Отчет о пешеходном походе III категории сложности в районе Приполярного Урала, совершённом с 10 по 21 августа 2010 года

Руководитель: Бычков Дмитрий Борисович

1. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

1.1. Проводящая организация: Электростальский клуб туристов, г. Электросталь, Московская область

1.2. Район проведения: Приполярный Урал

1.3. Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризма - пешеходный
Категория сложности – третья
Протяженность активной части похода - 169 км
Продолжительность – 12 дней (ходовых – 12)
Сроки проведения - 10-21.08.2010

1.4. Нитка маршрута
Оз. Бол.Балбанты – р. Балбанью – пер. Валдик (н/к, 980 м) – р. Лимбекою – пер. Зигзаг (н/к, 1150 м) – р. Манарага – руч. Студенческий – радиально: [пер. Студенческий (н/к, 1080 м ) – верш. Манарага (1Б, 1590 м)] – р. Косью – р. Ломесьвож – пер. Оленеводов (н/к, 1070 м) – р. Хобею – пер. Хобе Западный (1Б, 1480 м) – пер. Хобе Восточный (1Б, 1430 м) – р. Мансишор – р. Народа – плато Руин – оз. Голубое – пер. Голубые озёра (1А, 1260 м) – оз. Верхн. Балбанты – р. Балбанью – база геологов Желанная
Примечания:
Многие перевалы на Приполярном Урале имеют несколько названий (иногда до пяти). Мы использовали наиболее распространённые, чаще встречающиеся в отчётах названия, либо указанные в книге В.Ю.Данько и М.А.Ерёмкина «Перевалы центральной части Приполярного Урала» [1]. Альтернативные названия приведены в разделе 2.6. при описании перевалов.
Высоты перевалов и вершин в различных литературных и картографических источниках также несколько отличаются, что отражено при описании перевалов в разделе 2.6.
В литературе и на картах встречается различное написание географических названий. Часто одно и то же название пишется как через дефис, так и слитно: например, Ломесь-Вож и Ломесьвож, Манси-Шор и Мансишор. С целью унификации подхода к топонимике, в данном отчете мы использовали слитное написание.

1.5. Определяющие препятствия маршрута

1.5.1. Локальные препятствия (ЛП)*


Вид препятствия

К.т.

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Баллы

В зачёт

Перевал

н/к

Пер. Валдик, 980 м

См. стр. 10

6

12

 

Пер. Зигзаг, 1150 м

См. стр. 10

Пер. Оленеводов, 1070 м

См. стр. 13.

Пер. Голубые озёра, 1260 м

См. стр. 16

4

Пер. Хобе Западный и Восточный, 1480 м

См. стр. 14

6

Вершина

Гора Манарага, 1590 м

См. стр. 11

5

5

Переправа

н/к

Р. Манарага (верховья), руч. Олений, прав. приток р. Манараги, р. Хобею (2), лев. приток р. Хобею, лев. приток р. Мансишор (2), р. Народа, р. Карпиншор, р. Балбанью (верховья), лев. исток р. Балбанью, р. Балбанью

См. стр. 10, 13–16

6

11

Р. Балбанью (2-й рукав выше оз. Мал. Балбанты), р. Манарага (каждый из двух рукавов ниже впадения ручья Студенческго), прав. прит. р. Балбанью (впадающий в оз. Мал. Балбанты)

См. стр. 9, 12, 16

4

Р. Балбанью (1-й рукав выше оз.Мал. Балбанты), р. Косью (выше впадения р. Ломесьвож)

См. стр. 9, 12

6

Сумма баллов

37

28 (20)

* Пер. Студенческий не учтён, т.к. являлся промежуточным пунктом восхождения на г. Манарагу. Перевалы Хобе Западный и Восточный учтены как один перевал в силу особенностей их прохождения.

1.5.2. Протяженные препятствия (ПП)


Вид препятствия

К.т.

Длинакм*

Характеристика

Баллы

В зачёт

Раститель-ный покров

Лес легкопроходимый

н/к

33

Долины р. Манараги, руч. Студенческого, р. Косью, р. Ломесьвож

6,7

9,8

Лес средне-проходимый

1

Долина р.Косью

0,4

Стланик

4,5

Долины рек Балбанью, Ломесьвож, Хобею, Мансишор, Народа

2,7

Болота

Легкопроходимое

н/к

8,5

Долины рек Балбанью, Манарага, Ломесьвож. Плато Оленеводов. Плато Руин.

4,3

6,1

Кочкарнико-вое

1,5

Долины рек Ломесьвож, Балбанью. Плато Оленеводов.

1,8

Осыпи

Средняя пологая

36

Долины рек Балбанты,  Хобею, Мансишор, Народа. Перевалы Зигзаг, Оленеводов,  Хобе Западный, Голубые озёра. Гора Манарага. Плато Руин.

54

30

Средняя крутая

9

Перевылы Зигзаг (со стор. р.Манараги), Хобе Западный, Голубые озёра. Гора Манарага. Склоны с плато Руин.

45

Крупная

1

Пер.Хобе Западный. Пер.Голубые озёра (со стороны р.Балбанью).

5

Снежный покров

Неглубокий

н/к

29

Долины рек Хобею, Мансишор, Народа, Балбанью. Перевалы Хобе Западный, Голубые озёра.

14,5

24,5

Средний

5

Пер.Хобе Западн. Плато Руин.

10

Сумма баллов

144

70 (40)

* Детализацию километража по отдельным участкам см. в разделе 2.5.

1.6. Категорирование маршрута по ЕВСКМ
Количество баллов за локальные препятствия – 37 – соответствует III к.с. (максимально допустимое /ЛПmax/ для III к.с. – 50 баллов)
Количество баллов за протяженные препятствия – 144
Количество баллов за все виды препятствий, идущее в зачёт:
ЛП+ПП = 20*+40* = 60 баллов
(*для похода III к.с. в зачёт идет не более 20 баллов за локальные и не более 40 баллов за протяженные препятствия)   
Географический коэффициент (Г) – 12
Коэффициент автономности (А) – 1,0
Суммарный перепад высот (ΩН) – 7,3 км
Коэффициент перепада высот (К): К = 1+ (ΩН/12) = 1,61
Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом (КС):
КС = ЛП + ПП + (Г×А×К) = 60+19 = 79 баллов
Полученное общее количество баллов соответствует пешеходному маршруту заявленной третьей категории сложности (норматив 60-94 балла).

1.7. Сведения о руководителе и участниках


ФИО

Г.р.

Обязанности

Адрес

e-mail

1

Бычков Дмитрий Борисович

1975

Руководитель

г. Электросталь

dinamid8@mail.ru

2

Богданов Юрий Николаевич

1957

Фотограф

г. Электросталь

kudelin1982@mail.ru

3

Забелина Елена Радиевна

1957

Завхоз

г. Рязань

 

4

Ковылин Александр Васильевич

1961

Казначей

г. Зарайск

nea8895@yandex.ru

5

Мартынова Валентина Сергеевна

1955

Медик

г. Калуга

 

6

Рубцов Георгий Сергеевич

1993

Летописец

г. Москва

1471795@mail.ru

7

Стома Александр Валериевич

1958

Зам. руковод.

г. Рязань

аlesto08@rambler.ru

8

Стома  Василий Александрович

1990

Хронометрист

г. Рязань

 

1.8. Адрес хранения отчета
г. Электросталь Московской области, ул. Первомайская, д. 34/19

1.9. Поход рассмотрен Туристическо-спортивной МКК МУ Спортивно-оздоровительный комплекс «Электросталь».  Маршрутная книжка № 10/10,

2. Содержание отчета

2.1. Общая смысловая идея похода
Желание побывать на Приполярном Урале у нас появилось много лет назад, но по разным причинам осуществление этого замысла откладывалось. Мы отправлялись в горные районы с более комфортной погодой и удобной транспортной заброской. Наконец, накануне очередного сезона решили: пора!.. Не последнюю роль сыграло то, что никто из потенциальных участников на Приполярном Урале ещё не был. В первую очередь нас привлекали вершины – царица гор уральских Манарага и высочайшая точка Урала гора Народная. Хотелось, конечно, побывать и на Сабле, но в рамках нашей «тройки» это было нереально. Интересным также представлялось прохождение маршрута на границе Европы и Азии с переходами туда и обратно. Естественно, нас манили неповторимая природа этих мест, сочетание альпийского рельефа с суровым спокойствием северного простора, удаленность от цивилизации.
Нитка маршрута определялась следующими соображениями:
– максимальное удобство заезда и выезда;
– сведение к минимуму переходов по малоинтересным лесистым и заболоченным долинам рек и предгорьям, в которых к тому же обитают полчища гнуса;
– преимущественное передвижение выше зоны леса, где лучше обзор, меньше болот и комаров;
– включение в маршрут «изюминок» района: горных массивов Манараги и Народной, Главного Уральского Хребта, «Долины смерти» (верховья реки Хобею), озёр Голубого и Верхние Балбанты.
Исходя из этих соображений, маршрут представлял собой кольцо с началом и окончанием на базе геологов Желанная. Таким образом, мы обошлись без многодневного выхода из гор по тайге на железную дорогу, как это делают многие группы [4]. Конечно, это потребовало дополнительных транспортных расходов, однако, по нашему мнению, себя оправдало.
Прохождение кольца именно в таком направлении («против часовой стрелки») предпочтительно и логично, т.к. высота и трудность перевалов увеличиваются ко второй половине похода.
Вторая декада августа изначально представлялась оптимальным временем для похода, поскольку обычно в это время гнус в тайге сходит, но ещё не слишком холодно.

2.2. Подъезд и отъезд
Из Москвы выехали 8 августа в 21:50 с Ярославского вокзала поездом № 42 Москва – Воркута. 10 августа в 09:30 прибыли на станцию Инта. Там, согласно предварительной договоренности, нас ожидал грузовик «Урал», оборудованный под «вахтовку», который и доставил группу в район базы Желанная.
Организацией автомобильного трансфера в Инте занимается достаточно ограниченный круг лиц. Контактные телефоны и электронные адреса их можно найти в Интернете, в основном в туристских отчетах [4]. Заезды контролируются сотрудниками Национального парка «Югыд Ва».
Наверное, можно и не заказывать машину заранее, а решать эти вопросы по приезде в Инту, надеясь, например, что можно будет присоединиться к другой попутной группе с машиной. Возможно, это выйдет и дешевле, но есть риск потерять время. В нашем случае других групп и машин не было.
Мы ещё в июне связались с Коковкиным Геннадием Ивановичем (т. 8-82145-31146, моб.т. 8-9128635671, lemva@yandex.ru), имевшим хорошие отзывы туристов, и договорились с ним о транспорте. Стоимость аренды машины составила 18000 р. Кроме того, через Геннадия мы заранее оформили путёвку в Национальный парк (стоимость около 3000 р. на группу) и зарегистрировались в ПСС. Для этого по электронной почте отослали ему паспортные данные и адреса участников. Благодаря этому, нам уже не надо было тратить время на эти дела в Инте. По вопросу заезда в горы можно связаться и непосредственно с нашим водителем: Жаравин Владимир (т. 8-82145-32702, моб.т. 8-9125581676). Уже на месте мы договорились с ним об обратном вывозе нас с Желанной по окончании похода.
Путь до базы геологов по Интинскому тракту протяженностью около 130 км мы проехали (с остановками) примерно за 7 часов. В первой половине пути – кордон Национального парка, где нужно предъявлять документы на въезд. Затем переправились через реку Кожим. Вода была относительно невысокая, форсировали реку без проблем (после сильных затяжных дождей вода поднимается и, случается, приходится ждать, пока ее уровень спадет). Большая часть дороги изобилует ямами и камнями, сильно трясёт.
Наконец, около 18 часов утомительная поездка закончилась. Высадились перед переправой через Балбанью, т.е. на левом, противоположном от базы Желанная берегу, поскольку идти вверх по долине планировали именно этим берегом.
На Базе, как правило, есть возможность за небольшие деньги переночевать в домике, купить продукты. Есть душ, спутниковый телефон.
Отъезд. Наш водитель приехал на Желанную точно в назначенный срок – 22 августа в 11часов. В 12 выехали, в 18:30 приехали на ж/д вокзал Инты. Приобрели билеты до Москвы на тот же воркутинский поезд (№ 41): отправление 23:30, прибытие в Москву 24 августа в 10:30 (заранее билеты не брали, так как не были твердо уверены, что вернемся в Инту в нужное время). На вокзале есть неплохой буфет, на привокзальной площади – круглосуточный магазин.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
На данном маршруте аварийный выход заключается в том, чтобы наиболее коротким и/или простым путём добраться до базы Желанная, где есть люди, транспорт и спутниковая связь. Из долин рек Балбанью, Манарага, Косью, Ломесьвож – это связка перевалов Зигзаг–Валдик или более сложный пер.Каркар. Кроме того, в нижней части долины Манараги обычно много групп водников, идущих на сплав по Косью. При определенных обстоятельствах у них можно попросить помощь (например, эвакуировать с ними пострадавшего).
Из долин рек Хобею, Мансишор, Народа, Карпиншор кратчайший путь на Желанную совпадает с основной ниткой нашего маршрута, но предполагает прохождение перевалов 1А-1Б категории трудности со значительными перепадами высоты. Если же возникнет необходимость упростить маршрут, придется спускаться вниз по долинам указанных рек, чтобы перейти в долину Балбанью через несложные и более низкие перевалы (при этом нужно учитывать, что значительно увеличится километраж и потребуется 1-2 лишних ходовых дня).
Из долины Хобею нитка запасного маршрута следующая (вариант 1): р. Хобею – р. Листапендишор – траверс восточного склона горы Бол. Чендер – р. Народа – р. Сев. Народа – р. Амбаршор – пер. Некрещеный (н/к, 1180 м) – р. Сюрасьрузьвож – урочище Деля Гладь – р. Балбанты – база Желанная.
Из долин рек Мансишор и Народа: р. Мансишор - р. Народа – р.Сев. Народа – далее как в варианте 1.
Из долины Карпиншор: оз. Голубое – р. Карпиншор – пер. седловина между г. Карпинского и г. Мал. Чендер (н/к, 1030 м) – р. Сев. Народа – далее как в варианте 1.
Попав в верховьях Хобе и Народы в серьезную непогоду (резкое похолодание, снегопад, ураганный ветер), мы думали о том, чтобы воспользоваться этими вариантами окончания похода. Однако всё же погода на некоторое время улучшилась и позволила нам пройти основной заявленный маршрут.

2.4. Изменения маршрута и их причины
Группа была вынуждена отказаться от заявленных радиальных выходов (восхождений) на вершины Защита и Народная по причине крайне неблагоприятных метеоусловий: снегопад с ураганным ветром (пурга), очень плохая видимость.

2.5. График движения


Дни / дата

Участок пути

Км

ЧХВ1ч:мин

ПВ2м

Определяющие препятствия

Метеоусловия

1 / 10.08

Оз. Бол. Балбанты (от его северной до южной оконечности)

3

0:40

0

нет

Облачно, кратковрем. дождь, 15-20°С

2 / 11.08

Оз. Бол. Балбанты – р. Балбанью (выше оз. Мал. Балбанты)

15

4:50

+100

Переправа р.Балбанью (два рукава)1Б+1А. Осыпь 1А 4 км. Стланик 2Б 1 км. Болото н/к 1 км.

Переменная облачность, кратковрем. дождь, 10-20°С

3 / 12.08

Р. Балбанью – пер. Валдик (н/к, 980 м) – р. Лимбекою – пер. Зигзаг (н/к, 1150 м) – р. Манарага

21

5:40

+450, –500

Перевал Валдик н/к. Перевал Зигзаг н/к. Осыпь 1А 2 км, 2А 0,5 км.

Переменная облачность; вечером дождь, туман; 8-18°С

4 / 13.08

Р. Манарага (слияние истоков) – руч. Студенческий

15

3:50

–200

Переправы н/к – три (Манарага, ручей Олений, прав. приток Манараги). Лес н/к 12 км. Болото н/к 1 км.

Небольшая облачность, 5-15°С

5 / 14.08

Радиальный выход: руч. Студенческий – пер. Студенческий (н/к, 1080 м ) – гора Манарага (1Б, 1590 м)

21 / 143

8:30

+1150, –1150

Верш. Манарага 1Б. Лес н/к 6 км. Осыпь 1А 4 км, 2А 3 км.

Утром ясно, во 2-й ½ дня облачно. В районе вершины дождь, туман, сильный ветер.  –2 - +14°  

6 / 15.08

Руч. Студенческий –  р. Манарага – р. Косью

13/113

4:00

–50, +100

Переправы: р. Манарага (два рукава) 1А+1А, р. Косью 1Б. Лес н/к 11 км, 1А 1км

Ясно, вечером появилась облачность. 8-20°С.

7 / 16.08

Р. Косью – р. Ломесьвож – пер. Оленеводов (н/к, 1070 м) – р. Хобею

15

5:20

+550, –100

Пер. Оленеводов н/к. Лес н/к 4 км. Стланик 2Б 2 км. Болото н/к 1,5 км, 1А 0,5 км. Осыпь 1А 4 км.

Облачно с прояснениями, периодически дождь, снег, сильный ветер, 0-10°С

8 / 17.08

Р. Хобею (верховья) – левый приток р. Хобею

8

2:50

–200, +150

Переправы через р. Хобею н/к – 2. Стланик 2Б 1 км. Осыпь 1А 3 км. Снег н/к 2 км.

Пасмурно, снег, сильный ветер, от –2 до +5°С

9 / 18.08

Лев. приток р. Хобею – пер. Хобе Западный (1Б, 1480 м) – пер. Хобе Восточный (1Б, 1430 м) – р. Мансишор

11

4:40

+550, –550

Пер. Хобе Зап. и Вост. 1Б. Переправы н/к – 2 (лев. приток р.Хобею, лев.прит. р.Мансишор).Осыпь 1А 5 км, 2А 2,5 км, 2Б 0,5 км. Снег н/к 7 км, 1А 2 км.

Переменная облачность, снег, ветер; вечером прояснение. От –2 до +6°С

10 / 19.08

Р. Мансишор – р. Народа

6

2:20

–100, +50

Переправы н/к – 2 (лев.прит. Мансишора, р. Народа). Стланик 2Б 0,5 км. Осыпь 1А 3 км. Снег н/к 6 км.

Облачно, снег, сильный ветер, от –1 до +5°С

11 / 20.08

Р.Народа – плато Руин – оз. Голубое – пер. Голубые озёра (1А, 1260 м) – оз. Верхн. Балбанты

18

6:50

+550, –450

Пер. Голубые озёра 1А. Переправы н/к – 2 (Карпиншор, Балбанью). Болото н/к 1 км. Осыпь 1А 10 км, 2А 3 км, 2Б 0,5 км. Снег н/к 12 км, 1А 3 км.

Переменная облачность, периодически снег, ветер от умеренного до сильного. От –1 до +7°С.

12 / 21.08

Оз. Верхн. Балбанты – р. Балбанью – оз. Бол. Балбанты (база Желанная)

23

5:40

–350

Переправы: н/к – 2 (лев. исток Балбанью, р. Балбанью); 1А (прав. приток Балбанью). Болото н/к 4 км, 1А 1 км. Осыпь 1А 1 км. Снег н/к 2 км.

Облачно, временами небольшой дождь, сильный ветер. 0-10°С.

Всего

169 / 1603

55:10

+3650,–3650

См. раздел 1.5.

 

1Чистое ходовое время
2Перепад высоты
3В зачёт

2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута
День 1. 10.08. Оз. Бол. Балбанты (от северной до южной его оконечности).
Выгрузились из машины на левом берегу реки Балбанью недалеко от того места, где она вытекает из оз. Бол. Балбанты, перед переправой к базе Желанная.
Именно левым берегом мы планировали идти в верховья Балбанью исходя из следующих соображений: 1) путь по заболоченной вездеходной дороге правого берега, по которой идет большинство групп, представлялся малоинтересным; 2) отпадает необходимость переправы через Балбанью в её верхнем течении; 3) в одном из отчётов [4.2] имелся хороший отзыв о прохождении долины по левому берегу.
По дороге (фото 01) прошли около 3 км (40 мин) до южной оконечности озера Бол. Балбанты. Учитывая позднее время и наличие хорошего места для стоянки, решили дальше сегодня не идти. Нашли дрова – сухие ветки кустарника, растущего по берегу озера. Леса на нашем участке долины нет.
День 2. 11.08. Оз. Бол. Балбанты - р. Балбанью (выше оз. Мал. Балбанты)
От места стоянки прошли по дороге около километра до небольшого левого притока. Здесь дорога заканчивается (вероятно, уходит через брод на правый берег Балбанью). Мы же пошли дальше по своему берегу по нечеткой тропе, теряющейся на участках курумника и стланика. Левый приток Подничишор (два рукава) перешли посуху (вода течет где-то глубоко под камнями).
Добравшись до озера Мал. Балбанты (8 км от места ночёвки, 2ч.30 мин), прошли по камням береговой линии до его южной оконечности. Дальше тропы нет, приходится продираться через обширные и густые заросли кустарника (можно их обойти по курумнику, но для этого надо подниматься выше по склону). Скорость передвижения значительно упала, впереди по курсу, насколько можно судить, местность не лучше, поэтому решили попытаться перебродить на правый берег к дороге.
Место для переправы хорошее: перед впадением в озеро на ровном широком участке долины Балбанью течёт спокойно и делится на два рукава. Спустились к реке. Здесь пришлось поискать оптимальное место брода. Первый рукав глубиной около 1 м и шириной до 20 м форсировали, применяя взаимную страховку и маневрирование относительно основного направления брода. Между первым и вторым рукавами идем метров 200 по болотистому лугу. Второй поток меньшей глубины (до 0,7 м) и ширины и проходится легче. На переправу в целом затратили минут 40. Вышли на вездеходную дорогу и быстро прошли по ней еще около 4 км (50 мин). Встречались заболоченные участки.
На ночёвку встали примерно на середине пути от оз. Мал. Балбанты до слияния истоков Балбанью, выше впадения правого притока. Ровная большая площадка, дрова есть (сухие ветки кустарника). Тепло и довольно много комаров.
День 3. 12.08. Р. Балбанью – пер. Валдик (н/к, 980 м) – р. Лимбекою – пер. Зигзаг (н/к, 1150 м) – р. Манарага (слияние истоков)
По дороге дошли за 30 мин. до брода на левый берег. Балбанью здесь разливается очень широко, перешли её по камням. После переправы дорога плавно поднимается и уходит от русла реки, траверсируя левый (орографически) борт долины в сторону левого истока и пер. Валдик. В 20 мин. ходьбы от брода, напротив слияния истоков Балбанью, оставили в камнях закладку с продуктами, рассчитанными на две последних стоянки. Ещё 30-минутный переход – и мы у небольшого озера. Отсюда прямо по курсу (на С-З) хорошо видна глубоко врезанная седловина нашего перевала Валдик, а на юге просматривается долина, в верховьях которой находится пер. Каркар.
Подъем от озера на пер. Валдик занял 20 мин: каменистая дорога, курумник, взлёт пологий, набор высоты около 100 м. Вид с перевала на верховья Балбанью – фото 02.


Перевал Валдик (другие названия: Балбан, Труба, Тракторный; №82 по классификации В.Ю.Данько и М.А.Ерёмкина [1]), н/к, высота по разным данным от 960 до 985 м, является очень простым и практически единственным логичным путём между верховьями рек Балбанью и Лимбекою. В основном ходится в связке с пер. Зигзаг.

Спуск в сторону р. Лимбекою также несложен, крутизна не более 25°, тропа, фрагменты дороги. Чтобы избежать потери высоты, попытались траверсировать курумный склон влево в направлении пер. Зигзаг. Однако поняли, что получится быстрее и легче, если всё таки спуститься прямо в долину по тропе. За 15 мин. спустились почти до дна долины, сбросив не более 100 м высоты.
Дорога продолжается вниз по течению Лимбекою. Нам же нужно в другую сторону, в верховья, к перевалу Зигзаг. Плавно поднимаемся по тропе (иногда теряющейся) правым берегом реки. Только в небольшом предперевальном цирке тропа переходит на левый берег и поворачивает направо. Отсюда в западном направлении становится  видна перевальная седловина, до того скрывавшаяся за поворотом долины. У подножья взлёта маленькое озерцо со снежниками. Взлёт короткий, некрутой, высота около 50 м, средняя осыпь (курумник) (фото 03). Весь подъем на перевал Зигзаг (от конца спуска с пер. Валдик) занял 1,5 часа.


Перевал Зигзаг (Средний, Лимбеко, Тихомирова, 500 ступеней, №81), н/к, высота по разным данным 1100-1150 м – наиболее простой перевал, соединяющий истоки рек Лимбекою и Манарага. Часто используется (особенно в связке с пер. Валдик) для подхода к горе Манараге, а туристами-водниками – к началу сплава по Косью.

С седловины (фото 04) по тропе спустились к очень живописному озеру (15 мин.) (фото 05). Обошли его справа. Ниже озера по крутому (до 35-40°) курумному склону (средняя и крупная осыпь, тропы почти нет) спустились к ручью – истоку Манараги, образующему в этом месте каскад небольших водопадов (25 мин. от озера). Ещё километра полтора вниз ручей течёт в узком ущелье со значительным уклоном русла. Осторожно спускаемся вдоль потока (живые камни), перейдя ниже водопадов на правый берег, а затем вернувшись на левый.
Следует отметить, что характер рельефа перевала Зигзаг со стороны р. Манарага, по нашему мнению, выходит за рамки «н/к» и больше соответствует категории 1А.
На выходе из ущелья стало положе, появилась хорошая тропа. Левым берегом по ней спустились на травянистое дно долины и быстро дошли до хороших стоянок перед слиянием трёх истоков Манараги. Весь спуск с перевала занял 1 ч. 50 мин. ходового времени. Дрова имеются (высокий кустарник по берегам ручьёв).
День 4. 13.08. Р. Манарага: от слияния истоков до ручья Студенческий
На всем протяжении сегодняшнего участка маршрута шли по хорошей тропе, встречались заболоченные участки. Тропа почти всё время идёт на некотором отдалении от Манараги, пересекая неглубокие распадки, образуемые правыми притоками.  
От места ночёвки перешли на правый берег Манараги ниже слияния правого и среднего истоков, глубина брода до 30 см. Вскоре появились первые редкие лиственницы, а затем начался настоящий лес. Вид с границы зоны леса на верховья долины Манараги – фото 06. За 1,5 часа дошли до ручья Олений. Брод несложный, до 40 см. В километре от брода – балок (вагончик с печкой и нарами). Находится он несколько в стороне от магистральной тропы (около 100 м в сторону русла Манараги). Через час пути от балка переправились через ещё один достаточно крупный правый приток – до 30 см глубиной (перешли по упавшему дереву). Вышли на обширную луговину с озером и чудесным видом горы Манараги. Затем перешли небольшой правый приток. Менее чем в километре от него – следующий приток – ручей Студенческий. От балка до ручья Студенческого шли 1 ч. 40 мин. На обоих его берегах хорошие стоянки.
Остановились на ночёвку на большой поляне на левом берегу (фото 07) ручья. Сухие дрова можно найти, лишь углубившись в лес метров на 100 выше по склону. На этой стоянке, несмотря на её небольшую высоту, нас ожидал первый ночной заморозок.
День 5. 14.08. Радиальный выход: Р. Манарага – пер. Студенческий (н/к, 1080 м ) – гора Манарага (1Б, 1590 м)
Прямо от стоянки пошли по тропе в направлении перевала Студенческий. Однако она вскоре разбилась на мелкие малозаметные тропинки. Поэтому переправились на правый берег ручья Студенческого (по камням), где и вышли на отличную тропу. В верхней части зоны леса тропа, обходя болото, уклоняется влево и подходит к соседнему притоку Манараги, но затем (уже выше леса) поворачивает правее и ведёт прямо к перевалу Студенческий. По мере приближения к седловине увеличивается крутизна подъема. Отличный вид на долину Манараги и Главный Уральский Хребет. Взлёт средней крутизны (до 30°), травянисто-осыпной, около 200 м, по хорошей тропе преодолели легко. От лагеря на перевал поднялись за 1 ч. 50 мин.


Перевал Студенческий (№78), при сквозном прохождении 1А (определяющий склон – со стороны р. Капканвож). При одностороннем выходе на перевал со стороны р. Манарага (как в нашем случае) – н/к. Высота по разным данным 1080–1150 м. Соединяет долины рек Манарага и Капканвож. Является промежуточным пунктом классического маршрута восхождения на вершину Манараги.

Подъём на Манарагу с седловины идет практически всё время по северо-восточному её гребню (фото 08). Оптимальный путь выбирать помогают фрагменты тропы (в верхней ½ гребня тропа отсутствует) и туры. В сторону Капканвож гребень на некоторых участках обрывется отвесно. Идти приходится практически все время по среднему и крупному курумнику с большим количеством «живых» камней. В предвершинной части (фото 09) крутизна увеличивается до 45°. Подъем непосредственно на первую башню – по скалам: свободное лазанье, «гимнастическая» страховка.
По мере нашего приближения к вершине погода прогрессивно ухудшалась: температура упала до 2-4°С, сильный ветер, усиливающийся дождь и туман. Поднявшись на нижнюю ступень первой башни (от седловины 3 часа хода), поняли, что в данных условиях (мокрые скалы при значительной крутизне – до 60°) выход на вершину (до нее оставалось ещё метров 10 по высоте) связан с реальной опасностью срыва и требует организации перильной страховки. Оценив имеющийся у нас резерв времени с учётом того, что спускаться по мокрым камням придется очень медленно, приняли решение дальше вверх не лезть.
Высота высшей точки Манараги, которой считается вторая башня (зуб) – 1663 м; высота первой башни – 1598 м [4.3]. Впрочем, визуально разница в высоте 1-й и 2-й башен не такая большая, на что ранее указывали и другие туристы [4.8]. Мы же добрались до высоты примерно 1580-1590 м.  
Вниз шли с большой осторожностью, вначале по пути подъёма, затем, выбирая оптимальный вариант, ушли с гребня вправо и спустились по средней и мелкой осыпи (до 40°) в небольшой цирк со снежником, откуда берет начало следующий после ручья Студенческого приток Манараги. Можно было и дальше спускаться по этому притоку. Однако, решив, что двигаться лучше всё-таки по тропе, траверсировали влево и вышли на знакомый гребень (уже в его пологой части) и к перевалу. Спуск на седловину с вершины занял 2,5 ч. Спуск с перевала до лагеря по тропе – 1 ч.10 мин. В целом восхождение потребовало чистого времени 8,5 часов.
День 6. 15.08. Руч. Студенческий –  р. Манарага – р. Косью
Перешли ручей Студенческий по камням. На правом его берегу тропы расходятся: 1) прямо – вниз по долине Манараги, 2) направо – вверх по ручью (по этой тропе мы вчера вернулись с восхождения), 3) налево вниз – нужная нам тропа к переправе на левый берег Манараги. По невысокой воде брод оказался несложным: 2 рукава глубиной до 0,6 м со средней скоростью течения.
По левому берегу тропа также набитая, лес, очень много грибов. Оличный вид на красавицу Манарагу (фото 10). Хотя мы и старались не пропустить поворот налево в долину Косью, срезающий стрелку этой реки с Манарагой, всё-таки, как потом выяснилось, проскочили его и в итоге дошли до стрелки (1 час от переправы). Далее хорошая тропа продолжается за широким бродом через Косью (глубина до 0,7 м) и ведет вниз по течению.
Занялись поисками тропы вверх по Косью и Ломесьвожу, впадающему в Косью чуть выше места, где мы находились. Потратив на разведку часа три-четыре, в течение которых были обследованы оба берега Косью и Ломесьвож на 3 км вверх по течению, приемлемой тропы не обнаружили (еле видимые обрывки троп отмечались по левым их берегам). Двигаться же без тропы здесь очень сложно – лес труднопроходимый, крупные береговые камни. Отправились назад искать возможно незамеченное нами ответвление тропы и в итоге обнаружили его примерно на середине пути от переправы через Манарагу до стрелки. Можно ориентироваться также на то, что примерно здесь начинается отрог, разделяющий долины Манараги и Косью. Начало искомой тропы незаметно из-за зарослей стланика, через которые она идёт. Впрочем, нами не был замечен и обозначающий отхождение тропы небольшой тур.
Вернувшись назад на 2 км, пошли по найденной тропе. Немного поднимаясь, тропа огибает вышеупомянутый отрог у его подножия и через полчаса приводит к Косью. Далее качество тропы значительно ухудшается и в конце концов она исчезает. Продолжение тропы нашли, поднявшись вверх по крутому береговому склону, однако вскоре опять её потеряли. Идти именно по тропе здесь важно потому, что она выводит к броду на левый берег. В итоге нам удалось опять найти тропу и выйти по ней к месту переправы. От выхода в долину Косью до переправы около 2 км, но с учётом поисков тропы шли около часа.
Брод через Косью глубиной до 0,8 м, шириной около 30 м; применяли взаимную страховку и маневрирование.
Продолжение тропы на левом берегу нашли метрах в 50 ниже по течению. Поднялись по тропе на сухую возвышенность (метров 200 от переправы), где и остановились на ночёвку. С дровами проблем нет.
День 7. 16.08. Р. Косью – р. Ломесьвож – пер. Оленеводов (н/к, 1070 м) – р. Хобею
От места стоянки по тропе пересекли невысокую лесистую гряду, разделяющую долины Косью и Ломесьвож. Много грибов. Далее пошли правым берегом вверх по Ломесьвожу. Лес стал реже, появились поляны с участками стланика, мха и курумника, на которых тропа часто пропадает и наше передвижение сразу замедляется. Миновали небольшое озерцо. В среднем течении реки вышли из зоны леса. В основном идем по стланику и курумнику (тропа наблюдается фрагментами), а в низинах по заболоченному лугу. Набор высоты пока небольшой и плавный. Притоки перешли по камням. Через три часа хода (от стоянки), миновав второй сверху правый приток Ломесьвожа с водопадами, подошли с началу взлёта на плато Оленеводов.
На карте обозначена тропа, идущая вначале вправо по долине в направлении озёр (на юг), а затем влево-вверх на плато по истоку Ломесьвожа. Однако на местности мы видим тропу, сразу поднимающуюся на плато с небольшим траверсом влево (на восток, параллельно вышеупомянутому правому притоку с водопадами). Решили идти по этой тропе (фото 11).
Наиболее крутую (до 35°) первую половину подъема преодолеваем по тропе. Далее становится положе, тропа поворачивает вправо в направлении перевала (юго-восток) и теряется на курумнике, в последствии появляясь лишь фрагментами. Поднялись на плато за 40 мин. набор высоты 200 м. При выходе на плато появляются туры, которые оказываюся очень кстати, поскольку резко испортилась  погода. Подул очень сильный ветер (благо, что попутный), пошел снег; значительно похолодало. Видимость из-за пурги ухудшилась, саму седловину не видно, идем по турам. В начале плато – курумные поля, перемежающиеся травянистыми участками. Ближе к перевалу прошли обширное болото с множеством мелких ручейков. По плато шли около часа (4 км). На широкую седловину перевала Оленеводов вышли правее озера, предперевальный взлет короткий, некрутой. Перевальный тур с запиской нашли метрах в 200 правее, в ближайшем к вершине 1608 м понижении.


Перевал Оленеводов (Плато Оленеводов, №16), н/к, 1070-1080 м – наиболее простой перевал из бассейна Манараги через Главный уральский хребет – из Европы в Азию. Соединяет верховья рек Ломесьвож и Хобею.

С перевала (фото 12) за полчаса спустились прямо вниз к озеру (второму сверху в долине Хобею) по курумному склону средней крутизны, сброс высоты 100 м. Стоянка на  относительно ровных каменистых площадках на берегу озера. Дров нет. Вечером и ночью холодно (около 0°С), продолжал дуть сильный ветер, сыпала снежная крупа.
День 8. 17.08. Р. Хобею (верховья) – левый приток р. Хобею
Характер погоды не изменился и утром.
Наш путь – вниз по узкой долине Хобею. Левым берегом обошли озеро, спустились к следующему небольшому озерцу и также обошли его слева. Движемся в основном по теперь уже присыпанному снегом курумнику. На травянистых участках встречаются слабозаметные фрагменты тропы. Перед следующим (длинным) озером перебродили (до 0,3 м) на правый берег реки. Идем вдоль береговой кромки озера по тропе и мокрым из-за тающего снега камням. На середине длинного озера из него опять переправились (брод до 0,4 м) через вытекающую из него реку Хобею (1ч. 20 мин. хода от стоянки). Затем по тропе прошли почти до конца озера и, обогнув небольшую возвышенность, повернули направо. Далее – короткий  спуск по травянистому склону к небольшому озерцу (фото 13). Здесь долина поворачивает почти под прямым углом на юго-восток и носит устрашающее название Долина Смерти.
Идем левым бортом долины. Чуть ниже по долине подходим к большму озеру, после которого малозаметная тропа пошла влево-вверх, траверсируя отрог, разделяющий Хобею и нужный нам левый приток. Вскоре тропа исчезла. По пологим травянисто-осыпным склонам не теряя высоты обогнули отрог и повернули влево в долинку левого притока. Тропа отсутствует, курумные холмы чередуются со стлаником. Прошли ещё около 2 км вверх правым в направлении цирка у подножья горы Защита. Учитывая недостаток времени и неблагоприятные погодные условия, решили на перевал Хобе сегодня не идти.
Стоянку устроили на широкой террасе правого берега высоко над ручьём, напротив цирка перевала Хобе Восточный (фото 14). Дров нет.
День 9. 18.08. Лев. приток р. Хобею – пер. Хобе Западный (1Б, 1480 м) – траверс до пер. Хобе Восточный (1Б, 1430 м) – р. Мансишор
Улучшения погоды не произошло, по-прежнему ветер, периодически идет снег.
Пройдя вверх по долине еще около километра, переправились на левый берег ручья. Здесь начинается распадок с руслом сухого ручья, ведущий к перевалу Хобе Западный, подъем на который несколько проще, чем на Хобе Восточный. Тропы нет.
Подходим под 400-метровый перевальный взлёт. Сама седловина чётко не видна за снежной пеленой. Выше долинка сухого ручья разделяется на два распадка. Решили идти по правому (по ходу), ближнему к нам, тем более, что путь по левому практически не просматривался.
Поднимаемся параллельно руслу сухого ручья по заснеженному склону (в основном крупная осыпь с небольшими травянистыми участками). Камни «живые», скользкие, местами достаточно глубокий  снег (до 0,5 м). Крутизна склона постепенно увеличивается, достигая на отдельных участках 45°. Передвигаемся очень осторожно, серпантином, стараясь обходить нагромождения особенно крупных камней.
Через 1,5 часа ходового времени (от стоянки) вышли на седловину, которая оказалась вовсе не Хобе Западным, а небольшим понижением в отроге, разделяющем наш распадок и соседний (к востоку) цирк пер. Хобе Восточный.
Стало понятно, что в начале подъёма следовало идти по левому (по ходу) распадку (см. фото 14). Теперь чтобы попасть на Хобе Западный, нужно либо спускаться обратно, значительно теряя высоту, и оттуда подниматься правильным путем, либо траверсировать гребень отрога вверх и влево к искомому перевалу. Разведка показала, что гребень в принципе проходим.
Гребень достаточно острый, вправо (в цирк Хобе Восточного) обрывистый, сложен средним и крупным курумником. Двигались в основном чуть левее самого гребня, местами выходя на него (фото 15). Много «живых» камней. Самостраховка и взаимная «гимнастическая» страховка. Снег на камнях и, особенно, между ними оказался даже на пользу, поскольку хорошо «держал». В верхней части ушли с гребня влево, траверсируя к перевалу.
Весь траверс от «ложной седловины» до истинного перевала, протяженностью около 500 м с набором высоты около 100 м, занял 50 минут. Вид с пер. Хобе Западный на юг, в сторону верховьев р. Хобею – фото 16.


Перевал Хобе Западный (Хобе, №90), 1Б, 1430-1480 м, находится в восточном плече г. Защита, является логичным и наиболее простым проходом между верховьями рек Мансишор и Хобею.

Оценив варианты путей спуска к Мансишору, пришли к выводу, что оптимальным является спуск через седловину Хобе Восточного, как и рекомендуется В.Ю.Данько и М.А.Ерёмкиным [1] (фото 17).
По широкому пологому гребню дошли до пер. Хобе Восточный (около 400 м). Снег более глубокий (как и дальше на спуске) – до 0,5 м.


Перевал Хобе Восточный (Кварцитовый, №91), 1Б, 1370-1430 м, находится в восточном плече г. Защита, немного восточнее и ниже Хобе Западного. Подъем на перевал непосредственно из цирка со стороны Хобею круче и сложнее, чем на Хобе Западный.

С седловины спускались, выбирая наименее крутые склоны: вначале прямо, затем влево к руслу ручья и далее вдоль него по кулуару. Курумник с травянистыми участками, крутизна до 45°. Глубокий снег в целом облегчал спуск. За 40 мин спустились на дно цирка. Далее пошли достаточно быстро левым берегом Мансишора (тропы не видно, средний курумник, трава; снег неглубокий). Небольшие левые притоки перешли по камням. Вид из долины на перевалы Хобе – фото 17.
Увидели довольно крупного медведя, двигавшегося параллельно по противоположному берегу Мансишора. Вскоре зверь перешел речку и пошел прямо на нас. Кто-то предложил громко хором заорать, что и было немедленно сделано. На наше счастье, шумовой эффект подействовал – мишка со страшной скоростью драпанул обратно и убежал вверх по склону.
Стоянку организовали в широкой части долины, где появились ровные травянистые площадки. В стланике удалось наломать немного сухих веток на костерок. К вечеру погода улучшилась – перестал идти снег, облака немного разошлись, но холодно (около 0°С). Ночью ждали в гости медведя, но он так и не пришел – обиделся наверное.
День 10. 19.08. Р. Мансишор – р. Народа
Продолжили идти левым берегом Мансишора (без тропы, заснеженный курумник, трава, участки стланика). Через час хода переправились через левый приток Мансишора (глубина до 0,3 м), берущий начало с ледника Манси. После впадения этого притока Мансишор круто поворачивает вправо (на восток) к слиянию с Народой. Мы же, срезая стрелку рек и стараясь не терять высоту, траверсируем по курумному склону в северном направлении, к верховьям Народы. В долине Народы ураганный встречный ветер со снежной крупой. Выше длинного неширокого озера перебродили (до 0,4 м) на левый берег Народы, к подножью склонов, круто обрывающихся в долину с плато Руин. Ориентируемся на небольшой распадок, являющийся здесь единственным приемлемым местом для выхода на плато.
Начало подъема отмечено туром на большом камне, но выше по склону туров не видно. Учитывая отсутствие тропы и плохую видимость, сделали предварительную разведку и наметили путь подъема.
Однако в условиях непрекращающейся пурги сегодня на плато решили не подниматься, встали на ночёвку. Дров нет.
День 11. 20.08. Р. Народа – плато Руин – оз. Голубое – пер. Голубые озёра (1А, 1260 м) – оз. Верхн. Балбанты
Утро наконец-то порадовало улучшением погоды: хотя и холодно, но ветер стал потише, прекратилась пурга, прояснилось. Учитывая необходимость ликвидировать отставание от графика, вышли пораньше.
Придерживаясь намеченного вчера пути, ориентируясь на некоторое понижение края плато, преодолели 300-метровый (по вертикали) взлёт: средний и крупный курумник (часто «живые» камни) с травянистыми участками, и всё это под разной глубины снежным покровом; крутизна до 45°. Самостраховка, на наиболее крутых участках движение серпантином. Путь от стоянки до выхода на край плато занял 1,5 часа.
По плато двигались практически прямо в направлении пика Карпинского (фото 18). Слева, освободившись от облаков, открылась громада горы Народной, ещё более суровая в снежном убранстве. Первые 2-3 км шли по глубокому (в отдельных местах до 0,7 м) снегу, под которым к тому же нередко оказывалось болото, часто пересекали мелкие ручьи. Затем небольшой плавный подъём к более высокой северо-восточной части плато. Снега здесь меньше, везде курумник. Спуск к восточной оконечности озера Голубого по достаточно крутой крупной осыпи, есть туры. Переход от начала плато до озера занял 2 часа. Переход через плато Руин по сути является своего рода перевалом (только с очень широкой и протяженной седловиной), который следовало бы классифицировать как 1А.
Перешли через вытекающую из озера речку Карпиншор (брод до 0,4 м). Прошли по северному берегу озера (курумник) около километра, затем начали траверсировать вправо с набором высоты под перевал Голубые озёра (фото 19). Взлёт на перевал короткий, осыпной, крутизна до 30°, набор высоты 100 м. От восточной оконечности озера до седловины дошли за 50 минут и вновь оказались на границе Европы и Азии.


Перевал Голубые Озёра (Карпинского, Кар Карпинского, Голубые надежды, №23), 1А, 1240-1260 м, расположен в Главном Уральском Хребте между вершинами Народной и Карпинского, соединяет верховья рек Карпиншор и Балбанью. Следует заметить, что встречающееся в отчётах название данного перевала «Голубые надежды», по-видимому, не следует считать правильным, т.к. истинный пер. Голубые надежды (Центральный, №22) находится южнее горы Народа (между ней и г. Янченко) и соединяет бассейны рек Народа и Манарага.

Северный склон перевала сложнее и протяженнее южного. Спускаемся прямо вниз по крутому (до 45°) кулуару (средняя и крупная заснеженная осыпь, между камнями глубокий снег) (фото 20). Самостраховка, взаимная «гимнастическая» страховка. В нижней части взлёта, попали в своеобразный «каменный мешок»: нагромождение очень крупных камней, образующих воронку на дне цирка. Здесь наше продвижение сильно замедлилось: приходилось тщательно выбирать и разведывать безопасный путь. Наконец, выбрались на ровную часть цирка с травой и некрупным курумником. Спуск с перевала в итоге занял 1,5 часа. Отсюда стало видно, что следовало бы с перевала спускаться не прямо вниз, а траверсировать немного вправо, чтобы обойти «каменный мешок».
Далее по приятному некрутому склону быстро (15 мин) дошли до первого (сверху) из озёр Верхние Балбанты. Снега здесь меньше, появилась тропа. С трёх сторон окруженное крутыми стенами отрога горы Народной, озеро чрезвычайно живописно. Не менее замечательный вид и на расположенное ниже по долине озеро Восьмёрка.
Правым берегом пошли вниз, ниже озера тропа перешла на левый берег ручья. Обошли озеро Восьмерка слева (тропа, участки курумника). У северной его оконечности на травянистой площадке встали на ночевку. Дров нет.
Вид на перевал Голубые Озёра – фото 21.
День 12. 21.08. Оз. Верхн. Балбанты – р. Балбанью – оз. Бол. Балбанты (база Желанная)
За 40 мин (2 км) по тропе плавно спустились к слиянию истоков Балбанью. По камням перешли на левый берег, немного поднялись по слону и вышли на дорогу. Через километр подошли к своей закладке, оказавшейся в целости и сохранности. Еще через 1 км дорога переходит на правый берег, перебродили по камням (река широко разливается и течёт множеством мелких рукавов). Далее достаточно быстро шли по дороге, часто пересекающей болота (легкопроходимые и кочкарниковые). Перед озером Мал. Балбанты (2 часа от брода) есть ответвление тропы вправо и несколько вверх, в обход заболоченной низины. Однако затем всё равно приходится спускаться в неё. Переправились через правый приток, впадающий в оз. Мал. Балбанты (ширина 7 м, глубина 40 см, течение медленное). После переправы – обширная болотистая луговина, на которой расположены несколько домиков оленеводов (ни людей, ни оленей нет). Вид на верховья долины Балбанью – фото 22. Отсюда за 1,5 часа дошли до озера Бол. Балбанты (дорога с большими заболоченными участками). Остановились на последнюю ночёвку на берегу озера, не доходя около 0,5 км до строений базы Желанная (по всему видно, что это весьма популярная стоянка). Дров нет. Дует холодный пронизывающий ветер.
База Желанная функционирует, здесь постоянно есть люди, можно переночевать в теплом домике (печка) (100 руб/чел), принять душ (50 руб), позвонить по спутниковой связи (50 руб/мин), купить элементарные продукты. Часть нашей группы воспользовалась этими благами цивилизации.

2.7. Потенциально опасные участки (препятствия) и явления на маршруте
1. Осыпные склоны средней и выше средней крутизны; среднего, крупного и очень крупного калибра; с «живыми» камнями. В основном встречались при прохождении перевалов Хобе Западный и Голубые озёра, подъёме на плато Руин. Особенно опасны во время дождя. Применялась самостраховка альпенштоком, взаимная «гимнастическая» страховка.
2. Переправы различной трудности, максимум 1Б (реки Балбанью, Косью). Использовалась самостраховка и взаимная страховка, маневрирование в русле.
3. Резкое ухудшение погоды во второй половине путешествия: похолодало до 0°С и ниже, в течение нескольких дней имело место выпадение снега, сопровождавшееся сильным ветром (пурга) и плохой видимостью. Группа находилась в этот период в безлесной зоне, что значительно усиливало воздействие холода. Однако возможность таких погодных явлений учитывалась нами при подготовке к походу, теплое снаряжение имелось в достаточном количестве, что позволило избежать серьезных переохлаждений и обморожений.
4. К опасным явлениям, несомненно, следует отнести и встречу группы с медведем в долине реки Мансишор. К счастью, зверя удалось прогнать громкими звуками. Полагаем, однако, что к таким встречам нужно готовиться лучше – брать с собой (и держать наготове в походе) специальные средства (файеры, дымовые шашки, «анитимедвежьи» газовые баллончики и т.п.).

2.8. Особенности погодных условий
В первой половине похода было относительно тепло (днём до 15-20°С), в основном облачно с прояснениями (в отдельные дни солнечно), часто шли дожди слабой и средней интенсивности, были нередки туманы.
С середины похода резко похолодало (температура колебалась от –2 до +10°С) и в течение 5 дней периодически шел снег с сильным ветром и плохой видимостью (пурга). На этом фоне наблюдались кратковременные прояснения.
Из проведенных на маршруте 12 дней: дней с дождём – 7, со снегом – 5, с сильным ветром – 7, без осадков – 2.
В верхнем поясе гор – на перевалах, гребнях хребтов и вершинах – погода как правило хуже (больше осадков, холоднее, ветренее, туманнее), что, в принципе, вполне закономерно и ожидаемо. Так, на вершину Манараги во время нашего на неё восхождения «село» облако, поэтому на фоне неплохой окружающей погоды в районе вершины был туман, холодный дождь и ветер.
В первые дни, до похолодания, присутствовали комары и мошка.

2.9. Снаряжение
1. Групповое специальное снаряжение:
Верёвка основная 10 мм × 50 м
Веревка вспомогательная 6 мм × 30 м
Верёвка расходная 10 мм × 10 м
Карабины 5 шт.
2. Личное специальное снаряжение:
Страховочная система
Карабин 1 шт.
Прусик 6 мм
Палки трекинговые
3. Особенности личного снаряжения: тёплый спальник, теплая куртка, «лыжная» шапка, хороший дождевик, непромокаемый нарюкзачник, теплые и прочные перчатки, москитник, вторая пара обуви. Резиновые сапоги брали по желанию: вещь, в принципе полезная, но не обязательная, к тому же – дополнительный вес. Неплохо себя зарекомендовали высокие и достаточно лёгкие сапоги от комплекта ОЗК, надевающиеся прямо на ботинки.

2.11. Питание
Организация питания группы предусматривала три основных приема пищи: горячий завтрак, обед-перекус и горячий ужин.
Завтрак включал мясное второе блюдо и чай/кофе. В качестве мяса альтернативно использовались тушенка (4 дня) и сублимированное мясо (8 дней). Гарниры для мясных блюд: рис, гречка, макароны, картофельное пюре.
Перекус состоял из следующих компонентов: 1) колбаса с/к или сало или сыр, 2) шоколад или козинаки или халва, 3) орехи (чередовались фундук, кешью, миндаль, грецкие), 4) сухофрукты (курага, изюм, чернослив).
Ужин состоял из супа, молочной каши (пшеничка, овсянка, рис, «пять злаков» – на сухом молоке) и чая.
В каши добавлялось подсолнечное или сливочное масло. К чаю полагались белые сладкие сухарики или сушки. Утром на весь день раздавались карамельки (около 5 штук в день).
Продуктовая раскладка:


Продукт

На 1 чел в день, г

Дни

Примечание

1

Сухари черные, хлебцы

50

11

Завтрак, перекус, ужин

2

Супы сухие разные

30

12

Ужин

3

Тушенка

100

4

Для мясной каши на завтрак

4

Мясо сублимированное

20

8

Для мясной каши на завтрак

5

Пшеничная крупа

60

3

Ужин

6

Овсянка

60

2

Ужин

7

Рис хлопья

60

2

Ужин

8

Крупа «Пять злаков»

60

3

Ужин

9

Каша типа «Быстров»

50

2

Ужин

10

Гречка

70

3

Завтрак

11

Рис

70

3

Завтрак

12

Макароны

90

3

Завтрак

13

Картофельное пюре

55

3

Завтрак

14

Молоко сухое

20

12

Для молочной каши на ужин

15

Масло подсолнечное

5

12

В каши

16

Масло сливочное топлёное

5

12

В каши

17

Колбаса с/к

40

4

Перекус

18

Сыр

40

4

Перекус

19

Сало

40

4

Перекус

20

Шоколад

25

7

Перекус

21

Козинаки

25

3

Перекус

22

Халва

25

2

Перекус

23

Карамель

30

12

На весь день (раздается утром)

24

Сухари белые и сушки

50

12

К чаю/кофе

25

Орехи разные

20

12

Перекус

26

Сухофрукты

20

12

Перекус

27

Сахар

50

12

В чай/кофе, молочную кашу

28

Соль

6

12

 

29

Кетчуп

10

12

К мясному блюду на завтрак

30

Горчица

2

12

 

31

Чай

5

12

 

32

Кофе

2

12

 

33

Лук, чеснок

10

12

 

Масса продуктов на человека в день составила 570 г.
Газ был взят из расчёта 60 г на человека в день на 8 дней (не менее 4 дней планировалось готовить на дровах), что составило 20 баллонов по 200 г (общий вес баллона около 300 г). Этого количества газа нам вполне хватило при его экономном расходовании (использовался ветрозащитный экран, старались готовить быстроразваривающиеся каши и супы).

2.12. Итоги, выводы, рекомендации
Заявленный основной маршрут пройден группой почти полностью (в связи с неблагоприятными погодными условиями не удалось осуществить восхождения на вершины Защита и Народная). Запасные и аварийные варианты маршрута не были востребованы.
Считаем, что пройденный маршрут соответствует пешеходному путешествию III категории сложности, что подтверждается вполне достаточным для данной к.с. количеством локальных и протяженных препятствий (см.разделы 1.5 и 1.6).
Вторая половина маршрута была пройдена в сложных погодных условиях, которые могут быть приравнены к условиям межсезонья.
Состояние перевалов, условия и техника их преодоления в целом соответствовали их общепринятым классификационным категориям. В то же время, по нашему мнению, перевал Зигзаг можно было бы оценить как 1А (определяющий склон – со стороны р. Манараги). Кроме того, считаем, что переход через плато Руин следовало бы приравнять к перевалу 1А категории.
Переправы не создали нам особых проблем и не потребовали применения специального снаряжения. Возможно, уровень воды в реках был относительно невысоким.
В целом для нашего маршрута, проложенного преимущественно выше зоны леса, характерны крупные и средние осыпи (курумник) различной крутизны. Иногда приходилось преодолевать завалы из очень крупных камней, что требовало больших затрат времени и сил. Вдоль рек, причём и в безлесной зоне тоже, движение сильно затрудняли заросли кустарника и стланика. Лес и болота на маршруте были в основном легкопроходимыми. Во второй половине маршрута часто шли по неглубокому снегу (иногда – средней глубины).
Хорошая тропа имеется только по долинам рек Балбанью и Манарага, здесь встречается достаточно много групп. В долинах рек Ломесьвож, Хобею, Народа, Мансишор тропа пробита слабо, встречается лишь фрагментами, постоянно теряется. На Ломесьвоже и в азиатской части маршрута мы не встретили ни одного человека.
Имевшегося специального снаряжения было достаточно для технически грамотного и безаварийного прохождения маршрута. На протяжении похода все участники были здоровы, сохраняли хорошее физическое и психологическое состояние.
Считаем, что важную роль в успешном прохождении маршрута сыграла его тщательная разработка и сбор информации в подготовительном периоде, а также такое построение маршрута, чтобы технически и физически наиболее трудные участки пришлись на вторую его половину.
Все участники признали, что поход получился очень интересным не только со спортивной, но также с эстетической и познавательной точек зрения.
Рекомендации:
Пройденный нами маршрут можно рекомендовать для групп, не располагающих большим количеством времени, но при этом желающих посетить наиболее интересные места Приполярного Урала и ощутить разнообразие его природы.
При планировании дневных переходов нужно учитывать, что скорость передвижения значительно снижается (иногда до 1 км/ч) на завалах из крупных камней, а также при отсутствии тропы по долинам рек (кустарник, стланик, болота).
Необходимо иметь 2-4 резервных дня на непогоду. Группа должна быть готова к тому, что в августе на Приполярном Урале возможно резкое и затяжное похолодание с ураганным ветром, выпадением снега и плохой видимостью.
По долине реки Балбанью на участке от базы Желанная до слияния истоков лучше (быстрее) идти правым берегом по вездеходной дороге (по левому берегу, практически без тропы, идти может быть и интереснее, но значительно труднее). Простой брод на левый берег – в 1,5 км ниже слияния истоков.
Тропа на пер. Студенческий и гору Манарагу начинается на правом берегу ручья Студенческого.
Восхождение на вершину Манараги (особенно на саму скальную башню) рекомендуем осуществлять только в сухую погоду и в условиях хорошей видимости.
Одно из хороших мест для переправы через Манарагу – в районе стоянок ниже впадения ручья Студенческого, через два рукава.
В долине Манараги ответвление тропы вверх по р. Косью и затем р. Ломесьвож нужно искать на середине пути от впадения в Манарагу ручья Студенческого до стрелки Манарага-Косью – в районе начала отрога, разделяющего долины Манараги и Косью.
Важно не потерять эту тропу, поскольку она выводит к оптимальному месту переправы через Косью, которая обычно представляет собой серьёзную водную преграду. Ориентиром для брода может также служить поворот русла реки (по ходу) с юго-восточного направления на восточное.
Поиск перевала Хобе Западный со стороны левого притока р. Хобею затруднён. При подходе под взлёт долинка сухого ручья разделяется на два распадка. Следует подниматься по левому (по ходу) распадку.
Спускаться с пер. Хобе Западный лучше через седловину пер. Хобе Восточный, от которой сначала прямо вниз, затем траверсировать влево-вниз к руслу ручья и дальше по этому руслу.
Подниматься на плато Руин со стороны р. Народа следует только при хорошей видимости, ориентируясь на понижение края плато.
При спуске с пер. Голубые озёра, вероятно, лучше траверсировать немного вправо, чтобы обойти находящийся под взлётом завал из очень крупных камней.
При подготовке снаряжения рекомендуем особое внимание уделить предметам, предназначенным для защиты от атмосферных осадков, ветра и холода. Обязателен общественный тент. Палатки должны выдерживать интенсивный дождь, сильный ветер, пургу. Наши обычные палатки сильно продувались. Для метеоусловий похода лучше подошли бы палатки с «юбкой». Одежду, спальные мешки следует подбирать практически в расчете на зимние условия. Необходимы тёплые и прочные перчатки (матерчатые «хозяйственные» перчатки быстро рвутся и, быстро намокая, не защищают от холода).
На данном маршруте, поскольку большая часть его проходит в безлесной зоне, нужны газовые (бензиновые) горелки и соответствующее топливо. А учитывая частые и длительные осадки, сухие дрова бывает трудно найти и в лесу.
При планировании похода в данном районе представляется весьма интересным включить в маршрут сложный горный узел южнее плато Оленеводов и верховьев Хобею: хребет Неприступный, плато Парнук, г. Алешкова, озёра в верховьях р. Пывсяншор и левого истока р. Ломесьвож, верховья р. Ошкавож и Маньхобею. Однако следует учесть, что перевалы в данном районе как правило не проще 1Б. Сложность маршрута в данном случае увеличится до IV категории.

2.13. Приложения

2.13.1. Записки, снятые с перевалов
1) 14.08. Пер. Студенческий. «10 августа 2010 г. группа туристов из г. Сыктывкара (13 чел.) поднялась на перевал Студенческий в 15.40. Идём на в. Манарага, далее р. Капкан-Вож. Погода облачная, видимость метров 300, +10°С. Сняли записку от 5.08.10 группы из г. Самары (14 чел.). Руководитель группы Бурцева Ю.В. Всем удачного похода!!».
2) 18.08. Пер. Хобе Западный. «14.08.2010 р. Группа туристiв збiрна Рiвненськоi та Iвано-Франкiвскькоi областей пиднялась на пер. Хобе зi сторони р. Хобею, здiйснючи комбiнований (пiше-водний) похiд 5 к.с., у складi 6 осiб. Далi рухаемося в напрянку г. Блюхера. Погода хмарна, холодний вiтер. Записки не знайшли. Маршрутна книжка №14/10. Керiвник Токар О.I. tokar_oi@mail.ru»
3) 18.08. Пер. Хобе Восточный. « Группа туристов т/к «Кристалл» г. Березники Пермского края в количестве 7 человек (руководитель Затонский А.В., маршрутная книжка № ___, выдана ЦМКК), совершая пешеходный поход 6 к.с. вышла на пер. В. Хобе (1Б, 1465 м) 08 августа 2009 г. в 12:10 со стороны р. Манси-Шор. Метеоусловия: ясно, холодно. Состояние группы бодрое. Продолжаем движение в направлении р. Хобе-Ю. Тур разрушен, записки нет.»  
4) 18.08. Пер. Хобе Восточный. «Группа туристов турклуба «Ветер» Тимирязевской с/х академии г. Москвы, совершая поход пеший 5 к.с., взошла на пер. Хобе 1Б 08.08.09 в 10:20 моск. вр. Движемся со стороны р. Манси-шор в сторону р. Хобе-Ю. Погода отличная. Настроение группы весёлое. Сняли записку группы __ не было, поднялись вместе с гр. т/к Кристалл рук. Затонский. Данные нашей группы: Маршрутная книжка № 161 (Березниковская МКК). Состав: Моисеева Анна –руководитель, Киселёв Алексей, Розанов Павел, Хорошутина Ольга, Логинов Михаил. Тел. рук-ля: 8-916-312-53-21, 8(499)161-28-63. Е-mail: loginova_ann@mail.ru»
5) 20.08. Пер. Голубые озёра. «Общественная молодежная организация Клуб альпинистов, туристов и любителей экстремальных видов спорта Республики Марий Эл «Альпика». Записка. 06 августа 2010 г. в 10 часов 50 минут группа туристов из г. Йошкар-Олы клуба «Альпика» в составе 8 чел: Абакумов Станислав, Антонов Алексей, Антонова Ольга, Обухов Андрей, Дубцов Александр, Крупин Андрей, Глушкова Анна, Фоминых Ирина, совершая пеший поход III к.с., поднялась на перевал Карпинского (№23, Голубые озёра) со стороны реки Балбанью. Метеоусловия: дымка и сильный ветер. Снята записка группы ТКО «Норд» САО г. Москва под руководством Карпова Д.А. от 4.08.2010 (19:00). Спуск к Голубому озеру начат в 11 часов 10 минут. Настроение группы отличное, все бодры, веселы! Хорошей вам погоды и отличных маршрутов! Руководитель группы Абакумов Станислав. http://alpica.info/; vkontakte.ru/club638784»
На других перевалах записок не найдено. Собственные записки оставлены.

2.13.2. Картографические материалы
Представлены на сайтах: polarural.narod.ru, topmap.narod.ru, maps.poehali.org и др.
Карты можно купить на месте у работников Национального парка «Югыд Ва».
Карты-километровки районов вершин Манарага и Народная есть в книге «Сто дней на Урале» [3]. Там же – 5-километровка практически всего Урала.
Мы пользовались скачанной из интернета топографической километровкой с горизонталями через 20 м (перевалы не обозначены). Обзорно-вспомогательной картой может служить двухкилометровка.
Для общего представления о районе подойдёт Туристская схема «Северный и Приполярный Урал» (ГУГК, 1980 г.) [5]
Фрагмент карты с ниткой маршрута представлен на фото 23.

2.13.3. Литература
1. Данько В.Ю., Еремкин М.А. Перевалы центральной части Приполярного Урала. Путеводитель по Национальному парку «Югыд Ва». Сыктывкар, 2005.
2. Кеммерих А.О. Приполярный Урал. (книга есть на сайте Изба-читальня: hibaratxt.narod.ru)
3. Рундквист Н.А. Сто дней на Урале. 1993.
4. Отчёты о пешеходных походах по Приполярному Уралу:
4.1. Рук. Бахтина И.Л., 5 к.с., 2002 г., Екатеринбург
4.2. Рук. Голиков Е., 2002 г., Москва
4.3. Рук. Добровольский А.В., 4 к.с., 2005 г. (activeclub.com.ua)
4.4. Рук. Дубровский Д.С., 4 к.с., 2005 г., Москва
4.5. Рук. Кобызев О.П., автор Денисова И., 3 к.с., 2005 г., Челябинск (skitalets.ru)
4.6. Рук. Маслов Д., 2003 г., Москва, dmas@mail.ru
4.7. Рук. Панасюк К.И., 2 к.с., 2007 г., Киев
4.8. Томский Д., «Поход к Манараге», 2009 г., соло
5. Северный и Приполярный Урал. Туристская схема. Москва, ГУГК, 1980.

 

 






    © taganok.ru 2007. Перепечатка материалов или публикация в сети интернет только с разрешения авторов и обязательным указанием сайта taganok.ru

                    Экстремальный портал VVV.RU удаленная проверка сервера uptime российских хостеров Клуб Хронических Водников


    Видеосъемка HD и монтаж, создание слайдшоу, детские утренники. Рязань.