Лоция р. Кутсанйоки. Информация лето 2008
Dr.Zlo
Лоция Кутсанйоки – 2008
Синим курсивом – ремарки Dr.Zlo
Топонимика
Местные называют реку Кутса, а Кутсайоки – ручей, впадающий в р.Тунтсайоки в районе Алакуртти
Кутсайоки – «зовущая река»
Тунтсайоки – «река смерти»
Вуориярви – «чистое озеро»
Большой, малый Янискенгас (Маманя, Оба-на) – «заячий водопад»
Обиходные названия
г.Коркнисвара 294 м. (р-н порога «Водопадный») – «голубая сопка»
г.Пязивара 488 м (р-н порога «Малый Каньонный») – «гроб гора»
п-г. БСТ – «Бестолковый»
BST (Blood Sweat Tear) – «Кровь Пот Слезы»
Населенка
Западнее линии Ковдор – Алакуртти — Зареченск расположены только заброшенные селения
Дорогами пользуются рыбаки, охотники и пограничники
Местное население доброжелательно, охотно общается
Занимается алкоголизмом, извозом туристов, сбором металлолома
Неоднократные случаи воровства районе п.Аллакуртти (при сплаве по р.Тунтсайоки)
Заказник
Маршрут проходит на территории заказника «Кутса»
Государственный природный заказник регионально значения «Кутса» основан в 1994 г.
Теоретически, нахождение здесь туристов и рыбалка, не допустимо. Но турье никто не трогает.
Местный лесник – Виктор Кураш
ГОУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Мурманской области»
Тел./факс: 8 (815-38) 31085 e-mail: oopt@ruslapland.ru
Флора, фауна
Необходимо применять меры предосторожности — в лесах обитают медведи, волки, рыси.
Местные периодически наталкиваются на их свежезадранную(парящую) добычу.
Нападения на людей не зарегистрированы.
Рыбалка возможна на голубых озерах, на Тумче ниже «Шляпы» и всему Иовскому водохранилищу.
На порожистых участках Кутсы крайне скудна.
Грибы можно найти только вдоль дорог и троп.
Пограничники
Маршрут проходит в погранзоне
ст. 16 Закон РФ от 1.IV.1993г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»
пограничная полоса может находиться не далее чем в пяти километрах от линии границы
(за возможным исключением для пограничных сооружений),
и ограничение передвижения людей вне пограничной полосы не допускается
приказ ФСБ РФ от 2.VI.2006г. N 240 «О пределах погранзоны на территории Мурманской области»
Пограничную зону в муниципальном образовании «Город Кандалакша с подведомственной территорией» установить в пределах — полосы местности шириной 15 километров вдоль государственной границы, территории сельского поселения Алакуртти.
п.1.1. Въезд (проход) граждан и транспортных средств в погранзону осуществляется:
а) по документам, удостоверяющим личность;
б) по пропускам, выдаваемым пограничными управлениями ФСБ
п.1.7.3. Участникам турпоходов, экспедиций и экскурсий (путешествий) — маршрутные документы
1) В последние годы произошло ужесточение пропускного режима
Тут мне вспоминается блок пост в станице Преградная в Черкессии с пьянющим офицером, комплекцией и интеллектом напоминающим колобка. Час торгов и откровенного базара и я понял, что здесь за 2000 руб. можно проехать на танке и самосвалом ваххабитов.
Короче, здесь шутить не надо. На маршруте мы обогнали 6-8 групп. Лишь у одной не было пропуска.
При том по слухам несколько группы в наш заезд не были допущены на маршрут
2) необходимые документы
а) паспорта – сверяются все данные
б) список с основными паспортными данными участников (минимум 3 экз.).
в) маршрутная книжка – у меня была, но никто не спрашивал
3) Коллективный пропуск
По закону необходимо задолго отправить заявку стандартной формы, список группы.
Время рассмотрения и подготовки – 1 месяц.
Перед выходом на маршрут позвонить и удостовериться, что пропуск готов.
Реально народ отправляет документы хотя бы за 10 дней.
Далее по приезду пропуск оформляется на месте от 15 минут до 1 дня.
Я ждал 5 часов.
Первая проверка на ж/д вокзале Кандалакши
— сотрудники подходят сами, забирают 1 список, уточняют, есть ли пропуск
Вторая проверка всего автотранспорта на блок посту (за 5 км до Алакуртти)
– забирают 2 список, сверяют все паспортные данные и фото,
отзваниваются на заставу, проверяя, есть ли пропуск (хотя бы заявка)
По прибытии в Алакуртту всей группе необходимо явиться на заставу для получения пропуска и инструктажа.
По закону нахождение в погранзоне без паспорта и пропуска может обернуться арестом.
В здании КПП полная проверка документов, паспортов, даже смотрели топографические карты. Выдается пропуск
Инструктаж всей группе 3-5 мин. о бережном отношении к природе и бдительности к диверсантам.
Погранотряд с.Алакуртти (в/ч 2201) начальник – полковник Маслов С.В.
Тел./факс: 8 (815-33) 52440 в будни 8.30-13.00 14.00-17.30
8 (815-33) 52292 Оперативный дежурный — круглосуточно
Кандалакшинское отделение ФСБ находится в здании УВД
ПСС Кандалакша ул.Первомайская,9 8 (815-33) 23537.
Стоянки
При прохождении каньонной части — стоянок мало, только на порогах, высоко на скалах
После «Тесного» найти стоянку проще, но на плесах встать почти нигде нельзя
Оборудованных, удобных стоянок вообще дефицит.
Необходимо учитывать наличие других групп. В наш заезд параллельно шло 6-7 групп, бывает в 2 раза больше
Хорошие стоянки – ПБ впадение р.Красненькая или +200 м. за поворотом ЛБ
ПБ в конце БСТ
ЛБ Маманя
ПБ Верхний брод (баня)
ПБ порог «Водопадный» на повороте перед 1 ступенью
ЛБ порог «Карниз» в начале и на ПБ в конце порога
ПБ (остров) порог «Шляпа»
На самих стоянках дров, как правило, мало, много валежника
Как правило, сухостой на противоположном берегу.
Стоянки с хорошими дровами – ЛБ ниже р.Красненькой
ПБ «Водопадный»
Стоянки на р.Тумча
Баня
Район «Верхнего брода»
На ЛБ – баня, вагончик банщика, оборудованные стоянки и костровища 3-4 шт.
Удобные места для просушки, постановки палаток (на дороге)
Стоимость стоянки -100 руб с группы (за дрова)
Продажа ГСМ, сигарет, чипсов, воблы
Сама баня очень даже приличная, 250 руб с чела
Мы на стоянке были одни, парились всю ночь
В предбаннике можно посушиться и поспать
В проекте создание бани на Тумче
Со слов банщика, для прохождения препятствия БАНЯ некоторым группам требуется 2-3 суток
Фотосъемка
Река (особенно каньонная часть) и окружающая природа очень красива, но наиболее живописны и удобны для съемки:
Голубые озера
Кольский Башкаус (р.Красненькая) – с воды просматривается на протяжении 300 метров, падание 15 метров
Порог «Оба-на» с обоих берегов – шире и красивее виден с ПБ, с ЛБ лучше осознается вся мощь
Водопад «Маманя» – с ПБ: с площадки начала навесной переправы, с вершины скал и нижней стоянки
Порог «Струя»(«Малый каньонный») – с удобных нависающих скал (пятачков) на ЛБ вдоль тропы осмотра
Порог «Водопадный» — со скал и бульников ПБ
Порог «Каньонный» (р.Тумча) – чем выше залезть на скалы, тем шире горизонт, красивые виды выше и ниже по течению.
— самого порога как такового нет, фоткать нечего
Сушкоозеро – более симпатично, чем Тумчаозеро
Интересно полазить по скалам ПБ «БСТ»-«Оба-на» Наверх идет крутая узкая тропа.
На высоте 30-40 метров красивая панорама на Оба-на, огромные каменные глыбы, напоминающие развалины стен и башен исполинского замка
Осторожно! Камнепад, уступы ненадежны — толстый мох легко съезжает с камней, много расщелин
Здесь можно найти следующие чуды-причуды:
1) Ледяная пещера – узкая вертикальная щель справа от тропы в конце подъема.
Глубина 2-3 метра, длина метров 7, ширина 1 метр
В конце пещеры ручеёк и глыба льда,
можно отколоть кусок для охлаждения ГСМ
Подобная пещера есть в конце длинного спуска на «Мамане» справа от тропы
2) Черный колодец – далее по тропе через 150 метров. Остатки обвалившейся пещеры.
Высота метров 7, диаметр метров 5.
Ровный круглый провал с жуткими черными стенами.
Место ритуального распития охлажденных ГСМ
3) Стоянка владимирской группы – можно подивиться мужеству и выносливости народа, который поперся сюда ставить лагерь (костер+5 палаток)
последствия чрезмерного распития охлажденных ГСМ ?
Аварийный выход
Выход с реки возможен в р-не верхнего брода (баня)
По грунтовой дороге влево от реки – 7 км до п.Вуорвиярви летом точно обитаема рыбаками, есть машины.
От поселка до Алакуртти 35-40 км вправо от реки – 14 км до охотобазы дорога труднопроходима, работает зимой
На баню периодически приезжают грузовики – смена вахты банщика (чере10 суток), завозят продукты, ГСМ
Комары, Гнус
В этом походе с этими друзьями был полный ..абзац!
Чтобы кровососущие атаковали круглосуточно, и в жару и в холод, и на плесах и на порогах, в болотах и высоко на скалах, и в ливень и при сильном ветре я вижу первый раз. Спасал неопрен, спасжилет и постоянное движение. Огромное спасибо накомарникам – через её москитную сетку научились пить, курить и принимать жидкую пищу.
Положительные моменты от постоянного присутствия комаров:
1. бойцы проявляли самое бережное отношения к замкам на палатках
2. время посидеть, побазарить или медлительно попить чай сократилось до разумного минимума
3. основные мероприятия – постановка палаток, заготовка дров, переодевание и перенос вещей выполнялся бегом
4. резко увеличилась эффективность гребли за счет постоянной энергичной работы рук и всего корпуса.
Все это, конечно, шутки. Если серьезно, репелленты необходимы в первые 1-3 дня для стапеля и «акклиматизации». Время их эффективности, указанное в инструкции надо делить на 2-3. На мошек вообще не действуют. Хорошие репелленты (финские и наши, военные) продают местные. Реальный длительные эффект. Правда, у некоторых вызывают аллергию и краска с удочек остается на руках.
Номенклатура карт
На сайте Колвица-тур, на других сайтах из рубрик «Топографические карты ГенШтаба»
•1:50 000 — Q-35-048-C,D, Q-36-37-C,D
•1:100 000 — Q-35-047-048, Q-36-037-038
•1:200 000 — Q-35-XI-XII, Q-36-VII-VII
GPS: http://wpohod.narod.ru/maps/kytsa04.rar (14 Кб)
Сотовая связь
В Алакуртте хорошо принимает Мегафон, неплохо МТС. На реке связи нет.
Мегафон появляется в середине Сушкоозера( второй половины Иовского водохранилища) МТС появляется гораздо позднее.
Со слов местных, Мегафон можно поймать, есть залезть на вершину сопки в районе порога «верхний брод»(баня) и в районе порога «Водопадный»
Запасной вариант
р.Тунтсайоки-р.Тумча р.Умба-р.Колвица
Основные участки похода
(для расчета собственного графика движения)
г.Кандалакша – п.Аллакурти | авто | 120 км | 2 часа |
п.Аллакурти – р.Онтонйоки | авто | 65 км | 2,5 часа |
р.Онтонйоки — оз.Пюхяярви | сплав | 3 км | 1 час |
оз.Пюхяярви – оз.Ниваярви | сплав | 9 км | 2 часа |
«Сомнительный» — «Муравей» — «БСТ» | сплав | 4 км | |
«Оба-На» | обнос | 250 м | 1-1,5 часа |
«Маманя» | обнос | 300 м | 2-2,5 час |
«Маманя» — «Тесный» | сплав | 4 км | 45 мин |
«Тесный» — Верхний брод (Баня) | сплав | 8 км | 45 мин |
Баня — «Ступенька» | сплав | 5км | 6ч |
«Ступенька» — «Водопадный» – «Карниз» | сплав | 27км | 8ч |
«Карниз» — «Шляпа» | сплав | 14 км | 3ч |
«Шляпа» — оз.Тумчозеро | катер | 16 | 3,5 часа |
Иовское водохранилище | катер | 52 | |
пос. Зареченск – г. Кандалакша | авто | 120 | 2,5 часа |
Наш график
1) г.Кандалакша — п.Аллакурти – Голубые озера
2) «Сомнительный» — «Муравей» — «БСТ»
3) «Оба-На» — «Маманя» — «Тесный» — Баня
4) «Ступенька» — «Малый Каньонный»
5) «Водопадный» — «Карниз»
6) «Карниз» — «Шляпа»
7) «Шляпа» — Иовское водохранилище — пос. Зареченск – г. Кандалакша
Прохождение
Время маршрута 18-25 июля
Вода высокая (после 2-х недель проливных дождей)
Средства сплава К-4 и К-6
Обнос катов и вещей на водопадах «Оба-на» и «Маманя»
Обязательный осмотр порогов «Сомнительный», «Муравей», «БСТ», «Тесный», «Ступенька», «Водопадный», «Карниз», «Шляпа»
Остальные сходу.
Обнесли вещи на порогах «Сомнительный», «Тесный», «Водопадный»
Страховка с берега 1-й степени порогов «Сомнительный», «Водопадный»
Турфирмы – решают все вопросы с заброской/выброской и пропусками.
1) «Колвица-Тур» www.kolvica.ru +7-921-151-55 -97 Василий Миноченков
2) УДЦ «Созидание»& www.alakurtti.ru
пос. Алакуртти e-mail: sozidanie@alakurtti.ru +7-911-322-88-77 Владимиров Алексей
3) «Канда-тур»www.kandatour.kandalaksha.ru(815-33) 9-23-28
г.Кандалакшаe-mail: kanda_tour@com.mels.ru
Довезут до стапеля:
1) Рыбалов Михаил (815-33) 321-82 Зил-130 (кунг), Урал — до 20 человек с вещами
г.Кандалакша +7-911-303-70-66 а также буханки, газели с багажниками и прицепами
Отец, Валерий Рыбалов, вроде как занялся грузоперевозками
2) ПАЗ (81533) 3-23-25
Довезут только до Алакуртти
3) Зубарев Евгений (815-33) 349-50 машины с верхним багажником и с прицепом
г.Кандалакша
4) Игорь +7-921-668-00-20 пассажирская Газель
5) Вадим (815-33) 7-39-86 пассажирская Газель
водители легковушек сами могут найти дальнейший транспорт
6) Рейсовый автобус – комфортный и самый дешевый вариант
маршрут № 226 Кандалакша — Алакуртти
Регулярное отправление в 5.00 и 16.20 с привокзальной площади
В летнее время (с 06 мая 2008 г.) по понедельникам, вторникам, средам и пятницам
Марку не знаю, похож на современный ПАЗ («Аврора») – 32 сидячих места
с нами на 5-часовом ехало 5-7 местных
Билет 163 руб.
Диспетчерская служба ООО “Кандалакшское ПАТП” +7-921-174-26-00 (заказ автобусов)
(815-33) 950-95
от Кандалакши до Алакуртти 120км приличный асфальт время в пути 2-2,5 часа
Легковушки, ГАЗели дальше не проедут.
Виктор Кураш +7-911-322-85-80 ГАЗ-66
Аллакуртти
можно найти и другие удобные вам машины, здесь многие живут извозом (есть ГАЗы, УАЗики, ГАЗели)
Правда, половина машин в аварийном состоянии, у другой половины нет прав или номеров – можно не доехать.
Турфирмы и Рыбалов за заброску 11 человек просили 9-11 тыс. руб.
Мы успели на автобус – 1793 руб.
За весь багаж (20 рюкзаков, рамы, весла) заплатили водителю 300 руб.
От поселка до Онтонйоки доехали за 3000 р. Итого: наша заброска почти 5 000 руб.
Мы нашли желто-ржавый микроавтобус «Мерседес», водитель Павел
Парень очень стеснялся и просил не фоткать его тачку, так как тюнинг не завершен до конца
Телефон не взяли, так как я не уверен, что машина доехала назад
Но в поселке его знают и найти при желании не сложно
Если Вы все-таки решитесь с ним на джипинг, то несколько советов:
Не перегружайте корму — задние двери завязаны старенький веревочкой,
большие рюкзаки через щель не вываливаются.
Не садитесь за передним пассажиром – назад падает спинка сиденья
Не садитесь на голый пол – по попе постоянно неприятно стучит подшипник кардана
Не пугайтесь, когда начнется сильная вибрация всего кузова – это просто резонанс,
достаточно остановиться (раз в 15-20 мин)
Заранее предупреждайте о саностановках – дверь может открыть только водитель снаружи
Несколькими пинками она снимается с роликов-полозьев и ставится рядом.
Паша, спасибо тебе огромное. Надеюсь, ты доехал обратно!
п.Алакуртти
http://www.russia.alakurtti.ru (история, расписания, ссылки, достопримечательности)
есть круглосуточный магазин с алкогольным ассортиментом
Несколько нормальных продуктовых магазинов, «Пятерочка» открывается в 10.00
Сам поселок на ЛБ. Погранотряд на ПБ.
Верхний мост – бывший ж/д, переделан под автотранспорт
Средний мост – в центре поселка, деревянный, закрыт для машин
Нижний(новый) – ж/б
АЗС на выезде — минимальный объем отпускаемого бензина 3-5 л.
Варианты заброски
1) Кольский Башкаус
Старт от “Чертова моста” у озера Юрхямяярви, где вытекает речка Красненькая
Заброска на 15 км дальше, чем Голубые озера (4,5-5 часов)
Проходима в большую воду (1-2 дня)
Пороги и каньоны 2-5 к.с.
Обносы очень сложные, стоянки плохие
Красненькая впадает в Пюхяярви в 100 м от истока Кутсайоки.
2) «Голубые озера»
сплав около 3 км по р Онтонайоки, который впадает в Пюхяярви в северной его оконечности и проплыть озера
На Онтонайоки порогов нет нет.
Варианты стапеля
а) Разрушенный мост через р.Онтонйоки
дорога 65-70 км (2-2,5 часа)
Самая простая дорога для водителей, но не нужная туристу
Стапель прямо на дороге, вокруг кусты
Судя по тому, что мы с трудом протаскивали каты через кусты, рубили завалы,
то это не самый хоженый участок и забросили нас высоко
б) поляна у р.Онтонйоки
та же дорога, надо раньше свернуть влево через лесок по наезженной дороге (100м)
дорога хуже
стапель на большой поляне, дров мало
в) оз.Пюхяярви
по слухам существует дорога прямо на озеро
дорога настолько убитая, что водители если и знают о ней, то лучше умолчат
Для водителей:
Если добираться до моста на Онтонйоки необходимо отследить следующие ориентиры:
а) поселок Вуориярви (летом там живут) с дороги не виден, остается слева (смотри 2-км карту), если в него как- то попали, значит вас везут на Кутсайоки ниже водопадов, к верхнему броду или даже к нижнему броду (такие случаи известны)
б) брод (с остатками мостов) у впадения реки Вуорийоки в северную часть озера Вуориярви
(слева от брода виден большой залив озера)
в) памятник погибшим на войне, что стоит на развилке двух дорог (на картах 2-х км этого уже нет)правая (старая) уходит Куолаярви, наша наезженная уходит влево
г) мост через реку (пологий подъезд и резкий взмыв за мостом) — это река Онтонйоки
Если добираться до «чертова моста» р.Красненькая
необходимо проехать дальше еще 15-20 км по дороге в направлении п.Куттио (Карелия) до моста через быструю речку, вытекающую из приличного по размерам озера Юрхямяярви (через 5 км после Онтонйоки вправо уходит дорога на Куолаярви)
Имея эти данные, вы всегда доберетесь до начала выбранного маршрута. От шофера требуются только знания дороги (имеет несколько ответвлений) до озера Вуориярви (поселка Вуориярви)
Кстати, по данным разведки !
Проторена дорога через д.Вуориярви вдоль Кутсы почти до Водопадного.
Таким образом, можно полностью связывать обе реки без длительных переездов
Прохождение Кутсы («Водопадный») – заброска в Алакуртти – прохождение Тунтсйоки и далее Тумчи
Онтонйоки — сплавной участок около 3 км
Ширина реки 4-5 м, глубина до 1 м. топкие берега, поросшие густым кустарником
быстрое течение, резкие повороты по 90°
Старт с ЛБ в 100м ниже моста или от моста
Начало напоминает «12-ю шиверу» Лоймолойоки
Не разгоняться! Ручей часто делится на узкие (1,5 м) протоки, возможны завалы, коряги, низконависающие деревья.
Мы разбирали завал за первым же поворотом. В узких протоках проводка через коряги, бревна
Постепенно река расширяется и продолжает петлять в узкой долине, окруженной горами
Через 1 час сплава болотистые берега расходятся, открывается озеро Пюхяярви
Голубые озера (Пюхяярви, Ниваярви)
Вытянуты с юга на север на 8 км, больших открытых водных пространств нет
Сами озера и берега очень живописны узкие, длинные, берега покрыты лесом и скалами
Между озерами узкие проходы – перекаты
оз.Пухяярви крестообразной формы (слева большой залив)
выход искать в противоположном конце, ближе к ЛБ
+1час шумный ручей ПБ
+0,5часа
оз.Ниваярви – узкое, южная часть заперта в скальный каньон, высота стен ~ 40 м
выход искать в противоположном конце, ближе к ЛБ
озеро расширяется, слева – залив 2-3 СТОЯНКИ в зарослях кустарника, с воды почти не видны
справа – высокие скалы, поросшие лесом
сразу на нерезком левом повороте впадение крупного притока справа — «Кольского Башкауса»
бурный поток падает через глыбы, значительный перепад
можно осмотреть по тропе ПБ
сразу у впадения СТОЯНКА на пологом пляжике, маленькая, на 1-2 группы
2-3 СТОЯНКИ в зарослях кустарника на противоположном берегу озера, напротив впадения реки, с воды почти не видны
+30 м. На выходе из озера шиверка на правом повороте
озеро заканчивается, река Кутсайоки втекает в узкое ущелье, которое заканчивается за порогом Тесный
От начала сплава на руч.Онтонайоки до истока р. Кутсайоки плыть 4 часа
Кутсайоки
Впадение «КБ»
+100 м.
СТОЯНКА на ЛБ (2 небольшие стоянки через 30 метров) с дровами
+ 10мин
СТОЯНКА на ЛБ на дереве дорожный знак «Сужение дороги»
+150 м
«каменные ворота» — резкое сужение русла вдвое.
За левым поворотом
№1Порог «Сомнительный»
ориентиры: река сужается до 8 м, ПБ — почти отвесные скалы, на ЛБ — скальные обломки.
На мысочке ЛБ дорожный знак “Прочие опасности”
Чалка слева от знака в бухточку — место для 2 катов, начало тропы обноса
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ просмотр по ЛБ, длина 30 м
Длинный обнос 150 м через верхние скалы или через овраг
СТОЯНКА — высоко на ЛБ — неудобная
+300 м сплава
№2Порог «Муравей»
ориентир – перед скальным ЛБ налево уходит мелкая протока, перекинуто бревнище
резкий левый поворот, река делится лесистым островом
на ЛБ дорожный знак “Уступите дорогу”, тропа осмотра
Чалка к кустам до бревнища или к тропе осмотра на скале
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ просмотр ЛБ, длина 40 м
приличная СТОЯНКА на ЛБ в конце порога, очень маленькая напротив порога
+500 м
№3Порог «БСТ»
ориентир — русло перегорожено грядой камней, скальный полуостров на ПБ с узким проходом под скалой левого берега.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ просмотр ПБ на всем протяжении, длина 150 м
СТОЯНКА – на ПБ в начале порога плохая
на ПБ в самом конце порога – хорошая, много полок под палатки
+150 м
№4Порог-водопад «Оба–На»
ориентир – на ЛБ дорожный знак «Въезд запрещен» («кирпич») за 100 м от слива
расположен за правым поворотом. С воды не виден и не слышен
чалка на скальный пляж ЛБ
обносы:(1-1.5 ч) по ПБ — тропа начинается рядом со сливом, осторожней (возможен подсос)
по ЛБ — более длинный (начало в 100м до водопада)
СТОЯНКИ высоко на скалах ЛБ – загажены
+200 м
№5 Водопад «Маманя»
ориентир — на ЛБ дорожный знак «Кирпич»
ПБ скальный, скалы прямо из воды
с воды не виден, и не слышен
Чалка к скалам ЛБ в 20 м от водопада, осмотр, осторожная перечалка перед самым сливом — 3 м
Над водопадом наведена навесная переправа – стальной трос.
Имеющийся не нем ролик – маленький, уже сильно пропилен.
Самостоятельно движется плохо, нужна дополнительная веревка, чтобы подтягивать его и груз снизу.
Я использовал личный новый ролик (груз переправляется со свистом)
Также необходимы 3-4 карабина и веревки для подвешивание катов, бочек
Рюкзаки цеплять не за ручки или стяжки, а за обе лямки для ношения
Для спуска груза и возврата ролика нужна веревка 50 м или две связанные морковки
Быстро намокают и сильно провисают (я в середину защелкнул карабин на стальной трос)
Переправа 2 катов и кучу рюкзаков – 2 ч.
Осторожно! – камни мокрые, неустойчивые, острые. Удобно спускаться, опираяся на весла
1) по верхней тропе — длина 200 м. (трудоемка — 20 м подъем и 40 м спуск)
2) по нижней тропе — длина 70 м. (мокрая — вдоль самого водопада через облако водяной пыли)
частично обвалилась, можно только спуститься
СТОЯНКА на ЛБ сразу под водопадом хорошая
на ПБ на скальном склоне небольшая
+100 м
на ПБ костровище
+500 м
На полуострове ЛБ – СТОЯНКА маленькая
+10 мин
крупный шумный приток справа от оз.Исо-Сиеминки
широкий разлив слева — высокая каменная осыпь
справа – гавань, в глубине СТОЯНКА
+15 мин
№6 Порог «Тесный»
Ориентиры: высокий (20 м) скальный ЛБ, галечная отмель у ПБ, сильное сужение русла
Табличка «Превед, туристы! Я-Тесный. До бани 8 км»
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ просмотр ПБ длина 50 м
СТОЯНКА на ПБ в середине порога терпимая, загажена
на ПБ в конце порога за поворотом маленькая
на ЛБ перед притоком у мыса плохая
С учетом болота и жуткого комарятника лучше просвистеть ещё по шиверам 40 мин до Бани
1 час сплава по плесам с мелководными перекатами и шиверами
№7-9Локальные шиверы
Первые две — мелкие, между ними журчит левый приток, третья — длинная, с поворотом
СТОЯНКА — на ЛБ после третьей шиверы
после длинного прямого плеса
10-13) Локальные шиверы
На ЛБ – заброшенная проселочная дорога
Первые две — короткие мелкие, потом с островками — с двумя протоками, затем — с тремя
СТОЯНКИ — на ЛБ после 3 и 4 шиверки
Последняя шивера заканчивается разбоем и река соединяется, образуется широкий плес
Верхний брод с остатками моста (Баня)
Обозначен зимником на «2-х километровке»
+10 мин
остатки пролета моста у ЛБ
Широкий разлив, на мысочке ЛБ – СТОЯНКА
№14Порог «Длинная / Мощная шивера»
Сходу
СТОЯНКА на ЛБ в конце главной протоки
За шиверой перекаты, низкие берега, слева местами к реке подходит дорога.
+ 5 мин
хорошая СТОЯНКА с каменистым пляжем – на резком правом повороте
+ 25 мин
СТОЯНКА на ПБ на полке с редким лесом
+20 мин
СТОЯНКА на ЛБ с деревянным навесом, подходит дорога
№15 Порог длиной 30м
За 300 м. до него слева подходит проселочная дорога
Расположен на левом повороте — сходу
+200 м
№16Порог «Ступенька»
ориентиры: небольшой плес, сужение русла, скальные плиты у ПБ — чалка
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ просмотр по ПБ на всем протяжении длина 400м
( в центре русла – зуб, с воды не виден
С каменных лбов в конце видны все камни вдоль берегов и острая плита на выходе)
сложный 500 м обнос по корявой тропе ПБ.
оборудованная СТОЯНКА за порогом, за поворотом
СТОЯНКА на ПБ за 20 м до порога терпимая
на ПБ напротив основного слива
45 мин сплава до порога Малый каньонный
река делится островами на множество проток все сходу по основной протоке
+15 мин
№17 Порожек
+15 мин
№18 Порог
+15 м
№19 Порожек
+ 15 мин
№20 Порог «Струя» («Малый Каньонный»)
ориентир – после плеса и болотистых берегов высокий ЛБ с четкой тропой осмотра за 15 м до порога
ориентиры старых лоций – «сужение русла, скальные стенки до 5 м» – уже когда несет в порог
«справа доминирующая вершина» – видна только со стоянки
сходу длина 100 м
СТОЯНКА на ЛБ сразу за порогом неплохая скользкий покатый скальный пляж
до следующего сложного порога Водопадный остается часа 2 сплава по большому плесу
№21 Перекат «У старого моста» — нижний брод
Обрушившийся мост с левого берега.
Река до брода сильно петляет, течение слабое. К броду подходит дорога
+15 мин
№22 Шиверка
+25 мин
№23 Порог
+100 м
№24 Порог «В трех протоках»
ориентир: острова, поросшие кустарником
сходу длина 50 м.
СТОЯНКА на ЛБ
+200 м
№25Порог «Водопадный»
ориентиры: за плесом река упирается в скалу ЛБ, правый поворот, на повороте у правого берега каменная плита
чалка перед плитой, или за 50 м. от поворота
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ просмотр по ПБ на всем протяжении,
1-й ступени по ЛБ
Обнос 2-й и 3-й ступени не вдоль берега, а напрямик через лес.
Оборудованная СТОЯНКА на ЛБ перед 1-й ступенью
СТОЯНКА на ЛБ в 50 м. до порога, в середине порога
+15 мин сплава
река упирается в 20 метровую скальную стенку, правый поворот
хорошая СТОЯНКА на ЛБ
+15 мин сплава
шиверка
+20 метров
№26Порог «Лесенка»
ориентир: высокий ПБ, за резким левым поворотом остров по середине
сходу влево
оборудованная СТОЯНКА на высоком ПБ сразу за порогом. От воды туда идет лесенка
+30 мин сплава
№27Порог «Два острова»
ориентиры: острова, поросшие кустарником и травой
сходу по центру
СТОЯНКА на ПБ сразу за порогом
30 мин сплава
Кутсайоки справа сливается с Тунтсайоки широким плесом. Слева слышен шум «Котла»
В месте слияния рек на ЛБ СТОЯНКА
Тумча
40 мин сплава
№30 «Ночной/Несложный»
ориентиры: выступающие с обоих берегов плоские плиты
сходу длина 20 м
+200 м
№31«Карниз»
ориентир: плоский скальный остров, ближе к ЛБ, делящий русло на 2 рукава.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ просмотр, возможен с обоих берегов и с острова длина 200 м
Чалка к пологому скальному пляжу ЛБ перед порогом.
.
оборудованные СТОЯНКИ – на ЛБ в 30 м до порога и на возвышающемся утесе после шиверы
на ПБ в конце выходной шиверы
хорошие СТОЯНКИ — на ПБ в 50 м. до порога, после порога
1 час сплава
№32 Порог «Каньонный»
ориентир: остров, поросший лесом, за ним разлив, высокие отвесные скальные стены с ЛБ
сходу длина 250 м
СТОЯНКА на высокой скальной площадке ЛБ в начале каньона
+50 м.
№33 Порог «Змея»
ориентир: сразу за резким левым поворотом скальные острова
сходу длина 150 м
СТОЯНКА на ЛБ в начале порога
+200 м
№34 Порог «Шляпа»
ориентир: сужение русла, пологие скалы с обоих берегов, за левым поворотом лесистый остров
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ просмотр по ЛБ (основной, левой протоки) и по острову (правой протоки – каньончика) длина 50 м.
Чалка в бухточку ЛБ за поворотом, напротив стоянки
Оборудованные СТОЯНКИ на ЛБ перед порогом
на ПБ (на острове) в месте слияния проток
СТОЯНКИ на ЛБ в середине и конце порога — загажены
После порога на ЛБ бухта с песчаным пляжем, остатки лесоучастка, вагончики рыбаков.
Сюда чалится катер
Для антистапеля можно встать на полянах ПБ и ЛБ в 300 м ниже порога.
Удобный пологие пляжи, ровные поляны, ветрено
Выброска
Может быть проблематична, т.к. по Тумче ходит очень много народу
Большинство групп маршрут заканчивает на Шляпе, сплав по Иовскому, а тем более Княжегубскому водохранилищу представляет исключительно рыболовный интерес
Катер
Всего на водохранилище 6 катеров. Для туристов могут работать 2-3.
В наш поход 1 был на ремонте, 2-й только с починки. Наш катер мы застали случайно.
Со слов капитана, скоро все борта могут перейти на обслуживание рыбаков и рабочих для ремонта Иовской ГЭС
Таким образом, необходимо заранее звонить (1-2 недели) и заказывать его. А на маршруте с кем-нибудь скооперироваться.
г.Зареченск «Тумча и К°»
капитаны катеров:
Забелинский Алексей +7-921-660-56-48Николай 8-(81533)-6-05-39
+7-911-320-83-17
дом. 8-(815-33) 6-04-44
дача 8-(815-33) 6-05-09
Катер приходит накануне, привозит водку, пиво, сигареты. Зарядка телефона 100 руб.
Утром следующего дня (10-12 часов) собирает со стоянок группы, но не более 30 человек.
Минимальная стоимость катера 10 000 руб. Если несколько групп, то 500 руб. с носа, детям скидки.
От Шляпы до пристани 52 км, макс.скорость 15 км/ч, время в пути 3,5 часа.
Необходимо предусмотреть возможность дождя, при выходе в широкое Сушкоозеро – очень ветрено и холодно.
Людям лучше расположиться за рубкой, несколько человек помещается в капитанскую будку, внизу каюта с 6 лежанками.
Катер пристает к тому берегу, на котором ждет машина.
Машину лучше заказать заранее, перезвонить с середины Сушкоозера (ловит Мегафон)
На пристани никакой «вереницы легковушек ожидающий туристов» я не видел.
Можно пешком дойти до Зареченска (2-3 км) найти там транспорт (извозом занимаются многие),
1) подсказать может капитан катера
2) подсказать могут в пожарной часть (сразу при въезде в г.Зареченск)
3) рейсовый автобус
№ 221 «Зареченск – Кандалакша» отправление 07.00 понедельник, среда и пятница
Правда, со слов местных, это буханка и ходит она крайне нерегулярно
4) транспорт есть в гостинице «Иова» +7-921-038–58–48
5) школьная машина — «Газон» фургон (не армейский)
6) Выбираться от плотины на попутке, по словам местных жителей и некоторых туристов, сложнее
До Кандалакши 120км (около 2-3 часов езды) по разбитой грунтовой и сносной асфальтовой дороге
Если выбрасываться в кузове грузовика, то с пересадкой на бензоколонке (кафе) за 10 мин. до ж/д. вокзала
Необходимо миновать пост ДПС, местные ГАИшники строгие и вообще не дружат с извозчиками
Нас выбрасывал Рыбалов – на ЗИЛе с пересадкой в ГАЗель — за все 6 000 руб
С двух групп (20 человек + вещи)
Кандалакша
ж/д. вокзал — камеры хранения нет, маленький зал ожидания
На привокзальной площади имеются: аптека, круглосуточный магазин и ларьки, недалеко супермаркет «Авоська»
http://www.kandalaksha.org (история, расписания транспорта, ссылки, достопримечательности)
В ожидании поезда можно снять маршрутку и устроить пикник на Белом море
Возят на канал около порта и смотровую площадку через весь город в сторону высокой сопки (г.Волосяная 475 м.)
Цены аховые. Необходимо 33 раза уточнить, что цена в оба конца – водители жульничают
Будьте бдительны – смотровая площадка это не карьер с видом на горные разработки щебня
Необходимо проехать к вершине сопки, справа расширение дороги, площадка с мусором от свадеб.
Мы перелезли через дорожное ограждение, небольшой овраг и расположились на скальной площадке, поросшей лесом.
Неплохой вид на весь залив. По дороге обратно – широкий обзор города и порта
Желаю всем гладких камней и 7 футов под килем.
Dr.Zlo
- 12.8.08 00:38 Dr.Zlo Блин, Рома, ну ты даешь!
По-моему, тебе должно быть известно мое отношение ко всяким там категориям сложности, выпускам и справкам.
Напоминаю — я их не признаю.
Должна быть своя голова, чтобы решить, идти в порог или ну его на фиг. А что бы решить это, надо ориентироваться на все факторы (опыт, техническая сложность, уровень воды, наличие страховки, тоннаж и тип борта, настроение, погода), кроме цифр, которые придумал какой-то дядя.Ну допустим, что данный маршрут я могу оценить как 3 к.с. с элементами 4.
Тебе это что-то говорит? Мне это ничего не характеризует.
Если хочешь, я на таганок выкину фотки.
Есть видео. Очень героический ВодопадныйP.S. Это ты хочешь на Кутсу после Охты ?
Кстати, как сходил, Лоция нормальная ? - 9.8.08 15:05 Морозов Кутса эт какая кс с учетом обноса оба-на и мамани???