Ладакх. Часть 4. Инд
БГ
- Часть 1 Заброска
- Часть 2 Тсарап Чу
- Часть 3 Занскар
- Часть 4 Инд
- Часть 5 Выброска
- Часть 6 Краткие характеристики рек
16.09.2010
Город Лех находится на высоте 3500 м. Он был основан как перекрёсток торговых путей. Здесь встречались караваны из Тибета и Кашмира, из Средней Азии и Северной Индии. Паломники-пилигримы, идущие к святыням буддизма и ислама, находили здесь ночлег и пищу. Здесь предание соединило пути Будды и Христа. Окружённый Гималаями и почти недоступный восемь месяцев в году, он бережно хранит мистическую атмосферу прошедших веков. Его маленькие узкие улочки, старые дома с молитвенными флажками, многочисленные магазинчики тибетских украшений, антикварные лавочки ритуальных предметов, ресторанчики и разрушенный королевский дворец на вершине горы – всё будто застыло во времени.
Если прилетать в город на самолете, то высота, на которой расположен город, сразу же даст о себе знать. Но к счастью, мы были уже достаточно привыкшие, поэтому чувствовали себя отлично
и были готовы вкусить все прелести древней цивилизации.
Лех располагается вдоль притока реки Инд и состоит из относительно компактного центра с кучей лавочек, турагенств, гостиниц, ресторанчиков и обширного, расположенного выше по притоку района частных домов с садами-огородами. Еда в ресторанах бывает квазиевропейская, кашмирско-мусульманская, индийская и тибетская.
В городе огромное количество «переговорных пунктов» и Интернет-кафе. Опознать их можно по буквам STD/ISD. Качество связи хорошее, цены маленькие.
Королевский дворец, который является самой известной достопримечательностью Леха, был построен в 16 веке, но сейчас он практически разрушен из-за войн Ладака с Кашмиром в прошлом веке. Он представляет собой миниатюрную копию Поталы – дворца Далай Лам в Лхасе. Дворец был продан Археологическому Обществу Индии королевской семьёй, и сейчас здесь проводятся реставрационные работы.
Сразу за городом, на холме, возвышается огромная белая ступа, Шанти Ступа, которая была возведена на пожертвования японских буддистов и освящена Далай Ламой в 1983 году. Если поднятья на неё, то сверху открывается изумительный вид на весь Лех, долину реки Инд и Ладакский хребет с заснеженными вершинами и с самой высокой горой в этой местности – Сток Кангри.
Вообще, тема исторической, культурной, познавательной ценности Ладакха целиком и в частности его столицы Лех, заслуживает отдельного большого рассказа, поэтому совет путешествующим по Ладакху – обязательно побывать в этом очень интересном городе.
Помимо экскурсий, кабаков и прочих прелестей цивилизации, мы сделали очень важное дело: заказали автобус для выброски. Маршрут намечен такой: конечная точка сплава (в районе Бима-Баталик)) – Каргил-Шринагар(1 день) — Амритсар. Эту транспортную услугу нам обещало предоставить агенство Overland Escape, с директором которого, я списывался еще из России.
Тундуп, так звали шефа, имел очень презентабельный вид, впрочем так же как и его офис. Он сказал, что в Шринагаре начались какие-то беспорядки и нам не стоит задерживаться в этом городе, а лучше сразу проехать мимо него ночью.
Поразмышляв, мы решили решить все на месте, потому, что уж больно хотелось посмотреть на знаменитое озеро с лотосами и плавающими домами. Деньги за выброску пришлось отдать все сразу.
17.09.2010
И вот мы на Инде! Большая река диктует другие правила игры.
Это мы усвоили сразу же, в первые минуты сплава. Мы с Лехой кильнулись через несколько минут после начала сплава – не заметили огромной бочки за серией высоких валов в локальном препятствии, расположенного около поселка Ниму.
«Идите сюда!» — сказала бочка. Мы хотели что-то возразить и объяснить ей, что так делать нехорошо, но было уже поздно. Бочка нас немного покатала, сглотнула и с урчанием выплюнула. У меня была только одна мысль: жпс, со всей базой накопленных знаний, был под водой, остался пристегнутым к рюкзаку! Это застимулировало меня все делать быстрее и уже через минуту мы с Лехой парковались в улове. К нашему счастью, видимо Гармин преполагал такие жесткие условия эксплуатации для «только брызгозащищенного прибора», поэтому все обошлось – аппарат продолжал протоколировать наши приключения.
После киля мы пересмотрели тактику прохождения препятствий и стали объезжать по краешку все места хоть чуть-чуть вызывающие подозрения. Для двоек, пожалуй, река Инд уже великовата. А пупындры чувствовали себя в родной стихии.
Вскоре подошли к строящейся плотине, где мы в полной мере ощутили, что воды в реке действительно ОЧЕНЬ МНОГО! Река уходила в узкий, специально оставленный, канал у левого берега. Мы осмотрели проход со склона – все было чисто, обычная стремнина. Пошли. И тут я действительно почувствовал дыхание большой реки. Это ощущение сложно передать словами. Пока мы шли эти сто метров узкого тоннеля, я реально ощущал, как будто нас засасывает в пасть огромному киту, а катамаран — это мелкий планктон, который фильтруется через китовые усы. Мы пронеслись с огромной скоростью мимо трехметровых валов, стоящих на выходе и казавшихся, во время осмотра со скалы — небольшой рябью на воде.
Еще запомнился один мега-порог, который по основному руслу даже пупындры не решились идти. Одна четверка так жалась к берегу, что чуть его не подвинула. А другая – сиганула через крутейшую бочку, видимо решив вычислить объем погруженного тела через количество вытесненной воды. К счастью, все прошли удачно. Все это мы наблюдали с противоположного высокого берега, стоя на видеосъемке. Вот тут то мы с Лехой и реабилитировались после киля – пройдя идеально, по ювелирной траектории, обходя почти все бочки. Наградой за красивое прохождение был крик Геныча с берега: «Молодцы!»
Сплав начал налаживаться и мы поняли, что прошли вступительный экзамен и «батюшка Инд» принял нас в ученики.
18.09.2010
Во второй день сплава по Инду пошли длинные протяженные препятствия, требующие слаженной работы всех участников. Наличие множества бочек в препятствиях диктовало необходимость очень тщательной проработки линии движения, особенно для двойки.
В одном из таких длинных порогов, кат 3 застрял в бочке у берега, решив «сигануть» через нее, чтобы уйти от другой монструозного вида ямы. Экипаж боролся около минуты и затем грамотно вывел носы на язык у края бочки и вышел. Саша Марков долго возмущался, что не смог снять этот момент, находясь в непосредственной близости от происходящего, потому что держал у берега нос страхующего катамарана. Заснять экстремальную ситуацию – мечта любого
походного оператора, но такие шансы выпадают крайне редко.
Берега на Инде совсем безжизненные – пустыня. Единственная растительность – в оазисах вдоль притоков, где за зелеными насаждениями ухаживают жители. На Тсарап Чу и Занскаре зелени было больше. По берегам Инда, в местах где порода была рыхлая, в подмоинах – явно читался уровень августовкого паводка. Даже на участках где ширина русла была большая (около 100 -150м) высота паводковой линии «читалась» на высоте 5-7 метров! Страшно представить объем воды который пронесся по долине, снося все на своем пути.
19.09.2010
Сегодня после обеда сплав закончен. Завершилось длинное водное путешествие. Кажется, что начало путешествия было не 15 дней назад, а очень-очень давно. Мы прошли 400 км по уникальному месту на земле – Ладакху, маленькому Тибету, уникальной по красоте природы и древним обычаям стране, окруженной снежными пиками Гималайских хребтов. Многие называют этот край Шамбалой.
Мы побывали в ней.
Расположились лагерем на чьем-то огороде с согласия хозяев. Катамараны решили разбирать завтра, так они сохранятся целостнее.
Приходили здешние ребятишки – поглазели, потрогали наши суда и ушли играть в сторону в свои игры. Больше нас никто не беспокоил. А, нет! Приходил какой-то доходяга и просил показать пермит, показывая чей-то образец. Чтобы не связываться с ним, мы показали свою бумагу, он успокоился и ушел. Хотя можно было сразу послать, потому что к властям этот «экземпляр» не имел никакого отношения – своеобразный развод на деньги.