Приложение №3 Информация о экспедиции каякеров в 2003 году.
Перевод Е. Ильин
Chenab Expedition 2003
http://www.riverkore.com/articles/chenab-expedition-2003.php
Written by Allan Ellard
Monday, 01 December 2003 13:01
Химачал-Прадеш / Северная Индия / 16-ого октября ноябрь 2003 Наша задача была невыполнима в связи с многолетним военным конфликтом в Афганистане, Ираке и сложной, неспокойной и нестабильной ситуацией в Кашмире. И как только появилась информация о из Джаммы об относительном спокойствии мы начали… Добравшись всей командой до Manali, Химачал-Прадеше, мы наняли джип, загрузили пять лодок и двинулись на север к Rotang, к Долине Чинаба. Задачей экспедиции было пройти 290 км вниз по реке до Kistware. (Kistware был отправной точкой рафтовой плота Кена Варена в 1988.)
Rotang является одним из 4, перевалов по дороге в Leh, на север в Ladhak. Этот торговый маршрут через Большие Гималайский Хребет, ведет через четыре 4000-5000-метровых перевала между многочисленными 6-титысячниками + достигает максимума и приводит вас в Himalayan Rain Shadow. Поскольку Вы путешествуете на север, пейзаж меняется от пышных альпийских лесов, окружающих Manali к засушливому лунному ландшафту Ladhak. Истоки реки Чинаб — ледники, окружающие второй перевал — Baralarcha La.
Две реки, которые формируют Чинаб, начинают это Bharga и Chandra. Есть легенда, что эти две реки были богами и сексуальными партнерами, мужчиной и женщиной (как это ни странно). Ивот однажды из их дома, Женщина (Chandra) убежала на юго-восток, вероятно надеясь, что Мужчина (Bharga) погонится за ней. Bharga же сидел дома и никуда не дергался, считая, что Chandra вернется, но осознав, что она не возвращается он ломанулся строго на юг, срезая путь. Они встретились в Tandi и продолжили дальнейший путь вместе, можно сказать в одной кровати.
На спуске от Rotang La подтвердились наши представления о Chandra мы увидели низкий уровень воды с расходом 30-40 кубиков. 8 лет назад мы видели текушие здесь 300 кубов. Следуя вдоль Сhandra вниз по течению мы достигли Tandi и слияния с Bhaga. К тому времени, когда мы достигли Keylong в 7 км выше по течению Bhaga, вместо ревещего потока мы увидели спокойную малорасходную реку которую никак не могли сравнить с собственными воспоминаниями. Если бы было больше времени, я уверен, мы бы смогли его занять сплавом здесь, чтобы сгладить шок от путешествия по Индии. Но мы были в экспедиции. Сбежав из Делийской суматохи и добравшись на автобусе к Manali мы попали в рай: среди пустынных горных вершин в сопровождении звуков реки. Мы нашли гостиницу и запланировали следущее: добраться к реке на следующий день. Достичь Darcha утром, это то место, где расплавленные ледниковые потоки становятся Bharga, разведать местность и по возможности начать спуск к реке. Именно такая организация: разведка, затем прохождение и должны были стать стилем всей поездки. В Индии особенно в более отдалённых районах это единственный способ пройти маршрут, поскольку Вы не сможете найти точную и определенную информацию. Зачастую есть несколько взаимоисключающих версий одного и того же. И даже не всегда из сказанного можно вычленить разумную середину.
Мы решили начать нашу поездку в Gemur, где ручейки слились. Здесь река накопила 20-30 кубиков и начала прорываться через камни и пороги, тем не менее данные препятствия не представляют сложности. В конечном счете все было хорошо препятствия стали более сложными и интенсивными, ущелье углубилось и дорога отошла от его края, но это все было предсказуемо. Самой большой опасностью стали взрывы горных пород при дорожных работах. Им удалось сбросить несколько здоровых скал, но мы уже миновали это место и никто не пострадал.
Выше Keylong мы приехали к основному ущелью, которое мы определили для прохождения, нескольких сливов в узкой 15 тиметровой щели. глубиной гибели, и мы продолжали, передавая Keylong. К закату мы достигли Tandi как раз перед закатом. Мы встретили Prakesh на мосту, оставили лодки в харчевне и вернулись к роскоши пансиона в Keylong.
22 октября. Tandi к Udaipour
утром второго дня сплава мы просыпались под голубым небом цвета лазурной птицы вместе с солнцем, ползущим по горам и нагревающим долину. После завтрака и нескольких бесед с бюрократами мы отправились к Tandi и первому участку после слияния Bhaga и Chandra, образующий Чинаб. Удвоение расхода и холод вызывают проклятия, те из нас, кто привез сплавные перчатке радуются своей предусмотрительностью. Некоторые тяжелые пороги вызывали переохлаждения у нас, и соответственно приводили нас к новому мосту и чайной. Было бы глупо не останавливаться, чтобы быстро не выпить чашки чаю. Тем не менее мы прошли запланированные на этот день 20 км.
Поскольку мы спускались по Чинабу, мы направлялись к Границе Кашмира и об этом участке у нас было еще меньше информации, чем мы обычно имеем. Речная рвалась через засушливый пейзаж, предстающий перед нами садом из валунов и порогов, Иногда все сходилось в узкие щели? внутреннее святилище? из русла реки. Мы выбрали это окно между летом и зимой, стремясь находить самые низкие воду и окружающую среду, в которой мы могли все еще выжить. Летом река бежала бы в больше чем 300-400 кубометров и если сейчас текло 100 и только дно русла было покрыто водой. Время от времени основополагающие скальные выходы зажимали Чинаб до ширины в несколько метров. Зимой река была бы заморожена.
Чем дальше продвигались мы вниз по течению, тем меньше становилось населенки, дорога тоже отошла от реки, что потребовало обучения использования радиосвязью нашего водителя. В каждой деревне мы собирали информацию, которую только могли найти. И только так мы могли договориться о встрече с Prakesh. Мы скачали с Интернета карты, но все равно с ними были проблемы. В Udaipour мы обнаружили, что у нас потеряна большая часть карт этого участка. Сами же карты были 500-футовыми, таким образом, мы не могли точно определиться по ней.
К тому времени, когда мы приблизились к Killar, серьезно возрос расход воды, длинные участки ущелий были усыпаны огромными валунами и заполнены развалинами от обвалов. Это была действительно реальная экспедиция. Несколько раз мы думали что сможем встретиться в темноте, но после тяжелого ходового дня поиски мостов откладывались и Prakesh не найдя нас отправлялся в очередную деревню к еде и ночлегу.
ДЕНЬ 6. 25-ый — ДЕНЬ ОТДЫХА
Исчерпав возможности мы решили двинуться вниз в долину Jamu к кашмирской границе. Подскакивая в джипе мы были в мире Prakesh(а) в мире, где полуразрушенная дорога спускается к реке. Взобраться на 1000 футов от мест осмотра реки всегда забавно. речной разведки всегда — забавно, поскольку Вы знаете, как действительно выглядит все там, и как отсюда. На границе мы нашли несколько уставших пограничников. Данный погранпереход был явно не мечтой в их карьере… После чашки чая это не было премиальным местоположением, на которое они надеялись быть назначенными. Выпив по чашке чая, мы смогли объяснить нашу цель. Пограничники нас уверили, что мы сможем подняться от реки после пересечения нами границы.
Вблизи этой точки мы встали на ночевку на реке. Дорога отошла от реки, и как следствие нам пришлось взять к себе в лодки спальники, одежду, посуду и продукты. К счастью мы уже спустились в зону леса и могли спокойно развести костер. Речные ночи были спокойными, мирными и волшебными, далекими от суматохи Индии. Ночью мы играли в карты, вновь переживая захватывающие истории прожитого дня и засыпая крепким сном. Однако Вы никогда не исключайте возможность встретить местных жителей, и мы чередовали ночевки: у реки\в деревне. К тому времени, когда мы достигли Padyanha, мы провели две ночи на реке, миновали Galabghar, и наш GPS сказал, что мы находимся в 50 км или около того от Kistware. Сказывалась усталость, но постоянный сплав бодрил и поддерживал нас на ногах. Все шло хорошо до тех пор пока одно из препятствий не взяло верх над нами. На линии движения была огромная бочка, и она нас ждала. Benji проскользнул по краю, Andy и я угреблись вправо, оглянувшись мы увидели как Трент попадает в самую середину. Его заварило в бочке, дальше отстрел и мы его подобрали спасконцом ниже по течению.
ДЕНЬ 11. 30-ого октября — Padyanha к Проекту Дамбы и ущелью гибели.
После культурной ночи в Padyanha мы замыслили хитрый план. Мы придумали следующее: проходим ближайший 5-тикилометровый участок на пустых лодках; мы разведали этот отрезок и отметили, что на нем есть 5 больших порога. Местные сказали, что вещи можно спокойно завести до подъездного пути только выше Dull Hasti Dam. Таким образом мы могли спуститься в последнее ущелье и по идее, через день могли бы достичь или наоборот не достичь Kistware, в зависимости от нашей подготовки.
При приближении к дамбе видна башня водозабора, отводной канал и т.д. Тогда, как мы дрейфовали к стене дамбы, было очевидно, что строительство приближался к завершению, мы надеялись проплыть, но вертикальные стены высотой 30 м. предотвратили наше дальнейшее продвижение. Рабочие дамбы помогли нам поднять наши лодки веревками на дорогу, тут же безопасники радостно нам сказали что мы проникли на охраняемую территорию, и нам следует ее покинуть. Помахивание нашими разрешениями вокруг все изменило и они направили нас к реке ниже дамбы. К сожалению Prakesh не нашел нас этим вечером так как мы спустились еще на 15 км по направлению к Kistware. Это решение было основано на инженерах дамбы, говорящих, что река не представит дальнейших проблем за исключением одного места (порога) ниже по течению.
Вот и порог. Майк и я возглавляли сплав, пока столб брызг не обозначил препятствие. Осмотр подтвердил его серьезность. Гладкие вертикальные стены, частично удалось пройти свободным лазанием, в принципе есть место для обноса, но ниже ущелье выглядело еще кошмарней. И самое главное, что при прохождении его заходной части мы полностью теряли возможность зачалиться на этом участке и как следствие выбраться оттуда. Да и других вариантов у нас не было. Темнело, у нас не т еды и спальников и нам надо вернуться на 5 км. до утеса, где есть выход вблизи дамбы, что бы объехать это ущелье.
до наступления темноты мы собирались собрать большое количество леса, чтобы поддерживать огонь в течение ночи, но тут мы хзаметили на склоне небольшую хижину. Пересечь реку, мы были еще в состоянии. Мы отправились к дому в надежде найти пищу и ночлег. Smiley — парень направил нас холм, говоря, что там был больший дом, более приспособленный для наших нужд. Мы двинулись в темноту. Мы достигли обещанного дома: женщины и дети скрылись внутри — мы походили на иностранцев, спустившихся с Марса. Скоро несколько мужчин возвратились из работы; они также выглядели весьма смущенными. В конечном счете один человек — строитель дамбы нас опознал. Мы жестами объяснили, что река слишком опасна, а у нас нет еды, да и спать негде и выбились из сил.
Эта ночь была одним из тех событий, которые Вы можете только найти в отдаленном месте, и дала нам опыт и новую веру в человеческий род. Семья предложила нам войти, усадили к огню и разделила с нами свою пищу. В качестве средств общения с ними у нас были только жесты, так как слов друг друга мы не понимали. После удивительного блюда из риса сваренного в молоке и сахара, чапати и чая нас уложили спать под лучшими одеялами.
Утром мы сильно хотели продолжить движение, у нас была 4-километровая экскурсия до оставленного снаряжения, потом к дамбе. От дамбы мы могли нанять автобус до Kistware, где мы закончим маршрут. Крайние 15 км были тяжелыми, но день в принципе забавным. Когда мы в конечном счете достигли дороги у дамбы, руководитель безопасников был поражен видеть нас и заинтересован нашим новым появлением. Он вспомнил и объяснил, что эта область была ужасно воинственной территорией, и его прямой обязанностью будет вывести нас целыми и невредимыми. Грузовик безопасников нес нас из долины и из его юрисдикции. По нашему прибытию в Kistware рехнулись местные вояки! Мало того, что они были удивлены найти нас на своей территории, так еще и удивлены нашим нахождением там без их разрешения. Kistware находится в сердце мятежной области Кашмира, нам показали мятежников, которые были пойманы или убиты в действии. Только за несколько дней до этого была взорвана бомба на автобусной станции и во время нашего сплава по ущелью ущелья было убито 4 бойца из соседних деревень. Мы могли понять беспокойство вооруженных сил, когда 5 иностранцев представляют собой неопределенные яркие оранжевые пятна (цели). К счастью мятежники больше интересуются нападениями на армию чем стрельбой по иностранцам возможно, они не хотят навлечь гнев Жоржа Буша. Но нам было страшно все равно это осознать. Армия отправила нас обратно к Manali с вооруженным эскортом. Два автомобиля и грузовик с 20-миллиметровым пулеметом на крыше. Каждый километр шоссе представлял собой пост, на котором искали оружие и прочие радости гражданской войны.
В конечном счете мы добрались до Manali. Мы начали прохождение Чинаба настолько высоко, насколько это было возможно. До примерно того места, где в 1988 году стартовала рафтовая экспедиция. Приблизительно 180 км за 10 сплавных дней и много приключений по пути. Мы понимаем, что это не было полным первопрохождением поскольку были пройдены части Bharga, и у Russell Kelly есть соло прохождение Чинаб от Tandi до места около Killar. Это, должно быть, было адской поездкой, и мы снимаем сои шляпы перед ним!
Мы хотели бы благодарить всех, кто помог нам это сделать, не только наших спонсоров, но и всех кто нам помогал на месте. Некоторые из них живут на очень неспокойной земле, но они открыли себя и свои дома для нас, чтобы выручить нас.
Эта статья была опубликована в Великобритании журнал BCU
The Unknown Face of Kashmir
http://www.wetdawg.com/pages/whitewater/2004/chenab/index_ww.php
Paddling India’s Upper Chenab River
By Trent Garnham
Неизвестное Лицо Кашмира, Прохождение Верховьев Реки Чинаб в Индии
Автор Trent Garnham June 10, 2004
Начиная в Pir Panjal часть штата Химачал-Прадеш, Северная Индия, Река Чинаб течет в юго-западном направлении от индийских Гималаев до его слияния с Рекой Сатлетж в Пакистане. Составленный из двух рек, Chandra и Bhaga, которые обе вытекают с противоположных сторон Bara Lacha на высоте 16 000 футов, эти две реки сливаются в месте по имени Tandi, и с тех пор именуются Chandrabhaga или Чинаб.
Одна из пяти рек Пенджаба, Чинаб бежит сквозь грандиозные ущелья и потрясающий горный пейзаж на своем 1 087-километровом пути к океану. Некоторые участки Чинаба были исследованы каякерами и рафтерами. Американей Andreas Wallach, прошел некоторые участки в низовьях реки от Kishtwar, и Mike Abbott прошедший 50-километровый участок в верховьях реки во время муссона. Мы решили, что это слишком высоко для нас. Наша задача состояла в том, чтобы определить место старта настолько высоко насколько это вообще возможно на реке. Мы стремились пройти верхние участки реки, которые считались непроходимыми во время предыдущих экспедиций.
В течение нескольких прошлых лет Майк и Allan Ellard планировали экспедицию прохождения вехних ущелий. Но в связи с очень изменчивой политической ситуацией в регионе Джамму/Кашмир на севере Индии (где находится большинство ущелий) они были вынуждены отложить свои планы до устаканивания политической ситуации, и гарантий безопасности нахождения там. Непрекращающиеся боевые действия между Индией и Пакистаном из-за Кашмира уже в течении 50 лет явно не являются регионом для осуществления спортивных экспедиций.
Во время предыдущих поездок были заведены некоторые контакты с людьми и некоторыми компаниями в Индии. Один из них — парнем по имени Himanchu, компания которого, Himalayan Journeys, базируемые в Manali, манагер(управляющий) отделом коммерческого рафтинга и организацией Хели-Ски зимой. Himanchu помог Майку, и Allan в планировании и организации предыдущих экспедиций и отслеживал ситуацию в Джамму/Кашмире. Когда с точки зрения Himanchu, ситуация в регионе стала достаточно спокойной, он нам сообщил об этом.
Идея:
Беспокойный сезон сплава по Норвегии быстро заканчивался, и люди были заняты, организовывая полеты и планируя поездки. Himanchus сообщил, что ситуация стабилизировалась и мы начали планировать наш трип в верховья реки. Мы собрали все карты и всю информацию (какую только смогли найти) из Интернета и различных других источников и начали планировать что — то вроде стратегии. Лишь одно должно быть бесспорным: мы хотели, чтобы уровень воды был низким. Мы должны были поймать это волшебное окно оптимальной для нас воды после окончания паводка и до начала выпадения снега.
«Той ночью мы обнаружили, что мы прое…ли 50 километров наших карт…»
разраьотка маршрута продолжалась, рафтовый сезон подходил к концу. Но я уже перетащил часть оборудования из Англии в Дели. Перелеты измотали меня. Если Вы когда нибудь были в Индии то Выц меня поймете.
Я путешествовал, по всему миру с каякерскими экспедициями, но всегда мечтал об Индии. Страна с удивительной культурой и историей, а так же «родиной» хорошего куска Гималаев и некоторых удивительных бурных рек. Майк и Алан сделали попытки прохождения там и это меня вдохновило на продолжение этих изысканий. Простывший я петлял по илицам Дели. Я сумел пережить давку, суматоху и толпы Дели и два дня спустя сел на автобус, направляющийся в Manali, маленький городок в горах в северном штате Химачал-Прадеш. Восемнадцать часов спустя я добрался до места. Горы и река Beas просто оглушили меня своим великолепием.
Я провел следующие несколько недель, сплавляясь по нескольким местным речушкам около Manali, о которых Алан и Майк. Качество сплава было потрясающим и было прекрасным подспорьем при планировании дальнейшей экспедиции. Benjamin Hjort из Норвегии скоро прибыл, и мы взлетели, чтобы исследовать еще несколько рек по наводке Майка и Аллана.
Мы провели несколько дней, организовывая логистику нашей экспедиции, покупая пищу, организовывая джипы и водителей, лодки, разрешения и различные другие детали. Используя Manali как базовый лагерь, мы собрали все в течении двух дней, и мы гудели, поскольку мы загрузили джип, встретили ‘Prakesh’ — наш водителя и окончили наш путь через перевал ‘Rhotang’ по пути в нами запланированный пункт Darcha в верховьях реки Bhaga.
Удивительные приключения и классический индийский хаос развлекали нас всю дорогу. И после перевала мы получили первое представление о реке Chandra. Нас радовал ее низкий уровень и голубой цвет, который сильно отличался от того коричневого монстра которого помнили Майк и Аллан. Пока неплохо! Долгий день переезда наконец закончен. Река Bhaga ниже нас, выглядела пригодной для сплава. И мы запланированли стартовать наутро.
Рано утром мы пробивались по течению к Darcha, нашему промежуточному пункту. Стремясь добираться до Tandi, к слиянию Chandra и Bhaga, днем мы резвились среди валунов и порогов, которые были все проходимы. Со временем препятствия начали становиться немного более интенсивными, так как возрос уклон реки и ущелье начало становиться белее глубоким. Выше по течению Keylong, где мы провели предыдущую ночь (по ходу пьесы на заброске — прим мои ИЕМ), мы сплавились до приятного определяющего ущелья, где встали на ночевку.Несколько крутых порогов в этом ущелье смерти и мы достигаем к закату Tandi и слияния этих рек.
Мы проснулись удивительным утром, рядом с рекой цвета синей птицы. Мы гребли вперед, с целью достичь Чинаба на второй день сплава. Много простой воды и качественных порогов заполнило весь день. Я замерз и завидовал мальчишкам, которые взяли перчатки. Это был замечательный сплавной день. Долгий день, интересного сплава по определяющему ущелью среди гор.
В конечном счете мы собрали радио-мачту и радировали Prakesh — нашего водителя, который был вовлечен в нашу экспедицию на диких ветреных дорогах высоко над ущельем. Мы вступили в контакт, и он подобрал нас и доставил нас в Удайпур к теплому жилью и еде. Такая организация была наиболее приятной частью нашей экспедиции!
Той ночью мы обнаружили, что мы прое…ли 50 км нашей карты но это не имело значения, поскольку информация полученная от аборигенов позволяла продолжить движение дальше.
Стремясь достичь города Shor мы столкнулись с усиливающимися порогами и более мощной водой. Возможно это было связано с некоторыми потерями высоты, так как мы начинали сплав где то в районе 3500 метров.
«Вскоре поутру мы достигли первого каскада определяющих коротких порогов»
После общения с удивительной любезности непальской женщиной высшего качества мы вернулись к реке и, снявшись с отмели. Вскоре по утру мы достигли первого каскада определяющих препятствий. Заданный темп взбодрил нас. Benji взял руководство прохождением препятствия класс 5, от прохождения которого отказались остальные. В итоге дня изнуренные мы достигли моста, в стадии строительства, рабочие моста сбежались смотреть на пять красочных ‘Kishtis’ (лодок) и странно выглядящих люди, плывущих на них…
Они угостили нас чашкой чая и сказали нам, что у еще требуется пройти приблизительно 7 км, прежде чем мы достигнем нами запланированного пункта — ‘Killar’. Нам это не показалось плохим известием, но как только сплав стал более насыщенным, препятствия стали более напряженными, нам пришлось часто устраивать осмотры и обносы некоторых из. Около 17:00 с началом сумерек мы достигли искомого моста. Вышли к нему еже в темноте, и естественно не встретили там Prakesh… Тем не менее у нас было превосходное приключение в индийском стиле, включая эпическую поездку на пойманном тракторе до города. В конечном счете мы сделали это к месту, чтобы остаться, и полностью исчерпанный бросил наш механизм на землю и потерпел крах после того, что было огромным днем.
Мы провели следующий день, отдыхая в Killar, докупая еду и подготовкой к следующей фазе поездки, а так же наслаждаясь достопримечательностями и звуками одного из многих фестивалей, который проходил в то время.
Свежими и отдохнувшими на следующий день мы были готовы к продолжению пути вниз по реке. После раскаточного первого короткого дня, мы приняли решение продолжать сплав. Сплав был очень насыщенный и бурная вода постоянно напоминала нам о бренности всего сущего…
Утром следующего дня мы достигли границы Химачал-Прадеша и Джамму/Кашмира. В ожидании снаряжения (нашего багажа) мы пили чай. Мы были приятно удивлены мирным отношением к нам… Несколько рукопожатий и улыбок свели на нет вся напряженность приграничной полосы и мы поучаствовали в торговле и обмене.
Не слишком далеко вниз по течению мы нашли миленький берег и приступили к созданию лагеря для ночевки. Внимательно рассмотрев карту, мы предположили, что мы находимся выше по течению сложного участка, успокоив себя таким образом мы и отдыхали в ожидании геморроя на следующий день.
С восходом солнца мы сожрали по огромной порции завтрака (что бы облегчить и разгрузить лодки). Мы начали сплав по серьезным препятствиям среди булыганов и необычайно жесткой воде, которая осложняла работу на груженых лодках.
Препятствия становились все более серьезными, и в конце концов мы оказались в каньоне с абсолютно вертикальными стенками с обеих сторон. Я не сольно люблю альпинизм, но этот обнос по шишковатым склонам над порогом с висящими за спиной каяками поразил меня. Тем не менее, мы снова спустились к воде и были готовы к продолжению сплава.
Наконец мы добрались до Gulag Garth, где и провели некоторое время, посещая рынки, и организацией самоснабжения на ближайшее время. К настоящему времени мы были далеко в Кашмире, и было удивительно видеть, как различные люди в этом государстве смотрели на собственных соседей. Я не могу даже представить, что они думали о нас!
«Аллан описал это позже как ‘бочка -монстр, ждущая обед!’ Что ж, я стал обедом…»
Ранним утром мы попрощались с нашими новыми друзьями, простили им кражу сплавных ножей-стропорезов и нескольких других не менее замечательных вещей, которые без вести пропали в течении ночи!). Согласно нашей карте мы были в нескольких шагах от грандиозных свершений, таким образом мы и приготовились к дальнейшим событиям. Прямо с утра мы прошли с осмотром грандиозный порог, достаточно протяженный и позволяющий выбрать вариант прохождения. Наметив линию движения мы стартовали. Поскольку все мы шли в кильватер, я увидел как Benji отчаянно обернулся и сигнализировал прежде, чем исчезнуть из вида. Я неправильно понял поданный им сигнал вместо «иди вправо» прочитал «тяжело грести». У меня не было времени для маневра и я попал в бочку. Я с ужасом смотрел в яму, в которую падал на каяке.
Аллан описал это позже как «бочка монстр, ждущая обед» Что ж, я стал обедом. Меня месило как в стиральной машине, отбрасывая от одного края к другому, и снова и снова. Случайно я увидел Майка, он как раз проезжал по краю бочки. Меня колбасило и заливало водой, в моих легких кончался воздух, но я смог стабилизировать лодку и каким то чудом выйти оттуда.
С осознанием этого мы прошли остальную часть дня и остановились лагерем на блинном пляже, куда естественно спустились несколько местных, заинтересованных. Мы обосновались лагерем в достаточно неспокойном регионе, и пока все было в порядке, никто не выказывал свою агрессию и мы не сильно бросались в глаза внизу, на реке. Хотелось бы, чтоб и дальше нас как можно меньше замечали.
Мы проснулись в битком набитом индусами лагере, казалось вся деревня пришла пожелать нам доброго утра, но это было только теорией. Несколько автоматчиков контролировали все вокруг, и «обрадованные» возможной перспективой мы стали очень радушными хозяевами. Мы рассказали все, что знали и показали устройство каждой вещи, мы фотографировали всех и фотографировались со всеми, После чего быстро собрались и с максимальной скоростью начали сплав.
На следующий день мы столкнулись с проблемами на сплаве, трудные пороги, тяжелые обносы, зачастую с применением веревок и сбрасыванием наших лодок и вещей со скальных ступеней. Казалось, что наши загруженные лодки весят больше тонны, они стерли нам все плечи и руки. Все это расстраивало нас. В это время река зрела новыми порогами и мы мечтали о них в перспективе.
В меркнувшем дневном свете мы вылезали наверх, примерно на 700 футов, спрятав свои лодки. Мы не дошли до запланированного места всего несколько километров, но под конец дня не рискнули идти несколько порогов 4-5 к.с. Поднявшись вверх, мы вышли на дорогу, откуда ,к счастью, Prakesh был в состоянии забрать нас и доставить в город Padyanha, где мы смогли найти место для ночлега и еду. Я абсолютно счастлив, что мы могли найти гостеприимных жителей среди ночи.
Ночью мы придумали хитрый план: вернуться пешком к нашим лодкам по дороге, осматривая каждое препятствие, после чего сплыть весь участок до того месте, где Prakesh сможет нас подобрать на своем джипе. Мы планировали встретиться с ним у строящейся дамбы. Оттуда мы уехали бы в Kishtwar.
Увы, увы, все случилось по другому! Приблизившись к дамбе мы поняли, что все наши планы на благополучное вылезание разбились как яйца об дрерь об 60-тифутовую вертикальную стену из бетона, и полное отсутствие каких либо путей вверх или вариантов ее обхода.
Рабочие дамбы и чиновники безопасности веревками помогли поднять нас и наши лодки вверх под подозрительные взгляды рабочих и безопасников. Очевидно мы были в ‘зоне с ограниченным посещением’ и должны были уехать как можно скорее. Они направили нас к реке и сказали нам, что это есть спуск после дамбы и отправили нас к нему. Оттуда мы смогли бы добраться до Kishtwar. На данном участке у нас не должно быть никаких проблем, так нас напутствовали с улыбкой. Нам этот вариант не показался плохим и отсутствие даже возможности вызвать Prakesh у нас не было никакого другого варианта, кроме как попробовать пройти дальше.
К сожалению чиновники дамбы понятия не имели о том, что проходимо для нас, а что нет. Вместо того, чтобы плыть по небольшому уклону, мы попали в достаточно большое падение на этих 13 км до Kishtwar, в конце концов мы оказались в кошмарном ущелье смерти(гибели). От края и до края стояли вертикальные и отполированные стены. Они сужались, меж ними билась вода, указывая на значительное падение. В сумерках наша ситуация выглядела еще более угрожающей. Мы столкнулись с ситуацией, выбора между 4-х километровой «экскурсией во тьме по каньону, либо ночевке без спальников, еды и палаток на берегу. Но на противоположном берегу был замечен небольшой домик и мы устремились к нему.
И хоть в этом доме нам отказали в ночлеге, нас отправили выше по склону к более пригодному для нас жилищу.
Это оказывалось удивительной ночью которую сможет понять только тот, кто был в Богом забытых местах, таких, как это. Маленькая семья в домике на склоне, не имеющая почти никакого имущества разделила с нами свою пищу — рис с молоком, поделилась теплом своего очага, и уложила спать под собственные одеяла. Хотя мы не могли общаться с ними, только с помощью жестов, мы были поражены их великодушием. Все это помогло нам восстановить потерянную веру в человечество. Все устроилось, мы избежали холодной и голодной ночевки в ущелье в зоне военных действий.
Изнурительная четырехкилометровая прогулка вновь привела нас к дамбе, где охранники были приятно удивлены вновь видя нас. Начальник безопасности объяснил, что ночью были какие то волнения и нападения наc посты, и он волновался за нас. И счастлив видеть нас вновь в добром здравии.
Следующие три дня мы провели в сопровождении вооруженной охраны покинули Кашмир и прибыли назад в Химачал-Прадеш. Эта поездка достойна отдельного описания.
Наконец, мы возвратились к Manali, реанимировались и смогли подвести некоторые итоги поездки. 14 дней сплава и таскания по скалам были вознаграждены нормальной пищей и холодным пивом.
Индия, всегда, была удивительным местом для поездок, с удивительными реками и пейзажами. Я уверен, я обязательно сюда вернусь!
Огромное спасибо спонсорам и людям, чья помощь помогла осуществить эту поездку:
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности