р. Алара. / Турция / апрель 2005 / «Письмо другу»
Здорово Толейский!

Вот вернулись из турецкого похода. Было нас в группе 9 мужиков и Иринка. Снова тебя с нами небыло, а жаль, хоть раскажу тебе почём в Турции апельсины на речках.

5 апреля 2005г. В аэропорту наш чартер, как водится, задержали на несколько часов, спасибо хоть бесплатно покормили, не дали сголоду помереть, а то пока я из Спасска до Москвы с братвой добирался всю закуску съели. Особенно Лёцика, помнишь, он ведь не пьёт. Вот еды и неосталось, только на поход… Посему в Анталию приземлились под вечер. У нас из Рязани был заказан автобус на все перемещения по Турции, спасибо турки нас дождались, несмотря на наше опоздание. По дороге заехали в супермаркет и на придорожный рынок, купили на пару дней сплава продуктов. Дороги у них хорошие, без ям, все в разметках, отражателях, осветителях и указателях, даже в горах, не то что у нас в Рязани. Все ездят по правилам, как только скорость не привышают, горячие турецкие водители, ума не приложу. Просторный и комфортабельный микроавтобус привёз нас на речку Алара уже за полночь.

Разгрузились перед мостом через реку, включили фанарики, нашли площадку ниже дороги, перетащили на неё вещи, поставили лагерь и улеглись спать. Просыпаемся, а вокруг красота неписанная. Солнце пригревает, что в палатки не поспишь, а у нас дома снег до конца ещё не сошёл. Вверх по долине реки открываются белоснежные горные хребты переливающиеся на солнце. Бабочки с цветочка на цветок пархают. Птички щебечут на разные турецкие голоса. На берегах хвойный лес с цветущими кустарниками. Всё пахнет и благоухает, тоже не по-нашему. Вдохнешь воздух полной грудью, и выдахать не хочется. Речка мирно несёт своё течение по узкой, извилистой горной долине. Населения рядом невидно. Спокойно - как в раю.

А когда я внимательней присмотрелся к нашему лагерю, то обнаружил, что апельсины прямо над нами растут. Ну, точно рай – турецкий. Чтоб все так жили. Позавтракали со свежими турецкими овощами и фруктами, посбивали апельсины с деревьев.

Сергеич дал наказ к обеду собрать всем катамараны, 2-е четвёрки и двойка, и отчалить. Начали работать. Тут откуда ни возмись, прибегает турецкий старичёк, и что-то по-турецки машет руками с недовольным лицом. Мы конечно-бы с ним поговорили по-русски, но он же турка даже по-английски ни бельмес. Стараемся не обращать на него внимания, но он ещё пуще заливается. Мы его и покормить хотели, он в отказ, спасибо Иринка, чаем с плюшками его соблазнила. Немного успокоился старичёк. На жестах как-то обьяснились, что мы лагерь поставили у него в огороде, хотя там обычная ровненькая не паханная площадка у берега реки. Огородов я таких пока не видел, да и не огород скорее всего это был, просто его земля, хотя не огорожена ни с одной из сторон. Короче, мы ему денег даём американских, он их выкидывает, за деньги не считает, а местных у нас совсем мало было, зачем они нам на реке – тугрики-лиры, магазинов на реке нет. Со всех наскребли что-то. Дали. Старик успокоился посидел, на нас посмотрел и ушёл. Сергеич нас опять - давай быстрей выплывать, пока старик подмогу не привел из своего хутора, откупаться нечем, а то точно новая русско-турецкая местного масштаба разразится. А мы говорим, если чё Иринкой откупимся, она у нас девчёнка красивая, стройная как кипарис, а главное с длинными светлыми волосами. А адмириал говорит – Кто в порогах грести будет, и что жениху потом скажу?! Так и пришлось рысью достраивать караблики и отчаливать ни пообедов и ни поужинов, к тому же старик с подмогой пришёл.

Первые пороги этого дня 3 категории несли одну сложность прохождения – чисто, без наездов на камни вписаться в габарит. Рваться совсем нельзя. Впереди маршрута неизведанная, сложная река Манавгат, и 2-х дневный отдых в 5-и звёздночном оттеле, так что лучше загорать на пляже Средиземного моря, где всё включено, чем шить катамаран на живописных камнях, где включаются местные турки и выключаются продукты. Так что школа манёвра началась по полной программе. Двойке, конечно, всё было по веслу. На ней шёл Борька Гусев и Рома Бочаров - мастера, победители чемпионата России на Белой и всё такое, одним словом - двоечники. У нас командовал Сергеич с Иринкой на корме, а на правом носу сидел тёска Махляев, классный крепкий мужик, поёт, только вот всё по Карелиям больше ходит в последнее время. Одним словом надо нам схаживаться. Вторая 4-ка во главе с Лёциком выглядела побоевее нашей, хотя там тоже один был новый парень из Москвы. Проходили все пороги с вещами. Речка больше для каякеров подходит, а не для наших четвёрок. На другой день русло речки как бы пошло в каньоне, с невысокими стеночками от метра до10-и, иногда и повыше. Такой быстренький ручеёк в 2-5 метров шириной, со сливами через всё русло. Двоечники впереди на разведке, а мы переодически застреваем в узостях. Можно было без вёсел идти, а с перчатками покрепче, чтобы от стен отталкиваться. Снимать на видео-фото нечего кроме каньона. Да и как снимать, сплавляемся как вагончики в метрополитене за поворотом уже ничего не видно и близко идти нельзя, а то задавишь. Метрополитен река пропелила очень живописный – ровно отточенные водой стенки, полочки, ложбинки, ступеньки идущие на верх, к некоторым мы причаливали, и выбравшись из каньона осматривали реку вниз по течению. В каньонах не было серьезных препятствий из за большой глубины воды. Впереди на реке есть непроходы по габаритам, и завалы – порог Портер, которые нужно обносить. Вот такой экстрим. Характер препятствий не меняется, слаломные прохождения на манёвре влево – вправо. Я их всю дорогу путал, да и не только я один, но уже стало лучше получаться у нашего экипажа. Сашка, который справа на носу сидел, научился грести в центе между носами, когда справа от него небыло воды, и толкаться веслом о стены, в которые река периодически пытались нас ударить. Он крепкий парень поначалу всё хотел гребонуть посильнее, чтобы нос увести от удара, а не тут-то было. Я боялся, что вёсла все переломаем и уши на носу порвём.

Выходим из очередного поворота, а впереди в метрах 20-30-и узость с негаборитом для нас и водопад, внизу воды не видно, вылезти наверх очень сложно. Слева, можно выброситься на большой камень и обнести, но места там очень мало, а тут ещё 4-а Лёцика думает, как проходить и двоечники крутятся. Пришлось руками цепляться за выпуклости и выемки в берегу каньона, только чтобы не свалиться на ребят идущих впереди нас. Четвёрка выбросилась с разгона на камень, а двоечники решили прыгнуть сходу. Как потом рассказывал Борька, прыгнули в водопад носом, но не тут-то было. Не хватило несколько сантиметров по габаритам и ребята на катамаране двойке застряли в сливе. Вода давит. Рома разгрузил левый баллон, выпрыгнув на камень, где уже был экипаж четвёрки и пытался помочь застрявшим парням. Борька оставался в дугах и разгрузившейся кат упал в пенный котёл трёх метрового водопада. Рома остался на берегу. Метров через 100 после водопада Борька зачалил кат и подождал напарника, которого привезли на четверке. Жалко всё это шоу не снято, т.к. всё в походе снимали Борька, которому было не до того, и я, который никак туда попасть в этот момент не мог.

Наш экипаж также героическими усилиями влетел на большой камень на левом берегу и успешно обнёс водопад. Фотка сделана (http://seoma.narod.ru/turkey.htm) не нами, у них воды больше, но камень, через который мы обносили, просматривается. Следовательно, у нас проход был уже, более отвесный и глубже. По ходу движения на реке нас обогнали каякеры из Европы. Одно из самых примечательных препятствий на Аларе надо отметить порог Портер, который мы, как и все обнесли, но конечно же со своими приколами. У нас же катамараны, а таскать их тяжело, поэтому мы их решили сбрасывать по верёвке с левого берега на спокойную воду.

И все-таки на одном из обносов, порвали обо что-то шкуру катамарана четвёрки. Парни быстро всё зашили, и мы продолжили путь. 8 апреля в обед проплыли под очень живописным мостом. Его ещё римляне строили, он узок для современных машин, но для лошадей в самый раз. Но явных дорог и троп к нему нет. На мосту дественная травка.

Зачем тогда строили - непонятно

Окончили сплав уже после обеда, около каравансарая Аларахан. В 13 веке Сельджукским султаном Алааддином Кейкубатом был построен каравансарай Аларахан на берегах реки Алара. А на Вершине ближайшего холма расположилась крепость Алара, с высоты которой можно обозревать окружающую территорию. Кто хотел, собрав остаток сил, взобрался на вершину горы-крепости, откуда открылась живописнейшая панорама на долину реки, Средиземное море, местные посёлки, где мулла запел вечернюю молитву. Да и сама крепость предстала во всей красе - остатки крепостных стен по спирали уходили вверх, подземные ходы и помещения для жизни гарнизона, крутые лестницы, уводящие в полный мрак, так что фонарики нам пригодились. На утро за нами в условленное место и время приехал комфортабельный микроавтобус, который повёз нас на таящую неизвестность и опасность реку Манавгат. Единственное что нам удалось узнать в Рязани про Манавгат – это то, что её проходили иностранные каякеры, и река классифицируется 5-й международной категорией. Но об этом в следующем письме.

А.М.






    © taganok.ru 2007. Перепечатка материалов или публикация в сети интернет только с разрешения авторов и обязательным указанием сайта taganok.ru

                    Экстремальный портал VVV.RU удаленная проверка сервера uptime российских хостеров Клуб Хронических Водников


    Видеосъемка HD и монтаж, создание слайдшоу, детские утренники. Рязань.