Ладакх. Часть 6. Итоги и краткие характеристики рек
БГ
- Часть 1 Заброска
- Часть 2 Тсарап Чу
- Часть 3 Занскар
- Часть 4 Инд
- Часть 5 Выброска
- Часть 6 Краткие характеристики рек
Командой Таганок пройден линейный маршрут длиной 400км по высокогорной области Ладакх в Индийских Гималаях по трем известным рекам этого района. Сплав начат с достаточно большой высоты 4200м на реке Тсарап Чу с малым расходом воды (30 куб.м), а завершился на реке Инд в поселке Бима, где расход составил около 350 куб.м. на высоте 2800м. Эта связка рек российскими путешественниками была пройдена впервые. Уникальный район путешествия позволил ознакомиться с древней культурой малого Тибета, многочисленными памятниками культуры, монастырями и другими достопримечательностями этой территории. Во время заброски-выброски удалось посетить другие интересные города на севере Индии: Манали, Каргил, Шринагар, Амритсар с его всемирно известным Золотым Храмом. На всём протяжении маршрута природа очень красива, разнообразна и величественна. Особенно впечатляет сплав по Занскарскому гранд-каньону, который известен во всем мире. Если рассматривать только общую сложность препятствий, то этот маршрут сильная пятерка с несколькими шестерочными порогами и несколькими неходибельными мегапорогами. Но надо учитывать, что большую комплексную сложность и напряженность маршруту добавляет большая высота начала сплава, автономность и общая длина активной части, предъявляя тем самым высокие требования к физической готовности участников.
Этот уникальный водный маршрут по Ладакху можно рекомендовать всем водникам, имеющим соответствующий опыт автономного сплава в высокогорье. Они должны быть готовы к прохождению сложных препятствий уже в первые дни сплава. Прохождение Тсарап Чу требует наличие опыта каньонного сплава, а сплав по Заснкару и Инду опыта работы на большом расходе и организации активной страховки с воды.
Менее подготовленным группам можно рекомендовать начинать сплав с реки Занскар от д. Падум. В этом случае маршрут по рекам Заснкар и Инд с обносом нескольких препятствий на Инде, будет соответствовать сильной пятерке и позволит избежать трудоемких обносов непроходимых мест на реке Тсарап Чу.
В целом, с учётом ухудшения военно-политической обстановки в штате Джамму и Кашмир, а также в целях сокращения времени путешествия за счет выброски, можно порекомендовать улетать самолетом из г. Лех после прохождения маршрута (это сэкономит от 3 до 4 дней). Либо возвращаться той же высокогорной дорогой, по которой происходила заброска (Лех-Манали) – это избавит от путешествия по неспокойным мусульманским районам (если ехать через Каргил-Шринагар).
Следует учитывать, что на реке Инд возводится плотина ГЭС около пос. Алчи, которая в скором времени значительно затруднит линейный сплав по этой реке.
ТСАРАП ЧУ
Начало пос. Бранди Нала (4200м)
Окончание пос. Падум (3500м), слияние с р.Занскар
Протяженность 148 км
Перепад высот 700 м
Средний уклон 4.7м/км
Расход от 30 кубов до 100 куб.м.
Рекомендуемое время на прохождение 4-5 дней.
В основном течет в глубоких каньонах. Питание реки снеговое и ледниковое.
Наибольшая водность в июле. Тропы идут высоко по обоим берегам. Дорога вверх по Тсарап Чу от Падум построена до пос. Дорзонг и строится выше. Сплав возможен от дороги Манали-Лех. Начать сплав можно в районе пос. Бранди Нала. После него автомобильная дорога уходит в сторону (если ехать из Манали). В целом маршрут по Тсарап Чу можно разделить на 2 ярко выраженных спортивных участка.
Первый — от узости под мостиком до приток Зара Чу справа. На этом участке 3 негабарита для катамаранов и один порог 6+, который тоже легко можно обнести. Река на этом участке течет в узких каньонах. Общая характеристика 4-5к.с. Расход воды около 40-50 куб.м. Далее следует участок широкой долины и потом длинный красивый каньон без препятствий.
Второй участок начинается у монастыря Пуктал и продолжается вплоть до поселка Падум. На этом отрезке есть несколько каскадов и локальных порогов, разделенных несложными отрезками. Общая характеристика отрезка 5 к.с. Препятствие у пос. Реру рекомендуется обнести. Расход воды 70-100 куб.м. В большую воду чем у нас, уровень сложности реки может сильно возрасти.
ЗАНСКАР
Начало пос. Падум (3500м)
Окончание слияния с р. Инд (3130м) пос. Нима
Протяженность 137 км
Перепад высот 370 м
Средний уклон 2,7 м/км.
Расход ~200 куб.м.
Рекомендуемое время на прохождение 2-3 дня.
После слияния Занскара и Тсарап Чу река течет по широкой долине около 35 км без препятствий. Затем начинается знаменитый гранд-каньон Занскара. Препятствия в нем несложные – 4к.с. Все читается сходу. Характер препятствий — в основном большие бочки, валы. Хорошее место для ночевки только одно – в центре каньона, местечко Нуерак. Занскарский каньон заканчивается у притока Марха. Еще один участок порогов начинается после пос. Шилинг. В этом участке несколько порогов 4.к.с. и 2 препятствия 5к.с.
В целом Занскар можно оценить как классическая большерасходная река 4 к.с. с несколькими препятствиями 5 к.с. Расход воды около 200 куб.м. В большую воду сложность препятствий возрастет не сильно.
ИНД
Начало слияние с Занскаром (3130м) пос. Нима
Окончание пос. Бима (2750 м)
Протяженность 121 км
Перепад высот ~380 м
Средний уклон 3.1 м/км
Расход ~300-350 куб.м.
Рекомендуемое время на прохождение 3-4 дня.
Большерасходная река. Логически делится на 2 отрезка: до пос. Кхалси (безпермитный участок) и после него до пос. Баталик (требуется специальное разрешение). В пос. Кхалси основная трасса (Лех-Шринагар) уходит в сторону в Каргил и далее в Шринагар.
Первый участок содержит каскад порогов у пос. Ниму, после которого, протяженный участок без препятствий до строящейся плотины. С вводом в действие плотины, этот участок реки будет затоплен. Затем следует очень мощное локальное препятствие. После непродолжительного участка спокойной воды следует серия каскадов и локальных препятствий 4-5 к.с.
Второй участок реки содержит сложные и протяженные препятствия (5, 5+), требующие от команды большей осторожности и сосредоточенности во время сплава. В большую воды здесь могут образоваться серьезные пороги. Сплав можно завершить у поселка Бима перед очень серьезным порогом 6Ск.с. После пос. Бима можно продолжить сплав еще 16 км. до пос. Баталик (дальше — граница), имея соответствующее специальное разрешение. Река течет в неуютном каньонооборазном ущелье без явновыраженных спусков к реке и мест для ночевок. Склоны крутые. На протяжении этих 16 км есть около несколько локальных порогов 4-5 к.с. и два мега-порога: после пос. Бима и очень длинный и протяженный порог около пос. Гаркхун. Вероятность их прохождения не была исследована нами в связи с окончанием маршрута, но скорее всего препятствие после пос. Бима – непроходимо, либо его сложность превышает разумные рамки. Данных о его прохождении каякерами тоже нет.