Туристский клуб «THELEOS» РязГМУ им.акад.И.П.Павлова.
Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54. 8(910) 900- 65-15
e-mail: ryazturclub@mail.ru
МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 13 / 4 выдана ТСМКК Федерации спортивного туризма Рязанской области ТССР. Шифр МКК 162-00-444650его000
Заявленная и пройденная: г.Рязань- г.Москва- г.Горно- Алтайск – пос.Акташ- пос.Джозатор- устье р.Карагем — р.Аргут- р.Катунь- до устья р.Чуя — переезд через пос. Акташ -начало Мажойского каскада- пос.Чибит– г.Горно-Алтайск – г.Москва- г.Рязань.
Аргут 14.08.- начало стапеля , 21.08. Катунь антистапель- переезд на Мажой 21.08., окончание сплава по Мажою 26.08. Кружочками обозначена водная часть маршрута.
Вид препятствия | Название | Категория трудности |
Р.Аргут | Пор.Надолбы Пор. Труба Сапожникова | 5С-6А 5С-6А |
Пор. Водопад Сапожникова | 6В-6С-обнос | |
Шивера Седая Пор.Иедыгемский Пор.Стерегущий Пор.Б.Арыюльский Пор.Белый Пор.Раздельный Пор.Атланты | 5В-5С 5В 5А-5В 5В 5С-6А 6А 4С-5А | |
Р.Чуя Мажой Верхний и нижний( от пор.Малыш) | Пор.7,8 Пор.9 — пор.Суровый(связка) Пор.11(Пирамида) Пор.15 Пор. Гарнитур Пор.Поворотный Пор.Малыш Пор.Гулькин нос Пор.Зайсан | 5А 6А 5В 5В 6А 5В-5С 6А 5А-5В 5А-5В |
Все препятствия пройдены в своих экипажах без изменения состава. Обнесены Порог водопад Сапожникова на Аргуте и участок мажойского каскада реки Чуя от Оройского моста к порогу Малыш.
Итого пройдено 5С-6А 7 препятствий: Надолбы, Труба Сапожникова, Белый, Раздельный, Суровый, Гарнитур, Малыш.
5А-5В 11 препятствий: Седая, Иедыгемский, Стерегущий,Б.Арыюльский,Атланты,№7-8,15,Поворотный,Гулькин нос, Зайсан.
Ф.И.О | Возраст | Опыт | Обязанность, посадка по судам | Место работы/учебы | Адрес | |
1 | Крупнов Роман Николаевич | 1978 | р.Дибанг -6У., р.Кура — Риони-Цхенисцкали -6Р. Р.Чонг Кемин- Малый Нарын-Кекемерен -6Р. Р.Чуя -Катунь-Чулышман- 5 Р | К4-1, капитан, адмирал, Левый кормовой | ГБУ РО КБ Семашко врач – офтальмолог | г. Рязань |
2 | Янаки Алексей Викторович | 1973 | Р.Чонг Кемин- Малый Нарын-Кекемерен-6У. р.Голубой Нил-6У р.Риони-р.Цхенисцкали- 5У Р.Чуя-Катунь -Чулышман- 5 У | К4-1. Левый носовой | Высотник | Г.Рязань |
3 | Бурмистров Эдуард Александрович | 1970 | р. Кекемерен- 5У., р. Китой — 5У р.Чонг -Кемин -р.Малый Нарын -р.Кекемерен -6у Р.Теберда-Кубань -Б.Зеленчук-Б.Лаба- 3сэл4 У | К4-1, правый кормовой | Нач. информационной службы. АО РЗМКП. | г.Рязань, ул.Тимуровцев |
4 | Штольвин Александр Сергеевич | 1977 | р.Дибанг -6У,р.Голубой Нил -6У, р.Чонг-Кемин — р.Малый Нарын — р.Кекемерен -6у Р.Теберда -Кубань -Б.Зеленчук — Б.Лаба -3сэл4 У Башкаус — Чулышман-5У | К4-1, правый носовой | Сист. Администратор, администрация г. Рязани | Ряз.обл., г.Рыбное |
5 | Севидов Александр Николаевич | 1980 | Р.Катунь 4Р Р.Чуя-рКатунь -р.Урсул -5У Р.Жомболок -Ока Саянская- 5У Р.Чуя -Катунь -Чулышман- 5 У | К4-2, капитан, левый кормовой | Предприниматель | НСО |
6 | Ленский Владимир Петрович | 1971 | Р.Теберда — р.Кубань-р.Б.Зеленчук -р.Б.Лаба -3с эл 4У р.Катунь-4У, р.Жомболок -Ока Саянская -5У. Р.Чуя -Катунь -Чулышман- 5 У | К4-2, правый кормовой | Предприниматель | Г.Санкт-Петербург |
7 | Панасенко Константин Юрьевич | 1992 | Р.Кура — р.Риони -р.Цхенисцкали — 4У Р.Тунтсайоки — р.Кутсайоки-Тумча-3у. Р.Чуя -Катунь-Чулышман- 5 У | К4-2, врач, левый носовой | ОКБ,врач-хирург | Г.Рязань |
8 | Марченко Денис Николаевич | 1978 | Р.Тумча — 3 У Р.Теберда-Кубань — Б.Зеленчук — Б.Лаба 3сэл4 У Р.Чуя — Катунь — Чулышман- 5 У | К4-1, правый носовой | ООО Маркет | Г.Рязань, ул.Великанов |
Отчет сдан в библиотеку Рязанского туристского клуба, размещен на сайте http://taganok.ru
После похода 2021года, когда большая часть команды вместе побывала на Алтае, пройдя маршрут Чуя( ниже Мажоя)-Катунь-Чулышман(ниже Язулы), возникло непреодолимое желание туда еще раз вернуться. Пандемия Ковид-19 уже начала отступать и антиковидные меры ослабли мы снова собрались на Алтай. Вместо предполагаемых трех четверок на сплав собралось всего лишь 2 экипажа. Весной 2022года удалось совершить маршрут по Кавказу в Карачаево-Черкессии большей частью группы- «впереди уже были видны белоснежные вершины Горного Алтая». На дворе был конец мая- пора брать билеты. Из рязанских коллег водников под флаг клуба «Телеос» и «Мир приключений» встало 6 человек. Далее присоединились проверенные временем туристы водники из Питера, Новосибирска.
Были бурные обсуждения по поводу выбора первой реки Аргут или Мажой??? И все же в качестве первой реки выбрали связку Аргут-Катунь. На связку отводилось 6 дней. Далее после небольшой 100км переброски к Мажойскому каскаду на Мажой отводилось 6 дней, учитывая, что никто из нас там не был. Впоследствии эта тактика и такой выбор рек себя полностью оправдали. Хотя если полагаться на опыт каякеров, то они раскатываются на Мажое перед другими шестерками( Чулышман, Аргут, Башкаус). Время для похода тоже было выбрано неслучайно. Запланировали вторую половину августа, чтобы попасть в желаемый не сильно высокий уровень воды и не застать слишком морозные ночи.
По классификатору маршруты по рекам Аргут-Чуя( Мажой) относятся к 6к.с. Мощные бигвольмные пороги Аргута поражают свои размахом: Надолбы, Труба и Порог Водопад Сапожникова, шивера Седая, большой Иедыгемский, Белый, Раздельный -не оставят никого равнодушным. Для всех изюминкой стал Мажойский каскад на реке Чуя. В каскаде насчитывается около 30 порогов 5-6 к.с. Весь каскад можно разделить на верхний и нижний Мажой, условной границей считается Оройский мост от которого можно начать частичный обнос нижних порогов.
На маршруте предполагалось использовать автотранспорт для заброски на реки и переброски с реки на реку и при необходимости обвоз груза на Мажойском каскаде. Сам же маршрут был полностью автономным. Группе предстояло пройти чуть более 100км по воде.
Тактически предполагалось минимизировать осмотры порогов 5 к.с. для экономии времени, но особое внимание уделить просмотру и безопасному прохождению препятствий 6 категории сложности.
Маршрут проходит по горному Алтаю в нескольких административных районах и климатических зонах Горного Алтая.
Республика Алтай расположена южнее Алтайского края. Самой высокой вершиной горного Алтая является гора Белуха 4506 метров над уровнем моря. Климат резко континентальный, с коротким жарким летом и длинной морозной зимой, короткой весной и осенью. Также климату Алтая свойственны большие суточные колебания температур. В середине-конце августа ночная температура в районе язулинского моста может опуститься ниже нуля. На маршруте встречаются различные климатические зоны от высокогорного до среднегорного климата. Растительный мир горного Алтая достаточно разнообразен. Лесная растительность представлена как хвойными так и лиственными породами деревьев.
Животный мир также многообразен. Здесь проживает около 90 видов млекопитающих , 260 видов птиц, 11 видов пресмыкающихся и земноводных, 20 видов рыб.
В Алтайском крае проживает около 237000 человек. Столица края Барнаул. В Республике Алтай на 2015год проживает 213000 человек, 30% которых- жители единственного города республики- Горно-Алтайска.
Алтай отличает густая речная сеть. Здесь насчитывается более 20188 больших и малых рек ,суммарной протяженностью 62555км. В верховьях много водопадов. Питание рек в основном за счет ледников. Весной расход воды резко увеличивается. За лето бывает 2 волны «паводка».
Реки района по большей части классифицируются от четвертой до шестой категории сложности. Наиболее популярные реки для сплава: бассейны рек Катунь, Аргут, Чулышман, , Башкаус и Бия.
Населен Горный Алтай мало и неравномерно. Основными путями заброски является Чуйский тракт, остальные дороги требуют более проходимой техники, чем асфальтовое покрытие. Часовой пояс +4 часа к московскому времени.
В отведенные 2 недели на поход планировалось уложить два интересных маршрута связку рек Аргут с впадением в Катунь и дальнейшим переездом на реку Чуя ( Мажойский каскад).
На планируемом маршруте находится более 35 препятствий пятой-шестой категории сложности. Изучив доступные отчеты в сети интернет было принято решение о начале сплава на реке Аргут с переходом в Катунь- эта связка должна была позволить скататься экипажам перед порогами реки Чуя. На прохождение рек отводилось два цикла по 6 дней. На маршруте предполагался один запасной день на реке Аргут.
Существует несколько вариантов попасть на Алтай.
Прямые авиарейсы из Москвы в Новосибирск и Горно-Алтайск, а также развитая сеть железных дорог до Новосибирска и Барнаула. Мы(рязанцы) воспользовались авиаперелетом до Горно-Алтайска авиакомпанией S7, где собиралась вся группа и нас встречала машина заброски на маршрут. Для поиска рейса можно воспользоваться web-сервисом типа skyscanner.ru. или подобным поисковиком. Возможно добраться и железнодорожным транспортом до Барнаула или Новосибирска, но в этом случае требуется около 6 лишних дней на дорогу и поход явно не укладывается в отведенные 2 недели.
Основной проблемой являлось большое количество снаряжения, которое предстояло перевезти с собой. Были рассмотрены два варианта. В первом случае снаряжение собирались перевозить собой в самолете. Поэтому мы плавно перешли ко второму варианту- транспортировка груза транспортной компанией. Наш выбор пал на транспортную компанию « ПЭК», осуществляющую грузоперевозки. Ее представительства можно найти во многих городах России и странах СНГ. Большая часть снаряжения, включая катамараны, были отправлены за 3 недели до начала похода. Груз из Рязани до Бийска шел около 14 календарных дней, где был встречен принимающей стороной. Обратно груз также отправлялся транспортной компанией ПЭК.
Рязанская часть группы собиралась в аэропорту Домодедово, откуда прямым рейсом улетела в город Горно-Алтайск.
Далее приведу контакты транспортной логистики из отчета Тихонова Максима, так как при планировании маршрута надо рассматривать различные варианты в зависимости от численности группы.
«Для заброски в начало активной части маршрута, переброски между реками и возвращения в аэропорт просто необходимо использовать машину сопровождения, учитывая насыщенные сплавные участки рек и высокий темп сплава. Это избавляет от необходимости искать транспорт на месте с риском терять время и выбиться из графика.
Координаты Ивана Замчалова (живет в Бийске):
Координаты Владимира (живет в пос. Акташ), обеспечивавшего нам заброску и переброску по маршруту:
+7(909)-503-22-85, +7(913)-226-31-35 (Газ 66 с кунгом + имеется ЗИЛ с кунгом)
Координаты прочих водителей и компаний, оказывающих транспортные услуги в регионе: +7(923)-224-01-10 Максим (Пежо Боксер)
Координаты водителей внедорожного транспорта в пос. Акташ:
Спортивная часть маршрута заканчивается в пос.Чибит, где группа встала лагерем на Чибитской поляне за сомволические деньги. Уровень цен, как несложно догадаться, везде одинаков и на удивление гуманен.
Сотовая связь в районе Аргута и Мажойского каскада отсутствует, поэтому договариваться с машиной, которая осуществит переброску из нужной точки надо заранее. У Оройского моста появляется сотовая связь.
Группа предварительно узнала ситуацию с коронавирусом в республике. Антиковидные меры шли на спад. Тем не менее большинство участников группы прошло вакцинацию от коронавируса и имело QR коды.
Вдоль реки Аргут автодорог нет, дорога появляется по левому берегу после слияния с Катунью. На Мажойском каскаде идет грунтовая дорога по высокому правому берегу. Запасных вариантов не планировалось ввиду серьезной подготовки к прохождению маршрута и серьезном настрое участников.
Поход проходит местами по малонаселенной местности и по правилам соревнований по «маршрутам» необходимо наличие страхового полиса. Страховые полиса участникам оформили в компании Ингосстрах с категорией рафтинг. Группа была зарегистрирована в региональном МЧС через сайт МЧС( страхование туристических групп)- присвоенный идентификатор 34411447,заявка 773. Телефон для контактов+7(38822)23124 ГУ МЧС России по республике Алтай. При регистрации требуется страховка и данные участников.
Изменений в связке Аргут- Катунь не было. При прохождении Мажойского каскада был произведен обвоз средств сплава от Оройского моста к порогу Малыш ввиду малого времени оставшегося на сплав. Других изменений маршрута не было.
Расчет километража осуществлялся по Яндекс картам.
Даты | Дни пути | Дни маршрута | Участки маршрута | Км | Способ передвижения |
13-14.08 | 1 | Г.Рязань -г.Москва — г.Горно-Алтайск -пос Акташ — пос.Кош-Агач пос.Беляши — устье р.Карагем — р.Аргут 16.00 машина -23.30 ночлег — 06.00 подъем — 08.00 КошАгач -15.00Стапель | 190/-/350 | Машина / самолет / машина /стапель | |
15.08 | 2 | 1 | Устье р.Карагем — р.Аргут- пор.Куркурек — пор.Коротыш — пор.Надолбы — стоянка л/б ниже пор. Труба Сапожникова 12.30 старт — 15.00ПТС, 16.00 начало обноса к ПВС 2км | 28 | Сплав |
16.08 | 3 | 2 | стоянка левый берег 08.00 — 12.30 сплав ПТС — 13.00 лагерь -16.30 обнос за пвс | 1/ 1.5 | Сплав / пешком |
17.08 | 4 | 3 | 6.30 — 13.00 выход пвс — 14.00 — 15.30 р. Бартулдак | 12/ 1.5 | Сплав / пешком |
18.08 | 5 | 4 | 11.00 с р.Бартулдак — Б.Арыюльский — 14.30 белый-17.30 устье р.Шавла | 23 | Сплав |
19.08 | 6 | 5 | дневка — оладьи — баня | — | дневка |
20.08 | 7 | 6 | 07.00-11.45со стрелки-14.00Атланты- 15.00вышли-16.00устье Аргут | 25 | Сплав/антистапель |
21.08 | 8 | 7 | 07.00-11.30 вышли — 15.00 устье р.Чуя — выезд 19.00 к 23.00 до Мажоя | 25/100 | Сплав/антистапель/машина |
22.08. | 9 | 8 | 13.00вышли — менский — 15.00 | 4.5/ 3 | Стапель / Сплав / пешком |
23.08 | 10 | 9 | 10.15 — пор7. ремонт 12-13.00 — перед суровым в 15.00. | 4 | Сплав |
24.08 | 11 | 10 | Занос вещей 11.00 в суровый — 12.00 — 13.00 вышли с Сурового — Пирамида — Мини — 14.00 кошара — час просмотр — 16.00 л/б ниже 15порога. | 4 | Сплав / обнос вещей |
25.08 | 12 | 11 | 11.00 вышли — Гарнитур — обнос прохождение-15.00 к Поворотному -по л/б обнос- к 18.00 на оройском мосту на чибитскую | 3 | Сплав / обнос вещей / машина |
26.08 | 13 | 12 | 9.20 выезд — поляна Малыш — 10.30 к Малышу- 12.00 на Малыше — 13.00 старт- Малыш-14.30 на поляне | 1.5 | Машина/ Сплав |
27.08 | 14 | 13 | Чибитская поляна / баня | — | Дневка / антистапель |
28.08 | 15 | Чибит — Г.Горно-Алтайск — Москва — Рязань | 300/190 | Машина /Самолет / машина |
Аргут-Катунь сплав 114км, пешком 3 км. Чуя сплав 17 , пешком 5 км.
Итого 131км сплав, 8 км пешком.
Принятые в отчёте сокращения: ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;
ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;
крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;
ЧХВ – чистое ходовое время – время движения без учёта остановок;
К4-1, К4-2, К4-3. «Состав группы и распределение по судам»). Ф -фото.
Время в отчете указано местное.
13.08.-14.08. Около 01.00 рязанская часть группы собралась на улице Высоковольтная и погрузилась в трансфер Рязань -аэропорт Домодедово. Около 04.30 добрались до аэропорта, прошли процедуру регистрации на рейс и сдачу снаряжения в багаж. Около половины восьмого утра пошли на взлет. В 16.00 после удачной посадки вся группа собралась в аэропорту Горно-Алтайска (Фото 1).
В 16.30 погрузившись в заказанный транспорт группа выдвинулась в дорогу. По пути пообедали в придорожном кафе около 17.30 — вкусно и сытно. К 23.00 добрались до промежуточного места ночевки недалеко от Акташа- миниотель «Как дома». Кто то ставил палатки, кто то прилег на скамейке под навесом. Подьем в 05.30. Выезд около 06.30. К 08.00 прибыли в поселок Кош-Агач для пересадки на УАЗики. В 09.00 прибыл второй УАЗ, быстро перекидали вещи и выдвинулись к месту стапеля(Фото 2-3).
От Кош-Агача до устья Карагема около 170 км-дорога занимает около 5 часов. Перед поселком Джозатор быстро прошли паспортный контроль( для граждан РФ без предварительной заявки на проход в зону пограничного контроля). Далее в самом пос.Джозатор посещение заставы с проверкой паспортов с такими же требованиями( граждане РФ без предварительной заявки на посещение погран.зоны). Вся процедура сверки документов заняла около получаса. К 15.00 вся группа добралась до места стоянки/стапеля устья реки Карагем( 49.857338, 87.157797). Виды шикарные, поляна большая- далее автономка. До заката успели собрать суда на 75%(Фото 4-5). Отбой в 23.00.
15.08. Утром подъем около 7.30 и продолжение сбора катамаранов. Погода солнечная. Около 12.30. встали на воду. Линия движения читается с воды. Идем походной колонной. Сходу прошли пороги Степной, Куркурек и Коротыш 4А линия движения в порогах читается с воды без каких либо проблем. прохождение по основной струе. К 14.00 плавно подошли к порогу Надолбы 5С-6А. Чалка перед порогом по ПБ в удобном улове. Ориентиром порога считается впадение левого притока Кулагаш. Длина порога около 1км. Условно можно разделить на две части. Во второй ступени поток разрезается грудой камней, на выходе струя врезается в камень бык с винтообразным сливом. Беглый осмотр захода в порог показал читаемую линию движения в пороге и возможность маневра при необходимости. Шли походной колонной.К4-1 выбрал линию движения под правым берегом, К4-2 дабы не мешать первому катамарану придерживался линии вдоль левого берега(Фото 6-7).
Далее валы, навалы на крупные гладкие камни, бочки в рамках порога 5-6 к.с. Все экипажи прошли успешно на взаимостраховке. Около 15.00 подошли к порогу Труба Сапожникова и зачалились на ЛБ для просмотра порога и поиска стоянки. Ориентир 8метровый камень Часовой у ЛБ (Фото 8).
Далее по плану похода предстояло занеси вещи ниже Трубы Сапожникова и поставить лагерь где то между Трубой и порогом водопадом, прохождение было отложено на следующий день. В 16.00 начали обнос вещей в предполагаемую стоянку перед ПВС, оставив сплавные вещи у судов. Тропа обноса идет по левому берегу ,достаточно четко выражена. Вещи несли около 1 часа( кто то и 40 минут)пока не уперлись в начало крутого подъема серпантином перед камнями слева от тропы нависающие как козырек (49.930392, 86.943196) (Фото 9).
В этом месте имеется чуть ли не единственная полочка для постановки лагеря, примяв высокую траву бросили вещи и пока дежурные готовили еду, оставшаяся часть группы совершила вторую ходку за вещами. На завтра планировалось пройти Трубу Сапожникова и решить вопрос о прохождении ПВС. Отбой 23.00
16.08. Подъем в 07.30. Утро солнечное. Ночью было прохладно, до +5. Около 11.00 выдвинулись к вещам и судам перед Трубой. Пока шли к судам еще раз осмотрели порог и наметили ключевые места. Порог Водопад Сапожникова 5С -6А — длина около 1.5 км, чалка по ЛБ перед камнем Часовой, просмотр по ЛБ, страховка с воды. Условно порог можно разделить на три части, каждая из которых характеризуется валами и мощными бочками. Длинный мощный порог, метров 300 ниже камня прижим к ПБ с мощными бочками на повороте, далее до лагеря бочки, валы, единичные обливные камни. Экипажи шли колонной на взаимостраховке. В 12.30 начали прохождение, в 13.00 причалили в лагере на ЛБ. Шли по основной струе, прижим под ПБ проходили с уходом влево, стрались избегать крупных бочек(Фото 10-11).
При перечалке судов неудачно перепрыгнув с камня на камень адмирал повредил сухожилие на правой ноге, чем привел себя в ограниченного для передвижения члена команды, медицинские мероприятия своевременно. Пока готовился обед, сходили наверх по тропе и оценили всю мощь Водопада Сапожникова(Фото 12-13) практически единогласное решение об обносе судов за ПВС и старт из под порога в шиверу Седая на следующий день.
Порог Водопад Сапожникова — 6В-С-обнос. Труба плавно переходит в ПВС. Начало на левом повороте реки заходной шиверой. Длина ПВС около 600метров на котором река прорывается через гряды обливных и надводных камней образуя цепи жестких бочек ( Фото 14).
В левой части проходы забиты камнями на которые идет большая часть потока. Основная линия движения в пороге от правого берега к левому через ворота и ряд мощнейших бочек. Конец порога за горизонтально лежащим камнем у ЛБ. ПВС плавно переходит в шиверу Седая(Фото 15).
Разобрав катамараны пополам начали обнос судов и сплавных вещей за ПВС. Тропа .как уже говорилось идет по ЛБ. Сначала идет подъем серпантином, потом открывается шикарный вид на ПВС и тропа начинает спускаться. За 2 ходки обнесли сплавное и суда за ПВС.
17.08. Утром сворачиваем лагерь и начинаем обнос вещей за шиверу Седую в 09.00, откуда придется идти уже загруженными. Набитая тропа идет вдоль левого берега.
Ниже шиверы Седая у камня оставляем вещи(Фото 16) и возвращаемся к судам и готовимся стартовать из под ПВС. В 13.00 стартует К4-1 пройдя выходную стометровую часть ПВС(Фото 17-18) и объединившись с К4-2 идет на прохождении шиверы Седая.
Шивера Седая 5В- 5С длиной около 400м следует через 200метров после ПВС. В центре русла небольшой намек на остров, по всей ширине русла валы, бочки. Шли колонной придерживаясь острова и далее уходили налево к ЛБ(Фото 19-20), где лежали вещи у камней на берегу.
После прохождения погрузили вещи и вышли в 14.00. Далее шли фоновые порожки 4к.с. Угловой и Медвежий. Пороги непрерывно переходят друг в друга, линия движения читается с воды.
На правом повороте реки расположен порог Иедыемский 5В. (Фото 21-22).
Мощная цепь вало. За порогом с левой стороны впадает Иедыгем. Шли тандемом на взаимостраховке. Далее с ходу прошли ни чем не примечательные пороги Остров и ЗигЗаг. Через некоторое время подошли к порогу Стерегущий 5А-5В. Длина около 200м. Впереди видна скальная стенка левого берега, поток разделяется надвое островом, вправо отходит протока. Мы пошли более короткой правой протокой, где просматривалась линия движения. вся струя бъет в скальную стенку правого берега, есть отбойка. Оба экипажа прошли тандемом правой протокой с уходом от прижима к ПБ (Фото 23-24).
Сегодня команда изрядно наносилась, находилась, нагреблась и в 15.30 встаем у левого притока Бартулдак(Фото 25) где имеется неплохая стоянка и даже ловится хариус. Впереди виден правый поворот реки и полка на ПБ, но на ней нет леса. Несмотря на то, что мы не дошли до планируемой стоянке на пороге Белый, как оказалось наше решение о стоянке на притоке Бартулдак было верным(49.994023, 86.924936).
18.08. Сегодня ранний подъем и насыщенный порогами день. Утром сгустились тучи и изредка накрапывает мелкий дождь. В 11.00 выходим на воду. За полчаса дошли до правого притока Юнгур- стоять негде. Далее следует порог Большой Арыюльский 5В . Ориентир левый поворот реки, чалка и осмотр на ПБ, длина около 200м. Прошли поочередно, предварительно перечалившись по ЛБ заходили вдоль него с последующим уходом в центр ниже камней(Фото 26-27).
Сегодня модерирует К4-2 во главе нашей немногочисленной колонны. В 14.30 подошли к порогу Белый. Порог Белый 5С-6А. Ориентир сужение стенок, плавный поворот реки справа налево, осмотр по ЛБ, длина около 1.5 км. Выделили 3 секции. 1 секция длина 300м, в сужении стенок мощный бочко-вал(Фото 28-29), перед ним заходная шивера, чалка на ЛБ в улове.
2 секция— длина около 600метров обливные камни,бочки,валы(Фото 30-32).
Чалка за камнями по ЛБ в улове. 3 секция выходная длина около 600метров проход ближе к левому берегу через ворота(Фото 33), далее бочки, валы.
Стенки берегов понижаются и расступаются. Шли секции поочередно, с беглым просмотром(насколько возможно) предварительно определив место следующей чалки. Описанная командой 6В в отчете 2017 года тропа для обноса вещей и место для стоянки найдены не были, вероятно их снесло свежим выносом камней, обнаруженным при просмотре 1 секции порога. Для стоянки порог не рекомендуем!!! После прохождения порога через некоторое время на левом притоке Коир сделали перекус и двинулись дальше. Дальше начался участок дикого Аргута в скальных стенках, около 16.00 подошли к порогу Раздельный 6А. Длина около 200м. Ориентир правый поворот реки с тополями на ЛБ, слева наподобие озерца где надо чалиться по ЛБ, осмотр ЛБ, страховка крайне затруднена. Заходная шивера заканчивается мощным сливом под ПБ с прижимом под ПБ, слева и в центра камни с навалом на них. Осмотрев порог первым пошел К4-2, зайдя под правым берегом полулагом пробил заходные бочки и практически боком пробил выходной слив(Фото 34), что дало возможность уйти направо от центральных камней, на которые валило. К4-1 прошел той же траекторией ,но более чисто(Фото 35).
После порога чалка по ЛБ. Далее река идет в 5 километровом каньоне с высокими стенками без возможности выхода на берег. Выходная часть дикого Аргута с фоновыми порожками. Окончание дикого Аргута это сужение река стенками обеих берегов метров до 10(Фото 36), далее долина расширяется. Около 17.30. пришли в устье р.Шавла(50.156775, 86.839546). Погода благосклонна. На завтра решено сделать дневку и баню. Команда требовала отдыха.
19.08. Утром подъем в 08.00. На завтрак решили пожарить оладьи на молоке и блинной муке. После завтрака приступили к построению и протопке бани(Фото 37). На протопку ушло традиционно около 4-5часов при постоянном подкладывании дров. Небольшой дождик не испортил впечатлений от бани. Вечерний компот и пенье песен. Яблочный спас.
20.08. Подъем в 07.00. Традиционный завтрак. Неудачное управление квадрокоптером привело к его потере и потере всех материалов ранее отснятых- очень жаль, скорбим. В 11.45 вышли от устья Шавлы, сегодня экипажи решили поменяться судами для оценки ходовых качеств. К 14.00 после продолжительного спокойного участка пришли к порогу Атланты 4С-5А. Ориентир левый поворот реки, на ПБ стоят камни причудливой формы, справа луг. Длина порога около 1 км, осмотр ,чалка, страховка при необходимости по ЛБ. В пороге бочки, валы, на выходе прижим под ПБ, на камнях ПБ таблички погибших в пороге. Решили поочередно пройти. Первым шел К4-2, после его прохождения шел К4-1(Фото 38-39).
Оба судна прошли по основной струе, на выходе держались центра во избежании прижима к стенкам. В 15.00 перекусив вышли с Атлантов. Далее флегмосплав около 1 часа, единичные порожки на поворотах и перед самым впадением в Катунь фановый порог Ворота 4В, в котором К4-2 умудрился положить груженую пупындру в винтообразной бочке. Собственно кроме одной гряды камней с единичными бочками в нем ничего нет, но надо правильно выбирать линию движения по языку(Фото 40-41).
К4-1 прошел по языку на судне меньшего объема в то время как К4-2 прошел правее на метр и попал одним баллоном в винтообразную бочку давшую о себе знать. Метров через 300 Аргут впадает в Катунь. Перевернутый катер экипаж зачалился на ПБ Катуни ,где решили встать на стоянку(Фото 42-43).
В 16.00 на шикарном песчанно- галечном пляжу оставили суда, а вещи занесли к деревьям несколько повыше(50.240820, 86.680167). Вечером сходили подивиться на порог, преподнесшем сюрприз.
21.08. Ранний подъем взбодрил всех инеем и минусовой температурой(Фото 44).
Повесив с Володей на стоянке найденный ранее рог какого то козла(Фото 45)
, в 11.30встали на воду. Флегмосплав по бирюзовой Катуни занял около 3.5 часов(Фото 46-47).
В процессе сплава встретили команду Горький ,сплавлявших своих клиентов по Катуни, испытали плавучесть своих спасжилетов. В 15.00 причалили на ПБ в устье реки Чуя(50.392790, 86.672426) (Фото 48-49).
Начались вызванивания водителя переброски. На стрелке Чуя -Катунь связь не очень устойчивая, лучше иметь телефоны нескольких операторов. Если антистапель занял около 1.5 часов и к 16.30 группа была готова к переброске на Мажой, то дозвон до водителя и ожидание его приезда затянулось до 18.30. В 19.00 выехали в сторону Мажоя(Фото 50).
По пути купили чебуреков в попутном магазине, забрали продукты, оставленные на Мажой в гостинице «Как дома» и докупили ништяков на первое время. В 23.00 были у Акташской ГЭС (50.392790, 86.672426). Ночью легкий минус, утром все в инее.
22.08. Подъем в 08.00. Бодрый стапель на поляне с созерцанием шныряющих сурков и летающих орлов(Фото 51-52).
В 13.00 встали на воду(Фото 53).
Первые пороги Менского каскада 3к.с. прошли все сходу, линия движения полностью читаема с воды. Осмотр с воды, при разделении русла выбирали более полноводную протоку. Постепенно правый берег повышается, слева впадает приток Маашей и начинается 1ый порог Мажойского каскада порог Струйный 4Ак.с.. Все экипажи прошли порог по основной струе. Пройдя навесной мост надо быть готовыми к чалке в улове ЛБ на крутом правом повороте(Фото 54).
Все суда зачалились в 15.00 в улове ЛБ, вытащили вещи на стоянку левого берега. Поставили лагерь(50.392790, 86.672426). На сегодня было запланировано как можно дальше просмотреть характер и пороги верхнего Мажоя. Примерно 2 часа ушло на то, чтобы осмотреть примерно первые три километра начала каньона(Майская шивера) и характер порогов, далее до темноты вернулись к ужину в 19.00. На завтра было решено встать пораньше, чтобы пройти побольше по воде. Возвращаясь в лагерь на подходе к мосту над 1ым порогом встретили местных водил на УАЗИке, которые отвозили вещи пешеходников вернувшихся с маршрута. По информации от водил они могли бы забросить наши вещи к Оройскому мосту, но из-за неопределенности по времени движения на верхнем участке мы решили двигаться с вещами, как и было запланировано.
23.08. Подъем в 07.00. Встали на воду в 10.15. Старт из улова ЛБ с уходом от прижима к ЛБ. Начало спокойное, линия движения читается с воды. Перед порогом №7 чалка на ЛБ. Предварительный просмотр захода. При осмотре обнаружили порез днища К4-2. Ремонт занял около 1 часа при солнечной погоде(Фото 55-56).
Далее пошли очень аккуратно. Поочередно пройдя пороги №7под левым берегом(Фото 57-58) и 8 по основной струе(Фото 59-60).
Зачалились на ПБ, впереди видно ,что река теряется между камней. Произвели перечалку в улово ЛБ за отвесной скальной стенкой ЛБ. Это начало препятствия №9. Связка порогов №9 5В и 10(Суровый) 6А решили отложить прохождение на разгруженных судах на следующий день. В 15.00 встали на стоянку на небольшой поляне ЛБ перед препятствием №9( 50.392790, 86.672426). По левому берегу разведали тропу для обноса вещей за 2 ступень порога «Суровый». Еще с вечера часть вещей обнесли за вторую ступень, где предполагалось загружать суда.
24.08. Подъем в 07.00. Тропа обноса длиной около 500метров. Порог Суровый длина 250м. Условно можно разделить на 3 части( ступени). Первая левый поворот реки со 1.5м сливом через гряду камней. Вторая ступень начинается крупным камнем(бык) в центре русла и далее нагромоэдение камней в шахматном порядке. Заканчивается вторая часть островом с 2мя протоками, левая основная, правая забита деревьями. К 11.00. закончили обнос вещей к третьей ступень Сурового, постановку съемки и страховки. Первым шел К4-2(Фото 61-63).
Выйдя из улова ЛБ, перегребли под ПБ, оттуда заходили в ворота ПБ со смещением влево и далее резкий уход вправо на струю, чтобы избежать прижима под центральный камень стоящий в центре. Далее по центру и смещение влево с прохождением нескольких ворот и уход в левую протоку. Чалка у вещей по ЛБ. Второй шедший экипаж К4-1 практически повторил линию движения первого экипажа, но был прижат к камню при прохождении ворот в первой ступени(Фото 64-65).
Около минуты борьба с попыткой уйти влево с камня в левую протоку увенчалась успехом. Чалка слева у вещей. В 13.00 вышли с порога Суровый, пройдя третью ступень по основной струе со смещением вправо в самом конце ступени. Зачалились на ПБ с последующей перечалкой на ЛБ для осмотра порога№11 Пирамида 5В. Длина около 200метров. Разгонная шивера заканчивается боем в камень посередине русла реки, далее мощная выходная шивера. Предварительно посмотрев порог по левому берегу, пошли на прохождение. Прошли поочередно с уходом от пирамиды в улово ЛБ, далее по основной струе. (Фото 66-67)
В 14.00 подошли к Кошаре. Стоянка так себе- коровы ,запахи, отсутствие дров. От Кошары осмотрели за 1 час пороги №14 и 15. Наметили линию движения по центру в №15. Шли тандемом (Фото 68-69).
В одних из ворот ниже №15пробили наружнюю оболочку верхнего наплыва К4-1 — вечером предстоял ремонт. Встали в 16.00 на шикарной полке ЛБ еловом лесу( 50.392790, 86.672426). Осмотрели ближайшие 500метров ниже по течению, бывший порог Карман на правом повороте. Вечером зашили дыру верхнего наплыва К4-1.
25.08. Подъем в 07.00. Закончили ремонт верхнего наплыва ( заклейку). В 11.00 встали на воду. Время поджимает — сегодня надо дойти до Оройского моста. За час дошли до порога Гарнитур 6А с одной перечалкой в улове ПБ. Длина порога около 400метров. Чалка перед Гарнитуром в улове ПБ. За две ходки обнесли все вещи к третьей ступени Гарнитура, откуда предполагалось идти гружеными. Съемка в середине порога. Страховка перед третьей ступенью. Начало порога разгонной шиверой переходит в череду ворот со сливами разной величины от 1до1.5метров. Есть промежуточные чалки между 1 и 2ой и3ей ступенями. В пороге оба экипажа выдержали намеченную линию движения(Фото 70-74).
Заходили вдоль камней ПБ с телемарком за камень ПБ, небольшой отдых, оттуда по языку заход в ворота и уход вправо на струю, избегая навала на ЛБ, далее поочередное прохождение 2х сливов в 1ой ступени, промежуточная чалка в улове ПБ и выход в центр в ворота 2ой ступени, уход от прижима к ЛБ- чалка в улове ПБ перед 3ей ступенью. В 15.00 вышли до порога Поворотный, предварительно посмотрев заход по ПБ. Пройдя третью ступень Гарнитура(порог Тихий), прошли еще метров 300 по основной струе, уходя от навала на камни ЛБ, и зачалились в улове ЛБ перед Поворотным №19 5В-5С. Длина 200м. Осмотр порога по ЛБ показал всю сложность и коварность порога по нашей воде. Река прорывалась через несколько гряд камней с габаритными воротами в шахматном порядке, в заходном сливе торчал неприятный зуб. К4-1 решил обнести вещи за порог и пройти на разгруженном судне. К4-2 после некоторых раздумий сделал проводку судна на чальных концах и прошел двое выходных ворот порога. К4-1 уже на разгруженном судне повторил путь К4-2 (Фото 75-77).
После Поворотного нас ждал последний порог верхнего Мажоя- Трио. Проход по основной струе, валы, мощная бочка ближе к выход, в конце с уходом влево на выходе в габаритные ворота(Фото 78).
После порога чалка перед Оройским мостом по ПБ. К мосту подошли в 18.00( 50.392790, 86.672426). Стоянки у моста нет. Решили оставить суда на берегу со сплавным, а бивачное снаряжение и личные вещи поднять наверх и пройти до лагерной поляны около 1.5км,но поднявшись наверх около 200м обнаружили объявление с телефоном УАЗика, осуществляющего перевозки. Связь наверху брала, созвонились с водителем и к 19.00 он уже подъехал(Фото 79).
Группа уже прилично устала и в оставшиеся 2 дня штурмовать Президиум мягко говоря было «тяжеловато». Было решено завести вещи на чибитскую поляну и на завтрашний день ( 26.08.) пройти выходной участок с порогами «Малыш», «Гулькин нос» и «Зайсан».
26.08. К 09.00 группа ждала УАЗики для того, чтобы доехать до оройского моста, погрузить суда со сплавными вещами и переброситься к порогу «Малыш». В 10.30 доехали со снаряжением до склона над порогом «Малыш» (50.392790, 86.672426) (Фото 80).
К 12.00 за 2 ходки спустили суда со сплавными вещами(Фото 81).
Порог Малыш 6А. Длина порога 50метров. Страховка с ПБ затруднена уходом реки в отвесные стенки. Река водопадным сливом падает примерно на 2.5метра. В 13.00 стартовал первый экипаж К4-2. Страховка и съемка с берега членами экипажа К4-1. Старт из улова ПБ, выход на струю и по заходной струе ПБ прыжок в 2.5м водопад, удар сильнее приходится на кормовых. При прохождении обоих левый кормовых выбило из упоров(Фото 82-85).
Далее чалка под ПБ для страховки и съемки. Через 200м порог «Гулькин нос» 5А-В(Фото 86).
Проходили на взаимостраховке под левым берегом. Через 400м порог «Зайсан» 5А-В(Фото 87) проходили на взаимной страховке по основной струе.
В 14.30. причалили на чибитской поляне и забахали традиционно общие фотки(Фото 88-90). По причаливанию провели ритуал по купанию в реке новоиспеченных шестерочников и заказали на вечер баню.
27.08. Подъем был не нормирован и все вставали по мере окончания желания спать дальше. День выдался солнечный и был полностью посвящен сушке вещей и просушке катамаранов. В течении все вещи были высушены и подготовлены к транспортировке. В ночь пошел дождь. Ближе к ночи приехала машина, которая должна была вести нас в Горно-Алтайск.
28.08. Утром в 06.00 выдвинулись в сторону Горно-Алтайска. Дорога заняла около 7 часов. Дождь лил нескончаемым потоком. В 16.40сели на свой рейс до Москвы. В Домодедово нас уже ждал трансфер до Рязани. К столице ВДВ добрались к 21.00.
Осмотр природного явления Карагемский прорыв с высокого правого берега при заброске на Аргут.
Сплав осуществлялся на двух катамаранах четверках:
К4-2 катамаран «Нарын 900»производства фирмы «Рафтсервис» в штатной комплектации. Имеет по 5 независимых внутренних и наружних поддувов на одну сторону баллона. Рама дюралевая Д16Т, разных размеров трубы, четыре продолины с выжимными трубами плюс пять поперечин. Диаметр наружный от 40-45мм, стенка трубы от 2.0мм. Ширина рамы 240см. Наружняя оболочка — теза, капрон. Внутренний баллон — ткань «чернуха». Обьем 3.8м3.
К4-2 катамаран «Нарын 800»производства фирмы «Рафтсервис» в штатной комплектации. Имеет по 2 независимых внутренних поддувов на одну сторону баллона плюс средний наплыв. Рама дюралевая Д16Т, разных размеров трубы, четыре продолины с выжимными трубами плюс пять поперечин. Диаметр наружный от 40-45мм, стенка трубы от 2.0мм. Ширина рамы 230см. Наружняя оболочка — теза, капрон. Внутренний баллон — ткань «1542». Обьем 2.5м3.
На катамаран имелось по четыре запасных весла и одна морковки. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. У группы имелся комплект медикаментов и необходимый ремонтный набор.
Итого 3
Поход проходил в полностью автономных условиях. Все продукты имели «гидроизоляцию» и транспортировались в гермомешках. Из Рязани заранее была закуплена сырокопченая колбаса, твердый выдержанный сыр, перетертое сало и мясные «консервы»в мягкой упаковке фирмы Кранидов. Все продукты были разделены на 2 части с циклом на 6 дней. В походе было организовано двухразовое с перекусом в середине дня. Ввиду того, что встречу снаряжения и заброску на реки осуществлял один перевозчик, то продукты на вторую реку нам были доставлены к окончанию сплава по реке Катунь. Питание в дороге и в населенных пунктах организовывали из подручных продуктов либо с посещением кафе. Все дежурства по приготовлению пищи были суточные и делились между экипажами.
5 | Статьи расходов | На одного туриста |
1 | Самолет Москва –Горно Алтайск Москва | 23000 |
2 | Услуги транспортных компаний Энергия / ПЭК Рязань-Бийск-Рязань | 5500 |
3 | Трансфер: Горно- Алтайск- устье Карагем / устье р.Чуя -пос.Акташ / пос.Чибит -Горно-Алтайск. | 21500 |
4 | Питание маршрут | 9500 |
5 | Прочие расходы | 2500 |
ИТОГО | 62000 |
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о водном походе по Западному Кавказу, май 2022 года реки Уллукам, Кубань, Большой Зеленчук,…