Треккинг. Снаряжение. Рюкзак.
Андрей Толстых (Толстович)
Во что положишь, — то и попрёшь.
Быстро летит время. Вроде совсем недавно пришивали к «абалаку» длинный тубус, а размеры пятой точки туриста служили, в прямом смысле, весомым аргументом для правильной укладки рюкзака.
«Ермак» казался совершенством. Удивительно, но с капроновым (был ещё брезентовый) вариантом ходят до сих пор, встречал прошлым летом. Хотя это и неудачная копия французского «Vale» 60-х годов.
Когда, будучи студентом, я купил в «Туристе» на Первомайке новый рюкзак «Турист» (авизент, титановый станок), друзья дружно крутили пальцем у виска, — за такие деньги он сам ходить должен! 60 рублей советскими. Полторы стипендии.
Станок выбросил на первом же Саянском перевале. Ну не подошёл он к моей спине.
Был у меня ещё один интересный, рука не поднимается написать, «рюкзак» — «Сумган». Дюралевый станок, выполненный по мотивам поняги сибирских охотников, к которому привязывались 4 чехла на молниях. На первый взгляд удобно – спальник, палатка, еда, личная снаряга. Но на практике всё оказалось сложнее.В тайге рюкзак цеплялся станком и мешками за всё, что только можно, на бёдрах появились синяки от станка , отдавая болью при каждом шаге. А преодолевая завалы и броды, вспоминал недобрыми словами тот день и час, когда «Сумган» оказался за моими плечами.
Потом появились публикации по самодельному снаряжению. Сравнивая прочитанное и увиденное в магазинах, многие сели за швейную машинку. Парашюты с 42-го километра, авизент из «Бивака», каландр из Котовска, срезанные на рязанских улицах «колокольчики»… Вспомним это время с улыбкой.
Безстанковые самоделки, с появлением ижевских ковриков из «пенки» (вспененный полиуретан), пошли по двум направлениям, определяя сегодняшний рынок рюкзаков:
1.Большой мешок из парашюта или тонкого капрона, внутрь которого вставлялся свёрнутый цилиндром коврик из пенки, образуя пространственный каркас.
2.Анатомический рюкзак, повторяющий формой мешка изгибы спины.
Производителей рюкзаков, доступных на российском рынке, хватает. В рязанских магазинах треккинговый рюкзак, в принципе, можно найти «под себя», но выбор ограничен. В ряде фирм могут привезти некоторые модели под заказ, но удобнее и быстрей, наверное, съездить в Москву.
Модельный ряд рюкзаков абсолютно всех известных мне российских производителей сложился из трёх составляющих:
1.Модели, сшитые когда-то своими руками, проверенные своими плечами и плечами друзей и выведенные в серийное производство. Обычно не меняются годами конструктивно. Сравнив рюкзаки разных лет, можно найти лишь отличающуюся фурнитуру, цветовое решение и, может быть, материал. Такие модели производят, например, «Туриндустрия», «Nova Tоur», «Red Fox», «Октопус»и другие.
2.Модели, «скопированные» 1:1 у известных зарубежных производителей. Как правило, копии в 99% случаев хуже оригинала.
3.Дизайнерские модели, созданные для увеличения ассортимента выпускаемой продукции.
Как известно, все российские компании по производству тур.снаряжения основаны бывшими (или поныне действующими) туристами – альпинистами. В зависимости от вида туризма, который отцы-основатели практиковали, конструктивно различается и выпускаемое ими снаряжение. В фирмах, основанных «горниками» и «альпами» трудно найти нормальный треккинговый рюкзак. И наоборот, уменьшенный в объёме рюкзак для «пешки» с целой кучей пришитых «прибамбасов», не превратится в штурмовой горный. Зная историю компании, можно с большой долей уверенности предположить, чего ждать от продукции этой компании.
У иностранных производителей, в силу исторически сложившихся причин, найти пешеходный рюкзак практически невозможно. Я имею в виду достаточный объём мешка для автономного пешеходного маршрута длительностью более 10-14 дней. Если переносимый на «пешке» милыми дамами вес и объём умещается в 50-65 литров, то найти 80-ти – 120-ти литровую «салеву» или «татонку» для среднестатистического по габаритам туриста нереально.
Попробую дать свою оценку конструкциям и материалам треккинговых рюкзаков и советы по их покупке и эксплуатации.
Туристический рюкзак – это мешок из ткани с лямками для длительного переноса туристом снаряжения. Одевается на плечи, носится за спиной.
Я буду рассматривать только наиболее актуальные современные модели: бескаркасная 100% синтетическая конструкция.
Мешок.
Ткань должна быть прочной и водоотталкивающей. На сегодняшний день идеальная ткань для рюкзака – Cordura плотностью 600-2000D. Ткань дорогая, и, если вы не покупаете рюкзак на всю жизнь и не привыкаете к вещам, можно вполне согласиться на другой материал. Скажем, авизент или оксфорд тоже прочны достаточно, а от дождя рюкзак прекрасно защищает кальдера (чехол на рюкзак).
Нитки, которыми прошит мешок, должны быть капроновыми или лавсановыми, концы обязательно оплавлены.
Мешок может быть по конструкции одно-объемным или двух объемным – когда основной объём рюкзака разделён, чаще поперёк, перемычкой из ткани на молнии или пришитой.
По способу загрузки различаются рюкзаки с верхним входом, с верхним и нижним входом, в последнее время появились модели ещё и с дополнительными боковыми входами. 1 или не 1 объём – дело личных предпочтений, некоторые компании выпускают модель в двух вариантах загрузки. Но количество деталей пропорционально снижает надёжность предмета в целом.
Сверху мешок имеет тубус, как правило, из более тонкой, чем основная ёмкость ткани. Весь объём закрывается клапаном, предпочтительнее «плавающим». Цвет рюкзака – дело вкуса. Но не надо забывать, что в труднодоступных районах нашей страны у определённой части населения камуфляжная расцветка снаряжения ассоциируется с силовыми ведомствами. А у другой части населения, которая охраняет первую часть, камуфляж вызывает нездоровый интерес: прячется, значит, неспроста. Значит, надо проверять и не пущать.
Целесообразность металлической фурнитуры, количества карманов, утяжек, сетчатых подвесов и т.д. спорна. Но если фурнитура пластиковая, то только Duraflex или Nexus. Молнии в хорошем рюкзаке – только YKK. Кстати, преимуществ водонепроницаемые молнии не дают.
Конструкция спины.
Недопустимо наличие в рюкзаке поролона. Намочив, высушить нереально. В спине могут использоваться дюралевые (в дорогих рюкзаках – титановые) или пластиковые латы (пластины). Лучше – профилированные анатомически и съёмные. Форма лат – W ,Y, U, X, M или П – образная никаких преимуществ не даёт. В мешок, в котором нет жёстких лат, а есть лишь полиуретановые или пенополиэтиленовые вставки, можно положить мах. 10кг. Если больше – это уже не поход, а какая-то борьба с собственным здоровьем.
Различные валики и площадки под спину – опять же дело вкуса и привычки. Наличие в конструкции рюкзака вентилируемой сетки типа Air Mash существенных преимуществ в эксплуатации изделия не даёт. Точно так же, как и конструкция поясного (бедренного) ремня. Бывают съёмные и несъёмные. С пряжкой-трезубцем и пряжкой-самосбросом. Я предпочитаю намертво пришитый. Всё равно с какой пряжкой на поясе.
Кармашек для мобильного телефона, питьевая система, органайзер для мелочей, кошелёк на пояснике, грудные утяжки, «люляки» на лямках и т.д. навороты на 100-120 литровом рюкзаке иначе, чем бредом маркетологов и конструкторов, не объясняются.
Лямки практически на всех современных рюкзаках S-образные.
Подвесная система.
Должна быть обязательно регулируемой. У разных производителей могут быть разные торговые названия одной и той же системы. Как правило, регулировка «под себя» производится если и не один раз, то крайне редко. Поэтому не стоит обращать внимание на фразу «быстрая регулировка подвесной системы» в аннотации к рюкзаку. А вот на что следует обращать внимание, так это на надёжность крепления, будь то липучка Velcro или стропы.
Выбор рюкзака.
Самый проверенный способ приобретения рюкзака, как впрочем, много ещё какого снаряжения, это «как у Васи». Т.е. вы видите рюкзак у своего друга, знакомого или незнакомого, просите примерить и понимаете, — это то, что вам нужно.
Обязательно, даже покупая в магазине рюкзак «как у Васи», примерьте его с набитым мешком. В приличном магазине продавец или консультант всегда пойдёт вам навстречу и заполнит рюкзак спальными мешками, упакованными палатками и т.д. не стоит только делать примерку с бумагой или картонной коробкой внутри. Заведомо некорректно.
Итак, примерка.
Рюкзак загружен, все регулирующие ремни ослаблены. Последовательность, с которой затягиваются ремни, такая:
1. Начинать надо снизу, с набедренного пояса, середина которого должна приходиться примерно на тазобедренные кости.
2. Натягиваем наплечные ремни. Они должны хорошо прилегать к плечам, но не надо затягивать их слишком туго, иначе разгрузится поясник, и вся нагрузка будет на плечах.
3. Подтягиваем ремни регулировки позиции рюкзака, они расположены над наплечными ремнями.
В реальности, на маршруте вы будете ещё регулировать утяжки, клапан и т.д. а при примерке главное правило – если после всех регулировок вы всё равно ощущаете дискомфорт и неудобство, откажитесь от этого рюкзака. Здоровье важней. Попробуйте другую модель или просто другой рюкзак той же модели. Шьют рюкзаки люди, поэтому два рюкзака одной модели различаются.
Объём рюкзака.
У разных производителей разная методика подсчёта объёма. Одни считают геометрический объём мешка и отдельно указывают дополнительные объёмы, например, клапана. Другие считают отдельно объёмы всех кармашков, тубуса, клапана. В результате, видя перед собой два разных рюкзака объёмом, например, 80 литров, недоумеваешь – кто тебя обманывает больше?
Так что, заявленный объём – показатель относительный. Как говориться, если правильно укладывать, в рюкзак входит такое количество вещей, что их суммарный объём гораздо больше объёма рюкзака.
Итак, вы стали обладателем качественного рюкзака из высокотехнологичных тканей.
Чтобы он служил вам долго, помните, что со временем водонепроницаемые и грязезащитные свойства материалов ухудшаются, для их восстановления необходимо обрабатывать рюкзак специальными очистителями и пропитками типа «никвэкс», «конгур». Не стирайте рюкзак в стиральной машине. Не стирайте его в горячей воде.
Ломается всё. Поэтому в рюкзаке на маршруте обязательно должен быть минимальный ремнабор: иголки с капроновыми или лавсановыми нитками, кусок материи на заплатки размером с ладонь, метр стропы, булавки, бегунок молнии, запасная пряжка на поясник, пара пряжек-трезубцев нужного типоразмера. Вместо трёхщелевых пряжек лучше взять несколько колец для нанизывания дверных ключей, их в случае поломки штатных пряжек проще и быстрее заменить.
Да, помни, что в правильном рюкзаке всё должно быть сверху.
А по большому счёту, не так уж важно, что у тебя за плечами.
Гораздо важнее – что на плечах.
А рюкзак? Ну что — рюкзак? Придёт опыт, придёт понимание правильного, нужного именно тебе рюкзака и пешие маршруты откроются перед тобой во всей своей красоте.
Моя цель – лишь немного помочь тебе в этом.
Андрей Толстых (Толстович)
Автор выражает своё спасибо директору Рязанского СТООЦ Александру Ситникову за предоставленные материалы по тематике данной статьи.
- 19.5.08 16:12 embol-sy Да, блеснул эрудицией! Обзор не плохой, но как разит субъективизмом!
Так, некоторые замечания к содержанию статьи.
Лучшие самоделки «слизаны» фирмами и поставлены на конвейер.
О материале рюкзаков: и чем же хороший брезент хуже любой синтетики?
Механически превосходит, от влаги защищает вкладыш и не скользит по спине!
Поясник: хороший, правильный поясной ремень берёт на себя до 50% веса и
переносит его на бёдра.
Кальдера не всегда хороша. В лесу она моментально превращается в лохмотья. Только для открытой местности.
Самый хороший рюкзак тот, который полностью устраивает свего хозяина и
многократно опробован. Плохой — может превратить самое увлекательное
путешествие в беcсмысленную тяжёлую работу по переноске тяжестей.