Поход посвящается памяти моего отца-
Крупнова Николая Михайловича
Заявленная: г.Рязань- г.Москва- г.Горно- Алтайск – пос.Чибит(устье р.Бельгебаш) — р.Чуя- р.Катунь- до устья р.Бийка-переезд через пос. Улаган до моста перед пос.Язула- р.Чулышман — устье р.Чульча– озеро Телецкое- пос.Артыбаш – г.Горно-Алтайск –г.Москва- г.Рязань.
Фактическая: г.Рязань- г.Москва- г.Горно- Алтайск – пос.Чибит(устье р.Боки) — р.Чуя- р.Катунь- до устья р.Бийка-переезд через пос. Улаган до моста перед пос.Язула- р.Чулышман — устье р.Чульча– озеро Телецкое- пос.Артыбаш – г.Горно-Алтайск –г.Москва- г.Рязань.
Курсивом выделено различие в заявленной и фактической нитке маршрута.
Вид препятствия | Название | Категория трудности |
---|---|---|
Р.Чуя | Пор. Бегемот | 5А |
Пор. Турбина | 4С | |
Пор. Горизонт | 5В | |
Р.Катунь | Пор. Ильгумень | 4В |
Кадринская труба | 4А | |
Шабаш 1,2 | 4В | |
Тельдекпень 1,2 | 4А | |
Р.Чулышман | Шавлинское ущелье: пороги-Мини Каша Катушка Башни Поперечный Стадо бегемотов Черный Клык №23 №24 Пустячок №26 | 5В 4В 4А 4В 4В 5А 5А 5А 5А 5В 5А |
Пор Кульминация (непроход) | 6С-обнос | |
Пор.Труба Предкаша | 4С 4С | |
Пор.Каша Пор.Ворота(непроход) | 6С- обнос обнос | |
Пор.44 | 4С | |
Пор.Туданский | 5В | |
Пор. Коварный 1, 2ступень | 5В | |
Пор. Итыкайский | 5В | |
Шивера №51 | 4С |
Все препятствия пройдены в своих экипажах без изменения состава.
Ф.И.О | Возраст | Опыт | Обязанность, посадка по судам | Место работы/учебы | Адрес | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Крупнов Роман Николаевич | 1978 | р.Дибанг -6У., р.Кура- Риони- Цхенисцкали -6Р. Р.Чонг Кемин- р.Малый Нарын- р.Кекемерен -6Р. | К4-1, капитан, адмирал | ГБУ РО КБ Семашко врач – офтальмолог | г. Рязань |
2 | Панасенко Константин Юрьевич | 1992 | Р.Кура- р.Риони- р.Цхенисцкали -4У Р.Тунтсайоки -р.Кутсайоки -Тумча -3у. | К4-1,врач | ОКБ,врач-хирург | Г.Рязань |
3 | Сидоров Павел Владимирович | 1991 | Р.Кура -р.Риони -р.Цхенисцкали -4У Р.Тунтсайоки -р.Кутсайоки -Тумча-3у. Р.Лоймоланьйоки -р.Уксуньоки -3у. Р.Теберда -р.Кубань -р.Б.Зеленчук -р.Б.Лаба -3с эл 4У | К4-1,врач | ОКБ, врач анестезиолог — реаниматолог | Г.Рязань |
4 | Полина Анастасия Игоревна | 1983 | Р.Б.Зеленчук -р.Б.Лаба -р.Кубань -р.Белая -3У Р.Чхалта -р.Кодор-4У | К4-1,муза | Менеджер | Пермский край ,г.Березники |
5 | Севидов Александр Николаевич | 1980 | Р.Катунь 4Р Р.Чуя — рКатунь- р. Урсул -5У Р.Жомболок -Ока Саянская- 5У | К4-2, капитан | Предприниматель | НСО |
6 | Ленский Владимир Петрович | 1971 | Р.Теберда -р.Кубань- р.Б.Зеленчук -р.Б.Лаба -3с эл 4У р.Катунь -4У, р.Жомболок -Ока Саянская -5У. | К4-2, банщик | Предприниматель | Г.Санкт-Петербург |
7 | Севидова Юлия Вячеславовна | 1979 | Р.Чуя — Катунь- 4 с эл 5У, р.Красненькая -рТунтсайоки —р.Кутсайоки -р.Тумча -4У | К4-2,муза | Домохозяйка | НСО |
8 | Марченко Денис Николаевич | 1978 | р.Тумча -3У Р.Теберда -р.Кубань -р. Б.Зеленчук — р.Б.Лаба -3с эл 4У | К4-2, 30%, зав.дров | ООО Маркет | Г.Рязань |
9 | Янаки Алексей Викторович | 1973 | Р.Чонг Кемин — р.Малый Нарын — р.Кекемерен -6У. р.Голубой Нил -6У р.Риони — р.Цхенисцкали -5У | К4-3. капитан | Высотник | Г.Рязань |
10 | Двойнин Александр Леонидович | 1974 | р.Утулик — Хара- Мурин-5У. р.Ара- Ошей- Китой-5У. р.Снежная -4Р | К4-3, зав.дрова | Высотник | г. Рязань |
11 | Абрашкин Артем Александрович | 1983 | Р.Чуя- Катунь от Чибита до Еланды. К.с. — 4У Р.Катунь от Усть- Коксы до Усть- Семы- 4У Р.Жомболок -Ока Саянская от пр. № 42 до Верхнеокинского – 5У | К4-3, Зав.песня | ПСС, Калужской области, взрывник группы разминирования | г. Калуга, ул. Кубяка |
12 | Пельгасова Людмила Евгеньевна | 1982 | Р.Снежная -4У, р.Она -4У, р.Чуя -4 с эл5У | К4-3,муза | Аэрофлот | Г.Казань |
Отчет сдан в библиотеку Рязанского туристского клуба, размещен на сайте http://taganok.ru
После похода 2014года,когда я впервые побывал на Алтае на маршруте Верхний Башкаус -Нижний Чулышман, возникло непреодолимое желание туда еще раз вернуться. Пандемия Ковид-19 внесла свои коррективы не только в 2020году,но и повлияла на планы 2021года. Ближнее зарубежье отпало само собой, режим в регионах по коронавирусу был отдан на откуп местным властям ,заболеваемость снижалась, страна не впадала в локдаун, весной 2021года удалось совершить маршрут по Кавказу в Карачаево-Черкессии- «впереди уже были видны белоснежные вершины Горного Алтая». На дворе был конец мая- шло формирование группы. Из рязанских коллег водников под флаг клуба «Телеос» встало 6 человек. Далее присоединились туристы водники из Питера, Новосибирска и Томска. За 1 месяц до похода при уже взятых авиабилетах и отправленном снаряжении транспортной компанией заболел один из участников в городе Томск( опять Ковид). В сети интернет было написано немало строк о поиске участника на маршрут и в конце концов вместо одного у нас появилось сразу три участницы. Быстро было принято решение о формировании третьей четверки. Команда приобрела численную стабильность и была готова к выходу на маршрут. Исходя из того, что все экипажи были не очень притерты, а попросту вообще не схожены, было принято решение построить маршрут из связки рек. В качестве раскатки выбрали связку Чуя-Катунь ниже Мажойского каскада, а на закуску оставили участок реки Чулышман ниже Язулинского каньона. Впоследствии эта тактика и такой выбор себя полностью оправдали. Время для похода тоже было выбрано неслучайно. Запланировали вторую половину августа, чтобы попасть в желаемый уровень воды и не застать слишком морозные ночи.
По классификатору маршруты по рекам Чуя- Катунь относятся к 4- 4+к.с.. Пороги Бегемот ,Турбина и Горизонт на Чуе даю лишь легкое предвкушение порогов 5 к.с.. основной изюминкой маршрута являются пороги реки Чулышман, большинство которых ниже язулинского каньона можно отнести к 5 к.с.
На маршруте предполагалось использовать автотранспорт для заброски на реки и переброски с реки на реку. Сам же маршрут был полностью автономным. Группе предстояло пройти более 300км по воде.
Тактически предполагалось минимизировать осмотры порогов для экономии времени и при наличии просматриваемой линии движения проходить пороги до ближайшего места чалки. Такой тактике способствовало наличие участников в группе уже побывавших на реках маршрута в других походах. Александр Севидов и Артем Абрашкин были на связке Чуя-Катунь, а Роман Крупнов имел опыт сплава по Чулышману ниже Язулы в 2014году.
Маршрут проходит по горному Алтаю в нескольких административных районах и климатических зонах Горного Алтая.
Республика Алтай расположена южнее Алтайского края. Самой высокой вершиной горного Алтая является гора Белуха 4506 метров над уровнем моря. Климат резко континентальный, с коротким жарким летом и длинной морозной зимой, короткой весной и осенью. Также климату Алтая свойственны большие суточные колебания температур. В середине-конце августа ночная температура в районе язулинского моста может опуститься ниже нуля. На маршруте встречаются различные климатические зоны от высокогорного до среднегорного климата. Растительный мир горного Алтая достаточно разнообразен. Лесная растительность представлена как хвойными так и лиственными породами деревьев.
Животный мир также многообразен. Здесь проживает около 90 видов млекопитающих , 260 видов птиц, 11 видов пресмыкающихся и земноводных, 20 видов рыб.
В Алтайском крае проживает около 237000 человек. Столица края Барнаул. В Республике Алтай на 2015год проживает 213000 человек, 30% которых- жители единственного города республики- Горно-Алтайска.
Алтай отличает густая речная сеть. Здесь насчитывается более 20188 больших и малых рек ,суммарной протяженностью 62555км. В верховьях много водопадов. Питание рек в основном за счет ледников. Весной расход воды резко увеличивается. За лето бывает 2 волны «паводка».
Реки района по большей части классифицируются от четвертой до шестой категории сложности. Наиболее популярные реки для сплава: басейны рек Катунь, Аргут, Чулышман, , Башкаус и Бия.
Населен Горный Алтай мало и неравномерно. Основными путями заброски является Чуйский тракт, остальные дороги требуют более проходимой техники, чем асфальтовое покрытие.
Часовой пояс +4 часа к московскому времени.
В отведенные 2 недели на поход планировалось уложить два интересных маршрута связку рек Чуя Катунь с переездом на реку Чулышман ниже Язулинского каньона.
На планируемом маршруте находится более 15 препятствий пятой категории сложности. Изучив доступные отчеты в сети интернет было принято решение о начале сплава на реке Чуя с переходом в Катунь- эта связка должна была позволить скататься экипажам перед порогами реки Чулышман. На прохождение рек отводилось два цикла по 6 дней. Дневок на маршруте не предполагалось из за плотного сплавного графика. В конце маршрута был запланирован выход на водопад Учар, который в случае отставания от графика можно было использовать в качестве сплавного дня.
Существует несколько вариантов попасть на Алтай.
Прямые авиарейсы из Москвы в Новосибирск и Горно-Алтайск, а также развитая сеть железных дорог до Новосибирска и Барнаула. Мы(рязанцы) воспользовались авиаперелетом до Горно-Алтайска авиакомпанией s7, где собиралась вся группа и нас встречала машина заброски на маршрут. Для поиска рейса можно воспользоваться web-сервисом типа skyscanner.ru. или подобным поисковиком. Возможно добраться и железнодорожным транспортом до Барнаула или Новосибирска, но в этом случае требуется около 6 лишних дней на дорогу и поход явно не укладывается в отведенные 2 недели.
Основной проблемой являлось большое количество снаряжения, которое предстояло перевезти с собой. Были рассмотрены два варианта. В первом случае снаряжение собирались перевозить собой в самолете. Поэтому мы плавно перешли ко второму варианту- транспортировка груза транспортной компанией. Наш выбор пал на транспортную компанию «Энергия», осуществляющую международные грузоперевозки. Ее представительства можно найти во многих городах России и странах СНГ. Большая часть снаряжения, включая катамараны, были отправлены за 3 недели до начала похода. Груз из Рязани до Бийска шел около 14 календарных дней, где был встречен принимающей стороной. Обратно груз отправлялся транспортной компанией ПЭК.
Рязанская часть группы собиралась в аэропорту Домодедовой, откуда прямым рейсом улетела в город Горно-Алтайск.
Далее приведу контакты транспортной логистики из отчета Тихонова Максима, так как при планировании маршрута надо рассматривать различные варианты в зависимости от численности группы.
Для заброски в начало активной части маршрута, переброски между реками и возвращения в аэропорт просто необходимо использовать машину сопровождения, учитывая насыщенные сплавные участки рек и высокий темп сплава. Это избавляет от необходимости искать транспорт на месте с риском терять время и выбиться из графика.
Координаты Ивана Замчалова (живет в Бийске): E-Mail: ivan@mail.biysk.ru ICQ#: 457478910 Тел: +7 3854 311110 +7 960 939 1155 http://www.bialtur.biysk.ru
Координаты Владимира (живет в пос. Акташ), обеспечивавшего нам заброску и переброску по маршруту:
+7(909)-503-22-85, +7(913)-226-31-35 (Газ 66 с кунгом + имеется ЗИЛ с кунгом)
Координаты прочих водителей и компаний, оказывающих транспортные услуги в регионе:+7(923)-224-01-10 Максим (Пежо Боксер) +7(913)-744-80-25 Андрей (Форд Транзит 19 мест) +7(923)-245-53-44 Мария (Пежо Турист 17 мест, Истана с багажником ) +7(905)-083-4999, +7(905)-984-79-79, +7(3854)-43-54-04 «Алтайтурсервис» Александр (Мерседес 18 мест, газель + прицеп) +7(913)-916-888-6, +7(923)-244-24-44 «Туракадемия» (газель + прицеп + багажник).
Координаты водителей внедорожного транспорта в пос. Акташ:+7(913)-694-91-73 Юрий (а/м ЗИЛ) +7(960)-968-10-35 Макар Макарович
Поскольку все же изначально группа собиралась идти Шавлу, приведем контакты погонщика и владельца лошадей в пос. Чибит:+7(903)-919-93-47 Владимир (пос. Чибит, ул. Заречная, 3)
Спортивная часть маршрута заканчивается в устье р. Чульча, впадающей по правому берегу. По левому берегу расположены 3 турбазы, предлагающие как размещение в домиках, так и в своих палатках. Стоит учесть, что характер местности здесь уже степной, территории баз открыты для ветров и палящего солнца. Спасительная рощица, в тени которой можно поставить лагерь, есть только на третьей по счету базе. Уровень цен, как несложно догадаться, везде одинаков и на удивление гуманен. По правому берегу встать лагерем можно только до впадения р. Чульча. Чуть ниже устья Чульчи начинается «частная территория» и «особо охраняемый покос», так что проблемы с местным населением вам обеспечены.
Сотовая связь в районе Чульчи отсутствует, поэтому договариваться с машиной, которая осуществит переброску до Телецкого озера до мыса Кырсай надо заранее на определенное время. Как вариант, можно идти на веслах до мыса Кырсай, однако стоит учесть, что скорость течения низкая, характер реки равнинный, часты встречные ветра, дующие против течения с Телецкого озера.
Транспорт на базах «теоретически» есть, но мы предпочли заказать машину заранее. База «Кырсай» на Телецком озере обеспечила нам и трансферт от Чульчи до озера (весьма комфортабельный автобус на базе а/м ГАЗ с кунгом), и необходимые катера по самому озеру по вполне гуманным ценам. Заказывать транспорт из Акташа для переезда с Чульчи на Кырсай экономически нецелесообразно и ОЧЕНЬ ДОРОГО.
Контакты т/б «Кырсай»:
Контакты прочих катерников, осуществляющих перевозку туристов по Телецкому озеру:
Транспорт в пос. Артыбаш:
+7(960)-967-12-80 Сергей Кошелев (Истана 14 мест + большой открытый прицеп).
В пос. Артыбаш для «дикого» расположения визуально мест не так уж и много. Хотя, стоит признаться, мы их специально не искали и предпочли остановиться в домике с удобствами. Усадьба «Медвежья Заимка» (пос. Артыбаш, ул. Телецкая, 3а, напротив базы «Бийская завалинка») приютила за смешные деньги на 1 сутки весьма с комфортом группу в 12 чел. (К сведению: пешком от Чулышманского пирса, расположенного около моста, до турбазы «Медвежья заимка» метров 700-900 ходу).
Контакты т/б «Медвежья Заимка»: +7(909)-508-42-34 Елена.
По всей видимости, Елена является туристическим агентом, так что может организовать проживание и на другой базе по Вашему желанию и кошельку.
Группа предварительно узнала ситуацию с коронавирусом в республике. В торговых местах действовал масочный режим. Большинство участников группы прошло вакцинацию от коронавируса и имело QR коды.
Вдоль Реки Чуя и частично Катуни идет автодорога. Лишь нижний участок Катуни ниже Яломана проходит по ненаселенной местности. На Чулышмане автодорога появляется только после перевала Куту-Ярык. Запасных вариантов не планировалось ввиду серьезной подготовки к прохождению маршрута и серьезном настрое участников.
Поход проходит местами по малонаселенной местности и по правилам соревнований по «маршрутам» необходимо наличие страхового полиса. Страховку, как обычно, оформили в проверенной компании «Альфастрахование». Менеджер Гусева Анна Страхование по программе «Классик» с дополнительным условием «спорт», страховая сумма на каждого человека 35000 у.е., компания- SAVITAR GROUP.
Начало маршрута планировалось начать ниже Чибита от правого притока Бельгубашь, но в процессе заброски на реку решили начать традиционно от устья р.Боки ( участники из Новосибирска неоднократно начинали там стапель и очень хвалили стапельную поляну). Других изменений маршрута не было.
Даты | Дни пути | Дни маршрута | Участки маршрута | км | Способ передвижения |
---|---|---|---|---|---|
13-14.08 | 1 | 1 | Г.Рязань- г.Москва-г.Горно -Алтайск -ниже пос.Чибит (устье правого притока р.Бельгебаш)-р.Чуя | 190/-/350 | Машина / самолет/ машина /стапель |
15.08 | 2 | 2 | Устье р.Бельгебаш -р.Чуя -пор.Бегемот- стоянка ниже пор.Бегемот справа | 24 | Сплав |
16.08 | 3 | 3 | стоянка ниже пор.Бегемот справа-стоянка левый берег | 40 | Сплав |
17.08 | 4 | 4 | стоянка левый-пор Турбина,Горизонт-р.Катунь-стоянка ПБ 2км ниже устья реки Б.Яломан | 36 | Сплав |
18.08 | 5 | 5 | стоянка ПБ 2км ниже устья реки Б.Яломан -пор Ильгуменский, Кадринская труба -Мешок, Шабаш -устья р.Б.Сумульта | 44 | Сплав |
19.08 | 6 | 6 | устья р.Б.Сумульта-устье реки Ороктой слева | 45 | Сплав |
20.08 | 7 | 7 | устье реки Ороктой слева-пор Тельдекпень1,2- устье реки Бийка. | 11 | Сплав / антистапель |
21.08 | 8 | 8 | устье реки Бийка — Улаган — мост перед пос. Язула -р.Чулышман | 390/100 | Машина / стапель |
22.08. | 9 | 9 | Р.Чулышман — пор.Кульминация | 22 | Сплав |
23.08 | 10 | 10 | Пор. Кульминация -устья р.Шавла | 8 | Сплав |
24.08 | 11 | 11 | Устье р.Шавла- пор.Каша | 30+2 | Сплав /обнос |
25.08 | 12 | 12 | Пор.Каша -пор.44 | 12 | Сплав |
26.08 | 13 | 13 | Пор.44 — устье р.Чульча | 20 | Сплав |
27.08 | 14 | 14 | Устье р.Чульча- вдп Учар -устье р.Чульча | 8 | Сплав / антистапель |
28.08 | 15 | Устье р.Чульча — Телецкое озеро- пос.Артыбаш -г.Горно Алтайск | 46/72/ 160 | Машина / катер / машина | |
29.08 | 16 | Г.Горно — Алтайск — Москва — Рязань | -/ 190 | Самолет / машина |
Даты | Дни пути | Дни маршрута | Участки маршрута | км | Время в пути,ЧХВ, часы | Способ передвижения |
---|---|---|---|---|---|---|
13-14.08 | 1 | 1 | Г.Рязань -г.Москва-г.Горно -Алтайск -ниже пос.Чибит (устье правого притока р.Бельгебаш)-р.Чуя | 190/-/350 | Машина/ самолет/ машина/ стапель | |
15.08 | 2 | 2 | Устье р.Боки -р.Чуя-пор.Бегемот- стоянка ниже пор.Бегемот справа | 13 | 1.5 | Сплав |
16.08 | 3 | 3 | стоянка ниже пор.Бегемот справа-стоянка левый берег перед пор.Турбина | 48.5 | 5.40 | Сплав |
17.08 | 4 | 4 | стоянка ЛБ перед пор.Турбина -пор. Турбина,Горизонт-р.Катунь-стоянка ПБ М.Яломан | 30,5 | 3 | Сплав |
18.08 | 5 | 5 | стоянка ПБ М.Яломан -пор Ильгуменский-стоянка ПБ Кадринская труба | 24 | 2.5 | Сплав |
19.08 | 6 | 6 | Кадринская труба- Мешок, Шабаш- стоянка ЛБ «Сосновая» | 36.5 | 3.5 | Сплав |
20.08 | 7 | 7 | стоянка ЛБ»Сосновая»-пор Тельдекпень1,2- устье реки Бийка. | 51 | 7.5 | Сплав/ антистапель |
21.08 | 8 | 8 | устье реки Бийка — Улаган — мост перед пос. Язула -р.Чулышман | 390/100 | 11 | Машина /стапель |
22.08. | 9 | 9 | Р. Чулышман- | 17,5 | 3.10 | Сплав |
23.08 | 10 | 10 | -пор. Кульминация | 4,5/0.7 | 2,45/ 3 | Сплав / обнос пор. Кульминация |
24.08 | 11 | 11 | Пор. Кульминация-устья р.Шавла | 7,5 /0.3 | 1.40 | Сплав |
25.08 | 12 | 12 | Устье р.Шавла- пор.Каша | 25/ 2 | 4/ 6 | Сплав /обнос пор.Каша за 3ходки |
26.08 | 13 | 13 | Пор.Каша — пор.44 | 21 | 5 | Сплав |
27.08 | 14 | 14 | Пор.44 — устье р.Чульча | 21 | 4.5 | Сплав / антистапель |
28.08 | 15 | Устье р.Чульча-Телецкое озеро-пос.Артыбаш-г.Горно Алтайск | 46/72/ 160 | Машина/ катер/ машина | ||
29.08 | 16 | Г.Горно -Алтайск -Москва -Рязань | -/ 190 | Самолет/ машина |
Принятые в отчёте сокращения: ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;
ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;
крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;
ЧХВ – чистое ходовое время – время движения без учёта остановок;
К4-1, К4-2, К4-3. «Состав группы и распределение по судам»). Ф…-фото
13.08.-14.08. Около 18.00 рязанская часть группы собралась на улице Чкалова и погрузилась в трансфер Рязань-аэропорт Домодедово. Около 22.30 добрались до аэропорта, прошли процедуру регистрации на рейс и сдачу снаряжения в багаж. Около часа ночи пошли на взлет. В 09.05. вся группа собралась в аэропорту Горно-Алтайска. (Фото 1-2). В 10.00 погрузившись в заказанный транспорт группа выдвинулась к месту стапеля. По пути пообедали в придорожном кафе с 14-15.00 — вкусно и сытно. Около 18.00 добрались до места стапеля выше устья реки Боки(Фото 3). До заката успели собрать суда на 50%. В процессе сборки выяснилось , что деформирована часть труб от рамы, летевших самолетом. Отбой в 23.00.
15.10. Утром подъем около 7.30 и продолжение сбора катамаранов. Идет мелкий, моросящий дождь. Около 13.00. встали на воду. Линия движения читается с воды. Идем походной колонной. Сходу прошли пороги Сумрачный, Буревестник, Ярбылакский 2-3 к.с.. Пороги представляют собой шиверы с камнями в русле. При разделении русла выбирали более полноводную протоку. Около 15.00 подошли к порогу Бегемот и зачалились на ЛБ для просмотра порога и постановки съемки и страховки.
Порог Бегемот 5А — длина около 300метров, чалка, просмотр, страховка за 200метров до моста по ЛБ. Порог начинается бочкой под мостом, далее идет череда 2х сливов и в центре струи стоит камень похожий на «акулий плавник», далее поток становится менее мощным. Поставили страховку и съемку в нескольких местах ниже моста. Все экипажи прошли примерно одинаковой линией движения. К4-2 шел первым на заходе до моста раскрутился, зайдя кормой в бочку под мостом.
Экипажи К4-1 и К4-3 на заходе прошли бочку под мостом, но раскручиваясь в сливе до «акульего плавника» прошли кормой слева от этого опасного камня(Фото 7-10), а экипаж К4-3 практически проехал по плавнику без особых последствий. Чалка по ЛБ ниже порога в подходящих уловах.(Фото11). Экипажи К4-1 и К4-3 прошли ниже места чалки К4-2.. Собравшись было принято коллективное решение о перечалке на правый берег и поиска подходящего места стоянки.
Встали на стоянку ПБ 200м ниже порога Бегемот около 18.00. Поляна ровная, рядом стоит группа автотуристов. Отбой около 23.00.
16.08. Подъем традиционно около 7.30. В 12.00 группа встала на воду. Очень быстро дошли до связки порогов «Классический» — «Слаломный» 3 к.с. Все пороги прошли сходу походной колонной. Далее – достаточно однообразный фон с периодическими мелкими порожками 2 к.сл., среди которых выделялись лишь «Городовой», «Дозорный» и порог «Иодринский» со своими валами и протяженностью. Около 15.00 сделали небольшой перекус и разминание ног. К 18.00 подошли к порогу «Турбина» и встали на стоянку на ЛБ,»Барханы»,как мы ее назвали. Стоим в сосновой рощице на берегу реки- проблем с дровами нет. Отбой 23.00.
17.08. Подъем в 7.00. Встали на воду в 10.30. Минут за 20 дошли до связки порогов «Турбина» и «Горизонт». Приняли решение о просмотре порога Турбина и оперделения линии движения. После прохождения порога «Турбина» пошли на осмотр порога «Горизонт»по правому берегу. Идти около 1 километра..
Порог «Турбина»- 4С. Длина около 100метров. Чалка, просмотр, страховка по ПБ. Река делает крутой левый поворот и падает двумя протоками через гряду камней сливами около 1.5метров. Чалка после порога по ПБ. Все экипажи шли левой протокой с последующей чалкой по ПБ. Сначала тандемом проходили экипажи К4-2 и К4-1,затем завершал К4-3. Экипаж К4-2 прошел «чисто». Экипажи К4-1 и К4-3 (Фото 13-14)несколько переработали влево и задели скалу ЛБ. Чалка по ПБ. После порога пошли на просмотр порога «Горизонт».
Порог Горизонт -5В- Длина около 200метров метров через 500 после порога «Турбина» берега повышаются. Река начинает делать плавный левый поворот и струя делится островом на 2 протоки, далее идет крутой левый поворот с прижимом к ПБ. Осмотр и съемка порога по высокому ПБ(Фото15).
Все экипажи прошли походной колонной придерживаясь одной линии движения. Заходили под правым берегом(справа от острова),далее смещались в центр(Фото 16) и уходили влево от прижима под ПБ. За порогом сделали перекус на поляне ЛБ около 13.00. В 13.30 вышли на воду. Через некоторое время плавно впали в реку Катунь( Фото 17).
Километры гребли по реке Катунь добавили некоторой философии в наш сплав. Палящее солнце сделало свое дело и вынудило группу встать на стоянку ПБ ниже поселка Малый Яломан в 17.00 на прекрасном песчанном пляже (Фото18). Несмотря на солнечную погоду к вечеру налетел небольшой ураган с верховьев и несколько потрепал наш лагерь порывами шквалистого ветра. Отбой около 23.30.
18.08. Подъем около 7.00. Встали на воду около 11.00. Впереди предстояло отработать на прямых участках реки учебные кили в каждом их экипажей. Для этого разгрузили одну из четверок ,загрузив остальные суда. Поочередно покилявшись, сделали остановку в подходящем месте у правого берега ,чтобы привести в «рабочее состояние» все три четверки(Фото 19).
Около 13.30 подошли к порогу Ильгуменский 4В — Длина около 150метров. Осмотр по ЛБ, при необходимости, заход под левым берегом (Фото 20) с прохождением высоких валов до 2-3 метров( ноздри промывает капитально). Порог прошли сходу походной колонной по верхушке валов.
После Ильгуменского порога провели 30минутный перекус на ПБ. Постепенно подошли к Кадринской трубе4А — валы, локальные бочки, некриминальные воронки. Прошли сходу и встали в середине трубы на красивой стоянке по ПБ в сосновом лесочке около 16.00 (Фото 21-23). Сегодня было решено сделать баню, учитывая хорошую погоду, наличие дров, строительного материала для бани и запаса светлого времени суток для протопки каменки. К 19.30 баня была готова. Помывку осуществили в 2 этапа: мальчики- затем девочки. Первая баня слегка потрепала участников: адмиралу из печки вылетела какой то уголь и обжег плечо, Володя разбил лоб о подводный камень, что потребовало наложения швов на ушибленную рану волосистой части головы, а Денис ободрал ступни в поисках березовых веников — баня удалась на славу!!! Отбой по графику в 23.00.
19.08. Проснулись в 7.30. Баня позволила расслабиться и восстановить силы. Встали на воду около 11.00. Без труда завершили прохождение кадринской трубы, так и не поняв ее опасность , которая появляется при высоком уровне воды в виде огромных воронок. В 12.30 подошли к порогу Шабаш- 4В. Длина около 300метров. Состоит из двух ступеней разделенных быстротоком около 100метров. В левой половине реки стоят два огромных вала-бочки на более чем две трети ширины реки. Мощь порога впечатлила и проведя осмотр под ПБ, все экипажи прошли самой безопасной линией движения под ПБ. Вторая ступень состоит из валов и локальных бочек под ПБ. Чалка за 2ой ступенью под ПБ. Далее идет спокойный сплав до впадения реки Урсул слева(Фото 24). В 14.00 сделали остановку на небольшой перекус.
Ниже впадения Урсула начинается участок государственной резиденции с особым уровнем контроля и охраны. Берег напичкан камерами и системами слежения. Очень хотелось пристать к берегу и посмотреть что же будет, но здравый смысл взял верх и мы двинулись дальше. В этот момент погода резко испортилась и на ближайшие два часа нас полоскал проливной дождь, едва не переходящий в град. На сплаве идут локальные препятствия 3 к.с., линия движения в порогах без труда читается с воды. Около 17.00 встали на стоянку на ЛБ под соснами. Дождь несколько поутих и видя прекрасную стоянку мы не смогли себе отказать в постановке лагеря.
20.08. Сегодня крайний сплавной день по реке Катунь и нам предстоит антистапель с началом переброски на Чулышман. Подъем раньше, чем обычно ,около 6.30. В 10.30 встаем на воду и продолжаем сплав.
Отчалив со стоянки, минут через 30 начинает идти холодный дождь. Около 12.00 делаем небольшую стоянку для разминки конечностей и утепления участников. Фоновый сплав по Катуни в перемешку с солнцем, ветром и дождем. Около 14.30 пристаем к берегу для перекуса не доходя до порогов «ТельдекПЕНи».
После небольшого перекуса подходим к порогам Тельдекпень 1 и 2 -4А ( Фото 27). Длина около 400метров. Река зажата в теснине в структуре потока поганки и водовороты. В нашу воду прошли походной колонной изящно гребя по основному потоку, пройдя ороктойский мост. После ороктойского моста связались с водителем переброски на Чулышман. Он нас уже ждал в устье реки Бийка,куда мы не замедлили дойти. В 16.00 закончили сплав по реке Катунь в запланированном месте.
На разбор судов и их погрузку в машину ушло около 1.5часов. В 17.30 выдвинулись в сторону ночевки. На полчаса заехали в магазин в поселке Чемал. Около 19.00 прибыли на стоянку, по предварительной договоренности ( координаты базы 51.616970, 85.787694.) Надо отметить ,что вдоль Катуни много частных земель, находящихся в долгосрочной аренде. На базе мы пожарили шашлык и подвели итоги сплава по Чуе и Катуни — впереди нас ждал Чулышман.
21.08. Слишком раннего подъема не получилось, все вставали не очень быстро. Позавтракав, выехать получилось только в 09.30. Заехав на автозаправку в Усть-Семе, мы на всех парах рванули на Чулышман. При переброске встретили своего земляка Сергея Серебрянского на сплаве по Чуе. Обнялись, перекинулись парой фраз и дальше в путь. В Акташе нас немного потрясли сотрудники ДПС за непристегнутый ремень. В 17.00 с опозданием на три часа мы прибыли в Улаган, где за 30 минут пересели на полноприводные УАЗики и рванули в верховья реки Чулышман. Уже в сумерках, спускаясь по грунтовой дороге, в 20.30. мы прибыли к Язулинскому мосту и встали на стоянку.
22.08. Утром постарались встать в 07.00. Ночью было до 0 градусов, но мы это ожидали и спальники были на небольшой минус. Сразу начали собирать суда. На воду встали в 14.30. Воды в реке ниже среднего , камней хватает, линию движения надо четко понимать и не допускать ошибок при заходах на язык. Стартовали походной колонной. К4-3 несколько отстает от остальных двух катов по непонятным причинам. Стараемся ждать, чтобы не растягиваться. Вроде как до ближайшего порога — Мини-каши 15км, но догребли до Шавлинского ущелья мы быстро. В русле много камней, встречаются посадки на камни. Линия движения читается с воды- остается только ее выдерживать. Собственно, Мини-кашу мы прошли все и сходу. Шив. Катушка мы вроде тоже заметили. Дальше идут бесконечные каменистые, динамичные и довольно мощные шиверы, разделенные небольшими быстротоками. Сходу прошли пороги «Башни » , «Поперечный» и «Стадо бегемотов» встали на ,пожалуй единственную, стоянку на ПБ после очередного порожка около 18.00. Вечером была ловля хариуса от Володи и его коронная фраза: «Вот это река!!!» По навигатору до порога «Кульминация » нам оставалось около 4.5км.
23.08. Ранний подъем около 7 утра и поздравления Насти с днем рождения начали сыпаться с самого утра. На воду встали в 11.00. Далее пошли усложненные пороги , в которых определяться с линией движения приходилось также на ходу. Перед порогом Кульминация река разбивается на две протоки. К4-1пошел в правую протоку и не отработав в ворота уселся на камни, что потребовало определенных усилий экипажа по его снятию(Фото). После протоки надо готовиться чалиться на ЛБ для осмотра и ,возможного обноса, порога «Кульминация». К 15.00 подошли к порогу Кульминация 6С и зачалились на ЛБ сразу после осыпи по ЛБ. Впереди видно падение реки- чистых проходов нет. Длина порога около 300метров. Две гряды камней перегораживают русло без чистых проходов по нашей воде. Обнос по предварительно расчищенной тропе левого берега. На обнос потребовалось около 3 часов. В 18.00 обнос судов и снаряжения был закончен. Встать решили на уютной стоянке в середине порога. Володя как всегда порадовал ловлей хариуса и вкусной жарехой. Отбой около 24.00.
24.08. Подъем в 7.30. За две ходки поднеся вещи к катамаранам на воду встали в 11.00. Сразу же пошел жесткий фон порогов №23 и №24 5Ак.с. Длина каждого около 200метров, возможен предварительный просмотр по ЛБ. На заходе под ЛБ в №24 не ушли направо в ворота и К4-1 оказался забитым в каменный мешок, следом к нему, несмотря на сигналы, приехали поочередно К4-2 и К4-3( Фото 31). Все три экипажа собрались во взаимном прижиме под ЛБ. Была дана команда покинуть суда с чалками на берег, что и было выполнено молниеносно. Поочередно катамараны мобилизовали и первые два судна перетащили в удобное место для старта, а К4-3 поднялся чуть выше и первым стартовав прошел необходимые ворота с последующим прохождением порога №24 по основным бочкам. Через пару минут стало видно падение реки по ЛБ уровень верхушек деревьев наклонился вниз- это был порог «Пустячок» 5В. Длина около 300метров. Порог представляет собой мощную шиверу с габаритными проходами и навалом на камень ПБ на выходе. Слева от выходного камня косая бочка. Экипажи К4-1 и К4-2 успешно прошли все ворота порога, отработав влево от навала на камень ПБ, и встали на страховку по обоим берегам. Экипаж К4-3 не смог уйти от навала на камень и перевернулся на выходе. Один из участников(Артем) с двумя веслами самостоятельно выбрался на ЛБ, остальной экипаж залез в периметр катамарана
и был причален страхующими судами к ЛБ. Отдышавшись и поставив четверку на ровный киль двинулись дальше. Порог №26 5А к.с. Река уходит направо и мощным потоком несется через 4 гряды мощных бочек. Прошли по основным бочкам по центру походной колонной, главное сильно не уходить под прижим к ПБ. Далее идут выходные постепенно ослабевающие пороги шавлинского ущелья. На берегу нашли поломанные старые весла, которые заботливо подобрали. В 14.00 подошли к устью реки Шавла и встали на проверенную стоянку на стрелке рек. По мере разбивания лагеря сразу же стали строить и топить баню(Фото 32-33). Требовался релакс после короткого, но насыщенного приключениями дня. Володя как всегда порадовал ловлей хариуса и достойным уловом.
25.08. Подъем около 7.00. После бани чувствуется расслабление и несмотря на шевеление адмирала на воду встали в 11.30. За 2.5 часа дошли по неспешному Чулышману до порога Каша 6 С к.с.. Пройдя сходу пороги «Труба» и «Предкаша» 4С к.с. сходу. Линия движения в порогах читается с воды. Прошли по основной струе с перечалками под ПБ. Чалка перед порогом Каша в уловах ЛБ перед крутой оранжево-желтой осыпью ПБ. Отсюда начинается обнос по тропе ЛБ. Суда разгрузили, вытащили на берег, мокрые вещи развесили сушить, чтобы снизить вес переносимого снаряжения. Катамараны разобрали: отвязали раму и сдув свернули баллоны, погрузив их в рюкзаки. На обнос порога Каша ушло 6 часов.( Фото 34-37) Вся группа совершила по две ходки и можно было бы уложиться в 4 часа, но двоим участникам(Роману и Павлу) пришлось делать третий заход за баллонами катамарана. Обнос завершился в 20.30. Отбой в 21.30, сразу после ужина.
26.08. Подьем в 7.00. Все экипажи приводят катамараны в сплавное состояние. Стапель продолжался около 2 часов и 11.00 группа встала на воду. Походной колонной прошли выходную часть порога Каша. Примерно за час дошли до порога «Ворота».( Фото 38). Непроход. Перед порогом «Ворота» русло разделяется на 2 протоки, шли левой и сразу чалились на ПБ. Река полностью перегорожена огромными скальными обломками. Чалка и обнос по ПБ. На обнос вещей и судов ушло около 2х часов. В 14.30 вышли с порога и минут за 20 дошли до водопадов Куркуре( Фото39), где не смогли отказать себе в фотосессии. В 15.30 вышли с водопадов. По пути начинают встречаться люди, слева спускается дорога с перевала Куту-Ярык. Прошли подвесной мост. Часа за 2.5 от водопадов не торопясь дошли до порога №44 к 18.00. Река делится на три протоки, впереди видно падение и правый поворот реки, линия движения не просматривается. Прошли мелкой средней протокой и перечалились на ПБ пошли ставить лагерь и осматривать порог. Лагерь удобно ставить на большой ровной поляне примерно в 100 метрах от берега. Впоследствии с этой же поляны удобно обносить вещи за порог, где грузиться после прохождения препятствия.
27.08. Утром подъем в 7.00. Порог №44 решено было проходить на разгруженных судах, предварительно обнеся вещи за препятствие.
Порог №44.Длина около 150 метров. Начинается на правом повороте реки. В центре русла стоят три больших камня на которые идет навал струи. Проход под ПБ с резким уходом влево за последним третьим камнем. от прижима под камни ПБ. Все суда прошли одинаковой линией движения под ПБ с уходом резко влево ниже третьего камня. За порогом погрузили вещи на суда(Фото ) и двинулись к порогу «Туданский» в 12.30. Минут за 30 дошли до порога «Туданский»5В. Длина около 450 метров. Чалка перед порогом на ЛБ с дальнейшим просмотром порога по дороге ЛБ. Порог начинается двумя сливами между огромными камнями, лучше заходить в правый слив. Далее метров через 50 вся струя уходит в габаритный проход между огромной скалой и ЛБ. Далее идет череда валов и бочек на протяжении 150метров. Небольшое место для чалки под ЛБ и еще метров 150 валов и бочек выходной части порога. Страховка, съемка с ЛБ. Все суда прошли однотипной линией движения.
Проходили поочередно заходя в правый слив, далее делали траверс под ЛБ с прохождением габаритного левого слива, далее чалились в улове ЛБ, по возможности. Прошедший 1экипаж вставал на страховку и далее шел готовится следующий экипаж, уже с дополнительной страховкой с воды. Пройдя порог встретили подъехавшую группу каякеров во главе с Антоном Свешниковым.
Короткое общение и двигаемся дальше, время начинает поджимать, а впереди еще порог Коварный и Итыкайский. В 15.00 вышли с порога. В 15.30 подошли к порогу «Коварный» 5В. Длина порога около 350 метров. Перед порогом зачалились на крутом правом берегу и, взяв морковки, отправились на разведку с постановкой съемки и страховки. Весь порог условно можно разделить на 2 ступени. 1 ступень 100метров,быстроток около 100метров и 2ая ступень 150 метров. В 1ой ступени страховка морковками и съемка под ПБ. В 1ой ступени проход под левым берегом был закрыт выступающим из воды камнем и оставался один проход между большим камнем правого берега и центральным валуном. Заходили под ПБ, далее вдоль большого камня ПБ прыгали в 1.5метровый слив под ПБ и перечаливались на ЛБ. Проходили поочередно.
Пройдя первую ступень, провели разведку по левому берегу линии движения во 2ой ступени. Первым проходил К4-2, затем тандем экипажей К4-1 и К4-2. Начало движения по центру с прыжком в мягкий 1.5 метровый слив и далее удержание центральной линии движения с заходом в выходные центральные ворота с обруливанием пары надводных камней на заходе в ворота. После выходных ворот первый экипаж несколько расслабился и был прижат струей к камню правого берега. Следующие экипажи учли особенность струи и штатно отработали от навала на правый берег.
В 16.30 вышли с порога «Коварный». За полчаса подошли к порогу «Итыкайский»5В к 17.00. Длина около 300метров, просмотр, при необходимости, по ПБ. Основную сложность в пороге представляет заход засоренный камнями с габаритными проходами. далее традиционные валы, бочки. Это был последний день сплава, солнце уже скрылось за верхушками гор, было принято решение о сквозном прохождении порога без предварительного просмотра. Группа подошла походной колонной к препятствию и зайдя ближе к левому берегу проведя жесткий слалом между камней вышла на основную струю к центру русла реки. После порога чалка под ПБ. Экипажи К4-2 и К4-3 несколько посидели на камнях на заходе, экипажК4-1 прошел чисто все заходные ворота. После порога идут выходные шиверы постепенно ослабевая по своей мощности. В 19.00 пристали к правому берегу на базе отдыха «Каменные грибы»( Фото 52-58). У местных секьюрити базы узнали о возможности встать на ночевку и возможности приготовления пищи. Все условия были предоставлены. Расположившись на постой пошли на берег для выполнения поэкипажных и общегрупповой фотки. На 22.00 была заказана баня. База «Каменные грибы» заметно увеличилась с 2014 года. Появились домики для «различного кармана», но тем не менее остались и палаточные места( что очень нас порадовало). До бани надо было еще успеть начать разбор катамаранов и приготовить ужин.
28.08. Подъем около 07.00. Поутру девчонки отправились к местной достопримечательности Каменные грибы. На все про все у них ушло около 3 часов. К 11.00 вернулись в лагерь.
От базы с пристани регулярно ходит лодка-извозчик ,за символические денежки перевозя на другой берег и обратно. Оставшаяся часть группы паковала вещи. К 12.00 должен был прийти заранее заказанный автобус до мыса Кырсай. Водитель приехал заранее и уже ждал нас для погрузки. По мере запаковки вещей начали грузиться в ПАЗик. В 12.00 по графику выехали к мысу Кырсай. Дорога в пути заняла около 2х часов. Прибыв на пристань группа перегрузила вещи на 2 катера и выдвинулись в сторону пос. Артыбаш( Фото 59-60).
Дорога на катерах заняла около 2х часов, к 16.00 прибыли в поселок Артыбаш (Фото 61-64). Выгрузились на причале, оставили дежурных у вещей и пошли на разведку в поисках кафэшки. Покушать решили в кафе «У Евсееича»(51.790138, 87.251215) — вкусная еда, приветливый персонал, разнообразное меню. Кафе находится в 200 метрах налево от пирса №1. Во время ужина связались с водителем, который должен был нас везти в Горно-Алтайск. В 18.30 загрузились в машину и выдвинулись в сторону Горно-Алтайска. По пути в Майме высадились Настя, Артем и пара Севидовых, оставшихся в Майме со своей логистикой до родного порога. Оставшаяся часть группы к 22.00 прибыли в заранее заказанный номер хостела(51.981613, 85.884627, ЭТнО- Хостел) недалеко от аэропорта. Вещи и снаряжение едущее в Рязань мы оставили водителю для отправки транспортной компанией ПЭК. Спать легли в 23.00.
14. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
Несмотря на то, что маршрут насыщен водной частью, не стоит забывать о возможности посетить «Каменные грибы»на реке Чулышман и водопад Учар на реке Чульча в конце маршрута.
Сплав осуществлялся на трех катамаранах четверках: К4-1 катамаран «Нарын 800»производства фирмы «Рафтсервис» в штатной комплектации. Имеет по 2 независимых внутренних поддувов на одну сторону баллона. Рама дюралевая Д16Т, разных размеров трубы, четыре продолины с выжимными трубами плюс пять поперечин. Диаметр наружный от 40-45мм, стенка трубы от 2.0. Ширина рамы 230см. Наружняя оболочка — теза, капрон. Внутренний баллон — ткань «1542». Обьем 2.5м3.К4-2— К4-3 —катамараны «Фокс-400» производства «Рафтсервис» в штатной комплектации. Имел по два независимых внутренних поддува на одну сторону баллона. Рама дюралевая Д16Т, разных размеров трубы, четыре продолины с выжимными трубами плюс четыре поперечин. Диаметр наружный от 40мм, стенка трубы от 1.5мм. Ширина рамы 200см. Наружная оболочка – теза. Внутренний баллон — «1542».Обьем 2.0м3.На катамаран имелось по четыре запасных весла и одна морковки. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. У группы имелся комплект медикаментов и необходимый ремонтный набор.
Поход проходил в полностью автономных условиях. Все продукты имели «гидроизоляцию» и транспортировались в гермомешках. Из Рязани заранее была закуплена сырокопченая колбаса, твердый выдержанный сыр, перетертое сало и мясные «консервы»в мягкой упаковке фирмы Кранидов. Все продукты были разделены на 2 части с циклом на 6 дней. В походе было организовано двухразовое с перекусом в середине дня. Ввиду того, что встречу снаряжения и заброску на реки осуществлял один перевозчик, то продукты на вторую реку нам были доставлены к окончанию сплава по реке Катунь.
Питание в дороге и в населенных пунктах организовывали из подручных продуктов либо с посещением кафе. Все дежурства по приготовлению пищи были суточные и делились между экипажами.
№№ | Статьи расходов | На одного туриста |
---|---|---|
1 | Самолет Москва – Горно Алтайск -Москва | 22000 |
2 | Услуги транспортных компаний Энергия /ПЭК Рязань- Бийск- Рязань | 2500 |
3 | Трансфер: Горно- Алтайск- устье р.Боки-/ устье р.Бийка -пос.Улаган -мост пос.Язула-/ устье р.Чульча-Телецкое озеро -пос Артыбаш -Горно-Алтайск. | 23500 |
4 | Питание маршрут | 9500 |
5 | Прочие расходы | 2500 |
6 | ИТОГО | 60000 |
Чуя-Катунь
Р. Чулышман
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности