В рамках изучения рюкзаков я нашел статью Владимира Геллера
"Фрагменты теории рюкзакостроения"
ИЛИ
“Зачем чемодану лямки“
Вот выдержка про пенку:
Существует три наиболее распространенных метода укладки коврика в рюкзак.
Способ 1. Коврик вставляется "по кругу", образуя каркас цилиндрической формы.
Поскольку коврик длиннее периметра рюкзака, он образует внутри полтора - два круга.
Главные отличительные черты этого решения данного вопроса - полное уничтожение геометрии
рюкзака и большие потери его объема. Стремящийся к цилиндру каркас толщиной в два см приводит к
тому, что вместо параллелепипеда размером (для примера) 45х25 вы получаете для укладки остальных
вещей цилиндр диаметром менее 30 см, слегка сплюснутый снизу. И это на высоту в 60 см. Общий
объем, съедаемый ковриком, уложенным таким образом, может достигать сорока литров! При объеме
самого коврика 10 литров!
Но это еще не всё. Все потерянные литры находятся внизу рюкзака. Там же лежит и коврик -
вещь, имеющая наименьшую плотность. Две трети остальных вещей укладываются в верхней части
рюкзака. В итоге центр тяжести поднимается значительно выше, чем надо.
Не лучший результат дает и расположение цилиндра в верхней части рюкзака, которое
возможно в двухобъемных рюкзаках. Только в этом случае центр тяжести не завышается, а
занижается. Что лучше, неизвестно. Как говаривал один мой знакомый: "всё хуже".
Разместить же сей непослушный цилиндр по центру рюкзака пока не удавалось никому.
А что происходит с удалением центра тяжести от спины? Тоже ничего хорошего. Он
переезжает в центр цилиндрического каркаса, на 14-16 см от спины (это вместо 9-11 см естественного
местонахождения). 5 см разницы! Наклониться придется "на десять кг". Существенно изменить его
положение за счет расположения ближе к спине тяжелых вещей не удается, малый внутренний
диаметр цилиндра не дает простора для маневра.
Лирическое отступление
До сих пор наилучшим способом исправления формы такого рюкзака является прыгание
на полностью затянутом и положенном на землю рюкзаке. Рюкзак, конечно, должен быть
сидабелен, но не до такой же степени! Да и эффект не слишком впечатляет.
Итог: уложенный по кругу коврик значительно утяжеляет переноску рюкзака, занимает
непозволительно большой объем и практически лишает Вас возможности управлять
расположением центра тяжести рюкзака.
Вольному воля, но я бы никому и никогда не рекомендовал пользоваться этим методом.
Способ 2. Коврик складывается "гармошкой" и вставляется на спину рюкзака.
Этот метод лучше. Потери объема нет. Геометрия не перекашивается. Можно управлять
расположением центра тяжести рюкзака по высоте, так же, как описано в способе 3.
Однако одна, но очень важная, проблема остается. Положение коврика строго зафиксировано у
спины. Из-за этого центр тяжести удаляется от спины на 11-13 см. Два сантиметра разницы. Помните?
Это аналог четырех килограммов лишнего веса!
Этот способ применим в мягких рюкзаках, где коврик заменит Вам каркас. В остальных
случаях предпочтительней способ три.
Способ 3. Коврик складывается "гармошкой" и убирается к фасаду рюкзака.
Это позволяет приблизить центр тяжести на пару сантиметров к спине. Совсем не лишнее.
Особенно, если учесть, что это относительно равномерно нагруженного рюкзака. А по сравнению с
предыдущими способами укладки коврика выигрыш от четырех (способ 2) до семи (способ 1) см.
На мой взгляд, это с большим запасом перекрывает единственный минус этого способа:
намертво закрывается нижний вход в рюкзак, соответственно, ставя вопрос о его необходимости. К
этому вопросу мы вернемся в соответствующей главе.
Совершенно не обязательно укладывать коврик на самый низ. Высотой укладки коврика можно
и нужно регулировать расположение центра тяжести по высоте. (Это гораздо эффективнее
манипулирования другими вещами, укладка которых больше должна зависеть от того, когда они
потребуются, а плотность различается несильно, с ковриком не сравнить).
Чем ниже Вы кладете коврик, тем выше центр тяжести рюкзака. И наоборот. Соответственно,
при неполной загрузке коврик надо опускать пониже, а при набитом битком рюкзаке наоборот (высота
большинства современных экспедиционников рассчитана на человека двухметрового роста).
З.Ы. Если кому-то интересно то могу скинуть статью целиком(хотя ее можно легко найти в инете)
ссылка на фрагмент статьи:
http://georoutes.ru/polezno/fragmenty-teorii-ryukzakostroeniya#more-168