Отчет о прохождении водного маршрута по Северу Красноярского края, совершенной группой из г. Рязани с 2 по 25 августа 2011 года.

ОТЧЕТ о прохождении водного туристского спортивного маршрута четвертой категории сложности по Северу Красноярского края, совершенной группой из г. Рязани в период со 2 по 25 августа 2011 года.

Маршрутная книжка № (29/4)

Руководитель группы Шагаев Дмитрий Сергеевич

1. Справочные сведения.

1.1. Проводящая организация ООО НПФ “Спаркс” и ООО “Промснаб”.
1.2. Маршрут проходил по: Россия, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, плато Путорана и юг Таймырского полуострова.
1.4. Нитка маршрута: Рязань-Москва-Норильск-верховья р.Б.Хонна-Макит-сплав по рекам Б.Хонна-Макит-Аян-Хета-Хатанга-с.Хатанга-Норильск-Москва-Рязань.
1.5.Сведения о катамаране:
1. Катамаран с обводами под мотор: Объем 4000л. Длина 7м. Диаметр 64см. Ширина рамы 2,5 м. Дно из Виниплана. Верх из н/оксфорд 640D. Четыре надувных емкости из “чернухи” собственного проектирования и изготовления специально к этому походу.
2. Подвесной лодочный мотор Tohatsu M3.5 B2 S + 80л А-92.
1.6. Отчет находится в библиотеке городского турклуба и на сайте www.taganok.ru

2.Общая идея путешествия.

Посетить труднодоступное плато Путорана с его нетронутой заполярной природой и пересечь южную часть Таймырского полуострова, познакомиться с проживающими на Таймыре людьми и их бытом. Все это на фоне великолепной рыбалки, и как тренировка перед еще более северным и длинным путешествием.

3.Варианты подъезда и отъезда.

В Норильск можно попасть двумя вариантами. Быстро и удобно самолетом из Москвы, Красноярска и еще целого ряда городов. Или по Енисею из Красноярска на теплоходе до Дудинки. Авиарейсы до Норильска (аэропорт Алыкель) осуществляются каждый день несколькими компаниями. Мы летели ОАО «Авиакомпания Таймыр» рейс ТИ 105. Билеты нам обошлись "туда - обратно" по 23800 руб. В багаж можно было бесплатно сдать 25 кг. Доплата за 1 кг сверхнормативного багажа составляла 150 руб.

Для посещения Норильска гражданам России никаких специальных разрешений не требуется. Заканчивался наш маршрут в селе Хатанга, которое находится в пограничной зоне. Поскольку долго находиться в Хатанге и его окрестностях мы не собирались (приплыли во второй половине дня и рано утром улетели, имея билеты на руках заранее), оформлять пропуска мы не стали. Заготовили список группы с подробными паспортными и адресными данными каждого участника и карту путешествия с местами ночевок. Этого вполне достаточно, чтобы без проблем улететь из Хатанги.

От аэропорта до Норильска легко доехать микроавтобусом, которых много на площади у аэропорта. Заморачиваться предварительным заказом транспорта группе с любой численностью участников смысла нет.

Авиакомпания, которая выполняет вертолетные рейсы вглубь плато Путорана - это "Таймыр" (офис тел. (3919) 460201, www.taimyravia.ru). Телефоны для справок 8-913-5044222 и (3919)461075. FAX 423729. В парке авиакомпании "Таймыр" вертолеты МИ-8Т, МИ-8МТВ, различающиеся грузоподъемностью (МИ-8МТВ берет на борт ~ на 1 тонну больше груза, и летит ~ на 30 км/ч быстрее, чем МИ-8Т). Один летный час вертолета МИ-8Т стоил 118295 рублей, МИ-8МТВ – дороже ~138тыс. руб. Оплачивается общее время туда - назад. Вертолет оплачивали по безналичному расчету по присланному счету. Максимальная загрузка МИ-8Т на данном маршруте могла составить 1900 кг. Мы вместе с грузом весили около тонны. С провозом топлива и другого багажа проблем не возникло.

При закладывании времени на заброску и выброску нужно учитывать, что погода на севере весьма изменчива, что может повлиять на задержку вылета как самолета, так и вертолета. День прилета и еще сутки мы провели в Норильске в ожидании летной погоды: нижняя кромка облачности была ниже высоты перевала.

Разместиться в городе Норильске на время ожидания вертолетного рейса можно либо в нескольких имеющихся гостиницах, либо на съемной квартире. Цены гостиниц в разы выше, чем на размещение в съемной квартире. Мы сняли трехкомнатную квартиру. Сутки проживания обходились в 3000 руб. на группу. В квартире есть все необходимое для проживания (включая кастрюли, сковородки и т.д.) В городе полно больших рекламных щитов с телефонами таких компаний. Звонили по телефону (902) 9152334.

Билет на самолет из Хатанги до Норильска рейс ЭК 65 обошелся в 9475 рублей, о рейсах и билетах из Хатанги можно договориться с Натальей 950-992-1026 или Ольгой 950-990-7053. Мы билеты купили заранее прямо в Рязани. Есть прямой чартерный рейс на Москву 20200руб, за информацией обращаться к Юрию Николаевичу 84855435128. Мы его рейс встретили в аэропорту Хатанги, а заранее найти не удалось. Очень удобно улететь прямо в Москву (мы не имели возможности сдать уже имеющиеся билеты до Норильска и потом в Москву), а по 20тыс. руб. у нас с собой не было.

Маршрут можно закончить в Волочанке (так поступает большинство групп).

Глава администрации поселка - Алексеенко Нина Федоровна. Адрес администрации 647506, Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район, пос. Волочанка, ул. Центральная, дом 11, тел. (39191) 31223.

Продукты в магазинах поселка есть в достаточном количестве и ассортименте, но цены высокие. Спиртное в продаже имеется. Дальше только в Хатанге.

Время полета вертолета из Волочанки в Дудинку составляет ~ 2.5 часа. Аэропорт Дудинки расположен на левом берегу одноименной реки, а сам город на правом. Моста нет. Летом пассажиров и багаж через реку переправляет катер "Авиатор", не забывая брать за это деньги. Мы там приземлялись после сплава по Хусане и Котую. Аэропорт Алыкель в тот день был закрыт и нас посадили в Дудинке где была погранзона. Часа три компостировали мозги, а потом бесплатно перевезли в Алыкель на вылет в Москву.

В Дудинке есть две гостиницы: Северное сияние и Енисейские огни. Стоимость номера с удобствами 1200 руб./сутки на человека и выше. Поесть можно в одном из нескольких кафе, например: Бистро, расположенным рядом с развлекательным центром Арктика. Цены на питание в кафе не гуманные. В Дудинке можно посетить местный краеведческий музей, расположенный в большом новом здании на набережной Енисея.

Часть маршрута проходит по территории ГПЗ Путоранский, а также в пределах его буферных зон. На посещение заповедника требуется официальное письменное разрешение его администрации: Директор заповедника - к.б.н. Ларин Владимир Владимирович - тел. (3919) 481709, е-mail: plato@norcom.ru. Без письменного разрешения на посещение заповедника группу ни в сам заповедник, ни в прилегающие к нему буферные зоны, не повезет ни вертолет, ни катер. Получить разрешение вполне реально. Заявку на посещение необходимо подавать не менее чем за три месяца до начала похода. Количество групп, допускаемых в район в течение сезона, ограничено. Заявка должна быть подана по e-mail на имя директора заповедника.

С весны 2011 года стало в обязательном порядке регистрирование в МЧС Дудинки, без которого разрешение не дают и вертолет не везет (в Норильской МЧС надобность регистрации отпала). Это надо сделать предварительно по электронке, а из кабинета директора заповедника позвонить о выходе на маршрут. Письмо от мчээсников привожу полностью.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЙМЫРСКОГО ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

 

647000 г. Дудинка, ул. Советская, д.12

Тел. (39191) 5-75-11, 5-01-11 Тел./факс (39191) 3-32-58

е-mail: spastao@inbox.ru

dudinka1@m4c.ru

 mchs@taimyr24.ru 

«28»   июля  2011г.

№ 1013-01-14

 

Уважаемый Дмитрий Сергеевич!

Территория Таймыра относится к категории труднодоступных мест, без развитой инфраструктуры. Как правило, эвакуация туристов и экспедиций при возникновении нештатных ситуаций с маршрута, при обращении в Управление по делам ГО и ЧС Администрации Таймырского муниципального района (далее - Управление), осуществляется с помощью вертолетов. Стоимость одного часа авиа полётов в 2011 году составляет примерно 130 тысяч рублей. Финансовые средства на выполнение подобного рода работ в бюджете Администрации Таймырского муниципального района не предусмотрены.

Кроме присланного в наш адрес состава группы, туристического маршрута, даты захода и выхода с маршрута, необходимо предоставить:

-контактные данные должностных лиц (страховая компания), которые в случае нештатной (нестандартной) ситуации будут оплачивать понесенные затраты по эвакуации группы с маршрута;

-средства связи (спутниковый телефон) и контактные номера телефонов, способы и время выхода на связь;

При согласовании всех разрешительных документов прошу Вас по прибытию на маршрут, сообщить день выхода в Управление по телефонам: (39191) 5-01-11; 5-75-11 круглосуточно или 5-75-14 в рабочее время.

Заместитель начальника управления В.В. Жигульский

исп: Тувишов Евгений Григорьевич (39191)5-75-14

 

 

4.Запасной вариант маршрута.

У нас был запасной вариант маршрута: сплав по рекам Бол. Хонна-Макит, Аян, Хета, Волочанка, Тагенарка, Авам-Тагенарский волок, Авам, Дудыпта, Пясина, оз.Пясино, Норилка – г.Норильск (это если бы на руках не было билетов из Хатанги).

Из центральной части полуострова на запад течет приток Пясины — река Дудыпта со своими многочисленными притоками, а на восток — Хета, впадающая в многоводную Хатангу. Истоки Дудыпты и приток Хеты — тундровые речки Авам и Тагенарка — очень близко подходят друг к другу в области водораздела, недалеко от поселка Волочанка: между ними менее километра болотистой тундры. Название «Волочанка» появилось не случайно: здесь проходил так называемый Авам-Тагенарский волок Южнотаймырского водного пути, которым издавна пользовались русские землепроходцы, переправляясь из бассейна Енисея на Лену и обратно, в обход сурового мыса Челюскин. А обходить его приходилось из-за того, что морской путь из Енисея в Лену вокруг Таймырского полуострова по проливу Вилькицкого был всегда очень тяжелым и опасным. Это наиболее ледовитый участок Северо-Восточного прохода — нынешней трассы Северного морского пути. И в наше время наибольшие трудности ожидают полярных капитанов именно в этом месте, где судам часто приходится прибегать к помощи ледоколов. Сблизив истоки Дудыпты и Хатанги, природа как бы позаботилась о наших путешествовавших предках, дав им возможность миновать самый опасный участок Ледовитого моря. Относительно недавно Авам-Тагенарский волок исследовал знаток гидрологии северных рек профессор В. С. Антонов. На маршруте есть первобытные стоянки. Интерес представляют две крупные стоянки на Дудыпте, расположенные в 45 км друг от друга. Обитатели поселения, существовавшего на правобережье Дудыпты у устья речки Кылкай, использовали в качестве основного поделочного материала халцедон. Другая древняя стоянка, Ивановская, обнаружена на правом берегу Дудыпты, на полпути между пос. Бархатово и Пайтурма. Раскопки и сборы на выдувах дали разнообразный набор орудий, сделанных из халцедона и яшмы: скребки, наконечники стрел, нуклеус-дриль и пр. Судя по отщепам, яшма была преобладающим сырьём у мастеров этой стоянки. На обеих стоянках найдены черепки толстостенных горшков. Поверхность их гладкая и лишь изредка украшена прочерченными линиями. Кылкайскую и Ивановскую стоянки можно отнести к бронзовой эпохе.

6. Описание прохождения группой маршрута.

Фотографии Золотовой Галины, Есенина Александра и Ивашкиной Натальи.

Как все получилось.

2.08

Группа в полном составе: Дмитрий Шагаев – организатор похода,

Андрей Челпаченко,

Геннадий Золотов,

Галина Золотова,

Роман Черняев,

Александр Есенин,

Владимир Калинин,

Наталья Ивашкина (автор отчета),

собралась у магазина «Арктика». В 16.00 стартовала нанятая ГАЗель. Температура воздуха опустилась в тот день в Рязани до +13. Прибыли в аэропорт «Домодедово» и по расписанию вылетели в Норильск. (В Аэропорт Алыкель).

03.08-04.08

Город встретил нас не кончающимся мелким дождем, обложным небом и температурой воздуха +6. Позвонив диспетчеру «Валёка», выясняем, что рейсы вертолетов на ближайшие часы отменены. Закупаем продукты для похода и снимаем квартиру, чтобы с комфортом ожидать летной погоды. В городе много агентств, сдающих квартиры на сутки, которые на всех стоит как одно место в гостинице. Часть группы отправилась искать место, где можно быстро поесть. Появившись через 2 часа, эта голодная часть рассказала, что во всем городе нет ни одного кафе или ресторана. Или они есть, но закрыты. И вообще, город нас разочаровал: в связи с постепенным переходом предприятий города на вахтовый метод работы, его стали покидать жители, оставляя квартиры пустовать.

Все дома многоэтажные. Построены на сваях. Делается это для защиты от «вечной мерзлоты». А те дома, чьи сваи «вечная мерзлота» практически выдавила из земли, не восстанавливаются, а бросаются. Люди переселяются в другие дома или переезжают в другие города.

Норильск многонациональный город. Вышло это оттого, что сначала он был образован освободившимися после лагерной ссылки арестантами со всего СССР. А потом и работниками Норильских металлургических комбинатов, также приезжавших из различных уголков нашей родины. В магазинах Норильска есть все, но цены на них «северные».

05.08

На третий день нашего пребывания на Таймыре облака рассеялись, диспетчер «Валека» сообщил о возможности вылета. Наше двухдневное ожидание подошло к концу. Вертолет поднял нас на высоту 800 м и помчал над столовыми горами плато.

Через час полета появляется стрелка двух рек, являющаяся верховьем реки Хонна-Макит.

Мы садимся на галечную косу недалеко от воды в устье левого притока р. Юж. Неракачи. (N69 28 32.2 E92 23 43.3)

Разгружаемся и остаемся одни на сотни километров. Плато встречает нас пронизывающим холодным ветром, но сухой погодой. Температура воздуха +14. Мы ставим палатки, обкладываем их камнями (колышки забить не во что – везде галька). Ловим первого хариуса, готовим еду на бензиновой горелке.

Строим катамаран. С собой пришлось привезли полную раму, так как деревьев здесь нет: высадились мы в арктической пустыне. И нам надо было умудриться не поломать катамаран до р. Аяна где усиливаем раму деревом для установки мотора.

Наблюдаем необыкновенно красивый заход-восход белых ночей. Ложимся спать.

6.08

Сплав начали в 14.00. Место старта – слияние р. Юж. Неракачи и Б. Хонна - Макит. Отсюда больше воды, и появляются несложные пороги. Все идем сходу. Единственная опасность – поломать тонкие продолины катамарана (рама 5 метров). Или сесть на камень, поломав поперечины. Все препятствия проходим осторожно.

Место ночевки выбираем по левому берегу, как рекомендуют в отчетах. (N69 24 24.3 E92 40 30.0)

Здесь уже появляются маленькие кустарнички и мхи. На поляне много места для палаток. Но прошел дождь. И посередине образовалась огромная лужа, куда упало весло адмирала вместе с сохнущими на нем вещами. Провели спасработы по изъятию вещей из огромной лужи. На стоянке были найдены оленьи рога. Снова готовили на горелке.

7.08

Стартовали утром. Приходится часто проводить судно.

При одной из таких проводок катамарана один из члнов экипажа не успевает запрыгнуть на судно и остается сиротливо стоять на камне посреди реки. Предпринимаем спасательные работы. Течение реки мощное и быстрое. Идет дождь, и уровень воды растет. Человека сбивает с ног. Через 15 минут мы снова вместе.

Единственное место, которое действительно представляло опасность для катамарана на этом участке реки, была каменная горка с перепадом около 5 метров. (№ 69.407, Е 92.657). Река делится на два рукава: левый непроходим из-за узких проходов между камней в русле, правый заканчивается каменной горкой.

Этот порог мы вынуждены были полностью обнести по правому берегу. Почти сразу после препятствия встали на ночевку в районе впадения правого притока Гулэми – Икен. (N69 23 56.7 E92 49 30.0). Место для ночевки отличное. Находится высоко от уровня воды. Здесь же ночевали в 2001 году.

Повсюду мох. Появились первые деревья. Много ловушек для песцов.

Собираем много грибов.

Ловим хариусов, готовим уху и грибы.

По противоположному берегу прошел, выкапывая корешки, огромный медведь. Повсюду снуют лемминги, бегают непуганые зайцы.

8.08

Участок реки до порога сразу после впадения реки Гулэми Икэн дается тяжело из-за низкого уровня воды. Приходится много времени уделять проводкам катамарана по полуобливным камням. Течение реки убыстряется. На пути встречается множество шивер.

Линия движения читается с воды. От места нашей ночевки до водопада остается 18 км. Препятствия на реке усиливаются. Многие из них находятся на поворотах или за ними. Ловим хариусов. Осторожно подплывать к водопаду следует начинать ниже устья правого притока – реки Чопка 1-ая. Считаю, что явных, 100% ориентиров водопада, которые можно с достоверностью передать словами, ниже впадения р. Чопка 1-ая, нет. В 100 м перед водопадом, на правом берегу, установлен сигнальный тур из шестов. На его вершине намотана красная тряпка.

Но надежным ориентиром водопада его считать нельзя, так как при мощном половодье и ледоходе его может смыть. Ситуацию усложнил непрекращающийся уже сутки дождь, который поднял уровень воды и усилил течение. Примерно за 1,5 км перед водопадом шивера и сильный прижим к правому берегу.

Решено было причалить, немного не доходя до сигнального тура на правом берегу. Далее катамаран и снаряжение были подняты на берег. Обжитое место стоянки находится на правом берегу, в леске напротив водопада. (N69 22 34.4 E93 22 37.0). Катамараны можно разбирать и в лагере и на берегу. Точные координаты водопада № 69 22 34.9 Е93 22 54.8

После водопада река сразу уходит в каньон

Где примерно через 850 метров обрывается вторым водопадом.

Ниже второго водопада каньон имеет отвесные скальные стенки высотой 30-40 метров и продолжается до впадения в реку Аян.

9.08-10.08

Температура воздуха упала до +10 градусов. Всю ночь лил дождь. За ночь вода прибыла метра на 3. И водопад и речка разлились. Ночью мы перенесли катамаран подальше от берега, чему утром были несказанно рады, так как место, где лежал до своего переноса разобранный катамаран, было затоплено. Пеший обнос каньона возможен только по правому берегу. Между местом антистапеля и бродом через р. Чопко 2-ая идет приличная тропа. Протяженность пешего обноса получилась около 7км. Через 800 м после начала пешей части предстоит перейти вброд р. Чопко-2. Уровень воды поднялся очень сильно, и перейти речку вброд без веревки не представлялось возможным. Мы отнесли часть вещей до брода. Решено было сделать дневку, дабы дождаться спада воды. Дождь закончился. Температура воздуха поднялась до +16. Светило солнце. Мы, пользуясь наличием свободного времени, вырезали памятную табличку по типу «Здесь был Вася».

11.08

Утром была проведена разведка брода. Воды еще много. Нам не повезло: не удалось пройти брод, не замочив ног, как было в 2001 году. Мы замочились все выше пояса, а кое-кто и по плечи. Так начался обнос. После брода тропа разделяется на две части. Одна из них идет по полке вдоль р. Б. Хонна – Макит, до второго водопада, после которого начинает теряться. Другая – резко поднимается на десяток метров вверх, до уровня верхней полки. Движение следует осуществлять по второй тропе, контролируя при этом направление, т.к. несколько ее ответвлений ведет южнее, в сторону оз. Аян. Тропа идет в основном по верховым болотам, что значительно замедляет скорость движения. Холм на правом берегу р. Б. Хонна - Макит с отметкой 625,2 м следует обходить справа, двигаясь по касательной к его южному склону.

За одну ходку все снаряжение нам унести не удалось, пришлось возвращаться к водопаду. А после обеда повторить весь маршрут снова. У нас одного только бензина 80 литров!

Хорошее место для ночевки на р. Аян в 1 км выше устья р. Б. Хонна – Макита. (N69 23 23.6 E93 29 51.51). Берег обрывистый и высокий. Найти приемлемую стоянку у воды с удобным спуском довольно сложно. Температура воздуха поднялась до 22 градусов.

12.08

На следующий день трое человек принесли остаток снаряжения. Остальные строили катамаран. Температура воздуха +19. Хариусы ловятся в огромном количестве, делаем сугудай. Строевой лес имеется в достаточном количестве. Укрепляем раму катамарана.

13.08

От места ночевки течение р. Аян слабое, река имеет озеровидные расширения. Ветра нет. Температура воздуха +19. Солнце светит до полудня, с обеда набегают тучи, но дождя нет.

Основные трудности возникают при выборе протоки с большим количеством воды. Завалов нет. Встречаются несложные перекаты. Встали на ночевку у левого притока р. Калтымы в точке с координатами (N69 49 34.1 E93 47 36.1). Место для ночевки отличное. Обжитая поляна с кострищем, на любое количество палаток. Удобное место для чалки и переноски вещей в лагерь находится выше впадения р. Калтымы.

14.08

Дневка. Температура воздуха в тени +24. Ловим хариусов. Делаем из них котлеты, уху, жарим, солим икру. Из-за жаркой и сухой погоды решено было назвать стоянку Всесоюзной здравницей п-ова Таймыр. Гольца поймать так и не удалось.

Купаемся в р. Калтымы. Метров в 30ти вверх по течению есть заводь. Там вода хорошо прогревается.

Комаров и мошки нет со дня нашего пребывания на плато. Но одна мошка все-таки появилась и избрала жертвой Владимира. Глаз заплыл невероятно быстро за считанные секунды.

15.08

От устья р. Калтымы начинается 13 километровый порожистый участок р. Аян, который заканчивается правым притоком - рекой Порожистой. Первое препятствие - шивера находится напротив впадения р. Калтымы. Далее река сильно петляет, местами представляя собой несложную шиверу. Встречаются довольно мощные одиночные бочки. Участок примерно 3 к.сл.

По пути осмотрели бывший кордон заповедника, расположенный на левом берегу, почти напротив устья р. Хукэлче (№69 55 13.0 Е 94 49 42.9). В полуразвалившемся домике видим надпись девушки Даши, которая собиралась повторить путешествие Юли Вершининой, в одиночку прошедшей путь от оз. Лама до п. Волочанка в 2010 году. О приключениях Юли Вершининой можно прочитать в ее ЖЖ http://simiaup2.livejournal.com/20761.html , а о судьбе Даши, шедшей буквально за несколько дней до нас, известно только от местных жителей, что ее подобрала группа туристов и привезла в Волочанку. Изба бывшего кордона заповедника представляет собой малопригодное для проживания сооружение. Крыша проломлена упавшей лиственницей, стекла в окнах выбиты.

После кордона течение на реке заметно слабеет, в огромном количестве встречаются подмытые и оторванные от берега части суши, в том числе с деревьями. Предположительно, из-за изменения климата тают куски вечной мерзлоты, находящиеся под берегами. Местами очень мелко. На ночевку встали ниже кордона заповедника (N69 55 43.7 E94 51 05.0). Температура воздуха +16. На берегу у стоянки свежие следы волка, и оленей.

16.08

В этот день мы пересекли 70 параллель и завершили сплав по р. Аян, которая после слияния со своим правым притоком – р. Аякли, стала называться Хетой. В этот же день завершился и наш весельный маршрут. Мы установили на катамаран движок.

Скорость катамарана с использованием мотора 8-12 км/ч в зависимости от направления ветра. Однако иногда приходилось идти без него, т. к. река на этом участке имеет много мелей, и можно сломать винт.

По пути ловим рыбу. Сиг. Делаем сугудай и солим икру.

Нам встретился лагерь. Но никого там не оказалось. Хозяева то ли спрятались, то ли просто отлучились. Плыли они на резиновых рыбацких лодках.

Температура воздуха опустилась до +12. С полудня шел дождь. Холодный, противный и до конца дня. Ночевали ниже впадения правого притока р. Аякли 4 км. (N70 12 15.6 E95 47 01.0). Стоянку не рекомендую как пригодную. Густо заросший кустарником высокий глиняный берег, места для палаток почти нет. Палатки фактически стояли в болоте. Донимала мошкара, появившаяся первый раз за весь поход.

17.08

Дальнейший путь к ночевке ниже впадения левого притока р. Киры 1,5 км. (N70 32 05.8 E95 34 52.0) Температура воздуха опустилась до +11. В верховьях реки шел дождь. Мы переживаем второе наводнение за поход. Вода поднялась на 1-1.5 м. Подошла практически к палаткам. Подумывали о возможности переместиться повыше от воды. К счастью, этого не потребовалось. Вода остановилась недалеко от палаток. Познакомились с настоящими комарами и мошкой: они залезали везде. Даже в заправленные в ботинки штаны, в уши, нос, пробивались сквозь сеточки накомарников.

18.08

Сделали остановку у заброшенной буровой. (№ 70 19 29.5 Е95 57 25.1), взобрались на нее.

Некоторые лестничные марши держатся на честном слове.

Вокруг были следы покинутой вдруг цивилизации: домики-вагончики с кроватями, на которых остались лежать матрасы, мыльницы, банки от консервов.

Вокруг домиков кусты смородины и малины.

Спортивные снаряды.

Складывалось ощущение, что людей отсюда забрали в одночасье, не позволив им забрать даже самое необходимое. Пока мы гуляли, наш катамаран решил податься в свободное плавание. Но был во время остановлен.

Далее начинают встречаться зимовки, в которых есть записи Юли и Даши.

Зимовка, в которой провела 3 дня Юля, отсыпаясь и отъедаясь.

Это письма в тетрадке – дневнике заимки.

Течение после устья р. Букатый замедляется, ширина реки пока остается практически неизменной. Далее р. Хета значительно расширяется метров до 300-350 . Моторчик нам помогает. В итоге в этот день мы доходим до фактории Камень. (N70 38 18.8 E95 00 36.8)

В фактории Камень имеется маленькая функционирующая банька.

Есть следы регулярного пребывания местного населения. В одном из домов в сарае снегоход. Сделали фотосейсию в шубе из оленьих шкур. Растопили коптильню и приготовили сначала горячего, а потом и холодного копчения сигов и хариусов. Песня!

Имеется старинная радиостанция.

О фактории. Долгане с фактория Камень были переселены Соввластями на оз. Хантайское

в 1971 году. Позднее дома растащили по брёвнам на окрестные точки. О точках. "Точка" - это дом промысловика в тундре. На точках люди бывают дважды в год: весной и осенью.

Температура воздуха +14. До обеда светит солнце, после обеда поднимается ветер (сдувает мошку).

19.08

От фактории Камень до пос. Волочанка примерно 80 км. На моторчике преодолеваем это расстояние за один переход. Ночуем, не доходя 5 км до пос. Волочанка, чтобы утром закупиться в магазине. Основную трудность в преодолении данного участка представляют мели в протоках между островов, песчаные косы, пересекающие реку поперек и почти полное отсутствие течения. Часто дует сильный встречный ветер. Встаем на ночевку в устье р. Волочанка (N70 57 04.1 E94 25 33.4). Температура воздуха +13. Идет дождь.

20.08

На следующее утро посетили п. Волочанка. Поселок расположен на высоком левом берегу р. Хета. Ориентиром хорошего места чалки могут служить моторные лодки.

Без особого труда разыскали главу местной администрации Алексеенко Нину Федоровну, пообщались с местным населением. Ребята рассказали, что интернет в поселке есть, но только в школе. Поэтому местные “хакеры” пользуются им.

В поселке много собак. И все они похожи на Кавказцев. Шерстяные. А нрав у них добрый. Местные говорят, что это собаки дворовые. Почти все ничьи.

А еще там есть старый вертолет.

В местном магазине мы закупили продукты для дальнейшего путешествия. Есть практически все, что нужно для еды в походе: хлеб, сахар, крупы, консервы, молочные и спиртные напитки.

Часть группы отправляется на ТРРЛ, заброшенную в 1997 году. ТРРЛ – тропосферная радиорелейная линия. Та, которую мы видели называется «Двина». (http://www.trrlsever.org/SEVER/VOLOCHANKA/dvina.html). Таких целая сеть по стране. Её обслуживали военные до 1997 года. В 1996 году реконструировали «Двину», модернизировали, вложили миллионы. А в 1997 году приказали все РЛЛТ уничтожить направленным взрывом. А эту почему-то оставили. В один прекрасный день прилетели 2 вертолета и забрали 18 человек солдат и офицеров, служивших на станции. Груза забрать не получилось. Так и вышло, что осталось на станции все: от личных до ценных государственной важности и даже секретных вещей.

Спортивный конь на территории РЛЛТ.

А другая часть группы остается рыбачить.

Днем жарко. Светит солнце. Небо чистое. Срезая огромную петлю, которую образует речка, идем по протоке. Координаты ее начала N 70 55 32.7 E94 56 03.4. Уровень воды в протоке упал. Катамаран метров 20 через перешеек практически несем на руках.

К вечеру с одной стороны неба собираются облака, которые перерастают в черное месиво.

Там то и дело мелькают всполохи молнии. (Что так же странно, как северное сияние в средних широтах). С другой стороны радуга и голубая даль. Там, где черное небо, совершенно отчетливо понятно - разыгралась буря. Вечер постепенно переходит в розовый закат. К счастью, буря нас обошла стороной.

На ночевку встаем ниже левого притока р. Боганида примерно на 20 км.(N70 50 02.0 E96 01 06.3). Место хорошее, но до песчаного берега приходится метров 40 идти по галечнику. К вечеру температура воздуха падает до +8.

21.08

Дальнейший путь из препятствий имеет лишь холодный пронизывающий ветер и периодически начинающийся дождь. Температура воздуха + 8.

По пути ловим щук в притоках.

Заходим в пос. Катырык. Замечаем, сколько детей разного возраста там. Они везде! Их действительно много. Для них в маленьком поселке построены детские площадки, есть библиотека.

А Владимир учил детей пользоваться спиннингом.

Люди здесь очень приветливые. И, кажется, приезд туристов в их поселок доставлял им массу удовольствия. Из каждого окошка выглядывали улыбающиеся люди и махали нам, приветствуя. Мы казались себе космонавтами, возвратившимися на Землю.

А один молодой человек подарил нам замороженную рыбу и поделку школьников. Зовут его Владимир Владимирович Битту. Это местный библиотекарь.

Собаки там тоже большие, пушистые и добрые.

Там же мы купили замороженного в вечной мерзлоте оленьего мяса. Прямо на катамаране делали строганину из мяса и рыбы с соевым соусом.

Ночевали в устье реки Маймеча ниже посёлка Катырык 6 км. (N71 19 55.46 E99 30 46.9). Стоянка отличная. Находится на высоком берегу. Сухого плавника много. Температура воздуха +8.

22.08

До следующей ночевки никаких особенностей не было. Стали попадаться моторные лодки у зимовеек. Ночевали за 15 км. до деревни Новой (N71 44 47.3 E100 56 22.9). Лил непрекращающийся сильный холодный дождь. Стоянка была у очень хорошей зимовки. Часть группы решила ночевать в палатке рядом с домом, а часть – в самом доме. Протопили печку и высушили все, что было мокрым.

Температура воздуха упала до +5.

23.08

От места ночевки до с. Хатанга река расширяется до невообразимых размеров особенно после слияния с р. Котуем. При подъезде к Хатанге противоположного берега почти не видно. Кульминацией последнего дня сплава стали 7 оленей, переплывавших реку прямо перед нами.

В Хатанге температура воздуха была +7. Антистапель. В местной гостинице мест не оказалось. Пришлось ночевать в аэропорту. Продукты в магазине есть любые.

24.08

Утром улетели без проблем.

Точно по расписанию мы оказались в аэропорту Норильска. Опять сняли квартиру, чтобы переночевать. Погуляли по городу, сходили в местный краеведческий музей, купили сувениры. Отмылись, отоспались. Температура воздуха в Норильске увеличилась до +20. Весь город высыпал на улицу. Наблюдали отличную игру местных мальчишек в футбол.

25.08

На маршрутном такси доезжаем до аэропорта. И благополучно вылетаем в Москву. Нас встреил автобус и отвез в Рязань.

Около магазина «Арктика» были в 16.00.

Закончен маршрут в 1020 км по п-ову Таймыр.

7. Потенциально опасные участки на маршруте.

Опасным местом на маршруте является входная часть каньона с двумя водопадами. Причаливать нужно к правому берегу за 50-100 м от водопада в зависимости от уровня воды. Четких ориентиров водопада нет, поэтому приближаться к нему нужно аккуратно. Обнос осуществляется по тропам правого берега.

Плато Путорана находится за полярным кругом, поэтому иногда случаются большие колебания температуры вплоть до заморозков и осадков в виде снега. Могут быть затяжные дожди, которые сильно и быстро поднимают уровень воды в реках, что усложняет прохождение препятствий.

Выводы и рекомендации.

Поток событий, окружающий нас, заставляет забыть самое главное. Забыть о целостности. Забыть о происхождении. О происхождении происходящего вокруг.

Пройденный маршрут позволяет познакомиться с труднодоступным, высокоширотным районом нашей страны. Заглянуть в себя. Вспомнить, что кроме житейской суеты есть и вечное. Понять, как это, когда ты зависишь только от себя самого и идущих рядом с тобой друзей. Потому что на тысячи километров кроме вас, нет ни одного человека, который мог бы придти на помощь прямо сейчас. Пожалуй, только на бескрайних просторах Сибири остались еще по-настоящему дикие, почти не тронутые цивилизацией места. Здесь нет дорог, а крошечные поселения людей отстоят друг от друга на сотни километров. Связаны они между собой, как сто и тысячу лет назад только реками. Люди, живущие в них, приветливы и гостеприимны, а экономически находятся в периоде “охотников - собирателей”, когда мужчины добывают мясо и рыбу (северного оленя в период сезонных миграций, да муксуна с ряпушкой которые тоже имеют массовый ход). Женщины с детьми заготавливают ягоды, грибы и ведут домашнее хозяйство. Когда замерзают реки, по ним приезжают “купцы”. Привозят товары, которые обменивают на излишки мяса и рыбы. Только алюминиевые лодки с мощными японскими моторами да 5.45 карабины с китайскими сетями поддерживают связь прошлого с настоящим, позволяя добывать больше для внутреннего потребления. Хочется верить, что люди никогда не будут варварски относиться к природе.

1. Для комфортного прохождения данного маршрута нужно иметь высококачественную одежду и снаряжение. Желателен сухой гидрокостюм у каждого из участников.

2. Пограничники дали информацию, куда обращаться за пропуском в с. Хатанга и информацией – тел. 83917621736. Это от ПУ ФСБ России по Новосибирской области, которому, как я понял, погранпост Хатанги подчиняется.

3. Если заброска на начало маршрута осуществляется катером, то их владельцы – Вадим Воронцов 8-913-5314580 и Сергей 8-905-0914166.

4. Хариус на Б. Хона - Маките лучше всего ловится в ямах нижнего течения, на р. Аяне по всей длине.

5. От впадения П.П. р. Аякли ловился в основном сиг.

6. На Хете после пос. Волочанка ловилась в основном щука в устьях притоков.

7. Мотор и катамаран полностью оправдали возложенные на них требования. Длинный катамаран идет значительно быстрее, чем соединенные продольно два стандартных (как мы делали ранее) и соотношение вес - расход топлива – скорость, данного комплекта считаем оптимальным.

8. Маршрут разнообразный, интересный и не сложный, если хорошее снаряжение и веселая компания.

 






    © taganok.ru 2007. Перепечатка материалов или публикация в сети интернет только с разрешения авторов и обязательным указанием сайта taganok.ru

                    Экстремальный портал VVV.RU удаленная проверка сервера uptime российских хостеров Клуб Хронических Водников


    Видеосъемка HD и монтаж, создание слайдшоу, детские утренники. Рязань.