Отчет о горном походе I (с элементами II) категории сложности в районе Центрального Кавказа (Приэльбрусье), совершённом с 4 по 14 августа 2009 года
Untitled Document

Отчет о горном походе I (с элементами II) категории сложности в районе Центрального Кавказа (Приэльбрусье), совершённом с 4 по 14 августа 2009 года

Руководитель: Бычков Дмитрий Борисович

Содержание:

  1. Общие сведения о путешествии
  2. Состав группы
  3. Организация похода
  4. Характеристика района путешествия
  5. Подъезд и отъезд
  6. График движения по маршруту
  7. Техническое описание маршрута
  8. Высотный профиль маршрута
  9. Итоги, выводы, рекомендации
  10. Приложения

10.1. Список специального снаряжения
10.2. Питание
10.3. Картографические материалы
10.4. Перечень записок, снятых с перевалов
10.5. Литература

1. Общие сведения о путешествии
Вид туризма – горный
Категория сложности – первая (с элементами второй)
Район – Центральный Кавказ (Приэльбрусье)
Количество ходовых дней – 11
Протяженность: 98 км, из них радиально в одном направлении 14 км
Пройдено перевалов – 6, в т.ч. н/к – 1, 1А – 2, 1А* – 1, 1Б – 1, 1Б* – 1
Максимальная высота – 3730 м (пер. Субаши)
Максимальная высота ночевки – 3200 м (оз. Сылтранкёль)
Суммарный набор высоты – 4450 м
Суммарный сброс высоты – 5300 м
Число участников – 16
Маршрутная книжка № 07/09, выдана МКК ЭКТ, г. Электросталь
Руководитель: Бычков Дмитрий Борисович, dinamid8@mail.ru.
Пройденный маршрут:
Мин. источники Джилысу – нижний каньон р. Кызылсу (радиально) – [поляна Эммануэля – верховья правого притока р. Кызылсу] (радиально) – р. Каракаясу – пер. Северный Каракайский (н/к, 2889 м) – р. Исламчат – пер. Исламсу (1А*, 3472 м) – р. Субаши – пер. Джикаугенкёз (1А, 3572) – снежно-ледовая долина Джикаугенкёз – пер. Ирикчат (1Б*, 3667) – пер. Субаши (1Б, 3730) – р. Субаши – р. Мкяра – р. Мукал – пер. Сылтран (1А, 3441) – оз. Сылтранкёль – р. Сылтрансу – пос. Верхний Баксан
Были заявлены, но в виду отсутствия необходимости не использованы, следующие варианты аварийного выхода с маршрута:

  1. Р. Исламчат – пер. Бересун (н/к, 2400) – мин. ист. Джилысу
  2. Р. Субаши (р. Мукал, р. Мкяра) – р. Кыртык – пос. Верхний Баксан
  3. Снежно-ледовая долина Джикаугенкёз – р. Бирджалысу – мин. ист. Джилысу
  4. Пер. Ирикчат (пер. Субаши) – р. Ирикчат – р. Ирик – пос. Эльбрус

2. Состав группы


ФИО

Г.р.

Адрес

Обязанности

1

Бычков Дмитрий Борисович

1975

г. Электросталь

Руководитель

2

Стома Александр Валериевич

1958

г. Рязань

Зам. руковод.

3

Бугаев Дмитрий Владимирович

1982

г. Электросталь

Фотограф

4

Твердунов Василий Игоревич

1982

г. Электросталь

Отв.за топливо

5

Пименов Александр Васильевич

1978

г. Электросталь

Ремонтник

6

Филимонов Вадим Владимирович

1955

г. Электросталь

Краевед

7

Стома Виктор Александрович

1986

г. Рязань

Хронометрист

8

Щерба Ольга Юрьевна

1987

г. Рязань

Пом. хроном.

9

Трушкин Евгений Владимирович

1961

г. Рязань

Пом. зам. рук.

10

Трушкина Наталья Степановна

1960

г. Рязань

Врач

11

Трушкина Оксана Евгеньевна

1985

г. Рязань

Летописец

12

Забелина Елена Радиевна

1958

г. Рязань

Завхоз

13

Забелин Михаил Константинович

1996

г. Рязань

Пом. завхоза

14

Ковылин Александр Васильевич

1961

г. Зарайск

Казначей

15

Ковылин Василий Ал-дрович

1989

г. Зарайск

Эколог

16

Ковылин Александр Ал-дрович

1995

г. Зарайск

Следопыт

3. Организация похода
В качестве района путешествия Приэльбрусье было выбрано нами исходя из желания пройти посильный для сформировавшейся группы маршрут в серьёзных горах, затратив при этом минимум времени (не более двух недель) и денежных средств. Кроме того, хотелось увидеть в непосредственной близости Эльбрус и другие легендарные вершины, побывать в местах, поистине являющихся колыбелью отечественного альпинизма и горного туризма (подавляющее большинство участников группы еще не были в этом районе). Подготовку к походу облегчало относительно большое количество информации о районе и возможных маршрутах (книги, отчёты).
Маршрут разрабатывался с учётом, прежде всего, туристского опыта участников и их физической подготовки. У пятерых участников отсутствовал опыт категорийных путешествий. В группе было два ребенка (13 и 14 лет). Поэтому основная (линейная) нитка маршрута не выходила рамки 1 к.с. (два перевала 1А, один – н/к).
Начало похода в урочище Джилысу позволяло начать маршрут сразу с высоты 2400 м и не тратить силы и время для её набора (например, из Баксанской долины, с уровня 1600 м). С целью акклиматизации на такой стартовой высоте было запланировано два дня с радиальными выходами, причем один из них с подъемом до 3000 м. 
Джилысу, к тому же, отлично подходит для такой акклиматизации и с эстетико-познавательной точки зрения, поскольку в его окрестностях находятся интереснейшие и крайне живописные объекты. В их числе несколько водопадов, каньоны, останцы («долина замков»), поля с причудливыми нагромождениями застывшей лавы («долина химер», скальная перемычка в каньоне Кызылсу (Калинов мост), высохшее озеро долины Ирахитюз, Поляна Эмануэля и бывший немецкий аэродром времен Великой Отечественной войны. Всё это прекрасно дополняется купанием в тёплых нарзановых ваннах и употреблением оного из различных источников, тут и там разбросанных по ущельям.
В соответствии с классическими требованиями к горным походам, сложность и высота перевалов увеличивалась от начала к середине маршрута 
Опыт и подготовка большинства участников позволяли включить в маршрут элементы 2 к.с. Для реализации этих возможностей был запланирован радиальный кольцевой выход с прохождением связки из трёх перевалов, два из которых 1Б и один 1А категории. Соответствующим специальным снаряжением группа была обеспечена.
Посещение озера Сылтранкёль на завершающем этапе является эстетической кульминацией путешествия, тем более что этот невероятной красоты природный объект является единственным приличным по величине водоёмом в Приэльбрусье.
Физическая и техническая подготовка к походу включала походы выходного дня, участие в соревнованиях по технике горного туризма, самостоятельные занятия.
Важнейшей составной частью организации путешествия являлась подготовка снаряжения и составление рациона питания (см. приложения).

4. Характеристика района путешествия
Ввиду наличия подробного описания Приэльбрусья в литературе и отчетах туристов, имеющихся в Интернете, ограничимся лишь наиболее общими, но важными замечаниями.

  1. Район располагается в высокогорной зоне, в верхнем поясе преобладают типично альпийские формы рельефа. Леса встречаются только в нижних участках долин. Средний пояс занимают обширные альпийские луга – пастбища.
  2. Поскольку основная часть маршрута проходит на высотах более 2500 м, особое внимание на начальном этапе путешествия следует уделить акклиматизации.
  3. Климат района в августе на высотах 2000-4000 м в целом можно охарактеризовать как холодный, с частыми ветрами, туманами и достаточно обильными осадками (дождь, мокрый снег, град), что существенно затрудняет прохождение маршрута. Погода при этом отличается крайней неустойчивостью. 
  4. За счёт высокой освоенности и посещаемости района туристами и местным населением, почти везде по долинам и на несложные перевалы имеются хорошие тропы.
  5. Близость населенных пунктов и автомобильных дорог делает удобными и непродолжительными подъезд и отъезд, позволяет при необходимости быстро сойти с маршрута или сократить его. 

5. Подъезд и отъезд
Из Москвы и Рязани доехали до Нальчика поездом №62, который отправляется из Москвы около 19 часов, из Рязани – около 23 часов ежедневно. Время в пути от Москвы 35 часов. Прибыли в Нальчик в 06:30. Стоимость плацкартного места 1700 руб.
Автомобильный трансфер Нальчик – Джилысу был нами заказан по телефону предварительно (заказывать не менее чем за неделю до похода) в Нальчикской фирме «Тау-сервис», контактное лицо Борис Саракуев, т. 8(8662)770343, моб.т.  89289503868, e-mail: bezonec@list.ru. Заброска на двух УАЗах (типа «Буханка») обошлась в 12000 руб (т.е. одна машина стола 6000 руб). Время в пути 5-6 часов.
Данная фирма может встретить вас и в Минводах (туда идёт больше поездов), но оттуда трансфер до Джилысу будет стоить уже 7000 руб за машину. Фирма также может взять на себя предварительное оформление погранпропусков, но нам это не требовалось, т.к. наш маршрут был проложен севернее р. Баксан.
Отъезд из Верхнего Баксана, в общем, менее проблематичен, поскольку движение по Баксанскому шоссе достаточно интенсивное. Но мы всё же, чтобы не терять время, опять воспользовались услугами фирмы «Тау-сервис» и на шоссе нас ждал ПАЗик, доставивший группу на Нальчикский ж/д вокзал за 2 часа и 5000 руб.
В Москву (Рязань) ехали тем же поездом Нальчик – Москва, отправившимся из Нальчика в 16:20. Прибыли в Рязань около 00:30, в Москву – около 04 часов.

6. График движения по маршруту


Дата

Участок маршрута

Км

Пере
пады высоты (м)

Хд.
время
(ч)

Рельеф, характер пути

Метеоусловия. Дневная / минимальная ночная температура

04.08

Радиальный выход: Мин. ист. Джилысу – нижний каньон р. Кызылсу

2*

– 200
+ 200

1,5

Дорога, тропа на травянистых склонах до 45°

Переменная облачность, во второй ½ дня дождь. 10-15°С / 5°С

05.08

Радиальный выход: Мин. ист. Джилысу – Поляна Эмануэля –  верховья правого притока р. Кызылсу

9*

+ 500
– 500

4,5

Дорога, тропа на травянистых и иногда осыпных склонах до 60° (в каньонах)

Утром ясно, затем переменная облачность, во второй ½ дня дождь. 7-15°С / 5°С

06.08

Мин. ист. Джилысу – р. Каракаясу – правый приток р. Каракаясу (под пер.С.Каракайский)  

6

– 150
+ 450

2,5

Дорога, тропа на травянистых склонах до 30°

Утром ясно, затем переменная облачность. 7-20°С / 3°С

07.08

Правый приток р. Каракаясу – пер. Северный Каракайский (н/к, 2889 м) – р. Исламчат

12

+ 200
– 400
+ 400

3

Тропа на травянистых и осыпных склонах до 30°, простые переправы через ручьи по камням

Переменная облачность, временами туман. 5-15°С / 2°С

08.08

р. Исламчат – пер. Исламсу (1А*, 3472) – р. Субаши

11

+ 550
– 650

5

В основном осыпи различного калибра до 45°, часто без троп. Некрутые короткие снежники. В долинах некрутые травянистые склоны.

Облачно, часто туман. Большую часть дня дождь, временами сильный. 5-10°С / 4°С

09.08

Кольцевой радиальный выход: р. Субаши – пер. Джикаугенкез (1А, 3572) – снежно-ледовая долина Джикаугенкёз – пер. Ирикчат (1Б*, 3667) – пер. Субаши (1Б, 3730) – р. Субаши

24

+ 750
– 100
+ 200
– 300
+ 350
– 900

10

Осыпи (часто без троп) до 50°. Снежные склоны до 45° (перила, кошки). Открытый (до 10°) и закрытый (до 30°) ледник (связки, кошки). В долине некрутые травянистые склоны, тропа. Каменистое русло реки. Переправы по камням.

Переменная облачность, периодически туман, дождь, снег, на перевалах сильный ветер. От –2 до +10°С / 2°С

10.08

р. Субаши – р. Мкяра – р. Мукал

10

– 200
+ 300

2,5

Травянисто-осыпные склоны до 40°, иногда без тропы. Переправы по камням.

Ясно, легкая облачность. 2-15°С / –3°С

11.08

р. Мукал – пер. Сылтран (1А, 3441) – оз. Сылтранкёль

9

+ 550
– 250

3

Осыпи (мелкие и средние) до 40°, везде тропа. Переправа по камням.

Ясно, во второй половине дня пере-менная облачность. Ветренно. 0-10°С / –2°С

12.08

оз. Сылтранкёль  (днёвка)

0

 

0

Облачно с прояснениями. Большую часть времени снег, пурга. Порывистый ветер. От –3 до +5°С / –7°С

13.08

оз. Сылтранкёль –р. Сылтрансу

9

– 850

3

Осыпные и травя-нистые склоны до 40°, практически везде тропа. Короткий некрутой снежник.

Ясно, вечером легкая облачность. 0-15°С / 0°С

14.08

р. Сылтрансу – пос. Верхний Баксан

6

– 800

1,5

Тропа и дорога на некрутых травянистых склонах

Ясно. 5-20°С

Всего

98

+ 4450
– 5300

36

 

 

7. Техническое описание (дано по участкам маршрута)
Долина реки Кызылсу
4 августа около полудня группа прибыла в начальную точку нашего путешествия – урочище Джилысу (что в переводе означает «тёплая вода»). Место это, расположенное практически у подножья Эльбруса на высоте около 2400 м, весьма примечательно во многих отношениях. Здесь сосредоточено несколько целебных минеральных источников нарзана, в том числе теплые (около 22°С) нарзановые ванны. Благодаря этому сюда проложены доступные для обычного автотранспорта грунтовые дороги из городов Кисловодск и  Тырныауз. Летом в районе источников действует самодеятельный курорт, на котором одновременно отдыхают и лечатся до нескольких сотен человек, живущих в стационарных палатках. В районе Джилысу имеется ряд интереснейших природных объектов – несколько водопадов, живописные ущелья и каньоны, не говоря уже о красавце Эльбрусе, вершина которого находится всего в 15 км.
Поставили лагерь непосредственно на территории кемпинга, поскольку отсюда наиболее удобно осуществлять запланированные нами на два дня акклиматизационные радиальные выходы, совмещая эти прогулки с купанием в нарзановых ваннах.
Первый радиальный выход сделали в нижний каньон к водопадам. Туда от кемпинга ведёт вначале дорога (1 км), а в самом ущелье – тропа (ещё 1 км). По пути встречаются источники нарзана. Сброс высоты до нижнего Большого водопада (фото 01) – около 200 м. На этот выход (с учётом затяжной фотосессии у Большого водопада) следует планировать не менее 2 часов. В дождь требует осторожности прохождение скользкой тропы на крутых склонах ущелья.
Второй день похода был посвящен радиальному выходу вверх по ущелью Кызылсу. Вначале шли по дороге к нарзановым ваннам и водопаду Султан (около 1 км), пересекая долинку ручья Карабулак с живописными останцами на склонах («Долина замков»). У теплых источников перешли по мосту на левый (здесь и далее – орографически) берег и поднялись по дороге над каньоном выше вопадада. От дороги здесь влево отходит тропа на Калинов мост – скальную перемычку над водопадом. По крутой тропе спустились в каньон, перешли по Калинову мосту и также круто поднялись на правый берег. Далее тропа, пройдя над тесниной Кызылсу вверх по течению, приводит на широкую и удивительно ровную луговину – урочище Ирахитюз. Когда-то здесь было озеро, а потом бурная Кызылсу пропилила каньон в плотине и вода ушла. Это место называют ещё поляной Эммануэля по имени руководителя одной из первых экспедиций на Эльбрус, поскольку в северо-восточной части луговины располагалась стоянка экспедиции. Спускаемся на поляну и по дороге идем в западном направлении, к виднеющимся ещё издалека палаткам постоянно базирующегося здесь лагеря МЧС и альпинистов (5 км от Джилысу). Зарегистрировавшись у спасателей, продолжаем идти правым берегом вверх по течению, уже по тропе. Внимание: тропа на некоторых участках идет по очень крутым травянисто-осыпным склонам, что требует высокой концентрации. В 2-3 км от базы МЧС поворачиваем к югу, в долинку ручья – правого притока Кызылсу. Ещё немного вверх и мы оказываемся на обширном ровном поле, окруженном моренными холмами, совсем неподалеку от эльбрусских ледников. Именно здесь, на высоте около 2900 м, во время Великой Отечественной, находился немецкий аэродром, который наши разведчики долгое время не могли обнаружить.
До восточной оконечности урочища Ирахитюз возвращались тем же путём, а перед каньоном перешли на левый берег по подвесному мосту и вышли на знакомую дорогу к источникам Джилысу.
Следует учесть, что данный радиальный выход требует полного ходового дня.
Перевал Северный Каракайский (Эльдарбаши) (н/к, 2889 м)
Вначале спускаемся 2 км по дороге к мосту через Каракаясу. От моста пересекаем луг в восточном направлении и выходим на тропу, ведущую в долину правого притока Каракаясу, которую замыкает искомый перевал. Около часа преодолеваем достаточно крутой подъем на устьевую ступень долины. Отличный вид на Эльбрус и Джилысу (фото 02). Далее, в средней части долины, становится значительно положе (фото 03). Пройдя еще пару километров в сторону перевала до, как нам представляется, последних ровных полянок, становимся на ночевку. Дальнейший путь подъема очевиден. Утром без проблем поднялись на перевал Северный Каракайский по хорошей тропе не более, чем за 1,5 часа. С перевала хороший вид на верховья долины р.Исламчат, пер.Исламсу (фото 04).
Спуск к реке Исламчат идет по чёткой тропе, начало которой надо найти слева, немного спустившись с перевала по осыпи. Ниже тропа переходит на правый борт долинки, пересекает вправо небольшой отрог и спускается в соседнюю долинку левого притока Исламчата (40 мин. от перевала). На правый берег этого притока легко перешли по камням. После переправы не спускаемся прямо на виднеющуюся внизу дорогу, а траверсируем по тропе вправо в верховья Исламчата, стараясь не терять высоту.  Постепенно тропа всё же приводит на дно долины, но уже намного выше по течению, в районе следующего левого притока. Спуск до этого места с перевала занял 1 ч. 10 мин.
Перевал Исламсу (1А*, 3472 м)
Перевал Исламсу хорошо просматривается из долины Исламчата практически точно на юге, замыкает её верховья. Продолжаем движение по тропе левым берегом, проходим место, где сливаются, образуя Исламчат, три ручья, берущие начало под перевалами Кыртыкауш, Исламсу и Южный Каракайский. Переправляемся по камням через последний и проходим по тропе с достаточно плавным набором высоты еще около 3 км (40 мин.) в направлении перевала. Здесь, в широкой и пологой части долины организуем стоянку, поскольку выше склоны становятся круче и ровных площадок не просматривается.
От места стоянки поднимаемся в предперевальный цирк, траверсируя более удобные правые по ходу склоны горы Балыксубаши. Выше 3000 м травянистые склоны сменяются осыпями различного калибра, тропа теряется. Перевал Исламсу находится в левой (восточной) части цирка, ближе к вершине Исламчат (фото 05). Поэтому постепенно поворачиваем на восток. Туман, периодически заполняющий цирк, значительно затрудняет ориентирование. Преодолевая крупные осыпи и небольшие снежники, подходим под предперевальный взлёт. В основном он представляет собой неприятную мелкую плывущую осыпь достаточно большой крутизны (до 45-50°) и протяженности (набор высоты около 200 м) (фото 06). Снега на взлете не было, поэтому можно было ограничиться самостраховкой. В противном случае пришлось бы организовывать навеску перил. Подход под взлет от стоянки занял около 2,5 часов, преодоление самого взлета – около 40 мин. С перевала просматриваются перевалы в верховьях р.Субаши (фото 07), горный узел Мкяра-Мукал, пер.Сылтран (фото 08).
Спуск с перевала в сторону реки Субаши менее крут (до 35°), несложен, проходит по мелкой осыпи, ближе к долине – по травянистым склонам. Четкой тропы нет. Учитывая плохую видимость (туман) и начавшийся дождь, спускаемся прямо вниз, кратчайшим путём к реке, хотя изначально планировали траверсировать вправо, в верховья, чтобы встать поближе к перевалам Джикаугенкёз и Субаши. Пересекаем дорогу, ведущую из долины Кыртыка к заброшенным штольням под перевалом Балык. Бивак устраиваем на относительно ровных полянках на левом берегу Субаши. Спуск с седловины занял 1 ч. 45 мин.
Перевал Джикаугенкёз (Чаткара) (1А, 3572 м)
Немного выше лагеря левым берегом идет тропа в верхнюю часть долины Субаши. Перед небольшим каньоном (3 км от стоянки) переправляемся по камням на правый берег и по крутой средней осыпи поднимаемся на ступень, ведущую в верхний цирк. Наверху, у больших камней есть удобные площадки для стоянки (1,5 часа от лагеря).
Прямо по курсу – седловина Субаши. Перевала Джикаугенкёз отсюда не видно. Ведущая к нему тропа, огибая отрог, поворачивает вправо на запад, а затем на северо-запад, правее вершины Чаткара. В условиях плохой видимости (а наша группа здесь как раз попала в туман) ориентирование значительно затруднено. Выручило то, что в виду высокой посещаемости перевала, тропа на него достаточно отчётливая. Следует также помнить, что перевал Джикаугенкёз является ближайшей с севера к вершине Чаткара седловиной. В целом подъем по осыпи и небольшим снежникам достаточно плавный, не представляет технической сложности. От стоянок над каньоном на перевал поднимались около часа. Открывется вид на западные и северные склоны Эльбруса, снежно-ледовую долину Джикаугенкёз, пик Калицкого, пер.Ирикчат (фото 09). Спуск с перевала на снежно-ледовую долину Джикаугенкёз невелик по протяженности и перепаду высоты (около 100 м). Вначале мелкая крутая (до 45°) осыпь, затем снежный склон меньшей крутизны с плавным «выкатом» внизу (фото 10). Описанный в литературе бергшрунд отсутствовал. На середине спуска влево по снежнику видим слабую тропу, траверсирующую склон Чаткары в направлении перевала Ирикчат. Однако видно, что на этом пути встречаются небольшие трещины и, к тому же, он не сильно сокращает переход. Поэтому продолжаем спускаться на ледник по снегу прямо вниз, в направлении пика Калицкого. Спуск на пологий ледник занял не более 20 минут.
Перевал Ирикчат (1Б*, 3667 м)
К подножью перевала Ирикчат идем около 2 км по относительно ровному, без трещин, леднику, присыпанному снегом и местами камнями, скатившимися со склонов Чаткары. Снежный взлёт с перепадом около 200 м в нижней своей половине некрутой (до 25°), но представляет собой закрытый ледник с трещинами (фото 11). Вид на пер.Джикаугенкёз (фото 12). В верхней половине взлёта (выше небольшого скального островка) крутизна снежного склона увеличивается до 35° (фото 13). Весь взлёт от подножья преодолеваем на кошках, в связках (фото 14). Следует придерживаться левой (ближе к Чаткаре) части взлёта, там же находится и самая низкая точка седловины. С перевала великолепный  вид на Главный кавказкский хребет (фото 15). Подъем занял не более часа.
Спускаемся по крутой мелкой, затем средней осыпи (тропа) левее ледника Ирикчат. Ниже взлёта встречаются небольшие некрутые снежники. Нашей задачей на данный момент времени является подход под перевал Субаши с минимальной потерей высоты. Поэтому спускаемся до уровня последних скал на южном гребне Чаткары (высота около 3400 м), ниже которых возможен траверс по осыпи к цирку упомянутого перевала (фото 16).
Перевал Субаши (1Б, 3730 м)
На уровне скал уходим с тропы влево и траверсируем по средней осыпи с плавным набором высоты в восточном направлении, практически кратчайшим путём к открывающемуся впереди перевалу Субаши (фото 17), расположенному между вершинами Чаткара и Субаши. В цирке пересекаем небольшие снежники. Спуск с Ирикчата и подход под взлёт перевала Субаши занял 1,5 часа. Из цирка перевал виден как достаточно протяженный участок хребта с несколькими понижениями, отделенными друг от друга скальными зазубринами. При этом трудно понять, какое из этих понижений является оптимальным для прохождения. Четкой и однозначной тропы на взлёте мы также не обнаружили. Взлёт представляет собой крутую (до 45-50°) мелкую и среднюю «живую» осыпь с выходами скал; набор высоты около 100 м. Необходимо соблюдение правил прохождения камнеопасных склонов. Преодоление взлёта заняло около 30 мин. Вышли на перевал в западной его части, ближе к вершине Чаткара. Тура не обнаружили. Участок перевала, на котором мы оказались, представляет собой узкий и достаточно острый скальный гребень, спуск с которого идет по осыпному кулуару, а затем по снежнику средней крутизны. В отчетах имелись указания на то, что более удобный и пологий спуск, вероятно, находится в восточной части седловины. Однако с нашей точки эта часть хребта не просматривалась (закрыта скалами), а переход туда представлялся проблематичным и небыстрым (опять же из-за скальных башен). Кроме того, наш выход на перевал совпал с резким ухудшением погоды (снижение температуры воздуха ниже нуля, сильный ветер, пурга). В условиях плохой видимости, обледенения скал и лимита времени (оставалось около полутора часов до темноты) принимаем решение спускаться непосредственно из точки выхода на перевал.
Первые 20 метров спускаемся по крутому осыпному кулуару к обширному снежнику. В самой верхней своей части снежник относительно пологий, но чуть ниже, за  перегибом, крутизна склона увеличивается до 45°. При этом под верхним небольшим слоем мягкого свежего снега оказался плотный фирн. Для преодоления этого снежника провесили две веревки: одну траверсом вправо до скального островка (фото 18) и другую от последнего вниз практически до конца снежника. Организация страховки и спуск по перилам заняли около часа. Далее спускаемся по средней и мелкой осыпи средней крутизны, придерживаясь левого борта (склонов Чаткары ) (фото 19). Напротив, со склонов вершины Субаши и перевала Мкяра-Субаши сползают мощные ледники. Уже в сумерках добираемся до стоянок у больших камней, от которых утром поднимались на перевал Джикугенкёз. Спустившись к реке, учитывая наступившую темноту, решаем идти до лагеря вдоль её русла по камням. Ближе к стоянке появляются прижимы, местами приходится карабкаться по крутым прибрежным склонам. От взлёта перевала Субаши до лагеря спустились за 2,5 часа.
Долины рек Субаши, Мкяра, Мукал
Путь по долине Субаши вверх от нашей стоянки описан выше.
Поскольку далее нам нужно перейти в долину реки Мкяра, лучше идти по тропе правого берега Субаши. Прямо напротив стоянки переправляемся по камням на правый берег. По хорошей тропе идём километра три вдоль реки. Вид назад на перевалы в верховьях Субаши – фото 20. Затем тропа забирает вправо, в южном направлении, траверсируя в долину Мкяры. Приходится всё же немного терять высоту, спускаясь к стрелке Мкяры и Мукала (1 ч.20 мин. от стоянки) . Чуть выше слияния рек переправляемся по камням через Мкяру, разделяющуюся здесь на рукава. Выше по течению переправа менее удобна. Проходим немного правым берегом Мкяры вверх по тропе и поднимаемся влево в долину Мукала, обходя его каньон. Выше каньона долина становится положе, тропа подходит к левому берегу Мукала. Перед грядой крупных камней, перегородивших долину в результате случившегося когда-то обвала, на обширной ровной поляне устраиваем комфортную стоянку (фото 21). Рядом ручей с чистой водой. Переход от стоянки на Субаши занял около 2,5 часов.
Утром по низкой воде нам удается переправиться по камням на правый берег прямо напротив стоянки. По правобережной тропе еще около километра идём вдоль реки вверх по течению. Далее основное русло реки поворачивает направо на юг, к ледникам, а тропа на перевал Сылтран идет прямо в направлении седловины, на юго-восток.    
Перевал Сылтран (1А, 3441 м)
Подъем на перевал Сылтран (фото 22) проходит по мелкой  и средней осыпи, набита хорошая тропа. По мере приближения к перевалу крутизна нарастает, достигая на взлёте (около 200 м) 35-40°. Хорошо виден пройденный нами пер.Исламсу (фото 23). Необходимо учитывать камнеопасность левого по ходу склона. Проходя этот перевал в прошлом году, мы преодолевали небольшой снежник средней крутизны, лежавший вверху под самой седловиной. На этот раз он был меньше и только на правом по ходу склоне, в стороне от пути подъема (фото 24). Седловина осыпная, широкая, платообразная, с ровными местами для стоянки. На подъем на перевал от стоянки затратили около 2,5 часов.
Спуск к озеру Сылтранкёль вначале пологий (фото 25), затем участок (около 150 м) относительно крутой мелкой осыпи (тропа), а внизу вновь выполаживается. Спускаемся на дно обширного цирка, южную часть которого занимает фантастической красоты озеро. Спуск занял около 30 мин. Севернее озера среди небольших травянистых холмов много хороших мест для стоянки. Очень ветрено, ищем место, где дует поменьше и устраиваем лагерь в ложбине ближе к западной оконечности озера.
Долина реки Сылтрансу
На следущий день нами была запланирована днёвка на озере и радиальный выход на перевал Зурбаган (фото 25). Однако в связи с резким ухудшением погоды (ночью началась пурга, продолжавшаяся с небольшими перерывами весь день), «радиалку» пришлось отменить, ограничившись небольшими прогулками по берегам озера (фото 26).
К вечеру снеговые тучи унесло, в ночь подморозило до минус семи, а утро порадовало прекрасной солнечной погодой.
Хорошая тропа в ущелье Сылтрансу начинается на северо-восточной оконечности озера, там, где река берет своё начало. Ниже озера попадаем в осыпной кулуар с небольшим снежником, который можно и обойти слева. До верхней границы леса спускаемся правым берегом по осыпям различного калибра, затем по травянистым склонам. Проходим три моренные ступени - крутые участки (до 40°) чередуются с пологими. Ближе к лесу долина выполаживается и расширяется. На левом берегу стоит кош. Достаточно много мест для стоянки. Разбиваем лагерь, пройдя около 0,5 км от коша вниз по тропе, слева от неё среди редких сосен. Здесь река уже втягивается в ущелье. От стоянки продолжаем спуск по отличной тропе, идущей по сосновому лесу правым бортом глубокого ущелья высоко над рекой. Следует иметь в виду (особенно это актуально при подъёме), что до самого Верхнего Баксана нет воды. За пару километров до посёлка лес кончается, с устьевой ступени долины Сылтрансу спускаемся по крутому травянисто-осыпному склону. Широкие серпантины проложенной здесь дороги можно срезать по тропам. На спуск от озера Сылтранкёль до Верхнего Баксана затратили 4,5 часа, от стоянки – 1,5 часа.

8. Высотный профиль маршрута

 
9. Итоги, выводы, рекомендации
Заявленный маршрут пройден группой практически полностью и, по нашему мнению, соответствует I с элементами II категории сложности. Состояние перевалов, условия и техника их преодоления в целом соответствовали их классификационным категориям.
Нештатных ситуаций, требовавших воспользоваться запасными вариантами маршрута, не возникало. На протяжении похода все участники были здоровы (за исключением лёгких простудных явлений), сохраняли хорошее физическое и психологическое состояние. Считаем, что немаловажную роль в этом сыграли два дня акклиматизации в Джилысу, а также правильная разработка маршрута с постепенным увеличением преодолеваемых расстояний и высот. Разумным также было прохождение наиболее сложных участков, в частности перевалов категории 1Б, в рамках радиального выхода.
Имевшегося специального снаряжения было достаточно для технически правильного и безаварийного прохождения маршрута.
С эстетико-познавательной точки зрения поход также полностью оправдал наши ожидания.
Погодные условия на протяжении похода отличались большим разнообразием. Из 11 дней 5 были с осадками, в том числе 2 со снегом. В пургу мы попали на самом трудном перевале маршрута – Субаши, что существенно осложнило его прохождение. Практически целый день шёл снег на озере Сылтранкёль, но здесь нам повезло в том смысле, что как раз в этот день была запланирована днёвка. Нередко наползали туманы, затрудняющие ориентирование. Но были и хорошие, солнечные дни. Температура воздуха колебалась в широких пределах. В нижних участках долин днем на солнце было тепло – до 20°, но в верховьях и на перевалах, в основном холодно (0-10°) и ветрено. Вечером, естественно, резко холодало. Ночные температуры во многом зависели от высоты ночевки и колебались от плюс 5° до минус 7°. В общем, мы сполна испытали все «прелести» приэльбрусского климата и убедились в его крайне быстрой и непредсказуемой изменчивости.

Рекомендации:

  • При планировании похода с начальной точкой в Джилысу рекомендуем предусмотреть ещё один (третий) день акклиматизации, который можно использовать, например, для радиального выхода из Джилысу на ледники Эльбруса.
  • Перейти из долины Исламчата в долину Субаши (Кыртыка) можно более простым и низким, чем наш Исламсу (но и не таким интересным) перевалом Кыртыкауш (н/к, 3230). Однако в этом случае несколько увеличится километраж.
  • Из верховьев Исламчата было бы интересно подняться на перевал Южный Каракайский, чтобы посмотреть оттуда на Эльбрус и его северные ледники. Сквозное же прохождение этого, самого по себе простого перевала, связано с организацией после спуска с него сложной переправы через Каракаясу.
  • При планировании прохождения перевала Исламсу нужно учитывать его камнеопасность (со стороны Исламчата). Кроме того, на взлёте может быть крутой снег, увеличивающий трудность перевала до 1Б.
  • Для осуществления кольцевого радиального выхода из долины Субаши через связку перевалов Джикаугенкёз – Ирикчат – Субаши желательно базовый лагерь ставить в верховьях долины, как можно ближе к перевалам. Необходим ранний выход из лагеря, поскольку прохождение этого маршрута требует целого светового дня.
  • Спускаться с перевала Субаши на север, вероятно, лучше в восточной части седловины (ближе к вершине Субаши). Во всяком случае, целесообразно потратить некоторое количество времени на разведку наиболее простого и безопасного пути спуска.
  • Если у группы есть время задержаться на день в долине Мукала, можно совершить интересные выходы на ледники в верховья Мукала и Мкяры. А от озера Сылтранкёль – на перевалы Зурбаган и Мукал, с которых открываюся великолепные панорамы.
  • При подготовке снаряжения рекомендуем особое внимание уделить предметам, предназначенным для защиты от атмосферных осадков и холода. Необходим общественный тент. Палатки должны выдерживать сильный  дождь и ветер. Одежду, спальные мешки следует подбирать практически в расчете на зимние условия.

10. Приложения
10.1. Список специального снаряжения
Групповое специальное снаряжение:

  1. Верёвка 10 мм × 50 м – 2 шт.
  2. Верёвка расходная 10 мм × 10 м
  3. Ледобуры – 2 шт.

Личное специальное снаряжение:

  1. Страховочная система
  2. Карабины – 3 шт.
  3. Веревка 10 мм × 5 м
  4. Прусик 6 мм
  5. Кошки
  6. Палки трекинговые
  7. Очки солнцезащитные  

10.2. Питание
Питание на маршруте предусматривало три основных приема пищи: горячий завтрак, обед-перекус и горячий ужин.
Завтрак включал мясное второе блюдо и чай/кофе. В качестве мяса альтернативно использовались тушенка (на первые три дня), сублимированное мясо и мелко нарезанный суджук. Гарниры: рис, гречка, макароны, картофельное пюре.
Перекус: колбаса с/к или сало или сыр или вобла, шоколад или козинаки или халва, орехи разные, сухофрукты.
Ужин состоял из супа, молочной каши (овсянка, рис, манка, «пять злаков») и чая. В этот поход мы решили взять не сухое молоко, а сгущенное (в пластиковых пакетах), нексколько утяжелив вес ради удобства готовки.
Использовались крупы и супы быстрой варки или моментального приготовления.
Готовили на газовых горелках, которых у нас имелось три. Опыт показал, что на группу в 16 человек оптимально готовить на двух параллельно работающих горелках.
Расчёт необходимого количества газа согласно имевшимся в литературе рекомендациям (80 г на человека в день) показал, что нам нужно 60 баллонов по 200 г. Однако, учитывая опыт прошлогоднего похода, двухразовую готовку и использование продуктов быстрой варки, решили взять 40 баллонов (с некоторыми опасениями, что не хватит), что составило 50 г на человека в день. Опасения эти оказались напрасными – даже несколько баллонов осталось. Впрочем, мы не вправе рекомендовать всем опираться на наш опыт и сокращать потребное количество топлива: тут много зависит от КПД горелок, эффективности ветрозащиты, технологии приготовления пищи и т.д.
Продуктовая раскладка


Продукт

На 1 чел. в день (г)

Дней

Всего на
группу из 16 чел. (г)

Комментарий

1

Сухари черн. / хлебцы

50

8

6400

С 3-го дня

2

Хлеб

 150

 2

 4800

На первые 2 дня (акклимат.)

3

Супы обычные

30

8

3840

Ужин

4

Супы типа "г.кружка"

30

2

960

Ужин

5

Тушенка

106

3

5090

Завтрак, на первые 3 дня

6

Суджук

30

2

960

Завтрак

7

Сублимат

19

4

1200

Завтрак

8

Манка

50

2

1600

Ужин

9

Овсянка

50

2

1600

Ужин

10

Рис хлопья

60

2

1920

Ужин

11

«Злаки»

50

2

1600

Ужин

12

Каша типа «Быстров»

60

2

1920

Ужин

12

Гречка хлопья

60

3

2880

Завтрак

13

Рис

60

1

960

Завтрак

14

Макароны

84

3

4050

Завтрак

15

Картошка

50

3

2400

Завтрак

16

Молоко сгущеное

31

10

5000

Ужин

17

Масло растительное

3

10

500

 

18

Колбаса с/к

50

3

2400

Перекус

19

Сыр

40

3

1920

Перекус

20

Сало

50

3

2400

Перекус

21

Вобла

30

1

480

Перекус

22

Шоколад

25

6

2400

Перекус

23

Козинаки

25

3

1200

Перекус

24

Халва

25

1

400

Перекус

25

Карамель

30

10

4800

В карман на ходовой день

26

Сухари/сушки

50

10

8000

 

27

Орехи разные

20

10

3200

Перекус

28

Сухофрукты

20

10

3200

Перекус

29

Сахар

50

10

8000

 

30

Соль

6

10

1000

 

31

Кетчуп

6

10

1000

Завтрак, к мясным блюдам

32

Горчица

3

10

500

 

33

Чай в пакетах

3

10

500

 

34

Кофе

2

10

300

 

35

«Кола-као»

3

2

100

 

36

Сыр в макароны

31

1

500

Ужин, на один раз

37

Изюм

16

2

500

В манную кашу

38

Лук, чеснок

10

10

1600

 

 

ВСЕГО

545

10

87280

 

Масса продуктов на человека в день составила 545 г. Энергетическая ценность среднего дневного рациона составила около 2300 ккал, что в принципе укладывается в рамки допустимого для похода данной сложности и продолжительности. Потеря веса к концу похода при такой калорийности не должна превысить 3-4 кг. Учитывая то, что в первые два акклиматизационных дня были съедены самые тяжелые продукты (хлеб, тушенка), на линейный маршрут группа вышла, имея в рюкзаке в среднем всего по 4,25 кг провизии (около 530 г на день).
10.3. Картографические материалы
Мы использовали топографические карты, «хребтовки» и схемы, в достаточном количестве представленные в Интернете, в частности, на сайте www.kbr-bazar.ru.
Карта-схема пройденного маршрута – фото 27.
10.4. Перечень записок, снятых с перевалов
07.08.09. Перевал Северный Каракайский. Группа из Казани, 5 человек, руководитель Сиразетдинов Б.Р., 06.08.09.
08.08.09. Перевал Исламсу. Группа из Республики Беларусь, г.Молодечно, т/к «Пилигрим», 7 человек, пеший поход 3 к.с., руководитель Прытков В.А., 07.08.09 (в записке перевал назван Суарыкауш – вероятно, потому, что на некоторых картах он ошибочно имеет такое название). 
09.08.09. Перевал Джикаугенкёз. Группа из г.Чебоксары, т/к «Надежда» ЧГПУ, 7 человек, 1 к.с., руководитель Львов Г.П., 09.08.09.
09.08.09. Перевал Ирикчат. Группа из Украины, Харьков – Полтава, 17 человек, 1 к.с., руководитель Тарадин А.И., 07.08.09.
11.08.09. Перевал Сылтран. Группа т/к Гипровостокнефть, г.Самара, 5 человек, 3 к.с., 11.08.09.
10.5. Литература

  • Алексеев А.А. Эльбрус и его отроги. М., 2002.
  • Арсенин В.В. От Маруха до Эльбруса. М., 2003.
  • Отчет о горном походе 1 к.с. по Ц. Кавказу, рук. Варгафтик М.М.., Москва, 2001. www.mountain.ru
  • Отчет о горном походе 1 к.с. по Ц. Кавказу, рук. Викторов А.И., Москва, 2004. www.metaplus.ru/tourism
  • Отчёт о горном походе 2 к.с. по Ц. Кавказу, рук. Романов А.А., т/к «Горизонт», Одесса, 2005. www.westra.ru.
  • Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц. Кавказу, рук. Титкова Е.П., Москва, 2005.
  • Отчёт о горном походе 3 к.с. по Ц. Кавказу, рук. Зотов А.Д., Москва, 2005. На сайте Скиталец.
  • Отчет о горном походе 2 к.с. по Ц. Кавказу, рук. Бурлакова Н.В., т/к «Вестра», 2006. www.westra.ru
  • Отчет о горном походе 2 к.с. по Ц. Кавказу, рук. Рыдлевский А.В., 2006.
  • Отчёт о горном походе 1 к.с. по Ц. Кавказу, рук. Герасименко А., т/к «Вестра», Москва, 2006. www.westra.ru
  • Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц. Кавказу, рук. Панченко О.Ф., Донецк, 2007. http://perevalinfo.narod.ru
  • Отчёт о горном походе 1 к.с. по Ц. Кавказу, рук. Усачев М.Л., т/к «Вестра», Москва, 2007. www.westra.ru
  • Отчёт о горном походе 2 к.с. по Ц. Кавказу, рук. Буслаев А.Н., Самара, 2007.
  • Отчет о горном походе 1 к.с. по Ц. Кавказу, рук. Стома А.В., т/к «Азимут», г. Электросталь, 2008.

Отчет составил: Александр Стома, alesto08@rambler.ru, г.Рязань

 






    © taganok.ru 2007. Перепечатка материалов или публикация в сети интернет только с разрешения авторов и обязательным указанием сайта taganok.ru

                    Экстремальный портал VVV.RU удаленная проверка сервера uptime российских хостеров Клуб Хронических Водников


    Видеосъемка HD и монтаж, создание слайдшоу, детские утренники. Рязань.