р.Чон-Кемин / Киргизия / август 1996 / Техотчет

р.Чон-Кемин 1996

1.1 Основные характеристики путешествия.

1. Вид туризма - водный

2. Категория сложности - пятая

3. Время проведения - август 1996г.

4. Район путешествия - Северный Тянь-Шань

5. Нитка маршрута : г.Рязань - г.Бишкек (поезд) - р. Чон- Кемин (автобус) - радиальный выход по притоку Джинды-Су - сплав по р.Чон- Кемин до устья - сплав по р.Чу до п.Джильарык - г.Бишкек (поезд) - г.Рязань (поезд)

6. Протяженность маршрута: всего - 7830 км

В том числе активная часть - 160 км Протяженность радиального выхода - 20 км Протяженность сплава по р.Чон-Кемин - 110 км Протяженность сплава по р.Чу - 30 км

7. Продолжительность путешествия : всего - 21 день В том числе активная часть - 12 дней

8. Средства сплава: два 4-х местных катамарана (2000л и 3000л) один 2-х местный катамаран (1000л)

1.3 Распределение по сплавсредствам.

1. Экипаж 1-го 4-х местного катамарана:

Нестеров Андрей - лоцман

Макаров Вадим - матрос

Чичерова Елена - матрос

Конюхов Леонид - матрос

2. Экипаж 2-го 4-х местного катамарана:

Левков Николай - лоцман

Хлопенкова Любовь - матрос

Корабельников Игорь- матрос

Суремкин Василий - матрос 3. Экипаж 2-х местного катамарана:

Зубарев Сергей - лоцман

Суслов Юрий - матрос

2.1 Краткая характеристика р.Чу.

Река Чу протекает по территории Тянь-Шаньской и Фрунзенской областей Киргизии. Длина реки 1030 км. Площадь бассейна 27000 кв. км. Берет начало в хребтах Терскей - Алатау и Джомголтау. Оканчивается в оз.Саумакколь, на западной окраине пустыни Бет- Пак-Дала. В верхнем течении пересекает горные хребты и протека- ет в узких ущельях Орто-Токайское и Боамское, имея характер горной реки. Ниже по течению входит в широкую долину. Питание смешанное. Половодье в мае-июне, во вторую половину лета - ряд паводков от таяния снегов в горах и дождей. Средний расход воды у с.Георгиевка (ниже г.Токмака) - 57 куб.м./сек., в верхнем и среднем течении не замерзает. Имеет ряд гидро-сооружений и активно разбирается на орошение.

2.2 Краткая характеристика р.Чон-Кемин.

Река Чон-Кемин - правый приток р.Чу. Вытекет из оз.Джасыл- Коль на высоте 3427 м. Протекает по узкой долине со слабо разра- ботанным руслом, местами переходящим в каньоны. На своем пути до р.Чу пробегает около 140 км, имея уклон более 20 м/км. В вы- сокую воду сплав можно начинать на 3 - 5 км ниже истока. Верхо- вье реки вскрывается в начале мая, а средняя и нижняя части - в апреле. Питание смешанное, с весенне летним паводком, растянутым на 2 - 3 месяца. В течение лета имеет несколько пиков от таяния ледников и осенью от ливней. Верховья Чон-Кемина находятся выше зоны леса.

Правый борт долины имеет скудную пустынную растительность, левый (теневой), порос лесом. По обоим берегам вдоль воды - заросли кустарников. Лето познее, холодное.

3.1 Подъезды и отъезды.

Преимуществом данного маршрута являвляется относительная простота подъезда к начальной его точке и отъзда из конечной.

До г.Бишкек можно добраться на поезде или самолетом. Мы ехали на поезде N 18 Москва - Бишкек. Отправление из Москвы 23 ч. 35 мин. из Рязани - 03 ч. 20 мин.,прибытие в Бишкек в 03 ч.00 мин. (по московскому времени,05.00 по местному). В пути поезд нахо- дится 72 часа. Разница во времени 2 часа. На вокзале есть обмен- ный пункт. Курсы валют в августе 1996г.: 1200 сом - 1 $ 450 руб - 1 сом

Тут же, на железнодорожном вокзале, можно найти машину или автобус, чтобы добраться до начальной точки маршрута. Подъзды и отъезды не представляют сложности, так как дорога идет вдоль ре- ки. По окончании маршрута можно уехать в Бишкек или на Иссык-Куль из п.Джильарык на местном поезде, который ходит два раза в день. Стоимость проезда не большая.

Приехав в г.Бишкек, мы сразу нашли небольшой автобус, который доставил группу к самому началу маршрута.

Автобус доставил нас до моста через приток Джинды-Су, который впадает в Чон-Кемин в третьем каньоне. Автобус не смог переехать через полуразрушенный мост и мы разбили лагерь чуть выше притока, на левом берегу.

К вечеру часть группы отправилась на разведку вверх по р.Чон- Кемин. Приблизительно через один километр, дорога переходит че- рез мост на правый берег. Это начало третьего каньона. Выше моста река разливается в широком пологом русле. Сплошной каменистый перекат, не имеющий основного русла, просматривается далеко впе- ред ( примерно километров на 10 ). Выше - второй каньон.

3.2 Описание радиального выхода.

Решили половинным составом сделать однодневный радиальный выход на ледник в верховьях Джинды-Су. Вышли в 10 часов утра. От моста прошли несколько километров правым берегом р.Джинды-Су. Воды много, даже утром. На левой стороне реки стало видно колею и мы перебрались по камням на левый берег Джинды-Су. Колея до- вольно круто поднимается вверх. В среднем течении долина реки довольно широкая и пологая, встречаются отдельные большие гра- нитные глыбы и крупные нагромождения камней. Колея, ставшая по- степенно тропинкой, приводит к разветвлению Джинды-Су на четыре истока у подножия скалистых вершин. Чуть дальше открываются не- сколько распадков, где видны ледники. Поднялись вверх по нагро- мождению камней центрального пологого ледника между каменистых холмов. Дальше сплошные каменистые осыпи, лед, многометровые толщи слежавшегося снега. Местами они прикрывают русла ручьев. Внизу, у Чон-Кемина, на средних террасах Джинды-Су было граду- сов 25, а здесь,у подножия ледников, - градусов 15. После недол- гого отдыха начали спускаться вниз. Подъем занял около 4х часов, а спуск не более 2х.

Среди холмов правого берега Джинды-Су видно небольшое мелкое озерцо.

3.3 Описание сплава по р. Чон-Кемин.

Вода в реке грязно-белого цвета, что свидетельствует о вы- соком уровне воды. Суточный перепад воды от 30 до 50 см. Сплав начали с 3-го каньона, ниже моста.

3-й каньон.

Длина 4 - 5 км. Начинается за 1 км до впадения левого притока р.Джинды-Су. Берега повышаются, дорога уходит в горы влево от ре- ки. На правом берегу обнажаютя скалы.

Входной порог:- (в малую воду непроходим) длина 200 м, начи- нается на крутом левом повороте, заканчивается за устьем р.Джин- ды-Су. Представляет собой нагромождение крупных и более мелких камней, разделяющих струю в центре порога на узкие сливы, мощные бочки на входе и выходе.

Линия движения сложная, возможны различные варианты прохождения. В центральный, самый полноводный, слив в середине порога не уда- лось попасть ни одному катамарану. Две четверки проходили узким правым сливом, а двойка - слева от основной струи, пробираясь между камней. Осмотр и страховка с левого берега.

За порогом каньон переходит в мощную шиверу с камнями в русле, большими мощными бочками. Шли по центральной струе, уходя от кам- ней и прижима к правому берегу в 500-х м за притоком.

Стоянка на левом берегу на ровной, длинной террасе в середине каньона.

Сплав до 5 каньона.

До пятого каньона примерно 10 км относительно "спокойного" сплава: несколько сливов, бочки, валы, отдельные крупные камни в русле. Линия движения просматривается с воды, весь участок идется с ходу. Где-то на этом участке находится 4 каньон, мы его выделить не смогли.

Стоянка перед 5 каньоном, на высоком левом берегу, перед впа- дением в Чон-Кемин р.Дюресу.

5 каньон.

Длина 2.5 км, средний уклон 35 м/км. Осмотр и страховка по правому берегу. Ориентиры: слева - впадаю- щая в 100 м от начала каньона р.Дюресу, справа - дорога близко подходит к реке, вдоль дороги идет ЛЭП. Каньон представляет со- бой один сплошной порог с большими и мелкими камнями в русле, мощными бочками и высокими сливами, следующими один за другим, на поворотах - прижимы к скалам. Ближе к концу каньона, с право- го берега впадает р.Ташкия.

Правый берег каньона невысокий 5 - 8 м, левый - высокие скалы, поросшие лесом. По правому берегу, близко от реки, проходит доро- га.

Каньон проходили со страховкой сберега в середине каньона и с воды в конце него.

На выходе из каньона "ворота" - слив между двух камней. Река делает правый поворот, уклон уменьшается, долина реки расширяется, дорога уходит в сторону. Встречаются несложные шиверы, местами река очень спокойная и разбивается на протоки. Через 20 - 30 мин. сплава на правом берегу видны несколько домов п.Бузулгансай, через реку перекинут подвесной мост. Чон-Кемин делает подково- образную излучину. Здесь расположен шиверно-порожистый участок длиной 1.5 км. Начало его ( 500 м ) можно осмотреть по правому берегу. В середине излучины впадает р.Бузулгасай. До 6 каньона 25 - 30 минут сплава.

6 каньон.

Длина 4.5 км, средний уклон 25 - 30 м/км. Перед каньоном русло разбивается на несколько проток, затем вода собирается и скорость течения заметно возрастает. ЛЭП переходит с левого берега на правый, а через 200 м галечная отмель у левого берега. Каньон состоит из нескольких порогов. 1 - "Каменоломня", длина 300 м. Начинается на правом повороте за устьем р.Чон-Баши. На заходе нагромждение камней и бочек, в сере- дине порога, на правом повороте, прижим к левому берегу.

Проходили со страховкой с берега.

2 - "Ералаш", самый сложный порог 6 каньона, длина 1 км. Осмотр по правому берегу, осмотр затруднен зарослями колючих кустов.

Порог "Ералаш" начинается за устьем р.Малый Джапарык на пра- вом повороте. Русло реки сжимается до 10 - 12 м, на входе в по- рог несколько бочек, затем косой слив между скалой левого берега, выступающей на 2 - 3 м, и полуобливными плитами у правого, далее в центре крупный надводный камень, за которым несколько сливов с бочками. Следующая часть порога - каскад гряд обливных и полу- обливных камней со сливами и мощными бочками.

Проходили без промежуточной чалки, страховка на выходе из порога.

Следующие пороги каньона - "Мельница", "Баня", "Ворота" про- ходили тандемом после предварительного осмотра, со взаимостра- ховкой с воды.

Этот участок длиной чуть больше одного километра характерен рез- кими поворотами, за которыми "неожиданно" открываются огромные камни, на которые наваливает струя, сливы, бочки.

После порога "Ворота" уклон уменьшается. До ГМС, в районе ко- торой через реку перекинут трос, - 800 метровый шиверистый учас- ток. Шли без осмотра. За ГМС (домики на правом берегу ) река де- лает левый поворот, справа впадает ручей - это начало порога "Повицкого". Перед ручьем, на правом берегу, большое улово с песчанной отмелью. Здесь удобная чалка для осмотра порога. От "Ворот" до чалки 6 мин. сплава.

Порог "Повицкого".

------------------Длина 900 м. После впадения ручья прямой участок длиной 150 м с несколькими бочками. После правого поворота уклон резко увеличивается, русло забито большими и мелкими обливняками. За- тем идет косой слив в середине русла, за ним два сужения со сли- вами и бочками. На высоком правом берегу памятник мастеру спорта СССР Повицкому В.А., погибшему в августе 1979г.

За порогом шиверно-поржистый участок. Идется без осмотра с взаимостраховкой. Движение около 10 мин. Чалка у желтой осыпи ле- вого берега, после брода через реку. Русло и долина реки резко сужаются. Впереди 7 каньон !!!

7 каньон.

Длина около 3 х км. Максимальный уклон 30 м/км, ширина русла 10 - 20 м. Ориентирами начала каньона являются характерное суже- ние русла, светлая осыпь левого берега и правый поворот за ней. Перед сужением и осыпью, дорога с правого берега переходит в брод на левый и уходит в горы. На левом берегу низина, поросшая лесом и высоким кустарником. Начинается каньон самым сложным на марш- руте порогом - "Камень преткновения".

Длина порога 300 м, представляет собой каскад водопадных сли- вов с несколькими грядами обливняков с бочками. На коротком учас- тке река делает несколько крутых поворотов, на поворотах прижимы. В русле очень много огромных валунов, на которые наваливает струя. На выходе из порога, в центре русла, стоит огромный валун, под него бьет струя. Затем река делает левый поворот и входит в "ще- ки" длиной 100 - 150 м. Проходов вдоль воды нет, сверху осмот- реть нельзя.

После тщательного осмотра решили обнести порог. Провели суда по левому берегу до "щек", их проходили со взаимостраховкой с воды. Участок почти прямой и имеет несколько прижимов и несколь- ко сливов с бочками.

Дальше идет участок шивер и мелких порогов. В русле много крупных камней. Шли тандемом со взаимной страховкой.

В середине каньона порог " Осыпной". Длина около 100 м. На- чинается на правом повороте реки, правый берег - крутая высокая осыпь. Осмотр по правому берегу. В пороге крутые сливы, большие камни, прижимы. Проходили по центральной струе, страховка с воды за порогом.

Дальше, до конца каньона, шиверистый участок с большим уклоном. Шли без предварительного осмотра с взаимной страховкой.

За каньоном на полке правого берега - ферма. До 8 каньона 2.5 км спокойного сплава.

8 каньон.

Длина 1.5 - 2 км, ширина русла 15 - 20 м.

Слаломный участок с чередующимися бочками, сливами, камнями в русле. Осмотр каньона с любого берега, можно осмотреть только начало каньона, дальше он идется без осмотра с взаимной страхов- кой с воды.

За каньоном следует порожистый участок длиной около 15-ти км. Препятсвия следуют одно за другим, четких ориентиров нет. Участок с большим уклоном, в русле много крупных камней. Постепенно слож- ность препятсвий уменьшается - река входит в широкую населенную долину, но сохраняется большая скорость течения.

В п.Терменгенты и п.Новороссийка автомобильные мосты. За п.Но- воросссийка река делится на множество мелких проток, берега низ- кие, заросшие облепихой и ивняком - стоянку найти тяжело.

9 каньон.

Нижнекеминское ( Боамское ) ущелье.

Длина 8 км, средний уклон 8 - 10 м/км.

Каньон сложности для сплава не представляет в любую воду. Препятствий, требующих осмотра нет, весь участок идется сходу со взаимостраховкой. В каньоне одиночные камни, обломки скал, не сильные прижимы. В большую воду - высокие валы и мощные боч- ки. Заканчивается каньон впадением в р.Чу. Река течет в отвес- ном скальном коридоре, каньон очень красив.

3.4 Сплав по р.Чу.

По р.Чу нужно пройти около 30 км до плотины перед п.Быстровка. Средний уклон участка 4 м/км. После слияния Чу и Чон-Кемина оста- ется одно серьезное препятствие на маршруте - порог "Семеновский мост". Он расположен под мостом через р.Чу ниже впадения Чон-Ке- мина, за левым поворотом. Порог не сложный, но очень мощный. Струя наваливает на левую опору моста, затем, после мощной бочки, на большие камни, расположенные в русле в шахматном порядке. Пос- ле этого порога р.Чу еще 2.5 км течет в каньоне, затем берега понижаются. До плотины встречаются слабые прижимы, отдельные камни.

Выход с маршрута целесообразнее делать не перед плотиной, а чуть раньше у железнодорожной станции Джильарык, где два раза в день проходит поезд на Бишкек и Иссык-Кол (п.Рыбачье) - утром и вечером. До Бишкека - 3 часа, до Иссык-Кола - 1.5.

Ориентиры окончания сплава: после моста через Чу примерно через один километр на правом берегу - водозабор. Еще через пару кило- метров - на правом берегу несколько юрт, вагончики, бетонный забор, гаражи и большая железная бочка. Отсюда до станции Джиль-арык 500 м (поселок расположен на левом берегу).

Закончив маршрут перед плотиной, мы пешком отправились на стан- цию Джильарык. Оттуда на поезде доехали до Иссык-Куля (п.Рыбачье) Отдохнув 2 дня на озере, мы вернулись на том же поезде в Бишкек. Уехать в Москву из Бишкека довольно сложно, поэтому обратные билеты стоит купить заранее в Москве.






    © taganok.ru 2007. Перепечатка материалов или публикация в сети интернет только с разрешения авторов и обязательным указанием сайта taganok.ru

                    Экстремальный портал VVV.RU удаленная проверка сервера uptime российских хостеров Клуб Хронических Водников


    Видеосъемка HD и монтаж, создание слайдшоу, детские утренники. Рязань.