В начале января 2012 года рязанской группой спелестологов «Стикс» была проведена экспедиция по рудникам Поволжья (Самарская область). Основной задачей являлся поиск и обследование битумных штолен в р-не поселка Первомайский, после чего планировалось посещение знаменитой каменоломни «Сокские штольни» в пригороде Самары.
Битумные штольни представляют собой выработки в известняке, богатом выходами самородного битума. Именно этот битум служил сырьем для изготовления первого в России асфальта.
Штольни расположены в обрывистом берегу Волги, ширина которой в этом месте более двух километров. Чтобы до них добраться, надо было двигаться по льду, преодолевая бескрайние заснеженные просторы.
Один из входов в обнажении известняка.
Битумная штольня.
Штольня заканчивается забоем. Спелестологи осматривают породу в забое.
На потолке видны выходы битума.
Наиболее крупные выработки состоят из нескольких штреков. В местах их соединения образуются обширные залы.
Разведочный штрек в дальней части выработки. Он вырублен в рост невысокого человека, при этом штрек около 30 метров длиной. Когда находишься в нем, кажется, что тебя проглотила гигантская щука…
Во время ночного поиска входы и участки берега освещаются сигнальными ракетами.
Закончив осмотр и картирование битумных штолен, мы перебросились под Самару в район Сокских штолен. Это – знаменитая известняковая каменоломня общей протяженностью более 20-ти километров. Она находится в получасе езды от Самары. Выработка примечательна тем, что в ней можно наблюдать инженерно – технические решения и способы добычи камня (в данном случае – химически чистого известняка). Уцелели целые участки подземной узкоколейки со стрелками и вагонетками, огромные штреки с крепями и подземные мосты… Добыча в этом районе велась до начала 60-х годов. Во времена ГУЛАГа под землей работали заключенные.
Участок штрека с крепями.
У входа в подземный базовый лагерь.
Поворот узкоколейки на развилке штреков.
Поезд загружен породой. Каждая вагонетка вмещает по 2 тонны камня.
Ледяные сталагмиты. Лед имеет разные оттенки из-за разной концентрации растворенного в воде вещества, в свете фонарей он сияет причудливыми цветами…
Транспортный штрек. Для безопасности в нем был установлен так называемый «Сплошной оклад» - от падения камней со стен и потолка горняков защищали сплошные ряды бревен. Со временем оклад рухнул, местами образовав непроходимые завалы.
Огромный зал с пересечением узкоколейных веток и забытым поездом.
Подземный мост через штрек в старой части выработки. По нему горняки шли к месту проведения работ.
Все поставленные нами задачи в ходе экспедиции были успешно решены. Каждый подобный выезд – это потрясающее приключение с морем впечатлений и позитивных эмоций. К счастью, подземных объектов в России столько, что хватит не на одну жизнь!