Даут – Кубань – Б.Зеленчук - Б.Лаба / май 2008

ОТЧЕТ

О водном туристском походе четвертой категории сложности в районе Западного Кавказа (Карачаево-Черкессия) совершенном группой туристов города Рязани в период с 29 апреля по 10 мая 2008 года по маршруту: г.Рязань- – рДаут – р.Кубань – г.Карачаевск- пос.Архыз-р.Б.Зеленчук-пос Даусуз - пос.Рожкао – р.Б.Лаба – пос.Азиатский-пос.Курджиново – г.Рязань

РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ: КРУПНОВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ

I. Справочные сведения

1 Проводящая организация:

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ "THELEOS" РязГМУ, РРО ВОМО "ВСКС"

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 5/4 выдана Федерацией спортивного туризма Рязанской области. Шифр МКК 162-00-434550000 Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54 /e-mail: ryazturclub@mail.ru

2 Район путешествия:

РОССИЯ, Западный Кавказ (Карачаево-Черкессия)

3 Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Водный

Четвертая(4)

157

12

8

с 29.04.2008 г. по 10.05.2008г.

4 Подробная нитка маршрута:


г.Рязань- – рДаут – р.Кубань – порог "Зигзаг" - каньон "Аманхит" -пос Каменномостский -г.Карачаевск- пос.Архыз-р.Б.Зеленчук- "Взрывные" пороги -пос Даусуз - пос.Рожкао – р.Б.Лаба – 4ый каньон– пос.Азиатский-пос.Курджиново – г.Рязань

5.1 Определяющие препятствия маршрута ( р.Кубань)

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препя-тствия

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п)

Путь прохождения локальных препятствий.

Порог Зигзаг

2

50

Порог расположен в 15 минутах сплава от даутского моста. Река сужается. Виден перепад реки в сужение берегов. Линия движения по типу змейки.

По струе. Читается с воды.

Каньон Аманхит

3

1500

Река сужается и уходит в скальное сужение. Дорога по правому берегу уходит от реки наверх. В русле крупные камни. Мощная струя с валами и промывными бочками. Умеренные прижимы.

Шли по основной струе с перечаливанием на правом берегу, в середине каньона на левом берегу. Взаимостраховка

5.2 Определяющие препятствия маршрута ( река Б.Зеленчук)

Вид препятствия

(название)

Категория трудности

Длина препятствия (м)

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п)

Путь прохождения для локальных препятствий.

1ый Взрывной

2-3 вода средняя-высокая

100

Находится на правом повороте реки. Перед порогом справа впадает ручей. На заходе промывная бочка и поваленная сосна( 2007г) далее валы, под левым берегом бочки.

Шли по основной струе. Заходили под левым берегом и смещались вправо. Взаимостраховка.

2 ой Взрывной

3-4 вода средняя- высокая

200

10 мин от 1ого Взрывного На левом берегу памятник. Правый поворот реки, далее "змейка" между обливных камней. Ломаная линия движения, валы, бочки возможны варианты прохождения.

Заходили в правый поворот реки под правым берегом, далее между камней. Взаимостраховка.

Пушка

3-4 вода средняя- высокая

1000

10 мин от 2ого Взрывного.1ая ступень заход под правым берегом через 200-300 метров после 2ого взрывного, далее смещались влево. 2ая основная ступень – валы, бочки( в центре под водой обломки металла). 3я ступень – основной проход под левым берегом, при большей воде открывается проход под правым берегом.

Шли по основной струе, пробивая валы и бочки преимущественно под правым берегом.

Взаимостраховка.

3ий Взрывной

3

100

Находится на правом повороте реки после впадения ручья справа, слева поляна для стоянок. Валы.

Проходили по струе под левым берегом. Взаимостраховка.

4ый Взрывной

 

4

300

15-20 минут от 3ого или 5 мин от моста. Находится на правом повороте реки. Слева дорога на высоком берегу. Заход под левым берегом и смещение вправо, валы, бочки.

Заходили под левым берегом и смещались вправо, далее через валы по правому берегу, выполняя лавировку между обливными камнями. Взаимостраховка.

5ый Взрывной

4

150

20 мин от 4ого. Находится на крутом повороте реки влево и вправо( змейкой). В русле крупные камни, сильной течение пытается скинуть под правый берег. Высокие берега с обоих сторон.

Проходили с прокручиванием по левый берег от крупного валуна далее смещались правее. Взаимостраховка.

5.3 Определяющие препятствия маршрута ( р.Б.Лаба)

Шивера порог после порога "Затычка"

3

500

Находится в каньоне. Идется сходу. Берега отвесные,высокие до 25-30 метров. Участок характеризуется сильными валами, переходящими в бочки. На выходе из каньона несильные прижимы.

Шли с ходу. Взаимостраховка.

4 каньон

3

1500

Ориентир сужение русла реки. Слева впадает красивый ручей. Находится в 20 минутах сплава от пос.Рожкао. Каньон характеризуется прижимами, мощными валами в скальных сужениях. Окончание после скального сужения с нависающим старым деревянным мостом. Проход по основной струе.

Шли колонной, соблюдая интервал между судами. Взаимная страховка. Осмотр с воды.

6. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54 телефон 8(4912)254194 e-mail: ryazturclub@mail.ru и у руководителя группы

II. Содержание отчета

1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна, его организация.

Опять мы сели на машины, в шестой раз рвем не щадя силы.
Нас реки ждут, а мы в дороге и нет тоски и нет тревоги.
Но есть команда, есть маршрут, и есть желанье и уют,
И будет мясо и шашлык, и сплав пойдет под чей-то крик.

Карачаево-Черкессия – горная страна расположенная в предгорьях и горах Западного Кавказа. Главной водной артерией Западного Кавказа является река Кубань со своими притоками – Большая Лаба, Уруп, Теберда, Большой Зеленчук. Район обладает богатыми туристскими возможностями для организации и проведения водных походов различной категории сложности(2-5 к.с.). наличие автодорог позволяет активно и логично использовать автотранспорт внутри маршрута. Практически все водные маршруты пролегают вне зоны пограничного контроля. Как и в прошлый год не меньшее количество рязанских туристских коллективов обратили свой взор на весенний Кавказ. "Мир Приключений" - Махляев, "Мещера" - Куликов, сборная турклубов – Баранова и Ивлюшкин (тк "Телеос", "Альтаир", "Звезда") – все в очередной разринулись в КЧР на преодоление порогов. Не стал исключением и наш многоликий коллектив т/к "Телеос" - "Колумб" - Крупнов. Первоначально выбор был остановлен на связке рек Б.Зеленчук – Б.Лаба, но по рекомендации МКК был сделан в пользу связки рек Кубань – Большой Зеленчук – Большая Лаба( от пос. Рожкао), ввиду "малого" опыта группы.

Поход относится к учебно – тренировочным и ставит перед собой цель повышение спортивного мастерства участников путешествия. Костяк группы составили коллективы туристских клубов "Телеос" и "Колумб". Предпоходная подготовка заключалась в изготовлении средств сплава участниками группы, подготовке личного снаряжения, покупке продуктов и недостающего общественного снаряжения. Четкая организация похода, хорошее знание руководителем района похода и особенности сплава по рекам позволило провести поход по намеченному графику.

Особенностью этого похода являлось соответствие посадочных мест на катамаранах участникам группы, что позволяло осуществлять сплав в полном составе с одновременным движением машин по дороге вдоль реки и обеспечение одновременной сьемки. Этот вариант был успешно реализован на всех трех реках( Кубань, Б.Зеленчук, Б.Лаба). при комплектовании экипажей были применены проверенные принципы: в составе экипажа четверки был один тридцатипроцентник, в составе двойки было достаточно одного опытного капитана без учета опыта напарника. Интересным и перспективным оказался экипаж с исходно "малым" опытом, но как показал дальнейший сплав – техничность росла на глазах. Безопасность, оговорюсь, обеспечивалась хорошим знанием рек региона и постепенным усложнением проходимых рек. Руководитель продолжает отстаивать точку зрения о возможности участия в составе основной группы участников с низким опытом или его отсутствием в рамках туристского похода с учебно – тренировочной целью и возможностью зачета более низкой категории. Этот вариант организации похода оговорен в "Методических рекомендациях по проверке туристских групп, отправляющихся в водные походы" - Москва – 1981 год – стр-17.

Учитывая все эти факторы, удается шестой год подряд проводить интересный, насыщенный и "безопасный" сплав по Кавказу, привлекая молодое поколение в страну водного туризма.

2. Варианты подъезда и отъезда.

Время не стоит на месте и диктует свои правила. В последние годы наметилась отчетливая тенденция осуществления заброски к рекам на стационарном транспорте из родного города. Однако не исключен вариант и железнодорожного пути доставки группы к месту проведения маршрута. Каким вариантом воспользоваться остается решать самим участникам и руководителю группы. Тем не менее, каждый из вариантов имеет свои особенности.

Железнодорожный вариант: Рязань является крупным железнодорожным узлом, через который проходят поезда на южное направление. Билеты берутся заранее( за 40 суток должны быть в билетной кассе). Доехать на поезде можно до станции Армавир, Невинномысск, Черкесск, Усть-Джегутта. От станции так или иначе придется искать попутный или заказной транспорт к точкам сплава. На вокзале можно найти большое количество перевозчиков предлагающих свои услуги. Если планируется одна река в качестве сплавной, то это наиболее оптимальный вариант заброски. При планировании двух и более рек целесообразность заброски сопоставима с автомобильной. В данном случае надо исходить из целей и задач, которые ставит перед собой туристская группа.

Автономный автомобильный вариант: развитое дорожное сообщение с югом России позволяет воспользоваться для заброски на автомобильном транспорте. Дорога при отсутствии поломок составляет порядка 24часов. Кавказ выгодно отличается наличием автодорог с асфальтовым покрытием вдоль рек региона. Кубань, Теберда, Большой зеленчук – асфальтовое покрытие. Аксаут и Большая Лаба – грунтовое. Использование автомобильного транспорта позволяет более безопасно и комфортно проводить походы в тренировочных целях. Основным требованием к автомобилю является его сохранность и возможность к передвижению. Определенный дискомфорт доставляют сотрудники ДПС, озадаченные наживой на туристах.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Присутствия автодороги и машин сопровождения косвенно повышало безопасность сплава по выбранным рекам. Аварийных вариантов сплава не планировалось ввиду использования связки рек. Даже если опыт группы оказывается недостаточен для прохождения - она может выбрать в регионе доступный вариант сплава, хотя этот же момент говорит скорее о просчетах руководителя относительно опыта и возможностей участников.

4. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут прошел по запланированному графику. Изменений маршрута не было. Несмотря на проведение маршрута по запланированному плану в составе группы произошли изменения. Из-за болезни участника Махова вместо него приняла участие Антонова О.В. по туристскому опыту с возможностью участвовать в группе, выпущенной на 4 к.с.

5. График движения.

Дата

День пути

Участок пути

От и до

Длина пути, км

Ходовое время, ч.

Определяющие препятствия на участке

Погода

29.04

1

г.Рязань-Миллерово

Солнце

30.04

2

Миллерово-р.Даут

26

-------------------

Облачно, дождьр

01.05

3

Стапель

Р.Даут-перед каньоном Аманхит

--

10

--

2

Стапель

Шиверы-пороги, прижимы

Солнце, ветер, дождь

02.05

4

Перед кан.Аманхит – пос Каменномост.

Переезд на р.Б.Зеленчук

18

2.5

Каньон  "Аманхит"-3 к.с.

ДПС

Солнце

03.05

5

р.Б.Зеленчук от пор.3 Взрывной до столба 21 км

12

2

Пор."Взрывные"-3 - 4к.с.

Переменная облачность

Дождь

04.05

6

пос. Архыз-пос.Даусуз

42

6

Пор."Взрывные"-3 - 4к.с.

Дождь

Облачно

05.05

7

пос. Архыз-столб 28км

28

3.5

Пор."Взрывные"-3 - 4к.с.

Солнце

06.05

8

р.Б.Зеленчук от пор.3 Взрывной до Даусуза

переезд в п. Рожкао

32

4.5

Пор."Взрывные"-3 - 4к.с.

ДПС

Солнце , облачно, дождь

07.05

9

Сплав по р.Б.Лаба из под пор.Затычка до пос.Рожкао

3

1.5

Шивера – пороги, прижимы, скальные сужения

Солнце

08.05

10

Сплав от пос.Рожкао до Грушевой поляны

12

2

4ый каньон, прижимы, скальные сужения, шиверы пороги 3 к.с.

Солнце

09.05

11

Отьезд с Грушевой поляны

1300

24

ДПС

Солнце

10.05

12

-г.Воронеж-Рязань

-------

--------

----------------

Солнце

Итого: сплав - 157 км

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

29.04 Утром в 8.00 начался общий сбор группы на квартире руководителя по улице Бирюзова.




Погрузка в машины составила порядка 3 часов. Выехали из Канищево около 11.00 на автовокзал для встречи 12ого участника группы из Тулы. Дорога протекала спокойно, если не считать рязанских ям. Машины на выезде из Рязани сразу заправили по полной ( газ и бензин). До Липецка ехали порядка 4 часов( 15.40). За полчаса обьехали Липецк по окружной и вышли на воронежскую трассу в 16.10. Через 1.40 минут выехали за Воронеж. Машины требовали заправки. В 23.00 ( через 5 часов ) прошли Миллерово. Через 40минут встали на левой стороне дороги на ночевку, рядом ферма. Начинался мелкий дождь.

30.04 Подьем около 5.20. Выехали с места ночевки в 6.10. Завтрак остатками кофе, припасенного в дорогу. Через 3 часа ( 9.00) прошли мост в Ростове через Дон. Через час в 10.00 прошли тотальный досмотр на Кущевском посту ДПС. Через 1.15минут развилка на Тихорецк – Краснодар. Главное сразу перестроится в левый ряд до начала сплошной линии. Через 3 часа в 14.15 ушли с трассы под Армавиром направо в направлении на Отрадную. Через 3 часа проехали ст. Зеленчукская в 17.20. Через 2.5 часа к 20.00 добрались до моста через реку Даут – место стапеля и начала сплава по р.Кубань. По пути в Карачаевске осмотрели порог "Желоб". Через час в 21.00 стемнело. После ужина начались брутальные песни и все такое.

1.05 В 8.00 начат стапель. К 16.00 близилось окончание стапеля, когда выяснилось, что у одной четверок сильно травят баллоны. Было принято ответственное и четкое решение о необходимости начала сплава для поверки дееспособности судна. В 18.00 сплав бал начат. Река характеризуется несильными плавными прижимами и порогами-шиверами. Начало сплава показало, что воздуха хватало на 15 минут безопасного сплава после чего была необходима подкачка. Через 15 минут сплава прошли порог "Зигзаг". Прохождение по основной струе. Так прошло 2 часа, и группа в условиях ухудшающейся погоды встала на стоянку перед каньоном Аманхит на правом берегу. Пройденный участок реки можно охарактеризовать 2 к.с. После наступления темноты пошел дождь. Первый сплавной день показал, что группа в состоянии идти без проблем пороги до 3 к.с., а травящая четверка в состоянии закончить сплав по реке Кубань, необходимо было получше отработать зачаливание судов на бурной воде.

2.05 Утром выглянуло солнце. Сегодня предстояло дойти до пос Каменномосткий. При подготовке к сплаву встретили забрасывающихся наверх группу А Махляева (Мир приключений). Сплав начали около 11.40 За 10 минут дошли до входа в каньон Аманхит. Длина каньона около 1.5 км. Провели подкачку судов.



Уровень воды в реке выше среднего. Ориентиром входа в каньон служит скальное сужение и уход автодороги от реки наверх по правому берегу. Место встречи с машинами было намечено за каньоном у поваленного моста. Вошли в каньон походной колонной перечаливаясь в крупных уловах по правому берегу. Струя мощная, но широкая – есть место для маневра. Проблем с зачаливанием особых не было. В середине каньона зачалившись под правым берегом с крупнокаменистой осыпи осмотрели дальнейший путь. Проблем не предвиделось, однако решено было пройти попарно и перечалиться на левом берегу перед выходом из каньона. Сначала прошли двойки , следом четверки.







Страховка взаимная с воды. Шли по основной струе. После подкачки судов закончили прохождение каньона по основной струе. Особенностью каньона являются мощные валы и умеренной силы прижимы. За каньоном встретились с машинами и продолжили сплав. Участок реки до пос Каменномосткий до 3 к.с. по типу шиверы-порога, встречаются несильные прижимы. Антистапель перед началом поселка на правом берегу в 14.10. Прохождение сплавного участка заняло 2.5 часа. В поселке решено было не разбираться, чтобы избежать возможных проблем с местными жителями. По этой причине отпало прохождение 1 Каменномосткого порога. Обед и погрузка на машины заняли около 2 часов. В пос.Сары-Тюз при переезде в Архыз из-за нарушения нечетко выраженной разметки были оштрафованы сотрудниками ДПС. В Зеленчукской провели дозакупку необходимых продуктов и мяса на весь срок похода (20 кг) .К 20.00 добрались до стоянки на пор 3й Взрывной на реке Б.Зеленчук. Вечером была начата беседа с экипажем тонущей четверки о необходимости сбора запасной катамарана-четверки и невозможности адекватно провести ремонт травящих баллонов в условиях повышенной влажности.

3.05 Утром была продолжена беседа о необходимости сбора запасного судна. Проведено маринование купленного мяса. Осмотр реки в районе 3его Взрывного показал большой уровень воды в реке( оценка основана на 6 летнем сроке наблюдения по уровню затопления куска железобетонной конструкции напротив лагеря). После обеда решили идти от лагеря до 21 км. Экипаж второй четверки был разделен поровну на ремонтирующих судно и осуществляющих сьемку прохождения реки другими экипажами. Сплав начат тремя судами( две двойки и четверка). Вода высокая ( длина 150 метров)на котором стоял лагерь 3 к.с. расположен на правом повороте реки, бочки, валы. Проходили под правым берегом. Через 10-15 минут сплава порог 4 Взрывной( длина 300 метров), который расположен на правом повороте реки. Слева идет дорога на высокой полке. Заходили под левым берегом и уходили вправо от гряды обливных камней слева. Валы, бочки. Чалка по левому берегу для обеспечения страховки. После прохождения судов намеченным курсом и сбора группы сплав продолжен.Через 20 минут сплава порог 5 Взрывной( длина 150 метров), расположенный на крутом левом повороте реки. Ориентир высокая до 100 метров осыпь левого берега и поворот реки вправо. Перед поворотом реки проведена подкачка судов и определен порядок и линия прохождения судов. Заходили придерживаясь правого берега, затем смещались к центральной отмели и уходили вправо от крупного камня, на которые шел сильный навал с прижимом. Двойка и четверка выдержали намеченную линию движения.



Вторая двойка выскочила под правый берег и проходила порог через гряду обливных камней под правым берегом.



После прохождения порога сбор судов в улове левого берега. Отсюда сплав продолжен до столба 21км. Участок реки порядка 7 км , 3 к.с. по большой воде. Имеются разбои, в которых выбирали более полноводную протоку. Валы, единичные бочки. Сплав закончили у столба 21 км, где дорога подходит к реке и удобно выносить суда.



Погрузка заняла около 1.5 часов. Вечером был шашлык. К вечеру был закончен сбор запасного катамарана четверки. После ужина мы пошли смотреть порог Пушка, расположенный выше на 1.5 км. На пороге встретили рязанскую группу под руководством И.Барановой и С.Ивлюшкина, идущих по маршруту Б.Зеленчук-Кубань. Вечер песни.

4.05 утром подьем около8.00. Сегодня предстояло осуществить сплав от пос. Архыз до соянки на 3м Взрывном и после обеда продолжить сплав до пос .Даусуз. В 11.00 начали заброску в пос. Архыз. За 30 минут доехали до поселка, осматривая реку. Часть группы осталась для разгрузки машины и подготовки катамаранов к сплаву, а вторая машина поехала на погранзаставу для оформления погранпропуска в качестве подстраховки при переезде на Б.Лабу. Застава находится на новом месте –в двух километрах выше Архыза. На заставе нам стало известно, что пропуск оформляется при необходимости сутки. Зона пограничного контроля находится выше Архыза и наш маршрут по ней не проходит, кроме того в оформлении пропусков имеется четкая зональность и Архызская застава охраняет только участок Архыза. Все остальные пропуска оформляются в Черкесске. В пропуске нам было отказано ввиду отсутствия в его необходимости и отсутствия полномочий у архызской заставы. К 13.00 вернулись в Архыз, где уже ждали собранные суда. Сплав начали тремя судами: две двойки и четверка. Состав экипажей решено было оставить прежним( кто шел накануне). Участок сплава от Архыза до 1ого Взрывного характеризуется как 2-3 к.с. Мощная струя с наличием прижимов, валы, бочки. Встречаются на поворотах поваленные деревья. Время сплава составило порядка 1 часа. Порог 1 Взрывной находится на правом повороте реки. Перед порогом справа впадает ручей. На заходе промывная бочка и затопленная поваленная сосна( 2007г) далее валы, под левым берегом бочки, обливные камни. Проходили порог колонной с обеспечением взаимной страховки.



Заходили по основной струе и далее смещались вправо, уходя от бочек и обливных камней. Сплав до второго Взрывного занял 10 минут. Порог 2й Взрывной находится на правом повороте реки, на левом берегу памятник. Начинается заходной шиверой выносящей под правый берег далее через валы и бочки. Заканчивать прохождение под правым берегом через серию бочек, либо смещаться влево от центральных обливных камней и проходить выходную шиверу. Заходили колонной под правым берегом и продолжали прохождение под правым берегом через бочки. За порогом вставали на страховку. Все суда успешно прошли определяющее препятствие. Через 10 минут подошли к порогу "Пушка" .Условно можно выделить три ступени( участка). Самая сильная средняя ступень: по типу мощного порога-шиверы. 1ая ступень порядка 100 метров, валы, единичные бочки, заход под правым берегом, далее струя идет налево. Справа остаются обливные камни. На прогонном участке между 1 и 2 ступенью надо придерживаться правого берега : слева находятся арматуры. 2ая основная ступень – валы, бочки( в центре под водой обломки металла). 3я ступень – проход под правым берегом, слева обливные камни.



Чалка по левому берегу около железобетонной лестницы. В порог заходили под правым берегом и смещались влево. Основную ступень шли вдоль правого берега.



В третьей ступени проходили правой основной протокой. Чалились слева. До лагеря шли 10 минут. Время сплава от Архыза до лагеря составило 2 часа. В лагере уже ждал обед и собранная четверка. Произошла смена экипажей. В 15.30 вышли из лагеря по уже проторенному пути. Тактика сплава была следующая. Первыми шли две двойки( на первой руководитель), следом шла четверка. Третий Взрывной проходили вдоль правого берега. Четвертый Взрывной с заходом под левым берегом и смещением вправо.



Через полчаса от старта из лагеря подошли к 5 Взрывному. Еще раз на берегу обсудили линию движения в пороге. Заход планировался под правым берегом со смещением влево к отмели и далее резкое смещение вправо от жандарма под левым берегом.



Уровень воды несколько снизился по сравнению с 3 мая. Через полчаса сплава подошли к месту 21 км по трассе. Отсюда продолжили дальнейший сплав до поселка Даусуз. Время сплава составило 2.5 часа. Участок характеризуется периодическими разбоями, поваленными деревьями в русле. Выбор более полноводной протоки не стал проблемой. Сплав закончили за мостом на левом берегу в поселке Даусуз. Погрузка заняла 1 час. К 21.00 приехали в лагерь на 3 Взрывном пороге.

5.05 утром было облачно. Моросил мелкий дождь. В составе четверки и двух двоек решено было начать сплав от Архыза. Из Архыза по телефону поздравляю своего товарища, коллегу по работе и сплаву Шайкевича Антона Владимировича с днем рождения, в лице его супруги – Полины Шайкевич! Алексей Янаки тоже присоединился к поздравлению ( наверное Антон был в операционной). За 40 минут дошли от Архыза до первого Взрывного.



При прохождении второго взрывного обнаружилось следующее: видео и фотосьемка проехали сразу на порог "Пушка", а катамаран Алексея Янаки треснул вдоль шва( износ материала), без пробития внутреннего баллона. Сплав для одной из двоек был закончен на сегодня. Один человек остался отвязывать раму, чтобы перекинуть ее на запасную двойку, а напарник поспешил предупредить о прохождении лишь двух судов. Порог "Пушка" пройден поочередно двойкой, а затем и четверкой безаварийно под правым берегом.



По прибытии в лагерь решено было продолжить сплав лишь до 28 км автодороги двумя четверками в смешанном составе. Погода была пасмурная с мелким дождем. 3 и 4 Взрывные пройдены по основной струе в безаварийном режиме.



Пятый Взрывной приготовил сюрприз. Первая четверка, уткнувшись носом в обливной камень правого берега, завершала прохождение кормой с уходом вправо от жандарма.



Вторая четверка вылетела на обливные камни справа и завершала прохождение не избежав контакта с ними( на шкуре после появились новые заплатки).



Далее сплав продолжили в штатном режиме уже до 28 км автотрассы. После 21 км больше стало разбоев. Сплав закончили на левом берегу за пос. Нижний Архыз. Таким образом, 5 мая стало днем косяков, не считая день рождения Антона. Вечеров завершили сбор запасной двойки, перекинув раму и поддувы в запасную шкуру.

6.05 Сегодня предстояло завершить сплав по Зеленчуку и переброситься на Большую Лабу под пос.Рожкао. Сплав начали всей командой с третьего Взрывного. Третий порог команда прошла по основной струе. В четвертом Взрывном экипаж Корепановых вышел под левый берег, не уйдя вправо, и сел на обливной камень. С камня сошли собственными силами, заставив поволноваться группу. После схода с камня при промежуточной чалке за порогом обнаружено расхождение углового стыка рамы из-за схода резиновой вязки – мелкий ремонт. Остальные экипажи прошли без проблем Пятый Взрывной вся группа отработала на отлично, прошли намеченным курсом по основной струе. Во время мелкого перекуса коллективное фото группы.



За четыре часа группа дошла до пос.Даусуз. В 15.00 выехали в Зеленчукскую, где имели очень неприятный контакт с сотрудниками ДПС, которые нагло бомбили. Счет 1:0 в нашу пользу. Окрыленные одержанной победой, мы ехали на Лабу. Наше эйфоричное состояние прервала встречная машина ДПС, которая шла на наш перехват. Штраф из-за просроченной аптечки. При переезде на Б.Лабу в районе пос.Кобу-Баши на посту ДПС КЧР пришлось "договариваться" о дальнейшем проезде. Прессинг шел и в отношении нахождения в погранзоне и о необходимости согласования похода с местными спасателями( хотя все необходимые документы были), ударом ниже пояса оказалось требование о тотальном досмотре машины. Проблема была "Улажена" по "человечески". Вечером уже заезжали под дождем и по темноте на Лабу. Воды был средний уровень. По ужасно разбитой дороге на минимальной скорости доехали до Рожкао. Под дождем поставили лагерь. Дружно поужинали шашлыком, поджаренного на углях, и чаем приготовленном на газу. Спать легли без задних ног. Утром предстоял сплав из под порога "Затычки".

7.05 "Попов Воскрес!"- утро оказалось ветреным. Собрали лагерь и начали последний авторывок к точке сплава. Доехав до Затычки, уровень оценили как средний. Наблюдали прохождение порога московской группой по правому берегу. Спустив суда ниже "Затычки" начали сплав. Река идет в каньоне, большие валы, бочки.







За 15 минут закончили прохождение каньона. Река очень живописна. По берегам стоят вековые ели, а с берегов впадают ручьи водопадного типа. В Рожкао встретились с машинами в районе автомоста и продолжили сплав до лагеря 20 минут. Чалка справа. Вечером все единодушно решили сделать баню, благо тентов хватало. 1 час ушел на постройку каменки и ее разжигание.



3 часа топили каменку. Пару хватило на 4-5 заходов при обьеме конструкции около 18 м3. Вечером на ужин был превосходный плов из остатков маринованного мяса.

8.05 Сбор лагеря был уже отработан и составил 2 часа. Еще раз встреча с коллективом Махляева "Мир приключений". Сплав планировалось осуществить, как и на р.Кубань, всей группой одновременно. Машины шли по берегу до оговоренного места встречи на первом мосту. Отчалив от лагеря через 200 метров провели докачку судов. Участок реки до четвертого каньона относится ко 2 к.с. Река временами делится на разбои. Время сплава до начала каньона порядка 20 минут. Перед началом каньона зачалились на правом берегу. Впереди видно сужение русла. По левому берегу высокие ели и впадающий ручей. Проведена поэкипажная сьемка. Длина каньона около 1.5км. Каньон характеризуется прижимами, мощными валами в скальных сужениях.



Окончание после скального сужения с нависающим старым деревянным мостом.



Проход по основной струе. В каньоне шли по основной струе, обеспечивая взаимную страховку. Проблем с прохождением не возникло, удалось даже провести фотосъемку с воды. После прохождения каньона было решено отработать учебный оверкиль с постановкой судна на ровный киль.



Два раза проведен оверкиль экипажем А.Янаки и один раз экипажем Корепановых. Слева берег становится отвесным и впереди виден мост с переходом дороги с правого на левый берег. Это место встречи с водителями. Они на мосту все в порядке. Под мостом преодолеваем очередной прижим 3 к.с. До Грушевой поляны сплава порядка 20 минут. В конце сплавного участка решаем перевернуть четверку. Оверкиль удается, но из-за неслаженной работы экипажа на прямой киль поставить не удается. Встаем в воду и выносим катамаран на отмель, где она принимает сплавное положение. Через 200 метров чалка на левом берегу на Грушевой поляне. В августе 1942 года поляна стала местом подвига безымянного героя, прикрывавшего отход наших частей. Под теплым весенним солнце проводим антистапель. Время сплава составило порядка 2 часов. Вечером лагерь готовился к встрече дня Победы. УРА!

9.05 Подьем в 6.00. Позавтракав , отправляемся в обратный путь в 8.00. Колективное фото на память



В 9.00 после небольшого досмотра выезжаем с Соленовского поста ДПС. Штраф за тонированные стекла. 11.00 Армавир. За Армавиром заехали в фирменный магазин "Коньяки Кубани"(поворот направо). 16.00 прошли Ростов. Небольшой перекус в Аксае. 17.00 выехали из Аксая. В 22.30 встали на ночевку свернув с дороги направо( около огромной кучи гравия и щебня).

10.05 В 7.15 выехали со стоянки. 10.00 Воронеж. 12.00 прошли Липецк. На выезде из Чаплыгина завернули направо в купель и обитель. 16.00 Рязань. Доехали. С днем Победы!

Поход закончен, через год
нас ждет другой уже поход…

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Пожалуй, это один из интересных моментов, на котором стоило бы остановиться. Руководитель группы и некоторые участники уже не первый раз бывали на этом маршруте. В задачи похода входило не освоение рек, а отработка технико-тактических навыков сплава по бурной воде и обучение молодых членов команды. Линию движения в пороге выбирал первый экипаж (руководитель), что, несомненно, повышало безопасность сплава за счет опыта и знания русла реки. Однако надо признать, что выбранную линию сплава экипажи не всегда выдерживали, и в этом случае вступал фактор непредвиденных обстоятельств, с которыми все экипажи успешно справились. Поэтому все определяющие и предопределяющие препятствия я бы отнес к разряду потенциально опасных. На реке Большой зеленчук имеются торчащие арматуры в порогах "Пушка" между первой и второй ступенями, и перед 3м Взрывным порогом под левым берегом.

Другим социально опасным фактором являются сотрудники ДПС, с которыми надо уметь разговаривать и договариваться на месте.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

На юге Ставропольского края у подножья седого великана Эльбруса (Западный Кавказ) расположена небольшая горная страна Карачаево-Черкессия. КЧР входит в состав Южного федерального округа РФ. Это один из самых маленьких субьектов нашей Федерации – 83 место по площади(14.3 тыс кв.км). Население 434,5 тыс. человек. Теберда, Домбай, Архыз на ее территории -красивейшие уголки Западного Кавказа. Этот край богат лесами, живописностью пейзажей, прозрачностью рек и озер, чистотой воздуха. Тебердинский государственный заповедник в курорте Теберда создан как эталон природного ландшафта для его постоянного изучения и сохранения. Особенности климата Карачаево-Черкессии определяются геофизическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, сложностью и разнообразием рельефа. Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350 ), либо вытекают из высокогорных озер, крупнейшая река Карачаево-Черкессии - Кубань. Река Кубань берет свое начало у ледников на западных склонах Эльбруса. Общая ее протяженность 941 км (из них 187 км река течет по Карачаево-Черкессии). Средний уклон на р.Кубань в верховьях 12-15 м/км, а расход с верховьев до г.Карачаевска возрастает от 70-150 м/3. В своих верховьях Кубань принимает ряд правых притоков (Худес, Индыш и т. д.), слева в нее впадают Учкулан, Даут, Теберда и другие реки. Теберда впадает в Кубань у города Карачаевска, это одна из самых многоводных рек Карачаево-Черкессии.

Карачаево-Черкессия богата разнообразными минеральными источниками. Особенно много их в Приэльбрусье. Несколько источников имеется в долинах Учкулана и его притоков, в бассейне рек Даут, Индыш, Худес, Мара и других. Наиболее популярны Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат. Находятся они в девяти километрах от города- курорта Теберда на высоте более 1800 м. Около 30% всей территории Карачаево-Черкессии занимают леса, в которых насчитывается более 120 видов кустарников и деревьев, некоторые из них являются реликтами и эндемиками, занесены в Красную книгу. Животный мир Карачаево-Черкессии характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитавших только в данной местности на небольшой территории, среди таких обитателей здесь - тур западнокавказский, кавказский тетерев, кавказский улар. Наиболее богаты дикими животными горные леса. Здесь можно встретить зубра, кавказского оленя, косулю, дикого кабана. Живут в лесах бурый медведь, куница, лесной кот, кавказская выдра, рысь и другие дикие животные, в горах Карачаево-Черкессии обитают несколько десятков видов птиц (альпийская галка, беркут, черный гриф и др.). Встречается немало пресмыкаюшихся - ящерицы, гадюки, ужи, медянки. В горных реках водится ручьевая форель, в некоторых озерах – озерная форель.

Для сохранения уникальной природы горного Кавказа созданы заповедники и заказники, крупнейшим из которых является тебердинский заповедник (его площадь составляет 65 тыс. га).

Район Архыза относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный. Здесь на высоте 1200-1300метров велика роль в формировании климата Скалистого и Бокового хребтов. В пос.Архыз среднегодовая температура равна 5градусов Цельсия. Относительная влажность 72%. Среднегодовое количество осадков 820 мм. Б.Зеленчук образуется от слияния рек Псыги и Кизгыч на высоте 1500м. Общая протяженность реки с истоками 160 км. Расход воды в среднем составил около 40 м/3. Слева Псыги принимает реку Архыз, а справа – Софию, которая начинается у ледников. От верховьев Большой Лабы Архыз отделяет хребет Аркасара с его высшей точкой г.Дукка( 3213м).

Ущелье Большой Лабы до 1964 года входило в состав Краснодарского края. До 1920 года это было дикое место. Рабочий поселок Загедан появился с началом лесозаготовительных работ. Позднее образовались поселки Дамхурц, Пхия, Закан. Сейчас в Ущелье Большой Лабы ведутся подготовительные работы по строительству новой автодороги Черкесск-Адлер.

9. Дополнительные сведения о походе

(перечень специального, особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация). Сплав осуществлялся на четырех катамаранах. Все суда были изготовлены членами группы.

-2х местный катамаран типа "Тритон"- спортивно-туристический по 2 секционированных баллона. Обьем около 900 л. Ширина рамы 2м.

-2х местный катамаран типа "Тритон": увеличенный( ТРУ), спортивно-туристический по 2 секционированных баллона. Объем до 1000л. Ширина рамы 1.8м.

-4х местный катамаран с двухсекционными баллонами. Обьем около 2000л. Ширина рамы 2м.

-4х местный катамаран типа верблюд. Трехсекционный. Ширина рамы составила 2.2м.

Все катамараны оборудованы металлическими рамами, чальными и спасательными концами, жесткими или надувными сидушками. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. Перевозка катамаранов в сдутом состоянии осуществлялась на своем транспорте. В таблице "График движения" указана погода на момент сплава. У группы имелся полный комплект медикаментов и обширный ремонтный набор. Для проведения похода по указанному маршруту специального пропуска в пограничную зону обычно не требуется.

9.1 Список общественного снаряжения

№№

Наименование

Полезность

Примечание

1

Тент 3 х 4 м-2шт и 10х8-1 шт

Ежедневно

2

Котлы 10, 8, 6 литра

Ежедневно

3

Обвязки и жумары 2 шт

Не пригодились

4

Портативная пила 2шт

Нужна

Бережет топоры.

5

Топор 2шт

Нужен

На каждом судне

Помпа "Лягушка" 6шт

Нужна

На каждом судне

7

Запасное весло 5 шт

Наготове

Не пригодилось

8

Медаптечка

Нужна

Травм не было.

9

Веревка 10 мм- 50 метров -2 шт

Необходима.

Может понадобиться

10

Карабины 7 шт

Необходимы

Хорошо бы каждому по 1

11

Видеокамера-1 шт

Нужна

При дожде не работает – как правило

12

Фотоаппараты 5 шт

Нужны

13

Мобильный тел.

Нужен

На маршруте местами есть связь

14

Машины Газель – 2шт-7 мест

15

Палатка 3  шт-4х местные

Надо

Четырехместные

16

Спасконец 5 шт 25 метров

Надо

Хватило

17

Таганок, баллоны с газом и плитка

Нужен

Мнения группы разделились, газ в тему

18

Гитара, мангал, уголь, шампура, решетка

Необходимы

19

Комплект запасных поддувов, запасные шкуры для четверки и двойки, комплект запасных основных труб.

Нужен

Пригодился

20

Усиленный набор личного снаряжения водника: гидроноски, гидрокостюм, гидроперчатки, шлем, весло, пендюрка, защита, полартек на тело под гидру.

Необходим

Защита крайне необходима поскольку комфорт во время сплава несравним с курткой водника

21

Радиостанции

В тему

Нужны источники энергии.

Передвижение осуществлялось на машинах, поэтому жесткого регламента по весу снаряжения не было. В списке личного снаряжения обязательно должны быть теплые вещи. Весной не исключено выпадение снега.

9.2 Список личного снаряжения

Дорога

День

Ночь

Сплав

Вспомогательные

Шлепки

Шлепки или кроссовки

Майка

Пендюра

Рулон т/б

Носки

Носки ХБ

Трико

Кеды

КЛМН

Шорты или трико

Костюм туристич

Шерстяные носки

Защита и спасжилет

Спички

Толстовка

Штаны ХБ

Коврик

Шлем

Мыло,щетка,паста

Трусы

Майка Х/Б

1-2 спальника

Шерсть или полар на тело

Фонарик налобный

Дождевик

Трусы

Плавки

Рюкзак

Куртка

Весло

1-2 гермы( запас)

9.3 Состав аптечки и ремнабора

Ремнабор

Аптечка

Теза 0.5 м

Шило

Левомицетин 10т

Пантенол

Резина 0.5 м

Скотч водост.

Фестал-20т

Троксевазин

Нитки 20 м капрон

Штуцера

Аспирин 10т

Шприцы 2,5,10,20мл

Иголки 6 шт

Пряжки и стропы

Супрастин 10т

Ампульные формы

Ножницы

Изолента и оргстекло

Пенралгин 10т

Клей БФ

Бензин, ацетон-0.5л

Запасные шкуры для четверки, двойки, поддувы универсальные-1 пара-4.7метра, 4 трубы - 2м

Имодиум 10т Ципролет 500-10 Капли глазные Зеленка Спирт Перекись Йод

Ножницы Валидол Стерильный бинт Пластырь Эластичный бинт

Клей резиновый

Клей Уран-6 тюб

Наколенник 2 шт

Левомеколь

9.4 Питание в походе

Питание на маршруте можно разделить на питание в дороге и собственно в походе. Обеспечение питания в дороге проводилось на ходу и вынужденных остановках (заправка автомобиля). С собой брали вареные яйца, отварной картофель. Бутерброды с колбасой. Копченые куриные грудки и бедра на каждого человека. Старались делать равные промежутки между приемами пищи. В дорогу брали кофе в термосах, соки и сухое красное вино(прекрасно утоляет жажду), на обратном пути коньяк. Ни в коем случае не пиво( количество незапланированных остановок может вырасти в разы). Вечером пищу не готовили и скорее ложились спать. Утром был горячий кофе и фаст фуд. Утром в дороге время на горячие каши не тратили. Питание в походе строилось по отлаженному принципу: завтрак, обед, ужин. Завтрак- молочная каша( пшено или рис), кофе, сыр, хлеб, сгущенка, печенье. Обед- суп с тушенкой или мясом, хлеб, с/к колбаса, чай, печенье, шоколад. Ужин- гречка или макароны с тушенкой, шашлык, чай, сгущенка, печенье.

Специальной подготовки продукты не требовали. Однако вся транспортировка припасов проводилась в пластиковых пищевых бочках. Приготовление пищи было больше коллективным, чем по дежурствам. В населенных пунктах проводилась дозакупка хлеба, вина, мяса. Раскладка рассчитывалась на 12 дней похода. Приготовлением завтрака начинали заниматься первые проснувшиеся, обед готовили дежурные по лагерю или коллективно, ужином занимались те кто грелся у костра, шашлык и плов готовили специально обученные люди. Раскладка

Продукт на 12 дн-14чел

Вес

Продукт на 12 дн-14чел

Вес

Продукт на 12 дн-14чел

Вес

Сахар

10 кг

Соль

1 кг

Изюм

2 кг

Кофе

1 кг

Мясо на месте

20 кг

Шоколад

45 плит.

Сгущенка

45 банок

Вино на месте

8 бут

Хлеб на месте

40 батонов

Тушенка

45 банок

Специи

20 пак

Шашлык куриный

10 кг

Сыр

4 кг

Спирт

5 литров

Майонез

4 пачки

Колбаса с/к

14 палок

Пшено-0.9

6 пачек

Кетчуп

4 пачки

Масло подсолнечное

1 литр

Рис-0.9

6 пачек

Бедро и голень копченые

По 14 шт

Чай

500 гр

Макароны-0.45

12 пачек

Вино сухое

4 шт по 3литра

Супы

39 пак

Гречку-0.9

6 пачек

Куры гриль

4 шт

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения и его амортизации, средств передвижения, и др.

8000 руб. На 1 человека.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

1. Маршрут пройден безаварийно при высокой и средней воде в реках. Наиболее благоприятным временем для прохождения следует считать конец апреля- начало мая, хотя по разным литературным данным и собственному опыту погода год на год не приходится.

2. Являясь учебно-тренировочным, поход позволяет участникам приобрести достаточные навыки сплава по рекам 3-4 к.с. и использовать их в автономных походах 4-5 к.с. района Саян, Алтая и Средней Азии.

3. На двойке в составе опытного напарника участники даже с минимальным опытом( 1-2к.с.) гораздо быстрее адаптируются к сплаву по белой воде и более стремительно растут в техническом плане не нарушая принципов безопасности сплава по бурной воде. На четырехместном катамаране огромная роль отводится носовым гребцам, от капитана судна требуется грамотный выбор линии движения. Успешный сплав на четырехместном катамаране-результат совместной работы всего экипажа.

4. Впервые за шесть лет для передвижения были использованы грузопассажирские газели (6 мест). Соответствие количества сплавных мест на катамаранах количеству участников позволяло проводить одновременный сплав группы с передвижением машин в одном направлении. Размещение груза в кузове отдельно от людей полагаю более удачным и комфортным вариантом. Не исключен и остается вариант возможного комбинирования пассажирской и грузопассажирской газели в рамках одного похода.

5. Наличие двоек в группе считаю более оправданным и безопасным, чем четверок. Погрузка двоек на верхний багажник газели менее трудоемкое занятие, чем четверки. Использование четверок в подобных походах надо соотносить с целесообразностью и возможностью выбора судов. В нашем случае члены группы специально готовились для последующего сплава на четверках.

6. В районе Западного Кавказа совершен полноценный водный поход по трем рекам Кубань, Большой Зеленчук и Большая Лаба, который можно отнести к 3-4 категории трудности и рекомендовать к прохождению подготовленным группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной категории сложности.

  • 20.7.08 21:07 АлексейЯнаки. Отличный отчет! Рома, ты не зря потратил столько труда. Снимаю шляпу.




© taganok.ru 2007. Перепечатка материалов или публикация в сети интернет только с разрешения авторов и обязательным указанием сайта taganok.ru

                Экстремальный портал VVV.RU удаленная проверка сервера uptime российских хостеров Клуб Хронических Водников


Видеосъемка HD и монтаж, создание слайдшоу, детские утренники. Рязань.