Голубой Нил, рязанская экспедиция 2009 / Blue Nile, russian expedition, 2009

Отчет

 

о водном туристском походе шестой (VI) к.сл.

по: Африке – Эфиопия – Абиссинское нагорье

река Голубой Нил (Blue Nile),

совершенном группой туристов г. Рязани

в период с 2 по 18 октября 2009 г.

Маршрутная книжка № 1/4-613.

Руководитель – Шагаев Д. С. dmitri@sparks.ru

www.taganok.ru

 

РЯЗАНЬ 2009

 

Оглавление.

 

1. Справочные сведения о походе

2. Участники похода

3. Определяющие препятствия маршрута

4. Характеристика района похода

2. Выбор маршрута

3. Подъезд, отъезд и возможные аварийные выходы с маршрута

4. График движения по маршруту

5. Выводы и рекомендации

6. Техническое описание маршрута

7. Материальное оснащение группы

8. Голубой Нил. Координаты порогов и ключевых точек

 

Справочные сведения о походе:

 

Проводящая организация НПФ «Спаркс» г. Рязань www.sparks.ru и клуб Таганок.

Вид туризма - Водный

Район путешествия Африка – Эфиопия – Абиссинское Нагорье - провинции: Gojam, Gonder, Welo

Категория сложности – Шестая. (5) иностранная

Средства сплава - Три четырехместных катамарана

Нитка маршрута: Рязань – Москва – Стамбул – АддисАбеба - оз.Тана

- сплав по р. Голубой Нил (Абай) до автомоста – АддисАбеба - Cтамбул – Москва - Рязань

Протяженность маршрута - Сплав 230км.

Количество участников - 12 человек

Время путешествия - 2/10 по 18/10, ходовых дней 11 (с 5/10 по 15/10 из них 1 дневка 11/10)

Уровень воды - Высокий ( дожди задержались)

Маршрутная книжка ¼ - 613 в МКК г. Москвы.

Дополнительная информация www.taganok.ru и dmitry@sparks.ru

* зеленым отмечена водная часть маршрута, синим – автомобильная.

Участники похода:

п. п.

Фамилия, имя,

отчество

Дата

рождения

Туристский опыт*

перечислить маршруты, совершенные по данному виду туризма

1

Гетаов Юрий Касимович

1957

Мелет 6У, Муксу 6У, Обихингоу 6У, Онот 6У

2

Золотов Геннадий Петрович

1963

р.Эрменек 5У, р.Карнали 5У

3

Крюков Алексей Борисович

1977

Р.Карнали 5У, р.Чорох 5У, Кекемерен-Нарын 5У

4

Кулаков Дмитрий Евгеньевич

1976

Чарын 5У, Чон Кемин 5У

5

Куликов Никита Николаевич

1981

Гунт 6У, Кекемерен - Нарын 5У

6

Левков Николай Анатольевич

1964

р.Гульча-Куршаб 6У, р.Чон Кемин 5У, р.Манавгат 6У

7

Маторин Антон Александрович

1977

СунКоси-Тамур 5У, Карнали 5У, Башкаус - Чулышман 5У

8

Махляев Александр Петрович

1965

р.Чорох 5Р, р.Чон Кемин 5р, р.Манавгат 6у, р.Карнали 5Р

9

Пивунов Дмитрий Иванович

1971

Карнали 5У, р.Манавгат 6У, Р.Чон Кемин 5У

10

Шагаев Дмитрий Сергеевич

1960

р.Г.Нил 6Р, р.Манавгат 6Р, р.Муксу 6У, р.Карнали 5 и 6у, Сарыджаз 6р

11

Штольвин Александр Сергеевич

1977

Карнали 5У, Чорох 5У, Урик5, Кекемерен - Нарын 5У

 

12

Янаки Алексей Викторович

1973

Р.Карнали 5У, р.Чон Кемин 5У

 

Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

К.сл.

Длина

 

Как пройдено

 

1

Порог №2 “ Амфитеатр”

4+(5-)

4-6м

Проводка 100м ПБ

2

Порог № 8 “Ловушка”

5

6-7м

Частичный обнос 150м ЛБ

3

Пороги водопадного типа

4-(5-)

2-3м

Тремя катамаранами

4

Порог №11 “Канализация”

5max

300м

Тремя катамаранами

5

Порог №16 водопад. Св. Георгия

5-

10м

Одним катамараном

6

Водопад Tis Isat

6

40м

Пешком 750м + машина 3км

7

Водопад в каньон №17/1

(4)5

6-7м

Вместе с Tis Isat на машине.

8

Порог №20

3(max5-)

200м

Тремя катамаранами

9

Вход в нижний каньон №21/1

6

150м

Обнос 300 м

10

Пороги каньона №21/2-5

4+(5)

2км

Тремя катамаранами

11

Каскад нижней части каньона

5

9км

Двумя катамаранами

 

Характеристика района похода.

 

В Африке нет таких могучих горных систем, как Гималаи или Анды. Тем не менее, здесь есть обширные участки, значительно возвышающиеся над равнинами. Самый большой – «остров суши» Абиссинское нагорье. Это не какой-то один горный хребет, а огромное плато с цепями очень высоких гор (часть из которых превышает 4000 м.) и множеством потухших вулканов. Высочайшая вершина Эфиопии Ras Dashen 4623 м. Очертаниями нагорье напоминает грушу с сужением к северу. Протяженность его на юг – около 1500 км., а в самом широком месте от края до края нагорья примерно 960 км. Эта территория неоднократно становилась дном океана, о чем свидетельствуют слои осадочных пород. Потом Эфиопия стала центром вулканической активности и подвижек земной коры. Огромную выпуклость разорвали расщелины, через которые излилось несметное количество расплавленной лавы. Она медленно растекалась и затвердевала, образовав нагорье с двухкилометровым слоем лавы на фундаменте более древних пород. Последующие периоды видоизменили плато. Тем не менее, сохранились свидетельства процессов намного более древних, чем поднявшие большинство высоких хребтов Старого и Нового света. «Остров» возвышается на пути муссонов, и огромное количество осадков выпадает на него. Стекающие потоки воды размыли каньоны и самым больший из них является каньон Голубого Нила. Река начинается в горах Дамут священным ручейком, текущим на север и впадающим в оз. Тана. Могучий поток, вытекающий из озера направляясь на восток, образует один из самых величественных водопадов Африки (Tis Isat ширина реки 400 м, а высота отвесного уступа 40 – 45 метров). Так начинается один из самых грандиозных каньонов на нашей планете. Река, описав почти полную окружность и спустившись чуть ли не на 2000 м., оказывается почти в 100 км. к югу от своих истоков в районе Гиш – Абай. Каньон отделяет плоскогорье Гаджама от подковообразных плато Шоа и Уолло.

Вот типичный для Эфиопии пейзаж: уступ скалы и бездонная пропасть, а вдали на том же уровне другое плато с высоко вздымающимися над ним вершинами гор.

Дождевая вода, обладающая слабокислой реакцией, сравнительно легко размывает лаву и известняк, имеющих щелочную реакцию; и она со временем унесла колоссальную массу горных пород, некогда заполняющих каньон. По глубине (есть места, где высота бортов более 1,5-ра километров), причудливости скал и обрывов, величественности и красоте может поспорить с Гранд-Каньоном на плато Колорадо в США.

Рис.1 Пейзаж Эфиопского нагорья.

Сотни порогов, водопадов, быстрин, водоворотов делают реку труднопроходимой даже для самых опытных спортсменов. Одну из своеобразных опасностей прохождения Абая создают крокодилы и бегемоты, обитающие в сравнительно спокойных плесах. Огромные рептилии (до 6м в длину) иногда бросались в погоню за лодками и плотами.

Туристические возможности Эфиопии большие, но пока еще используются россиянами очень мало. Есть популярные в Европе экскурсионные маршруты по экзотическим племенам, круглогодичные охотничьи туры на всех животных Африки (включая большую пятерку). Туры в пустыню Афар и в кратер действующего вулкана, по древним городам с памятниками архитектуры Гондер, Аксум, Лалибела, монастыри оз. Тана. Восхождения на горные вершины, скалолазание, каньонинг и рафтирг. Среди российских туристов, даже любителей Африки, не так много людей, посетивших Эфиопию в которой, в отличие от многих других африканских стран, остались места, не затронутые цивилизацией.

Выбор маршрута.

После экспедиции 1997 года была радость, что всё закончилось благополучно, но некоторое время спустя, появилось, а с годами окрепло чувство неудовлетворенности. Ведь сделать можно гораздо больше. Путешествие прошло настолько экстремально, что все кто уже был, как один отказались от участия в новой экспедиции. Оно и понятно. Хотя этот маршрут только первый шаг к освоению агрессивной среды тропических территорий, а судя по книгам влажные дождевые леса и их реки гораздо опаснее, даже на него довольно сложно решиться. Возможно, мечте побывать в джунглях Ю.Америки, на Калимантане или истоках Конго не суждено будет сбыться. И к этому есть предпосылки. Предложенные мной варианты маршрутов в нетрадиционные для нас регионы поддержки не получили. Некоторые из за стоимости, а иные из за страны или региона. Да тут еще и доктора рекомендовали воздержаться хотя бы на годок от высокогорья, чрезмерных нагрузок и волнений. Все одно к одному. Короче на год походы только лайт. А Африка то снится часто -часто. К тому же подошло время следующему поколению побывать в Эфиопии, а мне не нарушить данных обещаний и вернуться на интересный маршрут.

По Голубому Нилу впервые сплавились в 1968 году но, несмотря на столь давнюю историю освоения, он пройден считанное число раз (например, после 1997г. по информации от полиции поселка, т.е. людей собирающих с иностранцев деньги за посещение водопада и охраняющих ГЭС – всего четыре группы!). Похоже, эту реку прошло больше всего Россиян 22 человека, из которых 13 - рязанцы.

Мировое сплавное сообщество этот маршрут не жалует из-за обилия различной заразы, крокодилов, бегемотов, ядовитых змей и скорпионов, трудных порогов при большом расходе воды, каньонов и обилия вооруженных нищих по берегам – все это пугает. Но экспедиция не просто набор порогов на реке, а нечто большее! На мой взгляд, это комплекс неожиданных и неведомых трудностей и опасностей. Если понимание этого пришло, а личные возможности позволяют, то пора решаться на настоящее приключение – хотя бы раз в жизни. Допустимый порог неожиданностей этого приключения у каждого свой. Некоторым подавай на берегу дорогу, сосны, уже привычную обстановку, а некоторых привлекают не предсказуемые опасности Эфиопии. Так и был выбран маршрут, давнее неосуществленное желание и стечение обстоятельств.

В маршрутке мы заявили запасной вариант маршрута с началом сплава по Верхнему Абаю. От места, где его пересекает у поселка Durbete автодорога и с окончанием сплава у Португальского моста №2 с пешим выходом в поселок Мота. Вид равнины вокруг моста и густая жижа, текущая вместо воды сняли этот вариант как несостоятельный.

Рис.2. Верхний Абай в районе моста у поселка Dubrete.

Рис.3 Мост через Верхний Абай

Подъезд, отъезд и возможные аварийные выходы с маршрута.

В Эфиопию из России попасть стало просто, виза оформляется за десять минут прямо в аэропорту. Нужна фотография 3х4, заполненная анкета и 25$. Отечественного перевозчика на момент подготовки к походу не оказалось, а из всего многообразия иностранных компаний доставляющих страждущих отведать инжеру и получить малярию самая бюджетная – Турецкие авиалинии. Билет стоил 22450руб или 725$. Менеджер по групповым заявкам представительства компании в Москве Альбина прислала электронные билеты уже с местами. (495) 980 52 02 добавочный 104 до 107.

По сети Интернет заказали комфортабельный автобус от аэропорта до города Бахар-Дар на озере Тана. Mekonnen Getahun Managing Director Stone Age Tour Travel & Car Rental P.L.C Tel: +251(0)111187763/73, Cell: +251(0)911413839, email:info@stoneagetour.com Fax:+251(0)111187776 P.O.Box:11508 http://www.stoneagetour.com Addis Ababa Ethiopia

У этой конторы получилось дороговато, но надежно и комфортно 420$ в день за автобус даже с кондиционером. Адрес нам дал организатор поездок в Эфиопию «Макс Радуга».

Разместились в отеле Ghion Hotel по 30 быр за номер. 1$ = 12.5 быр.

Рис.4. Вид на номера отеля Ghion Hotel.

Вечером к нам подошел человек который с нами контактировал в 1997, зарабатывающий на туристах. Организовал нам экскурсию по озеру и транспорт на переезд к старту и объезд водопада. Конечно в глубинке цены поумереннее, Он берется в два раза дешевле доставить любое количество человек на озеро. Muluget из Бахир Дара, +251918765844 mulugetayi@Yahoo.com

Небольшая справка:

Та́на — озеро на северо-западе Эфиопии . Площадь — 2156 км², крупнейшее озеро страны. Максимальная глубина — 14 м. Озеро расположено на высоте 1830 м над уровнем моря. Около 50 рек впадает в озеро. Крупнейшая из них — Малый Аббай, иногда называемая Верхний Голубой Нил. Вытекает из озера река Голубой Нил (Аббай) . До сооружения плотины с гидроэлектростанцией в месте вытекания Голубого Нила у города Бахр-Дар , уровень озера менялся в зависимости от сезона. На озере имеется более 20 островов, на некоторых из них расположены христианские монастыри и церкви. В монастыре на острове Дага похоронены несколько эфиопских царей и императоров. На северном побережье острова расположен город Гондэр , бывший столицей Эфиопии в XV XVI веках .

Рыболовство является основным занятием для многих жителей побережья озера. Города Бахр-Дар и Горгора соединены паромным сообщением.

Рис.5. Вид на оз.Тана с одного из островов.

Рис.6. Рыбак на папирусной лодке.

Рис.7. Церковь на одном из островов оз. Тана.

Рис.8. Коптский крест в музее на оз.Тана.

Рис.9. Короны эфиопских царей 16-18 века в музее на оз.Тана

Рис.10. Каменный колокол в одном из монастырей на оз.Тана.

С ним также можно законтачить по походу на Текезе, если кто соберется. В этом году (август – сентябрь) там была группа, из какой страны я не запомнил. Туда надо ехать, когда сезон дождей еще не совсем закончился, так как водосбор долины прикрыт от муссона высокими горами и осадки стекают в бассейн Голубого Нила. Истоки Текезе в пределах доступа от БахарДар и можно туда перебраться – как запасной вариант.

На участке сплава от озера до водопада Tis Isat в случае серьезной аварии если тебя не сожрали, и ты добрался до правого берега то в 0,5 – 2км идет дорога к поселку и ГЭС. Трафик 3-4 машины в час. Остановится каждая. От города до водопада по дороге 35км. В поселке нет приличной лавки (пиво купить негде) и привычной для нас еды тоже нет, хотя мы купили живого барашка, а утром свежую рыбу. На этом участке проблем с окончанием маршрута нет.

Сплавляясь к Португальскому мосту №2 деваться уже особенно некуда. Минимум день пути в пос. Мота или назад к ГЭС, а при сплаве еще ниже до автомобильного моста выход с реки проблематичен. Дорога за довольно высокими горами в 3 - 4 днях пути.

Мы планировали закончить маршрут на дороге АддисАбеба – БахарДар (Шефартакский мост), но выше по течению китайцы строят новый мост и дорогу. Смысл плыть ко второму мосту пропал. Ущелье очень красивое. Много экзотической живности в реке и по берегам, но течение стало 4-5км/час и редкие шиверы с валами 2-3- к.сл. Нужен целый день на сплав, а могут и подстрелить или без злобы бросить камень с девятиэтажного обрыва. От такого попадания даже каска не спасет. Это самый глухой и дикий участок реки с совсем уж нищим населением. В недалеком прошлом самодеятельная европейская группа просто растворилась в этих диких просторах, а некоторые подвергались нападениям. Все группы в последние годы имели береговое сопровождение и вооруженную охрану. Нам так же настоятельно ее рекомендовали иметь, но согласились, что православным Россиянам все-таки можно путешествовать и автономно (если не столкнемся с исламскими боевиками). Нравы и опасности меняются ….

График движения по маршруту.

 

1 день. 02.10.2009

06-30 отъезд в Москву традиционно от Арктики

13-40 вылет из Шереметьево – 2 в Стамбул и Аддис-Абебу.

2 день. 03.10.2009

0-10 прилет в Аддис-Абебу – оформление визы, получение багажа. Переезд в офис встречающей транспортной компании, меняем деньги, в магазинах закупаем продукты и в 6-00 выезжаем в Бахар-Дар, куда прибываем в 18 часов.

3 день. 04.10.2009

Подъем в 7-00, 7-30 завтрак, в 8-15 на моторной лодке выезжаем на экскурсию по островным монастырям озера, в 14-00 возвращаемся и в парке отеля начинаем сборку катамаранов, в 18-30 все готово. Ужинаем и отдых. Солнце и жара весь день.

4 день. 05.10.2009

Подъем в 7-00, 7-30 завтрак, рынок, где закупаем овощи и джин. Переезд на начало сплава к автомобильному мосту. Сплав 9 км – пороги №1 и №2. Ночевка на правом берегу. Солнце и жара весь день.

5 день.

06.10.2009

Подъем в 7-00, сплав 16 км – пороги №3 - №10. Ночевка на острове у левого края русла – вынужденно встали рано, так как дорогу преградил бегемот. Трехтонный хозяин участка реки был очень недоволен нашим появлением. Отогнать не удалось и пришлось признать его правоту. Солнце и жара весь день.

6 день.

07.10.2009

Подъем в 6-00, сплав 14 км – пороги №11 - №16. От порога №16 пешком около километра до дороги, переезд за водопад Tis Isat к Португальскому мосту. Ночевка на правом берегу у начала спуска к мосту. Солнце и жара весь день. Всю ночь дождь до 8-00.

7 день.

08.10.2009

Подъем в 8-00. Экскурсия к водопаду, разведка каньона, экскурсия к старинной церкви. Пеший спуск к мосту и в каньон к воде чуть ниже моста. Сплав по протяженному препятствию №17(маловодный каньон и после слияния с водой идущей через ГЭС большерасходный каньон с порогами средней сложности), порог №18. Ночевка на левом берегу в 5-6км ниже правого притока. Днем солнце и жара, а в 16-00 ливень который с небольшими перерывами шел всю ночь.

8 день.

09.10.2009

Подъем в 7-00, сплав до входа в Большой каньон 22км. Пороги №19 и №20. Разведка каньона. Ночевка на правом берегу чуть выше входа в каньон.

9 день.

10.10.2009

Подъем в 7-00, обнос входа в каньон №21/ 1 – 100 - 150 м – спуск к воде, сплав в каньоне №21/ 2 - 5-переворот. Ночевка на левом берегу высоко над водой. Солнце и жара весь день. Часть ночи дождь.

10 день.

11.10.2009

Дальнейшая разведка каньона, поиск и покупка в деревне жердей для восстановления катамарана и большого кувшина для приготовления пищи. Солнце и жара весь день. Всю ночь дождь.

11 день.

12.10.2009

Подъем в 7-00, сплав в каньоне №21/ 6 - 8 и обнос вещей за №21/8. Ночевка на правом берегу. Экипаж поломанного катамарана обнос к 2-му Португальскому мосту. Ночевка на левом берегу. Солнце и жара весь день.

12 день.

13.10.2009

Подъем в 7-00, сплав выходной ступени №21/ 8 и 2.5 - 3км каньона. Разведка каньона по левому берегу и ночевка на полочке у воды в устье ручья. Восстановление катамарана и разведка каньона вверх до правого притока и вниз. Ночевка там же. Солнце и жара весь день.

13 день.

14.10.2009

Подъем в 7-00, сплав №21/9,10 и каньона до моста. Дальше каньон продолжается еще около 10 км, но пороги несложные. Всего от моста прошли 40км. Ночевка на полочке левого берега в устье притока. Становились в сумерках. Места с опасным населением. Солнце и жара весь день.

14 день.

15.10.2009

Подъем в 5-00, перекус и еще в сумерках начало сплава (местные чуть-чуть опоздали и дико орали, расстроившись, но до отхода к реке спустится, не успели). №23 участок сплава 80км до строящегося автомобильного моста и дороги. В 15-30 в кузове грузовика отъезд в поселок строителей и дальше на двух джипах в поселок Mekane Selam, всего больше пяти часов. Ночевка в гостинице поселка. Солнце и жара весь день.

15 день.

16.10.2009

Выезд в 9-00 на автобусе в Dese (142 км) по серпантинам высокогорья, там пересадка на другой автобус до Аддис-Абебы (410 км). Полный день и всю ночь в автобусе. Днем даже на солнце холодно, ехали выше 3500м.

16 день.

17.10.2009

В 8-00 приехали в Аддис-Абебу, разместились в гостинице. Помылись, поели и экскурсия по городу. Музей, рынок, сувенирные лавочки. Упаковка снаряжения. Ужин в ресторане с живой музыкой и национальными танцами. Переезд в аэропорт. В 01-10 вылет в Стамбул и Москву. Солнце и жара весь день. В 12-40 посадка в Шереметьево-2. Получаем багаж, садимся во встречающий нас автобус и в 18-30 разгружаем снаряжение в Арктике. В 18-45 сел на кухне за стол. Экспедиция закончена.

 

Выводы и рекомендации.

 

Данный маршрут, по моему мнению, соответствует российским требованиям 6 к.сл. и международным (5). Имеет различные по характеру участки с большим набором локальных и протяженных препятствий, интересную природу, возможность ознакомиться с труднодоступными районами страны. При наличии времени позволяет посетить культурные и исторические объекты. Но рекомендовать его можно только сплоченной группе с духом авантюризма и опытом нескольких совместных экспедиций. Для больших катамаранов срок с середины сентября по ноябрь, а для мелких судов не раньше середины октября и по январь. Весной будет очень много заразы и мало воды. Летом муссон с сильнейшими ливнями и безумный расход воды.

Обязательно надо иметь хорошую аптечку, проконсультироваться у специалистов по тропическим болезням и сделать прививки. Для пребывания на маршруте надо профилактически принимать медикаменты от малярии (Лариам - те, кто его не пил заболели малярией, хотя принимали Делагил).

Нужно иметь емкости для питьевой воды, систему фильтрации и обеззараживающие средства. Здорово помогает горелка так как, с дровами неважно, хотя они есть везде. Зеленые горят плохо (да и рубить особенно не желательно), а сушняк тщательно собирается местным населением. Все продукты и почти все мелочи можно купить в столице, поэтому кроме специального снаряжения и личных вещей ничего брать не надо. Вполне приличные и недорогие сигареты, а джин местного производства отличного качества. Еда сельского населения (и в городских харчевнях), для нас не вкусная.

Основное блюдо это Инжера - блины из муки просяной культуры, которые макаются в Вота - отвар из специй на растительном масле, куда может быть добавлено все, что угодно. Жуткая вещь. Выращивают горох, кукурузу, фасоль и овощи, но купить можно только в городах и крупных поселках. Растут бананы, апельсины, манго и много других экзотических фруктов. Кофе начинают готовить по столовскому типу, плохой и отведать настоящий Эфиопский стало трудно.

Как везде мешает языковой барьер, не понимание их обычаев, законов, уклада жизни. Даже язык жестов очень сильно отличается от нашего. Письменность и цифры - свои знаки, нам неведомые.

Вдоль большей части реки тропы нет, так как территория поделена между кланами. Граница жителям более слабой общины для пересечения не желательна, хотя стало не так строго как 12 лет назад. Поэтому население знает участок реки очень маленький и совершенно не ведает, что выше и что ниже по реке. Хорошо было показано и рассказано только вокруг водопада.

На реке за две рязанские экспедиции остались не пройденными: водопад Tis Isat (40 м. 6к. сл.), часть каньона длинной 1-1.5 км от водопада до Португальского моста №1 и входные 100 - 150 м. "Большого каньона" (6к. сл.). Теоретически эти препятствия проходимы на каяках, но мало кому по силам, а водопад и две негабаритные узости для катамаранов точно не проходимы. Друзья, всем удачи!

 

Техническое описание маршрута.

 

Пройденный маршрут разбивается на очень непохожие друг на друга участки. Это как три совершенно разных реки:

Первый: от озера Тана до водопада Tis Isat - около 39км.(4+)и 6(max)

- каньон от водопада до правого притока – 6км.(3) и 5(max)

- ущелье от правого притока до входа в "Большой каньон" – 30км.(4-) и 5(max)

Второй: «Большой каньон” до 2-го Португальского моста - 26км.(5) и 6(max)

Третий: ущелье от 2-го Португальского до автомобильного моста 120км.(3) и 4-(max)

В этом отчете несколько изменена нумерация препятствий (относительно 1997года) и поскольку катамаранные группы в скором времени там вряд ли появятся, а каякеры все-таки иногда бывают то оценку сложности отдельных порогов и целых участков реки попытаюсь сделать, как это принято во всем остальном мире.

За годы накопился довольно большой опыт сплава по рекам различного типа с международной оценкой сложности. Она ничем не лучше и не хуже нашей, но в ней нет порогов 6(А-Б-С) кат. сл. которые порой проходятся без осмотра, а есть понятная всем 6 - означающая, что препятствие потенциально может быть пройдено, но при массе благоприятных стечений обстоятельств, и не часто и не на каждой даже сложной реке такие есть. Например, на таких известных реках как Муксу и Ойгаинг нет порогов 6к.сл., на Куршабе один, на Аруне и Г.Ниле по два…Прохождение шестерочного порога это событие и может быть целью всей экспедиции или выезда. Вот с этих позиций даю свою субъективную оценку. Есть еще “Веселый Роджер” но это непроход.

Есть еще один вопрос по реке. Не нашел, данных расхода по месяцам на верхнем участке а только сток в кубокилометрах за год. Его вычисляют по осадкам бассейна озера и испарению. Мы на паре порогов, где видна ширина реки, замерили скорость катамарана по GPS и получили:

- на пороге №1 – 41,8км/ч если принять ширину потока за 75м, а глубину за 0,5м то получаем расход 435м3/сек;

- на пороге №21/5 – 59,8км/ч х 15м х 3м (уровень воды на 1-1,5м выше, чем в 1997, а еще 1-1,5м ниже то должно быть) = 747м3/сек. Наверно понятно, что, беря по минимуму расход воды все равно очень большой.

Первый участок: это широкое плато с отдельными холмами, по которому река большей частью течет многими протоками. Острова покрыты колючими кустарниками и деревьями, а в низких местах еще и тростником. Там, где течение замедляется, русло зарастает папирусом, растущим прямо из воды. Такие заросли совершенно непроходимы, т. к, глубина воды местами превышает человеческий рост, а высота стеблей 3 - 5метров. Сплав и разведка проходит в коридорах с ограниченной видимостью всего несколько метров.

Рис.11. Условия разведки на верхнем участке сплава.

Препятствия этого участка: водопады в протоках от 1,5 до 7 метров, осложненные или нет шиверами и скальными выходами под сливом. Некоторые препятствия это - одиночные водопады, а есть, когда в пороге последовательно идет несколько водопадных сливов, часто разделенных спокойным течением. Некоторые ступеньки имеют заварные котлы. Если туда попасть без катамарана или неудачно на каяке то может держать, так как глубина под водопадом почти всегда большая, а ступеньки это отвесные уступы. Трехтонные катамараны местами придерживало и “пожевывало”. Очень опасны в сливах торчащие острые скалы из пористых пород вулканического происхождения и при воздействии воды не становятся гладкими, а остаются все время как рашпиль. Если рассматривать протоки Нила как отдельные реки и сравнить их, с известными маршрутами, то аналогов почти нет. На большинстве рек пороги доступны для осмотра с берега, а в протоках его часто нет. Напрашивается вывод – квалификация каякера для прохождения Голубого Нила требуется очень высокая. Так же есть реальная опасность быть “сожранным” или укушенным, что технической сложности не прибавляет, а вот расслабляться на плесах между порогами, где полно крокодилов, бегемотов, змей и где эта вероятность наибольшая не дает. Я всегда выбирал (из увиденного) самую безопасную линию движения. Сложность пишу по ней, а в сторону усложнения почти всегда можно было выбрать другую протоку или другой путь, так как в разных протоках высота и количество сливов различна.

В этом походе опорным был выбран левый берег, поэтому часть препятствий получилась другой, ширина русла местами доходит до километра, что не позволяет охватить даже взглядом, а не то чтобы разведкой все протоки. В целом этот участок можно оценить как 4+(5-)к. сл. Уровень воды высокий (больше чем в походе 1997 года). Сплав начат от моста в г. Бахар-Дар, что в 2км ниже озера.

Рис.12. Место старта.

4 день. 05.10.2009

№1 (4-)4 “Горка”. Находится в часе сплава от моста в Бахар-Даре. Широкая река плавно течет в низких и сильно заросших папирусом берегах. Очень много различных птиц, а в затонах бегемоты и крокодилы. Ориентиром порога может быть холм, на ЛБ который огибает река. Спокойная чалка к ПБ и удобный осмотр. На плавном левом повороте в невысоких скальных берегах единый широкий поток. Мощные проносные бочки и валы. Перепад около 5-6м на 100м, замеренная скорость катамарана в пороге была 41,8км/час. Проходили тандемом ближе к ЛБ, третий катамаран страховали с воды. Ниже еще две несложных ступени проходили тремя судами одновременно.

Рис.13. Порог «Горка».

№2 (4)4+ “Амфитеатр”. Водопадная ступенька через все русло высотой 6-7м. Находится в 2,5км от первого порога. Ориентир – холм, на ЛБ на который река как бы падает. При подходах оба берега, сильно заросшие папирусом и недоступны для высадки. Когда становится видно падение воды, то можно уйти только в протоки ПБ – заводящие в водозабор на поля. Вернуться на 1-1,5км против течения и зачалиться к ЛБ трудно и лениво. Фактически провели по каналу и протокам, которые за 200-300м полого отрабатывают перепад. Рядом населенка и набежало много местных. Встали ночевать на острове бугром на 200-300м ниже порога. У ПБ. Стоянка 1997 года на ЛБ оказалась затоплена т.к. воды больше. Для эффектных снимков надо на подходах к порогу за 1- 1,5км пристать к ЛБ, подняться на холм для разведки. По нашей воде проход был в центральной части водопада (при меньшей воде прохода через торчащие скалы не было). Можно сделать очень эффектные кадры. Самые правые и левые протоки заросли и стали недоступны для сплава т.к. вода к ним идет прямо через заросли.

 

Рис.14 – 15. Порог «Амфитеатр».

5 день. 06.10.2009

Ниже река больше километра течет мощным потоком вдоль высокого ЛБ, ПБ низкий и далеко, заросший папирусом и кустами. В правую сторону отходит веер узких проток. До следующего порога километра два. В затонах полно живности.

№3 4(4+). На правом повороте в русле метров 500 шириной имеет несколько вариантов прохождения.

Вариант 1997- проходили ближе к Правому Берегу. Там несколько скальных выходов образуют серию ворот и невысоких сливов. Всего четыре гряды. В малую воду этой протоки, наверное, не будет. А останется только центральная, что в ней, из-за растительности не видно. Дальше идет участок без ориентиров, т. к, ширина русла большая и нет коренного берега, все заросло тростником, видимость ограничена, много проток.

Проходили вдоль Левого Берега по водопадным ступенькам с заварными котлами и торчащими острыми скалами в водопадиках (не сливы, а именно водопадики). Коренные берега за зарослями и недоступны, правый совсем невиден – далеко. Масса проток.

 

 

Рис.16 -18. Порог №3

Такие участки со ступеньками, которые нельзя осмотреть проходили следующим образом: первый катамаран прыгает без осмотра. Два других цепляются к зарослям, и им по радиостанции передается, куда нужно прыгать. Страховка с воды.

Через пару километров порог №4 в прошлом отчете не выделенный т.к. вслед за №3 проходился вдоль ПБ по второстепенным протокам без высоких ступенек.

№4 4(4+). Протяженное препятствие с несколькими ступеньками и поворотами протоки, по которой шли (вариантов прохождения несколько). На подходе широкое русло с кустами, растущими из воды. Ориентиров нет. Пошли по второй с лева протоке, в которую слив поменьше (без осмотра). Прямо коренной берег, а вода поворачивает на право. Чалка и разведка следующих ступеней простые по ЛБ. После водопадов на Тишах много крокодилов, а на берегу черных нильских варанов длинной метра полтора (громко шипят, мол, не подходи, а потом убегают). Вторая ступень на фото, ниже наша протока сливается еще с одной на левом повороте. Дальше прямой участок мощнейшей шиверы с двумя водопадными ступеньками. Поток широкий, проходится вдоль ПБ (страховка с ЛБ бесполезна – далеко). ПБ из за растущих прямо из воды зарослей не проходим. После разведки шли одновременно тремя судами.

 

Рис.19 - 20. Порог №4

Примерно через полкилометра идет череда ступенек порогов №5 и 6 сложностью 3+ (4-).

Рис.21. Пороги №5 - 6.

И за крутым ЛП несложный для прохождения и удобный для разведки порог №7 (3), который надо проходить вдоль ЛБ.

Рис.22. Порог №7.

Дальше порог №8 (5-) “Ловушка”. Река сильно расширяется, расходится на протоки и ПБ скрывается за островами и зарослями. Уперлись в стену папируса и кустов. Высадились на ЛБ по которому осмотрели самую левую протоку (уже вторая к осмотру недоступна). Узкая протока в папирусе падает 6-7 метровым отвесным водопадом в щель с торчащими скалами. Для катамарана негабарит (обнесли 150м по ЛБ) на каяках вполне проходим (5-). Следующие протоки для осмотра недоступны и с разных сторон через кусты падают в большую чашу-котел между заросших отвесных скал узкими отвесными водопадами 5-6м. Большим катамаранам можно пробовать проходить после сложного и трудоемкого осмотра, каякерам в пене посложнее будет (5).Еще правее из за скал и зарослей выходит большая протока, ступенька, в которую не видна (котел во второй протоке виден только с воды от острова после обноса и старта). Ниже по течению справа впадают еще протоки (в 1997 проходили где-то далеко справа) и река веером расходится ну в очень широком русле.

Начинаются ступеньки порогов №9 и 10 4-(4) ориентиров у которых нет, и проходятся все ступеньки без перерыва (берегов нет). В тоже время назвать этот участок одним препятствием тоже нельзя. Причалили к пробитому в зарослях коридору, ведущему к ЛБ. Их протаптывают бегемоты, выходя от реки кормиться (у кормы опустил весло, дна нет, перелез на нос и десантировался в болото – глубина по грудь, добрел до берега, на глине отпечатки диаметром 25-30см, густые заросли не позволяют уйти в сторону, вышел к полям, по краю которых можно пройти, ушли далеко, через заросли удалось высмотреть, что первую ступень нужно проходить ближе к ЛБ, а потом уходить в правые протоки – за осмотр: бегемот в 5 шагах, крокодилы в 10 шагах, нападал здоровенный бык, укусила какая-то летающая тварь типа осы, прошел через местную крапиву, которая жжет через одежду, был искусан кровососами и муравьями, а когда подбредал к катамарану мне сказали: поосторожнее тут змея вокруг ката крутится и пытается на него залезть...). Всего один осмотр, а эмоций куча. На фотографиях представлены две ступеньки, а ниже протока вывела к небольшому расширению, в середине которого бегемот, решивший нас не пускать через свою территорию. Трудно спорить с трехтонным апанентом если он не идет на контакт. Отогнать и договориться не получилось и пришлось раньше времени встать на ЛБ на ночевку.

 

Рис.23 - 24. Порог №9

Рис.16. Порог №

Рис.26. Сердится.

Идеальное для лагеря место. Кажущейся коренным берег оказался островом, а еще левее есть еще протока, ПБ невиден и недоступен. Ночью зверюга ходила вокруг лагеря, а утром ушла покушать, тут мы и проскочили бесплатно через кордон.

6 день 07.10.2009

Много проток, шиверы, небольшие сливы. Река постепенно выдавила нас к правому берегу, как и в прошлый раз (хотя мы сопротивлялись и хотели пройти вдоль ЛБ). Правый приток ориентир порога №11 4-(5) “Канализация”.

Протоку, которую мы прорубили, в прошлом походе размыло и расширило, проходили (мне так кажется) ей же. Потому, что протока начинается вдоль высокого ПБ, и после участка зарослей идет через лавовые скалы изменения, в которых происходят за столетия. Левее разведка показала непроходимые для катамарана водопады на скалы с застрявшими деревьями. На каяках потенциально проходима (5). На фотографии протока упирается в заросли и дальше между деревьями начинает круто падать. Скальный выход разделяет поток на две части. Надо попасть в ПП которая поворачивает направо и превращается в горку с каскадом мелководных бочек и сливов, постепенно вырождаясь просто в шиверу. Наш путь (4-).

Рис.27. Вход в Порог «Канализация»

Рис.28. Выход из порога «Канализация».

Дальше участок без ориентиров с множеством проток.

Пороги №12(4-), №13(4) под ключевым сливом подкусывает, и первое судно страховали с берега, а остальные с воды, №14(4-) и №15(4-)

 

 

 

 

Рис.29 – 31. Порог №13

На фото последний слив порога и дальше в 100м порог названный в прошлом отчете Цунами, теперь узнали, что он имеет местное название.St.George. Его и надо оставить.

Рис.32. Последний слив порога №15

№16 (5-) “Водопад Святого Георгия”. Величественный и опасный порог с большим перепадом. Ниже водопадной ступеньки почти в середине русла остров, с которого осуществлялась страховка и эффектная фотосъемка. Попадание без катамарана или каяка под “водопадик” почти наверняка приведет к смерти. Ниже острова еще две небольшие ступеньки, которые на фоне монстра смотрятся так себе, но отдельно плывущий человек живым может и не пройти. Они держат. Порог проходили одним судном, занеся на страховку катамаран и страхуя от острова с воды. Напротив слива стоял человек со спасконцом (на всякий случай) который сделал обалденные снимки (Алексей). Шли левой частью потока. Стартовали от ПБ. Траверс и в левой части мощный слив с бочкой, дальше на горке уход от прижима на скальный выход и отвесная ступенька. Проходил самый длинный катамаран с экипажем: Николай-Дмитрий и Алексей-Антон. Два других, экономя время, не проходили.

Рис.33. Порог «Водопад Святого Георгия», вид на цент и правый край.

Рис.34. Порог «Водопад Святого Георгия», в первой ступени.

Рис.35. Порог «Водопад Святого Георгия», прыжок.

Рис.36. Порог «Водопад Святого Георгия», после прыжка.

От порога по тропе к автодороге около километра. Челноком перенесли снаряжение и катамараны. Работает сотовая связь.

За три ездки перевезли катамараны и снаряжение к Португальскому мосту №1. Последний катамаран привезли уже в сумерках. Лагерь разбили на поляне у края каньона. Купили барашка и отметили завершение первого этапа.

Рис.37. Первый Португальский мост.

Участок от озера до водопада можно рассматривать как отдельный легко доступный маршрут. Если пороги проходить, а потом заносить назад и проходить другими протоками то можно набрать сильно за сотню километров и просто супер сложность. На этом участке более чем своеобразная природа ни на что не похожая с обилием всякой живности. Особенно много различных птиц.

Хотели взять ружьё и поесть крокодила, но купить лицензию не удалось. На этой реке охота не приветствуется. Если удастся собрать группу на р. Омо то там охота разрешена на все, что шевелится.

Водопад Tis Isat (6) в литературе 40-45м, хотя визуально меньше девятиэтажки. После ввода в действие ГЭС водопад потерял свою красоту. Осталось жалкое напоминание о былом величии. Почти вся вода уходит в канал электростанции и каньон, ниже водопада стал маловодным. С отвесного уступа поток падает в большую лужу, из которой еще один узкий водопад №17/1. 4(5), высотой 7-8м.

Рис.38. Водопад Tis Isaat и порог №17/1.

Ниже в каньоне еще ступенька 1,5-2м и перед мостом коридор с узостью в стенках. Ширина меньше 2-ух метров №17/2.(4-) и вписаться в нее не так просто (для катамарана негабарит). Вечером начался дождь, и с перерывами шел всю ночь и утро.

Рис.39. Вверх по течению от первого Португальского моста.

7 день. 08.10.2009

Ждали окончание дождя и встали попозже, чем обычно. Когда земля подсохла, отправились смотреть водопад. Дежурные купили живую рыбину. Пришлось устроить второй завтрак или ранний обед. Спустили все снаряжение к воде и начали сплав по каньону.

Рис.40. Спуск вещей ниже первого Португальского моста.

Ниже моста есть сужение до 3-х метров с прижимом №17/3.(3) с увеличением расхода в реке сложность будет увеличиваться. Дальше речушка мило журчит по дну каньона до ГЭС, после которой могучий поток в отвесных стенках с валами, бочками и поганками №17/4.(4-) до правого притока которым каньон заканчивается.

Рис.41. Вниз по течению от первого Португальского моста.

На левом повороте скальные выходы, валы, бочки. Осмотр по ЛБ. Одиночный простой порог №18.3+(4-) можно назвать по притоку Тволь. На ПБ в устье притока удобное для ночевки место (стояли в 1997) но рядом населенка и много местных. Мы пошли дальше. С местом для лагеря проблем нет. Встали на ЛБ рано т.к. начался сильнейший ливень с встречным ветром. Стало темно, холодно и страшно. Дождь с небольшими перерывами шел до утра.

8 день. 09.10.2009

Правым притоком начинается примерно 30-и километровое ущелье до входа в Большой каньон. В целом препятствия участка не сложные и проходятся без осмотра тандемом. Выделяются два порога, которые заслуживают упоминания. Твердых ориентиров нет, но оба четко выделяются из фона и оба легко осмотреть. №19.(4) “Пенсионный.”

« Из 1997. Скальная гряда через реку, в которой промыты три прохода. Образовались три острова, между которыми водопадные сливы, большой уклон, зубья в потоке, бочки. Основная протока правая, с перепадом 3-4 метра. Осмотр с левого высокого берега издалека и снизу. Страховка без обноса судна не эффективна. Проходили ближе к правому берегу ».

Воды сильно больше и ступеньки залило, но бочки мощные. Прошли порог тремя разными вариантами. Молодежь в правую – основную протоку по самым большим бочкам и валам. Длинный катамаран во вторую с самой замысловатой линией движения. Ветераны в четвертую протоку (только в паводок появляющуюся) в узкий и косой водопадик ?м падающий между скал в пенную яму. Дальше коридор в скальных стенках – плавный заход, ступенька, плавный выход. Порог срабатывает одним маловодным падением. Прыгнули и левый баллон провалился в пену, а правый на скалах (коридорчик оказался чуть поуже нас). Встали на ребро, головами уперлись в стенку и так прошли всех развеселив. Шли одновременно, встретившись на слиянии проток. Дальше просто длинный быстроток.

№20 (4-). На прямом участке ступенька забитая снесенными деревьями вдоль левого берега (проходили в 1997, теперь непроходим). Правее водопадные ступеньки в узкие заросшие протоки с крокодилами. Вдоль ПБ узкий канал по дуге метров 200 с несколькими ступеньками, узостями и нависающими деревьями.

В конце участка появляются блестящие черные скалы, крутой левый поворот и в конце прямого участка видно, что река проваливается в узость, промытую в черной лаве. Чалка спокойная в 150м от входа в каньон к большим деревьям на ПБ – лучшее в округе место для лагеря. Если ночевать не надо, то можно зачалиться в правое улово прямо перед входом. Дальше на ПБ стоянок нет (места сколько угодно, а к воде спуски проблемные или совсем нет). Следующая удобная стоянка в устье большого ЛП но туда можно доплыть только после разведки участка (ПП в щели каньона и падает в Нил водопадом).

Второй участок “Большой каньон” №21.(5).

В нем выделяются входные два километра и выходные восемь километров, представляющие предельно высокую опасность для жизни, это препятствия высочайшего уровня и к тому же все происходит в отвесных стенках каньона при гигантском расходе воды. Обязательна сложная и утомительная разведка этих участков по верху каньона, для оценки проходимости в каждую конкретную воду. Средняя часть проще, хотя все равно это каньон и сложность в зависимости от уровня воды от (4-)до(4+) с малым числом мест, где можно из него выбраться. Предполагаю, что техническая сложность всего каньона при малой воде может оказаться выше (появится масса узостей и непроходов), но опасность для жизни будет гораздо ниже. Что творится во время муссона, например, в июле-августе просто страшно и невозможно себе представить.

9 день. 10.10.2009

День начали обносом катамаранов и вещей ниже входного участка.

Немного ниже начала сплава узость, через которую переброшены не ошкуренные стволы деревьев и получился мост. Большая тропа. Много местных и обнестись в предыдущий день было нельзя (все растащат). Мне заметно, что населения вдоль реки стало намного больше. Появилось больше скота и полей. Люди выглядят менее изможденными и их стало много больше. На участке Б.каньона видимо перебили всех обезьян и гиен. Невидали и не слышали, а было очень много. Пропали ловушки, нет убитых и повешенных на деревья вокруг полей обезьян. Уровень жизни повышается.

Начинается каньон сужением русла. Река промывает черное лавовое поле и с большим уклоном уходит вниз. Через 100- 150 метров высота стен уже больше десяти метров. Во входной части есть сужение до 2 метров. В узости сильный навал с большого водяного "пузыря", к нависающей правой стенке. Дальше весь поток упирается в поворот левого берега под 90* направо и затем сразу на 90* налево. Расширяется и упирается в скалу, выступающую с правого берега. Сильный прижим в промытый карман под скалу.

Рис.42. Начало Большого каньона.

Справа в расширении улово, из которого начали дальнейший сплав. Это единственное место во входном каскаде, где стенки не отвесные и непроход остался выше.

N21/1.(6). Входные 100-150 метров в каньон. По нашей воде непроходимы. При низкой воде будет минимум три высоких водопада в узостях. Представить, себе как это будет выглядеть мне сложно.

Майк Джонс его обносил и еще метров на 300-400 ниже. Конечно, это было давно, но данных о прохождении нет, и верится с трудом, что кто-то на это решиться.

Сплав начинается прижимами и поганками в довольно узком коридоре из улова, спуск в которое со страховкой веревкой (не отвесный, но крутой).

N 21/2. 4(при уменьшении расхода предполагаю до 5+). Сильный прижим под скалу правого берега. Проходится с большим трудом. Опасен. Все в скальных стенах, высота

которых быстро растет. Большой уклон. Без страховки. В 1997 проходить было сложнее.

N 21/3. 4(при уменьшении расхода предполагаю до 5+). Сильный прижим под скалу левого берега в русле не шире 10 метров. Находится метрах в 70-80 ниже предыдущего. В 1997 проходить было сложнее.

N21/4. 3 (при уменьшении расхода 5+). Была бочка в отвесных скалах при малой ширине русла от стены до стены. (1997). В 2009 вода сильно выше, затопила слив и вышла на береговые полочки. Ширина потока увеличилась, и появился простой проход по правому краю. При предварительном осмотре смотрится более мягко, чем есть на самом деле.

Страховать негде. Проходить при меньшей воде не рекомендую.

Рис.43. Порог №21/4.

Прохождение первого судна условно страховалось с берега в небольшом расширении в

сотне метров ниже, а двух других с воды. Дальше идет участок быстротока с валами. Каньон. Стены отвесные и нет возможности прекратить сплав. Впереди начинается сужение.

N 21/5. 5-(5). В начале сужения рухнула часть левой стены куда можно пристать (что и было сделано). Подняться из каньона можно только по брошенной с верху веревке.

(В сужении, через рухнувший материал слив метра 3 и пенная яма. Поток уходит в промоину под правую стенку, выходит из-под навеса метров через 10 и уходит под скалу левого берега. Из левого берега на 1,5 м торчит скальная плита. Вода, отразившись от левого берега, бьет опять в правый. Все это на 60-70 метрах. Стены высокие и нависают над коридором так, что сверху воды не разглядеть, а глядя вверх по течению, все выглядит не так ужасно, как оказывается. Так было в 1997).

В 2009 вода сильно выше и поток на заходе пошире, слив залило, и появилась возможность проскочить левее бочки только чуть задевая одним баллоном край. Хаотичные валы, на заходе свал под ПБ ниже под ЛБ. Первым прошел длинный катамаран, ударившись кормой о выступ ЛБ и ниже встал на страховку. Меньший катамаран (на фото) развернуло в бочке, но прошли без касания стен и встали на страховку (визуального контакта нет только радиосвязь).

Рис.44. Порог№21/5. Входная бочка.

Рис.45. Порог№21/5. Проход одним из катамаранов.

Мой катамаран ниже бочки развернуло на валах и прижало правым бортом к ЛБ так правым баллоном вниз нас и затолкало под берег (страховка говорит, что через 5-6 секунд трехтонник скрылся в кармане), а если в начале трубы попасть под ПБ то экипажу конец.

Могучий поток протащил катамаран под скалами вдоль стены, сломал две поперечины и продолину, разорвал часть вязок и материал центрального горба, почти утопил зажатых между баллонами и скалой правых гребцов и напугал страховку, которая сработала на пять балов. Экипаж меньшего катамарана собрал людей (Вертикальное перемешивание настолько сильное, что держась за катамаран и попав в водоворот, я был оторван и ушел на глубину до боли в ушах. Под водой в меня ткнулась пустая канистра, которую схватил и ниже по течению она мне помогла быстрее всплыть, где меня поймали второй раз.). Больший затолкал перевернутый катамаран в улово метров на сто ниже переворота, где и зачалились на скалы ЛБ.

Рис.46. Порог№21/5. Через несколько секунд произойдет киль.

Отдышались, полечились (Касимычу разбило голову, у меня стало плохо с сердцем), перевернули кат. Наверх из этого места вылезти по гладким нависающим стенам невозможно, пришлось сплавиться ниже до расширения между притоками.

Рис.47. В каньоне.

С правого берега водопадом впадает речка, а с левого тоже водопадом ручей и под стенами есть площадка. При помощи веревок вытащили разломанный кат наверх и в неудобном месте уже в сумерках на склоне разбили лагерь. В разорванной поньке была вся кухня – фильтр, котлы, пила, топор, соль, специи и т.д.- началось выживание. Хорошо хоть оба рюкзака плавающие и были пойманы (потерь личных вещей не произошло).

Вечером, как густое какао кипятили воду и готовили в нескольких стальных мисках. Следующий день решили посветить хозяйству, ремонту, лечению и дальней разведке. Большинству дневка. Любители футбола позвонили в Рязань и узнали о проигрыше. Был затребован доппаек джина и немедленно уничтожен. Ночью дождь.

10 день. 11.10.2009

Утром отправили партию искать населенный пункт с целью купить емкость для приготовления пищи, и жерди для восстановления рамы катамарана. Другая отправилась на дальний осмотр каньона.

Рис.48. Каньон.

Рис.49. Условия разведки а каньоне.

Металлических емкостей в найденной деревне просто нет. Каменный век и все из глины даже сковородки. Единственный металлический и мятый маленький ковшик, в котором себе варит кофе староста деревни. Нашли и купили древний кувшин (в деревне их было всего два, а домов то 16 и живет больше сотни человек).

Рис.50. Кувшин - спаситель.

У дома старосты посажены деревья, там срубили три эвкалипта. Все это за 750 быр. Договорились с местными о переносе катамарана к Португальскому мосту №2. Троим, по состоянию здоровья плыть нельзя, да и неначем, а два катамарана не нарушая правил, могут продолжить сплав. Замен решили не делать, а оставить экипажи как есть. Весь день ужасная жара. Воду кипятили в мисках, а когда под вечер принесли кувшин, то сварили еду и вдоволь воды. Начался дождь, и питье на следующий день Алексей уже кипятил под ливнем. В этом процессе последнюю песню сыграла напрочь разломанная гитара. Отлично и жарко горит. Всю ночь бушевала непогода.

11 день. 12.10.2009

Утром одна из палаток оказалась в глубокой луже. Все промокло. Хорошо, что даже ночами градусов 25. Из местных, подряжавшихся нести катамаран, вечером пришел только один, но с целым семейством. Долго терли, не понимая друг друга. Начали портить нервы, и пришлось прибегнуть к проверенной тактике. Показываем деньги, которые можно получить и, взяв рюкзаки, уходим вверх по склону, мол, и без вас обойдемся.

Сплавные экипажи сушились на тропическом солнце и укладывались.

До тропы метров 200 по вертикале и с километр по расстоянию. Что вы думаете? Баллоны нас обогнали. Вот что Быр животворящий делает. По тропе “ножки” катамарана побежали еще быстрее, а все работающие на полях присоединялись к процессии. Получилась октябрьская демонстрация или крестный ход, что по сути одно и тоже. Две огромных оранжево – черных сигары. Четверо европейцев обливающихся с похмелья потом, но при этом бегущих трусцой с мешками, а во главе забега босой авторитет с калашниковым, который весомо улаживал все проблемы с хозяевами затаптываемых полей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.51. К нам не подходи, спешим однако!

 

Быстро пришло понимание, что пробежка по горам на жаре не по силам и надо дать заработать и другим из эскорта. Только Касимыч, как настоящий горец, мужественно донес свой рюкзак сам. Всю дорогу показывая, что мы и сами справимся если что. Тропа идет через поселки и далеко обходит каньоны притоков, проводники (часто меняясь) вели прямиком по полям, срезая петли. Местами шли по кромке Нильского каньона. Большой ЛП перешли в брод. Река граница общин. Опять терки.

Рис.52. Переправа через ЛП при обносе.

Подошла плывущая команда. На реке пройдено два порога, участок №21/6. (4). Вода очень большая. Есть полочки, но выйти из каньона без помощи с верху и снаряжения малореально. Одиночный заплыв по каньону в паводок по водоворотам, поганкам, бочкам – это путь на небеса.

От притока километров семь - восемь серьезных препятствий нет, локальные бочки, прижимы, валы, не требующие сложного маневра. Каньон без выходов наверх. Сплав тандемом. Сложность участка (4-).

В конце прямого участка на ПБ очень характерный ориентир – скала в виде пальца и спокойная чалка к ПБ. Поворот воды на лево сужение и река уходит за крутой ПП.

Рис.53. «Ориентир» и начало порога №21/7.

Это порог №21/7. 4+(5-). На повороте сужение до 10-15 м и водопадная ступенька 1,5-2 м через всю реку с бочкой. Осмотреть порог с ПБ не получается, осмотр возможен только с ЛБ. Проходить надо по левому краю, где слив пониже и бочка поменьше. Дальше свал воды под стену ПБ. Первое судно без страховки все происходит в отвесных стенах. Связь по радио.

После поворота на право около километра фоновый сплав 4(4-) и спокойная чалка на ПБ для осмотра порога №21/8. (5+). Он на плавном правом повороте, длинна 300-350м, перепад большой. В русле скалы, череда сливов, мощнейшие бочки, прижимы. Несколько боковых свалов потока в сифоны. В конце порога двухметровый слив с глубокой мощной бочкой и река в вертикальных стенках уходит дальше. Страховка не реальна. В пороге последовательно идет несколько очень опасных ключевых мест без возможности зачалиться или страховать. При аварии катамаран не проносит, а отдельно от катамарана человек, скорее всего, погибнет.

Рис.54. Вид сверху на начало порога №21/8.

Рис.55. Вход в порог №21/8 (вид с воды)

 

Рис. 56 - 57. Первая ступень порога №21/8.

Рис.58. между 1 и 2 ступенями порога №21/8

Рис.59. Вторая ступень порога №21/8.

Решили чрезмерно не рисковать, а обнести по глыбам катамараны к последнему сливу и со скалы стартовать. Груз обнесли верхом, поднявшись из каньона, на полочки ПБ ниже порога. Подъем и спуск со страховкой веревками. Ночевка на ПБ ниже порога. Ночевать на глыбах негде.

Рис.60. Лагерь ниже порога №21/8.

На преодоление 500м каньона потребовалось 23 часа, из которых 8,5 был отдых. После утраты фильтра и котлов группу начала накрывать инфекция. Высокая температура, озноб и понос. Сутки человека колбасит и только сильнейшие антибиотики останавливают заразу.

Уже в сумерках береговой экипаж подошел к Португальскому мосту №2 и встал около него ночевать. За обнос катамарана заплатили по 110 быр четырем человекам + по 50 быр за три рюкзака.

Рис.61. Охрана Второго Португальского моста.

12 день. 13.10.2009

После порога 2,5км отдельные бочки, прижимы, валы и скальные выходы в русле все в стенах каньона. Участок был предварительно осмотрен с верху каньона с ПБ. Сложность фоновая 4(4-), проходится тандемом с взаимостраховкой.

Рис.62. Фоновый участок.

Рис.63. Фоновый участок вид сверху.

Затем локальное сужение потока и поля по крутому левому склону (берег перестал быть отвесным). Есть тропа наверх, а в расширении можно выбрать места для палаток. Это последнее место, откуда можно подняться на ЛБ для осмотра участка до и ниже большого ПП, который называется Абейе. Разведка каньона и ночевка. Начали потихоньку поправляться.

Экипаж у моста восстановил катамаран и произвел разведку каньона вниз и вверх по реке. Произошла стыковка разведок и обмен информацией. Купили мешок бананов и самое ценное две 20 л. канистры чистой питьевой воды.

13 день. 14.10.2009

Ниже места ночевки опять отвесные стены каньона и примерно через 200-300м начинается порог №21/9. 4+(5-). Слалом между скалами длинной около 400-500м, в некоторых местах проходы сужаются до 3-4м. Деваться некуда. Только вниз с взаимостраховкой.

Рис.64. Вход в порог № 21/9.

Немного ниже порога появляется возможность чалки и высадки на ПБ для детального осмотра следующего порога №21/10. 5(5+). Находится на плавном ПП. Длинна около 400м, и большой перепад. Без катамарана живым не проплыть. Две ступени. Вторая уже на ЛП. Между ступеней у ПБ небольшое улово и место для страховки. Ниже порога впадает ПП. Перед входом лавировка между выходами скал. Основная струя идет ближе к ЛБ. Порог имеет несколько ключевых сливов и бочек – первая на входе (проходится в плотную к ПБ), затем 2-я самая мощная со сливом больше 2-х метров. После 2-ой бочки поток идет между двух больших надводных скал. 3-я бочка на выходе из первой ступени (правее левой скалы). В левой части потока проход возможен только теоретически т.к. сразу после входного слива все сваливается в самое мощное место второй бочки, а оттуда в карман. Оба катамарана успешно прошли порог, но 2-я бочка их выбросила по разные стороны от скалы. Вторая ступень менее опасная череда сливов, бочек и валов.

 

 

 

Рис.65 – 67. Порог №21/10.

Правый приток впадает на плавном ЛП сразу после второй ступени. Дальше прямой участок в отвесных стенах с тремя очень мощными свалами воды.

Рис.68. Впадение ПП выше Португальского моста №2 и начало порога №21/11.

Деться некуда, это препятствие №21/11. 5-(5). Дальше до моста череда мощных бочек и прижимов и хаотичным перемешиванием воды. Сложность участка 2-3км (4+).

Наверх подняться до моста негде, хотя после скалы на ЛБ можно пробраться вдоль воды. Что и было сделано. При малой воде предполагаю минимум пять мест сложнее (4+). На этом участке и во всем каньоне мощь бочек и валов достаточна для переворота больших катамаранов при неправильном заходе в них.

Рис.69. Каньон ниже правого притока.

Зачалились перед мостом к ЛБ.

Рис.70. Португальский мост №2 (вид сверху).

Дальнейший сплав продолжили тремя катамаранами. Ниже каньон продолжается 1-2 км (4), 9-10 км (4-), а затем уклон и скорость течения (была 14-16 км/час) падает до 9-11 км/час и каньон начинает расширяться. Потрясающе красиво, когда километрами идут отвесные стены с обеих сторон, а быстрый, но плавный поток несет катамараны мимо них. За три часа прошли больше 40 км, ночевать встали на полочке ЛБ куда падал водопадом ручей. Отогнали стаю обезьян, которая бросала со скал по нам камнями, а потом все-таки отошла, смерившись с поражением. Встали в сумерках, а местные ночью по скалам не лазают. Весь день была очень сильная жара.

14 день. 15.10.2009.

Встали в 5 утра, когда было еще совсем темно. С фонариками собрали лагерь, перекусили, погрузились и на рассвете отчалили. Местные, которые спускались к нам, начали дико орать от расстройства, что не успевают подойти. Стрелять не стали и на том спасибо, а может быть они шли угостить нас пивком? Кто знает?

Река плавно несет мимо красивых берегов.

Рис.71. «Столп Геракла»

 

Очень много живности в реке и на берегах.

Рис.72. Предки.

Крокодилы, греясь на солнышке, нас игнорировали. Только один раз огромный монстр шумно плюхнулся в воду с мыска, но куда поплыл неизвестно т.к. к нам не приближался.

Рис.73. Решили не кормить.

Скорость течения постепенно падает, но до строящегося моста за семь часов прошли чуть больше 80км. Останавливались всего пару раз. У моста переговорили с инженерами китайской фирмы строящей дорогу и мост. Решили закончить сплав т.к. к следующему мосту смысл плыть пропал.

Рис.74. Предполагаемое окончание маршрута Шефартакский мост.

Китайцы нам здорово помогли, сначала отправив в поселок строителей на грузовике, а дальше на джипах в гостиницу большого поселка. Но это уже просто выброска с маршрута. Весь день была очень сильная жара.

Так закончился сплав по Рязанской реке в Африке. Зачалились, а уже через полтора часа ехали в кузове грузовика.

PS. Не слаломный маршрут, а тем кому кроме вправо – влево - вправо… нужно что-то еще…

Рис.75. Достопримечательности Адис – Абебы.(мортира – подарок русского царя).

Рис.76. Памятник выдающемуся выходцу с Эфиопской земли – А.С.Пушкину.

 

Рис.77. Останки самого древнего человека на Земле – Люси.

 

Материальное оснащение группы.

 

№ п.п.

Наименование

Кол-во, шт.

1

Радиостанции “ Motorola”, модель TLKR-T5

3

2

Навигатор GPS Garmin Etrex Legend

2

3

Спутниковый телефон THYRAYA

1

4

Армейский фильтр для воды Барьер-ВВ

1

5

Видеокамера

1

6

Фотоаппараты

8

7

Всетопливная горелка Primus

1

8

Подзорная труба

1

9

Топор

1

10

Пила

1

11

Котелки походные

2

12

Таганок

1

13

Катамаран оранжево – черный, ширина рамы 2,45м, длина 5 м., условный диаметр 78см. с вырезами под гребцов – 75см. и 10см. добавлено к высоте горбов, объем баллона – 1,7 куб.м., общий объем катамарана – 3,4 куб.м.

1

14

Катамаран синий, ширина рамы 2,5м, длина 5,4 м., условный диаметр 80см. с вырезами под гребцов – 80см. и 10см. добавлено к высоте горбов, объем баллона – 1,8 куб.м., общий объем катамарана – 3,6 куб.м.

1

15

Катамаран зеленый, ширина рамы 2,4м, длина 4,7м., условный диаметр 72см. с вырезами под гребцов – 75см. и 10см. добавлено к высоте горбов, центральной поньки нет объем баллона – 1,2 куб.м., общий объем катамарана – 2,4 куб.м.

1

16

Гитара

1

 

 

Голубой Нил. Координаты порогов и ключевых точек.

 

 

Точка

Координаты

Фото

 

 

 

 

05.10 День 4

1.

Cтapт у моста

11°36'17.81"N

37°24'30.16"E

DSC00009.JPG/А.Ч.

2.

Порог №1 «Горка»

11°32'41.74"N

37°23'45.08"E

IMGP0139.JPG/Д.П.

3.

Порог №2 «Амфитеатр»

11°32'21.03"N

37°24'36.37"E

IMG_3737.JPG/А.К.

06.10 День 5

4.

Порог №3

11°32'42.32"N

37°25'35.98"E

IMG_3739.JPG/ А.К.

5.

Порог №4

11°32'18.46"N

37°26'12.47"E

IMG_3748.JPG/ А.К.

IMGP0129.JPG/ А.Ч.

6.

Порог №5

11°31'59.84"N

37°26'30.90"E

7.

Порог №6

11°31'51.57"N

37°26'54.28"E

8.

Порог №7

11°31'50.58"N

37°27'5.61"E

IMGP0160.JPG/Д.П. Координаты места чалки

9.

Порог №8

11°31'53.60"N

37°27'19.32"E

Начало обноса по левому берегу

10.

Порог №9

11°31'52.60"N

37°27'52.14"E

Координаты места чалки на левом берегу к зарослям папируса

11.

Порог №10

11°31'55.88"N

37°28'6.68"E

IMGP0189.JPG/Д.П.

12.

Житие бегемота

11°31'18.19"N

37°29'50.50"E

PA067117.JPG/Н.Л.

07.10 День 6

13.

Порог №11

11°31'4.98"N

37°30'6.01"E

Координаты места чалки на заходе в правую протоку

14.

Порог №12

11°31'0.03"N

37°30'23.02"E

африка 2009 060.jpg/Г.З. - Выход

15.

Порог №13

11°30'56.73"N

37°30'37.75"E

Координаты места чалки

африка 2009 063.jpg

африка 2009 064.jpg/Г.З.

16.

Порог №14

11°30'51.90"N

37°31'1.95"E

Координаты места чалки

17.

Порог №15

11°30'5.04"N

37°32'14.98"E

IMGP0151.JPG/А.Ч.

18.

Порог №16 - St. Gеorgе

11°30'2.82"N

37°32'28.12"E

Координаты места чалки

африка 2009 065.jpg/Г.З.

08.10 День 7

19.

Пopтyгaльский мoст №1

11°29'15.29"N

37°35'39.02"E

20.

Boдопaд Tis Isat

11°29'26.69"N 37°35'18.18"E

09.10 День 8

21.

Bxoд в Большой каньон №21

11°18'18.60"N 37°44'14.37"E

IMGP0263.jpg/Д.П.

координаты места стоянки выше входа

10.10 День 9

22.

Mестo стоянки на левом берегу в 150м ниже порога где был переворот

 

11°17'30.86"N

37°45'19.82"E

12.10 День 11

23.

Большой левый приток

11°16'51.82"N, 37°46'21.61"E

24.

Порог в каньоне №21

11°15'29.87"N, 37°49'35.78"E

25.

Порог в каньоне №21

11°15'16.70"N, 37°50'0.66"E

13.10 День 12

26.

Место чалки для осмотра, выхода наверх и ночевки

11°14'29.41"N, 37°51'13.41"E

27.

Порог в каньоне №21

11°14'14.76"N, 37°51'31.20"E)

14.10 День 13

28.

Большой правый приток в каньоне

11°14'5.72"N 37°51'36.60"E

29.

Португальский мост №2

11°13'3.49"N, 37°52'36.64"E

30.

Шефартакский мост

10° 4'29.65"N

38°11'25.73"E

 






    © taganok.ru 2007. Перепечатка материалов или публикация в сети интернет только с разрешения авторов и обязательным указанием сайта taganok.ru

                    Экстремальный портал VVV.RU удаленная проверка сервера uptime российских хостеров Клуб Хронических Водников


    Видеосъемка HD и монтаж, создание слайдшоу, детские утренники. Рязань.