Алтай

Отчёт о сплаве по рекам Чуя, Катунь (Алтай)

ОТЧЕТ
о водном туристическом путешествии
по рекам Чуя и Катунь в Горном Алтае

Маршрутная книжка № 23/4 Руководитель группы: Молодцов Сергей Андреевич

Федерация спортивного туризма Рязанской области

МОУ ДОД «Спортивно – туристический оздоровительно — образовательный центр»

 

1. Справочные сведения о путешествии

1.1 Краткая характеристика маршрута

Вид туризма: водный

Категория сложности: 5 к.с.

Время проведения: с 28 июля по 16 августа 2007 г.

Район: Горный Алтай

Маршрут: г. Рязань — Москва – г.Барнаул- район п. Чибит (устье р. Боки) — сплав по р.Чуя – сплав по р.Катунь — г.Барнаул – Москва — г.Рязань

Протяженность активной части: около 230 км

Способ передвижения: сплав на катамаране -2 и катамаране — 4

Количество ходовых дней: 8

Количество дневок: 3

Основные препятствия на маршруте:

р.Чуя: пор. Сумрачный, Буревестник, Бегемот, Классический, Слаломный, Турбинный, им. т/к «Горизонт», шив. Конечная;

р.Катунь: пор. Ильгуменский, Кадринская труба, Шабаш, вх. шив. и пор. Тельдекпень -1 и 2, Еландинский.

Количество участников путешествия: 6+

Заявочные документы рассмотрены в ТМКК шифр 162-00-434550000 04 июля 2007г.

1.2 График движения

  • Дни 1-3
  • 28-31.07
  • г.Рязань –Москва — г. Барнаул
  • 3650 км
  • 66ч 25мин
  • ж/д
  • Электр. № 815ВА, поезд № 96НА
  • День 4
  • 31.07
  • г.Барнаул – г. Бийск- г. Горно- Алтайск- окр. п.Чибит
  • 610км
  • 12часов 00мин
  • Асфальт, два перевала
  • +20
  • Переменная обллачность
  • заказанный автотранспорт
  • День 5
  • 01.08
  • Стапель,  проверка снаряжения на воде
  • До + 30
  • Солнечно, после 17 -00 гроза
  • Сплав, пешком, вплавь
  • День 6
  • 02.08
  • Устье р. Боки – пор. «Бегемот»
  • 17 км
  • 7 часов 00 мин
  • Пор. «Сумрачный», «Буревестник», «Ярбалыкский» «Бегемот», шиверы
  • До + 30
  • Солнечно, ветер слабый, около 17 -30 сильный ливень
  • Сплав, обнос части груза К-2 по автодороге за п. «Бегемот»
  • День 7
  • 03.08
  • Пор. « Классический» — поляна на пр. берегу в районе отм. 728 км. Чуйского тракта (через 150 м после большого острова на левом повоте реки)
  • 34 км
  • 4 часа 30 мин
  • Пор. « Классический», «Слаломный», «Обманный», «Веер», «Городовой», «Дозорный (Ратник)», «Иодринский», шиверы
  • До + 30
  • Солнечно, около 17 -30 продолжительный сильный ливень с крупным (до 2см.) градом (около получаса), вечером около +10  °С
  • Сплав
  • День 8
  • 04.08
  • Поляна на пр. берегу в районе отм. 728 км. Чуйского тракта
  • Дневка, радиальный выход, осмотр наскальных рисунков  (т.н. «петроглифы»), душ
  • До + 30
  • Солнечно, безветренно, жарко, сухо
  • Дневка  пешком
  • День 9
  • 05.08
  • Поляна – пр. берег р. Катунь (устья  р. Чуя)
  • 29 км
  • 6часов 30мин
  • Пор. «Мокрый», “Турбинный”, им. т/к “Гоизонт”, шиверы
  • +15-+17
  • С 1 ночи и до 10 -30 сильный дождь (временами ливень), пасмурно, ветер умеренный
  • Сплав, обнос вещей и К-2 за «Турбинный»
  • День 10
  • 06.08
  • Пр. берег р. Катунь (выше устья р. Чуя) – устье р. Айлагуш
  • 42 км
  • 7часов 30мин
  • Пор. «Ининский», “Ильгуменьский”, шиверы,
  • Около-+20
  • Переменная облачность, ветер умеренный, с порывами на прямых участках реки
  • Сплав
  • День 11
  • 07.08
  • Устье р. Айлагуш – устье р. Сумульта
  • 34 км
  • 5часов 30мин
  • Пор. «Кадринская труба», “Мешок”, «Шабаш», шиверы,
  • До + 30
  • солнечно, жарко, безветренно
  • Сплав
  • День 12
  • 08.08
  • Устье р. Сумульта
  • Дневка,  рыбалка (без сетей «здесь рыбы нет»), баня, щи «по-домашнему», блины
  • До + 30
  • солнечно, жарко, ветер слабый
  • дневка
  • День 13
  • 09.08
  • Устье р. Сумульта — Устье р. Карбан
  • 42 км
  • 6часов 15мин
  • Пор. «Каянча», “Аяла”, шиверы
  • До + 30
  • солнечно, жарко, ветер умеренный
  • сплав
  • День 14
  • 10.08
  • Устье р. Карбан — Устье р. Коскол
  • 21 км
  • 3 часа 30мин/li>
  • Пор. “Тельдекпень I”, “Тельдекпень II”, шиверы
  • +20-+25
  • солнечно, жарко, около полудня кратковременный ливень, ветер слабый, около 17 часов кратковременная гроза и ливень
  • сплав
  • День 15
  • 11.08
  • Устье р. Коскол
  • Дневка, радиальный выход на вершину ближайшего «бугра», щи «по-домашнему 2», блины 2
  • +17-+19
  • Ночью гроза, утром дождь. Днем переменная облачность, ветер умеренный
  • Дневка, пешком
  • День 16
  • 12.08
  • Устье р. Коскол — Устье р. Чемал (Платная стоянка!) /до почты 2 км./
  • 22 км
  • 4часа 30мин
  • Пор.  «Еландинский», шиверы
  • +20-+25
  • С полуночи и до 10 утра дождь, далее переменная облачность, около 13 часов кратковременный ливень, ветер умеренный, временами  порывистый
  • сплав
  • разборка , сушка и упаковка средств сплава и снаряжения
  • 4 часа 00мин
  • День 17
  • 13.08
  •  Устье р. Чемал – пос. Чемал — г. Горно — Алтайск- – г. Бийск — г.Барнаул
  • 354 км
  • 7часов 15мин
  • грунтовка, асфальт
  • +20
  • С утра солнечно, ветер умеренный, днем временами дождь, в г. Барнаул около + 15 °С
  • Заказанный автотран-спорт
  • День 18-20
  • 13.08 -16.08
  • г.Барнаул — г.Москва – г. Рязань
  • 3650 км
  • 62часа 00мин
  • ж/д
  • Поезд № 95НА, Электр. № 810ВА

1.3 Состав группы

  1. Молодцов Сергей Андреевич; 1972; V-у — р.Чаткал, V-у р. Белая, IV-р — р.Аксаут —   р.Б.Зеленчук, IV-р — р.Теберда — р.Кубань, IV-р — р.Кутсайоки — р.Тумча, КМС(спорт. туризм + рафтинг); руководитель, лоцман Кат-2, видеооператор
  2. Молодцова Наталья Юрьевна; 1972;  IV-у — р.Аксаут — р.Б.Зеленчук, IV-у — р.Теберда — р.Кубань, IV-у — р.Кутсайоки — р.Тумча, IV-у — р.Тумча; фотограф, пом. завхоза, Кат-2;
  3. Молодцов Артем Сергеевич; 1991; IV-у — р.Тумча, III-у — р.Муезерка – р. Чирка-Кемь — р. Кемь, III-у — р.Писто -р. Войница; рыболов, видеооператор, Кат-4;
  4. Борисов Александр Григорьевич; 1968;  IV-у — р.Тумча ,III-у — р.Муезерка – р. Чирка-Кемь — р. Кемь, КМС (спорт. ориентирование);  реммастер, фотограф Кат-4;
  5. Борисова Ирина Александровна; 1970; IV-у — р.Тумча , III-у — р.Муезерка – р. Чирка-Кемь — р. Кемь; завхоз, медСЕСТРА Кат-4;
  6. Кухтин Андрей Анатольевич; 1970; V-у — р.Утулик — р.Хара-Мурин, V-у — р.Ара-Ошей —  р.Китой, IV-у — р.Катунь; лоцман Кат-4, фотограф;
  7. Молодцова Тамара Сергеевна; 2000; б/к-у — р.Пра, б/к-у — р.Писто -р. Войница, б/к-у р. Охтома- р.Илекса – р. Водла – р. Вама, б/к-у — р.Тумча, б/к-у – р..Муезерка – р. Чирка-Кемь — р. Кемь,; юнга, Кат-2;

2. Сведения о районе путешествия

2.1 Общегеографическая и туристическая характеристика

Маршрут проходит по территории Алтайского края и республики Горный Алтай, коренное население которой — алтайцы.

Алтай (от монгольского «алтан» — «золотой») — большая горная страна, расположенная в центре Евразии, отдельные части которой находятся на территории России, Казахстана, Китая и Монголии. Алтай расположен на юго-востоке Западной Сибири. В административном отношении Российский Алтай поделен между Алтайским краем и Республикой Алтай (с 1991 г.). Эти два региона имеют общие границы с Казахстаном (в южной части), Монголией и Китаем (юго-восток), Новосибирской и Кемеровской областями (север и северо-восток), Республикой Тыва (на востоке).

Климат в Республике Алтай резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но жарким летом, с небольшим количеством осадков. В равнинной части территории средняя температура января -19, июля +18. Годовое количество осадков составляет 250-300мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12 до -31, июля от +9 до +18. Если горы получают до 1500-3000мм осадков в год, то в межгорных котловинах и долинах годовое количество осадков составляет всего 150-200мм. Характерной особенностью климата Алтая являются горно-долинные ветры (фены).

Район  Северо-Чуйских белков — самая высокая горная область Сибири, здесь развернут веер хребтов, составляющих каркас горной страны. Одна ветвь составлена Южно-Чуйским, Катунским и Холзунским хребтами, здесь находится высочайшая вершина Сибири гора Белуха (4506 м). Вторая линия хребтов — Северо-Чуйский, Теректинский, Бащелакский — проходит севернее. Третья ветвь — Курайский,  Айгулакский и Сумультинский.

На территории Алтая более 3500 озер, наиболее примечательны Телецкое и Маркаколь.

Горный Алтай чрезвычайно популярен среди туристов-водников, т.к. здесь можно выбрать маршрут любой сложности с относительно несложной заброской. К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба, Чарыш, Песчаная, Кокса.

Река Чуя, правый приток Катуни, ее протяженность 299 км (среднегодовой расход в устье: около 90 м? в час; средний уклон: 7 мкм. площадь бассейна 11 200 км?), берет начало с западных склонов хребта Сайлюгем. Вступая в Чуйскую степь, она теряет характер горной реки и приобретает медленное течение. Ее извилистое русло образует многочисленные острова и старицы. Воды Чуи мутны от массы ледниковой мути и песка, приносимых притоками из мощных ледников Южного и Северо-Чуйского хребтов. Половодье обычно с мая (примерно с 15 числа) по сентябрь. Замерзает в октябре — начале ноября, вскрывается в конце апреля — мае. Ледостав неустойчив. Проходя через Мажойский каскад, Чуя образует мощные и сложные пороги. Далее характер горной реки сохраняется до впадения Чуи в Катунь.

Самая крупная река Горного Алтая – Катунь — является водной артерией Чуйского тракта. Начинается Катунь у южного склона горы Белуха из ледника Геблера и имеет протяженность 656 км (среднегодовой расход в устье: 624 м? в час; средний уклон: 2,6 мкм). В верхнем, а местами и в среднем течении, река носит горный характер, в нижнем течении она выходит на равнину. Питание Катуни в теплое время зависит от таяния снега и ледников, поэтому температура воды редко поднимается выше 15 градусов. Период половодья характерен для конца  мая — начала июня (ледоход продолжается 5-6 дней).

Многочисленные реки и ручьи, стекающие с горных хребтов, образуют около 30 притоков протяженностью порядка 50км.  и более. (Кокса, Кураган, Кучерла, Аккем, Чуя, Урсул, Кадрин, Сумульта, Сема). Для рек катунского бассейна характерны узкие долины, с крутыми, отвесными скалами. Днища долин и русла рек заполнены галечником и валунами, часты  выходы коренных пород, образующих пороги и водопады.

На Алтае произрастает множество лекарственных растений: маралий и золотой корень,  бадан, валериана, Марьин корень.

Животный мир Алтая богат и разнообразен. В лесах Алтая живут белка – летяга (пикирует с дерева на дерева, меняя направление хвоста), бурундук, соболь (живет в буреломном лесу,  устраивает гнезда в дуплах деревьев). В хвойных лесах  водится кабарга — самое маленькое из парнокопытных животных. В тайге распространен бурый медведь. Также в лесах распространена рысь, россомаха, выдра, барсук.

Среди птиц лесной зоны есть большое количество хищных из семейства ястребиных: ястреб тетерев. Встречаются  сова и филин. В горных реках Алтая водится  хариус, таймень.

Обычно в конце апреля внизу, в долине Катуни, появляется возможность проводить водные путешествия, тем более что к этому времени лед на всех реках, представляющих интерес для туристов, уже сходит. Правда, водникам следует помнить, что основную часть этого периода составляют дни с частично благоприятной погодой. Катунь имеет полноводные притоки, пригодные для сплава: Аргут (который также имеет притоки Ак-алаха, Карагем, Шавла, Джазатор), Чуя, Урсул. Сезон для проведения горных, пешеходных и водных походов — июль-август, при этом пик летнего походного сезона — с 15 июня по 15 сентября, пора созревания ягод, орехов, сбора грибов. Особенность летнего периода — большое количество осадков, из-за чего почти половина его является неблагоприятной. В эти дни большую неприятность, а в некоторых случаях даже опасность, представляет нижняя облачность. Во время дождей она может надолго прикрыть высокогорные перевалы и вершины.

В районе, на реках Чуя и Катунь сложилась система проведения водных соревнований. Команды из Новосибирска, Барнаула, Горно-Алтайска и др. регионов и областей в конце апреля – начале мая соревнуются на Чуе по технике водного туризма. Так автору довелось участвовать в ралли «CAMEL Ak Talay Margan, Чуя 2003г.», проводившемся на участке от пор. «Бегемот» до устья р. Чуя, где рязанская команда завоевала «серебро» в общем зачете, а экипаж рафта-4 выиграл «золото» («играющий» тренер М.А.Самохвалов).

В тот год красота местной природы произвела глубокое впечатление и возникло желание показать ее близким и друзьям, которое и легло в основу данного похода. По имеющимся сведениям, уже ведется разработка проекта по прокладке магистрального газопровода по долине Чуи через Монголию и далее в КНР. Как это отразится на уникальной природе остается только догадываться. По этому, как говорится: «спешите видеть».

2.2 Заброска на маршрут и выход с маршрута.

Основная транспортная магистраль Горного Алтая — Чуйский тракт (621 км), идущий из Бийска в Монголию. Основными пунктами заброски на Алтае являются Барнаул и Бийск, связанные автобусным (и авиационным) сообщением с Горно-Алтайском и другими городами края. По Чуйскому тракту автобусами можно добраться до Ини, Чибита, Кош-Агача, Кокорю.

Для оптимизации транспортных расходов билеты были приобретены заранее на весь маршрут. В Москву добрались 28.07 ж/д экспрессом (взр. -120,5 руб. за 9 дн. до отпр.) на казанский вокзал (отпр. 7 ч. 50 мин. приб. 10 ч. 24 мин.), с которого отправились в 13 ч.19 мин. на поезде No 96 Москва-Барнаул (плац. взр. — 2061 руб.). Несмотря на боковые места (взяли за 30 дней через турагенство) вагон попался с кондиционером, поэтому ехать было комфортнее, чем в купейных (купе 2К- около 5300руб., 2Э -5900 руб.). Одно плохо – время прибытия 2 ч. 25 мин. по Москве (по местному 5 ч. 25 мин.). Можно на этом поезде (прицепные вагоны) ехать до Бийска, но большого смысла это не имеет, т.к. в Барнауле эти вагоны ждут несколько часов местного поезда, к которому их прицепляют (однако группа из г. Электросталь, шедшая тем же маршрутом, использовала этот вариант, т. к. поезд дешевле авто). Автовокзал находится рядом с ж/д вокзалом. Автобусы ходят довольно часто, но, в крайнем случае, можно уехать в Бийск на местном поезде.

Учитывая размер и состав группы, мы выбрали вариант с заброской на наемном автотранспорте. Рязанские туристы, работающие на реках Алтая (в сезон) гидами, помогли выйти на Капустина Александра из Барнаула (тел. (3852) 69-28-48, 34-57-36). Расценки на услуги его фирмы нас устроили. Он на одном из своих микроавтобусов (МВ-100, 8 пассажирских мест + прицеп для багажа) не только провез нас по торговым площадкам Барнаула, где мы закупили практически все продукты на поход (цены не выше рязанских), но и с комфортом доставил нас до стапельной стоянки в районе устья р. Боки на границе Улаганского и Онгудайского районов. Выехав из Барнаула 31.08 около 11 ч. 30 мин. (микроавтобус пришел к вокзалу в 8 утра, потом были рынки и супермаркет «Алтай») прибыли в 20 ч. 30 мин., преодолев около 625 км. До наступления темноты успели поставить лагерь, приготовить ужин (дров рядом со стоянками нет) и пообщаться по телефону с родными (на этом участке еще есть сотовая связь).

На наш взгляд в Барнауле с автотранспортом проблем нет. У ж/д вокзала дежурили несколько автомобилей разной вместимости (в основном микроавтобусы). Надо только выбрать подходящий, но торг здесь уже неуместен — скидок нет.

Назад к ж/д вокзалу в г. Барнаул из поселка Чемал (а точнее прямо с поляны в районе устья одноименной реки и ГЭС, стоящей на ней) нас вывез тот же микроавтобус, заказанный заранее на утро 13.08. (В Чемале уже устойчивая сотовая связь, поэтому еще днем 12.08 мы связались с Капустиным Александром для подтверждения заказа). Время в пути около 7 часов (из них около 5 часов чистой езды). С места антистапеля до центра поселка, где расположены почта и автостанция около двух км. Расписание движения автобусов с автостанции можно узнать еще на автовокзале в г. Барнаул. Мест для антистапеля в центре Чемала практически нет (только полоска песка в районе моста).

В Барнаул прибыли 13.08 в 17 ч. 45 мин. (по местному) и через 4 часа отбыли поездом No 95 в Москву (плац. взр. – 2161,8 руб.). На казанский вокзал прибыли 16.08 в 5 ч. 45 мин. Экспресс Москва — Рязань No 810 ВА (отпр. 7 ч. 05 мин.) доставил нас на вокзал Рязань-1 в 10ч. 04 мин. (взр. – 183,2 руб.).
3. Организация путешествия

Маршрут заинтересовал нас, как упоминалось выше, уникальной красотой алтайской природы, а также новизной характера препятствий для большинства участников группы. Несмотря на большое количество групп, путешествующих в этом районе, в библиотеке городского турклуба нам удалось найти только один отчет рязанских туристов-водников, участвовавших в Чуя – ралли и прошедших этот маршрут в 1989 г. (Рук. Микрюков Н.Б.). Поэтому при подготовке похода основной упор делался на информацию, полученную от рязанских туристов — водников, на протяжении нескольких последних лет работающих на Алтае гидами в группах коммерческого сплава. Некоторую информацию удалось получить из сети Интернет.

Дополнительно для тренировки преодоления препятствий 5 к.с. суда и большая часть участников прошли проверку в апреле — мае 2007 г. во время тренировочного сбора на Северном Кавказе. Успешно пройдены наиболее интересные участки рек Б. Зеленчук, Аксаут, Б. Лаба.

На этапе стапеля, по фактическому уровню воды (выше среднего) была проведена дополнительная тренировка с проверкой снаряжения участников в условиях самосплава, отработаны элементы самостраховки и страховки с берега и воды.

4. Техническое описание (с лирическими отступлениями)

р.Чуя (от п.Чибит до устья)

По достоверной информации, несколько дней до нашего приезда 31.07 в районе начала маршрута шли сильные дожди. По нашему мнению, уровень воды высокий (выше среднего). Цвет воды – крепкий кофе с молоком. Расход в устье более 100 кубометров в секунду.

Начиная от пос. Чибит до правого притока – р. Бельгебаш Чуя течет быстрыми извилистыми протоками. Длина участка 9км. Дорога (Чуйский тракт) идет постоянно по правому берегу. В протоках могут встречаться завалы. Небольшие пороги залиты. Несколько удобных стоянок уже заняты другими группами.

В концу участка появляются скальные выходы, река собирается в одно русло, начинаются сложные пороги.

Исходя из этого стапельную стоянку организовали в районе устья р. Боки (источник чистой питьевой воды) на границе Улаганского и Онгудайского районов (на Чуйском тракте отметка 770 км). На р. Чуя в месте стапеля нашей группы был расположен остров. Примерно треть потока текла правой протокой, в которой и проходила проверка снаряжения перед сплавом, так как примерно в 700 метрах за левым поворотом реки начинается

ПОРОГ «СУМРАЧНЫЙ». Длина не менее 600м. Ориентир – крутой (более 90 градусов) поворот русла налево, крупные камни на правом берегу. Рекомендуется осмотр, для чего необходимо причалить к правому берегу заблаговременно (метров через 500 после острова за устьем правого притока р. Боки). Препятствие серьезное, условно его можно разделить на две ступени. Вторая ступень образована островом. Основные препятствия: валы до 1,5 м, крупные полуобливные (не видимые с наплыва) камни в руле, пенные ямы («бочки») в основном у л. берега и по центру. Просмотр по тропе правого берега. У нас К-4 (объем около 3,2 тн.) не смог причалить в начале порога и прошел первую ступень сходу, смещаясь от центра под пр. берег и встал на страховку в районе острова у пр. берега. К-2 (объем 0,85 тн.) шел по правому краю основной струи и, далее, обходя остров правой (не основной) протокой. В районе порога есть места для стапеля и несколько стоянок с дровами вдоль пр. берега.

Примерно через 350м – за левым поворотом реки небольшой остров. В правой протоке много полуобливных камней, а ближе к выходу из нее у пр. берега – несколько топляков на камнях; чистый проход по основной протоке слева, которая выводит вас непосредственно в порог. Осмотр проводили с острова, зачалив суда в суводь за ним. Левая часть потока наваливает на два камня, стоящих у л. берега, поэтому из – за острова траверсировали под пр. берег.

ПОРОГ «БУРЕВЕСТНИК» начинается за плавным правым поворотом реки. С острова мы заметили дополнительный ориентир начала порога – дорожный знак на пр. берегу («Скользкая дорога»), приваленный к большому валуну. Длина около 300 м. Условно можно разделить на из 2-е ступени. 1-я ступень почти вся перегорожена большими полуобливными камнями, проходили у правого берега маневрируя между камнями и пенными ямами. Между 1-й и 2-й ступенями около 100 м река несколько расширяется, имеет шиверный характер. Удобные места для фотосъемки и страховки на правом берегу. 2-я ступень — резкое сужение реки с перепадом около 3м в конце валы до 2м. К-4 проходил поэтапно по краю основной струи на самостраховке, затем страховал К-2. Далее шли друг за другом со взаимостраховкой. Просмотр и страховку целесообразнее осуществлять с пр. берега и с воды.

ПОРОГ перед мостом через Чую. Длина около 100м. Проходили левее центра краем основной струи.

!Особое внимание в такую воду необходимо уделить прохождению под деревянными мостами. Величина «просвета» в большинстве пролетов таких мостов явно недостаточна для безопасного прохождения на надувных средствах сплава, местами свисает проволока.

ПОРОГ «ЯРБАЛЫКСКИЙ» начинается в 300 м ниже моста, после шиверы, напротив села Ярбалык (в котором мы заметили всего два жилых дома). Порог образован скоплением валунов за левым поворотом реки. Длина около 400м. По всему руслу реки валы, пенные ямы около 1 м. Проходили ближе к центру, сходу, со взаимостраховкой. Просмотр и страховка м. б. организованы с пр. берега.

Примерно пять минут сплава через простые шиверы. Затем мы заметили белый бетонный мост через устье правого притока Чуи – р. Айгулак. После притока по пр. берегу идет поляна (на которой уже стоял большой лагерь коммерческой группы) и Чуйский тракт приближается к реке. Через 400 м поляна заканчивается, тропинка поднимается к дороге (здесь мы и причалили для осмотра). Далее река делает левый поворот и примерно в 100 м ниже по течению виден деревянный мост – первая ступень порога. Для подготовленных групп чалка возможна на небольшую песчаную косу л. берега примерно в 50 м до деревянного моста. Там же в леске неплохая стоянка, на которой расположились две группы из Москвы и Электростали, готовясь к прохождению «Бегемота».

! ПОРОГ «БЕГЕМОТ» начинается через 500 м после устья пр. притока Айгулак (табличка с названием хорошо видна с наплыва). Бегемот — одно из сложнейших препятствий нижней Чуи, имеет мощные сливы, бочки, бушующие валы высотой до 2м. Длина более 400м. Условно порог можно разбить на 7 ступеней. Наиболее опасны 1,3,4. Первый слив находится между опорами моста. Высота слива около 2 м за ним косая «бочка». 2-й слив проще, но за ним высокий вал. В 3-й ступени в центре русла в сливе «зуб» на который несет основная струя, а у л. берега торчит кусок плиты. За сливом несколько подводных плит, вал 2,5м бочка около 1,5м. В «меньшую воду» за первыми двумя сливами торчат «зубья» (при определенном уровне воды напоминающие морды бегемотов). Вода «кипит» на первых четырех ступенях. 4-я ступень — мощный слив с закрученным валом. 5-я — прямой слив. 6-я — слив с пульсирующими валами на выходе. 7-я — самая простая — шиверистый участок длиной 50м. Просмотр и места страховки на левом (а, по возможности, с обоих и с воды) берегу. Обнос вещей и судов удобен по дороге пр. берега. Вопрос о прохождении должен решается только после тщательного осмотра порога (с учетом почти десятка мемориальных табличек на разных ступенях).

При осмотре договорились с группой из Москвы о взаимопомощи в страховке при поочередном прохождении. Московский К-2 встал на страховку в районе 7-ой ступени, двое со спасконцами в районе 1-ой и 4-ой ступеней. Оценив как прошел их разгруженный К-4 с наиболее опытными туристами группы, приняли решение: женщин в порог не брать (при их полном согласии заняться фото (видео) и страховкой с берега (в помощь москвичам)), К-4 не разгружать (для «пробития» жестких валов, и с учетом более 1 км обноса на стоянку пр. берега за порогом). Возможность прохождения К-2 рассмотреть после прохождения К-4.

На К-4 1-ую ступень проходили ближе к левой опоре моста (справа камень и косая пенная яма) по жгутообразной струе. 2-ю ступень – по центру, далее смещались влево для прохождения кульминационной 3-ей ступени, уходя от пенного котла по центру. Далее шли по левому краю основной струи, т. к. в 4-ой ступени прижим на «зуб» а в 5-ой — на камни пр. берега, связанный с поворотом реки налево. 6-ую и 7-ую ступень проходили ближе к центру по основной струе.

С К-2 разгрузили почти весь груз (который потом обнесли на стоянку по дороге пр. берега). Шли по «проверенной» на К-4 траектории. В 3-ей ступени К-2 едва не совершил оверкиль из — за захода на вал полулагом. Однако удача сопутствовала нам в этот раз (как и надежная страховка).

Встали на стоянку за порогом на поляне пр. берега, куда подходит грунтовая дорога (удобная для обноса и спуска к воде вещей и судов). Ниже по течению около 150 м ручей с чистой водой.

Утром следующего дня стали невольными участниками спасработ. Как оказалось экипаж на К-4 из Электростали при попытке прохождения порога «Бегемот» совершил оверкиль в 1-ой ступени под мостом. Как минимум двое прошли весь порог и шиверу за ним на спасжилетах. Их К-2, видимо стоявший на страховке, догнал только перед нашей стоянкой. Они за К-2 зацепились, но вылезти на судно уже не было сил. Мы лишь помогли зачалить К-2 спасконцом, а им выбраться на берег и прийти в себя.

ПОРОГ «КЛАССИЧЕСКИЙ» примерно через 2 км после Бегемота. Ориентир — крупные скальные обломки в русле. Длина — 500м. Основная сложность — навал воды на крупные скальные обломки. Валы до 1,5м, пенные ямы. Просмотр возможен по пр. берегу. Проходили сходу по основной струе со взаимостраховкой.

ПОРОГ «СЛАЛОМНЫЙ» на правом повороте реки практически сразу за «Классическим» (в нашу воду мы не заметили небольшой левый приток, разделяющий пороги). Порог сложный, требующий от экипажей выносливости (длина не менее 2км). Можно выделить несколько ступеней и проходить поэтапно. Русло реки сужено местами до 20м, скорость течения значительна. Линия движения сложная, требующая энергичных маневров катамарана и напоминающая горнолыжный спуск. Сливы, как правило, жгутообразные, жесткие. На всем протяжении сильные прижимы к скальным обломкам, валы до 1,5 м, пенные ямы. В нескольких ступенях часть проходов между камнями (как правило ближе к л. берегу) перегорожена смытыми в реку деревьями. Просмотр по правому берегу. Запомнить линию движения на таком большом участке довольно трудно. Проходили сходу со взаимостраховкой, как правило по основной струе, по S – образное маневрирование. После этого участка группе потребовался 20-и минутный отдых.

!Через 15 мин. сплава низкий деревянный мост, проход под которым при таком уровне воды возможен только вдоль л. берега (высота около 1 м).

ПОРОГ «ОБМАННЫЙ» на левом повороте примерно через 1км после «Слаломного» длина около 100м. Проходили сходу со взаимостраховкой по основной струе.

ПОРОГ «ВЕЕР» примерно через 5 км. Проходили сходу со взаимостраховкой по основной струе правее центра.

ПОРОГ «ГОРОДОВОЙ» через 3км. В центре порога кусок скалы к которому слабый прижим. В нашу воду спокойно обходится с любой стороны. Валы около 1 м. Проходили сходу со взаимостраховкой по левому краю основной струи.

ПОРОГ «БЕЗЫМЯННЫЙ» через 1км на левом повороте реки. Валы около 1 м, полуобливные камни в русле. Проходили сходу со взаимостраховкой по краю основной струи.

ПОРОГ «ДОЗОРНЫЙ (РАТНИК)» чуть ниже левого притока. Примерно в 2км от предыдущего. В центре порога огромный скальный обломок, в который бьет правый край основной струи. Обломок виден издалека и похож на голову ратника в шлеме. Проходили сходу со взаимостраховкой по левому краю основной струи.

До поселка Белый Бом (ориентиром которого может служить памятник розового цвета справа на скале прямо над рекой «борцам, павшим при установлении советской власти в Горном Алтае» в годы гражданской войны) встречаются еще несколько шивер с валами до 1 м. Перед поселком низкий деревянный мост (за которым валы до 1,5 м), после поселка еще один повыше, В поселке кафе, магазин.

ПОРОГ «ИОДРИНСКИЙ» начинается от моста в п. Иодро. Перед мостом шивера около 500м с валами до 1 м.

Длина порога порядка 1,2 км. Требует внимания при прохождении. Справа и по центру в русле полуобливные камни. На левом повороте реки, у л. берега упавшее в воду дерево, а правее центра, прижим к двум крупным валунам. По всему руслу валы, местами до 1,5м. Осмотр и страховка возможны с пр. берега или с воды. Идти лучше ближе к л. берегу. Через полуобливной камень у пр. берега совершил оверкиль один из рафтов коммерческой группы. Проходили поочередно. В первой половине порога от центра уходили ближе к л. берегу, а с середины порога смещались на центр. К-4 страховали с берега, К-2 — с воды.

«ПОРОГ МОКРЫЙ» на плавном правом повороте реки. Длина 200м. Значительный перепад высот. Валы около 1м. Проходили сходу со взаимостраховкой.

Примерно через 2 км (около 1,5 часов сплава от п. Белый Бом) после плавного левого поворота реки большой остров в русле. Основная протока – правая. Метров через 300 на пр. берегу большая поляна (пастбище). На ней стоянка с остатками дров, видимо привезенными сюда для устройства походной бани (остатки каменной пирамиды от которой присутствовали на песчаной береговой полосе). Учитывая необходимость мелкого ремонта К-4, желание осмотреть наскальные рисунки (т.н. «петроглифы») и древнее скифское захоронение, которые находятся менее чем в 1 км от стоянки (отм. 728 км на автодороге), следующий день был объявлен «дневкой». На л. берегу в районе стоянки и на острове набрали немного грибов для супа. В районе поляны проживает большая колония местных грызунов, за которыми ведут охоту хищные птицы. Недостатки стоянки: воду для приготовления пищи пришлось брать из реки и отстаивать (один раз во время грозы с крупным градом удалось набрать в котлы чистой воды со льдом), а также периодически отгонять коров от лагеря. Так как почва глинистая (дождевую воду практически не впитывает), рекомендуем здесь окапывать палатки.

ШИВЕРЫ «СТЕПНАЯ» и «РАЗДОР» практически неразличимы при нашем уровне воды от основного фона реки. Этот участок проходили сходу со взаимостраховкой, маневрируя по основной струе. Примерно через час сплава дошли до «Турбинного» перед которым встала на обед группа из Электростали.

!ПОРОГ «ТУРБИННЫЙ» это второй из трех сложнейших порогов нижней Чуи.

Порог виден с чуйского тракта, но не имеет четких ориентиров с воды. Мы обратили внимание на установленный на камнях пр. берега дорожный знак (как на пор. «Буревестник»). Разумно чалиться к пр. берегу в районе середины прямого участка, перед несколькими полуобливными камнями, расположенными правее центра, или сразу за ними. В конце этого участка вся река как бы «упирается» в скальный пр. берег, совершая л. поворот под почти прямым углом, и осматривать порог (совершать обнос) с правого берега, поднявшись на полочку по тропе. Но, если вы уже подошли к повороту, есть возможность зачалиться направо в улово прямо перед водосбросом.

Сам порог очень красив, поражает своей мощностью. В большую воду он показался нам самым опасным на нижней Чуе из – за мощных жгутообразных струй, мечущихся между скальными обломками. Русло реки здесь на крутом левом повороте перегорожено скальными выходами коренных пород, делящими реку на две протоки.

Левую (основную) протоку можно разделить на 2 ступени. Первая начинается мощной струей с валами, которая вырывается из-за поворота и через слив около 1,5 м устремляется в левый бок центральной скалы. Часть потока, отражаясь к скалам л. берега, закручивается назад и образует водяную «полку» практически без течения у л. берега. Это дает возможность точно направить катамаран при прохождении 2-ой (основной) ступени. В ней весь поток, падая через слив около 2,5 м, проходит через «гребенку» обливных камней, образуя мощную косую «бочку» за ними и упираясь ниже в огромный скальный обломок по центру русла. Относительно чистый проход только через 1,5м валы и край косой «бочки» по струе вдоль л. берега.

Проход правой протокой возможен только в большую воду. Здесь в скальном «коридоре» на коротком участке (около 25м) река падает на 4м. При входе в «коридор» слева на скале лежала нижняя половина, смытого водой дерева. Ширина правого «коридора» около 3м, струя жгутообразная, с мощными косыми бочками и в конце упирается в громадный кусок скалы у пр. берега.

В зависимости от уровня воды можно организовывать прохождение и правой и левой протокой. Сразу после порога река затихает, поэтому страховка с воды очень эффективна. А при прохождении правой протокой необходима и страховка с берега в ключевых местах.

По договоренности с группой из Электростали, обнесли наш К-2 для страховки ниже порога их экипажем. Самое ценное в группе (женщин и дитё) оставили на берегу для фото (видео) съемки и дополнительной подстраховки с берега. Вещи с К-4 обнесли по тропе пр. берега ниже пор. «ТУРБИННЫЙ», а с К-2 за пор. им. т/к «Горизонт», где для безопасного спуска к воде навешивали перила. Осмотр и оценка прохождения этих порогов были проведены нами в комплексе, что значительно экономит время и силы группы. При необходимости можно сделать базовый лагерь на поляне пр. берега за пор. «Турбинный», но она часто занята (как в нашем случае) коммерческими группами большой численности (чистой воды нет, растительности нет, населена …).

Учитывая опыт прошлых лет, решили на К-4 проходить знакомой мне (по соревнованиям 2003 г.) левой протокой с поправкой на воду. Пройдя входной слив, отработали от сильного правого прижима к центральному камню, и зашли в суводь у л. берега. Далее, используя «круговую отбойку», легко развернулись и выставили К-4 по течению, не выходя на основную струю. Основную ступень проходили ближе к левому берегу, стараясь держаться основной струи.Следует сказать, что мощная выходная косая «бочка» (точнее ее левый край) оказалась более мягкой и «доброй» к нам, чем это предполагалось с берега. Затем наш экипаж встал на страховку К-2 и К-4 из Электростали, которые успешно прошли порог тем же маршрутом и встали на стоянку в районе поляны пр. берега.

Пока готовились к прохождению, подошла сплавная часть коммерческой группы (обслуга заняла поляну ниже порога видимо с утра). Экипаж из гидов на спортивном К-4 прошел (практически параллельно с нашим К-4) правой протокой и встал на страховку рафтов у камня в середине русла ниже порога; дополнительно три человека на камне у. пр. берега со спасконцами. Гиды точно провели первый рафт (№ 00-11 АЩ) по правой протоке, грамотно уйдя в левую суводь от прижима к скале пр. берега на выходе. А со второго рафта в выходной косой «бочке» смыло одного клиента (Фото № 23), но его успели вовремя подобрать. Вообще алтайские гиды считают в такую воду правую протоку более безопасной (при их опыте и соответствующей страховке), особенно, если успеть развернуть рафт кормой к прижиму.

Через примерно 500 м после пор. «Турбинный» за правым поворотом реки начинается третий из сложных порогов нижней Чуи

ПОРОГ им. ТУРКЛУБА «ГОРИЗОНТ» (далее просто «Горизонт»). Длина около 200 м, расположен в узком каньоне с высокими (около 25 м) скальными стенками. На входе в порог ширина реки не более 15 м. При этом поток разделяется грядой камней, лежащих вдоль русла, на две части. Левая часть его более полога, но к левой скальной стенке имеющей опасные выступы и, местами, отрицательный наклон, прижим. Выход из левой части заканчивается крутым сливом около 3 м с мощной «бочкой» за ним. Правая часть шириной 5 — 6м представляет собой пологую горку с валами около 1,5 м и несколькими «бочками» по краям струи. На выходе правой части у пр. берега полуобливной кусок коренной породы с «бочкой» за ним, а слева пологий косой слив. По визуальной оценке, перепад на 50 м входного участка не менее 5 м. После слива через 50 м река круто поворачивает налево, и основной поток, разогнавшись в скальном коридоре, образует сильный прижим (при высоком уровне воды) к скале правого берега, имеющей отрицательный наклон. Отбойный вал слабый. Желательно, чтобы страховка предусматривала возможность эвакуации спасаемых из прижима. Далее весь поток сливается с подковообразной плиты, образуя длинную неглубокую бочку с чистым 1,5 м сливом левее центра. В конце порога валы по всему руслу около 1,5 м. вплоть до самого острова (на котором можно остановиться на обед, если дрова с собой). Рекомендуем тщательный осмотр этого участка реки и продуманные решения. Обнести оба порога удобнее по дороге пр. берега.

К-4 проходил пор. «Горизонт» без разгрузки левой частью правой протоки, смещаясь на выходе из нее еще левее чтобы попасть в основной слив. Нос левого баллона прошел при этом через край «бочки» у л. берега, что помогло снизить скорость К-4 и начать разворот влево для ухода от сильного прижима к пр. берегу. Далее через валы по левому краю основной струи в выходной слив. К-2 прошел аналогично, но без захода в «бочку». Зачаливались к пр. берегу напротив острова, для страховки и подъема на борт обнесенных вещей.

После пор. «Горизонт» до устья около часа относительно спокойного сплава. Проходили сходу со взаимостраховкой. На этом участке выделяется

ШИВЕРА «КОНЕЧНАЯ» (или «Выходная») длиной около 2,5 км с большим количеством полуобливных камней, «бочками», валами до 1,5 м. В высокую воду можно выделить 3 — 4 участка, на которых пришлось маневрировать почти как в пор. «Слаломный». Метров за 500 до устья на правом повороте К-4 попал в «бочку», расположенную левее центра и мало заметную с наплыва. Экипажу понадобилось более 2-х минут интенсивной работы, чтобы благополучно покинуть ее «объятия». Таким образом, река Чуя требует собранности от участников сплава до самых последних метров. Далее – Катунь (а вода в ней много чище, но холоднее). Встали на стоянку на пр. берегу Катуни выше устья Чуи.

р. Катунь (от устья р. Чуя до пос. Чемал)

Уровень воды средний.

Наличие и сложность препятствий сильно зависят от уровня воды. Указаны только основные препятствия, присутствующие на реке постоянно.

Из-за большого километража и большого расстояния между отдельными препятствиями на р. Катунь, ориентироваться на реке приходится только по населенным пунктам и отдельным притокам. Рекомендуем ориентироваться не по описаниям препятствий, а по схеме реки с километровыми отметками.

Уезжать с р. Катунь можно из поселков Иня, М. Яломан Чемал.

Скорость движения при минимальной гребле около10-12 км/ч.

На р. Катунь от устья Чуи до устья р. Б. Ильгумень серьезных препятствий нет. Однако, при таком расходе воды (в несколько раз больше в сравнении с р. Чуя) даже на «прогонных» участках приходится быть внимательными, чтобы не попасть в локальные, но мощные «бочки» за отдельными надводными или обливными камнями. Основной тип препятствий на этом участке — шиверы с валами до 1,5 м.

Река течет по степной котловине, пейзаж типично среднеазиатский, только теневой склон левого берега местами покрыт лесом. По левому берегу ниже пос. Иня идет Чуйский тракт, местами видимый с воды, местами отходящий довольно далеко. На уединенных террасах обоих берегов есть хорошие стоянки. В пос. Иня два автомобильных моста высоко над водой — старый и новый. Сам поселок с воды плохо виден. В поселке почта, магазины. В пос. М. Яломан паром на тросу и опоры будущего моста по берегам. В конце участка Чуйский тракт уходит от Катуни по долине р. Б. Ильгумень. Ходовое время от устья р. Чуя 2ч. 40мин. На ручье функционирует база отдыха — несколько десятков разноцветных деревянных домиков в виде юрт, видных с наплыва издалека. В 30 метрах ниже устья ручья возведены опоры для пешеходного моста над порогом.

ПОРОГ «ИЛЬГУМЕНСКИЙ». Один из самых запоминающихся и интересных порогов на Катуни.Длина около 200 м. Ориентиры: река поворачивает налево, справа большое улово и большой песчаный пляж; ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам — начало порога. Мы причаливали в улово л. берега, расположенное прямо перед базой отдыха Порог — сужение русла, берега из крупных темных валунов. На входе  ближе к пр. берегу несколько крупных скальных обломков, за которыми мы заметили две мощные и протяженные косые «бочки». Если прозевать начало порога и не уйти в левую часть основной струи, центробежная сила «познакомит» вас с ними. У л. берега на входе также небольшая «бочка». Далее основная струя с пульсирующими валами до 3 м (самые большие, что мы повстречали на Катуни) уходит от л. берега на центр, валы уменьшаются до 1 м. На выходе из порога за обливными камнями у обоих берегов мощные «бочки» (в левой при нас перевернуло коммерческий рафт). Осмотр по тропе левого берега. Страховка с л. берега в середине и с воды ниже порога.

К- 4 (как обычно, в таких случаях, мужской экипаж) заходил по левому краю основной струи. Далее пересекали в валах (едва не совершив оверкиль) основную струю, чтобы, двигаясь правым ее краем, спокойно попасть на выходе в центральный пологий слив около 1,5 м , окруженный «бочками». На К-2 заходили аналогично, но сразу пересекать основную струю не стали, пройдя по границе между пульсирующими валами и «поганками» у л. берега. Траверс основной струи предприняли ближе к выходному сливу, где величина валов уменьшилась до 1 м .

Сплав до стоянки перед пр. притоком — р. Айлагуш — занял 1 ч. 20мин. В притоке безуспешно ловили рыбу на спиннинг. Гиды коммерческой группы (из местных) поймали сетями около десятка хариусов.

До устья р. Кадрин простые шиверы. Валы до 1,5 м. Степь постепенно кончается, начинается сосновый лес.

ПОРОГ «КАДРИНСКАЯ ТРУБА». На протяжении нескольких километров после устья р. Кадрин серия сужений в скальных берегах, местами валы до 2 м. На плесах между сужениями «поганки» и значительная турбулентность струи, что затрудняет маневры, связанные с выходом на струю и уходом с нее. Наиболее мощные шиверы в начале участка, наиболее сложные — ближе к концу. Вначале приняли за пор. «Мешок» похожее по описанию место, поэтому в качестве пор. «Шабаш» осмотрели одну из мощных шивер «Кадринской трубы», похожей по описанию. Почти весь участок проходили сходу по основной струе со взаимостраховкой.

ПОРОГ «МЕШОК». Завершает «Кадринскую трубу» и представляет собой небольшое круглое озеро в высоких скальных стенках, в которое впадает струя с предыдущего участка. Обширные поганки, водовороты. Проходили на скорости (на гребках) по оптимальной траектории.

Много хороших песчаных стоянок в сосновых лесочках; березняки и кустарники, напротив, указывают на неровный берег, заваленный камнями и бревнами.

После порога виден скальный остров. После него через 400 м впадает правый приток Кузюр. Затем после левого поворота сужение долины и видны значительные светлые осыпи на левом берегу. По пр. берегу огромный темный кусок скалы, отражаясь от которого поток образует основные препятствия первой ступени порога. Это ориентир пор. «Шабаш».

!ПОРОГ «ШАБАШ». Ориентиры: большая галечная отмель на левом берегу и крупные скалы на правом.

Первая ступень на правом повороте реки, где основной поток смещается к л. берегу, пересекаясь с отраженным потоком от скал пр. берега. На входе валы, «бочки» до 2 м. Далее пологий центральный слив, за которым большая пульсирующая «бочка» («ОДЕЯЛО»), слева крутой слив до 2 м через обливной камень, за которым жесткая косая «бочка» до  1,5м, справа валы до 1,5 м, «бочек нет». На выходе валы до 1,5м. Осмотр и страховка по пр. берегу. Суда не разгружали.

К-2 проходил основным экипажем максимально близко к скалам пр. берега. На самом повороте попали в невидимую с берега (закрыта большими обломками) пенную яму, вблизи одного из крупных скальных обломком пр. берега. Накрыло почти с головой, но «бочка» оказалась «мягкой» («промывной») и дальше прошли без проблем, прижимаясь на выходе из первой ступени к пр. берегу. Затем на К-4 прошли первую ступень без проблем мужским экипажем, немного левее траектории К-2 по валам у пр. берега. Параллельно с нашей группой прохождение порога начали 4 рафта коммерческой группы. При прохождении экипажи усиливались частичной заменой участников на гидов с других рафтов. Все они проходили левее, через край центральной бочки. Один из экипажей едва не перевернулся.

Вторая ступень через 300м после первой. На входе слева две жесткие косые «бочки», валы до 1,5м, сливы через плиты. Справа слив не менее 1,5м с «жесткой», слабо пульсирующей «бочкой»; по центру чистая струя с «жесткими» валами в правой ее части до 2,5 м. На выходе из порога один из валов периодически превращается в пульсирующую «бочку». Осмотр по пр. берегу.

К-4 прошел основным экипажем ближе к центру основной струи, поборовшись с выходными валами. И встал на страховку с воды у пр. берега в районе выброшенной (видимо в паводок) на берег понтонной переправы военного образца. К-2 проходил вторую ступень мужским экипажем по левому краю струи. Пройдя основной слив, отрабатывали от валов влево, развернув К-2 полулагом. Неожиданно прямо перед К-2 возник пульсирующий вал с обратной вершиной высотой около 2 м, который привел к оверкилю К-2. Выбравшись на перевернутый К-2, экипаж не без труда (метров через 150 -200) завел груженое судно в суводь к л. берегу. У берега только с третьей попытки удалось вернуть судно на ровный киль. Единственное место для стоянки на пороге — между ступенями, за большим  утесом на правом берегу.

Далее — Валы. В русле отдельные камни. Выше устья л. притока — р. Урсул и напротив (на пр. берегу Катуни) хорошие, но уже занятые стоянки. Порог за устьем р. Урсул — гладкие валы до 1,5 м. За порогом слабый прижим к скале правого берега, за скалой у берега полощутся остатки канатной переправы.
Далее простые шиверы с валами около 1 м. Аналогичные шиверы образуют общий фон реки и в дальнейшем; следует помнить, что на выходе из скальных сужений на спокойные плесы почти везде образуются мощные и обильные «поганки».

Примерно в 1 км ниже устья р. Урсул на л. берегу несколько домиков с магазином и баней, рассчитанными, видимо, в основном на туристов (рядом с рекламными плакатами уже стояли несколько средств сплава).

Наша группа сплавилась ниже до устья пр. притока с изумрудной водой – р. Б. Сумульта, где и встали на стоянку рядом с небольшой коммерческой группой. Дневной переход занял в общей сложности 5 ч. 30 мин.

На следующий день, оставшись на стоянке одни, сделали баню в устье Сумульты. Рыбалка нам успеха снова не принесла (а гиды, установив на ночь 3 сети, поймали в одну несколько хариусов и небольшого тайменя).

Примерно через 3- 4 км сплава от устья р. Б. Сумульта подвесной мост с воротами на л. берегу, закрытыми на замок. Недалеко от него

ПОРОГ «КАЯНЧА» — Сужение в скальных стенках, валы до 1,5 м. Проходили сходу по краю основной струи со взаимостраховкой.

Через час после начала сплава за пр. притоком на левом повороте реки камень на пр. берегу с недавно выбитым «петроглифом» в виде человека с веслом, обозначающим хорошую, но замусоренную стоянку, даже с площадкой для волейбола. Местные гиды называют это место «Большая Каянча». За камнем у берега обнаружили сумку с посудой и котлами, видимо забытыми при погрузке. В нескольких сотнях метрах ниже еще несколько стоянок по пр. берегу с песчаными пляжами, на одном из которых мы обнаружили пару мирно прогуливающихся серебристо — черных птиц, высотой около 1,5 м — вероятно журавлей.

На участке между устьями пр. притоков р. Кемечапык и р. Байтыгем — 2 протяженные шиверы с валами до 2,0 м, и полуобливными камнями в русле. Проходили сходу краем основной струи со взаимостраховкой.

Пор. «Аяла» — за устьем л. притока Катуни — р. Б. Аяла. На входе в центре слив с плиты, бочка 1,5 м. Далее валы до 1,5 м. Проходили сходу по краю основной струи со взаимостраховкой.

Преодолев далее несколько несложных шивер с валами около 1 м, за полтора часа (от «Большой Каянчи») дошли до Куюсского водопада в устье одноименного пр. притока Катуни, где и сделали перекус, совместив с его осмотром окрестностей. Здесь по пр. берегу Катуни идет дорога в поселок и начинается «населенка» Сам поселок к реке не подходит, до него идти пешком около 2 км. Говорят, есть магазин. Ниже многие стоянки по пр. берегу заняты автотуристами.

Еще через 45 мин. сплава, пройдя пару несложных шивер с валами до 1,5 м, встали на стоянку ниже устья л. притока — р. Карбан, практически напротив горы, по форме напоминающей пирамиду.

На следующий день за 1ч. 20 мин. дошли до начала шиверы перед пор. «Тельдекпень». Ориентиры — плавный правый поворот реки и впадение пр. притока р. Эдиган с вытоптанной поляной ниже устья (с этого места гиды катают клиентов по порогу на рафтах). Длина шиверы около 300 м, валы до 1,5 м практически по всей ширине русла (а оно в этом месте не менее 100 м), а в отдельных местах — не менее 2 м. В конце шиверы река круто поворачивает налево, и, упираясь в скальные стенки, входит в каменный каньон, образуя на повороте большое улово с песчаным пляжем у пр. берега, однако плес перед порогом практически отсутствует — только участок быстротока около 150 м.

Осмотр и страховка оптимальнее с л., но возможны и с пр. берега. Проходили шиверу поочередно на К-4 , затем на К-2 ближе к л. берегу. Перед порогом причаливали в суводь за камнями л. берега. Ориентиром порога может служить также ЛЭП, пересекающая реку на участке между шиверой и порогом.

ПОРОГ «ТЕЛЬДЕКПЕНЬ–1». На входе небольшой слив, валы до 1,5м. Далее река, сжатая в узком каньоне скальными стенками высотой 5 — 8м, мечется между ними, образуя многочисленные «поганки» и мощные водовороты. Через 300 м у пр. берега еще один слив с валами до 1,5 м, за ним мост через каньон, а далее опять «поганки» и водовороты. Проходили ближе к центру, стараясь развить максимальную скорость. Несколько раз в воронках порога приталивало то левый, то правый баллоны К-2. Прохождение поочередное: К-2 затем К-4, с взаимной страховкой в районе моста. За порогом каньон кончается.

ПОРОГ «ТЕЛЬДЕКПЕНЬ–2». Начинается в конце прямого участка за порогом «Тельдекпень-1». Ходовое время от моста около 5 минут. Ориентиры: справа устье р. Чеба; широкий песчаный пляж по левому берегу; за ним левый поворот реки. Порог начинается на этом повороте, где река снова входит в аналогичный каньон. На входе косой слив от л. берега частично проходит через несколько полуобливных камней у пр. берега (по большей воде она все заливаются). Особенность порога — динамично изменяющаяся турбулентность потока: воронки и «поганки» постоянно возникают, исчезают и сменяют друг друга; ниже входного слива к ним добавляются пульсирующие валы. Поток изначально неустойчив; любое возмущение (вероятно, даже движение весла в воде) может спровоцировать развитие воронки. Далее мощные поганки в каньоне со скальными стенками высотой 6–10 м. Осмотр по левому берегу от улова перед поворотом реки налево. Прохождение поочередное: сначала К-4, за ним К-2 со взаимостраховкой. Как мы и предполагали, самое напряженное место – входная часть порога, где ниже слива пр. баллон К-2 почти полностью оказался в воронке у пр. берега, глубиной более 1 м и несколько метров в диаметре. Избежать неприятных последствий, по нашему мнению, помогла в основном положительная скорость судна, набранная экипажем при заходе в порог. На К-4 , с учетом габаритов и полезного объема судна, экипаж практически без проблем преодолел этот порог.

Ниже несколько несложных шивер с валами до 1,5 м проходили сходу со взаимостраховкой по краю основной струи. Встали на стоянку в 30 м ниже малозаметного левого притока – р. Коскол на песчаном берегу. Это примерно в 2 км ниже пр. притока – р. Бийка с одноименным поселком на пр. берегу, вдоль которого идет дорога. На прохождение участка затратили около 3 ч. 30 мин.

С учетом оставшегося времени и участка маршрута, следующий день был объявлен дневкой и использован участниками группы в различных целях: от подъема на близлежащий «бугор» до реализации кулинарных талантов.

На следующий день примерно в 3 км ниже стоянки преодолели шиверу в скальном коридоре длиной около 200 м. По краям слабовыраженной струи небольшие «поганки» и водовороты. За 1 час дошли до

ПОРОГ «ЕЛАНДИНСКИЙ». Ориентиры: скальная стенка справа, устье р.Тыткесаек и утес слева. Перед порогом реку пересекает ЛЭП. На скале правого берега вход в штольню и старые отвалы. Внизу еще две штольни. В центре порога скальные выходы, разделяющие русло на две протоки. Правая протока более узкая, но при нашем уровне воды пройти можно без проблем. Основная протока левая. На входе по центру пологий слив с валами до 2 м на основной струе, которая приводит в косую бочку, перегораживающую большую часть протоки. Слева крутой 1,5 м слив через обливной камень с мощной косой «бочкой» за ним. В правой части протоки серия косых валов от центральной гряды камней. Осмотр и страховка с пр. берега. Есть место для стоянки, но рядом дорога. Проходили поочередно правой протокой вдоль пр. берега через пологий слив около 1,5 м и далее по валам до 1 м основной струи. На выходе аналогичный слив с валами.

За порогом недостроенная Катуньская ГЭС. Штольни предназначались для взрыва правой скалы при ее строительстве. Далее подвесной мост в поселке Еландинский. Работает магазин, турбаза.

У нас создалось впечатление, что на этом участке турбазы растут как грибы после дождя и скоро скроют все берега. Но нет худа без добра: на песчаной отмели одного из необитаемых островков, расположенного в середине реки, мы обнаружили почти полный ящик чешского баночного холодного пива (при походном «стаже» более 20 лет, со мной это было впервые). Вероятно, его смыло потоком с берега находящейся выше по течению турбазы. На чудо -островке набрали также пакет чудесных грибов – подберезовиков и моховиков. Примерно в 500 м ниже ухода автодороги от реки вправо (около 7 км до пос. Чемал), на пр. берегу заросли спелой облепихи, а за ними — в лесочке — опять же грибы.

Далее через 2 ч. 30 мин. сплава крайнее препятствие нашего маршрута по Катуни «ЧЕМАЛЬСКАЯ ТРУБА». Начинается за правым поворотом перед устьем р.Чемал и представляет собой сужение в скальных стенках высотой местами до 8-10 м и грядой полуобливных камней в середине русла. На входе слив около 1,5м с валами до 1 м, по краям основной струи «поганки» и серьезные водовороты. Проходили по основной струе сходу со взаимостраховкой и едва не проскочили мимо устья.

Ориентир – выходящая из долины реки ЛЭП, т. к. на р. Чемал расположена Чемальская ГЭС. В устье р. Чемал есть платные (100 руб./сутки с палатки) места для стоянок, здесь удобно закончить маршрут. К стоянкам удобный подъезд (наемный барнаульский микроавтобус забрал нас прямо со стоянки). Одно плохо – воруют.

Автостанция находится в середине (т.е. ниже около 1,5 км по течению) поселка. Это нужно учесть при выборе места антистапеля. А также то, что пос. Чемал является густонаселенным (особенно в сезон) климатическим курортом (просто «черноморское побережье Катуни» по выражению одного из участников).

Итоги путешествия, выводы, рекомендации

Пройденный маршрут представляет интерес как для повышения спортивного мастерства, так и для активного (в т. ч. семейного) отдыха в уникальном уголке природы нашей страны со стабильной общественно – политической ситуацией и транспортной доступностью, что позволяет экстренно уйти с маршрута практически в любой его части.

Данный маршрут требует хорошей технической подготовки, схоженности экипажей группы. Все основные пороги требуют предварительного осмотра перед прохождением, многие – комплексной страховки, а некоторые и обноса вещей. Оптимальное число судов в группе – три.

Наиболее сложные препятствия на р. Чуя: пор. «Бегемот», «Турбинный», им. т/к «Горизонт». На р. Катунь: пор. «Ильгуменьский», «Шабаш», «Тельдекпень- 1 и 2» и входная шивера перед ними.

Сложные препятствия (V к.с.) начинаются практически в самом начале маршрута и времени на постепенную подготовку к их прохождению мало, поэтому необходимо, чтобы тактика группы основывалась на оценке адекватности своих возможностей уровню препятствий на маршруте.

При подготовке к маршруту рекомендуем запланировать дополнительное время на случай аномально большой воды и продолжительной непогоды (многодневного дождя, например).

На маршруте в сезон можно пополнить рацион питания за счет грибов, ягод, рыбы (если повезет), а также за счет поселковых магазинов.

Выбирать места для стоянок рекомендуем вблизи притоков – источников чистой питьевой воды.

Маршрут был пройден всеми участниками в установленные сроки безаварийно в условиях практически полной автономии.

5. Литература

Отчет о водном путешествии по р.Чуя — р.Катунь от п.Чибит до п.Чемал с 22.07 по 14.08. 2000 г. Группа из г.Тула Руководитель: Сеничкин А.С.

Отчет о водном путешествии по р.Чуя — р. Кадрин — р.Катунь с 01. по 07. 05. 2004г. Томское отделение туристско-спортивного союза России, Клуб водного туризма «Сибирские ЖАБЫ». Руководитель: Филимонов Г.А

Киняев В. В. и др. «Водные маршруты Алтая и Саян», Тула 1994г.

«Водные маршруты СССР». Азиатская часть, М., «ФиС», 1976г.

Материалы Интернет и информация, полученная в устной форме (в т. ч. от Евдокимовой Елены, Микрюкова Дмитрия, за что им огромное спасибо спасибо).

Комментарии:

  • 1.8.10 14:52 Кофейник Только сегодня вернулись с Алтая, маршрут правда был короче, только Катунь от слияния с Чуей. Но не дело не в этом. Отчет то мы прочитали, что воруют знали. Но в предпоследний день( после Еландинского порога , где-то расслабились, и забыли убрать неопреновые вещи( посушили типа) Приехали местные на лошадях и стащили три вещи. Так что теперь сушить неопрен не буду. Лучше в мокром неопрене, чем вообще без него
  • 18.11.09 12:16 andromed bg, спасибо большое
  • 18.11.09 10:16 bg 2andromed: ваше Желание было передано лично тов. Молодцову. К сожалению, у меня нет возможности быть посредником в переговорах.
  • 17.11.09 17:40 andromed мой мэйл andromed собака list.ru
  • 17.11.09 17:38 andromed Народ,
    реально есть очень большое желание вернуть нашу посуду, т.к. там есть несколько очень памятных для наших ребят вещей. Если у Вас есть желание и возможность откликнитесь пжста. Если нужно вознаграждение-договоримся. Возможность лично забрать в Рязани есть. Если есть вопросы, пишите в личку.
  • 7.9.09 18:12 bg на форуме его ник «SAM». Но он редко бывает в сети. Как увижу его — передам ваше сообщение
  • 7.9.09 17:37 Дмитрий Привет !!!админы ,дайте пжлста мыло Товарища Молодцова !!!если вам не трудно ,в наш продвинутый век оно должно быть у него (ЕмЕйл)!!!заранее благодарю !!
  • 29.8.09 14:43 Дмитрий Привет !!!на петроглифах был оставлен мешок с посудой …..6 чашек кружек ложек и 2 котла ..+маленькая ложечка с Чебурашкой ….в 2007 году…просим Вас отозваться и написать на майл указаный в письме …..Просьба передать т-у …Молодцову -эту просьбу …..!!!речь идёт о возможном выкупе ложечки и котла !!!!
  • 9.8.09 20:32 Гость Не знаем, что ответит Молодцов,он редко сюда заходит . Но в походах мы только и слышим. Где моя ложка с чебурашкой. Не потеряйте ее, мне она дорога как память.
    Доброжелатели из группы Молодцова
  • 9.8.09 17:17 Дмитрий Привет коллеги !!!!прочитал Ваш отчёт и вспомнилось мне наше путешествие по Чуе-Катуни!!!!особенно мне понравилось описание мешка с посудой и чашками !!!мы в этом месте оставили 6 чашек-кружек-ложек и котелки ….после ночёвки на (жутком месте) возле ручья стоянка ….в мешке была ложечка с Чебурашкой …вообщем вырезали деревянные ложки и с ними закончили поход ….Если Вам не трудно -ответьте пожалуйста.буду ждать ……..Удачи ..!!!