Отчёт о прохождении водного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Грузии (Самцхе — Джавахети, Рача — Лечхуми, Сванетия, Имеретия) совершенной группой туристов города Рязани по рекам Кура, Риони, Цхенисцкали в период с 30.04.2016 по 15.05.2016
Маршрутная книжка 4/4
Руководитель группы : Крупнов Роман Николаевич
Содержание отчета
Стр.
1. Паспорт спортивного похода
1.1. Проводящая организация
1.2. Место проведения
1.3. Общие справочные сведения о маршруте
1.4. Подробная нитка маршрута
1.5 Обзорная карта Грузии
1.6 Определяющие препятствия реки Кура
1.7 Определяющие препятствия реки Риони
1.8 Определяющие препятствия реки Цхенисцкали
2. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников, распределение на судах
3. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна
4. Справочные сведения о районе похода
5. Описание маршрута
6. Варианты подъезда и отъезда
7. Пересечение границы и пребывание на территории Грузии
8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
9 Страхование жизни и здоровья участников
10. Изменения маршрута и их причины
11. График движения
12. Техническое описание
13. Потенциально опасные участки на маршруте
14. Перечень наиболее интересных природных, исторических объектов на маршруте
15. Дополнительные сведения о походе
15.1 Характеристика средств сплава
15.2 Список общественного снаряжения
15.3 Состав аптечки и ремнабора
15.4 Питание в походе
16. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
17. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
18. Литература
Приложения: 1 Карта маршрута
Приложение 2 Координаты мест стоянок
технической видео о походе — http://taganok.ru/georgia/splav-v-gruzii-reki-kura-rioni-chenis-ckali-prilojenie-k-tehnicheskomu-otchetu/
Федерация спортивного туризма Рязанской области ТССР Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54. (910) 900- 65-15
e-mail: ryazturclub@mail.ru
МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 4/4 выдана ТСМКК Федерации спортивного туризма Рязанской области ТССР. Шифр МКК 162-00-444650000
г. Рязань – г. Беслан – п.Вардзия-р.Кура(сплав) — стрелка рек Кура — Паравани- плотина на р.Паравани.- стрелка рек Кура — Паравани -пос. Саглоло- р.Риони (сплав)–д. Намахвани — п. Чвелиери – р. Цхенисцкали (сплав) — мост ниже п.Хиди– г. Тбилиси – г.Владикавказ — г. Рязань.
Вид препятствия (название) | Катего рия трудн ости | Длина препят ствия (м) | Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) | Путь прохождения для локальных препятствий./ Прошедшие суда. |
---|---|---|---|---|
Каньон Вардзия | 4 В | 500 | В каньоне большие камни с навалом на воды них, мощная струя, бочки. | По основной струе лавируя между камней поочередное прохождение всех судов К-4. |
Каньон Тмогви | 4 В | 1км | В невысоком каньоне мощные бочки, валы, единичные большие камни с навалом воды. | По основной струе, походной колонной. Все К-4. |
Вид препятствия (название) | Катего рия труд ности | Длина препят ствия (м) | Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) | Путь прохождения для локальных препятствий./ Прошедшие суда. |
---|---|---|---|---|
Порог «Ступенька» | 4 А | 200м | Слив через гряду камней, далее слалом между обливных камней. | По основной струе, короткий слив. Выходная шивера по по основной струе./ Все суда К-4 |
Порог «Тоннель» | 4 А | 300 | Мощная шивера на ЛП с большим уклоном и мощным течением. | По основной струе, лавировка между камней./ Все суда К-4. |
Порог «Уцерский» | 6 А-В | 2 км | Мощный порог-шивера. Большой уклон около 20м/км. Со сложной линией движения в центре порога, мощным прижимом под левый берег, лавировкой между камней. Мощные бочки по всей длине порога. | Заход по основной струе. В центре порога через сливы с уходом вправо от прижима под левым берегом. На выходе по основной струе. Все суда. / Все суда К-4. Страховка с ПБ и ЛБ морковками. |
Порог Накиети | 4 А | 400 | В каньоне череда бочек, валы. | По основной струе, уходя, по возмож ности от бочек. / Все суда К-4. |
Каньон Мухли | 4 В | 2,5км | Линия движения средней сложности. Мощная шивера, череда бочек до 0.5м. | Заход под ПБ, дальше по основной струе, обходя бочки/ Все суда К4. |
Порог «Древний мост» | 4 А | 200м | Мощный пологий слив в скальном сужении. Навал на правый берег. | По основной струе. / Все суда К-4. |
Порог «Твиши» / «Мост» | 4 С | 200м | Череда мощных валов ниже моста | Заход ближе к правому берегу на разгоне. / Все суда К4. |
Порог «Меквена» / «Мост-2» | 5 А | 400м | S-образный участок реки с мощными косыми опрокиды вающими валами, вертикальная турбулен тность | Сложная линия движения: мощные косые опрокиды вающие валы на поворотах реки. / Все суда К4 |
Вид препятствия | Кате гория труд ности | Длина препя- тствия | Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) | Путь прохождения локальных препятствий. |
---|---|---|---|---|
Каньон «Лентехский» Пор. №1-14 | 6 | 10 км | В каньоне большой уклон до 20 м/км. Первые 2-3 километра каньона самые сложные и содержат основные препятствия каньона, включая 8 первых порогов, которые следуют один за другим. Остальные шесть порогов находятся в нижней части каньона. Одним из самых сложных и мощных является порог №14 | Прохождение через основные бочки, уход от обливных скальных обломков, сложная линия движения в порогах. Все К-4,(с поочередной страховкой на порогах). |
№1-№6 ОБНОС | 6 В-С | 2 | Большой уклон на участке. Мощный поток. Все пороги с №1 по №6 слились в одно препятствие и образовали один непрерывный порог со сложнейшей линией движения. В русле много мощных бочек, обливных и надводных крупных камней с невозмож ностью обеспечить страховку на каком- либо из участков препятствия. | Обнос участка порогов по дороге правого берега от начала порога №1 к началу порога №7. |
Порог- шивера №7 | 5 А-В | 200 | Начало сразу за порогом №6, где дорога спускается к реке и есть возможность старта. Река мощной шиверой падает вниз. Несколько чред бочек через все русло. На выходе три линии бочек. | Проходили через центр, пробивая бочки. На выходе держались ПБ и после выхода из порога шли на чалку ПБ. / Все суда К4. Страховка морковками ПБ. |
Порог №8 | 5 С | 400 | Начинается метров через 100 быстротока после пор. №7. Длина порога 400 м. Слева – снежник весною. Основная струя идет под ПБ. Мощные кусающие бочки, череда сливов между камней. После ПП порог заканчивается мощной шиверой, требующей маневра. Ориентир окончания порога – пологий камень на ПБ, за которым огромное улово. | Стартовали от улова ПБ. Заходили по центру струи под ПБ. Шли через бочки, целясь на центр сливов. Чалка в улове под ПБ, за пологим камнем. / Все суда К4 Страховка спасконцами в конце порога. |
Порог №9 | 4 С | 100 | Находится на правом повороте реки, мощная струя, валы ,бочки | По основной центральной струе. / Все суда К4 |
Порог №10 | 5 В | 50 | Ориентир: правый поворот реки, справа место для чалки на пологом ПБ. Впереди видно сужение скал, нагромож дение камней, прохода не видно. Осмотр по ПБ. Справа впадает приток ИМИНДАРИ. Отвесная скальная стена ЛБ, по центру русла крупные скальные обломки. Трек вокруг обломков под ПБ, потом резкий уход от ПБ к ЛБ, прижим к скальному ЛБ. Череда сливов до 1.5 м, бочки, валы. Чалка возможна после порога по ПБ. | Заходили в порог по центру, далее старались попасть в трек под ПБ и на разгоне пробивали бочки. На выходе уходили от прижима к скале ЛБ направо. Страховка морковками по ПБ. / Все суда К4 |
Порог – шивера №11 | 5 А | 150 | Начало порога – на ПП реки. Более чистый проход ближе к левому берегу. Мощная шивера. Бочки. В конце порога справа – скала, с которой стекает круто падающий ручей. Слева — тоже скала. Русло круто поворачивает направо, и не видно, что там за поворотом. | Проходили по центру. Прошли походной колонной. / Все суда К4. |
Порог №12 | 5 А | 400 | Начинается сразу после пор. 11, за правым поворотом. После ПП в русле лежат камни, образующие ворота. Бочки. Эс-образный поворот реки с мощными валами и бочками. | Заходили под ПБ и смещались к левому берегу, проходя в ворота. Проходили походной колонной / Все суда К4. |
Порог №14 | 6 А-В | 300 | Справа большая отмель, ПБ высокий, река поворачивает направо. В пороге большое падение (около 6 метров) и представляет крутую горку. Мощная струя идет сквозь хаотично лежащих острых обломков скал(после взрывных работ). Основной поток идет вдоль правого берега через череду сливов, дальше основная часть струи уходит влево во вторую череду сливов. | Осмотр по ПБ. Страховка ниже порога по ПБ морковками. Линия движения была все время под правым берегом через череду сливов и ворот с уходом центральнее на выходе. Чалка по ПБ. |
Порог ЗУБИ | 6 А | 2км | Длинный порог,река несколько раз поворачивает, образуя несколько участков. Участок (уч)1. до большого камня по ЛБ, справа мост с притоком. Уч.2. от большого камня до ЛП реки (справа прижим). Уч.3.от ЛП до ворот под ЛБ(справа улово за большим камнем). Уч.4 от улова прямой участок до ЛП реки(справа прижим). Непрерывная череда валов и мощных бочек на участках, обливные и полуобливные камни. | Сложная линия движения: избежать прохождения всех валов и бочек невозможно. Участок(уч) 1 –по центру. Уч.2.-ближе ПБ. Уч3.- по центру, за воротами чалка в улове ПБ. Уч 4- плавное смещение от ПБ к ЛБ. / все суда К4 походной колонной интервал 60-80 метров. Страховка с берега затруднена. |
Порог ОКУРЕШИ | 6 А-Б | 1.5км | Начало порога разгонной шиверой с валами, бочками, далее ворота на ПП реки с проходом под ЛБ, ниже автомоста мощнейшая шивера с бочками и валами. Справа идет строительство ГЭС. На выходе из порога огромный обломок скалы с левым поворотом реки, после которого метров через 200 чалка по ПБ. | Линия движения по основной струе до моста. Ворота под ЛБ, дальше смещение под ПБ и дальше по основной струе через бочки и валы. На выходе скальный обломок обходили справа и уходили в центр. Чалка ПБ / Все суда К4 походной колонной интервал 60-80м( в пределах видимости судов). Страховка с берега практически невозможна и мало эффективна. |
Каньон ПРОРЫВ | 4 А | 1.5км | Мощные пологие сливы в каньоне, слева отвесная стенка, с вертикальной турбулен тностью, пороги шиверного типа, бочки. | Линия движения по основной струе, на поворотах по внутреннему радиусу. / Все К4. |
Ф.И.О | Возраст | Опыт | Обязанность, посадка по судам | |
1 | Крупнов Роман Николаевич г. Рязань | 1978 | Чонг-Кемин 5 р., Дибанг -6 у., р.Риони-Цхенисцкали -6 р. | Руководитель, Кат4-1, левый кормовой. |
2 | Боярин Илья Михайлович г. Рязань | 1986 | р. Малый Нарын – р. Большой Нарын – . Кекемерен — 5 у р.Казикумухское и Аварское Койсу-4 у | Кат4-1, правый кормовой |
3 | Качанов Максим Витальевич г. Москва | 1986 | Р.Жомболок-р.Ока- 5у, р.Хальмер-Ю-р.Силаваяха- р.Кара-4у, р.Б.Зеленчук -р.Аксаут-р.Уллу — Кам-р.Учкулан-р.Кубань — р.Б.Зеленчук-р.Б.Лаба-р.Белая- 4 с эл5к.с. | Кат4-1, левый носовой. |
4 | Холодова Анастасия Андреевна г. Рязань | 1986 | Р.Чонг-Кемин-Кекемерен- 5 у р. Малый Нарын – р. Большой Нарын – . Кекемерен — 5 у р. Красненькая – р. Зап. Лица- 4у | Кат4-1, правый носовой. |
5 | Лобанов Роман Викторович Архангельская обл. Вельский район, деревня Козловская | 1987 | Р.Она-4у Р.Юпшара -Гега -Бзыбь-5у. | Кат4-2, левый носовой. |
6 | Щенников Александр Станиславович г.Самара | 1982 | Чорох — 5 у., Юпшара-Гега- Бзыбь -5у, р.Риони-Цхенисцкали- 6 у. | Кат4-2, правый носовой. |
7 | Стерликов Петр Валентинович г. Москва | 1987 | Р.Снежная -4 у, р.Китой – 5 у | Кат4-2,правый кормовой |
8 | Рудаков Владимир Евгеньевич г. Москва | 1986 | р.Башкаус -Чулышман- 5 у, р.Риони-Цхенисцкали-6 у. | Кат4-2, левый кормовой. |
9 | Кулагин Геннадий Александрович г. Рязань | 1984 | Р.Она-4р, р.Дибанг-6 у | Кат4-3, левый носовой |
10 | Сухомлинова Екатерина Андреевна г. Москва | 1982 | Р.Башкаус -Чулышман- 5 у, р.Риони-Цхенисцкали -6 у. | Кат4-3, правый носовой. |
11 | Легашов Максим Александрович СПб | 1979 | Р.Чорох- 5 у, р.Риони-Цхенисцкали -5 у. | Кат4-3, левый кормовой |
12 | Смирнов Александр Валентинович Московская обл г Долгопрудный | 1960 | Шахдара -Гунт — 6у, Сатледж — 6у, Карнали -6у, Ченаб- 6у, Шуйлоу- 6у, Парлунг-6у, Сарыджаз-6у | Кат4-3, правый кормовой |
Отчет сдан в библиотеку Рязанского туристского клуба, размещен на сайте http://taganok.ru
Весной 2015 года и летом 2015 года некоторые участники уже принимали участие в походах 5 и 6 к.с. по рекам Риони и Цхенисцкали. Всем очень понравился этот яркий весенний маршрут с его мощными препятствиями, колоритной природой и приветливым населением. Маршрут рассматривался как определенный трамплин для группы перед, возможным, более серьезным осенними маршрутом. Поэтому при планировании похода постарались учесть небольшие ошибки прошлых путешествий по этому маршруту. Все суда для маршрута постарались подобрать катамараны четверки одного класса. В «стандартную» связку рек Риони-Цхенисцкали мы решили добавить известные Куру и Паравани. Команда подобралась из людей уже имевших опыт совместных путешествий в тех или иных составах — «случайных» людей не было, что и обеспечило в конечном итоге успешное прохождение маршрута. Целью путешествия ставилось наиболее полное прохождение маршрута по рекам Риони и Цхенисцкали, включая порог «Уцерский» на Риони и Лентехский каньон, пороги «Зуби» и «Окуреши» на Цхенисцкали. Раскаточной рекой решено было взять реку Кура и Паравани, при достаточном уровне воды. Весной 2015года не был пройден порог Зуби и частично пройден порог Окуреши, в пороге произошел киль четверки Белрафта. А летом 2015 года при невысоком уровне воды был пройден Лентехский каньон. Мы возлагали большие надежды после раскатки по куре и Паравани все же более полно пройти препятствия Риони и Цхенисцкали. По классификатору маршрут 122 включает в себя связки этих рек( http://www.tssr.ru/files/materials/877/webPerechen2008_TSSR_09.12.08.pdf) и относится к шестой категории.
Как и весной-летом 15 года на маршруте предполагалось использовать машину сопровождения для мобильного перемещения между реками и транспортировки вещей во время сплава, ввиду плотного графика сплава и необходимости своевременного перемещения от реки к реке. Группе предстояло пройти около 20 км по Куре, в качестве раскаточной реки, попытаться сплавиться по Паравани около 20 км, и преодолеть 110км по Риони и около 80 км по Цхенисцкали в линейном варианте. Сплав без вещей и возможность наличия машины сопровождения повышали безопасность похода, хоть и несколько снижали автономность. Мы нашли достаточное количество отчетов, где каждая из рек связывалась с другими реками Грузии. В погоне за набором препятствий на маршруте группам приходилось интенсивно переезжать с реки на реку, что с одной стороны повышает набор препятствий, но с другой стороны снижает водный эффект от похода, не позволяя полностью ощутить всю прелесть реки. Составление маршрута из нескольких рек усложняет логистику мероприятия, потому как требуются переезды. Чтобы выдержать такой насыщенный график, приходится иметь дело с машиной сопровождения. При планировании маршрута использовали информацию из отчетов Цветковой С.В., Любимова А.В., Романенко И.Б., Заботиной Е.и свой собственный опыт путешествия по данным рекам (Крупнов Р.Н.)
Активная часть похода проходила на территории Грузии.
Грузия (груз. Сакартве́ло) — государство, расположенное в западной части Закавказья. Грузия граничит с Россией на севере, с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке, и на западе омывается Чёрным морем.
Природные условия Грузии очень разнообразны. На территории Грузии сочетается разные типы рельефа: горы, холмы, плоскогорья, плато, равнина и низменности. Большая часть территории занята горами: на севере — хребты Большого Кавказа, на юге — Малого Кавказа (высшие точки — Шхара 5068 м и Казбек 5033 м), между хребтами располагаются Колхидская низменность и Картлийская равнина, на востоке — Алазанская равнина.
Климат на западе субтропический, на востоке переходный от субтропического к умеренному. Большой Кавказский хребет образует барьер на пути холодного ветра с севера. Средние температуры января от 3оС до -2оС, августа 23-26оС. В Западной Грузии, обращённой к Чёрному морю, выпадает от 1000 до 2800 мм осадков в год – одно из самых увлажнённых мест на территории бывшего СССР; в Восточной Грузии — 300-600 мм.
Разнообразные ландшафты и климатические условия создают богатые растительный и животный миры. Стабильность климата в прошлом способствовала сохранению древних элементов флоры, реликтовых и эндемичных растений (рододендроны, самшит, лавровишня, хурма).
Реки Грузии принадлежат двум бассейнам — Черноморскому (75 % стока) и Каспийскому. Почти весь сток Каспийского бассейна выносится рекой Кура. Реки Черноморского бассейна (Западная Грузия) не образуют единой системы, впадая в море самостоятельно. Главная из них — Риони, протекающая на нижнем отрезке по Колхидской низменности. Значительна также Ингури.
Большинство рек, берущих начало в горах, имеет максимальный расход весной, при таянии снега (половодье). Реки, получающие питание главным образом из ледников, несут более всего воды летом и имеют в это время резко выраженный суточный ход расхода с максимумом в вечерние часы и минимумом перед рассветом. Горные реки замерзают редко. Они протекают в глубоких ущельях, имея значительное количество порогов.
Грузия богата гидроэнергоресурсами. На многих горных реках сооружены каскады ГЭС, построены водохранилища.
Население Грузии оценивается 4,5 млн человек, более 80% из них грузины, далее по численности азербайджанцы, армяне, русские. Большинство верующих — православные христиане.
Официальный язык грузинский, грузинский алфавит интуитивно непонятен и с точки зрения россиянина абсолютно нечитаем. Однако широко распространено дублирование грузинских названий на английском языке.
Столица Грузии – Тбилиси, второй город – Кутаиси, третий – Батуми.
Территории частично-признанных республик Абхазии и Южной Осетии после конфликта 2008 года де-факто не контролируются грузинским правительством и расцениваются им как оккупированные Россией части Грузии. Вследствие этого в Грузии действует закон «об оккупированных территориях», предусматривающий уголовное наказание для иностранных граждан и лиц без гражданства за въезд в Абхазию и Южную Осетию не с территории Грузии.
Ведущими отраслями промышленности Грузии являются: пищевая (производство чая, вин и коньяков, табачных изделий, овощных и фруктовых консервов, минеральных вод, лесных орехов), лёгкая (шёлковое, шерстяное, хлопчатобумажное, обувное, трикотажное, швейное производства), машиностроение, чёрная металлургия, цветная металлургия, химическая.
За последние несколько лет были построены, восстановлены и улучшены дороги, связывающие разные районы страны. Не в малой степени это способствует развитию туризма, который для Грузии – один из национальных приоритетов. Природные условия (море, горы, источники), а также политика государства создают условия для привлечения иностранцев, а также для малого туристического бизнеса (отели, рестораны, транспортные компании, туристические агентства).
Часовой пояс UTC+4.
Денежная единица – лари GEL, 1 лари = 100 тетри.
Маршрут похода проходит по Самцхе-Джавахети, Имеретии, Сванетии и Рача- Лентехи.
Кура (Мтквари, Mtkvari) протекает через всю страну и впадает в Каспийское море. Своё начало река берёт на северо-востоке Турции на Армянском нагорье. Интересный же для сплава верхний участок находится в районе Самцхе-Джавахетия. Этот район чем-то похож на предгорья Алтая: степи и мало леса. В верхней части Кура течёт в основном среди котловин и ущелий. Питание Куры смешанное: на 36% снеговое, на 30% подземное, на 20% дождевое и на 14% ледниковое. Основная часть стока приходится на весеннее время. Весеннее половодье наступает с марта по май, иногда затягивается до июня. Наиболее интересный участок реки начинается от с.Вардзия (Vardzia), где находится известный пещерный город. На участке примерно 15 км от Варзии до с.Хертвиси(Khertvisi) находятся два каньона – Вардзиа и Тмогви (Tmogvi) и несколько отдельных порогов. По низкой воде они имеют характер шивер и уровень самых сложных не превышает IV к.с., что даёт возможность провести тренировку перед более сложными реками. Однако отчёты о походах по высокой воде говорят о том, что Кура становится совсем другой рекой. Вдоль сплавного участка идёт хорошая асфальтовая дорога по ПБ.
Паравани (Paravani) – приток р.Кура, впадающий в последнюю в с.Хертвиси. Исток Паравани – одноимённое озеро, река в верховьях малорасходная, и даже по высокой воде группы начинали сплав от другого озера на реке – Сагамо(Sagamo). По низкой воде сплав целесообразно начать от ГЭС, построенной недалеко от г.Ахалкалаки (Akhalkalaki), ниже впадения р.Баралети (Baraleti / Baraletistskali / Arakvistskali). Хотя стоит ожидать, что после запуска ГЭС, состоявшегося осенью 2014 года, участок ниже этой ГЭС будет очень непродолжительные периоды в году пригоден для сплава. Это связано с тем, что ГЭС забирает 90% стока Паравани в обводной канал, по которому вода сбрасывается в Куру выше устья Паравани. Оставшиеся 10% стока Паравани будут пригодны для сплава только по высокой воде. Максимальное количество, которое может быть пропущено в туннель для выработки тока равно 25 м3/с. Средний годовой расход Паравани в хертвисском сечении составляет 18.7 м3/с (в сечении водозабора ГЭС расход определяется как 16.5 м3/с), средний минимальный и средний максимальный дневные расходы составляют 83.2 м3м и 9.42 м3/с соответственно. В сечении водозабора минимум 10 % среднего годового расхода продолжит ток по руслу вплоть до места впадения в р. Мтквари. Предположительно, что с полной нагрузкой ГЭС будет работать в течение трёх месяцев (апрель, май, июнь) в год. Участок Паравани от ГЭС – сплошная длинная шивера, очень небогатая на улова. Большой уклон, высокая скорость течения как следствие, много камней в русле и мало места для манёвра – такова река примерно 1 км от а/моста дороги на ГЭС (от места нашего старта). Участок выше, от ГЭС до а/моста (~500м), выглядит таким же, только с большим уклоном. На расстоянии около 4 км от а/моста находится единственный выраженный порог Паравани, с характерными сливами. За ним уклон постепенно становится меньше, но весь участок до устья — нон-стоп шивера с локальными усложнениями, а в нижней части реки ещё и с завалами. Вдоль сплавного участка идёт хорошая асфальтовая дорога по ПБ.
Риони (Rioni) – одна из самых полноводных и протяжённых рек Грузии. Препятствия отличаются большой мощью. Начинается на склонах Большого Кавказа; ниже города Кутаиси течёт по Колхидской низменности. Впадает в Чёрное море у города Поти. По гидропункту в с.Уцера (Utsera) среднемесячные расходы (м3/с).
месяц | |||||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
35 | 60 | 58 | 60 | 44 | 31 | 21 | 14 |
Для спортивного сплава используется участок верхнего течения, находящийся в регионе Рача (Racha). Начало и окончание сплава зависит от уровня воды.
Распространённый вариант старта – а/мост через Риони, расположенному ниже притока Чанчахи (Chanchakhi). По этому мосту от дороги, проходящей вдоль Риони, уходит ответвление на курорт Шави (Shavi). Участок выше, со стартом ниже деревни Геби (Ghebi), пройден и описан как сплошная шивера; выше Геби — разбои.
Риони ниже а/моста близ устья р.Чанчахи – мощная, но несложная. Пороги локальны, между ними достаточные расстояния. В с.Уцера находится самый сложный порог участка – Уцерский каскад. В районе с.Накиети (Nakieti) несложный одноимённый порог. Далее участок разбоев, которые заканчиваются перед каньоном близ с.Мухли (Mukhli).
Ниже ещё есть короткий S-образный каньон (по некоторым лоциям Древний, или Каменный, мост) перед а/мостом у с.Химши (Khimshi).
Далее река течёт в широкой долине и уже по малой воде имеет большой расход, и даже на прогонных участках валы и сбойки струй на поворотах могут заставить понервничать. Описаниям реки указывают на каньон перед посёлком Твиши (Tvishi) с двумя мощными порогами в начале и конце каньона. При высоком уровне воды описаны также притоки Риони – Чанчахи (Chanchakhi), Джоджора (Jejora), Лухуницкали( Lukhunistskali).
Вдоль сплавного участка по ПБ идёт грунтовая дорога приличного качества.
Цхенисцхали (Tskhenistskhali) — Хорошо известная еще с советского времени река, расположенная в регионе Сванетия (Svaneti). По гидропункту в с.Лентехи (Lentekhi) среднемесячные расходы (м3/с)
месяц | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
14.2 | 14.7 | 21.4 | 68.1 | 118 | 109 | 73.1 | 45.2 | 33.8 | 27.3 | 21.9 | 19.2 |
Вдоль сплавного участка идёт дорога: сначала по ЛБ грунтовая, затем становится асфальтовой, а над порогом №1 Лентехского каньона переходит на ПБ.
Наиболее интересный участок реки – Лентехский каньон, расположенный от а/моста, где дорога переходит с левого на правый берег, до с.Лентехи. Каньон – название условное: берега высокие, но не скальные стенки. В каньоне череда препятсвий, следующих одно за другим. Препятствия образованы нагромождением камней в русле, перепадом высоты и поэтому представляют собой сливы разной высоты, формы, сложности, бочки, манёвры между камней.
Первая часть каскада наиболее сложна, так как, фактически, представляет собой один длинный порог. Во второй половине уклон слегка уменьшается и пороги становятся более локальными.
Ниже Лентехи расположен участок с большим расходом, где выделяют пороги Зуби и Окуреши.
Существует несколько вариантов попасть в Грузию.
Прямые авиарейсы из Москвы в Грузию (аэропорты Тбилиси, Кутаиси и Батуми) осуществляют компании различные авиакомпании. Для поиска рейса можно воспользоваться web-сервисом типа skyscanner.ru.
Существует и другой вариант: использование железнодорожного транспорта с дальнейшим автосопровождением и пересечением границы на машине.
Для пересечения границы можно договориться с одной из компаний автоперевозок («Автоколесница» http://avtokoles.ru/ (8672) 51-29-29(8672) 51-29-29 , 51-78-48, 405-406, 40-43-40; директор Тедеев Алан Юрьевич (928)067-0720, (928)067-0720 ) или частником (Сапунцов Игорь +7(988)835-9377+7(988)835-9377 ). Собственно мы и воспользовались услугами Алана «Автоколесница»в полном обьеме, «полное» сопровождение группы от поезда до поезда. В отличие от прошлого года, когда приходилось делать пересадку в Тбилиси и трансфер до Тбилиси и обратно и сопровождение по маршруту осуществляли разные перевозчики.
В конце 2014 года вступили новые правила перевоза багажа железнодорожным транспортом. Теперь необходимо приобретать багажный билет, согласно которому можно перевозить крупногабаритный груз, включая катамаран. Катамаран попадает под весовую категорию 30кг. На группу бралось несколько багажных билетов, которые соответствовали количеству рам и вязанок с веслами( итого 4 шт).
Мы выбрали для себя железнодорожный вариант заброски на поезде Москва- Владикавказ(№34) , отправление из Рязани в 0ч50мин. Далее нас в Беслане должна была встретить заранее заказанная машина от Автоколесницы, под габариты нашей группы в 12 человек с грузом.
Некоторые участники из Питера и Самары решили добираться самолетом до Владикавказа, где и должна была встретиться вся группа.
Приводим дополнительные варианты сопровождения на маршруте. Водитель( Малхази) машины с прицепом( сам водитель из Кутаиси, слабо говорит по-русски) телефон +995 555775759.
Группа Заботиной Евгении договаривалась о сопровождении с водителем Мевлуди Катамадзе из Кутаиси. Он раньше работал с Давидом, а сейчас возит туристов сам. Его телефон +995593754456, +995593754456 ,skype mevludi593. Машина FordTransit с верхним багажником, варьируемым количеством мест.
Погранпереход «Верхний Ларс» (РФ) и «Казбеги» (Грузия) – единственный непосредственный между Россией и Грузией, он доступен для пересечения границы только на автомобиле. Мы уже имели весенний опыт пересечения этого поста.
Граждане РФ могут въезжать и находиться в Грузии без виз 90 дней в течение 180 дней. Посещение Грузии осуществляется по загранпаспорту, который на момент въезда должен быть действительным в течение 180 дней.
В Грузии действует закон «об оккупированных территориях» от 23 октября 2008 года, предусматривающий уголовное наказание для иностранных граждан и лиц без гражданства за въезд в Абхазию и Южную Осетию не с территории Грузии. То есть в загранпаспорте не должно быть отметок о посещении Абхазии и ЮО.
Надо учитывать, что билеты на транспорт, на котором будет пересекаться граница (туда и обратно), должны быть оформлены по загранпаспорту.
Стоит ознакомиться со списком подлежащих таможенному декларированию при ввозе в Грузию предметов, например на сайте Консульского департамента МИД России.
Вдоль всех рек водной части маршрута идёт дорога. Только в нижнем течение Цхенисцкали дорога отходит от реки и сплав приобретает автономный характер на ближайшие 10 км. Кроме того, на всём маршруте с нами находилась машина сопровождения, что позволяет в случае необходимости аварийно сняться из любой точки.
Поход проходит по территории другого государства, где не распространяется действие российского полиса обязательного медицинского страхования. Для иностранных граждан медицинское обслуживание в Грузии платное. Экстренная медицинская помощь, в том числе стоматологическая, оказывается бесплатно. Но для любого заграничного путешествия, а тем более спортивного, будет правильным оформить медицинскую страховку.
Страховку оформили в компании «Альфастрахование». Страхование по программе «Классик» с дополнительным условием «спорт», страховая сумма на каждого человека 30000 у.е., компания- SAVITAR GROUP.
Заявлен был маршрут: г. Рязань – г. Беслан – г. Тбилиси – п.Вардзия-р.Кура — стрелка рек Кура-Паравани — плотина на р.Паравани- р.Паравани — стрелка рек Кура — Паравани -пос. Саглоло- р.Риони –д. Намахвани — п. Чвелиери – р. Цхенисцкали — п. Изундери –мост п.Хиди– г. Тбилиси – г.Владикавказ — г. Рязань.
Сплава по реке Паравани от плотины не состоялось из-за полного отсутствия воды в русле. После чего была осуществлена запланированная переброска на реку Риони.
Антистапель производили ниже поселка Хиди на ПБ у металлического автомоста на поселок Сухча(это скорее уточнение, чем изменение).
Других изменений маршрута не было.
Дата | День пути | Участок пути От и до | Длина пути, км | Чистое ходовое время, ч.(включая осмотры) | Определя ющие препятствия на участке | Способ передви жения/ погода |
---|---|---|---|---|---|---|
30.04 | 1 | Рязань- | 1600 | 31 | Поезд | |
01.05 | 2 | Беслан – -Вардзия | 410 2 | 5 1 | Осмотр каньонов | Машина/солнце Пешком/солнце |
02.05 | 3 | П. Вардзия — п. Хертвиси — -ГЭС р. Паравани — -п. Саглоло (мост через Риони ниже притока Чанчахи- р Риони | 15 16 325 | 2 | Каньоны Вардзия, Тмогви | Стапель/солнце Сплав/солнце Машина/солнце Машина/солнце |
03.05 | 4 | мост через Риони ниже притока Чанчахи – -пос. Уцерский | 9.5 1 | 4.0 | Пор. Ступенька Пор. Тоннель Пор. Уцерский Осмотр Уцерского | Стапель/солнце Сплав /солнце Пешком/солнце |
04.05 | 5 | Пос. Уцерский – пос. Квишари | 59.5 | 5.5 | Пор. Накиети Каньон Мухли Пор Древний мост | Сплав /солнце Сплав / Дождь |
05.05 | 6 | Пос. Квишари – пос. Намахвани- -пос Чвелиери | 41.5 140 | 3.5 5.0 | Пор Твиши/Мост Порог «Мост-2» Переезд на Цхени через Кутаиси | Сплав/ Солнце Машина/Дождь |
06.05 | 7 | Пос.Чвелиери -пор. №8 (осмотр Лентехского каньона) | 5 | 4 | Осмотр Лентехского каньона | Стапель /дождь Пешком / дождь |
07.05 | 8 | Пос.Чвелиери – р. Цхенисцкали – стоянка Пор.№7 | 4.5 | 5.5 | Пор№7 Пор№8 Пор№9 | Обнос пор№1-6 Сплав/дождь |
08.05 | 9 | Стоянка пор №7- -стоянка пос. Мелура по ПБ | 9 | 4 | Пор№10 Пор№ 11-13 Пор№14 | Сплав/солнце |
09.05 | 10 | Пос.Мелура – -плотина -пор.Зуби- -стоянка на пор.Зуби | 20 1 15 1 | 2 1 2 1 | Шиверы Обнос Плесы Пор. Зуби осмотр и прохождение | Сплав/солнце Пешком/солнце Сплав/солнце Пешком/солнце |
10.05 | 11 | Стоянка на пор.Зуби – ниже пос. Хиди анти стапель ( мост на пос Сухча).- анти стапель | 33 1 | 2 1 | Пор. Окуреши Каньон Прорыв Осмотр Окуреши | Сплав/ солнце Пешком/солнце |
11.05 | 12 | г.Тбилиси | 240 | 4 | Машина | |
12.05 | 13 | Тбилиси | Экскурсии по городу | Солнце | ||
13.05 | 14 | г.Тбилиси- г. Влади кавказ | 196 | 5 | Машина/солнце | |
14.05 | 15 | Ростов | 600 | 10 | Поезд | |
15.05 | 16 | г. Рязань | 1000 | 21 | Поезд | |
ИТОГО | 207 11 218 | Сплав Пешком Всего |
Принятые в отчёте сокращения: ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;
ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;
крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;
ЧХВ – чистое ходовое время – время движения без учёта остановок;
К1, К2, К3 – катамаран №1 и т.д. (см. «Состав группы и распределение по судам»);
30.04 Время во всем отчете московское.
Ночью железнодорожная часть группы в составе 5 человек около 0.30 подсела в поезд к уже едущим пяти участникам. Дорога протекала без приключений.
01.05
Рано утром прибыли в Беслан, где нас уже ждал, заказанный микроавтобус от «Автоколесницы». К 10.30 были уже на границе в поселке Верхний Ларс. Чуть больше, чем через два часа (в 12.50) вышли уже с грузинской стороны без каких-либо проволочек. По дороге в гипермаркете в поселке Хашури закупили продукты согласно написанной раскладке, овощи и поменяли часть денег на местную валюту — Лари.
По дороге к Вардзии попытались осмотреть каньоны Тмогви и Вардзия, потратив в общей сложности около часа. После осмотра стало понятно, что препятствия можно идти сходу, но расслабляться не придется — в русле есть камни, на которые идет навал воды, мощные бочки и валы. Тем не менее, препятствия были оценены 4 к.с. и их прохождение должно было стать раскаточным элементом похода. В 20.30 добрались до Вардзии, переехав по автомобильному мосту с правого на левый берег. Лагерь разбили на большой поляне у подножия старого города (N41.3788, E043.2854). Все экипажи после постановки лагеря, принялись собирать рамы катамаранов. На первый день задача была выполнена полностью — мы добрались до места начала старта и успели осмотреть предстоящие препятствия на реке Кура.
02.05
Утром подьем в 7.00. В 11.30 все экипажи были готовы к старту ( фото 1). В этот момент к нашей поляне прилетел полицейский вертолет, но мы уже отчалили
Решили идти походной колонной и общими сборами в местах, где можно зачалиться или если впереди непонятно куда идти. Минут через 20 подошли к каньону Вардзия.
Каньон Вардзия. Длина 500м. 4В. Ориентир: скальные стенки сжались и в русле показались крупные камни. Дальше валы и бочки средней сложности. При необходимости чалка перед каньоном на ПБ.
Все суда прошли походной колонной в пределах видимости, что обеспечивало преемственность линии движения в пороге. Первым шел экипаж К4-3.Завершал прохождение К4-1. Пройдя под правым берегом через телемарк вправо, уходя от огромного надводного камня по центру реки, экипажи без проблем прошли при хорошей работе экипажей, лавируя между огромными камнями. После каньона суда зачалились по ЛБ.
Дальше продолжаем сплав походной колонной. Поток мощный. Воды в реке много. Встречаются мощные бочки, которые по возможности объезжаем. Минут через 10-15 втягиваемся в каньон Тмогви, который проходим с ходу.
Каньон Тмогви. Длина около 1 км. 4В. В невысоком каньоне мощные бочки, валы, единичные большие камни с навалом воды.
Каньон проходим походной колонной по основной струе без каких либо проблем. Фото 2 На выходе из порога, уходили влево от центрального камня, на который шел навал воды. (Фото 3).
Дальше сплав приобрел более спокойный характер. Финишировали в 13.30 в пос. Хертвиси на ПБ (N41.4765, E043.2853) (Фото 4).
Вытащив суда на берег, сразу же сделали легкий перекус. Было принято решение о том, чтобы отшнуровать шкуры на двух катамаранах и привязать их отдельно от рам на крышу. Последний катамаран было решено не отшнуровывать ( К4-3), а привязать его вверх баллонами поверх всех судов. Экипажи сразу же стали готовить суда к перевозке на реку Паравани. Перед тем, как причалить в Хертвиси мы видели трубы акведука, идущего вероятно от плотины на Паравани. По информации от местных жителей воды в реке было очень мало, но мы все же не теряли надежды на сплав и решили сами это проверить и доехать до ГЭС убедиться в целесообразности сплава. В 16.00 начали переброску на Паравани. (Фото 5).
Дорога идет вверх по правому берегу реки. Река представляла из себя печальное зрелище: воды не было совсем, лишь тонкие струи сочились меж камней и даже каяку не было места. Мы доехали до плотины, пообщались с радушными грузинскими армянами, которые показали нам плотину (Фото 6) и мы решили начать переброску на реку Риони. По дороге на Риони решили заехать в Боржоми, где в парке набрали минеральной воды в источнике. Уже около 1 часа ночи прибыли к мосту на Риони, откуда планировали начинать сплав (N42.692992, E043.581678). Отбой в 3.00, после еды.
03.05.
Встали в 8.00. Спали мало. Сразу же начали стапель. Погода солнечная. Сегодня предстоит начать сплав по реке Риони от поляны на левом берегу ниже автомоста через Риони, который расположен ниже левого притока Чанчахи.
Уровень воды в реке выше среднего (даже несколько выше, чем весной и летом 2015 года). Впереди уже известные нам препятствия — «Ступенька» и «Тоннель». Стартовали походным порядком в 13.00. (Фото 7). Первым шел К4-1, дальше К4-2 и К4-3 поочередно.
Буквально сразу после старта начался порог «Ступенька» — длина 200метров. 4А.
Ориентир: на 300м ниже а/моста через Риони, видны перепад и бетонное основание на ПБ.
Просмотр: по ПБ после беглого просмотра решили идти сходу. Порог представляет собой слив-ступеньку 0,5-1 м высотой через все русло, более чистый и пологий у ЛБ.
Прошли походной колонной со взаимостраховкой. К4-1 первым, далее К4-2 и К4-3 поочередно прошли чисто ближе к правому берегу по языку. Все судна зачалились после порога на ПБ для подкачки судов. Идем с перечалками. Подошли к порогу «Тоннель» через 10 минут сплава.
Порог «Тоннель» — длина 300 метров. 4А. Ориентир: по ПБ проходит дорога, на ней два коротких тоннеля, отлично видные с воды; ЛП реки. Над рекой проходит ЛЭП (вдоль реки, в этом месте прямо над водой). Просмотр с дороги ПБ.
Чалка справа в уловах перед первым тоннелем, затем можно перечалиться ниже. Порог начинается на локальном ПП. В начале мощный поток с заметным падением и высокой скоростью течения. После ЛП реки в русле несколько больших камней, валы, но проход достаточно широкий и чистый. На выходе можно выделить небольшие ворота между камней ближе к правому берегу.
Первым стартовал К4-1. Прошел все по основной струе, встав на ЛБ на страховку.
Дальше пошли К4-2 и К4-3. Завершив прохождение пор.«Тоннель», идём походной колонной — первым К4-1, за ним идут остальные суда прежним порядком. Перечалки редкие. Характер реки не меняется: постоянная мощная шивера с отдельными камнями в русле, средние валы и бочки. Течение быстрое. Берега высокие, но не обрывистые, поросшие лесом. В поселке Уцера зачалились в 14.00 на широкой каменистой галечной отмели правого берега перед разрушенной железобетонной опорой. Солнце радует. Идем на осмотр порога и выставление страховки. (Фото 8).
Ориентир порога «Уцера»: длина около 2 км. 6А-В. Находится в пос.Уцера (Utsera). На ЛБ скала, ПБ – на высоте метров 8-10 идет автодорога. После примерно километра разгонной шиверы — линия движения читается с воды, русло сужается метров до 15. Справах впереди хорошо заметный бетонный а/мост дороги вдоль Риони. В конце каскада высоко над водой пешеходный мостик, на нём обычно скапливаются зрители.
Просмотр: по дороге ПБ и с навесного моста.
Порог протяжённостью около 1.5-2 км, мы бы выделили три части порога:
1 часть — заходная шивера длинной около 1 км, от железобетонной опоры на правом берегу (за ней подвесной мостик) до отмели правого берега перед автомостом справа через приток (все будет зависеть от воды).
2 часть — собственно каскад длиной метров 300 с чередой сливов высотой около 1метра от автомоста правого берега через приток до подвесного моста через Риони. Насчитали порядка трех ступеней с разумным проходом под правыми берегом.
3 часть — выходная шивера длиной около 800 метров. От подвесного моста река далее делает левый поворот, затем правый, но мощь шиверы не ослабевает. Чалка в улове по правому берегу за автомостом.
Поставив по паре морковок по ПБ и ЛБ, первым решается на прохождение адмиральский катамаран К4-1. Сначала решили пройти от отмели за ПП и зачалиться в небольшой протоке на камнях, чтобы подкачать катамаран, а оттуда уже идти порог до конца. Стартовав с галечной отмели, держались центра русла и старались после ПП придерживаться ПБ, откуда зачалились на камнях ПБ для подкачки судна. Дальше шли по основной струе, в районе моста К4-1 раскрутился в бочке через правый борт и траверсом смещался к ПБ, где заходил в основную правую протоку под мост и продолжил прохождение порога. Ниже моста К4-1 сместился под левый берег, а затем под ПБ, где и продолжил выходную часть порога. Чалка в улове ПБ ниже моста. (Ф 9-12).
После прохождения К4-1 следующим идти вызвался экипаж К4-2. В этот момент на страховке остался экипаж К4-1 с воды и четверо человек с экипажа К4-3 у спасательных концов на ПБ и ЛБ. Линия движения К4-2 была сопоставима с К4-1, но без раскрутки в начале порога (Фото 13- 14).
При подготовке к прохождению экипажа К4-3 выяснилось, что у одного из участников плохое самочувствие (сказался ночной переезд с Куры и палящее солнце при прохождении Риони), поэтому участник Смирнов А. был заменен на капитана К4-2 Рудакова В. В этом составе экипаж К4-3 и прошел порог Уцерский по той же линии движения, что и предыдущие экипажи (Фото 15).
Все экипажи успешно преодолели сложный порог. Солнце уже стало скрываться за вершинами гор, поэтому в 17.00 решено было разбить лагерь у автомоста в поселке Уцерский (N42.6265, E043.53545). Пока ставили лагерь и готовили ужин, машина съездила за хлебом в поселок. Вечером пришли местные старушки, которые любезно предложили купить хинкали и варенье местного производства.
04.05.
Подьем в 7.00. Сегодня нам надо наверстать непройденный накануне участок и постараться дойти до запланированной стоянки у поселка Квишари. На воду вышли в 9.00. Солнце.
В 9.20 подошли к порогу Накиети. Длина 400м. 4А. В невысоком каньоне слева отвесная стенка, справа поросшая лесом. Валы, бочки. Линия движения читаема с воды. Прошли порог походной колонной. В 9.40 подошли к правому притоку р.Сакаура. Перед притоком находится автомобильный мост, в котором дорога переходит с правого на левый берег. К 11.00 подошли к каньону Мухли.
Каньон Мухли, протяженность около 2.5 км. 4В. Ориентир — заканчиваются разбои, видно сужение реки, кр. ПП, линии движения не видно, справа крутой поросший лесом берег, большое улово для чалки. Просмотр захода по ПБ. Заход в каньон под ПБ. Слева полуобливные камни. В каньоне валы и бочки. Прохождение по основной струе (Фото 16 Лето 2015года, Фото 17 Весна 2016).
Посмотрели заход, который был логичен под ПБ. Далее было видно, что все идется практически по струе (в пределах видимости). Прошли все походной колонной (Фото18).
В 11.30 подошли к поселку Цеси и порогу «Древний мост» или S образный каньон.
Порог «Древний мост»4 А (N 42.536123, E043.190496) длина 200 метров – ориентир — в поселке Цеси проходит пешеходный мост, отсюда начинается каньон. Далее река начинает сужаться и справа появляется забетонированная стена из камней, а слева вертикальная скала. Порог расположен на крутом ЛП. Порог – это участок с локальным сужением всей реки до ширины около 20 м и локальным перепадом высоты, образующим очень мощный язык с сильной турбулентностью. В конце порога на обоих берегах остатки старого каменного моста, чуть ниже – современный а/мост.
Порог прошли с ходу походной колонной.
В 12.00 сделали небольшой перекус у моста в Амбролаури, где смогла подъехать машина. Погода стала портиться, небо заволокло — пошел дождь. В 14.30 мы подошли к уже знакомой нам стоянке на ПБ у поселка Квишари. (N42.549167, E042.928883). Чтобы не тащить катамараны к лагерю, решили их оставить на острове, вытащив на берег и привязав к деревьям. Перешли по протоке на коренной берег, где нас ждала прямая площадка для лагеря. Она оказалась гораздо лучше, чем те, на которых мы стояли ранее ближе к воде. Дождь шел проливной и беспробудный. Натянув два костровых тента, принялись готовить ужин, совмещенный с обедом. Лишь к ночи дождь ненадолго притих, что дало нам возможность поставить палатки.
05.05
Утром пасмурно, но пока сухо. Сегодня нам предстоит закончить сплав по Риони в районе деревни Намохвани и переехать на Цхенисцкали. Позавтракав и собрав лагерь, на воду вышли в 9.00. За ночь воды в реке прибавилось еще больше. Река стала похожа на живой организм, который стремительно летел вперед. В 9.20 началось красивое «ущелье» Алпана (Линия движения читается с воды. Характеризуется мощной струей, мощными валами, бочки, встречаются прижимы).
В 10.00 прошли впадение правого притока Ладжанури. В 10.10 мост через Риони.
В 10.30 мы подошли к порогу Твиши.
Порог «Твиши» / «Мост». 4С (N 42.520735, E042.799028) — длина 200 метров. Ориентир — в русле появляются огромные камни под ПБ, метров за 200-300 видно автомобильный мост и ПП реки, ширина реки до 100 метров. Чалка к ПБ перед мостом. Ниже моста большая горка и огромные валы, способные перевернуть некоторые катамараны. Под ПБ бой в выступ скалы.
Зачалившись по ПБ, пошли смотреть порог и ставить фотосьемку. Приняли решение о поочередном прохождении судами. Сначала проходили К4-1 и вставал на страховку по ПБ, дальше шли остальные суда. К4-1 заходил ближе к ПБ, чтобы пройти краем валов и встать на страховку (Фото 19). К4-2 при поставленной страховке шел уже по центру, пробивая огромные валы, заканчивал прохождение экипаж К4-3 по той же линии движения.
Фото 20 -23. Порог Твиши. К4-2 прохождение валов в пороге.
После порога идет участок мощной шиверы. Идет череда валов и бочек, разбросанных в шахматном порядке. Характер реки позволяет идти все сходу. Линия движения читается с воды.
В 11.30 подошли к следующему препятствию порогу «Меквена».
Порог «Меквена»/«Мост -2». 5А (N 42.477433, E042.759619) — длина 400 метров – ориентир широкая река, над водой идут провода через реку, справа видны постройки деревни Меквена, за которыми через 100-150м начинается мощный участок из косых валов, опрокидывающего характера. Страховку целесообразно проводить с воды первым прошедшим судном. Береговая страховка как и осмотр препятствия сильно затруднены.
Порог проходили походной колонной в уже привычном порядке. При прохождении старались избегать косых валов. Все суда выдержали намеченную линию движения и безаварийно прошли порог.
В 12.30 завершили сплав ниже деревни Намохвани. (N42.410947, E042.6905).
Даже по урезу воды видно, что уровень воды на 2-3 метра выше (по берегу около деревьев), чем в 2015 году. (Фото 24-25). Схема разбора и подготовки судов уже отработана, поэтому мы быстро разбираем суда и готовим их к переезду на Цхенисцкали. (Фото 26). Переезд осуществляли через Кутаиси в отличие от прошлого года. По информации от местных дорога лучше, но мы видели в том году, что дорога ремонтируется. Тем не менее, навигатор упрямо указывал на Кутаиси. В 14.00 выехали на Цхенискали.
К 19.00 приехали в конечную точку поселок Чвелиери (N42.847417, E042.85635) – опять пошел дождь. Пока ехали вдоль Лентехского каньона тратить время на его осмотр не стали – уже темнело. Решили провести детальный осмотр утром.
06.05
Утром шел мелкий дождь. Сегодня предстояло собрать суда и провести разведку начальной части Лентехского каньона, чтобы принять решение о возможности прохождения. Под мелким дождем производим сбор судов (Фото 27). Дождь не намерен прекращаться. К 13.00 заканчиваем сбор судов. Формируем группу в составе 9 человек, которая пойдет на осмотр начала Лентехского каньона. Берем с собой легкий перекус и отправляемся на осмотр. За полчаса доходим до автомобильного моста, где начинается порог №1. Ниже моста видим заход в порог №2 и сравниваем уровень воды 2015 года (Фото 28-29). По нашим оценкам уровень примерно на 40-50см (по вертикали) выше, чем летом 2015 года, когда шли каньон и на 10-20 см выше весны 2015 года.
На просмотр, в буквальном смысле, практически по берегу, (где это возможно) ушло около четырех часов (Фото 30-34). Осмотрев участок порогов с №1-№7, было сделано общее заключение, что река представляет из себя один сплошной порог со сложнейшей линией движения, без малейшего права на ошибку при прохождении (6 В-С к.с.). Был отмечен участок реки между порогами №7 и №8 около 100 метров быстротока, на котором можно было поставить страховку. Место для стоянки и постановки лагеря ниже моста через приток Чолшура около 1 км на площадке куда подходит грунтовая дорога от основной трассы ( Цхени Стоянка на Пор.7 N42.829731, E042.814383).
Фото 30 Начало порога №4
По возвращении в лагерь в 17.00 было принято коллективное решение:
1) обнос участка порогов №1-6, поскольку ни один из экипажей не горел энтузиазмом идти этот «супер»участок. На этом участке практически нет возможности какой- либо страховки;
2) местом начала старта было решено сделать место, где можно спустить катамараны по грунтовой дороге в конец шестого-начало порога№7;
3) для обноса максимально подойти к началу каньона, где можно по осыпи ЛБ вытащить суда на дорогу (место выноса судов было помечено при движении в лагерь после осмотра) и обнести к месту старта в начало порога №7. Спать легли рано. Впереди предстоял трудный день.
07.07.
Подъем около 7.00. Идет дождь. Хорошо, что катамараны уже собраны. Собираем лагерь (Фото 35) и стартуем в 9.00 к началу Лентехского каньона. В 9.20, стараясь не пройти мимо места выноса судов, подходим к осыпи, по которой будем поднимать суда, и начинаем обнос к началу порога №7. Несем минут по 5-8. Потом небольшой перерыв и снова продолжаем обнос. Все катамараны мокрые и весят более 80 кг. На общий обнос судов ушло около часа и в 10.10 суда были перенесены к началу порога №7.
Порогом №7. 5А-В Ориентир: ПП, падение. Просмотр по правому берегу. Локальное увеличение уклона, камни. Начало сразу за порогом №6. Река мощной шиверой падает вниз. Валы, бочки. В конце порога череда бочек. Проход по центру. После порога чалка ПБ. Между порогами быстроток 100метров.
Порог №8 . 5С. Ориентир: ПБ – осыпь со скальным выходом, наверху которой опора ЛЭП. ЛБ – скала, высоко на ЛБ снежник, подходящий к воде. Сужение русла, уклон. В реке большой прямоугольный камень. Основная часть потока формирует мощную струю вдоль ПБ, в левую часть потока идти по нашей воде нецелесообразно. Немного ниже прямоугольного камня на входе у ПБ череда 5-6 рядов косых бочек. Далее река делает ПП и падает мощной шиверой. На левом повороте лежит огромный плоский камень, за которым удобно чалиться.
К прохождению участка порогов №7 и №8 подошли очень внимательно. Для прохождения первого экипажа были выставлены две линии страховки. Одна ниже порога №7 по ПБ в количестве 4-х спасконцов, вторая 4 морковки ниже порога №8 за большим пологим камнем, за которым большое улово.
Первым пошел экипаж К4-1. Пройдя через основные бочки порога №7 (Фото 39-40) экипаж успешно зачалился у ПБ в месте выставленной страховки.
После того, как экипаж К4-1 встал на страховку с воды ниже П.7, на прохождение П.7 пошел экипаж К4-2. Линия движения была аналогична первому катамарану.
После того как экипаж К4-2 причалил к ПБ. На прохождение П.8 пошел, уже подмерзший под дождем, экипаж К4-1. В порог заходили под правым берегом, при прохождении череды бочек экипаж катамарана попал на стоящий пологий камень в центре реки (Фото 43). Усилиями экипажа катамаран сошел влево с камня и продолжил прохождение порога (Фото 44). На выходной мощной шивере старались придерживаться ПБ (Фото 45-46) и производили чалку за пологим камнем с помощью береговой страховки.
Фото 45-46 Экипаж К4-1 в выходной шивере порога №8
После того, как экипаж К4-1 зачалился за пологим камнем при помощи береговой страховки, он встал на место страховки экипажа К4-3. А экипаж К4-3 отправился на прохождение порога №7. Линия движения была как и у ранее шедших экипажей.
После того, как зачалился по ПБ экипаж К4-3 ниже порога №7. На прохождения порога №8 вышел экипаж К4-2. Заходил также вдоль ПБ и успешно сохранил эту линию движения, пройдя справа от камня (Фото 47), на котором сидел К4-1. После выходной шиверы чалка в улове ПБ за пологим камнем при помощи морковки.
После того, как два экипажа четверки собрались за пологим камнем, на прохождение порога №8 вышел экипаж К4-3. Линия его движения полностью совпадала с К4-2. Зайдя вдоль ПБ, экипаж успешно завершил прохождение выходной шиверы вдоль ПБ (Фото 49-51).
Дождь так и не прекращался, хотя сбавил свою интенсивность. Вся команда уже больше четырех часов находилась под дождем и периодически подмерзала на страховке. Было принято решение пройти судами еще около 500 метров и оставить суда ниже порога №9, а самим вернуться на поляну над порогом №7, где можно разбить лагерь (N42.829731, E042.814383).
Порог №9. 4С. Длина 200м. Находится на ПП реки, мощная шивера, валы, бочки. Чалка за порогом по ПБ.
Все суда по очереди прошли порог по основной струе и успешно зачалились на ПБ в 14.30. Там мы оставили суда и отправились к месту стоянки у порога №7.
08.05
Утро порадовало нас солнцем. Сегодня предстояло закончить прохождение лентехского каньона. В 9.00 экипажи были уже готовы стартовать вниз по реке от места, где мы оставили наши катамараны. Буквально за 20 минут в 9.20 мы подошли к порогу №10.
Порог №10. 5В. Длина 50м. Ориентир: незадолго пешеходный мост через реку, правый поворот реки, справа место для чалки на пологом ПБ. Впереди видно сужение скал, нагромождение камней, прохода не видно. Осмотр по ПБ. Справа впадает приток ИМИНДАРИ. Отвесная скальная стена ЛБ, по центру русла крупные скальные обломки. Трек вокруг обливных обломков слева под ПБ, потом резкий уход от ПБ к ЛБ, несильный прижим к скальному ЛБ. Череда сливов до 1.5 м, бочки, валы. Чалка возможна после порога по ПБ.
Выставив страховку по ПБ и съемку ниже порога, первым пошел экипаж К4-3 (Ф 52-53).
После прохождения экипажа К4-3 на прохождение порога №10 отправился экипаж К4- 1. Подкачав судно, стартовали в порог. В отличие от К4-3, экипаж К4-1 на заходе под ПБ раскрутился через правый борт и с помощью телемарка ровно закончил прохождение (Фото 54-55). Последним шел экипаж К4-2, который своим прохождением повторил линию движения первого экипажа (Фото 56).
После сбора всей команды за порогом №10 , мы продолжили сплав в 10.20. Река представляет из себя постоянную мощную шиверу. Впереди видно увеличение уклона реки и крПП- это препятствие №11.
Порог №11. 5А. Длина 100м. Начало порога – на ПП реки. Более чистый проход ближе к левому берегу. Мощная шивера. Бочки. В конце порога справа – скала, с которой стекает крутопадающий ручей. Слева — тоже скала. Русло круто поворачивает направо, и не видно, что там за поворотом.
Команда прошла порог №11 с ходу в режиме походной колонны. Порог мощный, но линия движения достаточно хорошо читается с воды и русло не забито камнями. В конце порога мы увидели крутопадающий ручей с ПБ- это было начало П.№12.
Порог №12. 5А. Длина 400м. Начинается сразу после пор. №11, за правым поворотом. После ПП в русле лежат камни, образующие ворота. Бочки. Эс-образный поворот реки с мощными валами и бочками.
Как и предыдущий порог, прохождение было осуществлено походной колонной в порядке К4-1, К4-2, К4-3. Порог стал гораздо интереснее, чем при его прохождении летом: мощь бочек существенно возросла. При заходе под ПБ экипаж К4-3 сел на полуобливной камень и некоторое время провел на нем. Потом самостоятельно снялся, ушел под правый берег от центрального зуба и продолжил движение по центру порога.
Сила течения, перепад высоты и количество камней в русле позволяет идти всё с ходу. Вскоре берега расходятся, в каньон попадает солнце, течение становится более плавным, но скорость потока не уменьшается.
К 11.00 наблюдаем спуск дороги к реке, широкая отмель на ПБ, удобная для чалки перед ПП, за которым начинается порог №14 (N 42.802770, E042.766570).
Порог №14. Длина300м. 6 А-В. Ориентир: незадолго пешеходный мост через реку; сужение долины, повышение осыпного ПБ, ЛБ становится скальным, впереди крутой ПП, за которым не видна река.
В пороге большое падение (около 6 метров) и представляет крутую горку. Мощная струя идет сквозь хаотично лежащих острых обломков скал (после взрывных работ). Поток идет вдоль правого берега через череду сливов до конца порога подобно эскалатору. Дале, не менее мощная, выходная шивера.
После постановки страховки по ПБ в количестве шести спасательных концов на прохождение пошел экипаж К4-2. Поддув приспущенные баллоны, экипаж стал готовиться к прохождению порога. Заходили под правым берегом (Фото 57-60) и все прохождение придерживались линии движения вдоль ПБ. В конце порога чалка по ПБ.
Фото 57-58. К4-2 в пороге №14
Порог снизу, да и сверху производит сильное впечатление. Небольшим нюансом было то, чтобы при заходе не прижиматься сильно к берегу, поскольку там была отмель.
Заходить надо было метрах в 5 от берега и тогда катамаран выходил на нужную траекторию.
Фото 59-60. К4-2 в пороге №14.
По той же линии движения прошли и экипажи К4-2 и К4-1.
На обработку и поочередное прохождение порога ушло 2 часа. В 13.00 вышли с порога №14. Тут выяснилось, что у машины пробито колесо и требуется ремонт. Ближайший шиномонтаж был только в поселке Лентехи. Сплавившись еще около получаса ниже порога №14, в 13.30 мы встали на стоянку на ПБ в поселке Мелура (N42.790283, E042.735317). Было решено ставить лагерь, а двум участникам на машине съездить в поисках шиномонтажа. Наличие машины сопровождения всегда требует своевременного ремонта и накладывает отпечаток график сплава. Шиномонтаж мы нашли около впадения правого притока Хеледура. В этом же месте в кафе мы купили лепешки «Кубдари». Сегодня решили лечь пораньше и завтра начать сплав
09.05
Ранний подъем в 6.00. Погода солнечная. Выходим традиционно в 9.00. Ниже поселка Лентехи следует постоянная шивера 3 к.с. на протяжении 10 км. Когда берега расступаются, то река приобретает более спокойный характер. На подходе к Цагери стенки каньона сужаются до 30 метров. Проходим под железным мостом и чалимся на ПБ перед заправкой для обноса плотины в 11.00. Один час уходит на обнос плотины по ПБ, по плотине переход на ЛБ(Фото 63).
В 12.00 стартовали из под плотины. Полтора часа гребли по спокойной воде и в 13.30 мы подошли к порогу Зуби (N 42.576761, E042.681546).
Порог «Зуби». Длина 2 км. 6А. Река несколько раз поворачивает, образуя несколько участков.
Участок (уч)1.до большого камня по ЛБ, справа мост с притоком.( Фото 64-65)
Уч.2. от большого камня до ЛП реки (справа прижим под ПБ). (Фото 66-69)
Уч.3.от ЛП до ворот под ЛБ (справа улово за большим камнем). (Фото70-71)
Уч.4 от улова прямой участок до ЛП реки( справа прижим). Непрерывная череда валов и мощных бочек на участках, обливные и полуобливные камни. За участком 2 можно зачалиться по ЛБ, если ставить такую задачу.
Сегодня 9-ое мая. При просмотре порога за участком три на ПБ обнаружена ровная поляна, на которой удобно разбить лагерь. Страховать с берега на такой ширине реки полностью бесполезно, поэтому мы решаем идти походной колонной с интервалом 60-80 метров. Положительный опыт таких прохождений в походе уже имелся. Поэтому все экипажи в прежнем порядке стартовали в 14.30.
Старт из улова ПБ поочередно тремя судами. (Ф.64). Заходили по центру реки (Ф.65), дальше проходили рядом с большим камнем левого берега и дальше смещались под ПБ(Ф. 66-67). Подойдя к ЛП реки( Ф.68) уходили влево от прижима( Ф.69) и держали линию движения вдоль ЛБ( Ф.70). После ворот у ЛБ уходили в улово под ПБ( фото 71). Там суда вытащили на берег и разбили стоянку в 15.00 у полуразрушенного здания( Фото 72). (N42.569631, E042.684583).
На стоянке сходили посмотреть менее мощный 4ый участок порога и наметить линию движения в пороге на следующий день.
10.05
Утром в 9.30 стартуем на прохождение 4ого участка порога Зуби. Все суда прошли участок походной колонной с постепенным смещением под ЛБ. После ЛП река успокаивается и течет среди красивых зеленых склонов. В 9.45 подошли к порогу «Окуреши» и зачалились на ПБ. Здесь дорога подходит к реке.
Порог «Окуреши» . 6 А-В. Длина 1.5км Начало порога разгонной шиверой с валами, бочками, далее ворота на ПП реки с проходом под ЛБ. Ниже автомоста мощнейшая шивера с бочками и валами. Справа идет строительство ГЭС (Фото 78). На выходе из порога огромный обломок скалы с левым поворотом реки, после которого метров через 200 чалка по ПБ.
На осмотр порога и подготовку к старту ушло около 50 минут. Страховка в самом пороге, как и после него достаточно затруднена и малоэффективна. Мы просмотрели порог по ПБ почти до самого конца, где не смогли переправиться через впадающий крутопадающий приток. Поэтому было принято решение о прохождении в походном порядке, как и на пороге Зуби. Данная тактика уже показала свою эффективность. Уровень воды оказался несколько ниже, чем весной 2015 года при спуске плотины- поэтому мы констатировали уровень воды выше среднего. ( Фото 73-75).
В 10.45 первым стартовал экипаж К4-1, за ним К4-3 и К4-2. Стартовали от ПБ. До ворот на повороте придерживались под ЛБ. Ворота на ПП реки все суда проходили под ЛБ( Фото 76-77). Дальше смещались правее и держались центра русла( Фото 78-79), пробивая бочки, старались не сойти с основной струи. Подойдя к левому повороту за большим камнем, делали последний рывок через череду валов и бочек( Фото 80) и чалились на ПБ(Фото 81).
Из под порога вышли в 11.20. Впереди предстоял сплав на 20 км участке примерно 3-4 к.с. Здесь через пару километров дорога переходит с правого берега на левый и отходит от реки. Встреча с машиной предстояла уже только в конечной точке маршрута.
Сплав закончили в 13.30. ниже поселка Хиди у автомоста на поселок Сукча ( Фото 82). (N42.412383, Е042.469883). Спортивная часть маршрута была закончена.
11.05
Утром в 8.30 выехали в Тбилиси. С остановкой на обед к 17.00 добрались в Тбилиси, где остановились в недорогой гостинице.
12.05
Весь день ушел на посещение культурных достопримечательностей города и его окрестностей.
13.05
В машину сели около 1.00 и к 5.00 были в приграничном районе, где уже начали скапливаться машины в «живую» очередь.
6.00 проходим грузинскую таможню с паспортным контролем.
09.30 проходим российскую границу.
10.00 Владикавказ. (Фото 84) В железнодорожной кассе берем багажные билеты.
Верхний ряд: Максим Легашов, Александр Щенников, Петр Стерликов.
Нижний ряд: Геннадий Кулагин, Александр Смирнов, Вано(водитель), Роман Крупнов, Максим Качанов, Владимир Рудаков, Екатерина Сухомлинова, Роман Лобанов, Анастасия Холодова, Илья Боярин.
Посадка в поезд.
14.05-15.08 Дорога. Рязань-2 в 02.55.
1. Реальную опасность представляют определяющие препятствия – участки с высокой скоростью течения, обилием камней, сложной траекторией движения в порогах. Участникам следует особо тщательно отнестись к выбору сплавного снаряжения-шлем, спасательный жилет, защитный костюм.
2. При организации путешествия с машиной сопровождения следует учитывать тот факт, что машина не везде может подъехать к реке. На судах следует иметь мини ремнабор, аптечку, перекус.
3. Следует серьезно отнестись к слаженности в работе экипажа и опыту совместных прохождений препятствий в ранее совершенных походах.
4. В случае дождей следует внимательно следить за уровнем воды в реках, чтобы не попасть в паводковую ситуацию на реке.
Грузия- страна с древней историей, великолепной архитектурой и потрясающей кухней. Практически в каждом поселке есть старинная церковь, на маршруте встречаются остатки крепостей и древних монастырей. Для всего этого, возможно, надо организовывать отдельный поход, но тогда уже не брать с собой катамараны. Тбилиси – очень красивый город с древней историей и своими традициями ( Фото 83).
Сплав осуществлялся на трех катамаранах четверках:
К4- катамаран четверка «Нарын-900» производство фирмы «Рафтсервис», рама дюралевая Д16Т 330*240,шкура:дно,бока –теза, верх – кордура. Внутренний баллон- «чернуха». Обьем около 3.8 м3, вес 80кг. Производство «Рафтсервис».
На катамаран имелось по два запасных весла и две морковки. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. В таблице «График движения» указана погода на момент сплава. У группы имелся комплект медикаментов и необходимый ремонтный набор.
Ремнабор | Аптечка | ||
Теза 0.5 м | Штуцера 2шт | Левомицетин 10 табл | Наколенник 2 шт |
Резина 0.5 м | Пряжки к рюкзакам | Фестал 20 таб | Левомеколь 1 шт |
Нитки 50м капрон | Стропа 2 метра25 мм | Аспирин 10 таб | Пантенол 1 шт |
Иголки 6 шт | Спички 10 коробок | Супрастин 10 таб | Троксевазин 1 шт |
Ножницы | Изолента | Пенталгин 10 таб | Шприцы 5 шт |
Бензин 0.2л | Ножовка по металлу | Имодиум 10 таб | Ампульные препараты |
Ацетон 0.2 | Запасные болты для катамаранов(по размеру) | Ципролет500 20т | Клей БФ 1шт |
Оргстекло | Капли глазные | Ножницы | |
Клей резин 0.2л | Спирт 0.1л | Валидол 10 таб | |
Клей Уран 6шт | Зеленка 1фл | Бинт стерильный | |
Шило | Йод 1фл | Пластырь 1шт | |
Скотч водостойкий | Перекись 1фл | Бинт эластич 2 шт | |
ИТОГО | 2,5 кг | 5кг |
Наличие машины сопровождения позволяло своевременно подкупать необходимые продукты для приготовления пищи. Из России заранее была закуплена сырокопченая колбаса и мясные консервы. Большая часть продуктов была закуплена в супермаркете по дороге в Вардзию.
В походе было организовано двухразовое с перекусом в середине дня.
Специальной предпоходной подготовки продуктов не требовалось. Питание в поезде и в населенных пунктах организовывали из подручных продуктов. Все дежурства по приготовлению пищи были суточные и делились между экипажами по два человека на смену на разжигание костра и приготовление продуктов. Имеющиеся продукты равномерно распределялись и перевозились в машине.
№№ | Статьи расходов | На одного туриста |
1 | Поезд Рязань– Москва — Рязань | 6500 |
2 | Багажные билеты Рязань-Беслан- Владикавказ-Рязань | 200 |
3 | Трансфер Владикавказ-Грузия- Владикавказ | 11000 |
5 | Проживание в Тбилиси | 700 |
6 | Питание на маршруте | 8000 |
8 | Страховка | 1300 |
9 | Прочие расходы | 300 |
ИТОГО | 28000 |
Для участников с авиазаброской добавилась цена авиаперелета за вычетом стоимости поезда.
1. Маршрут пройден в запланированные сроки. Уровень воды во всех реках мы оценили как выше среднего, опираясь на опыт предыдущих своих походов и информацию из других отчетов. Группа практически в полном объеме все судами прошла основные препятствия маршрута, тем не менее по общему решению группы был обнесен начальный участок лентехского каньона 6В-С, что не сказалось на общей спортивной части маршрута. Для всех изюминкой стало запланированное прохождение верхнего участка Куры в качестве тренировки, порога Уцерский на Риони 6 к.с., порогов №14, Зуби, Окуреши 6 к.с. на Цхенисцкали.
2. Наличие машины сопровождения позволяет осуществлять прохождение связки рек
3. Маршрут можно рассматривать как сильный тренировочный поход перед более длительными путешествиями. Наличие дороги дает потенциальную возможность группе неоднократно пройти технически интересные участки, отработать прохождение сложных участков реки. К таким «тренировочным местам» мы бы отнесли: на реке Кура участок от пос.Вардзия до пос.Хертвиси. на Риони участок «приток Чанчахи- приток Сакаура»- позволяет поставить базовый лагерь перед притоком Сакаура на поляне и производить учебно-тренировочный сплав с верховьев до базового лагеря. Или же стартовать ниже порога Уцерский, при недостаточном опыте группы. на реке Цхенисцкали можно выделить участки два участка Лентехского каньона. Первый –пороги №1-№6, если решаться на его прохождение. Второй участок №7-№14.
4. После начала строительства ГЭС на пороге Окуреши, его структура в мае 2016 году еще не сильно изменилась, но это надо учитывать при дальнейших прохождениях этого препятствия.
5. Для успешного преодоления водной составляющей маршрута считаем необходимым наличие участниками опыта сплава по рекам Кавказа. Использовать связки данных реки для сплава в качестве первых горных рек, считаем достаточно опасным для менее опытных групп. Как и во всех походах высшей категории сложности, участникам следует особенно тщательно подходить к выбору личного сплавного снаряжения.
6. В районе Закавказья совершен водный поход по трем рекам Кура, Риони и Цхенисцкали, который можно отнести к 6 категории трудности и рекомендовать к прохождению подготовленным группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной и пройденной категории сложности маршрута.
Устройство: Nokia N79 Программа: Garmin Mobile XT v.5.0
р. Кура
р. Риони
Р.Цхенисцкали
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности