Черняев Роман
Несмотря на то, что все реки в Индии носят женские имена, эта названа редким и гордым мужским именем – Брахмапутра, что на санскрите означает «сын бога Брахмы». Она несет свои воды по Китаю, Индии, и Бангладеш.
До сих пор Брахмапутра остается единственной крупной рекой, не пройденной человеком. Освоив ближний космос и побывав на Луне, люди пока не смогли пройти по каньону Диханг, самому глубокому ущелью планеты (максимальная глубина 6009 метров).
Брахмапутра берет начало в Тибете, ее длина до впадения в Бенгальский залив составляет 2900 километров, на которых она теряет в общей сложности 4900 метров высоты. Почти 3000 метров приходится на ущелье Диханг протяженностью немногим более 300 километров. Если добавить, что средний расход воды в устье составляет не менее 6000 кубических метров в секунду, то мы имеем самое грандиозное водное препятствие на планете.
В ущелье Диханг река совершает «Великий поворот». Здесь она меняет направление течения сначала на юг, а затем на запад, практически в противоположном направлении. Там, где река течет по Тибету на восток, она называется Цангпо.
Долгое время считалось, что, достигнув Индии, она уходит под землю. Но сотней километров южнее из тех же самых гор вытекает другая большая река. Правда, течет она уже в обратном направлении и называется Брахмапутра. А может, две реки на самом деле являются одной? Загадка терзала многих в эпоху великих географических открытий, и только к середине XIX удалось доказать, что это действительно одна река. Пройти пороги этой самой высокогорной реки мира не смог пока никто. А попытки были. В 1997 году русская команда под руководством Сергея Лагоды столкнулась не столько с физическими препятствиями, сколько с бюрократическими препонами. В итоге время и деньги закончились, а пройти маршрут не удалось.
Следующую попытку предприняла сборная команда США. Они преодолели часть маршрута, но большинство препятствий так и остались непокоренными. Завершилось все трагедией. Один из каякеров, Дуг Гордон, был вытолкнут с мелководья в основную струю, перевернулся и оказался вне зоны досягаемости страховки. Его товарищам осталось только наблюдать, как каяк был втянут в следующий порог и исчез. Ни Дуга, ни его снаряжение найти не удалось
В феврале 2002 года новый штурм предприняла большая экспедиция, организованная американским журналом Outside. Команда, используя фактор малой воды, смогла пробиться вдоль всего ущелья реки, однако основные препятствия так и остались не пройденными.
По материалам Интернета
УРА! КАНИКУЛЫ!
Начало января – бездарное время. В качестве альтернативы вялому течению постновогодних застольно-похмельных дней мы уже не первый год подряд выбрали стремительное течение горных рек.
На стадии планирования рассматривалось несколько вариантов, вплоть до совсем уж экзотических Индонезии и Эфиопии. В конце концов, остановились на участке Брахмапутры после «Великого поворота» – масштабность проекта удачно сочеталась с доступностью в плане финансов и времени. Насколько нам было известно, на этом отрезке реки расположены несколько десятков порогов от III до VI категории сложности по международной классификации.
Практически сразу после выхода из «Поворота» Брахмапутра минует китайско-индийскую границу и далее течет в окружении поросших джунглями гималайских отрогов по территории штата Аруначал Прадеш. Уже несколько десятилетий эта территория является предметом настойчивых притязаний со стороны Китая, поэтому штат обладает статусом особой зоны, до недавнего времени полностью закрытой для иностранцев. Сегодня попасть туда можно только при наличии специального разрешения. Общение с индийскими туроператорами продолжалось долго и не уступало по объему переписке Ленина с Инессой Арманд. В конце концов, мы обрели столь желанные пермиты, но получили в качестве отнюдь не бесплатного приложения формально необходимого, но по жизни совершенно бесполезного гида. Воистину нет добра без худа!
С ВЕЩАМИ НА ВЫХОД
В ночь на первое января, допивая шампанское и наспех закусывая оливье, мы влезли в лямки традиционно неподъемных рюкзаков – и пошло-поехало!
В ходе заброски-выброски группой было совершено 16 взлет-посадок, преодолено чуть менее 15000 километров по воздуху и чуть более 1500 километров автотранспортом. И все это для того, чтобы пройти маршрут протяженностью 160 км.
Эта заброска явно тянула на высшую категорию сложности.
Может быть, поэтому от нее остались только отрывочные, самые яркие воспоминания. Футбольный матч в транзитной зоне ашхабадского аэропорта, где вместо мяча использовалась пробка от шампанского. Туман над Дели, в результате которого мы сначала совершили вынужденную посадку в Джайпуре, а потом чуть ли не на ощупь искали Ворота Индии. Постоянный пожар во рту, даже не смотря на волшебное заклинание «No spice». Образцово- показательное посещение адмиралом цирюльни в Дибругархе. Зачарованное стояние над ущельем Брахмапутры, до краев заполненным утренней дымкой. Переправа нашего увесистого скарба по подвесному мосту, по которому даже прогулка налегке – уже экстремальное приключение.
Рядом с этим мостом неподалеку от поселка Тутинг, что в нескольких километрах от китайской границы, мы устроили стапель. Старт водной части экспедиции был дан на следующий день под аккомпанемент скорбных девичьих криков «Nikita, I love you» (наш пострел везде поспел), которые вскоре заглушил грохот первого порога.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
В принципе Брахмапутра оказалась обычной горной рекой, только шириной как Ока под Рязанью. Кстати, выходя на равнину, она распадается на несколько рукавов, общая ширина которых исчисляется километрами. Для полноты картины стоит добавить, что средний расход воды в Оке – 1300, а в Брахмапутре – под 6000 кубометров в секунду.
Все пороги на пройденном участке локальны и, в общем-то, типичны для рек с таким расходом. Характерные препятствия – валы, высота которых местами достигает пяти метров и мощные котлы. Надводные камни в русле встречаются, но редко. Напрягали не столько пороги, сколько зоны турбулентности, следовавшие за каждым препятствием – сплошное месиво мощных «грибов» и воронок. В случае переворота перспектива прохождения такой зоны «самосплавом» выглядела весьма сомнительно, а последствия попадания в донную струю на реке такого масштаба почти наверняка были бы фатальными.
Поэтому двигались без кавалерийских наскоков, медленно, но уверенно. Правда, поначалу наш экипаж изрядно смахивал на крыловский квартет. Никитосу с его юношеским задором не терпелось проверить, как поведет себя четырехметровый катамаран на пятиметровом валу с отрицательным уклоном. Андрей, недавно переживший оверкиль на Голубом Ниле, предлагал зачалиться посреди порога, чтобы уточнить у адмирала линию движения. И только сдерживающее начало в лице, точнее в двух лицах – моем и капитанском, позволило избежать крайностей. В результате четверка без эксцессов преодолела все препятствия, в том числе единственный на этом участке реки порог VI категории сложности, отмеченный на карте как подлежащий обносу. Он оказался мощной «горкой» с навалом на береговую скалу, терминальным для рафта, но преодолимым для более маневренного катамарана.
Что касается катамарана-двойки, то, даже не смотря на экипаж, состоявший из двух мастеров спорта, он ну совсем никак не вписывался своими скромными габаритами в величественные масштабы Брахмапутры. Поэтому основным испытанием для него стали многочисленные обносы.
Напоследок не могу не затронуть главный аспект любого экстремального путешествия – еду. Ответственно заявляю, что ни на одной реке я не питался так вкусно, как на Брахмапутре, за что отдельное спасибо кулинарным талантам завхоза и богатству местных садов и огородов. Кстати, притороченные сверху бамбуковые корзины, набитые под завязку свежими овощами и фруктами, придавали нашей микрофлотилии особую живописность.
ПРИСЛОНИЛИСЬ
Весь цивилизованный мир давно уже согласился с тем, что Рязань – родина слонов, и только некоторые несознательные индусы, начитавшись Дарвина, считают по-другому. Ганеша им судья.
Мы же, вернувшись в цивилизацию, решили, что галочка в личном деле в графе «катание на слонах» никому из нас не помешает, и махнули в заповедник Казиранга. По прибытии нас ждал облом – главный слоновий менеджер доходчиво объяснил, что клиентов много, слонов мало, и вообще их надо заказывать заранее. Аргументы, что у нас на родине слонов не заказывают, они сами приходят, дела не спасли.
– Ха – сказали мы. – Не хотите по хорошему – придется как всегда.
Старая как мир русская тактика – приехать раньше всех, расплатиться «живыми» деньгами, и пусть потом те, кто заказывал, размахивают своими кредитными картами и с пеной у рта доказывают, что вас здесь не стояло – сработала и на этот раз.
Все наши уехали на рейсовых четырехместных слонах, а мне по какому-то необъяснимому блату досталась персональная слониха с довеском в виде перманентно путающегося под ногами детеныша.
Из поездки я вынес три твердых убеждения:
1. Главная задача погонщика – не мешать слону идти куда ему хочется.
2. Главная задача слона – сожрать все съедобное в радиусе досягаемости хобота и не наступить ненароком на притаившегося в кустах носорога.
3. Главная задача пассажира – израсходовать ресурс фотокамеры вплоть до последнего мегабайта и ничего не уронить – что упало, то реально пропало.
Поездка завершилась эротической сценой, в которой приняли участие трое мужчин, женщина, слоненок и банан.
ПРОСТО ПРАЗДНИК КАКОЙ-ТО
Наше слонокатание пришлось аккурат на стык двух индийских праздников – Лори, посвященного окончанию зимних холодов (ха-ха, что они в Индии знают о холодах?) и фестиваля урожая Понгал. Выяснилось это совершенно случайно: увидев толпу празднично одетых людей, мы остановились разобраться, по какому поводу базар-вокзал. Подошли поближе… еще ближе… и тут нас заметили. Для наглядности можете представить себе группу негров, которую занесло в разгар масленицы в гостеприимную рязанскую деревушку – примерно та же картина. Через несколько секунд мы оказались в эпицентре народных гуляний со всей привычной атрибутикой: чай с плюшками, массовик-затейник с мегафоном, подвижные игры и даже народные песни с не менее народными танцами. Мы тоже не остались в долгу: задвинули пламенную приветственную речь в формате Hindi Russi Bhai-bhai, отметились в местной Книге почета, сплясали индийского гопака и поучаствовали в нескольких сотнях групповых снимков. В общем, зажгли по полной.
Время, оставшееся на Дели, было в разумной, как нам казалось, пропорции поделено между осмотром штатных достопримечательностей, сувенирным шопингом и изучением ассортимента местных злачных мест. И где-то здесь нас уже начали посещать шальные мысли, что следующие зимние каникулы уже не за горами, а в мире еще столько стран, где зимы теплые, реки бурные, а таких замечательных людей, как мы, еще не видели
Скорей бы новый Новый Год!
Роман Черняев, 2010
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности