Центральная (Средняя) Азия

река Чаткал, Западный Тянь-Шань, 1989, Техотчет

В 1989г. в Рязани
проводилась школа высшей туристической подготовки (водники). По
окончанию теоретического курса был проведен поход 5 к.с. по р.Чаткал, Западный Тянь-Шань. Более 30 рязанских водников прошли в том сезоне этот популярный маршрут. Предлагаем отчет группы под руководством м.с. Микрюкова Н.Б., который был проведен в рамках школы ВТП.

Отчет

О водном путешествии 5 к.с. , р.Чаткал, Западный Тянь-Шань.

Время проведения похода: с 23 сентября по 16 октября 1989г.

Руководитель: Микрюков Н.Б.

Состав группы.

1. Микрюков Н.Б. руководитель , каяк.

2. Якунин В.В каяк.

3. Наумкина Е.Е. каяк.

4. Оськин В.Н. К-4.

5. Колобин И.Б.

6. Климов С.Н.

7. Пискунова Н.В.

8. Агафонов Б.К. К-2.

9. Синецкий А.В.

река Чаткал, Западный Тянь-Шань, 1989, Техотчет

Общая характеристика района путешествия.

Тянь-Шань – обширная горная страна, раскинувшаяся на территории Советской Средней Азии от пиков Победы и Хан-Тенгри на востоке до Ташкента и Чимкента на западе. Исходя из физико-географических условий хребтов и межгорий, ее подразделяют на три района – Северный, Центральный и Западный.

К Западному Тянь-Шаню относится хребет Таласский Алатау с отходящими от него хребтами Чаткальским, Сандалашским, Пскемским, Майдантальским, Угамским. 

Орографическая основа района – Таласский Алатау, разделяющий бассейны рек Талас и Чирчик. Узкий скалистый гребень хребта имеет широтное расположение.
Южный склон выражен недостаточно четко, т.к. от него в юго-западном направлении отходит ряд мощных отрогов, из которых самый крупный Чаткальский хребет. Это хребет отделяет бассейн реки Чирчик от рек, берущих начало на юго-восточных склонах Чаткальских гор.

Длина реки Чаткал составляет 244 км, площадь 6870 кв.км., падение 1267м. Чаткал, главная составляющая Чирчика начинается на стыке Таласского и Чаткальского хребтов и в верховье проходит по широкой древней ледниковой долине. Приняв справа крупный приток Сандалаш, Чаткал становится более многоводным, а после впадения слева р.Терс -течет в теснине и у кишлака Бричмулла вливает свои воды в Чарвакское водохранилище.

В районе водохранилища Чаткал, сливаясь с р.Пскем образуют Чирчик – самый многоводный приток Сыр-Дарьи.

Расчлененность рельефа западного Тянь-Шаня породила и климатические различия, зависящие от абсолютной высоты местности, рельефа данного участка и экспозиции.

В Таласской долине прохладно и сухо. В долине Пскема климат теплый, мягкий с большим количеством осадков.

В огромной долине Чаткала климат более суровый, для нее характерны низкие зимние температуры от -13 С до -18 С ( т.к. во-первых: рельеф создает условия для застоя и сильного охлаждения воздуха, во-вторых, днище долины лежит на высоте 1400-2000м).

Лето – самый устойчивый сезон, начинается в мае, заканчивается в конце сентября.
Летние температуры достигают +40С, хотя в верховьях реки нередки
заморозки в ночное время.

Снег лежит с ноября до апреля.

От высоты снежного покрова зависит количество воды в реках, формирующих свой сток в нижней части горных хребтов. Очень часто такие реки обладают лишь временным стоком в период таяния снега и прохождения дождей.

По поймам среднего Чаткала и его многочисленных притоков встречаются леса из березы, ивы, тополя, заросли шиповника, жимолости, облепихи черной смородины.
В нижней части долины распространены типчаково-полынно-разнотравные степи(кое-где распаханы). Севернее, степи состоят из тимофеевки, пырея ползучего, прангеса кормового.

В межгорных долинах низовий Чаткала встречается береза, тополь, арча, шиповник, облепиха, дикий виноград, ежевика. Ниже, в районе слияния Чаткала с Пскемом много фруктовых деревьев: яблоня, абрикос, алыча, груша. Склоны гор покрыты зарослями и отдельными рощами грецкого ореха, боярышника, барбариса, клена, тополя, встречается эфедра. Выше разместились субальпийские и альпийские луга.

Долина Чаткала представляет собой крупный скотоводческий район, имеющий большое значение для развития животноводства Казахстана, Киргизии и Узбекистана.

Общая характеристика маршрута.

На маршруте по р.Чаткал можно выделить 5 условных участков, имеющих для каждого однотипные русло и характер препятствий.

1. Участок от устья р.Кара-Кисмак до третьего шоссейного моста через р.Чаткал.

Длина участка 92 км.

Падение около 700м.

Средний уклон 8м/км.

Скорость течения 2-3 м/сек.

Река течет в широкой долине с террасами. Сильно извилистое русло часто делится на протоки.
Основное препятствие перекаты (часто очень мелкие), прижимы, завалы.
Участок проходится без осмотра с берега, иногда требуется проводка.

2. Участок от третьего шоссейного моста через р.Чаткал до начала каньона №1.

Длина участка 46 км.

Падение около 275м.

Средний уклон 6м/км.

Скорость течения 2-3 м/сек.

Долина реки узкая, обилие препятствий: шиверы, пороги, перекаты. Пороги за 4 и 5 шоссейными мостами требуют осмотра.

3. Участок от начала каньона №1 до конца каньона №4.

Длина участка 37 км.

Падение около 250м.

Средний уклон 7м/км.

Скорость течения 2-3 м/сек.

Долина реки сужается до каньонов, разделенными небольшими межгорными котловинами. Серьезные препятствия сосредоточены в первом каньоне. Основные препятствия этого участка 16 сливов, прохождение которых требует предварительного осмотра и организации страховки. Слив №9 порог-водопад обносится.
Прохождение каньонов №2, №3, №4 и участков реки между ними не
требует предварительного осмотра, хотя на участке между 2 и 3
каньоном расположено 6 сложных шивер.

4. Участок от конца 4 каньона до начала каньона №5.

Длина участка 28 км.

Падение около 300м.

Средний уклон 10,8м/км.

Скорость течения 4-5 м/сек.

Долина реки узкая, обилие притоков и невысоких террас. На этом участке сосредоточены основные препятствия данного маршрута. При прохождении требуются тщательный осмотр и страховка. Порог у р.Харкуш выше 5 к.с.

5. Участок от порога №45 до п.Бричмулла.

Длина участка 10 км.

Падение около 80м.

Средний уклон 8м/км.

Скорость течения 2-3 м/сек.

Этот участок по характеру долины и препятствий похож на каньон №1, но мощность струи значительно выше. Начинается этот участок несколькими мощными сливами, затем почти сразу за шоссейным мостом идут два сложных порога, которые необходимо осмотреть. После них идет узкий коридор с высокими стенами, с мощными сливами в наиболее узких местах.

Подготовка к путешествию.

Маршрут по р.Чаткал был задуман как тренировочный поход по окончании теоретического курса школы высшей туристской подготовки. Чаткал был выбран потому, что препятствия на этой реке идут по нарастающей сложности, а это очень выгодно для построения учебного процесса. Сведения и материалы по маршруту мы нашли в библиотеке РГТК.

Подъезды.

До начала маршрута добирались поездом 65 часов. Стоимость билета в купейном вагоне 31 руб. Из Рязани поезд отправлялся в 03ч. 25.09.89г., прибыли в Джамбул 25.09.89г. в 19ч.30м. Переночевав на автостанции, утром 26.09 мы отправились рейсовым автобусом до п.Кировка . В Кировке договорились с водителем КАМАЗа о заброске на Чаткал (12руб. с человека). Дорога на машине заняла 3,5ч., с остановками на несколько минут у каменной юрты под перевалом и на самом перевале. В 13ч.30м. мы прибыли к началу водной части маршрута , устью р.Кара-Кисмак.

Техническое описание р.Чаткал.

1. Участок от устья р.Кара-Кисмак до третьего шоссейного моста через р.Чаткал.

Водную часть маршрута начали в месте впадения в Чаткал правого притока р.Кара-Кисмак.

Долина реки широкая , состоит из двух ярусов хорошо выраженных террас. Первый ярус террас расположен в 10-40м. над рекой, второй возвышается над первым на 100-200м. левобережную часть долины ограничивают грандиозные нагромождения Чаткальского хребта. На первом ярусе террас расположены поселки, поля, по обоим берегам проложены дороги. На втором ярусе местные механизаторы возделывают поля.

Русло реки извилистое , шириной 10-20м., часто разбивается на протоки. Уровень воды в реке в начале маршрута низкий, что вызывает некоторые трудности для сплава.
По мере впадения притоков с правого и левого берегов уровень
постепенно повышается.

Основные препятствия – перекаты и мелкие шиверы, на поворотах прижимы. Предварительная разведка не требуется. Наибольшие трудности для нас представляли мелкие участки, в основном в местах деления реки на протоки.

Остановиться на стоянку можно в любом месте. По берегам Чаткала и его притокам растут тополя , проблем с дровами нет.

Второй участок характерен сужением долины. Чаткал на этом участке течет в основном одним руслом. Препятствия постепенно усложняются. Наиболее сложные приурочены к автомобильным мостам.

Сплав до шоссейного моста у поселка Жаркинский проходит легко. Препятствия : шиверы , перекаты, пороги — не превышают 2-3к.с., и проходились группой без осмотра. Безопасность обеспечивалась взаимостраховкой. Место для стоянки на этом участке найти сложнее. Удобные террасы, поросшие деревьями, часто заболочены. Следующий отрезок этого участка от моста у п.Жаркинский до впадения р.Сандалаш более сложный. Шиверы с большим количеством камней в русле следуют практически беспрерывно.
При их прохождении приходилось много маневрировать , но все они
просматриваются с воды.

Особое внимание следует обратить на препятствие у шоссейного моста , за которым впадает р.Сандалаш. Опасный навал на центральную опору моста. Проходили сходу по основной струе. Шивера при впадении р.Сандалаш – последнее препятствие этого участка.

Далее долина расширяется. На левом берегу расположен районный центр поселок Янги-Базар. В нем встали на обед и посетили дирекцию Беш-Аральского заповедника. У директора получили разрешение на посещение заповедника, о чем он сделал запись в маршрутной книжке. В дальнейшем никаких проблем с администрацией заповедника, т.е. егерями у нас не было. В Янги-Базаре можно пополнить запасы продовольствия и приобрести хорошие книги. До первого каньона препятствий практически нет. По правому берегу осматриваем первый порог каньона. По левому берегу проходит оживленная автомобильная дорога. Другая дорога за полтора километра до каньона круто уходит в горы Чаткальского хребта.

Первый каньон является началом третьего участка. Основные хребты сближаются и образуют четыре каньона. Первый каньон скалистый; невысокие, красноватого цвета скалы местами отвесными стенами обрываются к реке, местами образуют осыпи и террасы. По левому берегу идет дорога, по правому тропа. Каньон красив, но дров в нем практически нет и оставаться в нем на стоянку не желательно. В каньоне 16 сливов-порогов. Первый расположен на входе перед старым полуразрушенным мостом. Порог после осмотра и организации страховки проходили по основной струе, вначале каяки потом катамараны. Второй, третий, четвертый и пятый сливы проходили сходу, с осмотром с воды, с организацией страховки на 30 метровом плесовом участке при впадении левого притока реки.

Второй слив первого каньона.
Второй слив первого каньона.

Далее следует короткий, но мощный слив №6. струя наваливает на скальный выход в центре, образуя метровые сливы с обеих сторон, левый слив к тому же засорен камнями. Проходили справа. Далее сливы №7 и №8 не сложные , проходили сходу без предварительного просмотра . перед порогом –водопадом «слив №9» плес 300-400м. Надо зачалиться на правом берегу за 50-100м до водопада. Обнос каяков, катамаранов и вещей совместили с обедом. Осмотрев внимательно «девятый слив» пришли к выводу, что можно пройти его вторую ступень. В прохождении участвовал руководитель группы.
Страховка осуществлялась с берега и с воды катамараном 2-кой. Вначале каяк навалило на камень, а затем перевернуло в сливе. Каяк спасли катамараном.

Прохождение 2-ой ступени "девятого слива"
Прохождение 2-ой ступени «девятого слива»
Группа на фоне "девятого слива"
Группа на фоне «девятого слива»

Сливы №10 и №11
проходили без промежуточного зачаливания, просмотрев их с правого берега. Слив №10 расположен сразу за водопадом . поток наваливает на гряду камней и образует прижим к выступу правого берега. Слив №11 – узкий проход между скальных стенок с большими обливными камнями в струе, образующими крутой слив. Между стенками каньона и камнем остаются узкие проходы с более пологими сливами. Катамараны проходили по левому сливу , а каяки по правому. За сливом с левого берега удобно организовать страховку. Оставшиеся препятствия сливы №12 — №16 проходили без осмотра, применяя взаимостраховку.

За каньоном основное препятствие – перекаты. Левый берег сравнительно крутой. Правый – обширная долина с населенным пунктом и шоссе. В конце каньона находится пешеходный мост и за ним шоссейный. Межгорная котловина между первым и вторым каньонами длиной 12 км. Основные препятствия — легко проходимые перекаты. Второй каньон начинается двухступенчатой шиверой, русло реки насыщено камнями. Длина шиверы 150м. Второй каньон с высокими скалистыми берегами сравнительно широкий, имеет галечную береговую линию. Левый берег крутой, почти отвесные склоны.
Правый более пологий, с многочисленными осыпями. По правому берегу проходит тропа. Длина каньона 8 км. Препятствия в каньоне – несколько шивер, перекаты и несложные прижимы. Все проходится без труда, безопасность обеспечивается взаимостраховкой.

Участок реки в межгорной котловине между вторым и третьим каньонами — 3 км. Здесь река разбивается на протоки и образует довольно крутые перекаты.

Третий каньон впечатляет высотой своих отвесных скалистых берегов, в начале каньона высотой 15-20м с редкой растительностью, затем высота берегов увеличивается до 300м и они сближаются до 10-15м. Совершенно отвесные темно-серые скалы образуют тесный коридор с гротами и нишами. Извилистое русло с крутыми поворотами, сложных препятствий нет. Иногда можно встретить галечные отмели. Длина каньона 7 км.

Третий каньон переходит в узкую долину с осыпями и редкими террасами на которых можно организовать ночевку. На этом участке шесть довольно мощных шивер, которые проходили сходу. Постепенно река успокаивается, высота прибрежных скал увеличивается, на большой высоте правого берега появляется тропа, обходящая каньон. Этот участок в 4 км выделяется в четвертый каньон, также незаметно переходящий в узкую долину, в которой в отличие от четвертого каньона, не имеющего сложных препятствий. Начинаются основные пороги Чаткала. За третьим каньоном мест для стоянок достаточно по обоим берегам.

Четвертый участок.
Долина реки узкая, горы близко подступают к реке, образуя по берегам террасы. Склоны покрыты кустарником и деревьями. Наличие береговых террас служит ориентиром сложных препятствий. Падение на некоторых сложных порогах достигает 4-5м на 50м реки. Русло сильно засорено камнями и образует сливы и валы до 2-х метров. На этом отрезке Чаткала многие пороги требуют тщательного осмотра и надежной страховки. Порог у р.Харкуш обнесли по указанию МКК.

Порог №21.

Находится на крутом левом повороте реки, длина 60м. В центре русла крупные камни. За порогом улово. Проходили по основной струе, страховку организовали в улове за порогом.

Порог №22.

Находится в 50м за порогом №21. Порог двухступенчатый, длиной 250м с интервалом между ступенями 30м. На входе в порог гряда камней, между ними крутые сливы. Далее в русле встречаются обливные и полуобливные камни, наиболее крутое падение в конце второй ступени. Проходили по центру.
Страховка с правого берега.

Далее река делает крутой левый поворот. Перед поворотом на правом берегу хорошее место для стоянки. За поворотом следующее препятствие.

Порог №23.

Четырехкаскадный порог у левого притока р.Найза. Первый каскад длиной 100м . В русле несколько крупных камней. Проходили по основной струе. Ниже впадения р.Найзы перед левым поворотом встали на дневку. На дневке провели тренировку и сделали баню в устье р.Найза.

река Чаткал, Западный Тянь-Шань, 1989, Техотчет
Тренировка

Второй каскад – наиболее серьезное препятствие порога. Длина около 70м. Вход загроможден грядой крупных камней, между ними образуются узкие и крутые сливы. Далее русло насыщено у правого берега крупными камнями, а у левого – обливными. Проходили по основной струе.
Зачалились к левому берегу с которого была организована страховка и съемка. Через 50м на правом повороте – третий каскад порога.
Мощная струя с метровыми валами наваливается на крупные камни, образуя бочки. Заходили по центру, лавируя между камнями, затем смещались к левому берегу. Четвертый каскад находится на левом повороте русла в средней протоке. Левая и правая протоки очень  мелкие. Проходили по центральной протоке с взаимостраховкой.

За каскадом «Найза» с коротким интервалом следуют 3 шиверы. В русле с крутым уклоном много камней и большие валы. Далее идет длинный быстроток 2,5 – 3км. На правом берегу брошенная пасека и сад из яблонь, ореховых деревьев и боярышника. Около пасеки канатная переправа. Это урочище Найзытугай. Здесь вправо уходит тропа на перевал Алям (2000м, расстояние 25км) и дальше в ущелье р.Коксу. плес заканчивается двумя перекатами с правым и левым прижимами. За крутым левым поворотом следующее препятствие.

Порог №24.

Длина 200м. Начинается 70-ти метровой шиверой с крутым падением русла и валами до 1м. Затем река поворачивает направо. На повороте нагромождение камней, на два из них у левого берега наваливает струя. В конце порога в центре русла большой обливной камень. Вода, переливаясь через него, низвергается с высоты 1,5 – 2м, образуя пенную яму. Осматривали порог с правого берега. Заходили в порог по центру, затем смещаясь вправо уходили от прижима и от бочки. Через 200м быстротока следующее препятствие.

Порог №25.

Расположен на левом повороте реки, длина 150м. На широком мелком входе много камней, затем русло сжимается и мощный поток наваливается на огромную плиту (6 — 8м) в центре реки. Слева от плиты проход закрыт крупными надводными камнями. Проходили схода по сливу между правым берегом и плитой. Безопасность обеспечивали взаимостраховкой.

Далее шиверы на прямом участке. После правого поворота на левом берегу заброшенный поселок Араб, на правом брошенная пасека, а между ними навесной мост.

Порог №26.

Начинается через 200м после навесного моста. Порог длиной 100м. На входе много камней проход лучше у левого берега. Основная струя наваливает на камни в центре русла и отражаясь от них устремляется на надводные камни у правого берега. Проходили по центру по основной струе. Один каяк (Наумкина) перевернулся в бочке и были проведены спасработы. Через 100м шиверы, на правом повороте, после впадения реки Араб, следующее препятствие.

Порог №27.

Длина 250 м. На входе гряда крупных полуобливных камней. Затем поток падает по крутым ступенькам, образованным грядами обливных камней. Проходили по центру по основной струе. Один каяк (Наумкина) перевернулся, были проведены спасработы каяками. За порогом встали на дневку. Провели тренировку и спасработы на порогах №26 и №27.

После левого поворота идет относительно спокойный участок длиной около километра, упирающийся в крутой подмытый берег с рощей грецких орехов и заброшенной пасекой. На повороте у правого берега – большая каменная отмель. За поворотом надо пристать для осмотра следующего препятствия.

Порог №28.

Один из самых сложных на маршруте. Его длина 800м. порог можно разделить на четыре части: входная шивера, две части порога и выходную шиверу. Порог начинается с входной шиверы на левом повороте реки. Длина ее около 200м. Начало порога сразу после шиверы на правом повороте реки. Пристать для осмотра и организации страховки лучше всего в конце шиверы на левом
берегу. Порог представляет собой гряду больших камней, перегородивших реку и образующих узкие водопадные сливы. Наиболее удобен для прохода катамаранов мощный слив ближе к левому берегу. Сразу после слива камень от которого необходимо уходить вправо на основную струю.
Средняя часть порога – это нагромождение обливных камней, сливаясь с которых, струя образует мощные бочки. Катамараны заходили в порог из-под левого берега по сливу, смещаясь затем к центру струи.
Каяки заходили из под правого берега через узкий слив и смещались затем к центру реки. В выходной бочке перевернулись два каяка (Микрюков, Наумкина) и были проведены спасработы .

За порогом короткий участок быстротока с несколькими несложными шиверами, затем на левом повороте следующее препятствие.

Порог №29.

Несложный, длина 150м.
Пологий слив с валами до 1 м.

Затем через 1,5км на левом повороте реки следующее препятствие.

Порог №30.

Сначала река делает правый поворот, в конце которого струя наваливает на несколько обливных и надводных камней, образуя у левого берега непроходимый частокол. Затем река круто поворачивает влево, образуя у правого берега не сильный прижим. Порог трудности для прохождения не представляет.

Сразу за порогом навесная переправа и через 300м порог Харкуш.

Порог №31.

Пристали к правому берегу у памятника. Обнос вещей, катамаранов и каяков занял около 2-х часов. Длина обноса 1 км.

Порог Харкуш длина 800м. первая часть мощная шивера с большим камнем в русле м навалом на него. Длина ее около 500м. Вторая часть на левом повороте – серия мощных сливов между камней, образующих мощные пенные ямы. На выходе – навал на скалы левого берега. Прохождение порога по силам хорошо подготовленной группе.

Порог №32.

Длина около 300м.
Разбит на две протоки, загроможденные крупными обливными камнями. Более мощный поток в левой протоке, на выходе серия бочек валы около 1м. Проходили по левой протоке, с взаимостраховкой.

Порог №33.

Сразу за Порогом 32.

Вначале шивера с большими камнями и пологими валами. Легко проходится по центру. Затем на правом повороте начинается порог длинной 150м. В средней части порога большие валы и бочки , на выходе прижим к правому берегу.

Через 200м следующее препятствие.

Порог №34.

Длина 200м. Крутое падение с валами до 1,5м. Несложен. Проходили с взаимостраховкой по основной струе.

Порог №35.

Длина 50м с валами до 1м. Проходили схода по основной струе. Следующее препятствие через 100м.

Порог №36.

Длина 200м. В центре порога струя наваливает на два больших камня. Проходили сходу под левым берегом. Следующее препятствие через 150м.

Порог №37.

Длина 200 м, редкие камни разбросаны по всему руслу, на выходе метровый слив между валунами. Проходили со взаимостраховкой по основной струе. В улове за порогом надо пристать к левому берегу для осмотра следующего препятствия.

Порог № 38.

Каскад порогов у реки Кишлаксай. Первый порог каскада длиной 700 метров хорошо просматривается с левого берега. На входе русло перегорожено большими камнями высотой до 3-х метров. Пригодный для сплава слив между камнями правого берега, затем основной поток идет вдоль правого берега, проходя сквозь гряду крупных камней уходит к левому берегу.
Крупные камни, хаотично разбросанные всему руслу, образуют валы на всем протяжении порога. Заходили в слив у правого берега. С основной струи зачалились к левому берегу, где организовали обед и осмотрели нижнюю часть каскада. На левом повороте начинается второй порог, который состоит из мощных сливов и навалов на камни. Проходили по основной струе по центру реки. Третий и четвертый порог каскада несложные и проходятся схода по основной струе.

Порог №39- 40.

Пороги представляют собой мощные перекаты и чистые сливы. Проходятся без осмотра. На стоянку встали ниже впадения реки Пигак.

Порог №41.

Каскад порогов 41 состоит из порога «Пьедестал» и «Слаломный».
Порог «Пьедестал» расположен на правом повороте реки и представляет собой двухступенчатый слив у скалы левого берега, с прижимом к скале. Катамараны и каяки (Микрюков, Накмкина) заходили под левым берегом и после первого слива смещались в центр. Каяк (Якунин) проходил по центру. Порог «Слаломный» представляет собой обилие обливных камней и бочек. Хаотично наваленные камни не дают однозначного прохода через порог. Самая сложная часть находится в середине порога. Проходили по сложной линии движения используя взаимостраховку.

порог Пьедестал.
порог Пьедестал.

За каскадом порогов у реки Пигак шивера 600м, затем русло делится галечным островом на две протоки. В левой протоке порог. У левого берега и в центре обливные камни и валы. Проходили схода по центру при взаимостраховке. Через 150м – каскад порогов длинной 900м . Проходили схода по основной струе, маневрируя между камнями и применяя взаимостраховку.

Препятствие №44 проходили с осмотром с воды и с взаимостраховкой. Длина порога 700м, в русле много камней и валы. Перед левым притоком рекой Шаврез необходимо пристать к правому берегу для осмотра порога и организации страховки.

Порог №45.

«Слаломный -2».Длина 800м. Первые 200м порога сильно забиты надводными камнями. Заходили под левым берегом затем смещались к центру. За порогом зачалились к правому берегу. Следующие пороги каскада проходили с осмотром с воды при взаимостраховке.

Пятый участок реки Чаткал.
река Чаткал, Западный Тянь-Шань, 1989, Техотчет

За порогом Слаломный – 2 начинается пятый каньон. Его длина – 10км. берега сближаются , русло реки сжимают скальные стены. Первые пороги сравнительно простые, в виде коротких крутых перекатов с прижимами к правой береговой стене. Через 1км от начала каньона впадает правый приток река Акбулак.

Перед притоком на левом берегу находится кордон заповедника и перекинут автомобильный мост.
За мостом дорога идет по правому берегу, в непосредственной близости от воды. Около гидропоста дорога уходит на верх и ее с воды не видно.
За мостом 2,5 км быстротока, проходить можно схода. За гидропостом находится сложный Порог №46 — порог «Водопадный». Его так называют потому, что с левого берега впадает водопадом приток, вытекающий из темной расщелины. На правом берегу находится  терраса.
Чуть выше ее у дороги находится гидрометеостанция.

Порог №46.

Состоит из двух ступеней. Начинается он перед правым поворотом реки. Русло забито огромными валунами образующими большие бочки. Заходили в порог по центру основной струи и затем смещались вправо. Вторая ступень – через 40 м за правым поворотом. Русло делится осередком на две протоки. Левая сильно забита камнями, на выходе метровые сливы.
Правая – более мощная и бурная. Вход засорен камнями. Затем струя наваливается на большой надводный камень и образует прижим к скале правого берега. Во вторую ступень заходили, прижимаясь к осередку, по правой протоке. Затем смещались вправо, оставляя с правого борта надводный камень, стоящий посреди протоки. Весь порог проходили схода, с осмотром с воды применяя взаимостраховку. После порога №46 мощная шивера.

Перед навесным мостом нужно зачалиться к правому берегу для осмотра и организации страховки.

Порог №47.

Состоит из четырех ступеней с перепадом высот до 2,5 м. Первая ступень находится перед пешеходным мостом. Представляет собой крутой чистый слив. Проходили по центру. Два каяка перевернулись, Микрюков выполнил эскимосский переворот, Наумкину спасли катамараном на плесе за сливом.

Вторая ступень начинается прижимом к левому берегу и заканчивается прижимом к выступающей скале правого берега 1,5 метровым сливом. Проходили схода с взаимостраховкой.

Третья ступень – с прямым сливом и глубокой пенной ямой. Проходили схода по основной струе.

Четвертая ступень, с прямым сливом и валами до 1 м, проходится легко схода. За ней Чаткал сужается до 3,9м («Диафрагма») , в сужении водоворот.

В дальнейшем Чаткал еще 2 км протекает в узком каньоне с простыми сливами. Затем река делает крутой поворот и выходит из каньона в узкую долину. Правый берег понижается, с обеих сторон образуются террасы. Основные препятствия на этом участке — перекаты и несложные шиверы. мы проходили с осмотром с воды при взаимостраховке. В конце ущелья надо быть внимательным, т.к. после впадения реки Пальтау на правом повороте начинается порог №48 «Аурахмат».

Порог №48.

Порог раньше был двухступенчатый, теперь вторая ступень размыта и превратилась в быстроток. Длина порога 150м , русло на всем протяжении забито камнями и в нем образуются крутые сливы. Проходили по центру, применяя взаимостраховку.

Далее до автомобильного моста река протекает по дну не наполненного в этот период времени водохранилища. Препятствий нет.

Сплав закончили в 200м ниже моста. Выход из каньона не очень удобен. Разбирали средства сплава в саду около моста. На следующий день уехали в Ташкент.

Итоги путешествия.

Выводы и рекомендации.

Маршрут группа прошла полностью всем составом, совершив сплав через все препятствия за исключением 9-го слива в первом каньоне и порога Харкуш, которые  были обнесены по указанию МКК. Все члены группы показали хорошую моральную, физическую и техническую подготовку, что позволило безаварийно пройти маршрут.

Поход проводился в составе школы ВТП. На маршруте были организованы дневки для организации учебного процесса. Для дневок можно рекомендовать стоянки около порогов «Кишлаксай», «Харкуш» и «Шаврез».

Река Чаткал очень удобна для сплава и организации учебного процесса тем, что препятствия идут по нарастающей сложности и ее можно использовать для подготовки участников к прохождению средне-азиатских маршрутов 6 категории сложности.

Схема №1
Схема №1
Схема №2
Схема №2
Схема №3
Схема №3
Схема №4
Схема №4
Схема №5
Схема №5
Схема №6
Схема №6
Схема №7
Схема №7