Никитин Георгий, Пиковая дама, часть 2.
Часть II – Река «Ой Тал – Тар», «Дама бубей».
В масти Реки «Ой-Тал – Тар» сомнений быть не могло… Ведь уже на подъезде к первому мосту через неё, нам открылся вид на её воду, которая была кирпичного цвета, и зловеще поблескивала в лучах солнца, пробивавшегося сквозь нависшие дождевые облака.
«Дама бубей» баловала нас своим постоянством и предсказуемостью. Вечером, с 17 до 20 часов шел дождь, который иногда превращался в шквалистый ураган, затем небо прояснялось, и наступала ночь — холодная и звездная. Утро, как правило, было тихим и солнечным, но часам к 11 обязательно вздымалась ветровая волна, бегущая вверх по ущелью.
Мы заехали в самое верховье, быстро построили катамараны и, уже на второй день, приступили к сплаву.
Вначале, река блуждала по широкой котловине множеством проток, изредка собирающихся в одно русло в неглубоких и «чистых» каньонах. Постепенно берега сблизились, сжали её тело, и направили воды в глубокую теснину.
Первое серьёзное препятствие, не заставило себя долго ждать. На входе в порог, струя резко поворачивала, атаковав скалу правого берега, и устремлялась в «щёки», которые на 2/3 были перегорожены скальным выступом, затем следовало небольшое расширение, после которого поток рушился в клокочущий «котёл», перекрывающий всё русло.
Конечно, тут не было мощи Кёкёмерена, но здесь была необходимость в ювелирной точности маневра, которая требовала слаженной работы экипажа вкупе с использованием слаломной техники.
Тактика прохождения препятствий на этой реке несколько отличалась от предыдущей…. Мы делали глубокие разведки, в результате которых намечали места промежуточных чалок перед порогами и конечную точку дневного перехода. Только после этого, экипажи начинали движение, используя взаимную страховку. Перед порогами суда зачаливались в ранее намеченных местах, и группа шла на осмотр. Уточнив линию движения, «первый номер» начинал штурм, а команда второго судна обеспечивала его безопасность и фотосъемку. Затем роли менялись…
На третий день сплава, проходя участок реки, с обозначенной в лоциях сложностью 4С, катамараны попали в мясорубку с изобилием камней, валов и «бочек». Траектория прохождения указанного отрезка оказалась технически сложна, в ней присутствовали постоянные перестроения от одного берега к другому. Препятствие было оценено нами как 6А.
Это означало, что все пороги, отмеченные в лоции шестой категорией сложности, могли стать 6С+, и вызвать споры в целесообразности их прохождения. В конце запланированного графиком отрезка для общения с «бубновой Дамой», группу ждала целая вереница такого добра… Первым в списке был порог «Цейтнот», открывавший восьмикилометровый каньон со стометровыми отвесными стенами, без суводей и мест для чалок, а также с полным отсутствием возможности самостоятельного выхода членов экипажей к дороге…
Порог выглядел очень мощно и был технически непрост. Даже с пятидесятиметровой полки (спуск на которую тоже являлся мероприятием не из лёгких), можно было оценить неоднозначность прохождения… На крутом правом повороте река падала через косую крупноглыбовую гряду в могучий «котёл». Чистых сливов не было. Даже если опустить вероятность переворота в «миксере», то оставалась очень высокая опасность пробить поддув на острых камнях. А ведь это была только первая ступень, и было совершенно не понятно, что и в каком состоянии доплывёт до шестерочного порога «Шах», перед которым находилось первое возможное место швартовки (но на рабочем катамаране).
Снова нелегкий выбор между безрассудным желанием пройти все, что наметили и элементарным чувством самосохранения. Раньше, как правило, желание брало верх над разумом. Сейчас же, то ли постарели, то ли поумнели, но во второй раз приняли единственно правильное решение — отказаться от дальнейшего сплава по Тару…
Возможно, чувство потери, уже пережитое нами в 2013 году и напомнившее о себе недавним инцидентом с Кириллом, накладывало определённый отпечаток на мудрость наших вердиктов, хотя, с точки зрения здравого смысла, они были безупречны. Любому, кто посмел бы сказать: «Да у них кишка тонка», я предложил бы для начала пройти по нашей воде хотя бы пару порогов из тех, что мы уже оставили за плечами, прежде чем давать оценку действиям группы.
Жалею ли я сейчас об этих отказах от дальнейшего сплава, сидя в уютном кресле теплой квартиры? Нет, не жалею, и в спокойной обстановке точно осознаю, что это было самым правильным решением. Но когда ты там, и Река манит, а уровень адреналина в крови значительно повышен, принять такое взвешенное решение очень трудно.
Я рад, что мы научились, делать это…
Прошли бы мы эти участки, если бы перевесила другая чаша весов? Скорее всего, да. Но история не имеет сослагательного наклонения…
Часть III– река Каракульджа, «Дама треф».
Заброска в верховья Каракульджи проходила по разбитой дороге, местами размытой селями, которые начисто снесли некогда построенные здесь капитальные мосты. Местные власти планируют восстановить и продлить «автобан». Работы, хоть и вяло, но ведутся. Это позволило нам заехать даже чуть выше намеченного.
Исходя из того, что по своему характеру, река малорасходна, вначале, было не совсем понятно, зачем «адмирал» выбрал её. По описанию нас ждали четыре селевых прорыва и, возможно, еще куча непредвиденных ситуаций, связанных с ежегодным паводковым изменением русла.
Третий стапель, как водится, прошел быстрее двух предыдущих, поэтому, довольно скоро, мы помахали берегу рукой, предварительно решив зачалиться для разведки перед первым препятствием.
Линия движения хорошо читалась с воды и не требовала каких-либо сверх усилий, но всё оказалось обманчиво. Нельзя легкомысленно относиться к Реке, расплата придёт неминуемо и не заставит себя долго ждать. Помня об этом, группа пришвартовала катамараны к отмели левого берега в намеченном месте, и «народ» пошёл смотреть прорыв «Джангак». Каждому хотелось побыстрее понять, что приготовила нам трефовая масть по этой, близкой к пиковой, «рабочей» воде.
Увиденное взбодрило. Уклон был велик. Вода кипела в «котлах» между обливными камнями. Чалка, после основного препятствия, была, но довольно хлипкая и пришлось прогуляться ещё с полкилометра для полной оценки препятствия.
Как только осмотр был завершён, и страховщики расставлены, экипаж «флагмана» ушёл подкачивать баллоны и готовиться к прохождению…
«Адмиральское» судно ввалилось в порог из-под правого берега и, после серии «бочек», попало в «подсос», благо не сильный. Скрежеща рамой по скале, кат продолжал двигаться вперёд, навстречу к ждущему его «котлу»…
Дальше началась «работа»: «зацеп», «подтяг» и… падение в «бочку». Это повторялось вновь и вновь на движущемся эскалаторе потока. Команда пахала! Уверенно работая она проскочила страховку, и пристала к берегу уже ниже моста.
Настала наша очередь.
Мы прошли препятствие по центру, пару раз вальсанув чтобы не работать против струи и использовать «бочки» для гашения скорости.
За один день группа преодолела три из четырёх селевых прорывов, но это не показатель простоты Какакульджи, просто мощь, оставленных за спиной, порогов помогали нам почувствовать свою силу.
Перед четвертым номерным препятствием «Бобслей» течение практически остановилось. Явный подпор говорил о его серьезности. Пристав к левому берегу, перед самой затяжкой, мы отправились на осмотр.
Прорыв впечатлил с первых же метров сложной и насыщенной линией движения в условиях большого уклона и обилия зубастых, острых камней. В середине порога был расположен длинный трек вдоль скал правого берега, который плохо просматривался из-за острова, отделенного от «большой земли» достаточно полноводной протокой. Длина препятствия составляла более одного километра.
Кульминация располагалась в первой трети этого участка. Огромное количество больших камней, вперемежку со сливами и «бочками», ограничивало варианты прохождения и требовало ювелирной точности. В середине порога нужно было уйти с основной струи в узкую левую протоку, чтобы не попасть в плохо просматриваемый трек с прижимом, который вероятно и дал название порогу. Затем, следовал достаточно протяженный, менее сложный в техническом плане, участок, но с очень высокой скоростью течения.
Первым, как водится, в атаку пошел «флагман»…
Зацепив в первой фазе препятствия подводную плиту, он лагом нырнул в мощнейшую «бочку» и чуть не потерял часть гребцов. Пока экипаж восстанавливался, судно сместилось в право и команда не успевала выполнить намеченный манёвр по уходу левую протоку. Недолго думая, «парни» посадили катамаран на камень перед заходом в трек, передохнули, (вероятно перекрестились) после чего, шагнули в неизвестность…
Проход вдоль скал оказался зрелищным. Судно валилось со сливов, уходило от прижимов.
Со стороны казалось, что оно движется по лестнице. Но вот кат появился ниже острова, на сбойке струй, и «страховка», наконец, с облегчением выдохнула. Если бы с ребятами что-нибудь случилось, то пришлось бы сначала форсировать полноводную протоку, а уж, только потом, приступать к спасработам. Дальше всё шло, как по маслу.
Дождавшись «бойцов» из «адмиральского» экипажа, и выслушав их впечатления, мы, в приподнятом настроении, направили свои стопы к нашему, заскучавшему «коньку-горбунку». Заморосивший дождь не мог притушить наш запал. Впереди был интересный порог, за которым еще пару часов сплава, антистапель, баня и …
Вероятно предвкушение близкого отдыха и отразилось на прохождении. Произошло то, после чего я смело раскрасил реку в трефовую масть. ()
Стартовав, как уже говорилось, в отличном настроении, мы красиво обошли верхние камни и, набрав хорошую скорость, устремились в первый слив. В скорости, вероятно, и была наша ошибка. Катамаран, нырнув с горки, уперся в дно, после чего застыл…
Остановка была очень резкой. Затем, струя подбила нос, и судно продолжило свой путь…
Только, этот непредвиденный «STOP» застал врасплох нашего левого кормового, который, самостоятельно, неудержимо устремился вперёд. По счастью, краем глаза, я успел зафиксировать «момент отделения четвертой ступени от космического корабля», и дал команду на спасательные работы.
Левый носовой перестал грести и надёжно схватил, вынырнувшего около него бравого казаха, который, словно бежал по воде, пытаясь вскочить в седло ускользающей лошади…
Давая возможность цирковому артисту перевести дух, мы посадили судно на гряду камней в центре русла, где (не без помощи партнёров) он, с искусством эквилибриста, занял своё рабочее место…
Всех захлёстывали эмоции, которые требовали выхода….
Правый нос (он всегда правый…) вращал над головой весло…
Левый — оказался «неправым», так как в процессе спасработ упустил «лопату» бравого казаха (которую, тот никак не хотел выпускать, несмотря на то, что на кону стояла его жизнь), и теперь, отвязывая запаску, предвкушал все «добрые» слова, которые будут сказаны в его адрес.
А виртуоз — Серик, неустанно, с гордостью выкрикивал свою присказку: «Представляешь в каждой «бочке» — по три минуты…, МИНИМУМ!!!», приросшую к его языку после прошлогоднего прохождения Ингури…
Я молча наблюдал за всем этим торжеством адреналина, ожидая пока «народ», придет в адекватное состояние, позволяющее продолжить сплав…
Уходить в левую протоку мы не собирались, проход по треку был более полноводным и, как выяснилось, вполне безопасным. Только вот на входе, лежал огромный «троллейбус», в который наш экипаж чуть-чуть не сел…
Из-за эйфории, все еще не покинувшей «парней», команды капитана выполнялись с некоторой задержкой, которая чуть, не стоила нам переворота. Но, в последний момент, осознав происходящее, экипаж четко выполнил команду, кат все-таки сместился вправо, и…, скользнув по бамперу троллейбуса, нырнул в слив…
Трек оказался очень живописным. Поджима под скалы почти не было. Зато, нас ждали несколько сливов с хорошими «бочками» и высокая скорость течения, подтверждавшая название порога.
Завершающая часть препятствия подарила нам очередную неприятность…
Уже на выходе, на небольшой горке с левым прижимом, моё весло застряло в камнях, да так, что я чуть было не оказался в воде. Второй заплыв кормового в одном пороге, пожалуй, это было бы перебором. Мне пришлось отпустить «инструмент», и оставить его сиротливо торчащим в центре слива.
Честь моя была спасена другим нашим «казахом», который ловко накинул лассо из спасконца на рукоять весла…
Дальнейший сплав обошелся без приключений, и вечером мы попали и в баню, и за праздничный стол…
Часть IV– река Ак-Бура, «Дама пик».
Проснулись рано, с первыми лучами солнца.
Посёлок ещё дремал (жизнь в нём текла неспешно и размеренно).
Быстро погрузив вещи, направились в придорожное кафе. Чай, лагман и в путь…
Где-то там, впереди, за южными хребтами, нас ждала четвёртая Дама, со странным именем – Ак-Бура.
День набирал силу…, как впрочем, и жара, которая начала чувствоваться уже в толчее Узгенского базара. Купив фруктов и овощей, двинулись дальше. Колёса «бусика» вновь наматывали километры. Ребята, сытые и довольные, сонно нежились в воспоминаниях…
Южная столица Киргизии — славный город Ош, встретила нас автомобильными пробками. Решили немного размять ноги: потолкаться по улицам и поглазеть на жизнь, тем более, что время шло к обеду.
Пожевав, разрекламированной нашим водителем самсы, минут через сорок пересекли окружную дорогу. Природа за окнами поменяла цвета, стала более скупой на краски и какой-то жесткой. Мы, избалованные Тянь-Шанем, въезжали на Памир-Алай.
Близилась завершающая стадия похода.
Трасса, повернула в горы и стала набирать высоту. Машина, натружено гудя, лезла на перевал к долине наших ожиданий.
Река была достаточно полноводной, но местами, скалы превращали её русло в узкую щель. Беглый осмотр с колёс — не радовал…
К закату добрались до места стапеля, и, разбив лагерь, позволили себе отдых. Остался последний бросок. Можно было не спеша наслаждаться новыми красками и запахами.
Утром, глотнув кофе, группа, в полном составе, отправились в глубокую разведку, радуясь погоде и прекрасному настроению. Однако, с каждым поворотом, «парни» всё больше и больше мрачнели. Основной причиной тяжких дум были бетонные мосты… Уровень воды был очень высоким, и практически не оставлял просвета между бушующим потоком и бетонными балками перекрытий. Русло перед мостами зажималась отвесными скалами и крутыми осыпями дороги. Теоретически, можно было натянуть основную веревку с «обрывающимся концом», которая, могла бы принудительно зачалить судно на струе, но это теоретически. Практически, имея опыт принудительной остановки катамарана, могу сказать, что делать это можно только в аварийной ситуации для спасения членов экипажа. Рывок может оказаться очень сильным. Были случаи, когда чальные концы не выдерживали и рвались, как бельевая веревка…
Или, еще один случай из нашей практики: «Мы выполняли проводку ката перед Большим Нарынским водопадом. Угол атаки струи чуть-чуть «ушел», судно подтопило, после чего – оно подпрыгнуло, перевернулось в воздухе, и зачаливать его пришлось в килевом состоянии. А если бы на нем были гребцы? …».
Мы добрели до еще ни кем не пройденного порога — «т/к Оптимист». Хорошее препятствие! Очень мощное по нашей воде, но ничего криминального…
Конечно, довольно сложный заход. Есть острые камни. Зато ниже — достаточно места для обеспечения безопасности. Можно поставить, не только пассивную, но и активную страховку….
Обсуждение сложившейся ситуации было достаточно сложным. Мнения разделились…
Возможно, можно было бы собрать катамараны перед порогом, пройти его и разобраться, но это, по мнению всей команды, было не спортивно и неуважительно, по отношению к Реке. К тому же идти порог в совсем другой горной системе, без раскатки, — тоже, не самое правильное решение…
Идти же всю реку, при таком уровне воды, в условиях малого запаса времени — не представлялось возможным.
В итоге, желающие во что бы то ни стало пройти порог, оказались в меньшинстве…
Вместо желаемой комбинации: «Тройка, семерка, туз…», мы получили, к набранным 10 очкам — «Пиковую даму»…
На этом активная часть наших скитаний была закончена. Остались: сушка, упаковка и дальняя дорога домой …
В завершении хотелось бы дать несколько бесплатных советов начинающим «игрокам»:
1. Никогда не планируйте сплав в паводковый период.
2. Если же возникла ситуация, и у вас нет другого выбора, кроме, как сплавляться по реке в паводок, постарайтесь начать сплав на участке, не имеющем препятствий, чтобы вы успели привыкнуть к скорости течения и к вязкости воды.
3. Проводите очень глубокие разведки, так как, намеченные места чалок — не всегда удастся использовать.
4. Постарайтесь, чтобы сложность порогов росла постепенно, и если возникнут сомнения в возможности прохождения, то, лучше сразу откажитесь от него.
5. Не забывайте, что усталость накапливается. Особенно об этом стоит помнить при прохождении затяжных участков и порогов.
6. Если вы участник программы «А вам СЛАБО», то вам не место на реке. Она обязательно вас за это накажет.
7. Не старайтесь повторить то, что сделали мы. Наша группа шла к этому больше десяти лет. Теряла товарищей… Мы имеем не только уникальный опыт сплава, но и уникальные суда для прохождения мощных рек. Я не раз слышал мнение: «А что там делать, вы как обезьяны на батуте, от вас ничего не зависит…». Имея большой опыт прохождения «трудной» воды, на большинстве, из применяемых в походах типов судов (начинал на байдарках и каяках, спортивных катамаранах двойках, спортивных четверках, стоял на плоту, прыгал с водопадов на рафте), имея не плохую квалификацию (мастер спорта и старший инструктор по водному туризму, тренер, как областных команд, так и сборной России по рафтингу), я смело могу оценить все достоинства и недостатки средств сплава. Наши каты уникальны, хорошо продуманы, «заточены» на штурм сложных рек. Они имеют маневренность спортивного катамарана, водоизмещение хорошего плота и прочность гоночного болида. Невозможно придумать средство сплава, на котором, ничего не делая, можно было бы безнаказанно ходить серьезные пороги. Вода может сломать любую, самую прочную конструкцию. Я видел очень много искореженных ферм мостов как стальных так и бетонных. Уважайте Реку, и она наградит вас своей красотой, острыми ощущениями и адреналином. Но, как только почувствуете себя победителем, немедленно уходите с реки, иначе она вас накажет.
На прощание, хочу пожелать всем: новых походов, верных и надежных друзей, мудрых и спокойных «адмиралов», а также, самых ярких впечатлений. Удачи!