Второй перевод рассказывающий о верхней поездке (2003) от другого участника Автор перевода Женёк
The Unknown Face of Kashmir
Paddling India's Upper Chenab River
By Trent Garnham
June 10, 2004
Неизвестное Лицо Кашмира, Прохождение Верховьев Реки Чинаб в Индии
Автор Trent Garnham June 10, 2004
Начиная в Pir Panjal часть штата Химачал-Прадеш, Северная Индия, Река Чинаб течет в юго-западном направлении от индийских Гималаев до его слияния с Рекой Сатлетж в Пакистане. Составленный из двух рек, Chandra и Bhaga, которые обе вытекают с противоположных сторон Bara Lacha на высоте 16 000 футов, эти две реки сливаются в месте по имени Tandi, и с тех пор именуются Chandrabhaga или Чинаб.
Одна из пяти рек Пенджаба, Чинаб бежит сквозь грандиозные ущелья и потрясающий горный пейзаж на своем 1 087-километровом пути к океану. Некоторые участки Чинаба были исследованы каякерами и рафтерами. Американей Andreas Wallach, прошел некоторые участки в низовьях реки от Kishtwar, и Mike Abbott прошедший 50-километровый участок в верховьях реки во время муссона. Мы решили, что это слишком высоко для нас. Наша задача состояла в том, чтобы определить место старта настолько высоко насколько это вообще возможно на реке. Мы стремились пройти верхние участки реки, которые считались непроходимыми во время предыдущих экспедиций.
В течение нескольких прошлых лет Майк и Allan Ellard планировали экспедицию прохождения вехних ущелий. Но в связи с очень изменчивой политической ситуацией в регионе Джамму/Кашмир на севере Индии (где находится большинство ущелий) они были вынуждены отложить свои планы до устаканивания политической ситуации, и гарантий безопасности нахождения там. Непрекращающиеся боевые действия между Индией и Пакистаном из-за Кашмира уже в течении 50 лет явно не являются регионом для осуществления спортивных экспедиций.
Во время предыдущих поездок были заведены некоторые контакты с людьми и некоторыми компаниями в Индии. Один из них - парнем по имени Himanchu, компания которого, Himalayan Journeys, базируемые в Manali, манагер(управляющий) отделом коммерческого рафтинга и организацией Хели-Ски зимой. Himanchu помог Майку, и Allan в планировании и организации предыдущих экспедиций и отслеживал ситуацию в Джамму/Кашмире. Когда с точки зрения Himanchu, ситуация в регионе стала достаточно спокойной, он нам сообщил об этом.
Идея:
Беспокойный сезон сплава по Норвегии быстро заканчивался, и люди были заняты, организовывая полеты и планируя поездки. Himanchus сообщил, что ситуация стабилизировалась и мы начали планировать наш трип в верховья реки. Мы собрали все карты и всю информацию (какую только смогли найти) из Интернета и различных других источников и начали планировать что - то вроде стратегии. Лишь одно должно быть бесспорным: мы хотели, чтобы уровень воды был низким. Мы должны были поймать это волшебное окно оптимальной для нас воды после окончания паводка и до начала выпадения снега.
«Той ночью мы обнаружили, что мы прое…ли 50 километров наших карт…»
разраьотка маршрута продолжалась, рафтовый сезон подходил к концу. Но я уже перетащил часть оборудования из Англии в Дели. Перелеты измотали меня. Если Вы когда нибудь были в Индии то Выц меня поймете.
Я путешествовал, по всему миру с каякерскими экспедициями, но всегда мечтал об Индии. Страна с удивительной культурой и историей, а так же "родиной" хорошего куска Гималаев и некоторых удивительных бурных рек. Майк и Алан сделали попытки прохождения там и это меня вдохновило на продолжение этих изысканий. Простывший я петлял по илицам Дели. Я сумел пережить давку, суматоху и толпы Дели и два дня спустя сел на автобус, направляющийся в Manali, маленький городок в горах в северном штате Химачал-Прадеш. Восемнадцать часов спустя я добрался до места. Горы и река Beas просто оглушили меня своим великолепием.
Я провел следующие несколько недель, сплавляясь по нескольким местным речушкам около Manali, о которых Алан и Майк. Качество сплава было потрясающим и было прекрасным подспорьем при планировании дальнейшей экспедиции. Benjamin Hjort из Норвегии скоро прибыл, и мы взлетели, чтобы исследовать еще несколько рек по наводке Майка и Аллана.
Мы провели несколько дней, организовывая логистику нашей экспедиции, покупая пищу, организовывая джипы и водителей, лодки, разрешения и различные другие детали. Используя Manali как базовый лагерь, мы собрали все в течении двух дней, и мы гудели, поскольку мы загрузили джип, встретили 'Prakesh' - наш водителя и окончили наш путь через перевал 'Rhotang' по пути в нами запланированный пункт Darcha в верховьях реки Bhaga.
Удивительные приключения и классический индийский хаос развлекали нас всю дорогу. И после перевала мы получили первое представление о реке Chandra. Нас радовал ее низкий уровень и голубой цвет, который сильно отличался от того коричневого монстра которого помнили Майк и Аллан. Пока неплохо! Долгий день переезда наконец закончен. Река Bhaga ниже нас, выглядела пригодной для сплава. И мы запланированли стартовать наутро.
Рано утром мы пробивались по течению к Darcha, нашему промежуточному пункту. Стремясь добираться до Tandi, к слиянию Chandra и Bhaga, днем мы резвились среди валунов и порогов, которые были все проходимы. Со временем препятствия начали становиться немного более интенсивными, так как возрос уклон реки и ущелье начало становиться белее глубоким. Выше по течению Keylong, где мы провели предыдущую ночь (по ходу пьесы на заброске - прим мои ИЕМ), мы сплавились до приятного определяющего ущелья, где встали на ночевку.Несколько крутых порогов в этом ущелье смерти и мы достигаем к закату Tandi и слияния этих рек.
Мы проснулись удивительным утром, рядом с рекой цвета синей птицы. Мы гребли вперед, с целью достичь Чинаба на второй день сплава. Много простой воды и качественных порогов заполнило весь день. Я замерз и завидовал мальчишкам, которые взяли перчатки. Это был замечательный сплавной день. Долгий день, интересного сплава по определяющему ущелью среди гор.
В конечном счете мы собрали радио-мачту и радировали Prakesh - нашего водителя, который был вовлечен в нашу экспедицию на диких ветреных дорогах высоко над ущельем. Мы вступили в контакт, и он подобрал нас и доставил нас в Удайпур к теплому жилью и еде. Такая организация была наиболее приятной частью нашей экспедиции!
Той ночью мы обнаружили, что мы прое...ли 50 км нашей карты но это не имело значения, поскольку информация полученная от аборигенов позволяла продолжить движение дальше.
Стремясь достичь города Shor мы столкнулись с усиливающимися порогами и более мощной водой. Возможно это было связано с некоторыми потерями высоты, так как мы начинали сплав где то в районе 3500 метров.
"Вскоре поутру мы достигли первого каскада определяющих коротких порогов"
После общения с удивительной любезности непальской женщиной высшего качества мы вернулись к реке и, снявшись с отмели. Вскоре по утру мы достигли первого каскада определяющих препятствий. Заданный темп взбодрил нас. Benji взял руководство прохождением препятствия класс 5, от прохождения которого отказались остальные. В итоге дня изнуренные мы достигли моста, в стадии строительства, рабочие моста сбежались смотреть на пять красочных 'Kishtis' (лодок) и странно выглядящих люди, плывущих на них...
Они угостили нас чашкой чая и сказали нам, что у еще требуется пройти приблизительно 7 км, прежде чем мы достигнем нами запланированного пункта - 'Killar'. Нам это не показалось плохим известием, но как только сплав стал более насыщенным, препятствия стали более напряженными, нам пришлось часто устраивать осмотры и обносы некоторых из. Около 17:00 с началом сумерек мы достигли искомого моста. Вышли к нему еже в темноте, и естественно не встретили там Prakesh... Тем не менее у нас было превосходное приключение в индийском стиле, включая эпическую поездку на пойманном тракторе до города. В конечном счете мы сделали это к месту, чтобы остаться, и полностью исчерпанный бросил наш механизм на землю и потерпел крах после того, что было огромным днем.
Мы провели следующий день, отдыхая в Killar, докупая еду и подготовкой к следующей фазе поездки, а так же наслаждаясь достопримечательностями и звуками одного из многих фестивалей, который проходил в то время.
Свежими и отдохнувшими на следующий день мы были готовы к продолжению пути вниз по реке. После раскаточного первого короткого дня, мы приняли решение продолжать сплав. Сплав был очень насыщенный и бурная вода постоянно напоминала нам о бренности всего сущего...
Утром следующего дня мы достигли границы Химачал-Прадеша и Джамму/Кашмира. В ожидании снаряжения (нашего багажа) мы пили чай. Мы были приятно удивлены мирным отношением к нам... Несколько рукопожатий и улыбок свели на нет вся напряженность приграничной полосы и мы поучаствовали в торговле и обмене.
Не слишком далеко вниз по течению мы нашли миленький берег и приступили к созданию лагеря для ночевки. Внимательно рассмотрев карту, мы предположили, что мы находимся выше по течению сложного участка, успокоив себя таким образом мы и отдыхали в ожидании геморроя на следующий день.
С восходом солнца мы сожрали по огромной порции завтрака (что бы облегчить и разгрузить лодки). Мы начали сплав по серьезным препятствиям среди булыганов и необычайно жесткой воде, которая осложняла работу на груженых лодках.
Препятствия становились все более серьезными, и в конце концов мы оказались в каньоне с абсолютно вертикальными стенками с обеих сторон. Я не сольно люблю альпинизм, но этот обнос по шишковатым склонам над порогом с висящими за спиной каяками поразил меня. Тем не менее, мы снова спустились к воде и были готовы к продолжению сплава.
Наконец мы добрались до Gulag Garth, где и провели некоторое время, посещая рынки, и организацией самоснабжения на ближайшее время. К настоящему времени мы были далеко в Кашмире, и было удивительно видеть, как различные люди в этом государстве смотрели на собственных соседей. Я не могу даже представить, что они думали о нас!
"Аллан описал это позже как 'бочка -монстр, ждущая обед!' Что ж, я стал обедом..."
Ранним утром мы попрощались с нашими новыми друзьями, простили им кражу сплавных ножей-стропорезов и нескольких других не менее замечательных вещей, которые без вести пропали в течении ночи!). Согласно нашей карте мы были в нескольких шагах от грандиозных свершений, таким образом мы и приготовились к дальнейшим событиям. Прямо с утра мы прошли с осмотром грандиозный порог, достаточно протяженный и позволяющий выбрать вариант прохождения. Наметив линию движения мы стартовали. Поскольку все мы шли в кильватер, я увидел как Benji отчаянно обернулся и сигнализировал прежде, чем исчезнуть из вида. Я неправильно понял поданный им сигнал вместо "иди вправо" прочитал "тяжело грести". У меня не было времени для маневра и я попал в бочку. Я с ужасом смотрел в яму, в которую падал на каяке.
Аллан описал это позже как "бочка монстр, ждущая обед" Что ж, я стал обедом. Меня месило как в стиральной машине, отбрасывая от одного края к другому, и снова и снова. Случайно я увидел Майка, он как раз проезжал по краю бочки. Меня колбасило и заливало водой, в моих легких кончался воздух, но я смог стабилизировать лодку и каким то чудом выйти оттуда.
С осознанием этого мы прошли остальную часть дня и остановились лагерем на блинном пляже, куда естественно спустились несколько местных, заинтересованных. Мы обосновались лагерем в достаточно неспокойном регионе, и пока все было в порядке, никто не выказывал свою агрессию и мы не сильно бросались в глаза внизу, на реке. Хотелось бы, чтоб и дальше нас как можно меньше замечали.
Мы проснулись в битком набитом индусами лагере, казалось вся деревня пришла пожелать нам доброго утра, но это было только теорией. Несколько автоматчиков контролировали все вокруг, и "обрадованные" возможной перспективой мы стали очень радушными хозяевами. Мы рассказали все, что знали и показали устройство каждой вещи, мы фотографировали всех и фотографировались со всеми, После чего быстро собрались и с максимальной скоростью начали сплав.
На следующий день мы столкнулись с проблемами на сплаве, трудные пороги, тяжелые обносы, зачастую с применением веревок и сбрасыванием наших лодок и вещей со скальных ступеней. Казалось, что наши загруженные лодки весят больше тонны, они стерли нам все плечи и руки. Все это расстраивало нас. В это время река зрела новыми порогами и мы мечтали о них в перспективе.
В меркнувшем дневном свете мы вылезали наверх, примерно на 700 футов, спрятав свои лодки. Мы не дошли до запланированного места всего несколько километров, но под конец дня не рискнули идти несколько порогов 4-5 к.с. Поднявшись вверх, мы вышли на дорогу, откуда ,к счастью, Prakesh был в состоянии забрать нас и доставить в город Padyanha, где мы смогли найти место для ночлега и еду. Я абсолютно счастлив, что мы могли найти гостеприимных жителей среди ночи.
Ночью мы придумали хитрый план: вернуться пешком к нашим лодкам по дороге, осматривая каждое препятствие, после чего сплыть весь участок до того месте, где Prakesh сможет нас подобрать на своем джипе. Мы планировали встретиться с ним у строящейся дамбы. Оттуда мы уехали бы в Kishtwar.
Увы, увы, все случилось по другому! Приблизившись к дамбе мы поняли, что все наши планы на благополучное вылезание разбились как яйца об дрерь об 60-тифутовую вертикальную стену из бетона, и полное отсутствие каких либо путей вверх или вариантов ее обхода.
Рабочие дамбы и чиновники безопасности веревками помогли поднять нас и наши лодки вверх под подозрительные взгляды рабочих и безопасников. Очевидно мы были в 'зоне с ограниченным посещением' и должны были уехать как можно скорее. Они направили нас к реке и сказали нам, что это есть спуск после дамбы и отправили нас к нему. Оттуда мы смогли бы добраться до Kishtwar. На данном участке у нас не должно быть никаких проблем, так нас напутствовали с улыбкой. Нам этот вариант не показался плохим и отсутствие даже возможности вызвать Prakesh у нас не было никакого другого варианта, кроме как попробовать пройти дальше.
К сожалению чиновники дамбы понятия не имели о том, что проходимо для нас, а что нет. Вместо того, чтобы плыть по небольшому уклону, мы попали в достаточно большое падение на этих 13 км до Kishtwar, в конце концов мы оказались в кошмарном ущелье смерти(гибели). От края и до края стояли вертикальные и отполированные стены. Они сужались, меж ними билась вода, указывая на значительное падение. В сумерках наша ситуация выглядела еще более угрожающей. Мы столкнулись с ситуацией, выбора между 4-х километровой "экскурсией во тьме по каньону, либо ночевке без спальников, еды и палаток на берегу. Но на противоположном берегу был замечен небольшой домик и мы устремились к нему.
И хоть в этом доме нам отказали в ночлеге, нас отправили выше по склону к более пригодному для нас жилищу.
Это оказывалось удивительной ночью которую сможет понять только тот, кто был в Богом забытых местах, таких, как это. Маленькая семья в домике на склоне, не имеющая почти никакого имущества разделила с нами свою пищу - рис с молоком, поделилась теплом своего очага, и уложила спать под собственные одеяла. Хотя мы не могли общаться с ними, только с помощью жестов, мы были поражены их великодушием. Все это помогло нам восстановить потерянную веру в человечество. Все устроилось, мы избежали холодной и голодной ночевки в ущелье в зоне военных действий.
Изнурительная четырехкилометровая прогулка вновь привела нас к дамбе, где охранники были приятно удивлены вновь видя нас. Начальник безопасности объяснил, что ночью были какие то волнения и нападения наc посты, и он волновался за нас. И счастлив видеть нас вновь в добром здравии.
Следующие три дня мы провели в сопровождении вооруженной охраны покинули Кашмир и прибыли назад в Химачал-Прадеш. Эта поездка достойна отдельного описания.
Наконец, мы возвратились к Manali, реанимировались и смогли подвести некоторые итоги поездки. 14 дней сплава и таскания по скалам были вознаграждены нормальной пищей и холодным пивом.
Индия, всегда, была удивительным местом для поездок, с удивительными реками и пейзажами. Я уверен, я обязательно сюда вернусь!
Огромное спасибо спонсорам и людям, чья помощь помогла осуществить эту поездку:
Лодки Pyranha, Macpac, Teva,
Солнечные очки Smith
Весла Robson, Paddler Zone, HF
Транспорт Himalayan Journeys
British Canoe Union
и прежде всего люди Химачал-Прадеша и Джамму/Кашмира.