«Не подходите близко к реке!» /Майнакское ущелье/ 2009

«Не подходите близко к реке!»

Группа С.Таболина благополучно вернулась из Казахстана. Частично пройдено Майнакское ущелье и все нижние шестерочные пороги в условиях паводка, пройдена р.Коксу от р.Казан с похождением водопадов по большой воде.

Я обещал рассказать о прохождении Майнака. Пословица гласить «Нельзя в одну реку войти дважды». Я же оказался на Чарыне третий раз. Не то чтобы я любил ходить по знакомым маршрутам или больше нечего было выбрать, просто у меня особые отношения именно с этой рекой, точнее, с маленьким ее участком, именуемым Майнакским ущельем.

Июль-август 1987г.

В далеком 1987 году в ранге начинающего, но перспективного водника меня пригласили в сборную команду Рязани для первопрохождения Майнакского ущелья. Для меня это была первая официальная шестерка, хотя отдельные шестерочные участки я к тому времени уже видел и даже кое-что уже проходил. У меня была хорошая техническая подготовка (призера всероссийских соревнований по ТВТ), я сходил руководителем нескольких пятерок, ну а о физической подготовке в 26 лет человека который за сезон совершал 3-4 походах, не считая соревнований, говорить я думаю излишне. Почему я так подробно остановился на своей персоне? Вовсе не из тщеславия. Более тяжелого похода как физически, так и эмоционально у меня не было и, похоже, что я не был исключением в нашей группе. Тяжелый труд - а по другому трудно назвать двенадцати часовую, ежедневную работу по осмотру, организации страховки и прохождению почти каждого метра каньона. Показательно было то, что по возвращению с маршрута больше месяца все участники старались не отвечать на постоянные вопросы о походе. Усталость была такая, что потребовалось много времени на восстановление и лишь, потом появилось желание вспомнить, как это было. К примеру, я потерял в весе почти 20 кг., а в то золотое время «лишнего веса» у меня не было.

Для раскатки перед сложными порогами была выбрана красивейшая река Кар-Кара, к великому сожалению, теперь не доступная для туристов водников из-за пограничных разборок. Я не буду детально останавливаться на том походе, пусть это сделают старшие товарищи, их оценки должны быть более объективными, выскажу лишь свое эмоциональное восприятие похода: В целом при правильной организации все действия были подчинены одной задаче – общее прохождение каньона, и в этом был залог нашего успеха. Никто не обижался, когда на отдельных участках, прохождение организовывалось только одному «ударному» экипажу, конечно, за счет остальных. Правда, были отдельные разборки из-за того, что для общего положительного результата приходилось отказываться от отдельных порогов, которые были по силам группе, но страховка не позволяла рисковать (порог «Мишкины слезы») В целом это была работа единой команды и общая победа, к тому же нам очень повезло с уровнем воды. Он был оптимален для наших судов (около 45 м3).

Однако нельзя не отметить, что были допущены отдельные как технические, так и тактические ошибки, в которых, на мой взгляд, основная вина была руководителя похода. Как говориться «роль личности в истории» это самый сложный и субъективный аспект любого предприятия. В нашем случае готовили поход одни, а руководили другие. Меня тогда очень удивляло как человек «МС» и «Альпинист СССР» не в состоянии работать с веревками и правильно организовать страховку. Возможно, мои оценки явно попахивают юношеским максимализмом, прошло более 20 лет, и мне не хотелось бы никого обидеть, но с этим руководителем в поход я больше бы не пошел, хотя как человек он очень приятен в общении и мы до сих пор поддерживаем хорошие отношения.

Июль - август 2008 г.

Когда в прошлом году мне предложили пойти на Майнак, я согласился не раздумывая. Уж очень хотелось проверить свои оценки и испытать ту энергетику необузданной реки с так и не покоренными порогами. Для раскатки в этот раз была выбрана классическая шестерка р.Чилик. На мой взгляд, почти идеальный вариант для отработки слаженности экипажей и тактики прохождения. Река имеет очень большой уклон и в условиях большой воды, заставила «впахивать» с первых же метров сплава. Неожиданностью для меня было отсутствие «теней» даже за большими камнями. Разница струй была, а вот «теней» и противотоков как таковых нет.

Объясняется все очень большим уклоном

Из положительных сторон реки хочется отметить постепенное нарастание сложности препятствий. Кульминация наступает на «Лошадиной ступени». Это серьезный порог. Маленький кусочек того, что ждало нас в Майнаке

Река не дала расслабиться до самого конца. Даже на нижних каньонах, где обычно проводят коммерческий сплав в условиях нашей воды препятствия имели 5-6 категорию сложности (к примеру, порог «Сто тысяч баксов»), а в прижимах кат норовило размазать по стенам.

Поэтому на р.Чарын мы приехали «в лучшем виде». Только вот с водой в этот раз нам крупно не повезло. Расход был кубов 30 не больше. Для наших «монстров» (я имею в виду катамараны, разработанные С.Таболиным для сплава по сложным рекам – длинна 6,5м., ширина 3м., объем 6м3, сплав в этих условиях оказался явно проблематичным.

Мы подходили к порогу упирались в негабаритные проходы, как правило, на входе в порог, вылезали на камни, перетаскивали кат через огромные глыбы и шли дальше до следующего непрохода, а там все повторялось вновь. Ощущение опасности совсем притупилось. Ну что может сделать такая река с шестикубовым катом, у которого даже рама из 50 миллиметровых титановых труб. Оказывается, может.

Наше прохождение было организовано с базовыми лагерями. До первого лагеря в устье р.Кенсу мы добрались без проблем переночевали и на утро пошли забрасывать вещи в следующий базовый лагерь в устье р.Орто-Мерке. На обратном пути мы произвели разведку и продолжили сплав на разгруженных катамаранах тандемом (в группе было 8 человек на 2-х К-4). Как я уже сказал, большой сложности пороги не представляли. Можно было подойти к любому камню вылезти на него перетащить кат и продолжить сплав. Только вот сил приходилось тратить очень много. Вес наших катамаранов в сухом виде 200 кг., а в мокром раза в 2 больше. Обносы из-за негабаритов местами превышали 50 м. И это не по песочку, а через гряду 2-х – 3-х метровых валунов. Приходилось всей командой 8 человек по очереди перетаскивать катамараны по острым камням. Когда мы подошли к п. «Ангар» стало очевидно, что светового времени уже не хватает, следует бросить суда и выбираться налегке в базовый лагерь. Но данный вариант развития событий при осмотре не прорабатывался, и руководитель принял решение «вперед» (до базового лагеря было метров 200-250 по реке).

Когда закончили обнос непрохода «Ангара», сплавились 50 м и уперлись в непроход на входе в «Цитадель» начало смеркаться. Обнос непрохода был закончен в густых сумерках. Первый кат при обносе получил незначительную пробоину 3-4 см. об острые камни. Встал вопрос - ночевать на камнях без палатки, спальников и ужина или рисковать и проходить оставшуюся часть порога в условиях ограниченной видимости (сразу за порогом через 100 м абсолютно спокойной воды наш лагерь). Было принято решение стартовать второму катамарану.

Второй экипаж уселся на кат и с помощью первого экипажа благополучно стартовал. Для Рязанцев, кто видел фильм «На грани безрассудной веры», момент, где катамаран спускается с веревки в порог и есть то же самое место в «Цитадели» только спуск был не с веревки а «тюлений» - прыжок с камня. Вот только результат оказался разным. Экипаж второго ката полностью повторил маневр Рязанцев, только у Рязанцев был спортивный кат шириной 2м., а у Ростовчан 3м.. В результате маневра катамаран заклинило между левобережной скалой с отрицательным уклоном и полуобливной глыбой в центре русла.

Все дальнейшие попытки вытащить катамаран из ловушки оказались тщетны. В этот момент опустилась плотная темнота. Экипаж первого катамарана разжег на выступе скалы костер, и ущелье озарилось красным светом, придавая и без того сложной ситуации окраску зловещей беды. На протяжении 4-5 часов поддерживался сигнальный костер на скале. Было сожжено все, что удалось найти на этом ограниченном куске берега. Первый экипаж также был отрезан от мира: вверх по реке отвесные скалы обрываются в воду, вниз по реке так же отвесные скалы, выход вверх невозможен без специального снаряжения, сплав невозможен, так как второй катамаран перегородил единственный проход. Но второму экипажу было намного сложней. Они находились в прижиме ночью даже без возможности сойти на берег. Часа три экипаж пытался пропихнуть судно в бутылочное горлышко, качая кат, дробя породу, разгружая поочередно то нос то корму. К счастью им это не удалось, и они стали экономить силы и дожидаться рассвета. Почему к счастью? Да потому что если бы они вырвались из ловушки затемно, то не факт что им удалось бы всем добраться до берега. (Последующие события подтвердили наши опасения).

Когда стало светать, ребята догадались снять диагональ и, сложив раму параллелепипедом пропихнуть кат через узкое место. Дальнейший сплав я смотрел с замиранием сердца. Когда основная часть порога была уже пройдена, на выходе катамаран опять застрял на выходной гребенке.

 

 

Это уже не было опасно для экипажа но кат как будто не хотел прощаться с порогом и прилип к камням всей своей рамой. Мы ничем опять не могли помочь своим товарищам, а они уже изрядно обессилев, никак не могли снять катамаран. В результате после трехчасовой борьбы им пришлось вскрывать нижние баллоны и заканчивать прохождение на верхних горбах. Зрелище катамарана, уходящего в узки скальный проход, в полузатопленном состоянии, еще долго не сотрется в моей памяти. К счастью, они благополучно зачалились у базового лагеря и нам это было хорошо видно. Оставалось повторить их поступок. Разница была в том, что нам помогать со стартом было некому, зато мы видели проблемные места и могли сделать выводы. Старт хоть и был проблемным, но прошел без неожиданностей. Чтобы не попасть в бутылочное горлышко, куда тащила основная струя, нам пришлось садиться на плиту и перетаскивать через нее кат. Последним с плиты спрыгивал я, поэтому сесть нормально в ремни упора мне не удалось и в следующем сливе при ударе кормы о скалу меня выбросило с катамарана. Лишь только я забрался на кат (не без помощи товарищей), как в очередной ступени на 3-х метровом сливе мы ткнулись носом в камень, и мой кормовой перелетел через мою голову, кат и камень, приводнившись в суводи. «Это ты удачно приводнился» только и сказали мы ему «А теперь снимай нас с камня». В результате мы благополучно завершили прохождение «Цитадели» и с радостью воссоединились со своими товарищами в базовом лагере. Дальнейшие события были скучными и прогнозируемыми. Ремонт. Осмотр Майнакского ущелья до каскада «Подкова» включительно. Понимание что при этом уровне воды на наших судах в каньоне делать нечего. Переезд до каньона «Альбатроса». Сплав до «Зубной щетки» и окончание маршрута, так как выходной слив в кульминационном месте «Зубной щетки» был меньше метра. При принятии решения о прекращении сплава было высказано мнение, что река стоит того чтобы вернуться сюда весной и пройти маршрут по паводковой воде.

Май - июнь 2009 г.

И вот я третий раз на реке Чарын. Группа в этот раз сборная. Можно сказать сливки:

Экипаж первого катамарана
Таболин Сергей – лоцман (руководитель), Ростов на Дону
Никитин Георгий – правая корма, Рязань
Чугайнов Максим – правый нос, Кемерово
Яковлев Валерий – левый нос, Серпухов

Экипаж второго катамарана
Асеев Владимир – лоцман, Ростов на Дону
Кайсин Серик – левая корма, Алмата (Казахстан)
Мозговой Виктор – левый нос, Ростов на Дону
Мазнев Геннадий – правый нос, Томск

По прилету в Алмату выяснилось, что больше месяца идут дожди, вода большая и мало нам не покажется. Действительно была большая. Вход в водосброс платины был затоплен полностью. Увеличение расхода возможно лишь искусственно, для этого необходимо перекрыть шлюзы и набрать водохранилище, а затем его сбрасывать.

Предварительно планировалась группа поддержки из казахских альпинистов, но как говорится, не сложилось. Опять 8 человек на двух К4 – это не правильно (сугубо моя точка зрения). Стартуем. Сплав до устья р.Кенсу производили с полной загрузкой. Река с воды читается хорошо, но работать приходится с полной отдачей, так как любое промедление может кончиться крупными неприятностями вплоть до переворота катамарана. Это уже не тот поток, что был в прошлом году. По нашим оценкам в начале сплава уже был расход около 70 м3. Первый день сплава дал почувствовать воду, взаимодействие членов экипажей, ведь в этом составе они собраны впервые. После сплава и постановки лагеря провели разведку препятствий до следующего базового лагеря в устье р.Орто-Мерке. Ночевка, а утром заброска вещей в базовый лагерь.

Во второй день кроме постановки лагеря, осмотр вариантов аварийных выходов, постановки страховки и определение мест съемки. Здесь сразу выявилась первая проблема – в виду достаточной протяженности первого участка сплава по Майнакскому ущелью, необходимо было либо идти тандемом, страхуя друг друга и отказавшись от фотосъемки, либо ставить точки съемки и страховать в одном месте перед сложнейшей связкой порогов «Ангар» - «Цитадель». Мы выбрали второй вариант.

Первый экипаж стартовал и первый же порог «Добро пожаловать» встретил перекрученными струями и мощными бочками. Категорийность порогов по нашей воде 5С – 6А. Река мечется между отвесных скал. Характер препятствий однотипный: сливы между глыбами камней и прижимы к скалам на крутых поворотах каньона. Выходы наверх при аварийных ситуациях весьма проблематичны. Зато с каждым пройденным метром реки постепенно росла уверенность в своих силах, да и работа каждого из нас постепенно становилась работой экипажа - не надо давать лишних команд, и каждый понимает когда, что и как надо делать. С первого по пятый порог прошли за 7 минут на одном дыхании. Зачалились перед порогом «Два брата» передохнуть и осмотреть первую ступень.

Для наглядности изменения уровня воды в каньоне можно сравнить две фотографии: на фото 007 за катамараном виден большой камень, этот же камень на фото 015 полностью обливается водой.

Изюминка порога «Два брата» (6С) в мощных прижимах к скале левого берега имеющей отрицательный уклон. Особую опасность представляет «карман» на выходе из второй ступени. После осмотра было принято решение на выходе из порога, если не удастся зацепиться за тень с права, бить носами в карман и через «раскантовку» уходить от прижима. Задача была выполнена точно.

Первая ступень пройдена с легкость как на бобслее, уходим вправо, чтобы не валиться через «котел» за обливным камнем по центру , тут же поджимает к камням с права, но не сильно. Отжимаясь от камней, ныряем в ворота второй ступени. Вариантов уйти вправо не было, при выходе из ворот нос выходит уже по направлению в прижим и не хватает ни времени, ни места для маневра. Отрабатываем реверсом, чтобы погасить силу удара о скалу. Раскантовка и мы благополучно в метре от прижима на струе. Решаем встать в грот передохнуть. Как только катамаран оказывается у скалы, то тут же его начинает подтапливать, а на вид никакого навала нет. Сразу снимаемся и без передышки идем в порог №7.

На мой взгляд, данное препятствие заслуживает персонального имени  во всяком случае, по этой воде (в прошлом году я его даже не заметил). Проходили порог, придерживаясь левой стороны, чтобы гарантированно уйти от прижима и без проблем зачалиться перед входом в «Ангар». Помня, что порог заканчивается косой бочкой, способной сбить к правому берегу, на выходе из порога цепляем полуобливную плиту, разворачиваемся и на траверсе полулагом, спокойно причаливаем к берегу. Почти безупречное прохождение.



Теперь очередь второго экипажа. Им должно быть легче, ведь мы показали правильную линию движения. Но это теория, а на практике все выходит иначе. Я точно не знаю, как они прошли первые пять порогов, но видать им здорово досталось и перед порогом «Два брата» они зачалиться не успели. Пробить бочку после первого слива первой ступени им тоже не удалось, и кат поставило лагом носом к прижиму.

Им ничего не осталось, как бить носами в скалу. Из первой ступени экипаж вышел кормой вперед. Не успели они развернуться, как их лагом перекинуло через центральный камень на входе второй ступени, но на удивление не подсосало и они успели развернуть кат носом в выходные ворота. Но самое опасное их ждало впереди. Вырвавшись из кармана от которого им так и не удалось уйти они вошли в порог №7 по основной струе справа. В итоге, собрав все бочки и прочертив в прижиме по скале правого берега, катамаран вязнет в косой бочке на выходе и вместо того чтобы идти к берегу прямым ходом, идет в «Ангар»  , причем на расстоянии, не позволяющем береговой страховке оказать им помощь. У меня перехватило дыхание. Но фортуна была в этот день на нашей стороне. В последний момент экипажу удалось забить катамаран в камни на входе в «Ангар».

Затем были долгие спасработы по вытаскиванию катамарана из каменного плена. Но это никому не испортило настроение. Вечером в лагере было небольшое торжество по случаю удачного старта, а на следующий день ремонт второго катамарана. При ударе о скалу в первой ступени «Два брата» раму сложило по диагонали, прыжок через камень стоил среднего потдува правой гондолы, который вымыло еще перед порогом №7, в котором он безвозвратно затонул. Пришлось выправлять и перевязывать раму, чинить шкуру, а главное вновь клеить потдув из гермоемкостей. Ремонт продлился до позднего вечера и в базовый лагерь вернулись уже затемно.

На следующий день намечено было прохождение связки порогов «Ангар» - «Цитадель». Пожалуй, это было самое опасное из всего, что мне приходилось проходить. Немного поясню:

  • Во-первых, каждый из этих порогов по отдельности в нашу воду спокойно «тянет» на 6С.
     
  • Во-вторых, при прохождении водопада в пороге «Ангар» очень высока вероятность переворота через нос. В этом случае удержаться кормовым за катамаран бывает крайне сложно. Все происходит по следующей схеме: при прыжке с водопада сперва идет удар (как в стену) в «котел» после слива, тебя выбивает из ремней посадки и как из прыщи выбрасывает из катамарана вперед по течению. Когда выныриваешь, то оказываешься метров на 6-7 ниже по течению, и дальнейший сплав приходится совершать в «автономке».
     
  • В-третьих, между «Ангаром» и «Цитаделью» по нашей воде ни одного места, где бы можно было выбраться на берег. Лишь отвесные скалы, без суводей и «полочек», поэтому если окажешься в свободном плаванье, то придется проходить на спасжилете и «Цитадель», а это как говориться смертельный номер и по более низкой воде, а про эту воду даже думать не хочется.
     
  • В-четвертых, есть лишь одно место, где можно поставить береговую страховку нашими силами – перед второй ступенью на левобережных камнях. Но не факт, что удастся попасть в левую струю и уж тем более схватить спасконец в этой «мясорубке». Горький опыт предыдущих групп показал, что даже по средней воде человек ушедший под слив водопада выныривал где-то перед самым входом в «Цитадель».
     
  • И наконец, именно эта связка порогов имеет счет погибшим туристам-водникам.

Приготовления были самые тщательные. Раскачали почти до звона катамаран, надули спасжилеты, на сколько это было возможно, проверили посадку и в путь. Страховка была расставлена следующим образом: двое под водопадом (спасконец и съемка), один над «Цитаделью» (съемка и контроль всех членов экипажа в аварийной ситуации), и один на стрелке с р.Орто-Мерке у базового лагеря (спасконец и съемка). Как я уже писал, рассчитывать необходимо было только на себя и свой экипаж. Заход в «Ангар» достаточно прост. Разгоняем кат. Разгружаем носы над сливом

 

Удар и я лечу вперед благо, что внутрь катамарана .Это не выдержал и лопнул ремень стремян с внешней стороны. Кат взбрыкнул как мустанг и взвился на дыбы. Носы взлетели вверх и уперлись в скалу, а корму стало поддавливать сливом . Я в полулежащем состоянии вцепился в раму, кат стало подбрасывать как на вибростенде, и подняться возможности не было, так как ноги не закреплены и прыгают вместе с катамараном. Через 40 секунд тряски не выдержал шов левой поньки и из нее полез болон. Сергей переместился с левой кормы на нос, чтобы разгрузить корму и в этот момент катамаран постепенно пошел из-под слива. Все произошло в пределах минуты, а казалось что очень долго. Таболин вернулся на место, и я тоже смог занять рабочее положение. Внутренний ремень остался цел, хотя и здорово растянулся. Кое-как расклинившись на посадке (выбора не было) начал работать со всем экипажем. Мы без приключений закончили прохождение «Ангара» и стали работать на заход в «Цитадель».

То, что нас встретило впереди трудно описать. С первым же сливом река набрала бешеную скорость и понесла вперед. Корректировать линию движения не представлялось возможным, да в этом и не было большой необходимости, главное было успеть обработать все сливы и бочки и не встать лагом. Каждый слив был мощнее предыдущего, нас накрывало с головой.



В последней ступени не выдержала правая гондола, лопнула, и из нее вымыло баллон. Мы тут же его догнали и закинули на раму между поньками. Усталые, но счастливые мы зачалились напротив базового лагеря. Мы не стеснялись обниматься и поздравлять друг друга. Но это еще не Победа. Второму катамарану предстояло совершить свою часть этого сногсшибательного представления.

 

Мое место теперь было на страховке. И вот старт второго экипажа. Заход в водопад они выполняют по своей траектории ближе к камню. Напряжение повисло над порогом. Носы ткнулись в бочку, а корма по инерции продолжила движение . Происходило то, чего я так боялся, и почему мы не стали так близко жаться к камню.

Время замедлило свой бег. Ребята рассказывали потом, что им казалось прошла минута. Каждый успел посмотреть, а где товарищи и смириться с тем, что сейчас произойдет.

На самом деле прошли доли секунды, нос под тяжестью катамарана и экипажа погрузился достаточно глубоко и зацепил донную струю. Катамаран качнулся и стал валиться набок, а струя все дальше оттягивала нос от мертвой точки. В результате получилось сложное вращение, и кат упал на брюхо, причем сразу в выносную струйку. Дальнейшая работа экипажа было очень собранной и грамотной . На входе в «Цитадель» они преднамеренно сели на правобережный камень передохнули 2-3 минуты и прыгнули в порог. Их прохождение мало, чем отличалось от нашего, поэтому я и использовал при описании своих ощущений в «Цитадели» фото с прохождения второго экипажа. На выходе они зацепили, какой то камень и заканчивали порог кормой вперед. Пожалуй, это стало визитной карточкой второго экипажа - хотя бы часть сложного порога пройти кармой вперед.

Когда через 10 минут вся группа собралась в лагере все снова стали обниматься, целоваться и делиться впечатлениями, которые переполняли каждого. Теперь это была победа, которую уже никому не отнять.

Следующий день традиционно был отдан ремонту судов. На этот раз больше досталось нашему катамарану. С шутками и прибаутками день пролетел не заметно. На следующий день наступил момент истины. Мы отправились на осмотр следующего участка Майнака. Ночью был дождь, поэтому трава и камни были мокрыми, что осложняло осмотр.

Через 500м. прямого скального коридора река упирается в порог «Уголок». Спуск к порогу достаточно простой (с технической точки зрения). На входе в порог гряда камней справа перегораживает русло на 2/3. Поток, ускоряясь, упирается в огромную глыбу, перегораживающую реку с лева на 2/3. Таким образом, струя, ударяясь о глыбу, поворачивает под прямым углом и зажатая между двух камней закрученной под 45 град. струей устремляется вниз

попадая на гребенку полуобливных камней, и заканчивается это все мощным сливом через бочку, полностью перегораживающую реку. Стоит также обратить внимание, что лишь треть воды сваливается на заходе вправо с глыбы, а 2/3 уходит в никуда. Вероятнее всего под эту глыбу. Дальше метров 50 относительно спокойного быстротока и первый слив «лестницы» перед «Монстром».

Опишу сразу «Монстра» - река сперва прыгает по трем ступеням каждая 1,5-3 метра и упирается в обломок скалы полностью перегораживающий реку. Прохода через него нет, ни по какой воде. За этой естественной платиной с перепадом порядка 6 метров из-под скалы вырывается поток

Обсуждая перспективы прохождения этого участка реки, все сошлись во мнении, что «Уголок» сам по себе сложный порог 6С, опасный, но вполне проходимый. Однако, ввиду того, что даже при безаварийном прохождении, нормальной чалки перед «Монстром» нет, а приставать к платине, даже с нашем объемом, равносильно самоубийству, дальнейшие обсуждение имело чисто теоретический характер.

Стоя на скале и вглядываясь вдаль, где через 200м начинался порог «Туши свет», мы все больше приходили к мысли, что вероятно на этом сплав по Майнаку должен быть закончен. Перед порогом «Туши свет» слева должна быть чалка. В нашу воду поток наскакивал на какое-то препятствие, вздымал метровым валом и устремлялся под прямым углом куда-то вправо . Таким образом, вероятно, пришлось бы от «Монстра» вытаскивать суда вверх и спускать их в районе порога «Туши свет». Наши каты без разборки вытащить вверх и потом спустить не возможно. Как вариант стали обсуждать возможность обвезти суда до Шот-Мерке и спустить их по притоку ниже «Подковы». Решение было оставлено до утра.

На следующий день Сергей и Серик отправились в деревню выяснять по поводу транспорта, а я Владимир, Макс и Гена пошли делать глубокую разведку от порога «Туши свет» до устья Шот-Мерке. Спуск к порогу «Туши свет» оказался очень проблематичен, но все, же нам удалось обойтись без навешивания перил. Панорама, которая нам открылась на порог, захватывала дух. Мы не обсуждали варианты прохождения (их не было), мы просто любовались этой мощью воды беснующейся в узких проходах между скал.



А сверху все смотрелось совсем иначе.

После увиденного мы не стали тратить время на детальную разведку порогов, а направились сразу к каскаду «Подкова». Спуск к водопадам «Подковы» не назовешь легким, но мы также сумели обойтись без веревок. Мощь и красота водопадов не поддается описанию. Надежда на то, что по большой воде откроются проходы, не оправдалась. Проходов там более чем достаточно и линий движения можно предложить несколько. Но нужно быть совсем «отмороженным» чтобы всерьез рассматривать варианты прохождения. Лучше просто стоять и любоваться величием творения матушки природы.





Вечером Таболиным было объявлено принятое решение о переезде к каньону «Альбатрос» . История повторилась, и мы как в прошлом году снялись с устья Орто-Мерке. Но я об этом не жалею. По паводку сплав в Майнаке находится за пределом допустимой безопасности. Отсутствие промежуточных чалок, отвесные скалы, обрывающиеся прямо в воду, не возможность организации страховки все это не полный перечень причин по которым не стоит повторять наш опыт.

Низовье Чарына по большой воде это тоже не безопасное предприятие. Четыре шестерочных порога позволили отвести душу и не чувствовать себя побежденными. Изюминкой низовья Чарына по праву считается порог «Зубная щетка». В малую воду это был каскад сливов, упирающийся в непроход между двух плит и гребенку из обломков скал полностью перегораживающую русло. По большой воде каждую ступень невозможно отделить от предыдущей ступени



Промежуточных чалок нет. Кульминация порога - когда поток упирается в гребенку из скальных обломков и нужно на полном ходу нырнуть под камень, влево



Порог красив, мощен и сложен. По нашей воде 6С. Требует ювелирной техники управления на высокой скорости в мощном потоке.

Еще один порог 6С - это «Таутеке». Имеет также большую протяженность, сложную линию движения и мощные бочки



Мало чем уступает «Зубной щетке», к тому же не имен хороших ориентиров.

Заканчивается маршрут двумя более простыми с точки зрения линии движения порогами «Броненосец 1»



и «Броненосец 2»





Казалось бы препятствия начинают идти по убывающей сложности. «Таутеке» проще «Зубной щетки», а «Броненосец 1» проще «Таутеке». «Броненосец 2» вообще выглядит как нечто совсем не сложное, но это впечатление очень обманчиво и горе тому, кто купится на эту простоту. Река набирает такую мощь, что, к примеру, в середине «Броненосца 2» в бочке нас ударило, так что выбило у меня весло из рук. За мои 29 лет занятий водным туризмом это был первый случай когда я не смог удержать весло. По нашей воде из-за мощности сливов и бочек категорийность «Броненосцев» не ниже 6В.

Заканчивается маршрут живописными каньонами, но для нас это не конец маршрута. Нас ждала еще одна прекрасная река в Джунгарии – р.Коксу, с ее великолепной природой и не пройденными еще водопадами. Но это уже следующая история.

В заключении хотелось бы сделать выводы о перспективах прохождения Майнакского ущелья:

  • У нас в группе шли долгие споры о возможности полного прохождения Майнакского ущелья. Сибиряки считают, что наиболее перспективно организация прохождения на «бублях». У меня нет опыта сплава на этих судах, поэтому я не буду комментировать этот вариант, а выскажу свой, основанный на прохождении ущелья в разную воду.
  • Особенность Майнакского ущелья состоит в том, что в русле встречаются в основном мягкие слоистые породы. При этом идет интенсивная выработка камней, но камни остаются острые. По этой же причине во всех прижимах отрицательные уклоны и почти нет отбоев. Вода подсасывается под стены и под камни. Даже кратковременный сплав на спасжилете в отрыве от судна становиться очень опасным даже при среднем уровне воды.
  • Наиболее оптимальным, на мой взгляд, является выбор сплава при среднем уровне воды - кубов 40-50, на спортивных четырехместных катамаранах с организацией сильной группы поддержки и страховки по обоим берегам. При этом группы на разных берегах должны работать автономно, имея только хорошую радиосвязь.

- Ударная группа – два К4 с ремнаборами на каждом катамаране, с организацией базовых лагерей по правому берегу, с резервным катамараном в разобранном виде в базовом лагере.
- Группа обеспечения по левому берегу – К4 и К2 в облегченном варианте с экипажами опытом не ниже 5у (для организации активной страховки с воды между порогами), не менее 2-х альпинистов (для навешивания перил в аварийных ситуациях), не менее 2-х водников со спасконцами (для организации береговой страховки и чалки судов), не менее 2-х фотографов и 2-х кинооператоров (для организации съемки), не менее 2-х ремонтников, врач и руководитель осуществляющий координацию действий группы.
- Группа обеспечения по правому берегу – К2 в облегченном варианте с экипажем опытом не ниже 6у (для организации активной страховки с воды между порогами), не менее 2-х альпинистов (для навешивания перил в аварийных ситуациях), не менее 2-х водников со спасконцами (для организации береговой страховки и чалки судов), не менее 2-х фотографов и 2-х кинооператоров (для организации съемки), врач и руководитель осуществляющий координацию действий группы.

Как видите, экспедиция получается не менее 38 человек, при этом 30 человек обеспечивают работу 8 спортсменов. Я не уверен, что кто-то способен собрать такую команду, которая согласится работать на этих условиях.

  • Последнее что хотелось бы напомнить, что времени осталось очень мало. Платина практически готова. Сейчас приступают к строительству подземного канала (8 км) который выведет воду с плотины на турбины ГЭС расположенной ниже каньона. Когда строительство закончится в каньоне останется вода только с притоков р.Кенсу, р.Орто-Мерке, р.Шот-Мерке. Тогда сплав будет возможен разве, что на каяках.

Если я в кого-то заронил искру желания попасть на Чарын в Майнакское ущелье, дерзайте! Главное помните недооценивать эту реку нельзя, она очень обманчива, очень коварна, но как все запретное неодолимо притягивает к себе романтиков и авантюристов.

Никитин Георгий.

Фотоальбом

 



  • 24.9.09 18:36 Гончарук Народ,
    нечего меряться. Больше-меньше..
    Самое полное прохождение Майнака было у Омичей (рук. Асмаковец). Они прошли всё(!) кроме Монстра и Подковы. Отчет в Московском турклубе. Читайте.
    Но это не важно.
    Мы с Равилем были в Майнаке 2 раза. И могу сказать, что любой, в него вошедший и вышедший целым, достоен уважения. Я всякое ходил, но ничего физически более изнуряющего, чем Майнак, не видел. А ребята шли туда аж 3й раз. ОДНОЗНАЧНО - УВАЖАЕМ! МОЛОДЦЫ!

  • 27.8.09 19:34 НикитинГ. Равиль, а слабо в третий раз рискнуть пройти Майнак, пока обводной не перекрыли? Или пусть Рязанцы отстаивают пальму первенства? Не согласен с оценкой возможности прохождения "Подковы". Линий движения там несколько, вот только желающих рискнуть найти будет очень сложно. Но если задаться целью, то можно организовать прохождение одной "Подковы" не размениваясь по мелочам. А останется время, силы, желание (и суда) можно будет вернуться и добрать впечатлений на верхнем Майнаке.

  • 26.8.09 16:25 АсеевВладимирНиколаевич Жорик, привет! С удовольствием прочитал статью,спасибо! Будем обсуждать с друзьями-водниками.До встречи,пока.

  • 22.8.09 20:48 Ravil Ну тогда можно вспомнить, что мы тоже пару раз там недавно побывали:
    http://kat2.ru/trip/region/kazakhstan/charyn07/sketch/
    а в 2008, во вторую попытку, как и Сергей Таболин попали в очень низкую воду и от "Ангара" снялись и уехали на Чилик.

  • 11.8.09 07:19 Гость Не, Омичи прошли больше на 2-3 препятствия. Сложно сейчас судить. Названия у нас разные, отчета нашего в Рязани нет. Время прошло много.Надо собирать новую группу на прохождение Майнакского ущелья. Если не Рязань, то ктоже? :)
    Кто готов ? Н.Якунина

  • 10.8.09 23:55 Гость Зачем предлагать заведомо нереальные проекты. Результат 1987 г. очень не плохой. Его превзошли всего несколько груп. Омичи на плотах невероятного объема ( на одно препятствие) и возможно группа Черника, которая ходила значительно позднее. А Тоболин пока и близко не подошел к результату рязанцев. Якунина Н.

  • 10.8.09 20:58 НикитинГ. Тогда сразу можно поставить крест на прохождении "Подковы", а я имел в виду действительно полное прохождение. В таких узловых местах как "Уголок"(перед "Монстром"), "Туши свет", "Подкова" необходима ставить активную страховку, катамаранами на жесткой чалке и т.д. Уверяю если кто-то серьезно сунется в "Подкову", то этого количества народу ему может показаться мало. Я высказал лишь свое видение. 12 хорошее число, но это 1987 год и результат будет не намного лучше.
    ... 12 человек на сундук с мертвецом
    Е-хо-хо и бутылка рома.

  • 10.8.09 14:38 Якунина.Н Зачем нужна хренова куча народа. Как же мы ходили 12 человек. Это оптимально. Три К-4.Только еще 1-2 сильных каякера надо.И фотоаппаратура с хорошей защитой от воды.




© taganok.ru 2007. Перепечатка материалов или публикация в сети интернет только с разрешения авторов и обязательным указанием сайта taganok.ru

                Экстремальный портал VVV.RU удаленная проверка сервера uptime российских хостеров Клуб Хронических Водников


Видеосъемка HD и монтаж, создание слайдшоу, детские утренники. Рязань.