р. Б. Зеленчук / Северный Кавказ / апр - май 2005

Отчет

О водном туристском путешествии 3 категории сложности
в районе Северного Кавказа (Карачаево-Черкесия)

по маршруту: г.Рязань – пос. Архыз – р. Б.Зеленчук – пос. Бесленей – г.Рязань.

Сроки проведения: 30 апреля – 12 мая 2005 г.

Руководитель: Кондрашов А. В.

Состав группы:Кондрашов А.В.– руководитель,

Участники:
Крепнов Р.Н.
Арапова Л.А.
Раздельщиков Ю.Л.
Попова Л.В.
Ермаков Ю.Н.
Кинжалов А.В.
Левина М.А.

Средства сплава: катамараны 2-х местные – 3 шт.

Краткая характеристика района путешествия.

Кавказ – молодая горная система со сложным и разнообразным рельефом. Горные массивы изрезаны узкими, нередко каньонообразными, долинами рек. Высокие горные хребты служат своеобразным климаторазделом: они мешают проникновению холодных северных ветров на юг и влажного теплого воздуха с юга . Поэтому климат северных склонов хребта в основном умеренно- континентальный, а южных склонов – субтропический, влажный. В целом климат Кавказа сравнительно мягок и позволяет совершать здесь водные походы с апреля по ноябрь. Водные маршруты Кавказа своеобразны. Большинство из них достаточно коротки, либо из-за малой протяженности самой реки, либо - неинтересной в спортивном и эстетическом отношении пологой ее части. Вместе с тем, большие уклоны, высокая скорость потока, насыщенность сложными препятствиями делаю сплав по настоящему интересным и экстремальным.

Район Архыза относится к среднегорной зоне, где климат умеренно-влажный. Высота 1200-1300 метров, среднегодовая температура составляет +5С. Относительная влажность воздуха 72%. Среднегодовое количество осадков 820 мм. (Для сравнения: среднегодовая температура в рязанской области +4,9С, среднегодовое количество осадков 465 мм.)

Река Б.Зеленчук образуется от слияния рек Псыги и Кизгыч на высоте 1500 м. Общая протяженность реки с истоками 160 км. Расход воды в начале мая в среднем составляет 70 куб.м.

Варианты подъезда и отъезда.

Начальной точкой заброски на маршрут могут быть города: Армавир, Невинномысск, Черкесск, откуда начинается автомобильная заброска к месту сплава. В Невинномысске есть автовокзал, с которого до поселка Архыз ходят рейсовые автобусы. Из Армавира можно заказать автобус заранее по телефону, в Армавирском ПАТП (т. 8-6137-154-150), либо заказать транспорт в том же ПАТП по прибытию на место. Это недалеко от ж/д вокзала г.Армавир ( ул. К.Маркса, д. 88). Мы воспользовались автотранспортом непосредственно из Рязани, что значительно упростило подъезды выезды с реки, повысило мобильность группы на маршруте. Расстояние от Рязани до стоянки у порога « Третий взрывной» примерно 1550 км (показание спидометра). При заброске следует воздержаться от проезда через пост ДПС в Черкесске – тамошние инспектора вообще звери.

Техническое описание маршрута.

Реку можно условно разделить на два участка. Первый участок: пос. Архыз – пор. Пятый Взрывной (Косой); характеризуется большой скоростью течения, мощными препятствиями, короткой протяженностью. Стоянки расположены преимущественно на левом берегу. Второй участок: пор Пятый Взрывной – ст. Зеленчукская. Уклон уменьшается. Река начинает ветвиться на протоки, часто встречаются завалы. Пороги редки и не сложны. Осмотр всех препятствий на реке с левого берега. Большую часть порогов видно с дороги. Сплав начали от моста в пос. Архыз. В 50 м ниже моста удобная поляна для постройки судов и спуска на воду. Первое препятствие на реке – шивера «Архыз».Для катамаранов – одно название, тем более в нашу, большую воду. Шли с ходу по центральной струе. Примерно через два километра расположен порог «Галактика», образованный двумя рядами подводных камней, расположенных друг за другом. Проходили в центре по струе.

Километром ниже расположен порог «Первый Взрывной», ориентиром служит довольно большой приток (ширина около 1 м.), впадающий справа до начала порога (до правого поворота). Порог короткий, представляет собой несколько мощных бочек. По середине русла лежит камень (полностью залитый в нашу воду). Слева от него образуется слив. Проходили по центральной струе мимо большой бочки у левого берега.

Порог «Второй Взрывной» расположен в 3-4 минутах сплава от предыдущего препятствия. Ориентир – осыпь слева над дорогой. Порог начинается на правом повороте. Перед порогом река делает зигзаг: в начале левый поворот, потом правый (начало порога). В центре - большие камни, чистый проход справа. Далее гряда камней у правого берега. Еще ниже в середине русла большой камень, полностью залитый в нашу воду, но хорошо различимый с воды по большому «пузырю». Струя , огибая камень образует справа небольшой слив с бочкой, слева – небольшие валы. Пройти можно с любой стороны от камня . Наша группа проходила по основной струе с уходом на выходе к левому берегу. Это был первый интересный порог на реке, требующий четкого маневра и слаженных действий экипажа. Страховку осуществляли с воды.

Порог «Пушка» начинается через 7 – 10 мин. сплава после «Второго Взрывного». Ориентирами порога «Пушка» служат: входная шивера, очень напоминающая пор. «Второй Взр.». Сразу за шиверой, слева, берег уходит круто вверх (метров на 10-15 ) и дорога отходит от реки. Слева и справа берега заросли лесом. По середине русла торчит «зуб». Это вход в порог. В конце порога , после левого поворота – бетонная лестница па левом берегу спускается к воде. Ее точно ни с чем не спутаешь. Порог длинный - около 200-300 м. Условно его можно разделить на три участка. Первый – входной с зубом посередине. Второй – это вся центральная часть и третий – каменистая мель посередине реки, поворот налево и конец порога. Проходили порог по основной струе, смещаясь во второй части к левому берегу. Каменистую отмель у выхода проходили слева. В пороге мощные валы, бочки. После порога удобная чалка в улов у бетонной лестницы. На высоком левом берегу много места для стоянок. Здесь всегда стоит много групп. После «Пушки» мощная шивера. До следующего препятствия 6-8 минут сплава. Перед порогом «Третий Взрывной» удобная большая поляна, на которой мы и устроили базовый лагерь. С дровами проблем нет.

Внимание: перед «Третьим Взрывным» рядом с поляной в русле есть арматура! Примерно треть реки у левого берега перегораживает упавшее дерево.

Ориентир порога «Третий Взрывной» - каменистая отмель у левого берега после левого поворота, над порогом к реке от дороги идет высокая каменистая осыпь. Порог расположен на правом повороте. Длина препятствия около 200 м, множество камней бочек и валов. В первой части порога весь поток уходит к левому берегу и ударяется в два больших камня, расположенных друг за другом. Далее струя под левым берегом разбивается множеством обливных камней. Проходили по основной струе с уходом вправо. Следующие 400-500 м река течет меняя ширину русла, перед мостом она сужается до10 м. Здесь несколько косых валов. Под мостом в центре русла - большой обливняк. На правом берегу большая ровная поляна пригодная для стоянки. От моста до следующего порога 100 м.

Порог «Четвертый Взрывной» расположен на правом повороте. В центре русла лежит большой камень (полностью залитый в нашу воду), в который бьет основная струя; чуть ниже по течению ближе к правому берегу еще один камень. Проход в среднюю воду возможен с любой стороны. Ниже, у левого берега, расположена гряда обливных и полуобливных камней, поэтому при прохождении слева от камня необходимо резко отрабатывать вправо. Далее следует участок с валами и бочками. Через 1,5 км на правом крутом повороте реки расположен следующий порог.

Ориентиром «Пятого Взрывного» служат два больших обломка скалы у левого берега. Оба берега высокие. После прохождения разгонной шиверы, ближе к правому берегу на пути основной струи стоит большой камень – обходили его слева. Дальше идет серия разнообразных обливных и полуобливных камней, на которые сильно наваливает струя, и бочек. Проходили все по основной струе. Дальше несложная шивера. Дальше река постепенно меняет сой характер, русло расширяется, часто делится на протоки, есть несложные шиверы. здесь необходимо быть внимательными – возможно наличие завалов. Для прохождения следует выбирать более полноводные протоки. Следует отметить , что на верхнем участке реки (от Архыза до «Пятого Взрывного») по сравнению с 2003-2004 гг. стало больше завалов и нависших над рекой деревьев.

Каньон «Курлюк» - последнее препятствие на реке. Каньон образован обрывистыми берегами, река сужается до 15-20 м. Камней в русле нет . Много валов , осложняющих маневр. Много мест для промежуточной чалки. Страховка возможна в любом месте . После каньона русло реки расширяется. Дальше препятствий нет.






    © taganok.ru 2007. Перепечатка материалов или публикация в сети интернет только с разрешения авторов и обязательным указанием сайта taganok.ru

                    Экстремальный портал VVV.RU удаленная проверка сервера uptime российских хостеров Клуб Хронических Водников


    Видеосъемка HD и монтаж, создание слайдшоу, детские утренники. Рязань.