Год назад я написал вот такой текст:
"Некоторые авторы спрашивали, а что мы понимаем под сюжетом. Я объяснял, что сюжет подразумевает, наличие рассказа в фильме, чтобы зритель понял, что ему показывают, этого можно добиться наличием голосовых или текстовых комментариев и т.д.
Но со временем я понял, что это верно только отчасти. Во время судейства возникла даже небольшая дискуссия по этому поводу. И возник вопрос, а может ли повествование о походе быть сюжетом? Ехали – шли - увидели– уехали – это стандартный сюжет большинства фильмов о походе.
Как говорил один мой знакомый надо обратиться к Горацию, т.е. к энциклопедии:
Сюжет (от фр. sujet — предмет) — в литературе, драматургии, кино и играх — порядок событий, происходящих в художественном произведении. В предельно общем виде сюжет — это своего рода базовая схема произведения, в которую входит последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог.
Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. Первоначально термин «фабула» (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение — басня, побасенка, сказка, то есть произведение определенного жанра. В дальнейшем термином «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению. Устанавливалось и деление произведений на «сюжетные» и «фабульные».
Термины «Сюжет» и «фабула» осознаются или как синонимы, или же Сюжетом называется весь ход событий, а фабулой — основной художественный конфликт, который в них развивается. Элементами фабулы являются: коллизия, интрига, перипетия, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог.
Вообще теоретики до сих спорят что такое сюжет и фабула. К чему я это все привел? Мне кажется, что к нашим фильмам это очень даже относится. Фильмы которые содержат повествование о походе больше сюжетные, а фильмы которые как мы говорим с «фишкой», с придумкой, как Тetris, «Клевое место» и др., даже «Искушение» с его текстом – фабульные фильмы и это надо отмечать дополнительным критерием оценки как Фабула."
Мне кажется, что развивать фабульные фильмы стоит. с этой целью и был введен этот критерий. А по большому счету мы любители, а не теоретики.