Европейская часть России

Отчет об экспедиции по рудникам Поволжья.

Текст и фото Алексея Янаки.

В начале января 2012 года рязанской группой спелестологов «Стикс» была проведена экспедиция по рудникам Поволжья (Самарская область). Основной задачей являлся поиск и обследование битумных штолен в р-не поселка Первомайский, после чего планировалось посещение знаменитой каменоломни «Сокские штольни» в пригороде Самары.

Битумные штольни представляют собой выработки в известняке, богатом выходами самородного битума. Именно этот битум служил сырьем для изготовления первого в России асфальта.

Штольни расположены в обрывистом берегу Волги, ширина которой в этом месте более двух километров. Чтобы до них добраться, надо было двигаться по льду, преодолевая бескрайние заснеженные просторы.

Один из входов в обнажении известняка.
Битумная штольня.
Штольня заканчивается забоем. Спелестологи осматривают породу в забое.

 

На потолке видны выходы битума.

 

Наиболее крупные выработки состоят из нескольких штреков. В местах их соединения образуются обширные залы.

 

Разведочный штрек в дальней части выработки.

Разведочный штрек в дальней части выработки. Он вырублен в рост невысокого человека, при этом штрек около 30 метров длиной. Когда находишься в нем, кажется, что тебя проглотила гигантская щука…

Во время ночного поиска входы и участки берега освещаются сигнальными ракетами.

Закончив осмотр и картирование битумных штолен, мы перебросились под Самару в район Сокских штолен. Это – знаменитая известняковая каменоломня общей протяженностью более 20-ти километров. Она находится в получасе езды от Самары. Выработка примечательна тем, что в ней можно наблюдать инженерно – технические решения и способы добычи камня (в данном случае – химически чистого известняка). Уцелели целые участки подземной узкоколейки со стрелками и вагонетками, огромные штреки с крепями и подземные мосты… Добыча в этом районе велась до начала 60-х годов. Во времена ГУЛАГа под землей работали заключенные.

Участок штрека с крепями.

 

У входа в подземный базовый лагерь.

 

Поворот узкоколейки на развилке штреков.
Поезд загружен породой. Каждая вагонетка вмещает по 2 тонны камня.
Ледяные сталагмиты.

 Лед имеет разные оттенки из-за разной концентрации растворенного в воде вещества, в свете фонарей он сияет причудливыми цветами…

Транспортный штрек.

Для безопасности в нем был установлен так называемый «Сплошной оклад» — от падения камней со стен и потолка горняков защищали сплошные ряды бревен. Со временем оклад рухнул, местами образовав непроходимые завалы.


Огромный зал с пересечением узкоколейных веток и забытым поездом.

Подземный мост

Подземный мост через штрек в старой части выработки. По нему горняки шли к месту проведения работ.

Все поставленные нами задачи в ходе экспедиции были успешно решены. Каждый подобный выезд – это потрясающее приключение с морем впечатлений и позитивных эмоций. К счастью, подземных объектов в России столько, что хватит не на одну жизнь!

Январь 2012г, Самарская область.

ztv

Recent Posts

Открытое командное первенство туристов водников 2023

ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…

10 месяцев ago

Анонс Ночной ПРАгулки 2023!

Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.

10 месяцев ago

Андрей Бердинских. Нагорный Карабах, река Тертер. Дневник водного похода на плотах. весна 1976. Часть №2

Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…

1 год ago

Андрей Бердинских. Покорение Койсу (записки авантюриста), май 1974. Дневник и стихи. Часть №1

Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…

1 год ago

Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности

Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности

1 год ago