Вкратце попытаюсь собрать все богатейшие впечатления от поездки в голове и перевести их в форму нескольких строк...
Успешно прошла и закончилась настоящая экспедиция в затерянный мир Западного Непала, сочетавшую в себе увлекательнейшую поездку по незнакомым для нас местам с самобытным миром аборигенов и местной флоры с прохождением интересной и сложной водной "шестерки" – реки Карнали!!! За 14 сплавных дней пройдено 205 км реки. Из них 70 км верхнего течения от поселка Simikot, где река еще носит название Humla Karnali до слияния со своей второй основной составляющей - рекой Mugu Karnali и 135 км среднего течения реки Karnali до слияния с другим своим притоком – рекой Lohore Khola. Непройденным остался длинный (180 км) нижний, рафтовый, прогонный участок до поселка Chisapani, на который нам просто не хватило еще нескольких дней. Но нижний участок, исходя из описаний, существенно проще верхнего и среднего течения реки, и не ставился нами в приоритет для прохождения, а рассматривался только как приятный «выкат в цивилизацию» в случае наличия свободного времени.
Такого наверно у большинства из нас еще не было! Каменные завалы в верхнем течении реки с тяжелейшими и утомительными обносами, потерей кучи времени и нервов, и настоящие «шестерочные» пороги на почти стокубовом среднем течении, после которых большинство российских маршрутов 5-6 к.с. просто меркнут в глазах. Две недели в режиме работы от рассвета до заката в буквальном смысле этого слова. Нам сильно повезло с местной авиазаброской в том, что мы получили разрешение взять на борт лишние 50 кг перевеса в виде питания, 20 из которых по старой русской традиции мы, конечно же, потратили на пойло. По реке с обеспечением очень плохая ситуация и кроме риса, печенья и супов быстрого приготовления практически ничего купить нельзя.
Из-за весьма поверхностной информации о реке, имеющейся в сети, мы попали на такие участки в верхнем течении, которые просто не предназначены для сплава на катамаранах, да и параллельно идущую группу российских каякеров во главе с Олегом Головкиным мы на этом участке также видели на тропе обноса. Река при расходе в начале порядка 40 кубов подчас просто пропадала в длинных крупноглыбовых завалах или габаритных непроходах. На обносах нас сильно спасали разборные поперечины, благодаря которым хоть с трудом, но мы все-таки продвигались с трудом. О том, чтобы таскать неразборные «четверки» не стояло и речи. Днем было относительно жарко, но ночами случались заморозки, и в легких спальниках и под тентом, было совсем невесело. Перед очередным каньоном, в котором по описанию должны были быть несколько сложных обносов, даже закрадывалась мысль, что придется, в конце концов, бросать катамараны и уходить с реки, благо, что вдоль всей реки идет древняя торговая тропа, связывающая Непал с Тибетом. Но как раз с этого момента все и стало меняться в лучшую для нас сторону. Сложных обносов в каньоне не оказалось, а дальше и вовсе, воды с притоками стало больше, и река стала превращаться в удобную для наших объемов стихию, и если выше любое препятствие 5-6 международной категории сложности ставило нас в тупик негабаритами, карманами и каменными нагромождениями, то в международных 5 к.с. среднего течения, пугающие каякеров своими расходами, мы чувствовали себя как рыбы в воде. Пороги пошли мощные, порой опасные, иногда на грани, но мы их шли. Настроение в группе сразу перешло на оптимистичный лад. Стали появляться и крупные поселения, где мы разживались провизией. А на сытый желудок жизнь всегда веселее. Кульминацией сплава стало практически полное прохождение нижнего 8-ми километрового ущелья с беспрерывным набором мощных порогов в захламленном глыбами русле. В конце ущелья в самом сложном пороге полег экипаж Норд-Оста. Ребята сумели еще на ровном киле затащить свой катамаран в относительно безопасную правую часть русла, и поэтому аварийный сплав закончился без последствий. Четверых желающих повторить прохождение этого порога уже не набралось. Ниже ущелья, где по описанию ничего не предвиделось, на реке образовалось несколько мощных взрывных порогов, видимо в результате прокладки автодороги. В одном из них вся река падала узким концентрированным сливом, где мой, самый маленький из всех катамаран, скрылся целиком с нами под водой. Еще полдня сплава и мы в точке, где возможна первая выброска с реки колесами в воду, дальше за поворотом река уходит на рафтовый участок. Мы все-таки успели нагнать время и в сроки сняться с маршрута. Порой, правда, приходилось гнать, пренебрегать просмотрами и страховкой, отдыхом, иногда зашкаливали нервы, но цель экспедиции, в принципе, достигнута – российскими туристами-водниками изучены и пройдены основные 200 км реки Карнали – основной водной артерии Западного Непала.
Айбатулин Равиль.