Поход посвящается памяти моего отца-
Крупнова Николая Михайловича
Туристский клуб «THELEOS» РязГМУ им.акад.И.П.Павлова.
Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54. 8(910) 900- 65-15
e-mail: ryazturclub@mail.ru
МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 1/ 4 выдана ТСМКК Федерации спортивного туризма Рязанской области ТССР. Шифр МКК 162-00-444650000
Заявленная и пройденная: г. Рязань – пос Теберда — р.Теберда — пос.Джингирик- пос.Учкулан / пос. Карт-Джурт — р.Кубань — г.Карачаевск — пос Архыз – р.Б.Зеленчук- пос.Нижняя Ермоловка — пос Рожкао- р.Б.Лаба — пос Азиатский- г.Невинномысск- г.Рязань
Красными треугольниками выделены места ночевок и старта на реках.
Вид препятствия | Название | Категория трудности | Описание |
---|---|---|---|
Р.Теберда-уровень воды средний | Шиверы | 2 | Валы |
Гай-Порог | 4 А | Сливы,бочки | |
Р.Кубань- уровень воды выше среднего | У Рудника , Даутская шивера, Взрывной порог 1, Взрывной порог 2 | 3 | Валы, сливы, камни в русле |
Каньон Аманхит 3 ступени | 4А | Камни в русле, сливы | |
Каменномостский | 4В | Мощные валы, сливы | |
Р. Б.Зеленчук- уровень воды высокий | Пушка | 4В | Мощные валы |
3ый Взрывной | 3 | Валы | |
4ый Взрывной | 3 | Валы, камни в русле | |
5ый Взрывной | 3 | Валы, камни в русле, прижим на поворотах. | |
р.Б.Лаба-уровень воды высокий | 4 ый Каньон | 3 | Валы, прижимы на поворотах, вертикальная турбулентность |
Ф.И.О | Возраст | Опыт | Обязанность, посадка по судам | Место работы/учебы | Адрес | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Крупнов Роман Николаевич | 1978 | р.Чонг-Кемин -р.Малый Нарын- р.Кекемерен-6Р. р.Кубань- р.Б.Зеленчук-р.Теберда- р.Б.Лаба-5Р. | К4-1, руководитель | ГБУ РО КБ Семашко врач – офтальмолог | г. Рязань, ул 4я Линия |
2 | Бородулин Александр Германович | 1975 | Р.Мста-2у, р.Б.Зеленчук-р.Кубань- р.Уруп-2с эл3к.с. Р.Тумча-3к.с. | К4-1 | ООО «ПМП Электросистемы», инженер | Г.Рязань, ул. Новоселов |
3 | Бородулин Никита Александрович | 2004 | Р.Мста-2у, р.Б.Зеленчук-р.Кубань- р.Уруп-2с эл3к.с. Р.Тумча-3к.с. | К4-1 | Школа №72 | Г.Рязань, ул. Новоселов |
4 | Ленский Владимир Петрович | 1971 | р.Катунь- 4у, р.Жомболок- Ока Саянская-5к.с. | К4-1 | Предприниматель | Г.Санкт -Петербург |
5 | Марченко Денис Николаевич | 1978 | Р.Мста-2у. Р.Тумча-3к.с | К4-2 | ООО Маркет | Г.Рязань, ул.Великанов |
6 | Колесников Александр Вячеславович | 1979 | Р.Мста-2у, р.Б.Зеленчук-р.Кубань- р.Уруп-2с эл3к.с. | К4-2 | ГБУ РО КБ им. Н.А. Семашко ,зав. отделением | г. Рязань, ул. Шевченко |
7 | Колесников Никита Александрович | 2007 | Р.Мста-2у, р.Б.Зеленчук-р.Кубань- р.Уруп-2с эл3к.с. | К4-2 | Школа №16 | г. Рязань, ул. Шевченко |
8 | Сидоров Павел Владимирович | 1991 | Р.Кура- р.Риони-р.Цхенискали- 4у, р.Она-4у | К4-2,кэп | ГБУ РО «Шиловская ЦРБ», врач реаниматолог | Г.Рязань, пр-кт Славянский |
9 | Бурмистров Эдуард Александрович | 1970 | р. Кекемерен- 5У., р. Китой — 5У р.Чонг-Кемин -р.Малый Нарын -р.Кекемерен-6у | К4-3,кэп | Нач. информационной службы. АО РЗМКП. | г.Рязань, ул.Тимуровцев |
10 | Штольвин Александр Сергеевич | 1977 | р.Дибанг -6У,р.Голубой Нил-6У, р.Чонг-Кемин-р.Малый Нарын-р.Кекемерен-6у | К4-3 | Сист. Администратор, администрация г. Рязани | г. Рыбное |
11 | Бохан Константин Анатольевич | 1975 | Р.Охта,-3у , р.Писта-3У, Р.Тумча-3у | К4-3 | ООО»Сервио техникс», програмист | МО, Сергиев Посад, ул.Лесная |
12 | Подьяблонский Василий Алексеевич | 1976 | Р.Китой 5у, р.Кекемерен-5у, р.Коксу-5у, р.Чарын-5у., р.Б.Лаба- р.Белая-5у | К4-3 | СНТ Станок, электрик | Г.Рязань, ул. Строителей |
13 | Сумароков Иван Александрович | 1981 | Р.Китой-6Р, р.Сараджаз-6У | К2-1-кэп | Инженер | Г.Ярославль |
14 | Смирнова Валентина Алексеевна | 1988 | 3й разряд по спорт туризму, оз.Сейдозеро -1У | К2-1,30% | Менеджер | Ярославская обл, пос Ишня, Ул. Фрунзенская |
15 | Соломаха Наталья Станиславовна | 1990 | Р.Теберда- Кубань-3У, р.Катунь-4У | К2-2,кэп | Спорттур, методист | Г.Рязань, ул.Нижне-Трубежная |
16 | Зенкин Данила Андреевич | 1987 | Р.Пра-1У | К2-2,30% | Менеджер | Г.Рязань, ул.Фрунзе |
Отчет сдан в библиотеку Рязанского туристского клуба, размещен на сайте http://taganok.ru
Руководитель группы уже имел богатый опыт руководства и проведения маршрутов на Северном Кавказе по планируемым рекам с машиной сопровождения. С 2003года по 2019год были неоднократно пройдены в различных связках такие реки как: Теберда, Кубань, Большой Зеленчук, Большая Лаба, Уруп, Аксаут. 2021год не стал исключением по выбору учебного -тренировочного спортивного похода. Была достигнута договоренность с машиной сопровождения в городе Невинномысск. Еще в феврале были взяты билеты на поезд Рязань-Невинномысск. В течении апреля был окончательно сформирован состав группы из 16 человек. Костяк группы составили как уже опытные туристы водники ,так и подрастающая смена. Проходимость машины с прицепом позволяла перемещаться только по грунтовым дорогам. Поэтому для связки рек были выбраны реки с хорошим дорожным покрытием вдоль рек: Теберда, Кубань, Большой Зеленчук, низовья реки Большая Лаба ниже пос. Рожкао. Время для похода тоже было выбрано в период майских праздников с длинными выходными, чтобы перекрыть период с 1 по 9 мая.
На юге Ставропольского края у подножья седого великана Эльбруса (Западный Кавказ) расположена небольшая горная страна Карачаево-Черкессия. КЧР входит в состав Южного федерального округа РФ. Это один из самых маленьких субьектов нашей Федерации – 83 место по площади(14.3 тыс кв.км). Население 434,5 тыс. человек. Теберда, Домбай, Архыз на ее территории -красивейшие уголки Западного Кавказа. Этот край богат лесами, живописностью пейзажей, прозрачностью рек и озер, чистотой воздуха. Тебердинский государственный заповедник в курорте Теберда создан как эталон природного ландшафта для его постоянного изучения и сохранения. Особенности климата Карачаево-Черкессии определяются геофизическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, сложностью и разнообразием рельефа. Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350 ), либо вытекают из высокогорных озер, крупнейшая река Карачаево-Черкессии — Кубань. Река Кубань берет свое начало у ледников на западных склонах Эльбруса. Общая ее протяженность 941 км (из них 187 км река течет по Карачаево-Черкессии). Средний уклон на р.Кубань в верховьях 12-15 м/км, а расход с верховьев до г.Карачаевска возрастает от 70-150 м/3. В своих верховьях Кубань принимает ряд правых притоков (Худес, Индыш и т. д.), слева в нее впадают Учкулан, Даут, Теберда и другие реки. Теберда впадает в Кубань у города Карачаевска, это одна из самых многоводных рек Карачаево-Черкессии.
Карачаево-Черкессия богата разнообразными минеральными источниками. Особенно много их в Приэльбрусье. Несколько источников имеется в долинах Учкулана и его притоков, в бассейне рек Даут, Индыш, Худес, Мара и других. Наиболее популярны Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат. Находятся они в девяти километрах от города- курорта Теберда на высоте более 1800 м. Около 30% всей территории Карачаево-Черкессии занимают леса, в которых насчитывается более 120 видов кустарников и деревьев, некоторые из них являются реликтами и эндемиками, занесены в Красную книгу. Животный мир Карачаево-Черкессии характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитавших только в данной местности на небольшой территории, среди таких обитателей здесь — тур западнокавказский, кавказский тетерев, кавказский улар. Наиболее богаты дикими животными горные леса. Здесь можно встретить зубра, кавказского оленя, косулю, дикого кабана. Живут в лесах бурый медведь, куница, лесной кот, кавказская выдра, рысь и другие дикие животные, в горах Карачаево-Черкессии обитают несколько десятков видов птиц (альпийская галка, беркут, черный гриф и др.). Встречается немало пресмыкаюшихся — ящерицы, гадюки, ужи, медянки. В горных реках водится ручьевая форель, в некоторых озерах – озерная форель.
Для сохранения уникальной природы горного Кавказа созданы заповедники и заказники, крупнейшим из которых является тебердинский заповедник (его площадь составляет 65 тыс. га).
Район Архыза относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный. Здесь на высоте 1200-1300метров велика роль в формировании климата Скалистого и Бокового хребтов. В пос.Архыз среднегодовая температура равна 5градусов Цельсия. Относительная влажность 72%. Среднегодовое количество осадков 820 мм. Б.Зеленчук образуется от слияния рек Псыш и Кизгыч на высоте 1500м. Общая протяженность реки с истоками 160 км. Расход воды в среднем составил около 40 м/3. Слева Псыш принимает реку Архыз, а справа – Софию, которая начинается у ледников. От верховьев Большой Лабы Архыз отделяет хребет Аркасара с его высшей точкой г.Дукка ( 3213м).
Ущелье Большой Лабы до 1964 года входило в состав Краснодарского края. До 1920 года это было дикое место. Рабочий поселок Загедан появился с началом лесозаготовительных работ. Позднее образовались поселки Дамхурц, Пхия, Закан. Сейчас в Ущелье Большой Лабы ведутся подготовительные работы по строительству новой автодороги Черкесск-Адлер.
Маршрут проходит по территории Карачаево-Черкесской республики. Практически все долины рек Б.Зеленчука и Теберды густо населены. Долина Кубани и б.Лабы имеет меньшую плотность населения. Поход проходит с машиной сопровождения, что снижает автономность, но повышает безопасность, позволяя проходить препятствия на разгруженных судах. Также машина сопровождения позволяет осуществить связку нескольких рек, в нашем случае четыре, в относительно короткий промежуток времени. Маршрут позволяет раскрыть в полной мере учебно-тренировочные возможности Северного Кавказа в рамках сплава по рекам средней категории сложности.
Существует несколько вариантов попасть на Северный Кавказ.
Прямые авиарейсы из крупных городов в Минеральные Воды. Для поиска рейса можно воспользоваться web-сервисом типа skyscanner.ru. или подобным поисковиком. Возможно добраться и железнодорожным транспортом до Армавира или ,как у нас, до Невинномысска. Все снаряжение перевозится с собой железнодорожным транспортом. Около 100 км от Невинномысска по асфальтовой дороге и ты оказываешься на горном курорте Домбай. Здесь можно воспользоваться подъемниками и насладиться величественностью горных вершин. Обратная дорога также лежит через Невинномысск. Наличие развитой сети автодорог позволяет в полной мере использовать возможности автосопровождения и охватить большое количество сплавных рек.
Группа предварительно узнала ситуацию с коронавирусом в республике. В торговых местах действовал масочный режим.
Вдоль всех рек водной части маршрута идёт дорога. Кроме этого в группе имелись медицинские работники с аптечкой достаточной комплектации для оказания первой помощи. Наличие машины сопровождения позволяе
т экстренно сняться при необходимости. Во время сплава на судах постоянно был ремонтный набор, аптечка и необходимый перекус.
Несмотря на наличие машины сопровождения правилами соревнований по «маршрутам» необходимо наличие страхового полиса. Страховку, в индивидуальном порядке, оформили в проверенной компании «Альфастрахование». Страхование по программе «Классик» с дополнительным условием «спорт», страховая сумма на каждого человека 35000 у.е., компания- SAVITAR GROUP.
На Кубани планировалось начать сплав от стрелки Учкулана и Уллукама, но из-за надвигающейся непогоды и начала дождя сплав начали в поселке Карт-Джурт от моста, который в случае более верхнего сплава потребовал бы обноса судов. Других изменений маршрута не было.
Даты | Дни пути | Дни маршрута | Участки маршрута | км | Способ передвижения |
---|---|---|---|---|---|
01.05 | 1 | Г.Рязань- | 1340 | Поезд | |
02.05 | 2 | 1 | -г.Невинномысск- пос.Домбай- пос.Верх.Теберда | 160 32 | Машина Стапель |
03.05 | 3 | 2 | Р.Теберда- Гай-Порог- г.Карачаевск- пос.Учкулан | 35 50 | Сплав Машина |
04.05 | 4 | 3 | Р.Кубань-порог «У Рудника», «Даутская шивера, Взрывные 1.2 | 35 | Сплав |
05.05 | 5 | 4 | каньон Аманхит,пор. Каменномосткий Г.Карачаевск- пос.Архыз | 15 90 | Сплав Машина |
06.05 | 6 | 5 | Пос.Архыз -р.Б.Зеленчук -«Взрывные» пороги пос.Нижний Архыз-пос.Рожкао. | 20 105 | Сплав Машина |
07.05 | 7 | 6 | Пос.Рожкао-Б.Лаба -4ый Каньон | 15 | Сплав |
08.05 | 8 | 7 | Антистапель — Г.Невинномысск | 180 | Сплав /Антистапель |
09.05 | 9 | -Ростов | 1340 | Поезд | |
10.05. | 10 | — г.Рязань | Поезд |
Даты | Дни пути | Дни маршрута | Участки маршрута | км | Способ передвижения |
---|---|---|---|---|---|
01.05 | 1 | Г.Рязань- | 1340 | Поезд | |
02.05 | 2 | 1 | -г.Невинномысск- пос.Домбай- пос.Верх.Теберда | 160 | Машина Стапель |
03.05 | 3 | 2 | Р.Теберда- Гай-Порог- г.Карачаевск- пос.Учкулан | 35 50 | Сплав |
04.05 | 4 | 3 | Р.Кубань-порог «У Рудника», «Даутская шивера, Взрывные 1.2 | 30 | Машина Сплав |
05.05 | 5 | 4 | каньон Аманхит, пор. Каменномосткий Г.Карачаевск- пос.Архыз | 15 90 | Сплав Машина |
06.05 | 6 | 5 | Пос.Архыз-р.Б.Зеленчук- «Взрывные» пороги пос.Нижний Архыз -пос.Рожкао. | 20 105 | Сплав Машина |
07.05 | 7 | 6 | Пос.Рожкао — Б.Лаба- 4ый Каньон | 15 | Сплав |
08.05 | 8 | 7 | Антистапель- Г.Невинномысск | 180 | Антистапель \ машина |
09.05 | 9 | -Ростов | 1340 | Поезд | |
10.05. | 10 | — г.Рязань | Поезд |
Принятые в отчёте сокращения:
ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;
ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;
крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;
ЧХВ – чистое ходовое время – время движения без учёта остановок;
К4-1, К4-2, К4-3. «Состав группы и распределение по судам»)
Ф…-фото
01.05 К полуночи вся рязанская часть группы собралась на ж/д вокзале Рязань -2. Заранее были приобретены багажные билеты для провоза катамаранов. Около часа ночи сели в поезд и поехали.
02.05. В пути около суток и на станцию Невинномысск мы прибыли в 02.50, где нас уже встречала заранее забронированная машина. К 07.00 утра прибыли в пос.Домбай. Прохладно и солнечно, в горах лежит снег. Машину оставили на парковке, а руководитель пошел искать возможность завтрака, которая была найдена в отеле «Гранд Отель». Завтрак сытный и достаточный. Пока мы завтракали, заработали подъемники. В 9.00 взяв билеты на группу, мы выдвинулись к горным вершинам. Величие гор Кавказа поражает воображение.
Походив по местным торговым точкам и пофоткавшись, мы отправились подкрепиться в кафэшку и отведать шашлык из яка. Закупив шкур на рынке спустились вниз к машине и закупив хычанов поехали к месту стапеля. по дороге в пос.Теберда произвели закупки провизии согласно раскладки в 14.00. В 15.00 прибыли на место стапеля ниже поселка Теберда (43.490577, 41.758546 ). Начался стапель. Отбой 23.00.
03.05. Подъем в 07.00. и продолжение окончания стапеля. На воду встали в 11.00. Первые километры сплава порадовали несложным фоном, позволяющим экипажам провести раскатку, и потрясающими видами кавказских гор.
Через 8 км остановились на ПБ перед мостом в пос. Верхняя Теберда. Тут выяснилось что один из участников где то потерял/утопил/позабыл все свои документы с деньгами и телефоном- все ,короче. Проведя мозговой штурм и разбор ситуации сгоняли на машине к месту старта, где на берегу нашли забытый ксивник. Повезло))).
Продолжили сплав. Идут несложные шиверы, камни в русле, встречаются разбои, единичные мосты, все в рамках 2 к.с. Определенную опасность представляет труба газопровода ниже поселка Нижняя Теберда (43.657344, 41.886007) в этом месте под левым берегом труба притоплена и ниже нее образуется слив с бочкой через все русло- проходили у левого берега по центру трубы. Неспешный сплав к 16.00 привел нас в пос.Джингирик, где перед мостом расположено ключевое препятствие Теберды- «Гай порог» 4Ак.с.. Длина порога около 100 метров. Чалка на поляне правого берега, слева расположен поселок. В правой половине мощный слив под ПБ, слева череда более мелких сливов. Справа пологая поляна к которой можно пристать для просмотра. Экипаж К4-1 прошел препятствие сходу под ПБ и зачалился ниже моста по ПБ для съемки и страховки.
Остальные экипажи поочередно прошли порог по левой протоке с чалкой на ПБ.
В экипаже К4-2 была произведена замена одного из гребцов( Никита Колесников) на более опытного Александра Штольвина. Прохождение было закончено к 17.00. Ниже порога группа встала на стоянку для антистапеля. (43.741227, 41.891687 ). Поскольку требовалось около 2х часов на разбор судов, было принято решение встать на стоянку , а утром осуществить переезд в верховья реки Кубань. Отбой в 23.00.
04.05. Подъем в 07.00. В 9.30 выехали со стоянки. К 12.00 прибыли в пос.Карт Джурт.
Погода стремительно портится, постепенно сгущаются тучи, начинает накрапывать дождь. В 14.30 экипажи встали на воду. Экипаж К4-3 грузит катамаран на верхний багажник по причине спускания подушки от сидушки. На воду выходят 2 двойки и две четверки. Вода гораздо сильнее, чем на Теберде. Примерно через 30 минут сплава проходим по основной струе порог в районе автомоста- бочки в шахматном порядке, линия движения читается с воды. Дальше начинается беспробудный дождь. Река представляет из себя сплошную шиверу с участками усложнения к которым можно отнести, пройденные сходу, пороги «У рудника», «Даутская шивера», «Взрывные1 и 2».
Сделали одну вынужденную перечалку на ЛБ для согревания участников. К 17.00 пришли на чалку к ПБ (43.660874, 41.985820 ), где уже были натянуты тенты и горел разведенный огонь экипажем К4-3.
Последней пришла двойка рафтмастер К2-2, которая где то пробила левый кормовой баллон и чалилась из последних сил. Согревание участников, постановка палаток, приготовление ужина — отбой в 23.00.
05.05. Подъем в 07.00. Утром осмотрели каньон «Аманхит» с автодороги.
Несколько участников по состоянию здоровья решили отложить сплав для восстановления здоровья и на сплав вышли три четверки. К4-1 и К4-3 в полных составах. В экипаж К4-2 подсели Иван Сумароков и Данила Зенкин. На воду смогли встать к 12.00. Впереди нас ждал каньон Аманхит 4А. Длина каньона около 1 км. В каньоне условно выделяют три ступени, с участками пологих сливов с бочками и навалами на камни на плавных поворотах, окончанием каньона можно считать разрушенный железобетонный мост, стоящий на одной опоре. Все экипажи прошли чисто по основной струе без каких либо проблем.
К 13.45 подошли к порогу «Каменномосткий» 4 В. Чалка и осмотр по ЛБ. В пороге мощная шивера с бочками длиной около 100метров.Четверки прошли все по центрам.
Чалка после порога по ПБ. К 14.30 подошли к порогу «Желоб» 5С. Бегло посмотрев порог ни у кого не возникло желание для его штурма, тем более он не входил в программу похода. Антистапель (43.750620, 41.909440) перед Желобом и подготовка к переезду. Общая фотка у Желоба.
В 16.00 начали переезд в Архыз. По пути докупили недостающих продуктов и газировки. По пути открываются прекрасные виды на гору Эльбрус.
К 19.00 прибыли на стоянку в Архыз( 43.750620, 41.909440 ). Ночной ужин со свежими овощами — просто потрясающе. Отбой в 24.00.
06.05. Утром ранний подъем ,традиционно, около 7 утра и начало очередного сбора катамаранов. В 12.00. группа встала на весла. Сегодня решил не сплавляться и обеспечить съемку экипаж К4-2. Идут три четверки и К2-1 во главе с Иваном Сумароковым. Участок сплава от Архыза до 1ого Взрывного характеризуется как хорошая 2 к.с. Мощная струя с наличием прижимов, валы, бочки. Встречаются на поворотах поваленные деревья. Время сплава до порога «Пушка»4В составило порядка 1,5 часов..Длина порога около 600метров. Условно можно выделить два участка. Самый сильный первый участок: по типу мощного порога- шиверы порядка 400 метров – валы, бочки( в центре под водой обломки металла).
2ой участок длиной 200метров– проход под правым берегом, слева обливные камни. Чалка по левому берегу около железобетонной лестницы. В порог заходили под правым берегом и смещались влево. Основную ступень шли левее центральной линии. Вторую ступени проходили правой основной протокой. Чалились слева.Вода очень высокая. Порог 3й Взрывной ( длина 150 метров) 3 к.с. расположен на правом повороте реки, бочки, валы. Проходили под правым берегом. Через 10-15 минут сплава порог 4й Взрывной 3 к.с.( длина 300 метров), который расположен на правом повороте реки. Слева идет дорога на высокой полке поросшей деревьями. Заходили под левым берегом и уходили вправо от гряды обливных камней слева. Все камни в пороге оказались залиты, что еще раз подтвердило высокий уровень воды в реке. Валы, бочки. Чалка по правому берегу для обеспечения страховки. После прохождения судов намеченным курсом и сбора группы сплав продолжен. Через 20 минут сплава порог 5 Взрывной( длина 150 метров) 3 к.с., расположенный на крутом левом повороте реки. Ориентир высокая до 100 метров осыпь левого берега и поворот реки вправо, сверху проходит труба газопровода. Перед поворотом реки проведена подкачка судов и определен порядок и линия прохождения судов. Заходили придерживаясь правого берега, затем смещались к центру и уходили вправо от крупного камня, на которые шел сильный навал с прижимом.
Все суда выдержали намеченную линию движения. После прохождения порога сбор судов в улове левого берега. Отсюда сплав продолжен до столба 21км. Участок порядка 7 км , 3 к.с. по большой воде. Имеются разбои, в которых выбирали более полноводную протоку. Валы, единичные бочки. Сплав закончили у столба 21 км(43.673007, 41.400131) в 15.00, где дорога подходит к реке и удобно выносить суда.
Разобравшись, в 16.30 начали переезд на реку Большая Лаба. К 19.00. прибыли на «Грушевую Поляну», где решили разбить базовый лагерь из которого начать заброску в пос.Рожкао. Отбой в 23.00.
07.05 Утром подъем в 7 утра. В 11.00 выехали с Грушевой поляны. К 12.00 добрались до пос.Рожкао где в первом гостеприимном дворе ( База «У Деда», хозяин Валерий)
оставили снаряжение, заказали себе горячие хичины с чаем на обед и пошли на культурный осмотр каньона Соленые скалы. На просмотр и возвращение в лагерь ушло около 2х часов. Дошли до порога Кирпич, пофоткались и обратно в Рожкао. В 15.00., пообедав чаем и хичинами ,встали на воду. Примерно минут через 40 сплава берега начинают повышаться, скорость течения растет, идет мощная шивера ,заканчивающаяся скальным коридором с мостом наверху, слева следы заброшенного рудника.
Далее спокойный сплав до железобетонного автомоста ,где дорога переходит с правого на левый берег.
В этом месте зигзагообразная шивера с вертикальной турбулентностью. около 17.00 закончили сплав на Грушевой поляне. Начало антистапеля и приготовление праздничного плова- День РАДИО. Отбой 24.00.
08.05. Утром завершение антистапеля и начало переезда в Невинномысск. Выехали около 11.00. До Невинномысска около 170 км. Примерно за час добрались до асфальтовой дороги. К 16.00 заехали в местные термальные источники недалеко от Невинномысска для отмывки и отпарки в минеральных ваннах комплекс «Цунами», Лесная улица 100 (44.528853, 41.836527).
На посещение источников ушло около 1 часа и в 18.00 выдвинулись на станцию Невинномысская. Уже в городе присели в кафе недалеко от ж/д вокзала. В 23.48 быстрая погрузка в поезд-стоянка 2 минуты.
09-10.05 Поезд Ростов-Рязань.
Пожалуй, это один из интересных моментов, на котором стоило бы остановиться. Руководитель группы и некоторые участники уже не первый раз бывали на этом маршруте. В задачи похода входило не освоение рек, а отработка технико-тактических навыков сплава по бурной воде и обучение молодых членов команды. Линию движения в пороге выбирал первый экипаж (руководитель), что, несомненно, повышало безопасность сплава за счет опыта и знания русла реки. Все определяющие и предопределяющие препятствия я бы отнес к разряду потенциально опасных. На Теберде- это участки разбоев реки,притопленная газовая труба ниже Нижней Теберды. На реке Кубань это техногенный фактор, который мы не заметили из-за достаточного уровня воды. На реке Большой Зеленчук торчащие деревья от берегов с прижимами к ним.
В Домбае осуществили подъем на первой очереди канатной дороги на высоту 2300метров для осмотра горных пейзажей. На реке Б.Зеленчук возможно заехать в астрофизическую обсерваторию.
Сплав осуществлялся на трех катамаранах четверках и двух двойках: 2шт К4-2— катамаран «Фокс-400» производства «Рафтсервис» в штатной комплектации с дополнительными центральными наплывами. Имел по два независимых внутренних поддува на одну сторону баллона. Рама дюралевая Д16Т, разных размеров трубы, четыре продолины с выжимными трубами плюс четыре поперечин. Диаметр наружный от 40мм, стенка трубы от 1.5мм. Ширина рамы 200см. Наружняя оболочка – теза. Внутренний баллон — «1542».Обьем 2.0м3..К2-1 Белрафт монобалонник. Рама из полипропиленовых труб ситемы Сумарокова Ивана.К4-3 Белрафт четверка в штатной комплектации.К2-2 Двойка Рафтмастер FOX 2T в штатной комплектации.На катамаран имелось по два запасных весла и одна морковки. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. У группы имелся комплект медикаментов и необходимый ремонтный набор.
Ремнабор
ИТОГО 2,5 кг
Питание на маршруте можно разделить на питание в дороге и собственно в походе. Обеспечение питания в поезде по мере желания: с собой брали вареные яйца, отварной картофель. Бутерброды с колбасой. Копченые куриные грудки и бедра на каждого человека. Старались делать равные промежутки между приемами пищи. В походе питание строилось по отлаженному принципу: завтрак, перекус, ужин. Завтрак- молочная каша ( пшено или рис),яичница, кофе, сыр, хлеб, сгущенка, печенье. Перекус-вода, шоколад, хичины, с/к колбаса, чай, печенье. Ужин- гречка или макароны с тушенкой, шашлык, салатики, чай, сгущенка, плов, печенье. Специальной подготовки продукты не требовали. Однако вся транспортировка припасов проводилась в пластиковых пищевых бочках. Приготовление пищи было больше коллективным, чем по дежурствам. В населенных пунктах проводилась дозакупка хлеба, мяса. Раскладка рассчитывалась на 7 дней похода. Приготовлением завтрака начинали заниматься первые проснувшиеся, ужином занимались те кто грелся у костра, шашлык и плов готовили специально обученные люди.
Дорога | День | Ночь | Сплав | Вспомогательные |
---|---|---|---|---|
Шлепки | Шлепки или кроссовки | Комплект термобелья | Пендюра | Рулон т/б |
Носки | Носки Х\Б | Комплект термобелья | Кеды | КЛМН |
Шорты или трико | Костюм туристич | Шерстяные носки | Защита и спасжилет | Спички |
Толстовка | Штаны Х\Б | Коврик | Шлем | Мыло, щетка, паста |
Трусы | Майка Х/Б | Спальник | Термобелье на тело | Фонарик налобный |
Дождевик | Трусы | Плавки | Рюкзак | |
Куртка теплая | Весло | 1-2 гермы( запас) |
№ | Статьи расходов | На одного туриста |
---|---|---|
1 | Билеты на поезд Рязань- Невинномысск-Рязань | 6000 |
2 | Багажные билеты Рязань- Невинномысск-Рязань | 500 |
3 | Трансфер Невинномысск-Домбай-Карачаевск-Карт Джурт-Карачаевск-Архыз-Ниж.Архыз-Рожкао-Невинномысск | 7000 |
5 | Подьемники Домбай и термальные источники | 2000 |
6 | Питание маршрут и прочие вкусняшки | 4500 |
8 | Прочие расходы | 1000 |
10 | ИТОГО | 21000 |
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности