Европейская часть России

«Поволжские тюльпаны». Автопутешествие

Екатерина Белякова

Поволжские тюльпаны 2013.

Отчет.

Для меня началось все однажды утром, еще аж в марте, когда я увидела объявление Гилса вконтактике о том, что Артем собирает группу кататься по Поволжью. Думала я минуты три: прикидывала график и расстановку в нем стратегически важных дат. После этих нелегких трех минут решила, что дольше думать — вредно, и написала, что ХАЧУ!

Потом было весело, когда однажды утром мне пришла смска от Гилса о том, что нужна от меня анкета на получение пропуска.. и нужна, как обычно, вчера, а я мало того, что в другой стране — у меня под боком ни компьютера нет, ни интернета, ни сканера.. и ваще я сплю 🙂 Но, в общем, выкрутилась.. Где наша ни пропадала — и там пропадала, и там..

Естественно, как это всегда бывает, к моменту старта успело случиться несколько местечковых апокалипсисов, все последствия устранены, сломанное починено, дела улажены, раскладка куплена и упакована, вещи собраны, клиенты предупреждены и любимая работа послана на все имеющиеся в алфавите буквы. В общем, собрались!

27 апреля

Ночь была проведена в сборах, ибо сколько на них времени ни отводи, они займут все это время без остатка плюс еще несколько минут. Потому приняли волевое решение опустить сон вообще. И прособирались ровно до приезда Гриши…

Гриша позвонил в 4:20 с мыслью, что он уже близко, а потому давайте-ка выползайте на улицу. Мы с Олегом, как дисциплинированные, вылезли к подъезду и стали ждать. Через 20 минут Гриши все еще где-то у нас по дворам выписывал задом круголя.. Увидели мы его еще только через 10 минут..

Открыли багажник и тихонько офигели: в этой огромной машине совершенно не осталось места для наших полутора рюкзаков и фотоаппарата (поясню: фотоаппарат — это еще один не очень большой, но все-таки рюкзак).

Последующие еще минут 10 мы с матами и вприсядку, осознавая, что уже опаздываем на место сбора, трамбовали машину.. Шмотки аккуратным тетрисом в багажник все не влезли, пришлось большую кучу сгрузить в салон. В итоге до места сбора мы с Олегом ехали в форме буквы зю и под шмотками.

Встречаться мы должны были на заправке BP, сразу после МКАДА на трассе М4. Мы приехали на заправку, но в итоге оказалось, что не на ту..

Назначили следующее место встречи, на следующей заправке.. и снова не встретились.. а потом еще раз не встретились, и еще..

В итоге встреча состоялась аж в 6:00 и после первого толла платного участка трассы.

Поздоровались, перепаковались, перекурили и двинулись в заданном направлении — на Воронеж.

Первая остановка случилась после второго толла — Теме нужно было заменить колесо. А первая серьезная неполадка произошла по пути к третьему толлу. Тема сказал, что у него очень сильно греется машина, а потому пришлось выруливать из пробки на обочину и выяснять, в чем, собственно, дело..

В чем же все-таки конкретно было дело, так и не поняли, но отсекли, что разгоняться больше 110 км/ч Теме не рекомендуется. Остальное не возбраняется. Поэтому почти спокойно двинулись дальше.

Потом мы позавтракали в придорожной кафешке и ехали.. ехали.. ехали.. Аж до самой объездной Воронежа ехали. На объездной резко встали в пробку и ехать перестали.. Кое-как, где по обочине, где честно постояв, а где напрямую по уже построенной, но еще не открытой дороге, не встретив кирпича и почему-то не увидев ни одного стража законов, выбрались из пробки, потеряв на эту затею полтора часа времени. Надо заметить, всего полтора часа, что посчитали небывалой удачей.

Дальше, уже сильно уставшие и с трудом соображавшие двинулись по хорде на М6. Хорда оказалась очень живописной дорожкой. Даже разок останавливались с целью панорамку отснять..

Выбравшись на М6, остановились пожевать. Кто-то дожевывал то, что набрал с собой из дома.. Мы были в числе тех, кто все домашнее дожевал еще утром, а потому пошли на поиски кафешки.

Накануне ночью спали все предельно мало, а кто-то вообще не удосужился, поэтому к моменту этой остановке народ был уже совсем никакой.. Очень хотелось отдохнуть, а в идеале – завалиться спать не меньше, чем часов на 17. После долгого совещания решили, что надо рвать в небольшой домик далеко в лесу, недалеко от поселка городского типа Михайловское, на берегу речки Медведицы. Там есть кровати, там есть крыша над головой, удобства и не придется ставить палатки..

Добирались уже по глубокой темноте, честно попытались свернуть не туда и всячески стараясь не пропустить нужные повороты. Зато база оказалась очень уютной.

Было решено ужин не готовить, а обойтись чаем, но когда чай был объявлен готовым, в живых осталось всего 4 человека..

28  апреля

Лично для меня ночь прошла крайне неспокойно. Как выяснилось утром, в домике присутствовала еще одна кровать, на которой можно было спокойно лечь, но мы ее почему-то не заметили, поэтому легли с Олегом на одну, что вылилось для меня в пять часов беспокойного сна в одной позе, прижатой к стенке. Было совершенно ужасно, но выбора я себе не оставила.

Поэтому когда в 6:30 утра в домик завалился Гришин друг взимать арендную плату и просто пообщаться, я с облегчением проснулась. Тем более, что Гриша сразу после этого решил, что мне спать уже достаточно, поскольку по лесу носятся косули и мне жизненно необходимо их всех перефотографировать! Мои стоны на тему того, что 5 часов сна – это мало после 39-часовых суток – и я бы с удовольствием переползла бы в спальнике на пол и проспала бы еще хотя бы часов эдак 6, самым мужественным образом были проигнорированы.

Стоило мне оторвать организм от горизонтальной плоскости, муж тут же лег в позу морской звезды и шансов вернуться в теплый спальник у меня не стало. Пришлось прийти в себя и идти пить кофе и собираться. Надо сказать, на сборы мы потратили всего час и в составе четырех человек: Гриша, Женя, Ира и я – двинулись искать зверушек.

Лес оказался на редкость живописным и было, на что посмотреть и без косуль..

Я всю дорогу торчала из люка с фотоаппаратом, Гриша пытался ехать медленно, но ему это слабо удавалось, всей толпой травили байки и пытались встретить местную живность. Видели даже одну козу где-то далеко за деревьями, но она как-то очень уж быстро сбежала по своим делам. После полутора часов такой «фотоохоты» мы выехали на крутой и очень живописный берег Медведицы.

Вылезли из машины, размяли ноги, сделали пару кадров и двинулись в обратный путь. И встретили-таки козу, хотя я уже не верила в ее существование.

Анималист из меня, конечно, никакой, да и на машине фотографировать диких зверей ездить как-то странно, но фотография убегающей зверушки у меня теперь есть!

В домик мы вернулись уже ближе к 10-ти утра. Там к этому времени уже началось активное шевеление: народ проснулся и начал бурную деятельность по приготовлению завтрака.

Пока позавтракали, пока собрались, пока туда-сюда и вообще, наступило примерно 12:30 и мы двинулись в Волгоград.

Основным пунктом программы на сегодня был осмотр главной достопримечательности города, Мамаева кургана и Родины-матери. Я не питала каких-то особых иллюзий и вообще не была уверена в том, что меня может как- то впечатлить размер статуи.. Как я ошибалась! Издалека Родина-мать действительно как-то не вызывала особых эмоций, но вот стоило подойти к подножию.. Она действительно огромна! И весь мемориальный комплекс огромен под стать центральной фигуре. Респект и уважуха приступам гигантизма во всех их проявлениях.

Для сравнения: «Родина-мать зовет» и пара человечков:

Что касается самого архитектурного комплекса – очень впечатлило.. Интересно было побродить мимо стен, почитать надписи, порассматривать фигуры, посмотреть смену почетного караула у вечного огня. Наверное, это самый интересный и огромный мемориал, который я когда-либо встречала.

После осмотра мемориала, около 18:00, мы поехали в ближайший торговый центр с целью перекусить чего-нибудь и докупить недостающих элементов раскладки.

В 20:00 мы выдвинулись на нашу стоянку в 35 км от города. Там нас ждала недостающая часть команды, еще один экипаж из Волгограда в составе Саши, Ромы и Марины. Они встречали нас вкуснейшим шашлыком и не менее вкусным салатом из настоящих овощей. Низкий поклон поварам!

Вечер для многих закончился сильно после полуночи, меня же сморило почти сразу после того, как в меня попала горячая пища.

29  апреля.

За ночь у Гилса из машины катапультировался антифриз. «Ндаааа… чего это он?» — подумали наши мужики и столпились вокруг машины. Пока пытались понять загадочные причины, пока плясали вокруг Делики с бубном и формировали отряд за антифризом, пока этот отряд тот самый антифриз добывал, пока туда-сюда, а еще собирались, паковались и доедали все, что попадалось на глаза, яркое солнышко делало свое тихое недоброе дело: сгорела практически вся непривычная к лету московская часть команды.

И до кучи поднялся такой ветер, что начало сдувать все, что не прибито. Тихонько наступило 16:00 и мы наконец-то тронулись в путь.

Через 30 километров мы свернули в степь. Отъехали от цивилизации всего ничего, и за бортом начали показывать.. орлов. Они по большей части сидели на свои гнездах и я, конечно же, не удержалась от соблазна подкрасться поближе.

А еще чуть дальше по пути нашего следования мы встретили то, за чем проделали весь этот путь – тюльпаны.

Правда, как выяснилось позже, тюльпаны в степи цветут в середине месяца, и к середине двадцатых чисел уже благополучно отцветают. Но нам невероятно повезло: из-за поздней весны тюльпаны зацвели на почти десять дней позже. Но мы все равно опоздали дня на четыре. Зато увидели! Хоть и на излете, хоть не до горизонта все в цветах, но увидели же!

Ну и мне со светом повезло: дело происходило на закате.

Сразу после заката доехали до нашей точки ночевки – до озера Булухта, и на нем заночевали.

30  апреля.

Степь – это зрелище немного странное и совершенно непривычное. Глазу зацепиться совершенно не за что, ориентиров нет никаких, кроме солнца, если его не закрывают тучки. А тучками его закрывает довольно редко, поэтому все время чувствуешь себя как на сковородке, а масло от загара способствует появлению красивой золотистой корочки – хоть сейчас на стол подавай.

В общем, утро было жарким, а вчерашние ожоги смазывались всевозможными кремами из аптечек..

Несмотря на все неудобства и совершенную неохоту вообще двигаться, солнышко все-таки всех разогнало по машинам и в 13:30 мы выехали дальше по маршруту.

Буквально через несколько минут доехали до места, где можно было удобнее и ближе всего подойти к озеру и залипли там на полчасика.

Я никогда раньше не видела солончаков, но довольно давно мечтала на них посмотреть. И вот – свершилось! И там действительно есть, на что посмотреть… Соль похожа на изморозь под ногами. Она оседает кристалликами повсюду, куда добирается озеро. Получается эдакий седой завораживающий пейзаж.

Вдоволь нагулявшись по солончаку и тщательно после этого отмывшись, мы двинулись дальше. По маршруту предстояло в этот день посмотреть еще карстовый провал и курган. Карстовый провал на поверку оказался метрового диаметра неглубокой ямкой. Народ постоял рядом, почесал затылки, развернулся и пошел обратно по машинам. Мы-то ожидали чего-то грандиозного.. еще в Москве думали, а не взять ли с собой веревок и снаряжения для спуска.. а тут такое разочарование!

Кургана с пятиста метров мы тоже как-то не углядели. По нашему расчету курган – это какой никакой, а все же пупырь, возвышенность на фоне необъятной и плоской, как стол, степи. Судя по всему, он был по размерам такой же, как провал, поэтому мы не стали к нему даже сворачивать – поехали дальше.

В 16:30 у Темы в машине рванул баллон с водой. Остановились.. заодно и пообедали. Уложились с супом и чаем в 1 час и 20 минут.

Поехали дальше.. по песчаным дорогам, с ужасом представляя себе эти дороги сразу после дождя. По счастью, небо было чистое, под колесами пыль, вокруг необъятная степь..

Под вечер заехали посмотреть старое мусульманское кладбище на берегу небольшой речки. И вот тут впервые с тех пор, как мы уехали от цивилизации, вдруг прорезалась связь! Большей части команды почему-то стало резко не до кладбища, но тут уж ничего не поделаешь – мы люди, испорченные благами цивилизации!

Ее несколько позже мы почувствовали приближение цивилизации. Дорога стала накатанной и на ней внезапно вырос дорожный знак. Мы этот знак обсмеяли со всех сторон, форсировали овраг, перед которым этот знак стоял и поехали дальше, искать ночевку..

На закате воткнулись в пруд Чапаевский, на котором и заночевали, долго перед этим договариваясь со сторожем и руководством. В итоге отдали целых 300 рублей за пользование то ли беседкой, то ли мангалом, который нам и даром был не нужен.

1  мая.

«Сегодня великий день!» — подумали мы и повскакивали в 9:00, чтобы попробовать выехать к 10:30 – впереди нас ждало озеро Эльтон и целая экскурсия, о которой мы договорились заранее, еще будучи на пруду.

Мы выехали к 11:00. И ехали быстро, оставляя за собой красивый шлейф пылищи до небес…

В 12:00 мы въехали в поселок Эльтон. Довольно быстро для нас организовался экскурсовод: тетенька казенного вида собрала со всех денежку и сообщила отличную новость: на нашу группу не нашлось автобуса, а поскольку мы на своих машинах и у нас даже рации есть, она просто сядет в одну из машин и мы всей толпой поедем смотреть сначала гору Улаган, а потом собственно озеро.

Возражающих, конечно же, не нашлось: ну кому захочется из своих комфортных машин, еще и нагруженных под завязку дорогими сердцу вещами, добровольно пересаживаться в какой-то автобус?

Мы сбегали в небольшой магазинчик неподалеку за водой и мароженкой, погрузились в машины и поехали смотреть гору Улаган.

Гора Улаган, высотой аж 69 метров над уровнем моря, тут была самой высокой точкой ландшафта. По сути это растущий соляной купол, который вспучивается ежегодно на 2 миллиметра и богат всякими ископаемыми окаменелостями, в частности можно встретить огромное количество аммонитов и грифей.

(Картинка из Википедии)

Аммониты – это вымерший подкласс головоногих моллюсков. Грифеи – тоже древние моллюски, раковина которых напоминает клюв грифа. Соответственно тут мы могли обнаружить их окаменелые раковины и отпечатки на камнях.

Услышав, что сюда, на эту гору, на экскурсии периодически приезжают дети и начинают копаться в земле в поисках этих самых окаменелостей, народ похватал лопаты и ринулся рыть!

Развлекались так минут 10-15 и даже чего-то окаменелого нарыли.

Дальше мы двинулись смотреть на озеро Эльтон. С экскурсией нам было разрешено проехать на дамбу, которая тут гордо называлась полуостровом.

Тут было интересно узнать, что та жижа, которую мы привыкли называть соленой водой, называется рапа и в озере Эльтон концентрация достигает 400- 600 гр соли на литр воды. И сейчас, пока воды много, озеро розового цвета, а к осени, когда концентрация будет максимальна, оно приобретет желтый оттенок.

А кристаллики соли растут с поверхности рапы, вглубь.

Нам было разрешено погулять по рапе, набрать целебной жижи с целью привезти домой и зимой лечиться ей во время простуд… да и вообще использовать ее как панацею, от всего вообще и до кучи от доселе неизвестных недугов.

Завершающим пунктом программы было посещение минерального источника на одной из окрестных речек. Мне этот источник запомнился маленькой звонкой лягушкой. Она оглушительно квакала, раздувая свой пузырь. Я, конечно, в курсе, что лягушки – тварюшки громкие, но где там, в этой крошечной зверушке столько звука помещается, мне, кажется, никогда не постичь.

Вернувшись в поселок в 15:30, мы попрощались с нашим волгоградским экипажем. Ребята составили нам чудесную компанию, но, к сожалению, им нужно было возвращаться домой – ждали бесчисленные дела.

А мы задались великой целью чего-нибудь пожевать и, раз уж мы выбрались с солончаков и по дороге они нам больше не светят, решили отмыть с машин соленую грязь, угрожавшую благополучию машин.

Хотели сделать все одновременно: кто-то сидит в кафешке, а кто-то моется, но занятие растянулось на неприлично долгое время из-за поломки пеномашины. Гриша ее героически чинил, народ изнывал от жары, а кафешка, кстати, оказалась почти несъедобной.

В итоге помойка растянулась почти до заката. Мытый Гриша большей частью экипажа двинулся обратно на ночевку на Чапаевский пруд, мытый Тема, пока мыли Гилса, с Яной и Таней съездили посмотреть на еще одно кладбище, а ближе к закату, когда наконец-то всех домыли, двумя уже экипажами мы поехали смотреть закат над Эльтоном.

Нам очень повезло: закат нам достался шикарный. Не просто красное солнышко и линия горизонта, а еще и немного облачков.. и вообще я тихонько сходила с ума и тратила кадры.

После заката двинулись на пруд за Гришей. Поехали туда по асфальту, вопреки утверждению, что короткая дорога – это дорога, которую знаешь. Но ни разу не пожалели: оказалось действительно ближе, а по пути, пока ждали паровоза на переезде, заехали на мемориал у Ингеловского разъезда: братскую могилу времен второй мировой и памятник семьям металлургов.

И последней достопримечательностью на сегодня оказался очень смелый ежик, которого мы встретили в степи, догнали и потискали J

2  мая

Подъем случился в 9 утра. До 10-ти нам необходимо было освободить беседку, поскольку должен был приехать директор заказника и расположиться в ней.

Поэтому мы спешно смастерили завтрак и довольно оперативно собрались. И в 10:30 были готовы двинуться в путь.

Выехали, правда, все равно в 10:45.

В населенном пункте с редким названием Путь Ильича мы вылезли на асфальт и поехали в Палласовку. Там планировалась первая за три дня заправка.

По дороге в Палласовку нас накрыло небольшим дождем. Мы вздохнули с облегчением: хорошо, что не в степи! Забегая вперед, скажу, что нам этот дождик потом обернулся целой кучей радостей, но обо всем по порядку.

Залив баки, мы двинулись смотреть достопримечательности. Степь осталась позади, а нам предстояло посмотреть несколько лютеранских кирх, построенных немецкими колонистами, приглашенными на поселение Екатериной II.

И первая такая кирха на нашем пути располагалась в селе Верхний Еруслан и называлась Гнадентау.

С 1998 года и до своей смерти пастор Андрей Витальевич Паутов своими силами и на пожертвования прихожан восстанавливал кирху. Потом восстановление приостановили и нашим глазам досталась почти полностью восстановленная снаружи церковь.

Дальше по плану нам нужно было ехать к роднику Салтовская дубрава. Там мы планировали пообедать. Ничего не предвещало..

Для того, чтобы попасть к роднику, нужно было проехать через деревню Салтовка. И вот тут-то нам и аукнулся давешний дождик. Судя по всему тут был не просто дождик, а какой-то водопад. Дорога превратилась даже в не непроезжую, а уже в непроходимую.

Очень не хотелось пачкать вчера только отмытые машины, но в какой-то момент стало совсем не до чистоты. Г..на стало по самую крышу и машину так сильно носило, что наши водители только и успевали, что уворачиваться от столбов, которые стояли по обеим сторонам казалось бы широкой дороги.

Позже назвали эту г..нодеревню – спец участок Салтовка. И доехав до родника, почти на полном серьезе ждали местных жителей с вилами, пришедших мстиь за вконец раздолбанную дорогу. Хотя, мне кажется, ее и до нас особо не было.

До родника мы не доехали всего, наверное, метров 50: увидели красивый цветущий сад и остановились пощелкать.

Груши, вишни и яблони – все цвело и после нескольких дней, когда мы вообще почти не видели деревьев, этот сад показался почти раем. Жаль, что залипнуть с фотоаппаратом над цветочками надолго не дали – все уже хотели чего-нибудь пожевать, а потому стремились на родник. Мы расселись по машинам, выстроились в колонну.. и неожиданно приехали.

В том же самом саду, только на другой стороне небольшой канавки, и

располагался тот самый источник, на который мы ехали обедать. Там даже было оборудовано место под пикники: стол, пара скамеек и даже домик-удобства..

Все красиво, живописно и уютно. Правда, рядом, как ни прискорбно, была навалена куча мусора, что свело на нет желание остаться здесь подольше.

Достали продукты, сваяли обед, поели, довольно скоропостижно собрались и поехали дальше.

Через какое-то время мы свернули на песчаные дороги Дьяковского леса. Это самый южный реликтовый лесной массив в Европе, имеющий статус памятника природы.

По сырому песку мы пробрались довольно глубоко вглубь леса, где внезапно встретили большую поляну диких ирисов. Естественно, проехать мимо не смогли – высыпали посмотреть.. Ирисы были всех возможных цветов, что просто так встретить в природе довольно нелегко, а тут, прям, изобилие!

Вообще Дьяковский лес – место необычное. В 2008 году он горел, но и того, что осталось, хватило, чтобы успеть поудивляться. Во-первых, ирисы. В таких количествах и таких оттенков. Во-вторых, сам факт наличия лесного массива так далеко на юге, на границе степи. Я ожидала тут увидеть кустарник, какие- то, может быть, поля с насаженной лесополосой, но чтобы вот так вот лес, да еще и такой большой и дикий – удивительно! Ну и в-третьих, березы. В прямом смысле – раскидистые березы. То есть они из земли росли пучком. Как-то привычней видеть стройный березовый ствол, красивую крону, опускающую ветви почти до земли, а тут такой разрыв шаблона!

Вдоволь нафотографировавшись с цветочками, мы поехали дальше, сквозь лес и к следующему пункту нашей культурной программы – Мариенбергской кирхе.

Ехали живописными полями, вдоль речки, заросшей ивами. Солнышко тихонько ползло к горизонту. После дождя зелень отмылась от пыли и яркие краски заставляли меня до боли скрежетать зубами и тихонько постанывать от того, сколько чудесных кадров мы пропинываем, просто проезжая мимо без остановки.

Дорога при этом совсем уж ровной не выглядела – кое-где попадались громадные лужи, кое-где было очень скользко после того же дождя, а где-то даже существовали миниобъезды особо глубоких луж. Гриша объездами не пользовался, с разбегу прыгая во все лужи, какие были. Нам внутри было весело, а Димка в рацию после очередной лужи прогудел «Что, Гриш, нашел отличный объезд прямой дороги??». В итоге до самого последнего дня поездки эту фразу мы вспоминали по десяток раз на дню.

Но все-таки дорога была местами слишком скользкой и Тема довольно удачно, но неприятно в одной такой луже воткнулся носом. Ничего криминального, все живы, ничего не погнули, но заминка дала возможность хоть чуть-чуть осмотреться.

Развалины кирхи стоят на невысоком холме, невдалеке пасутся стада.. Храм чудом не развалился совсем и до сих пор его стены внушают уважение своим внешним видом. Внутрь храма попасть не удалось, но заглянуть туда нам посчастливилось. В том месте, где должна была быть колокольня, сохранился один пролет лестницы, а с нее открывался вид внутрь. Оказалось, что внутри до сих пор держат скот. И в сочетании с наваленным сеном колонны и стрельчатые окна вызывали странные смешанные чувства. Мы тут же окрестили кирху холи- коровником и поехали дальше..

И вновь продолжается бой… в смысле – снова по уши в г..вне, снова дорога, сильно смахивающая на поле боя свиней за равные права с населением. Снова выше крыши взлетали брызги из-под колес и ложились ровным слоем на лобовое стекло..

В общем было весело и зажигательно 🙂

Но всему хорошему всегда приходит конец. Мы вылезли на асфальт и поехали искать место ночевки на берегу Волги.

И пока искали место, рыская по всем окрестным кустам, Димка где-то получил веткой в боковое стекло делики.. Стекло пошло мелкими трещинками и начало угрожающе высыпаться с двери. Повезло, что совсем не осыпалось, но все шло к тому. Приняли решение утром искать магазин с пищевой пленкой, чтобы замотать дверь и предотвратить окончательное отделение стратегически важного элемента корпуса.

А встали в итоге на крутом берегу, с красивым видом на реку и закатное солнце..

Поставили палатки прям там в надежде, что немногих комаров сдует каким- нибудь ветром. Ветра в итоге не было.. комаров, впрочем, тоже.

3  мая.

Ночью стало понятно, почему комаров не было – при небольшом плюсе они почему-то не летают, а ночью был такой дубак, что замерзли все, кто жил в палатках.

Встали мы в 9:00. Пока доели приготовленную еще вечером чечевицу и положенный по раскладке завтрак, пока приготовили чай и тихонечко съели все, что попалось на глаза, пока неспешно собрались и закономерно потупили, подкрался полдень, а за ним и до часу дня было уже совсем близко.

В общем двинулись в дальнейший путь в 13:00. И внимательно смотрели на стеклышко Гилса.. и ждали, все ждали, когда оно эвакуируется.

В селе Привольном остановились осмотреть еще одни развалины кирхи. Так сказать, «проклятый старый дом №3». Кирха разрушена, не до основания, но что-то близкое к тому. Крыши уже давно нет, оставшиеся кое-где потолочные балки крайне угрожающе нависали над землей. Не хотелось бы такой по голове огрести.

Описание точки нам рассказало о том, что под храмом есть подземный ход, ведущий в один из домов. Народ, услышав эту информацию, естественно пошел этот ход искать. Нашли. Правда, ход оказался затопленным. А жаль – ребята были готовы уже туда спускаться и искать чего-нибудь интересненькое.

Гилсу, у которого стекло пока что было на месте, надо было обязательно перемотаться пищевой пленкой, поэтому дальше мы поехали относительно по маршруту, но внимательно смотрели по сторонам, отсекая магазины. По счастью, необходимый девайс был обнаружен в первом же магазине.

Дальше поехали мы смотреть место приземления Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Сюда я довольно давно хотела попасть и вот наконец-то сбылась мечта идиота… Обелиск очень напоминает тот, что стоит в Москве рядом с метро ВДНХ и даже были некоторые опасения, что потом я не смогу доказать, что снимала где-то в Саратовской области, а не просто по Москве на прогулку вышла 🙂

При всем уважении к памятнику и вообще к историческому событию, хочу заметить, что только скульптура самого Юрия Гагарина похожа непосредственно на реального персонажа. На аллее, где представлены изображения всех космонавтов, никого не узнать.. Все космонавты настолько получились страшные, что только сильно напрягая воображение, можно было примерно найти сходство с портретами реальных людей. В общем, на меня эта аллея произвела неизгладимое впечатление! Ночами теперь не сплю, когда портреты эти вспоминаю 🙂

Наш маршрут дальше предполагал сероводородный источник, куда мы и двинулись. Надо заметить, что по дороге туда и оттуда мы от всей души и с оттяжечкой месили г..вно. Терять уже давно было нечего, машины и так были по самую крышу в грязищи. Слоем больше — слоем меньше… Оттирать стекла уже не было никакого смысла, осталось только удовольствие получать..

У источника же, естественно, воняло.. Сероводородом.. Хотя тут, конечно, не угадаешь — от источника это или от куч мусора, что вокруг..

И там была толпа людей.. Они прыгали в источник и обмазывались грязью и явно получали от этого удовольствие..

Было решено пообедать. После недолгих обсуждений решили, что горячий обед делать тут не хочется — обойдемся шоколадками и колбасой. Так и поступили.

Дальше все по той же грязи поехали уже в сторону Энгельса. Встретили местных, причудливым образом перевозящих пассажиров — в багажнике. Хотя с другой стороны — что уж тут причудливого, конечно. Ну, местные и местные, ну возят людей в багажнике. Наверняка в салоне кто-то еще и на гармошке играет.

По пути Гилса выкинуло с дороги.. Выкинуло не совсем и довольно поправимо. Нужно для этого было только нагрузить левый борт — и он сам дальше поехал. Пока наши доблестные и немаленькие мальчики тащили делику, погнули ей порог. Бедная многострадальная делика вогнула порог обратно — и мы поехали дальше почти без потерь.

Когда мы выбрались на асфальт, мы посмотрели на часы и поняли, что надо бы, наверное, уже ехать ставиться на ночевку. Тем более, что Тане нужно было ехать в Саратов, тихонечко грузиться в автобус и отправляться в Москву. Мы разделились: Делика и Галлопер поехали в Саратов провожать Таню, а наш экипаж поехал искать место для стоянки, чтобы и живописно, и близко к воде, и подальше от населенки… в Красноярском муниципальном образовании (!).

Я когда табличку увидела, даже глазам не поверила. Прикинула примерно, сколько лаптей по карте от Саратова до Красноярска и как-то испереживалась даже вся! Через несколько километров выяснилось, что центром этого образования был всего лишь Красный Яр! Но пафосу-то!

В общем, доехали мы примерно до района, где нужно встать, проехали какую- то очередную деревню, в которой была напряженка с дорогой, а так же большое количество местных молодых людей с весьма «одухотворёнными» и «интеллигентными» выражениями лиц, и решив не искушать судьбу, свернули к речке.

Перед нами ехала какая-то Нива и мы не спеша двинулись за ней. В какой-то момент Нива очень смело ринулась в воду. Мы посмотрели на это, почесали затылки и пришли к выводу, что там брод.. и как же чудесно, что нам не пришлось искать его самостоятельно!

Оказывается, когда-то тут был мост. На мост въехал кто-то очень большой и проломил его..

Потом тут была паромная переправа, но и ее смыло, а пантон до сих пор плавает вооон в тех кустах. А место действительно весьма живописное и малодосягаемое. А уже по темноте приехали ребята. С другой стороны реки, совсем не с той стороны, где был брод. Тёма попытался было ринуться в воду, но каким-то невообразимым образом в последний момент не стал этого делать. Мы поехали встречать ребят и светить на брод. Кое-как нашли друг друга и провели до стоянки.

4  мая.

Утром ловили на себе клещей, под ногами — зеленых крокодилов ящериц, в речке — рыбу, и в объектив — выдру. И тихонько собирались в путь. Кто куда:

Тёма с Яной — домой, а все остальные — в сторону Астрахани рыбу рыбачить. Мееедленно собрались и потихоньку ближе к обеду поехали на трассу.

Под конец красиво и пафосно прошли живописный брод и сделали красивые снимки..

А когда вылезли на дорогу, распрощались.

Хочу выразить благодарность всем участникам: с вами было весело!

И отдельно — огромное спасибо Артему за красивый маршрут и организацию! Состав группы:

Galloper: Артем Иванов

Яна Лежнина

Patrol: Григорий Довженко

Евгения Довженко Олег Беляков

Екатерина Белякова

Delica: Дмитрий Гилс

Татьяна Власова Ирина Теущакова

Galloper из Волгограда:

Александр Пронин Марина Пронина Кумейко Роман

PS. Информация для всех, кто решится проехать от Саратова до Волгограда по трассе Р-228 (что вдоль правого берега Волги проходит) – НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО!!! Хоть сей трип и случился с нами уже после окончания маршрута, по пути нашего экипажа и делики в Астрахань, но не отметить эту «прекрасную» дорогу «добрым» словом было бы кощунством.

Мысль проехаться по ней возникла после общения с саратовскими ребятами, с которыми мы встретились около минерального источника рядом с Эльтоном.

Аргументов было три: во-первых, по Р-228 ощутимо ближе (километров на 150) от Саратова до Волгограда, нежели чем возвращаться на М-6 через Борисоглебск, во-вторых, по пути нам обещали достопримечательность – утёс Степана Разина над Волгой, и в-третьих – на этой дороге практически нет фур. С первым пунктом спорить тяжело – действительно сильно ближе, со вторым пунктом – у нас вышла незадача, так как мы подъехали к месту отворота на утёс уже в сумерках, а ехать по раздолбанному грейдеру в потёмках 12 километров в одну сторону, а потом столько же обратно очень не хотелось. А вот почему по Р- 228 не ходят фуры, мы узнали чуть позже… Но, обо всём по порядку.

Длина участка от объездной Саратова до въезда в Волгоград составляет примерно 330 км, и когда мы на него выехали – нам откровенно понравилось, так как покрытие было хорошим и машин действительно было крайне немного. Но ситуация изменилась после того, как мы выехали из Саратовской области и попали в Волгоградскую. Сначала, покрытие стало каким-то странным: 200 метров лежит относительно новый асфальт, 50 метров – колдобины. И так несколько километров. Мы, конечно, немного поудивлялись, но в целом, здесь нет ничего необычного – классическая иллюстрация распила и воровства.

Дальше – интереснее: примерно за 20 км до города Камышин участки хорошего асфальта закончились совсем, и дорога стала похожа на полигон по ковровому бомбометанию. Тем не менее, участок до Камышина и ещё километров 20 после него мы проехали достаточно бодро – внедорожники как-никак – и окрестили сей участок – «Камышинским прорывом». Но это был ещё не конец. Сначала, дорога слегка улучшилась – воронки от бомб стали попадаться реже, но потом… Потом мы влетели на кусок дороги, которую не то что бомбили, на нем, видимо, окапывалась не одна рота солдат! С диким криком «ТОРМОЗИ!!!» мы выехали на обочину и поехали по ней. Ночью. На абсолютно пустой трассе. Всё же километров через 10 этот ад закончился, и снова начался уже знакомый нам бомбометательный полигон. И так почти до самого Волгограда. Надо заметить, что самыми приятными кусками дороги на этом участке были для нас те, где асфальта не было совсем, то есть он был когда-то, но его срезали, а новый положить забыли. В этих местах ямы были практически неощутимыми, но, к сожалению, таких кусков было не так, чтобы очень много…

Хорошую дорогу вернули только в посёлке Дубовка, что расположена километров за 20 до въезда в Волгоград, мы порадовались и поехали дальше – штурмовать волгоградские «окопы».

______________________

В начале мая команда московского внедорожного клуба Galloper.ru совершила автопутешествие под названием «Поволжские тюльпаны». Целью поездки было найти и полюбоваться весенним цветением тюльпанов в степях, окунуться в солёное озеро Эльтон и посмотреть золотой закат на нём. А также — покататься по степям, помесить колёсами грязь, посмотреть окрестные достопримечательности и просто хорошо отдохнуть в тёплой компании. Из рязанцев в группе была Ирина Теущакова, ехавшая в экипаже автомобиля Mitsubishi Delica. Представляем вашему вниманию дневник этого путешествия. Автор — Екатерина Белякова.

ztv

Recent Posts

Открытое командное первенство туристов водников 2023

ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…

9 месяцев ago

Анонс Ночной ПРАгулки 2023!

Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.

9 месяцев ago

Андрей Бердинских. Нагорный Карабах, река Тертер. Дневник водного похода на плотах. весна 1976. Часть №2

Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…

1 год ago

Андрей Бердинских. Покорение Койсу (записки авантюриста), май 1974. Дневник и стихи. Часть №1

Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…

1 год ago

Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности

Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности

1 год ago