Центральная (Средняя) Азия

Никитин Георгий, Пиковая дама, часть 1.

Георгий Никитин

 

Часть I. Река Кекемерен – «Дама червей».

Речь в данной статье пойдет не об игральных картах, а скорее о картах топографических — кроках, лоциях, описаниях, без которых, не обходится ни один серьезный поход, и о превратностях судьбы туриста — водника, пытающегося открыть что-то новое для себя и своих собратьев.

Когда группой уже пройдены все основные реки в постсоветском пространстве, а денег на посещение Перу не хватает, хочется сделать что-нибудь такое, чем можно было потом по праву гордиться.

На «Майнак» (р.Чарын, Казахстан) в третий раз уже не сходить, так как воду там направили в обводной канал к построенной ГЭС. На Ингури (Грузия), идти в третий раз – плохой тон (были в прошлом году). Значит нужно придумать что-то совсем новое. И вот «адмирал» (руководитель нашей группы) Сергей Таболин – заслуженный мастер туризма, заслуженный путешественник России, решил вернуться к идее: в одном походе собрать ожерелье из нескольких рек Киргизии с разным характером, расходом и типом препятствий, причем, сделать это при пиковом уровне воды.

Для «раскатки» был выбран хорошо нам знакомый Кёкёмерен. Мы уже сплавлялись по этой реке, как в большую воду 2012 года, так и в среднюю — в 2014 году

 И вот 21 июня 2019 года, мы в гостеприимном Бишкеке, чтобы доказать, в первую очередь себе, что «есть еще порох в пороховницах и ягоды в ягодицах», и нас рано списывать в тираж.

Кыргызстан встретил нас жарой, восточным базаром и радушием нашего старого друга -Равиля Темиргалиева, неизменно участвующего в организации всех наших путешествий.  Благодаря его активности, приземлившись утром в Манасе, мы, уже к вечеру первого дня, оказались в верховьях Реки.

Разгружая катамараны и ставя палатки, «народ» любовался видами заснеженных вершин.

Красота, окружившая нас, пьянила…, хотя и будила мысль, что легкой воды нам не видать. Снежники таяли на глазах под жарким солнцем, привезённым нами из Бишкека. Местные жители рассказали, что весна в этом году была холодной, и тепло стало только во второй половине июня, вместе с нашим появлением.

Весь следующий день посвятили стапелю.

Сборка катамаранов дело весьма утомительное, особенно на жаре, под палящим солнцем. Наши суда достаточно уникальны – это многосекционные конструкции с усиленными рамами. Их спортивные обводы в сочетании с 7-кубовым объёмом обеспечивают высокую управляемость даже в сверхсложной воде, но требуют значительных затрат времени на сборку.

Вот наши «коньки-горбунки» застыли в парадном строю на берегу, и мы идём на разведку…

Нет, шока не было, хотя то, что мы увидели, не укладывалось в рамки реки для «раскатки». Знакомые пороги слились в одно цельное препятствие, без каких-либо плесов и суводей. Там, где когда-то стояли камни, за которыми находились «тени», сейчас кипели «котлы». Первое место, пригодное для сложной чалки, нашлось только после третьего номерного препятствия. Поэтому, во избежание неожиданностей, группа осмотрела связку ещё трёх порогов, каждый из которых, в условиях нашего уровня воды, классифицировался не иначе, как «шестёрка». Участок для «железной» швартовки мы обнаружили лишь после препятствия «Ихтиозавр». Ниже порога «Мост» зачаливание было возможно, но проблемно, тем более после 2-х «шестёрочных» связок.

Работа стала понятной, и «адмиральский» экипаж пошел готовиться к старту…

Хочется сказать, что тактика прохождения препятствий в нашей группе сложилась давно и редко меняется: если пороги требуют осмотра и страховки, то второй экипаж, после выработки линии движения, обеспечивает безопасность и фото-видеосъёмку прохождения флагмана. Затем команды меняются местами. Так было и в этот раз.

«Адмиральское» судно отдало швартовы…

Первые же метры штурма стартовой связки показали, что «раскатки» как раз и не хватает. Движения «мужиков» были какими-то порывистыми, подчас судорожными, им не хватало плавности и веры в то, что они делают. Делали они все правильно, но не хватало какой-то завершённости в последней фазе движений несмотря на то, что экипаж был схоженный. В прошлом году, в этом же составе им были пройдены Цхенискали и Ингури (Грузия), а тут… явно чуть-чуть не дорабатывал. Нет, линию движения они выдерживали, и паники на судне не было. Просто не хватало легкости и уверенности присущей первому номеру.

В середине второго порога лоцман осознанно «посадил» катамаран на обливной камень, чтобы дать остальным время очухаться, перевести дух.

Оставшуюся часть до намеченной чалки ребята шли уже уверенно, несмотря на то что после первого слива порога №3 судно попало в жуткий «котел» и на несколько секунд полностью скрылось в пене. По счастью из «котла» их, совсем ошалевших, выбросило к левому берегу, куда, собственно, они и должны были попасть. Чалку экипаж провел успешно и пришел менять нас на страховке.

Вторым идти всегда легче, ты уже видел, что река делает с катамараном, и понятно, что при этом надо делать тебе, чтобы выполнить намеченную линию движения, но начинать сплав с шестерочного порога, да еще столь протяженного (состоящего из 3-х порогов) всегда волнительно и сложно.

Отчалили от берега…

«Прощай земля, в добрый путь…». Река все время старается сбить катамаран в самый центр, противясь тому, что наша линия движения намечена под левым берегом.

С большим трудом цепляя края мощных «бочек», смещаемся влево. Первый порог пролетел на одном вздохе, не успев очухаться, вваливаемся во второй…

На берегу какая-то толпа обезумевших немцев с фотоаппаратами высыпала из автобуса.

Краем глаза вижу, что под левым кормовым гребцом рассыпалась посадка, он хоть и не вываливается за борт, но работать в полную силу не может. Решаю тоже посадить кат на камень… Удачно… Сидим. Но в середине реки заниматься ремонтом практически невозможно, поэтому передохнув 2-3 минуты, снимаемся и идем дальше.

Нижнюю часть связки порогов мы прошли отлично. После остановки на камне появилось спокойствие и уверенность в своих действиях. И тут же река нанесла ответный удар: при прохождении водопадного слива порога №3 мы не удержались на основной струе и завязли в пенном котле под правым берегом.

Ничего криминального, просто всё судно вместе с гребцами ушло в пену. Ощущения будто нырнули в джакузи. Разворот-телемарк и выходим на траверс к намеченной чалке. И вроде все спокойно и все классно, кат скользит, как мне показалось, даже слишком быстро к берегу, но… в последний момент, будто кто-то схватил его за корму и потянул опять на середину реки.

Это была моя ошибка – ошибка капитана. Я забыл, что на протяжении всего отрезка от берега постоянно идут косые «бочки». Вот в одну из них мы и попали, а так как угол атаки стоял на траверс, она нас остановила и моментально сместила на середину реки. Попасть в намеченное место чалки уже не представлялось возможным, но мы продолжали выполнять траверс потока, и это была наша вторая ошибка, потому что история повторялась через каждые 20÷30 метров…

Пройдя кормой вперед весь 4-ый порог и выскочив к бетонному мосту через реку, нам стало понятно, что пристать до него к берегу мы уже не успеваем. Нам ничего не оставалось, как направить нос судна в сторону следующего препятствия, благо, что реку просмотрели заранее.

Теперь нашей главой задачей было успеть зачалиться до порога «Лестница»…

Пока мы проходили порог №4, наши товарищи с первого катамарана успели занять места на страховке ниже пятого и шестого препятствий.

Первое пригодное для чалки место после порога «Мост» мы не смогли использовать. Катамаран подошел к правому берегу значительно ниже страховщиков, суводи не было, зато струя была не очень быстрой, и оставался шанс попытаться зафиксировать «чальный конец» за дерево, или за камень. Однако, выдернуть его из креплений, сразу не удалось, а без него, в таком потоке, одному человеку удержать катамаран не представлялось возможным. Пришлось пройти еще и порог «Динозавр», после чего — забиться под нависающие деревья, где нас ждали страхующие.

Для первого дня впечатлений хватало с головой. Все устали и дальнейший сплав было решено отложить на завтра, чтобы вечером спокойно оценить результаты сделанного и внести необходимые коррективы в будущие действия.

Спать легли рано…

Утро встретило нас солнышком. На небе ни облачка. Опять жара…

В соответствии с результатами вечерних посиделок, активную часть сегодняшней программы должно было открыть соло экипажа «адмиральского» судна. Ему предстояло сначала пройти связку препятствий 4 и 5(«Мост») и зачалиться там, где пытались зачалиться мы, а затем, передохнув, преодолеть, уже пройденный нами, порог «Динозавр» и пришвартоваться рядом с нашим катамараном. Мы же должны были обеспечивали фото и страховку.

И вот флагман отвалил от берега. Струя подхватила его и понесла. Вал, «бочка»… Правый носовой гребец чуть не выпал с катамарана, его весло ушло под баллон. Чтобы не нырнуть вслед за веслом, носовому пришлось его отпустить (вёселко, потом мы выловили на отмели, но это было уже через несколько дней). Пока гребец возвращался на рабочее место, пока отвязывал запасное весло, экипаж мужественно боролся с порогом втроем, что было очень не просто.

К препятствию «Мост» судно подошло не вдоль правого берега как мы, а вдоль левого, и порог им пришлось идти по самому центру, через мощные «бочки». Команда справилась с возникшей задачей без потерь, после чего… стала отрабатывать на чалку.

Я уже писал, что удержать катамаран на жёсткой струе в намеченном месте зачаливания одному человеку практически невозможно, но, вероятно, у «первого экиажа» был на это другой взгляд. Левый носовой спрыгнул в воду у берега и попытался пришвартовать судно. Ему это почти удалось, но «почти» не считается. Если бы он стоял на берегу и принимал подходящий катамаран то, вероятно, все бы получилось, но он спрыгнул с идущего ката и не успел погасить инерцию движения. Судно, замедлившись, пошло дальше, а он остался у берега. Экипаж благополучно зачалился втроем примерно в 70 метрах ниже…

Страховка сматывала спасконцы, убирала оптику. Автобус собирал членов второго экипажа, расставленных от 4-го порога до выхода из «Динозавра». Когда мы подъехали к месту чалки, то увидели там только трёх человек из команды флагмана…

Кирилла нигде не было…

Первым делом, пробежались до того места, где он остался в метре от берега — никого… Прошли вверх и вниз по течению, покричали — тоже никого… Затем спустились вниз к нашему катамарану, где на страховке все еще стоял Дима — тот же результат. Мимо страховщика никто не проплывал…

Поиски были расширены. Мы обследовали порог «Лестница» и берег на 500 метров ниже. Следов Кирилла не было. Разделились. Часть группы продолжила поиск от порога «Лестница» вверх к катамаранам, а часть села в автобус, просмотрела отснятые материалы (которые не позволили разъяснить ситуацию) и поехала вниз вдоль реки. Дорога шла у самого берега, и река хорошо просматривалась. Проехав около семи километров, решили вернуться к месту зачаливания, где снова объединились.

Тем временем прошло более трех часов с момента, как пропал Кирилл. Решено было обратиться к официальным службам. Для этого пришлось проехать вверх по реке в район стапеля, где была устойчивая телефонная связь. Телефонного звонка для вызова помощи оказалось недостаточно, пришлось ехать в районный центр (около 10 км) и писать заявление. Оттуда же — позвонили в ЦМКК и жене Кирилла во Владивосток. Все недоумевали: что могло произойти? Кирилл был меньше чем в метре от берега, на относительно спокойной воде. Даже если бы он поскользнулся и попал в поток, то неминуемо должен был проплыть и мимо катамарана, и мимо стоявшего на страховке Дмитрия. Если он выскочил на дорогу и попал под колеса грузовика с углем (машины действительно носятся здесь, как будто это автобан, а не горная дорога), но тогда где тело, или хотя бы следы торможения? В общем, вопросов было много, и мысли рисовали самые неправдоподобные варианты…

Вернувшись к катамаранам, мы решили снова разделиться: кому-то досталось ставить лагерь и дожидаться представителей МЧС, чтобы договориться о координации дальнейших поисков, ну а счастливчикам, предстояло отправиться вниз по течению реки: опрашивать всех рыбаков, пастухов и местных жителей обо всем, что могло бы пролить свет на сложившуюся ситуацию. К ним присоединился и местный участковый. Почему счастливчики? Да потому, что они раньше всех увидели живого и здорового Кирилла…

Теперь рассказываю ситуацию со слов Кирилла: «Выскочил я на берег, смотрю, никого нет. Решил, что все уже погрузились в автобус и поехали догонять катамаран. Вначале я бежал, а катамарана все не было видно. Потом устал и пошел быстрым шагом. Когда через три часа я понял, что катамаран мне не догнать, то остановился. Переведя дух, пришел к выводу, что надо возвращаться обратно ко второму судну, все равно группа должна будет рано или поздно у него собраться» …

Вполне зрелые рассуждения человека, который днем раньше именно так организовывал страховку нашего экипажа. Только по горячности своей (или из-за чувства вины – что не смог удержать катамаран у берега, и теперь его команда находится в критической ситуации) он забыл о том, что вчера: он все время находился около машины, а сегодня автобус остался собирать страховку, расставленную более чем на километровом участке, и никак не мог проехать мимо за одну минуту, которая была потрачена на выход к дороге. Я уверен, что он даже не оглянулся, потому что все мысли его были там: с уплывшим экипажем….

Очень часто гиперответственность за своих товарищей и чувство вины мешают нам в сложных ситуациях принимать правильные решения. Что Кириллу сказала по телефону его жена, могу только догадываться, но очень надеюсь, что этот инцидент не разрушил их любовь и «Мужику» не придется выбирать между семьей и походами…

Дальнейшие события этого дня описывать не буду, так как радость встречи померкла в процедурах с официальными лицами: объяснительные в полиции и МЧС; посещения районного центра и т.д. Хочу лишь поведать историю, которую рассказал парням за чашкой чая после ужина в этот нелегкий день:

«Происходило это со мной на заре моей довольно успешной карьеры туриста-водника, когда я, будучи студентом ВУЗа, пошел в свою первую «пятёрку» на двухместной байдарке. Как самого молодого меня взял в экипаж «адмирал» – человек на вид суровый и молчаливый. Уже в самом начале похода, после достаточно изнурительной пешки через два перевала (стартовый вес был около 50 кг) и первого дня сплава, я, расправив крылышки, почувствовал себя крутым туристом-водником, за что сразу же был наказан….

Наутро, собравшись почти вовремя, (я всегда в группах собираюсь одним из последних) подгоняемый укоряющим взглядом руководителя, я привязал свой мешок к кильсону байдарки и, убедившись, что опять последний, поспешно уселся в лодку, натянув юбку.

Моя поспешность сыграла надо мной злую шутку. Я забыл свой фотоаппарат около потушенного костра. Обнаружилось это довольно скоро.

Через полчаса сплава мы пристали размять ноги и сделать красивые снимки Саянской природы. Вот тут-то… Оказаться без фотоаппарата вначале похода не хотелось, и «адмирал» послал меня по берегу исправлять свою ошибку. Подняться бегом по тропе к месту стоянки для меня не составило труда. На всё ушло минут сорок. Фотоаппарат висел у кострища, и я, радостный, побежал назад.

Когда через полтора часа я оказался вначале своего пути, а на берегу не оказалось ни души, я решил, что адмирал меня наказал и стал сплавляться один. Мне ничего не оставалось, как продолжить свой бег дальше вниз по реке.

На пути попался довольно мощный приток, на берегу которого снова никого не было. Пришлось бродить и бежать дальше. Еще через час меня догнал грузовик с людьми, возвращавшимися с сенокоса. Меня подобрали, и я радостно забрался в кузов, с которого река просматривалась как на ладони.

Дорога была проселочной, поэтому ехали мы не очень быстро, да плюс еще несколько бродов. И вот машина, наконец, нагнала наш катамаран. Ребята пристали к берегу, и увидев меня, очень удивились, ведь «адмирал» со вторым байдарочным экипажем остался меня ждать там, где мы расстались…

Я снова побежал, теперь вверх по реке. Бежал долго. Тяжело форсировал притоки (течение сбивало с ног). И снова бежал… Я спустился вниз по реке более чем на 20 километров, и теперь мне надо было вернуться назад…

Солнце уже катилось к закату, когда я снова очутился на том месте, где мы утром расстались с руководителем. Вокруг всё было тихо, никаких признаков присутствия людей. Я сильно устал и обессиленный опустился на землю. Скорее от отчаянья, чем преднамеренно, я закричал, зовя по имени товарищей, которые должны были меня ждать. На мое удивление из кустов на ближайшем острове появилась голова «адмирала», и он спросил: «А что так долго?…»

К счастью, у меня не было сил в красках объяснить, что это я так долго…

Потом, долгие годы, я не мог понять, почему «адмиралу» захотелось ждать меня на острове за кустами. Я списал тогда все это на непрофессионализм руководителя, но случай с Кириллом заставил снова задуматься, а был ли я сам тогда прав, подумав, что группа могла уйти, оставив меня одного…»

Почему я сейчас решил об этом написать? Наверное потому, что нужно верить в своих товарищей и знать, что они никогда вас не оставят, тогда и подобных ошибок не будет. А иначе — незачем ходить в походы…

Ну, да ладно, вернусь к рассказу о Кёкёмерене…

На следующий день началась нормальная работа на реке. Напряженность ушла, как будто её и не было. Появилась уверенность в себе и своих силах. «Акклиматизация» завершилась.

Как обычно день открыл «адмиральский» экипаж. Мы страховали. Все шло как по нотам. «Первый номер» без проблем проехал по основным сливам порога «Динозавр» и зачалился рядом с нашим катом.

На очереди был порог «Лестница»…

На мой взгляд, это самое технически насыщенное препятствие на Кёкёмерене. А по той воде, по которой нам предстояло его идти, его смело можно было отнести к суперпорогам или, как пишут в отчетах — «6С+». «Адмиральское» судно на входе в него швыряло так, что команде оставалось только держаться, чтобы не вылететь из посадок. Потом они выровнялись и нижнюю часть препятствия прошли достойно.

При планировании своего прохождения мне внутренне, как-то сразу, очень захотелось занять «правостороннюю стойку», чтобы избежать той мясорубки, в которую попал первый экипаж.

Я обсудил это со своей командой, и было решено, во что бы то ни стало держаться у правого берега. За что и поплатились…

Сначала мы попали в ловушку из трех камней… На заходе в порог, обходя обливную глыбу, мы уткнулись в две плиты, перегородившие четверть русла. Прохода не было ни справа, ни между ними. Конечно, была возможность выброситься на них, и перетащить катамаран по камням, но делать это совсем не хотелось. Подпор воды позволял осмотреться и спокойно найти другое решение. Выполняя реверсивные гребки, мы отвели кат под верхний обливной камень, после чего, развернувшись через правое плечо, на траверсе, выскочили из кармана. Получилось очень даже неплохо, и мы продолжили жаться к правому берегу.

Ниже нас ждала уже не плита, а отвесная скала… То ли носовые проспали момент, когда надо было уводить катамаран влево, то ли …, но проскочить мимо скалы мы не успевали. Исходя из ситуации, мной было принято единственно правильное решение: придержав корму, направить носы в скалу. У наших катамаранов на подобные случаи предусмотрены демпфирующие (гасящие удар) элементы, в виде выпущенных вперёд на 5-7 сантиметров бревен.

Конечно, лобовой удар в камень не самое приятное, что можно испытать в момент сплава, но, в подобной ситуации, это был самый безопасный ход. Я рассчитывал, что после удара катамаран отпрыгнет назад и его «корабликом» (корма была направлена в сторону центра реки) сместит влево. Однако, Река думала по-другому… Судно не отпрыгнуло, а прилипло к скале, корму сразу стало затягивать в суводь перед ней… Размер улова не позволял катамарану там разместиться. Левая гондола осталась на струе. Правый нос начал лезть вверх… Собрав все силы, мы стали работать назад, и с большим трудом отлепились от скалы, вжавшись в правый берег.

Теперь предстояло «сбросить» корму в поток, и когда начнется разворот, успеть увести носы влево… Первая попытка оказалась неудачной, нас опять прижало правым носом к скале. Левого носового стало подтапливать, но мы смогли опять подать катамаран назад, после чего, переведя дух, повторили маневр… Вторая попытка — открыла путь из плена… Судно, чиркнув рамой по граниту, благополучно вошло в самое сердце порога…

Дальнейшие действия команды были безупречны и получили высокую оценку наших товарищей.

Порог «Лестница» оказался тем рубежом, после которого количество переросло в качество. Экипажи, наконец, привыкли к воде и стали внутренне понимать друг друга.

Расположенные ниже препятствия были чрезвычайно мощны несмотря на то, что не отличались какой-либо изюминкой. Сливы, «бочки» и валы изобиловали в каждом…

Когда Река вышла в небольшую котловину, мы получили короткий отдых. Поток несколько успокоился, делясь на протоки. Русло оставалось полноводным и у нас, наконец-то, появилось время рассматривать окружающие берега и горы…

В конце сплавного дня мы пристали к берегу у тополиной рощи, где уже стояло несколько групп. Это были в основном иностранцы из Европы, путешествующие на джипах в сопровождении гидов. В Киргизии очень популярны подобные туры, позволяющие рационально использовать время и корректировать график передвижения.

Утром, приготовив все к выходу и одевшись для сплава, группа отправилась в глубокую разведку следующего каскада порогов (Кашкасу, Тура Гоин I, Тура Гоин II).

Увиденное, нас сильно расстроило… Мы не нашли ни одного места для зачаливания ни до, ни после порога Тура Гоин I. Была единственная, сомнительная чалка после порога Кашкасу. Гарантированно к берегу можно было пристать только после препятствия — Тура Гоин II….

Таким образом, предстояло пройти порядка 10 км по сверхсложному участку реки. В данных условиях четыре человека второго экипажа не в состоянии были обеспечить страховку, а идти увиденное без обеспечения безопасности – являлось безрассудством. (Даже по более низкой воде в 2012 году наши катамараны выскакивали из пенных «котлов» Тура Гоин II на кормовой свече.) Оставалось выбирать: или сидеть, и ждать, когда упадет вода и появятся места промежуточных чалок или… Мы выбрали «или»…: вернувшись в лагерь, разобрали суда и направились на встречу с другой «дамой»…

Часть II – Река «Ой Тал – Тар», «Дама бубей».

В масти Реки «Ой-Тал – Тар» сомнений быть не могло… Ведь уже на подъезде к первому мосту через неё, нам открылся вид на кирпичного цвета воду, зловеще поблескивающую в лучах солнца, пробивавшегося сквозь нависшие дождевые облака…

 

 

 

 

Продолжение следует …

 

 

 

 

ztv

Recent Posts

Открытое командное первенство туристов водников 2023

ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…

9 месяцев ago

Анонс Ночной ПРАгулки 2023!

Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.

9 месяцев ago

Андрей Бердинских. Нагорный Карабах, река Тертер. Дневник водного похода на плотах. весна 1976. Часть №2

Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…

1 год ago

Андрей Бердинских. Покорение Койсу (записки авантюриста), май 1974. Дневник и стихи. Часть №1

Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…

1 год ago

Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности

Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности

1 год ago