Отчёт о сплаве по реке Красивая Меча, Тульская-Липецкая области, май
Якунин Алексей
Группа т.к. Альтаир на реке Красивая Меча
(с 7 по 14 мая 2008г)
Предыстория.
Всё началось банально – нам нужно было пройти маршрут II к.с., да и продолжилось всё банально, за исключением того, что вместо стандартной двойки Мсты, мы двинулись совсем в другую сторону, на р.Красивая Меча.
Весна 2008 года выдалась такая, что ко всем рекам центральной части нашей страны, понятие – майская вода, было мало применимо, и мы полностью уверились в то что на Мсте с катамаранами нам ловить нечего. Когда начали думать об альтернативе, наткнулись на то что по близости двоечек и нет вовсе, и почти сразу вспомнился хороший порог в Липецкой область на р.Сосна, и не смотря на уверения Липчан об уникальности данного препятствия и об отсутствие подобных поблизости, да и речек в целом хоть сколько ни будь подходящих под II к.с., мы всё же решили поискать именно в этой области.
Выбрана Красивая Меча была по двум критериям:
- она лучше остальных рек просматривалась в google
- и там же мы разглядели больше всего белых пятнышек на реке, сильно напоминающих пороги.
Когда я наконец пришёл выпускаться, то меня сразу обрадовали, что данный маршрут давно известен водниками нашей необъятной страны, и числиться в классификаторе как маршрут первой категории сложности. Однако данная оценка реки, предполагала, согласно отчёту, обнос 7-ми препятствий, о возможности прохождения которых ничего не говорилось, как и не говорилось о характере и сложности оных. Ещё раз, взглянув на спутниковые снимки мы всё же решили рискнуть своим временем и сходить на реку Красивая Меча.
Где Это и Как Туда?
Первая половина заинтересовавшего нас участка реки, находится в Тульской области, а вторая, соответственно, в Липецкой. Сплав мы начали от г.Ефремов ( по автомобильным дорогам приблизительно 240 км от Рязани) куда добирались на электричках, с тремя пересадками: ст.Рязань-2, ст.Ряжск, ст.Узловая, ст.Ефремов. Из-за того, что расписания электричек не ахти как стыкуется, добирались мы весь день с 8.00 и до 23.00. Хотя не исключены и другие пути подъезда, как, впрочем, и вариант заброски на автотранспорте более чем приемлем. Автобусы нами не рассматривались, т.к. помимо катамаранов везли ещё и каяки. А вот заканчивали маршрут мы в Липецкой области, в д.Бол. Попово (260км от Рязани), которая находится у впадения Мечи в Дон. Спокойное течение Дона, позволило нам спуститься на 4 км до интересующего нас порога, и вернуться обратно к деревне, от куда мы уехали двумя легковыми машинами.
Общие впечатления
Надо сказать, что река вполне оправдывает своё название, она действительно очень красивая. Но, пожалуй, стоит выделить последний участок (последние 40 км реки), как более живописный и технически интересный, в плане прохождения препятствий.
Если сравнивать со Мстой то можно выделить ряд преимуществ р.Красивая Меча:
- Она находится ближе к Рязани и соответственно более доступна.
- Относительно, Мсты значительно южнее, что даёт повод надеяться на более благоприятный климат.
- Разнообразие препятствий позволяет получить больше опыта и больше впечатлений чем на Мсте.
- И конечно новизна маршрута.
Состав группы:
- Якунин Алексей Владимирович(Р) 1989 / РГРТУ / опыт: Р.Осётр-I(Р) Р.Кутсайоки -IV(У)
- Чиликин Станислав Геннадиевич(У) 1987 / РГРТУ / опыт: Р.Осётр-I(Р) Р.Кутсайоки -IV(У)
- Солотенкова Жанна Васильевна (У) 1987 / РГРТУ / опыт: ПВД
- Шадрин Андрей Александрович(У) 1990 / РГРТУ /опыт: Р.Осётр-I(У)Р.Пра-I(У)
- Староверова Юлия Дмитриевна(У) 1987 / РГРТУ / опыт: Б.Лаба-IV(Р)
- Буложенко Александр Константинович(У) 1989 / РГРТУ / опыт: ПВД
- Покровский Павел Сергеевич(У) 1987 / РГРТУ / опыт: Р.Пра-I(У)
- Гиря Татьяна Аркадиевна(У) 1988 / РГУ / опыт: Р.Осётр-I(У)
- Гаранин Евгений Евгеньевич(У) 1988 / AME / опыт: Р.Осётр-I(У)Р.Пра-I(У)
- Морозова Наталья Константиновна(У) 1994 / Шк№3 / опыт: ПВД
Препятствие №1
1км после ж/д моста в Ефремово.
Плотина перегораживает реку, проход слева шириной 3 метра, образован искусственный слив высотой 1,5 метра, под сливом маломощная бочка. Обнос удобен по правому берегу. Препятствие II к.с. , пройдено одним каяком.
Препятствие №2
Через 25 км (5 км от с.Кытино)
Перекат. На дне острые камни. По малой воде предпочтительна проводка плавсредств.
Препятствие №3
Через 6 км
Перекат, большой остров в центре. Проход по правой протоке.
Препятствие №4
Через 2км (перед д.Козье)
Перекат. Проход по правой протоке. По малой воде проводка.
Препятствие №5(порог «Береги голову»)
Через 12км
Первая ступень – шивера. Затем после левого изгиба река сужается и уходит под низкий мост (фото1). Прохождение осуществимо под правым берегом (мост над рекой имеет ощутимый угол наклона к левому берегу), при прохождение приходится отрабатывать от левого прижима. Основную сложность порог представляет для катамаранов, более безопасное прохождение с использованием траверса с центра реки к правому берегу под мостом. Препятствие II к.с. пройдено всеми экипажами.
(прохождение п.Береги Голову Морозовой Н. на страховке Гаранин Е.)
Препятствие №6(порог «Островной»)
Через 14км (в районе д.Шилово)
Острова разбивают реку на три протоки, сплав осуществим по центральной. Особо опасен снос в правую протоку, из-за торчащих со дна свай в сочетании с сильной струёй. Препятствие II к.с. пройдено всеми экипажами.
Препятствие №7
Через 15км (1км до д.Бол.Ступину)
В сужение, образованном плотиной, перекат, через 100 метров ещё один перекат.
Препятствие №8
Через 30км
Перекат, за ним остров, прохождение по правой стороне.
Препятствие №9(порог «На плотине»)
Через 9км (в начале д.Сергиевское)
Порог образован на остатках разрушенной плотины (фото2). Состоит из ряда небольших сливов и маломощных бочек. Проход оптимален по центру, в двух метрах от бетонного мостка. Препятствие II к.с. пройдено всеми экипажами.
Препятствие №10
Через 500м
Шивера на остатках разрушенного моста. По средней воде торчат металлические сваи. Для катамаранов проводка вдоль правого берега. Для байдарок проход слева между свай.
Через 2 километра
остров около правого берега вблизи д. Мочиловка (не отмечена на карте). В конце острова хорошо оборудованная стоянка.
Препятствие №11(порог «Плита»)
Через 2,5 км (с.Троекурово)
Порог под правым берегом образован выходами скальных пород и остатками разрушенной плотины (фото3, фото4). Представляет собой пологий слив начинающийся под мостом, с мощной выносной бочкой, после чего река врезается в остров и разбивается на две протоки с мощными шиверами, по средней воде проход лучше по левой . Низкий мост в сочетание с арматурой свисающей с правой стороны делает слив не проходимым для катамаранов, зато удобно перейдя мост спуститься на воду с низкой плиты и пройти оставшуюся половину порога. Порог технически очень интересен, т.к. требует быстрого и чёткого манёвра перед сливом после моста. Реальную опасность представляет плита справа от слива под которую заносит сильным противотоком. Сразу после слива необходимо активно выгребать в правую протоку. Страховка на этом пороге необходимо обеспечивать с двух точек. На правом берегу со спас концом, и на левом, обеспечивая страховку от попадания членов экипажа под плиту. Препятствие II к.с. пройдено полностью двумя каяками, и с обносом моста оставшимися каяками и экипажем катамарана-4ка, катамаран-2ка осуществила прохождение данного участка под левым берегом с преодолением препятствия №12 порог «Домик с сюрпризом» (см. ниже).
Препятствие №12 (порог «Домик с сюрпризом»)
Находится на одном участке реки с порогом «Плита», прямо внутри дома на левом берегу (фото5,6,7). Сначала река уходит в три арки бетонного моста, и через 30 метров резко поворачивает направо с мощной отбойкой от стены и уходит под дом сливом с очень мощной держащей бочкой, высота слива 1,5 метра, ширина 5 метров. Особенность порога в том что благодаря длинному коридору, и ровному рельефу дна струя вырывается на поверхность только через 5 метров от бочки, а до нависающей низкой плиты, указывающей на выход из дома, действует мощный противоток. Узкая выносная струя есть только под самым левым берегом. Как показала практика, оптимально, порог проходится ближе к левой стене, с дальнейшим прижиманием к нему дуговыми гребками. Нависающая плита в конце порога затрудняет кидание спас конца, поэтому более правильно установить «метателя» на окне над сливом, а верёвку закрепить за плитой и поставить там второго страхующего. Так же необходима страховка экипажем с воды. Порог значительно превышает II к.с. и не рекомендуется к прохождению экипажами с опытом походов ниже IV к.с.
Препятствие №13
Через 1км
Остров по центру. Шивера в правой протоке с крупными валами и мощной струёй (фото8). Препятствие II к.с. пройдено сходу всеми экипажами.
Препятствие №14 (порог «Скалистый»)
Через 5км
Порог видно издалека по живописному скалистому берегу. По центру порога большой остров, левая протока маловодна. Правая протока начинается полуметровым сливом, затем ещё ряд локальных маломощных бочек и валы между ними (фото9). Для катамаранов порог опасности не составляет. Страховку каяков осуществляли катамараном 4-ой из тени за порогом под правым берегом. Препятствие II к.с. пройдено всеми экипажами.
(п.Скалистый прохождение Покровским П.)
Препятствие №15
Через 12км (в конце д.Бол.Попово)
После слияния с Доном реку пересекает ж/д мост, через км после моста порог, проход по центру, выносная бочка на заходе и большие валы за ней. Препятствие II к.с. пройдено всеми экипажами.
Стоит отметить…
При чтении описания порогов стоит учитывать, что уровень воды, не смотря на сроки, был летним. В связи с этим в препятствиях№5,11,12 надо учитывать, возможность габаритного не прохода по высоте.
Для подготовки к данному походу, лучше подойдёт прохождение р.Осётр, нежели р.Пра, т.к. имеет ряд схожих, но менее сложных препятствий.
Все члены группы получили большой опыт и остались довольны пройденным маршрутом, вследствие чего возьму на себя смелость рекомендовать данную реку для прохождения Рязанским группам.