Садомский Игорь
Алтай-2008 Северо-Чуйские — Южно-Чуйские белки
КРАТКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
о пешеходном походе IV к/с,
совершенном с 28 июля по 22 августа 2008 г. по Центральному Алтаю
(Северо-Чуйские и Южно-Чуйские белки). Маршрутная книжка № 5/1.
Руководитель: Садомский И.Ю.
1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ:
Проводящая организация: Рязанский городской клуб туристов (СТООЦ г. Рязани)
и команда т/к «Альтаир» Рязанской радиотехнической академии.
Вид туризма: пешеходный.
Категория сложности: четвертая.
Район путешествия: Центральный Алтай (хребты Северо-Чуйский, Южно-Чуйский).
Протяженность маршрута: 179 км.
Нитка маршрута:
п.Чибит — пер.Орой (н/к) — р.Шавла — оз.В.Шавлинское — пер.Орбита + пер.Москвич (1Б) — пер.Молодых (2А) — пер. В.Туманный (2А) — р.Камрю — Карагемская поляна — р.Атбажи — пер. Переметный (1Б) — ледн. Б.Талдуринский — пер.Сибстрин (2А) (рад.) — пер.Некрасова (1Б) — р.Талдура — пос.Бельтир.
Всего пройдено: 7 перевалов, в том числе 1-н/к, 3-1Б, 3-2А (один радиально).
Продолжительность активной части похода: 19 дней (из них 1 дневка и 2 дня отсидки из-за непогоды).
Сроки проведения похода: c 28 июля по 22 августа 2008 года.
Численность группы: 8 человек.
Состав группы:
2. ЧАСТЬ 1
В конце июля — начале августа 2008 г. мы прошли поход по прекрасному во всех отношениях району — Ц.Алтаю.
Мы познакомились с природой Северо-Чуйских и Южно-Чуйских белков, получили опыт прохождения достаточно сложных ледовых перевалов.
Мы наблюдали красивейшее и редкое явление природы — полное солнечное затмение, произошедшее 1 августа 2008 г.
Маршрут соответствует 3 к.с. горной или, учитывая линейный характер маршрута, прохождение всех локальных препятствий с полной выкладкой,
а также продолжительность активной части похода — 4 к.с. пешеходной.
Был пройден следующий маршрут: п.Чибит — пер.Орой (н/к) — р.Шавла — оз.В.Шавлинское — пер.Орбита + пер.Москвич (1Б) — пер.Молодых (2А) — пер. В.Туманный (2А) — р.Камрю — Карагемская поляна — р.Атбажи — пер. Переметный (1Б) — ледн. Б.Талдуринский — пер.Сибстрин (2А) (рад.) — пер.Некрасова (1Б) — р.Талдура — пос.Бельтир.
Район путешествия довольно посещаем и неплохо представлен в Интернете.
Однако, при подготовке похода, мы столкнулись с недостатком информации о современном характере долин, состоянии и границе ледников, изменения которых обусловлены глобальным потеплением климата и последствиями сильнейшего землетрясения 2003 года.
Техническое описание отчета описательное, мы решили не указывать подробный хронометраж движения, т.к. темп движения во многом определяется физическим и моральным духом команды, грузом, который несет каждый участник, погодными условиями.
Тем более далеко не каждая группа практикует, как мы, делать днем полноценный обед. По нашему мнению, важно более точно указывать по какому берегу реки или озера идет человеческая тропа, координату GPS удобной стоянки или моста через реку. Направление движения, если не указано обратное — орографическое.
Координаты GPS в отчете приведены в системе WGS84. При указании их в отчете вначале дается высота над уровнем моря, затем координата точки, и, если есть необходимость, местное время.
В отчете использованы авторские фотографии Н.Середы, а также фотоматериалы С. Пронина и П. Халявина. Картографический материал скачен с сайта http://maps.poehali.org. Прекрасные цветные 500-метровки.
Подъезд до г.Бийска осуществляли от г.Москвы по ж/д с пересадкой в г.Новосибирске
на местный поезд сообщением «Новосибирск-Бийск». От прямого поезда «Москва-Бийск» №096Н мы отказались из-за отсутствия билетов (состав группы окончательно определился непосредственно перед походом) и поздним прибытием по расписанию поезда в Бийск. От Бийска до п.Чибит по Чуйскому тракту добрались на пассажирской «Газели», предварительно заказав ее по электронной почте в ООО «БийскАлтайТур» (Замчалов Иван Юрьевич, ivan@mail.biysk.ru http://www.bialtur.biysk.ru/ ICQ# 457478910). Все получилось по плану — группа добралась до п.Чибит 31 июля 2008 г. в 14 часов по местному времени и до темноты отошла на достаточное расстояние от поселка.
Однако, по словам шофера маршрутки и информации повстречавшихся нам на маршруте групп, обычно с Москвы доезжают на поезде «Москва-Бийск» до Барнаула, откуда через ООО «БийскАлтайТур» почти за те же деньги, что и от Бийска добираются до п.Чибит.
Это объясняется тем, что чаще всего «Газели» работают на маршрутах в г.Барнауле,
откуда и едут в Бийск по заказу Замчалова. Подъезд по Чуйскому тракту через ООО «БийскАлтайТур» обошелся по 9 тыс. рублей с группы, тогда как на весь путь до г.Барнаула из п.Бельтир на попутном транспорте и рейсовых автобусах с учетом дополнительных 150 км между Чибитом и Бельтиром в 4 тыс. рублей. От Онгудая до Бийска на такси (Жигули 10 модели) по действующим местным расценкам доехали за 600 руб с человека.
И если на маршрут имеет смысл связываться с Замчаловым, при этом заплатив за километраж туда и обратно, то смысл заказывать в тридорого транспорт и бежать с гор к «сроку» есть если только у вас заранее куплены билеты на обратный поезд или самолет. Кстати, с Новосибирска до Рязани прямого поезда нет и надо пересаживаться в Москве.
Не менее интересный вариант, который просматривался у нас — уехать с Транссиба до Челябинска, а там пересесть на поезд, проходящий через Рязань. Билеты, в отличии от поездов до Москвы, были в кассе.
Путь с Новосибирска до Рязани через Челябинск в результате был бы на 1,5 тыс. руб. на человека дешевле, чем по Транссибу. По времени выходило практически одинаково. В обоих случаях одна пересадка, но приехать в Рязань из Челябинска плацкартным вагоном приятнее, чем переполненной электричкой из Москвы. Увы, мы это поняли слишком поздно.
Кстати, маршрут лучше идти в обратном направлении — начинать с пос. Бельтир. Его высота над уровнем моря 1960 м, тогда как Чибит расположен на высоте 1200 метров.
Группа умирала без акклиматизации на жаре с полными рюкзаками в конной тропе при наборе высоты на пер.Орой (высота 2227 м над уровнем моря), и воды часто рядом не было. А вдоль Талдуры от Бельтира практически до верхнего пастбища колхоза Кызыл Маны ровный плавный набор высоты и, в принципе, можно заброситься на «Урале», договорившись с местными жителями поселка.
До Джелло, по крайней мере, проходят достаточно легко легковые внедорожники.
В.Шавлинское озеро. Вдали вершины Красавица и Сказка.
31.07.2008 г. По Чуйскому тракту доехали до первого моста через р.Чую (1126 м, N50 19.635 E87 28.249). Мост расположен примерно в 3 км не доезжая пос.Чибит, в 50 метрах от тракта, виден с дороги.
По описаниям это одно из возможных мест начала активной фазы похода. Мост добротный, проходимый для автомобилей.
Водитель «Газели» уверенно сказал, что отсюда многие начинают маршрут, он часто довозит группы именно сюда, остальных мостов просто на сегодняшний день нет. Мы, наивные и простодушные, поверили мудрецу.
В знойный летний вечер, когда температура по нашим ощущениям, снизилась градусов до 30 по Цельсию, мы решили начать подтаскивание наших неподъемных рюкзаков к р. Орой. Первые 3 км вдоль Чуи мы продирались без тропы вдоль склона, обливаясь потом и цепляясь руками за бурную алтайскую поросль, обходили многочисленные прижимы и выходы скал.
Склон сухой, ручьев нет.
После поворота долины направо вблизи пос.Чибит долина стала более широкой, появилась конная тропа.
Нашей радости не было предела, мы давно так не радовались тропе, ровно удобренной конским навозом.
Мы были как никогда наивны и простодушны. Тропа резво взяла вверх по склону, набирая высоту для обхода выхода отвесных скал, образующих непроходимые прижимы по левому борту долины р , между которыми находится известный водникам Мажойский каскад порогов. После набора 200 м мы с интересом смотрели вниз на грунтовку с двигающейся по ней машиной на противоположном пологом склоне, как смотрят в пустыне на мираж — манящие очертания оазиса на горизонте.
Р. Орой в этот вечер так и осталась для нас миражом.
Ночевали на склоне, не дойдя 20 мин до воды. За этот день (вечер) прошли 6,3 км, набор высоты составил 260 м.
01.08.2008 г. Утром, выйдя на берег р.Орой, встретили знакомую по поезду группу пешеходников с Калуги.
Ребята, позже нас выехав с Бийска автостопом, благополучно достигли п.Чибит, подъехали на той же машине по грунтовке вдоль Чуи до первого крутого взлета. Без проблем, поздним вечером с фонарями, дошли до полуразрушенного моста (N50 19.758 E87 28.098 — по информации из других отчетов), по которому местные алтайцы за 50 рублей с носа позволяют переправиться на противоположный берег. По словам калужан эмоциональный подъем и количество выработанного при переправе группы адреналин в крови участников стоили установленной алтайцами таксы.
Наша уже родная конная тропа, соединившись с не менее конной, идущей от платного моста, перешла на правый берег р.Орой и начала резко подниматься на устьевую ступень, закладывая круто серпантины, значительно отдаляясь от русла реки. Через три ходки (достаточно короткие из-за жары и непомерного груза)тропа вышла на перегиб к реке, через которую уложены бревна.
После выполаживания долины р.Орой через 2 часа движения по левому берегу реки вышли к стоянке, с которой расчетный азимут на солнечное затмение не закрыт окрестными горами и вечером можно будет видеть солнечное затмение (1835 м, N50 15.679 E87 30.398).
Погода благоволила — уникальное природное явление предстало пред нами в полной красе.
Примерно за полчаса до часа «х» поднялся резкий ветер, временами порывы ветра достигали значительной силы.
Было такое ощущение, что пятно затмения гонит перед собой воздушную массу.
Птицы замолкли, как перед большой бедой. Похолодало. Точно по расписанию в 17:54 стало темно, луна закрыла солнце, без темных очков стала видна солнечная корона. Стих ветер.
На небе высыпали звезды. Обалдеть — самая точная характеристика наших ощущений. Через 2 минуты показался край солнца и первый солнечный луч озарил окрестности. Сразу стало светло, как будто ничего только что и не происходило. После увиденного можем заявить совершенно определенно — Алтай стоило посетить хотя бы только того, чтобы увидеть полное солнечное затмение. За день продвинулись на 3,9 км, поднялись на 460 м.
02.08.2008 г. От стоянки за 1,5 часа по конной тропе вышли на грунтовую дорогу, идущей с р.Маажой. Дальнейшее движение по дороге по пологому плато Ештыкол в направлении седловины пер.Орой.
Справа в 100 метрах остается кош, самодельный указатель на дороге предлагает посетить его, купить продуктов, водки, пива, сигарет. Через 15 минут вышли на седловину пер.Орой (2233 м, N50 14.551 E87 28.193, 13:15). Дальнейший путь по дороге с плавным снижением в долину р.Ештыкол (притока Шавлы). Хорошее место для обеда, закрытое от ветра выходами скал, только в месте слияния нашего ручья с правым притоком р.Ештыкол (2075 м, N50 12.564 E87 25.015, 11:35).
Приток чистый, достаточно теплый для купания. Дров в этом месте нет, около реки стоит свежесбитый сарай, есть костровище.
Дальнейший путь по левому берегу р.Шабага (по некоторым источникам она называется р.Ештыколь) по конной тропе.
Через несколько ходок конная тропа переходит на правый берег и поднимается высоко на отрог. Однако по левому берегу продолжается неширокая человеческая тропа, по которой и следует идти дальше. Вскоре конная тропа возвращается на левый берег, подтверждая тот факт, что мы всё же не лошади, мы и низом пройдем. Хорошие стоянки около крупного левого притока р.Шабага, вытекающего с ледника пер.Шабагинского (2Б, 3250), соединяющего долины р.Шабага и р.Маашей. Переправа через приток по бревнам, достаточно надежным. Ночевали на левом берегу р.Шабага (1720 м, N50 11.163 E87 21.690, 19:58), недалеко от поворота конной тропы в долину р.Шавла. За день прошли 14,7 км, набор 392 м, спуск 328 м.
03.08.2008 г. От стоянки на берегу р.Шабага до оз. В.Шавлинское идет хорошая набитая конная тропа, местами заболоченная, но проходимая.
В сырых местах протоптано несколько троп, выбор пути зависит от погоды, состояния тропы. Тропа подальше от реки — как правило более сухая. На озере встали на хорошей стоянке около воды.
Народа на озере достаточно много, есть алтайцы на конях, которые продают лепешки, представляющие собой жаренное в растительном масле тесто, и пускают за плату в затрапезную баню грязных туристов. Мы же, чистые, решили ограничиться заплывом в озере — таком красивом и суровом.
За день прошли 11,6 км, общий набор высоты составил 250 м (+375 м, -125 м). Координаты стоянки (1970 м, N50 06.226 E87 25.786, 20:45).
04.08.2008 г.
Утром на озере Н.Шавлинском немного расслабились, устроили массовые купания. К оз. В.Шавлинскому, точнее к тому, что осталось от него после землетрясения 2003 г., вышли уже ближе к обеду. Хорошо набитая тропа идет по левому по ходу берегу. Ближе к месту впадения в озеро ручья с верховой долины тропа поднимается высоко над берегом, обходя мощный скальный сброс. Наверху целая поляна каменных туров. Мы тоже внесли посильный вклад в это безнадежное дело, сложив еще несколько, немного корявых, но своих.
До оз. В.Шавлинского хорошо набитая тропа идет по правому берегу притока р.Шавла, вплоть до его берега. Озеро (2159 м, N50 04.815 E87 26.504) располагается фактически на границе леса. Вблизи озера развели костер, приготовили обед.
Очертания озера после землетрясения сильно изменились и не соответствуют тому, что нарисовано на карте. Вдоль оз.В.Шавлинского по его правому по ходу движения идет тропа. Дальнейшее движение по ней. Далее встретилось несколько меньших по размеру озер, возле которых можно переночевать. Перед резким подъемом в висячую долину пер.Орбита хорошо устроенные места для палаток. Мы не стали
подходить к ним, а продолжили движение. Вскоре тропа вышла на гребень мощной продольной морены, так называемой «китайской стены».
Морены достаточно живописная, с нее открываются прекрасные виды на вершины Красавица и Сказка. Тропа очень удобная, хорошо набитая. Воды близко нет. Ближе к ночи ушли с тропы под скальные сбросы справа по ходу движения.
Вода в 15 мин. ходьбы в левом распадке. Координаты стоянки (2436 м, N50 03.789 E87 26.569, 20:40). За день прошли 5,6 км, набор высоты 466 м.
05.08.2008 г.
Утром вернулись на «китайскую стену» и продолжили движение к пер.Орбита. Через 1,5 часа вышли к знакомой группе из Калуги, они ночевали на горизонтальных площадках образующей морены ледника пер.Орбита.
Ледник прошли по правой по ходу стороне. Ледник открытый, пологий, сильно зачехленный, возможно движение без кошек. Перевал — понижение в хребте, логичен, ошибиться трудно. Подъем на перевальный взлет по мелкой подвижной осыпи «в лоб», в крутых местах (до 40 град) движение серпантином. На взлет потратили 2 ходки, хотя снизу казалось, что и 20 мин на подъем много. На перевал вылезли все грязные, перемазанные серой породой, будто цементом.
Координаты перевала Орбита (3108 м, N50 03.626 E87 24.714, 12:21). Тур в центре перевальной седловины, хорошо виден.
Сняли записку туристов г.Новосибирска от 06.08.2004 г. под рук. Нечаева А.И.
Спуск с пер. Орбита на ледник Гляциологов не превышает по высоте 100 м и, как правило, не представляет труда.
Я водил группу туристов на Алтай примерно 17 лет назад также в августе месяце и проходил связку перевалов Москвич+Орбита. Ледники, в том числе и Гляциологов,
был закрыт толстым слоем снега, трещин вообще видно не было.
В походе этого года на спуске с пер. Орбита потребовалось навешивание 100 м. перил для преодоления открытого участка гладкого натечного льда крутизной 35-45 градусов. Крепление веревки через петлю за скальный выступ правее и чуть ниже перевальной седловины.
К седловине пер. Москвич движение в связках по закрытому леднику Гляциологов, забирая левее по ходу, где трещины пореже и поуже. В сложных местах попеременная страховка через ледоруб. По ходу движения организуем отработку техники движения по закрытому леднику. Проколупавшись на спуске с Орбиты и страхуясь где надо и где не надо при движении по закрытому леднику Гляциологов, вышли на перевальную седловину пер. Москвич (1Б) уже совсем вечером. Решили заночевать на перевале, найдя достаточно удобные, защищенные от ветра площадки под палатки на льду, не доходя 20 метров по высоте до перевальной седловины.
Координаты перевала Москвич (3150 м, N50 03.330 E87 24.167, 20:22). За день прошли 4,2 км, набор высоты составил 780 м., сброс 130 м.
06.08.2008 г.
Спуск с пер. Москвич (1Б) серпантином по крутой подвижной осыпи среднего размера одновременно всей группой с организацией мест сбора при изменении направлении движения.
Отдельные участки более мелкой сыпухи проходим глиссированием. На спуск 200 м по высоте затратили 40 мин. Преодолев несколько ригелей группа вышла к языку ледника пер. Молодых (2А). Выйдя на лед, одели кошки. Ледник открытый, снежных мостов практически нет, приходится подолгу ходить вдоль трещин и искать проход среди этого хаоса. Держимся левого по ходу края ледника. С окрестных скал частые камнепады.
После бергшрунда вверх уходит натечный ледовый склон, необходимо навешивание перил.
До перевальной седловины повесили 3х60 м. перил. Крутизна льда от 35 до 50 град. Крепление перильных веревок на ледобурных станциях.
При навешивании вторых и третьих перил движение первого участника без рюкзака. На перевал вышли в 20:00 по местному времени.
На перевале со стороны подъема метров 10 ниже скального гребня набольшая мульда с озером диаметром около 20 м. Озеро покрыто льдом толщиной 3-5 см. На его берегу на перегибе льда место для 3-х палаток. Погода в этот вечер была просто прекрасной. Штиль. Ясное небо. Было принято решение переночевать на перевале.
Были организованы горизонтальные перила со стороны подъема, камнями выложена защитная стенка. Передвижение за пределами палаток исключительно в кошках.
Впечатления от ночлега исключительные, вид на окрестные горы с высоты птичьего полета в свете заката (восхода утром) просто непередаваемые.
К досадному происшествию на перевале следует отнести потерю стеклянной банки с запиской с перевала, которая с тихим шорохом неторопливо проскользила около нас и скрылась во льдах долины Юнгур. Координаты перевала Молодых (2А) (3294 м, N50 02.606 E87 24.710). За день прошли 1,9 км, набор 340 м, спуск 200 м.
07.08.2008 г.
Спуск с пер.Молодых (2А) вначале по узкому скально-осыпному кулуару крутизной до 50 град. в верхней части, затем по средней подвижной осыпи с выходами скал.
Повесили на спуске 130 м перил. Крепление первой перильной веревки за свежий стационарный шлямбурный крюк, забитый в большой камень метров 10 ниже перевального гребня. Крепление последующих перил расходными петлями за выступы скал (неподвижные камни). При спуске держимся правой стороны кулуара, затем, при расширении кулуара, переходим на его левую сторону. Правая камнеопасна!
На спуск потратили около 2-х часов. После спуска с ригеля на оборудованных и выровненных площадках решили воспользоваться хорошей погодой, сделать полудневку, отдохнуть, посушить отсыревшие еще в непогоду на пер.Орбита-Москвич вещи.
На стоянке дров и кустарников для костра нет. Координаты стоянки (2761 м, N50 02.437 E87 25.166, 13:53), за день прошли 1,5 км, спустились на 540 м.
08.08.2008 г.
Пер.Туманный Восточный соединяет реки Л. Юнгур и П. Камрю. Экспозиция перевала – северо-запад (Л. Юнгур) – юго-восток (П. Камрю). Характер перевала – снежно-ледовый. От стоянки до перевального взлета пер.Туманный В. дошли за 1,5 часа. Ледник пологий, открытый, трещин, особенно в местах перегиба тела ледника, достаточно, однако проходы есть. На подходе к перевалу встретил 3 туристические группы, все на подъем с нашей стороны. Мы оказались третьи по счету. Ждали своей очереди около часа. Повесили 150 м перильной веревки. Первую перильную 30 м веревку закрепили в в берге, тянущимся поперек всего языка ледника. Сбор группы в берге на мощном снежном мосту. Последующие 2 перильные веревки по 60 м вешаем первым участником без рюкзака. Крутизна и твердость льда местами практически предельная для наших мягких кошек, не предназначенных для прохождения ледового склона на передних зубьях. Компенсируем это более частым вворачиванием промежуточных ледобуров. Сбор группы на перестежке между 2-й и 3-й веревкой на ледобурной станции. Третьи перила вешаем с забором влево, в сторону перевальной седловины и скалам. На всем участке подъема, кроме самого нижнего перегиба ледника перед перевальным взлетом, снега нет. Лед очень твердый, натечный. Прекрасный спортивный ледовый перевал. После выхода на крупную и среднюю осыпь еще 50 м подъема до седловины, крутизна не более 20-25 град.
Координаты пер. Туманный Восточный (3190 м, N50 01.831 E87 26.119, 12:25). Сняли записку группы туристов
г.Ангарска от 08.08.2008 г. Спуск с пер. Туманный В. по вначале узкому ледовому кулуару, зачехленному средней и мелкой осыпью, крутизной до 45 град. До выхода из кулуара 2 веревки по 60 м, движение по левой стороне кулуара. Крепление вторых перил петлей за выступ скалы. По вторым перилам вышли за пределы кулуара влево под скалы. Впереди в 20 м ниже берг, закрытый местами внешне ненадежными мостами. Следы предыдущих групп теряются правее, такое ощущение что они перепрыгивали в узком месте. Мы решили обходить влево, где мосты надежней. После спуска до образующей морены ледник открытый, с многочисленными реками и ручейками по поверхности. Остановились на ночь, сбросив метров 150 после ледника. Позже, уже в темноте, к нам подошла и встала на ночлег группа туристов из г.Ульяновска, прошедшая пер. Туманный В. вечером после нас.
Координаты красивой и достаточно удобной стоянки у озер и водопадов (2712 м, N50 01.189 E87 27.561), за день поднялись на 430 м, спустились на 480 м, прошли 5,1 км.
09.08.2008 г. Движение по долине р.Пр.Камрю до слияния с р.Лев.Камрю, по р.Камрю до оз.Камрю и переход на правый берег реки неожиданно оказались для нас более сложными, чем планировались до похода. Выше границы леса существуют многочисленные тропы, которые периодически теряются. Однако все проходимо. Перед границей леса тропа была благополучно потеряна, поиски ее по обоим берегам реки не принесли должного результата. Если до границы леса мы двигались по правому берегу реки, то после перешли на левый берег и до озера так и шли по нему. Тем более что тропа последние 3-4 км была достаточно хорошая, желания переходить на правый берег не было. Нам казалось, а из отчетов так и следовало, что тропа по левому берегу реки идет до Карагема, что позволяет исключить переправу через р.Камрю у ее впадения в Карагем (по сведению некоторых источников мост в низовьях р.Камрю смыт паводком). На поверку оказалось, что мост действительно смыт и в настоящее время представляет собой 3-4 бревна в узком месте. Однако от озера Камрю до р.Карагем проходим только правый берег реки, по левому многочисленные прижимы и полное отсутствие тропы. Эта информация от 3-х москвичей, встретившихся нам на оз.Камрю, полдня до этого угробивших на прохождение 3-4 км от р.Карагем до оз.Камрю. Во многих отчетах мы читали, что место вытекания р.Камрю из одноименного озера представляет собой огромный завал из поваленных деревьев, по которым легко перейти на нужный берег реки. Однако, когда мы подошли к этому месту, никакого завала не было. Потратили больше часа на наведения переправы — положили 3 бревна, по которым благополучно, уже в полутьме, перебрались на правый берег р.Камрю на прекрасно оборудованные стоянки.
Координаты стоянки на берегу озера Камрю (2028 м, N49 57.437 E87 30.145). За день прошли по GPS 8,6 км, сбросили по высоте 650 м.
10.08.2008 г. В связи с нахождением на живописных удобных стоянках на берегу озера, солнечной погодой и общей ленностью было решено сделать дневку, отдохнуть, помыться в озере, провести инвентаризацию продуктов. Часть группы сходила в радиалку к водопаду в верховья крупного правого притока р.Камрю, впадающего в р.Камрю в 2-х км по долине вверх от озера. За этот день и следующее утро на озере стояла только наша группа. Несколько предыдущих дней и, особенно 11.08.08 г. над горами стояла дымка, пахло гарью. Горела долина р.Карагем выше впадения р.Камрю.
11.08.2008 г. Хорошо набитая тропа от оз.Камрю идет по правому берегу реки, вначале достаточно сильно удаляется от русла, затем возвращается к реке и теряется в камнях. Река зажата в узкой долине, везде нагромождение камней и старых поваленных деревьев. Видимо тот завал в конце озера Камрю из старых деревьев, на наличие которого указывали старые отчеты, подпрудил озеро и, после прорыва завала, образовался селевой поток, который так и перепахал долину р.Камрю. Вполне может быть сель сошел из-за землетрясения 2003 г. На прохождение 2,2 км до слияния с р.Карагем (270 м по вертикали) затратили порядка 3 часов ходового времени.
Мост в устье р.Камрю, обозначенный на всех картах как стационарный, на поверку оказался тремя бревнами, брошенными в узком месте реки. Достаточно хлипкий, видимо опасный при высокой воде. Координаты моста (1780 м, N49 56.468 E87 30.951).
Тропа по долине р.Карагем идет по правому берегу, обходя достаточно частые прижимы. Тропа старая, конная, местами, когда она подходит близко к реке, пропадает, затем появляется снова выше по долине. Тропа достаточно широкая, однако давно не пропиливалась, много поваленных поперек тропы деревьев. Часты обходы таких препятствий, тропа сильно петляет. Несколько раз тропа уходит высоко на склон, обходя скальные выходы. Перед Карагемской поляной очень неприятный обход прижима, тропа в этом месте теряется, крутизна склона до 45 град. В этом месте приходится вылезать метров на 70 над рекой. Брод через Карагем чуть выше поляны. В этом месте река разбивается на многочисленные рукава. Брод стенкой, высота брода не более 0,5 м, достаточно продолжительный (бродили 5-7 рукавов). На поляну вышли уже в сумерках.
Координаты Карагемской поляны (1943 м, N49 57.737 E87 37.395). За день прошли 10,7 км, спустились на 270 м, затем набрали 160 м).
Отдельно хочется поделиться своими впечатлениями от долины р.Карагем. Примерно в 1982-1985 годах я ходил и затем водил группу в этом районе. От Карагемской поляны делал заброску по левому берегу р.Карагем до ручья, впадающего в Карагем напротив р.Камрю, затем ее забирал от р.Караайры. Делал навесную переправу с левого на правый берег Карагема чуть выше впадения в нее р.Караайры (потом уходили на пер.Лена (2А)). На всем этом протяжении р.Карагем представляла собой узкий мощный поток, ворочающий камни, через который перейти вброд не было ну никакой возможности. Около р.Караайры мы делали три попытки в спасжилете переправиться на правый берег Карагема, и только третья попытка оказалась удачной. И это было утром и не в момент высокой воды. По конной тропе по правому берегу р.Карагем периодически двигались алтайцы, мы даже видели «Урал» ближе к р.Камрю. В 2008 г., всего через 5 лет после разрушительного землетрясения, характер долины стал совсем другой. Река местами изменила свое русло, целые участки конной тропы по правому берегу ушли в воду, появились многочисленные места, где река разбивается на 3 и более русла. Тропа заросла, долина стала труднопроходимой. И такое развитие событий, видимо, в дальнейшем будет только усугубляться. Тем более, что дорога через пер.Карагем к Карагемской поляне разрушена землетрясением 2003 г., попыток восстановления ее не было, а район покинули последние местные жители. На Карагемской поляне стоит добротный бревенчатый дом — бывшее кафе, где, по отчетам туристов, можно было пообедать за умеренную плату, подкупить у алтайцев продуктов. Сейчас этот дом заброшен, однако полы есть, крыша не течет, стекла в рамы вставлены, есть большой деревянный стол. В доме можно переночевать, особенно в непогоду. Печь разобрана, однако во дворе есть оборудованное место для костра.
12.08.2008 г. Весь день идет проливной дождь, туман, видимость не первышает 50 м. Курим бамбук.
13.08.2008 г. С утра прекрасная погода, как будто вчера никакого дождя и не было. Решено было двигаться в долину Талдуры через пер.Переметный (1Б). По информации группы горных туристов из г.Москвы, которых мы встретили около оз.Камрю, заявленные нами перевалы Мрачный (2А) и запасной вариант Тюнь В. (2А) в этом году из-за таяния льдов имеют повышенную сложность и камнеопасны. При дефиците времени они посоветовали нам не делать петлю со спуском в сторону Монголии, а ограничиться логичным перевалом в долину р.Талдура, красивым и достаточно сложным перевалом Переметный (1Б).
По грунтовке, идущей к пер.Карагем, идем по правому берегу р.Йолдоайры. Дорога на удивление достаточно приличная, как будто здесь после землетрясения продолжают ездить алтайцы. Но, скорее всего, это просто дорога была проложена в свое время на совесть, и землетрясение не разрушило ее на этом участке. Напротив устья р.Атбажи перешли вброд р.Йолдоайры. Брод несложный, некоторые участники сумели препрыгать на левый берег по камням. Тропа находится почти сразу, идет вначале по правому берегу реки, затем несколько раз переходит с берега на берег. Долина узкая, однако прижимов особенно сильных нет. Около границы леса встретили группу молодежи из г.Москвы. Они шли поход 2 к.с. горный, спускались вниз по долине Атбажи. Вчера, в непогоду, они со стороны р.Атбажи штурмовали пер. Переметный (1Б). Не доходя метров 100 до бегшрунда перед перевальным взлетом, одна из участниц на льду упала в поперечную трещину и повредила ногу. Потом мы нашли это место. Наше общее мнение — несчастный случай имел место только из-за переоценки руководителем своих сил и опыта (и опыта группы) при движении в сложных погодных условиях (ветер, снег с дождем, при ограниченной видимости). Вечером мы остановились на ночлег на правом берегу реки, после долгих поисков более-менее сухого места на склоне. Координаты стоянки (2594 м, N49 53.621 E87 39.856).
За день прошли 10,8 км, набор высоты составил 650 м.
14.08.2008 г. От места ночевки двигаемся по левому берегу р.Атбажи. Рельеф местности очень пересеченный, моренные валы расположены хаотично. Крайне сложно придерживаться оптимального пути движения группы. Совсем не очевидно, что наша группа прошла самым коротким путем. Тропы нет, моренные валы имеют, как правило, поперечное расположение в долине. Передо льдом одеваем кошки, движение по льду по пути наименьшей крутизны. Ледопад обходится слева по ходу движения. Не прижиматься к скалам и краю льда из-за повышенной опасности камнепадов. Перед ледопадом движемся к его левой по ходу движения стороне, выходим на мощный снежно-ледовый мост в бергшрунде, пересекающем все тело ледника от сыпухи со скалами налево до ледопада направо. В этом месте крутизна достигает 35-40 градусов, индивидуальная страховка ледорубом в плотном снегу. Сбор группы на мосту бергшрунда. Далее 60 метров перил с небольшим отклонением от направления падения воды немного влево по ходу. Движение первого участника без рюкзака с двумя ледорубами. Первые 10 м подъема крутизна до 50 градусов. Требуются дополнительные ледобуры для промежуточных точек страховки. Затем крутизна уменьшается до 40-35 градусов. Лед открытый, натечный. Перед перевальной седловиной уклон уменьшается, возможно движение в три такта. Координата перевала Переметный (1Б) (3228 м, N49 51.517 E87 39.290).Сняли записку туристов г.Москвы от 05.08.2008 г.
На перевале памятник туристу из г.Москвы, погибшему на перевале 4 августа 2007 г. Архив МЧС по республике Алтай: «07.08.07г. Получена информация- 4.08.07г. около 14.00 местного времени, при подходе к перевалу «Переметный» (район Южно-Чуйского хребта) в районе ледника Талдуринский, потерялся член туристической группы, Рассказов Алексей Николаевич 1980 г.р. из г. Москвы (группа не зарегистрирована и не застрахована). Состав группы 5 человек. Старший группы Иванов. 08.08.2007 года для проведения поисково-спасательных работ из г. Горно-Алтайска выехала машина со специальным снаряжением в район сезонного поста ПСП «Маашей», откуда четверо спасателей (старший группы Афонин) передислоцированы в район Южно-Чуйского хребта, для поиска пропавшего туриста Рассказова А.Н. 09.08.2007 года в 01.00 (мск) поисково-спасательная группа прибыла в район ледника Софийский и выдвинулась в район поиска (ледник Талдуринский), где обследовала открытые трещины ледника. Поиск результатов не дал. ПСГ вернулась к месту постоянной дислокации.».
Спуск с перевала не представляет большой сложности. Открытый пологий ледник, особенно в верхней части. Трещины хорошо просматриваются, путь движения читается без особого труда. Крутизна льда значительно (до 30-35 град.) увеличивается ближе к нижней части ледника, на перегибах большое количество трещин. Обходим, забирая влево по ходу движения. Перед выходом на образующую морену смещаемся на зачехленную часть льда, постепенно сбрасывая высоту по мелкой и средней осыпи. Выходы скал обходим по левой стороне склона. После льда долина достаточно открытая, нормальные места для стоянки в 2,5-3 км ниже по долине. Координата места ночлега (2879 м, N49 50.856 E87 40.383, 20:15). За день прошли 6,8 км, набор 695 м, сброс 400 м по высоте.
15.08.2008 г. После выхода с места ночевки пологая часть долины достаточно быстро закончилась. Спуск вниз идет по крутым моренным валам, вначале каменистым, затем покрытым травой.
Мы шли, забирая вправо по ходу движения, надеясь немного «подсечь» долину и выйти на лед ледника Талдуринского с наименьшей потерей высоты. После пары ходок мы поняли, что очень вправо, видимо, не следовало забирать, а надо было спускаться в направлении начала открытого льда, пусть и с некоторой потерей высоты. Потом, в кошках, по ровному льду, набрать высоту достаточно просто. Перед выходом на лед сделали обед. Ледник Талдуринский открытый, достаточно пологий, движение с индивидуальной страховкой ледорубом. Пересекли несколько языков ледника, при движении по осыпям снимали кошки. Уже ближе к вечеру вышли на большое ледовое поле, ограниченное сверху вертикально стоящими ледовыми столбами-сираками. С минимальной потерей высоты спустились на удобную стоянку (мелкая осыпь), находящуюся практически под языком правой части ледника Талдуринского — самого короткого пути к пер.Некрасова (1Б). На стоянке красивая полянка пушиц. За день прошли 5,6 км, сброс до ледника Талдуринского 350 м, набор 330 м. Хотя если учитывать достаточно сильную пересеченность местности, то набор/спуск будет значительно большим. Координата места ночевки (2828 м, N49 49.377 E87 42.722, 18:10).
16.08.2008 г. От места ночевки по средней осыпи подходим ко льду ледника Талдуринского, и, одев кошки, осторожно поднимаемся вверх, придерживаясь левого по ходу движения стороны языка. Уклон 25-35 градусов, трещины обходятся ближе к левому по ходу движения борту долины.
Постепенно лед становится положе, трещин меньше. Ставим базовый лагерь фактически под взлетом пер.Некрасова (3085 м, N49 49.321 E87 43.747), рядом с небольшим ледниковым озерцом. Решаем ограничиться радиальным выходом на заявленный пер.Сибстрин (2А), посмотреть сверху на Монголию — край, куда мы еще обязательно сходим в следующих походах. В условиях уже поджимающего нас времени и ухудшающейся погоды спускаться на монгольскую сторону Южно-Чуйских белков было бы рискованно — перевалы на Софийский ледник со стороны Джазатора не менее 2А к.с., в непогоду можно застрять не на один день, а заявленный Гребешок (2А) со стороны Талдуры оказался крайне камнеопасным. Одна из встреченных нами групп, еще на оз.Камрю, отказалась от прохождения пер.Гребешок, пройдя более сложный соседний пер.Ключ С. (2Б), навесив на спуске 320 м. перильной веревки. До пер.Сибстрин от подножья пер.Некрасова дошли за 1 час 40 мин. Лед везде открытый, трещины видны хорошо, проходы читаются. На перевал Сибстрин выходим по достаточно пологому взлету, на широкой седловине большое красивое озеро, стекающее через нижнюю точку перевала в сторону Монголии. Перевал в южную сторону обрывается крутыми скальными сбросами крутизной до 80 град. Из камней выложен своеобразный балкон, с которого можно безопасно обозревать прекрасный вид на Монголию. Тур немного в стороне, записки в нем не оказалось. Погода ухудшилась, идет периодически снег, гремит гром. Порывистый ветер пытается сдуть нас в Монголию. Быстрее возвращаемся в лагерь, опасаясь приближающейся грозы. Вернувшись, несколько часов пережидаем непогоду, ждем окна в облаке. Начитавшись описаний прохождения пер.Некрасова, решаем идти правой седловиной, как менее камнеопасной. Как позже выяснилось, между двумя седловинами не больше 50 метров по хребту. Мы же забрали круто правее, в результате в условиях плохой видимости, зарядах снега и порывах ветра, вылезли на хребет метров на 100 правее и не менее 100 метров выше «нормальной» седловины перевала Некрасова. На спуске пришлось вешать 180 м перильной веревки по краю ледника Некрасова, крепление на расходных петлях за камни и перегибы скал. Уже в темноте с фонарями поставили лагерь. Мы, конечно, ошиблись перевалом, однако еще в начале подъема по кулуару настоящего перевала Некрасова сошел такой крутой камнепад, что нам бы мало не показалось. Пролетел не один десяток чемоданов метра 1,5 в диаметре, разогнавшись до крейсерской скорости. Так что нет худа без добра. Зато живы. Встали на берегу небольшой мульды с озером посередине. Координаты стоянки (2847 м, N49 49.456 E87 44.009).
За день прошли 9,2 км (из них 6,8 км радиально в одну сторону), набор 300 м, спуск 280 м.
17.08.2008 г. С утра распогодилось. Одели кошки и побежали вниз по леднику Некрасова. Крупных трещин нет, мелкие обходятся достаточно просто. Справа от нас остался ледовый взлет пер.АКСТЭ (2Б). Ледовый склон крутизной 40-45 градусов высотой не менее 300-350 м. Ровный, натечный лед, снега на склоне практически нет. После ледника долина выполаживается, становится достаточно широкой. Ближе к Талдуре резкие сбросы высоты, долина ступенями круто спадает к р.Талдура. Тропа по долине есть, вначале в широких местах теряется, но затем читается довольно четко. Встали на берегу Талдуры чуть ниже зимовья колхоза Кызыл Маны. Координаты стоянки (2365 м, N49 51.940 E87 45.031). На зимовье никого нет, только ходит пара лошадей в свободном выпасе. За день прошли 5,8 км, сбросили 480 м.
19.08.2008 г. Бежим вниз по долине по правому берегу реки. По карте дорога, сразу от зимника, переходит вброд на левый берег Талдуры. Мы решили не мочить ноги и идти по правому берегу по конной тропе. Через 7,9 км мы вышли к мосту через Талдуру, рассчитанного на прохождение тяжелых грузовых машин. Координаты моста (2253 м, N49 54.269 E87 50.065). Далее идем по накатанной грунтовой дороге, по-прежнему по правому берегу р.Талдура. Вблизи впадения в Талдуру р.Мохро-Оюк долина сужается, дорога вброд пеерходит на левый берег. Мы опять не поддаемся соблазнам и идем своим правым берегом. После прохождения скальных прижимов (обход верхом) тропа спускается вниз, опять появляется дорога. Долина Талдуры достаточно обжитая, через каждый 1-2 км встречается алтайский зимник — бревенчатый дом, запертый на замок, хлев и горы сушеного кизяка вместо дров. Людей практически нет — все на заготовках сена и верховых пастбищах. Встали на ночь на правом берегу напротив слияния Талдуры и р.Джело, текущей из-под пер.Карагем. Координаты стоянки (2090 м, N49 57.145 E87 52.961). За день прошли 15,3 км, сбросили 270 м по высоте.
20.08.2008 г. Весь день бежим в пос.Бельтир по хорошей грунтовой дороге по правому берегу Талдуры. Такое ощущение, что весь транспорт, вдоль реки двигается исключительно по противоположному берегу. До поселка Бельтир прошли 21,5 км. Поселок достаточно большой, но очень много домов заброшено. После разрушительного землетрясения 2003 г. поселок было решено не восстанавливать, а построить новый, в 50 км в сторону от гор. В старом Бельтире, как нам показалось, остались только пьяницы, которые пропили свои новые дома, и владельцы местных родовых сенокосов, не пожелавшие бросить свои угодья. Зашли в большую кирпичную школу, всю в трещинах. Жуткое зрелище — ветер скрипит открытыми дверями классов, на досках еще написаны мелом какие-то слова, а дети уже не учатся в этой школе. В поселке магазин, можно что-то подкупить из продуктов. Достаточно быстро договорились с местными алтайцами и на УАЗике нас забросили на Чуйский тракт к пос.Онгудай. Через четыре дня мы уже были в Рязани, оставив навсегда Алтай в своих сердцах.
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности