным родео» и Нильские пороги идеальное для этого место. Маленький минус – на популярные волны есть очередь. Поэтому в суводи приходится постоянно отрабатывать назад, чтобы не «затоптать» впереди стоящих каякеров.
Рафтинг
Вместе с нами по Африке путешествовала небольшая команда наших рязанских дайверов.
По первоначальному плану они собирались арендовать рафт и сплавиться по Нилу параллельно с нами. А после этого переехать и понырять на Занзибаре. Но тут опять вмешались проблемы типа время-деньги-не-ту, и вполне понятное для любого дайвера желание – быстрей на дно!( или до дна!). В результате мы поехали в Уганду одни. Так и не получилось из них рафтеров, а мы сплавлялись чисто катамаранной компанией.
Надо сказать, что рафтинг по Нилу – действительно экстремальный отдых, особенно для тех, кто ни разу не держал в руках весло. И это правда, что огромные нильские валы и «бочки» неминуемо перевернут ваш рафт.
Вообще рафтинг – это сплав на специальных надувных плотах (рафтах) по бурным горным рекам с преодолением порогов различной сложности. Для этого, помимо специального снаряжения, требуется хорошая физическая и профессиональная подготовка (в России рафтинг используется в коммерческих целях). Коммерческий рафтинг проводится на участках реки безопасных для жизни, при этом рафтом управляет опытный гид, хорошо знающий этот маршрут. Дополнительно, для большей безопасности, применяется страховка с воды. Ее осуществляют гиды на каяках — это на случай переворота рафта.
Существует всеобщая, международная классификация сложности порогов (мкс) по степени опасности и проходимости.
Категория I: несложные.
Течение имеется, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.
Категория II: умеренно сложные.
Линия движения очевидна с наплыва, однако существуют простые препятствия. Могут присутствовать небольшие сливы и бочки. В некоторых местах поток ускоряется.
Категория III: сложные.
Существует вполне определенная линия движения, которой необходимо придерживаться, однако ее легко увидеть с наплыва. Валы могут быть высокими и беспорядочными. Камни и другие препятствия могут быть многочисленными. Существуют бочки и небольшие улова.
Категория IV: очень сложные.
Линия движения в пороге не всегда очевидна. На этом уровне сложности большинство каякеров предпочитает проходить пороги с предварительным просмотром. Пороги непрерывны, вода может быть мощной. Бочки очень мощные. Необходимо постоянное маневрирование.
Категория V: чрезвычайно сложные.
Предварительная разведка препятствий, как правило, необходима, поскольку они содержат участки, представляющие серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и сложные бочки. Препятствия непрерывны.
Категория VI: официальный верхний предел.
Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать любые типы препятствий со сложным заходом и выходом. После того, как препятсвие класса 6 было многократно пройдено, его рейтинг может быть снижен до 5 к.с.
Степень сложности рафтинга на Виктории-Ниле вполне соответствует 4-5 к.с.. – это сложный маршрут, но в зависимости от вашего выбора гиды могут уменьшить сложность маршрута. Возраст участников от 16 лет и выше, специальной подготовки не требуется. Опытные инструкторы за полчаса занятий на спокойной воде научат, как правильно грести и падать внутрь рафта и держаться, чтобы не оказаться за бортом. Именно такие «ученья» мы видели на реке перед сплавом.
Все маршруты рассчитаны на полдня, один день и два полных дня. Наибольшей популярностью пользуется однодневный маршрут. Обычно сюда включена доставка и питание. За день проходятся все 5 основных порогов, это около 30 км. Водопад Itanga — «Плохое место» конечная точка дневного сплава. Это место своей мощью впечатлило всех участников сплава. Не часто увидишь, как река шириной с Волгу всей водной массой прорывается через водопад. Гиды зачаливают рафты и каяки к правому берегу до водопада. Однодневный маршрут закончен. После «фото экипажа на память», бурного обмена впечатлениями от переворота (даже не сомневайтесь — переворот будет обязательно!, это уже «включено» в программу сплава), людей и снаряжение грузят на транспорт и везут назад в кемпинг. А теплым африканским вечером, плавно перетекающим в ночь, всех участников рафтинга ждет горячая! вечеринка с просмотром фильма о сплаве. За 50$ его можно купить на память.
Каякинг.
Именно каякерам больше других пришлись по вкусу эти пороги.
Виктория-Нил, как они утверждают, самое лучшее и удобное место для тренировок зимой, идеальное место для сплава или фристайла и, конечно, для общения. Каждый год здесь собираются лучшие каякеры из разных стран. Ветеранов и новичков привлекают уникальные пороги разной степени сложности. Каждый может подобрать волну под себя. Как правило, все останавливаются либо в вышеупомянутом NRE — это верхний кемпинг (рядом волна Ugly sisters ), либо в Hairy Lemon — «Волосатый Лимон» (волны Nile Special и Nile Club) — нижний кемпинг. Обычно от кемпинга идет сплав до одного из порогов, потом катание на волне, потом на следующий порог, катание и т.д., в условленном месте вылезаешь на берег, где тебя уже поджидает такси (это может быть небольшой грузовичок на несколько человек или бода-бода — мотоцикл на одного пассажира). Грузишь снаряжение, садишься и обратно в кемпинг.
Каяк можно взять на прокат(50$ за день). Возможно обучение в школе каякеров. Квалифицированные инструкторы начнут обучение с самых азов. Вводные уроки стоят 60$ с человека в день.
Среди наших не нашлось желающих воспользоваться этой услугой. Зато нашлись желающие просто покататься на каяке без посторонней помощи. Взяли каяк на прокат и ребята, похоже, остались довольны.
Наш экипаж не ограничился двухдневным сплавом. Затащив кат выше Буджигали мы провели хорошую тренировку. Затем прошли водопад и после непродолжительного отдыха снова устроили «водное родео» на Ниле, на радость черной ребятне, стоящей на берегу.
День отъезда, как всегда бывает, подкрался незаметно. Утром неспешно погрузили все снаряжение в матату и отправились в аэропорт Энтэбе. Затем перелет до Каира, где из-за нестыковки рейсов мы задержались на сутки (пирамиды, сфинксы, папирусы…) и лишь на следующий день мы в ледяной (-27) Москве. Одеваем все теплые вещи какие есть и бежим в поджидающий нас рязанский автобус.
За окном уже мелькают рекламные щиты трассы М-5, под колесами хрустит перемерзший январский снег. А мы сидим в теплом кругу друзей и пьем за успешное завершение этой экспедиции и за те, которые ждут нас впереди.
Мы возвращаемся домой.
Справка
Черчилль называл Уганду Жемчужиной Африки за неповторимую красоту и мягкий климат.
Уганда – государство в Восточной Африке. Это аграрная страна, где экспорт отличного кофе занимает первое место в доходной части бюджета. На втором месте – туризм. Столица Кампала. Денежная единица – угандийский шиллинг. 1 US $ = 1.747 U. Sh. ( январь 2007 г.). 1000 U. Sh = 15 руб. Уганда – авторитарная президентская республика, где вся власть сосредоточена в руках президента. Политическая ситуация в стране несколько напряженная. Мы это почувствовали, когда в Джиндже мимо нас на приличной скорости помчалась колонна примерно из 10 автомобилей. В открытых грузовиках сидели вооруженные автоматическим оружием солдаты, на джипах бойцы стояли за станковыми пулеметами. Спросили- что это было? нам ответили, — это проследовал президент Уганды. Правда, кроме этого случая вооруженных солдат мы больше не встречали. Власти опасаются террористов из повстанческой группировки Армия сопротивления Господа. Вообще история этой страны на протяжении последних 40 лет изобилует кровавыми событиями. При диктатуре Иди Дада Амина, который временами любил отведать человеческого мяса, было убито более 300.000 человек. Идусы, а в основном они занимались торговлей, были объявлены вне закона, их имущество было национализировано, а затем разграблено. Война с соседней Танзанией, бомбежки Суданской авиации, противостояние внутри самой Уганды – все это долетает отголосками до сегодняшних дней. Проезжая по стране мы не заметили ничего, что напоминало бы о тех событиях. Президенту и правительству страны удалось переломить ситуацию в позитивном направлении. Подтверждением этому является то, что ежегодно страну посещает большое количество туристов.
Чтобы попасть в Уганду мы воспользовались авиакомпанией Egypt Air т.967-06-21 (посадка в Каире), но можно лететь Emirates т.514-19-19 (через Дубаи).
Перед поездкой в Африку не забудьте сделать прививку от желтой лихорадки, а за 2 недели советуем начать принимать таблетки против малярии.
- 2.10.07 11:59 A.M.арков Летали туда и обратно египетскими авиалиниями. По чём билеты до Найроби (Кения)и обратно из Уганды с посадкой в Каир,(на обратном пути сутки в Каире -размещение в отеле 3-4* с питанием включено)не помню около 1000$, если заранее покупать и групповой(более 8 человек)- соответственно дешевле выйдет да и эта информация естественно устарела, авиакомпании меняют условия и рейсы-смотрите по реальным срокам и местам. С багажом проблем небыло, т.к. народу у нас много было и не все летели на сплав, некоторые поехали после восхождения на Килиманджаро на подводное ныряние на о.Занзибар, поэтому три катамарана-больших четвёрки с рамой перевезли без проблем. Хотя если только покататься на каяках и рафтах 2-3 дня, может проще в аренду взять на месте.
- 1.10.07 17:30 СашаНекрасов Привет,я тоже все думаю о Ниле и Замбези, правда из Питера.Не расскажете подробнее, что за авиакомпания, почем билеты, как там с багажом? Кат-то тяжелый, как у них с ограничениями?Спасибо,
Саша - 12.9.07 10:19 A.M.арков Спасибо, Игорь ! Прочитал,как снова там побывал. Надо теперь по Замбеза сплавиться…
- 12.9.07 10:13 Pi спасибо, Игорь! отличный отчет.