Второй год для прохождения маршрута наш руководитель Таболин Сергей выбирает время конца весеннего паводка. Но если в прошлом году при прохождении р.Чарын нас во многом спасла платина сброс с которой происходит через трубу, а значит и расход в реке ограничен диаметром этой трубы, то в этом году нам пришлось не сладко. Но обо всем по порядку.
Первой рекой связки была выбрана классическая пятерка р.Чонг-Кемин. Уже на заброске местные гиды, катающие на рафтах по низовью реки коммерческие группы (в основном американцев) сообщили, что вода очень большая и нам придется туго. Вода была не просто большая, а паводковая. Каждый день шел дождь, и снег в горах до конца не стаял.
Первая река была выбрана попроще для раскатки экипажей, но раскатываться нам было не где. В первый же день после 10 минут сплава мы подошли к порогу «Габарит». По нашей воде мощный порог со сложной линией движения и габаритными проходами (Фото 1-2).
Отдельные ступени слились в единый порог, который можно оценить в 6 С. (Фото 3-4)
Первый экипаж достаточно успешно прошел порог. Помогло то, что в экипажах не поменялся состав участников относительно прошлого года, но нельзя сказать, что удалось избежать ошибок. К примеру, не габаритные ворота планировалось проходить левой гондолой по плите, а получилось правой по камню (фото 2). Второй экипаж тоже успешно справился с прохождением, но здорово разодрал левую (совершенно новую) гондолу.
Вот так в первом же серьезном пороге «обновили» шкуру. Ремонт занял достаточно продолжительное время, и концовку сплава в этот день пришлось проводить в режиме цейтнота, так как необходимо было дойти до моста, где ждала машина сопровождения с вещами. На протяжении всего 4-ог каньона в нашу воду идут препятствия не ниже 5 к.с. так что расслабляться река не позволила и первый день сплава получился даже перенасыщен как впечатлениями, так и по физической нагрузке.
Хочется сделать маленькое отступление и пояснить организацию похода. В настоящее время все больше групп при подготовке маршрута стали пользоваться услугами туристических фирм находящихся в этом регионе. Так поступили и мы. В аэропорту нас встретил комфортабельный микроавтобус, который сопровождал нас при сплаве по Чонг-Кемину и М.Нарыну. По Б.Нарыну сквозного проезда нет, поэтому после заброски автобус вернулся в Бишкек и приехал в назначенное время в условленное место. Помимо организации автотранспорта туристическая фирма взяла на себя проблемы с оформлением разрешения на въезд в погранзону и в заповедники. В целом более комфортных условий сплава я даже не припомню. Большую часть маршрута мы прошли на разгруженных катамаранах, при переездах на новую реку заезжали на Иссык-Куль, где останавливались в полупустых санаториях и принимали радоновые ванны, здорово заживляющие незначительные раны и царапины, неминуемо возникающие в процессе осмотра препятствий и сплава.
Возвращаясь к описанию сплава, необходимо вернуться к погоде. Водникам не пристало жаловаться на погоду и сегодня, изнывая, от жары в 40оС, понимаешь, что нам с погодой повезло. Каждый день обязательно был дождь. Погода менялась через каждые 5 минут. С утра, как правило, выглядывало солнышко, к обеду дул сильный ветер с дождем, к вечеру все успокаивалось. В целом достаточно комфортные условия для сплава. Уровень воды при этом постоянно продолжал расти.
Во второй день сплава мы прошли 5-ый каньон с порогом «Дюресу» (фото 5-6) и первый порог 6-го каньона «Каменоломня» (фото 6-8).
Мощь реки продолжала расти с каждым километром, превращая поток в сплошное препятствие на уровне 5В – 5С.
Именные пороги тоже росли в сложности. Если «Дюрсу» не тянул больше 6А, то «Каменоломня» уже оценивался нами не ниже 6В.
После прохождения «Каменоломни» была проведена глубокая разведка. Стало ясно, что пороги «Ералаш», «Мельница» и «Баня» придется проходить сразу без промежуточных чалок, по причине того, что кроме аварийных (забиться в камни или в колючий кустарник) других просто нет. Река превратилась в сплошной бурлящий поток. Прохождение было перенесено на следующий день.
Утром выставили страховку и фотосъемку, поставили чальщика, если понадобится аварийная чалка после «Ералаша». Связка трех порогов это уже 6С.
«Ералаш» сам по себе в нашу воду тянет на 6С. Очень мощный порог с сильным сужением и мощными сливами. Очень красивый порог(Фото 10-16). Связка проходится больше 10 минут, и почти нет времени для отдыха между порогами, а работать приходится на пределе физических сил.
Первый катамаран успешно выдержал намеченную линию движения и зачалился перед порогом «Ворота». Поменялись местами на страховке и съемке. Второй катамаран успешно прошел «Ералаш» и «Мельницу», но на «Баню» у них не хватило физических сил, и они собрали ряд камне (фото 17), в итоге снова порвали теперь правую гондолу и с большим трудом зачалились только в середине порога «Ворота».
Ремонт опять занял более пяти часов (фото 18), и в этот день не считая
порог «Ворота» мы уже ничего серьезного не шли.
На следующий день было намечено прохождение порога «Повицкого» и 7 каньона. Порог «Павицкого» принципиально не отличается от предыдущих по характеру препятствий. На вид он даже проще, но на практике оказался достаточно коварным. При прохождении порога у меня в камнях застряло весло, и кульминацию порога экипаж работал втроем. Сняв запаску, я присоединился к работе экипажа. Основную часть порога мы прошли кормой, вперед выглядывая весло. Наши старания были вознаграждены и в конце порога мы благополучно выловили свое весло. Второй экипаж обошелся без
приключений.
7 каньон.
Порог «Зеленый». Безусловно, это самое эффектное препятствие на Чонг-Кемине, хотя в нашу воду, вероятно, не самое сложное. Линия движения достаточно проста – все по основной струе и лишь во второй части порога после трека необходимо уйти вправо и просочится через полуобливные камни. Нет, конечно же, порог не перестал быть опасным, и любая ошибка или даже промедление в выполнении технических приемов может привести к серьезнейшим последствиям, но в целом это просто 6С без всяких плюсов (хотя поначалу производит ошеломляющее впечатление).
Мы сделали разведку, расчистили себе проход под правым берегом (лежало бревно), съездили в конец каньона в поисках чалок . По возвращению в лагерь нас ждал настоящий ураганный ветер с дождем и не став ужинать мы легли спать. Как говориться «утро вечера мудренее».
Наутро наш руководитель предложил отказаться от прохождения порога и начинать разборку судов для переезда на М.Нарын. Предложение было неожиданным, но обсуждение коротким. Аргументы против прохождения:
1.Отсутствие нормальных чалок. На протяжении 4- 5 км. за порогом есть только две мало-мальски приемлемых чалки которые можно выполнить только на исправном судне с рабочим экипажем.
2.Вероятность повреждения судна в пороге «Зеленый» очень велика, так как оптимальная линия движения лежит через полуобливные камни правого берега.
3.За порогом «Зеленый» еще два порога не ниже 6А-6В
категории сложности.
4.По протяженности эта связка длиннее связки «Ералаш»-«Мельница»-«Баня», а значит на нее также может не хватить сил.
5.Река Чон-Кемин выбрана для раскатки экипажей. Впереди
еще две реки и нет смысла рисковать катамаранами.
Единственным аргументом за прохождение могли стать не здоровые амбиции по поводу не пройденного препятствия. При опросе ни кто не выразил непреодолимой жажды обязательно пройти порог «Зеленый». Поэтому обошлись без голосования.
В связи со всем вышеперечисленным возникла теоретическая дискуссия: «Прохождение реки в паводок это всего лишь прохождение реки с большим расходом воды». Я не согласился с этим постулатом. Дело не в увеличенном расходе воды, дело в том, что паводок длится очень короткое время и река не успевает проработать русло по этому уровню воды. Отсюда неминуемые проблемы с отсутствием нормальных чалок и организацией страховки. К тому же в основном потоке оказываются камни с острыми краями, так как вода их не успевает обточить за время кратковременного паводка. Это дополнительные трудности и неминуемый ремонт судов. Как видите масса дополнительных проблем не связанных с чисто техническим усложнением маршрута. И если вы хотите почувствовать мощь реки с расходом в 150-200 кубов, то лучше найти реку, где эти кубики являются средне сезонным расходом, а не подгадывать паводковые дни. Если Вы со мной не согласны я готов это обсудить на «taganok.ru».
На этом приключения на Чонг-Кемине закончились, и мы поехали на М.Нарын.
р.Джилусу-р.Болгарт-р.Мал.Нарын
Эта часть маршрута мне была уже знакома. Двадцать лет назад я руководил группой успешно прошедшей этот маршрут по малой воде. За 20 лет много что изменилось. Заброску пришлось делать не через перевал Б…. , а заезжать с низу. Добраться удалось только до горячих сероводородных источников Джилусу (фото 23). Не доезжая 300 метров, дорогу размыла сель, и восстанавливать ее ни кто не собирается. На источники нам приходилось ходить вброд.
В р.Джилусу воды оказалось очень много. Явно шел паводок. Расход около 50 куб. м. в сек. Характер препятствий – мощные шиверы валы 5 к.с. ( Фото 24). После слияния с р.Бурхан река носит название Болгарт, а после слияния с р.Арчалы собственно и начинается Малый Нарын.
От Джилусу до Верхнего каньона на М.Нарыне мы скатились за один день. Столь стремительное начало было обусловлено тем, что нам надоело постоянно сидеть в облаке, пока проходил стапель. Начало сплава было на отметке около 3 000 м.
Верхний каньона уже где-то 2700м.
Здесь появляются первые кустарники и деревья. Расход реки уже не менее 100 кубов.В техническом отношении Верхний каньон не тянут выше 5 к.с. (Фото 25-26) , зато Мини каньон в нашу воду можно смело назвать изюминкой.
Нижний каньон — на котором расположены определяющие препятствия М.Нарына : «Мини-каньон» и каньон «Недоступный»
«Мини-каньон» — Длина 1,5 км, средний уклон 15м/км, 7 ступеней. Проходили в два этапа, сперва с первой по пятую ступени (фото 27-31) с ночевкой на правой полке перед шестой ступенью, затем шестую и седьмую ступени. Мини-каньон очень живописное место здесь можно устроить хорошую дневку. С технической точки зрения пороги можно оценить на 6В-6С. Особенно понравилась пятая ступень.
После выхода из Мини-каньона идет практически сплошная, мощная шивера с обилием обливных камней.
Каньон «Недоступный»
Общая длина около 3 км.
Описать данное препятствие почти невозможно. Первоначально кажется, что кульминация каньона прямо перед глазами (сразу после автомобильного моста). В малую воду (возможно и в среднюю) так оно и есть. Двадцать лет назад, когда мы принимали решение о возможности прохождения каньона хотя бы одним катамараном,
это место было самым проблемным. Нет, конечно, и другие участки каньона были сложны, но это место (мы его прозвали «Золотым руном») было смертельно опасно и технически очень сложно. Необходимо было пройти 3-х метровый слив, тормознуться в конце его и оседлав косую бочку сделать по ней кормовой траверс от правого берега к левому. Такие номера иногда устраивали постановщики трасс на соревнованиях по ТВТ ранга Чемпионата СССР то на них всегда нападали участники, считая, что подобного в условиях реального похода быть не может. А тут единственно возможный вариант прохождения. Если тебе не удастся тормознуться, то придется проходить справа от огромного обломка скалы в русле и неминуемо тебя затащит в ферму моста, валяющуюся вдоль правого берега в основном потоке.
Если ты упустишь угол в бочке, то это чревато переворотом и результат будет тот же, только в металлоконструкцию ты полетишь уже не на катамаране, а самосплавом. Не удивительно, что группа «Союз» под руководством Папуша (в то время государственного тренера сборной СССР по слалому) которая шла параллельно с нами, отказалась от прохождения и обнесла катамараны. Двадцать лет назад мы сделали то, что задумали на спортивном катамаране моей конструкции — «Арго». (Позже на этом катамаране мы выиграли последний чемпионат СССР по ТВТ). Двадцать лет назад мы сделали «Недоступный» и все эти годы я гордился тем прохождением.
С трепетом в сердце я подходил к заветным местам. То, что я увидел, в корне отличалось от рисунка порога по малой воде. Теперь было ясно, что идти надо максимально правее, стараясь уйти от пенного котла находящегося там, где был (да и сейчас должен быть) обломок скалы.
Сделав глубокую разведку и поставив фотосъемку, наш катамаран отправился на прохождение. Первая ступень находится достаточно далеко от автомобильного моста и не производит впечатления (особенно после виденного за мостом). Реку перегораживает мощная бочка от одного берега до другого. По краям просматриваются выносные языки. Так как заранее мы не договорились, к какому берегу ближе проходим, наш катамаран со всего размаху плюхнулись по центру. Нас тут же тормознуло и поставило лагом под слив. Правый борт вывесился насколько позволял рост, пытаясь поймать поддонную струю и создавая противовес левому борту, на который обрушился поток.
К счастью это продолжалось недолго 3-4 секунды, и кат нехотя пополз из бочки.
Сама по себе ситуация – рабочая, но встряхнула она нас основательно. Если эта на вид ничем не примечательная бочка так тряхнула катамаран то, что же ждет нас дальше там где даже смотреть на поток страшно? Следующая ступень называется «Швейная машинка». Это название придумано 20 лет назад. Ступень тогда состояла из серии пульсирующих бочек с узостью в 2,5-3 метра на выходе названную «игольным ушком». Сейчас в игольном ушке было значительно шире, но бурлил котел (на вид проносной) (фото 33-35).
При осмотре мнения разделились: я предлагал уйти вправо и бить котел по основной струе, адмирал вежливо обратил наше внимание, что перед сужением идет правый поворот и вся струя выносит налево, поэтому жмемся влево входим в береговую тень и давим котел слева. Я попытался убедить всех, что как только носы попадут в тень нас тут же развернет и полетим в котел кормой, но . . . Так собственно и вышло.
Последовала команда «влево», носами мы зацепили камень у левого берега, развернулись и благополучно из тени задавили котел даже не тормознувшись в нем, но кормой. Дальше все полетело с удвоенной скоростью. «Руно» мы отработали, как хотели, однако, нас все равно сбросило в самый котел, но так как инерция была набрана хорошая, мы в нем не задержались (фото 36-41).
Слегка переведя дух на прямом участке, нам открылась истина, что то, что было на вид кульминацией на самом деле рядовой участок каньона «Недоступный». Поток набрал мощь и все 150 кубических метров секунду зажатые отвесными скалами начали с бешеной скоростью налетать то на левый утес то на правый образовывая не просто прижимы, а 2-3,5 метровые сливы за ними с хорошими бочками и огромными блуждающими грибами на прямых участках.
Река бесновалась, пытаясь размазать катамаран по стенам. Когда же скалы сошлись до узкого коридора в 8 метров, стало совсем тяжко. Не было ни секунды на раздумье, приходилось работать на пределе сил, только успевая доворачивать катамаран в сливы на выходах из прижимов. (фото 42-44)
В одном месте нам не хватило буквально одного гребка, и пришлось пропихивать правый баллон по прижиму, отталкиваясь руками от скалы (благо всего 1,5-2 метра). Левый баллон даже не успело подтопить, но задний горб на правом баллоне все, же был поврежден.
Суммарно от старта до финиша сплав занял порядка 17 минут. Из них больше 10 минут не просто сплава, а работы года от каждого твоего движения зависит твоя жизнь и жизнь товарищей. Измочаленные, но счастливые мы причалили в намеченном месте. Потери были минимальны: пробит кормовой горб и сорвало весло (запаску), половина лопасти моего весла было завернуто в трубочку. Мы были счастливы, но нам предстояло еще переживать за второй экипаж. Когда мы им сообщили, что «Золотое руно» не кульминация каньона, а так рядовой участок глаза их сильно расширились то ли от удивления то ли от адреналина, но мне кажется, они нам до конца не поверили. Мы предостерегли их по поводу верхней бочки и посоветовали проходить справа. Так же я посоветовал им не экспериментировать и «игольное ушко» тоже идти справа. Объяснили и про сужение и про то, что нужно главное держать носы и экономить силы.
Второй катамаран успешно прошел верхнюю часть по правой стороне. В руне они даже переработали, и их развернуло кормой вперед, зато они почти ушли от котла. (фото 45-47)
Ну а что было дальше можно судить только с их слов. Им так же не удалось уйти от прижима, в котором мы пробили горб, но вышли они из него без потерь. А на самом выходе из каньона они сели на камень и явно не спешили с него сниматься, Наверное, им очень не хотелось расставаться с «Недоступным» и не верилось, что все уже позади.
Потом мы долго еще обсуждали этот красивый каньон и пришли к выводу, что чтобы ни случилось, но всю оставшуюся жизнь мы будем гордиться этим прохождением, как альпинисты гордятся взятием Эвереста. Но мне бы не хотелось, чтобы кто-то решил повторить прохождение «Недоступного» по такой большой воде. Это запредельный сплав и нам очень повезло, что все остались живы.
А впереди нас ждал Большой Нарын.
Продолжение следует.
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности