Невероятная история о том, как мы с сестрой Иркой отстали от группы, но при этом её обогнали и сами в автономе облазили кусочек линии Маннерма
Валерия Глухова
Часть 1. Как, собственно, все началось
Не могу молчать – это что-то невероятное. Если бы я попыталась придумать приключенческую историю со своим участием, она не смогла бы быть столь захватывающей, какой получилась реальная.
Началось все с невинной болтовни vkontakte с одним питерским приятелем, с которым я поделилась планами прогуляться на праздники по линии Маннергейма. Нас действительно собралась реально большая толпа – 11 человек, а ноябрьская пешка – наше традиционное мероприятие. Мы предвкушали встречу друг с другом, оживленное общение длинными вечерами у костра, неутомительное пешее путешествие и интересные находки.
Ну так вернусь к приятелю, точнее, к переписке. Приятель, с учетом дождливого прогноза, пишет:
«Аварийный выход – Каменка, маршрутка до города каждый час в -00».
Не, говорю, никакой вроде у нас по маршруту Каменки нету. И высылаю ему схемку нашего маршрута, спланированного Щербаковым. Пауза. Через некоторое время приходит ответ:
«Лера, я Вами горжусь….Пройдёте — напишешь, расскажешь…Это — крутой маршрут. Дай Бог вам всё успеть. В случае чего — на оз. Желанном — хорошее место для ночёвки.
Я ночевал прямо у ДОТа по дороге севернее Каменки и за три часа по дороге с 12 детьми выходил в Каменку Ты пройдешь за два.
ЭТА КАРТА ПОЛНОСТЬЮ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ МЕСТНОСТИ…
извини — всё будет! хорошо!»
Я, естественно, в полном шухере! Как! Почему не соответствует?
Приходит ответ:
«там ни …. чего нет…. и всё – иначе….
ДОТы не видны со 100 метров, без привязок GPS их найти …. сложно»
И дальше:
«короче — идите по привязкам, не привязываясь к схемам Баира (мое примечание – Баир Иринчеев – бурят, но местный краевед, имеющий свой сайт с картами , историей и схемами укрепрайонов линии Маннергейма, откуда мы и скачали схемы, по которым собирались идти) — он парень хороший, но схемы — 1939 года…. Суммаярви — это оз. Желанное, там очевидная тропа — ЛЕТОМ!!!!
счас , если присыпало снегом , вы фиг что увидите.
ВСЕ ДОТЫ засыпаны землёй, отличи их от холма!!!
Ещё прикол в реках …
они ДОСТАТОЧНО широкие и мостов там нет, как и деревьев по берегам…..»
Что же делать? «Ну ладно, — пишу ему, — Не посмотрим так разведаем. Главное — из дома уехать».
«Это точно. Короче Могу тебе Димку Продать , он всё знает»
И дает контакт какого-то незнакомого мне Димки.
Пишу этому Димке , точно так же шлю схемы, и прошу совета.
Вся эта переписка происходит в ночь с 1 на 2е ноября, на 2е днем у меня запланирован собственный походик с детьми, а в 19-00 вечера нужно выезжать в Москву – на поезд. Короче, цейтнот, как обычно.
Походик – галопом, быстро – костер, жарим сосиски и уматываем. В 16-30 я дома. Лезу в Интернет. От Дмитрия приходит ответ: «позвоните мне» и телефон.
До выхода из дома – 2 часа и не собран рюкзак. Только куча вещей на полу лежит. Ладно, звоню. Вдруг, думаю, что-то важное – лодку брать для переправ или еще что… Дмитрий, приятный мужской голос, почти умоляет: «Я вам КАТЕГОРИЧЕСКИ не советую идти так, как вы спланировали. Вы ничего не успеете и ничего не увидите.»
«Что же делать?»
«Берите ручку и пишите!»
И понеслось! Пять листов убористого текста, почти час на мобильном с Питером. СлАва емкости аккумуляторов телефонов Филипс и моей привычке иметь на телефоне достаточно средств!
«Метро Гражданский проспект. По диагонали – остановка. Маршрутка 289. Едете до Каменки. Далее вперед, 8 км. Слева – танковый полигон. Можно идти по нему, там интересно, он тянется параллельно. Через 8 км – слева и справа – наши братские могилы. Еще через 1 км – финский ров. Далее – садоводство «Звездочка», справа по ходу – крест. Это Дот Sk5. Напротив – Sk 6. Они разрушены. Через 100м – финские траншеи. Влево – тропа. Через 2 км она приведет к ДОТ Sk 2. Вход в подземные казематы – со стороны взорванных бойниц – в центр не лезьте, там арматура! Возврат той же тропой. Проходите небольшое болото, потом влево – взгорок. Поднимаетесь и идете по этому взгорку-бугру метров 700. И смотрите холм – это ДОТ Sk 11. Найти его трудно. Надземная часть взорвана, но казематы подземные сохранились. Он офигенен! Огромный, нас в нем растворилось 26 человек! Там нары, вешалки-крючки для одежды солдат сохранились , и т.п. Если проищете 2 часа и не найдете – возвращайтесь. Я там был 3 раза, 2 из них нашел его случайно, третий – по GPS.
Возвращаетесь на дорогу. Вперед 300 м – Дот Sk 16, это Командный Пункт, у него крыша при взрыве упала на себя, получилась двойной. Необычно! Далее назад, до «Звездочки». Налево дорога. По ней до развилки, направо до финских братских могил, далее по этой же дороге – ДОТ Sk 10 – надземной части нет, это ДОТ на 4 пулемета, но под землей он цел и он тоже большой, как «миллионник». «Миллионниками» называют ДОТы, на постройку которых финны затратили очень много своих финских тугриков.
И в таком духе Дмитрий надиктовал мне весь маршрут, пролегающий через сохранившиеся ДОТы, которые стоит посмотреть, четко сказал, на какие тратить время и искать их не стоит – они разрушены. Нитка пролегала помимо перечисленных и через самое укрепленное место Sj 5 – «Миллионник» и «Форт Поппиуса» — место, где как раз и была прорвана линия Маннергейма. Далее – в гиблые болота реки Перовки, потайными тропами, на старую финскую плотину, благодаря которой финны затапливали подступы к железной дороге, еще через десяток ДОТов и укреплений, и в итоге – на станцию Лейпясуо, Выборгской железной дороги, куда запланировал выход и Щербаков (старый друг, вечный руковод, в быту – Николаич).
Я понимала, насколько ценная информация попала ко мне в руки. Она позволяет не тратить силы на бесполезные поиски, увидеть максимум без мучений и блужданий. Оставалось уговорить Николаича изменить маршрут. Дело это было почти безнадежным – я знаю, как уперт Щербаков, сдвинуть его с его точки зрения невозможно. Вдобавок, уговаривать-то и некогда, билеты у нас были взяты на разные поезда – мы с сестрой ехали более поздним, встретиться должны были на Финляндском вокзале. На Ленинградский вокзал в Москве мы прискакали пораньше, чтобы попытаться успеть рассказать Николаичу полученную информацию, убедить не ездить на дизеле, а согласиться на маршрутку и начать с Каменки. На что был ответ – «Это все фигня! Ты лучше скажи, во сколько ты будешь на Финляндском вокзале?»
Я, разозлившись, кидаю в ответ : « Я еще подумаю! А то может вон куплю кастрюльку и пойду сама!» Дело в том, что из снаряжения у нас с сестрой только спальники и палатка на двоих. Ну продукты по раскладке. Нет ни котелков, ни инструментов для костра. То есть в автоном уйти с таким набором – нереально. Я и не собиралась. И с тоской и в отчаянии ляпнула про кастрюльку, понимая, что делать так не буду – я не сторонник раскола групп. Рассказываю так подробно, т.к. это имеет прямое отношение к приключению!
В поезде полночи я анализировала полученную информацию, сводила описание, схемы Баира и топографические карты. В итоге нитка пути сложилась почти четко за исключением мутного отрезка в районе болот реки Перонйоки – по-нашему – Перовки. Наконец, удалось заснуть, точнее – забыться. Я еще не знала, что ждет меня с утра!
Выползаем с сестрой из поезда, бодро шагаем в метро. Конечно, на Финляндский вокзал, а куда же еще? Но настроение паршивое – понимаю, что поход заранее испорчен и я обречена на участь бредущей в стаде овцы.
Спускаемся на эскалаторе к поездам и тут, прокручивая в голове предстоящий разговор с Щербаковым, понимаю, что ВСЕ КАРТЫ, СХЕМЫ И ОПИСАНИЯ ОСТАВИЛА В ПОЕЗДЕ!!! Меня прошиб ток! Зачем же я еду-то! Бежать! Наверх! Может, поезд еще не угнали в депо! Ирку – на лавочку с рюкзаками, ноги в руки и – бегом! Не зря я активно тренировалась все последние месяцы. Когда я забежала вверх по эскалатору , а он там глубооокий, у меня еще остались силы добежать до платформы, где стоял наш поезд. Медленно уползающие красные огоньки повергли меня в отчаянье. Поезд ушел. В прямом смысле. В бюро находок моя папка попадет в лучшем случае к вечеру. А народ ждать не будет, уедут, ведь дизель ходит редко. Неужели отказаться от всего, от информации, добытой долгим телефонным разговором, от любимой карты Карельского перешейка, от распечатанного Иркой отчета с описаниями ДОТов и истории взятия укреплений, воспоминаниями ветеранов финской войны, причем, не только русских солдат, но и финских! Это же офигенно интересно! Чем вообще тогда заниматься предстоящие 3 дня?
И тут рядом возникает женщина: «Что забыли?» Оказалось, это проводница НАШЕГО вагона, обычно проводники едут с составом в депо, но наша – отпросилась и сошла в город. «Видела, говорит, вашу папку, я ее на стол положила. Бегите за поездом, поезд желто-синий , «Две столицы» называется, он сейчас встанет в депо, за Обводным каналом, это недалеко, крайние левые пути. За 20 минут быстрым шагом до него дойдете.» Так. 20 – туда, 20 – обратно.
Звоню Щербакову – есть у меня 40 минут? «Да, говорит, следующая электричка после нашей через 40 минут, встречаемся тогда в Зеленогорске, на станции пересадки на дизель-кукушку, идущую по Приморской ветке».
Дизель ходит 2 раза в сутки, утром и вечером. Я это подозревала, но точно этого не знала. Сейчас некогда было об этом задумываться. Бежать! Обменялись с проводницей телефонами, она обещала позвонить проводнице соседнего вагона, чтоб меня координировать из поезда, а так же открыть соседний, то есть наш, вагон. Проводница соседнего вагона трубку не брала. Что ж. Бегу. На улице дождь. Я – во флиске и жилетке. Фигня. Тропинка вдоль путей кончилась, бегу по щебенке. Эх, не подвернуть бы ногу, темень – 6 утра.
Перебегаю Обводной канал, на самых левых путях – товарняки. На центральных – несколько пассажирских составов. Мечусь по путям, вглядываюсь в таблички с номерами поездов, безуспешно стучу камнем в стенки вагонов (до окон, конечно, не достать!) – все мертво. Моего поезда нет, зато есть поезд, на котором приехали наши мужики. Темно, тихо. Эх.
Нахожу дежурную тетку-путейщицу с товарно-грузовой станции, уговариваю ее позвонить своему, грузовому диспетчеру, узнать телефон пассажирского диспетчера. Затем звоним пассажирскому. О, Ура! Пассажирский дипетчер отвечает, что поезд 62 стоит на 10-м пути Нового Парка ( это у них депо так называется) . Тетка объясняет, как найти – это недалеко. Уфф! Бегу, нахожу 10-е пути, стоит поезд.
Стучу в окна — открывают.
Объясняю проблему, идут, смотрят, возвращаются, говорят, что «нет моей папки»!
«Как же так – на столе же»!
«Идите, смотрите сами!» – впускают в мой 14й вагон, а он – КУПЕЙНЫЙ!
Я в ступоре. Лезу в билет – оказывается, я в состоянии стресса перепутала цифры и ищу не тот поезд! Мне нужен 64й! Вот черт! Все сначала! И вот теперь я в 40 минут уже точно не укладываюсь.
А, ладно, потом разберемся. С помощью появившихся на путях людей (время уже восьмой час) нахожу диспетчерскую и выясняю, что мой поезд уже угнан в следующее депо, где поезда убирают, моют, заправляют и т.п. Это далеко, километра 4. О, Боже! Я тут сдохну!
«Садитесь на электричку, они уже ходят, вон платформа. Но только в 1й вагон! Эта платформа – служебная, только для работников депо».
Поняла! Снова воодушевляюсь. Бегу что есть силы – вдруг сейчас электричка пойдет. И точно! Идет электричка, но я-то на путях, снаружи, а на платформу забраться не успела! Что делать? Машинист свистит мне – и вовремя! Иначе бы получила по башке углом поезда! Оказывается – вот почему электричка людей сбивает – она неожиданно широкая! Бегу рядом с вагонами, подыхаю. Электричка останавливается у платформы. Машинист меня наверно видит, так как дает мне возможность добежать до локомотива, обогнуть его, взобраться на платформу на коленках и ввалиться в первый же вагон. Наверно, он подумал, что я работник депо и спешу на работу. Пассажиры в тамбуре сочувственно смотрят, как я дышу, тяжело, измученно. Сил уже нет.
Прихожу в себя. Чувствую, что уже могу говорить и у пассажиров выясняю, что все вокруг меня стоящие – работники депо, что они сейчас мне покажут, где диспетчерская, что обратно электрички сейчас ходят часто и здесь остановятся обязательно. Это днем на этом «5-м километре» не останавливается ни одна электричка. Схожу. До диспетчерской – рукой подать. Подбегаю к окошку. Диспетчер улыбается. Видимо, это ей все утро звонили по просьбе сумасшедшей пассажирки с просьбой найти то 62-й, то 64-й поезд.
«Где 64й?»
«На восемьдесят седьмом пути!»
«О, боже! А как найти?»
«За моей спиной считайте – первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой. Все. Ваш поезд!»
«А, седьмой! Тьфу, послышалось восемьдесят седьмой! Слава… Вам… Спасибо!!!»
Иду, считаю. «Две столицы»! Боже, как я вас люблю!
Окна темные. Беру камень с земли, стучу в стенку. Свет, тени, шевеление. Ну как же медленно! Наконец открывают. Объясняю.
«Ничего не знаем, говорят, никто не звонил!»
«Да папку, папку скорей смотрите!»
Находят, отдают. О, Боже мой! Прижимаю к груди, благодарю, несусь обратно на платформу. Теперь у меня выросли крылья!! Все мое богатство со мной! Не знаю, ради чего бы еще я столько побегала бы. Ради паспорта точно. А еще? Хотя ничего терять я не люблю. Как оказалось 🙂
Обратная электричка подходит тут же. Это счастье. Обнаруживаю, что я от двухчасовой беготни по улице вся мокрая, но не насквозь, к счастью.
Ирка же там, в метро, волнуется! Скорее к ней! Бегать еще есть силы.
Встречаемся. Решаем, что едем все же на Финляндский вокзал. В справочной выясняем, что на дизель попадаем теперь только на вечерний. В 18 часов. По-другому на станцию Коулемайоки не попасть. Вот те на!
Что ж, похоже, придется ехать через Каменку, благо, что я знаю, что этот вариант есть. Но вдруг мы не сможем догнать Щербакова и Ко? Надо приготовиться и к автономной ночевке, а для этого нам нужен газ, горелка и посуда для кипячения воды. В термосах кипяток у нас есть, но мы в обед ее выпьем. А без горячего в такую погоду – нельзя!
Где бы достать посуду и горелку? Магазины еще закрыты. Да и праздник. Откроются ли сегодня? Что же делать? Вот идея – нужно позвонить Кате Евлашевой, из нашей Гренландской компании, она подскажет, что делать. Звоню. «Да где, говорит, взять? Конечно, у меня! Приезжайте, метро Академическая, дальше пешком, помнишь? Ты же у меня была..» Называет адрес: Гражданский проспект… Дублирую Ирке вслух – запоминай!
О! Гражданский проспект! Ведь на Каменку стартуют как раз с Гражданского проспекта! Ура! Вот везение! Удачно Катюша поселилась!
Едем. Выходим на Академической – что-то ничего не узнаю. Нам нужна четная сторона, дом 54. Мечемся – дом 38, а через перекресток сразу 68. Блин. Ничего не помню. А ведь четвертый раз уже еду к Кате! И каждый раз блуждаю. Наверно, я безнадежна. Перезваниваю – дом 15! Вот это да! Номер дома уже Ирка перепутала! Ну и денек!
Быстренько находим дом. Бурная встреча, кофе с шарлоткой. Катя, которую я час назад разбудила своим звонком, и которая никуда сегодня не собиралась, уже тоже готова к приключениям, намереваясь ехать на «Ладожскую баню» — это самодельная баня, как в походе, на берегу Ладоги. Друзья собираются, пилят бревна, топят, жарят камни, потом накрывают шатром, парятся, потом песни, ужин, сон по палаткам и назавтра разъезжаются. Затейники, эти питерцы! Катя, легкая на подъем, воодушевилась нашим приключением и тоже пакует рюкзак.
Горелка, баллоны с газом и котелочек быстро перекочевывают в наши рюкзаки. Прощаемся, убегаем. Нам еще до станции на троллейбусе ехать!
По дороге обсуждаем нашу путаницу с номерами. Я – поезд перепутала, потом понадеялась на Ирку – а она перепутала дом. Неудачный сегодня день!
Автобус (его номер, кстати , перепутал Дмитрий – он не 289, а 827 J) опоздал к расписанию, народ на остановке истомился. Ну надо же! Ладно, мы с Иркой неудачники. Но люди-то за что должны страдать? Но это уже лирика, так, штрихи к сюжету.
Всю дорогу, два с половиной часа, мы теперь уже совместно с Иркой перерабатываем информацию, ввожу ее в курс дела и окончательно решаем за Щербаковым не бежать, а идти по своей программе, по надиктованной нам ниточке. Рассеяв мои сомнения ( напомню, я не люблю всяческих разделений на маршруте), Ирка объявила, что она не боится, и так даже лучше. «А пошли сами!»
Ну надо же! – не перестаю удивляться я. До какой степени слова материальны! Ляпнула про кастрюльку! И вот, с этой самой кастрюлькой еду в начало того маршрута, который хотела, и благодаря забытым мной в поезде бумагам у нас теперь остался только тот вариант, который я и хотела!
Ощущение, что чья-то рука, помимо Дмитрия, направляет нас, утвердилось.
Часть 2. Линия Маннергейма.
Мутная погода, мелкий серый дождик. Бее. Хмарь, довольно мерзко. «Это Питер, детка!»
По обочинам лежит снег. Видно, что его было много, что его даже убирали и посыпали дорогу крошкой. Ощущение ранней весны, только небо не такое синее и трава что-то больно зеленая.
Идем вдоль шоссе. Это старое Выборгское шоссе, две полосы, дорога довольно сильно разбита. Тротуар вдоль воинской части быстро кончается, по обочине идти не интересно, сворачиваем на танковый полигон. Это песчаная дорога с разными препятствиями для танков – то воронки накопаны, то ров, то столбы с болтающимися вешками, то эстакада с ограничением скорости – 1 кмчас! Следы на песке – в основном от грузовиков. Танковых гусениц – мало. Ну что ж, современным грузовикам, наверно, нужно тоже тренироваться. А танки, наверно, уже не так актуальны.
Доходим до братских могил. «Геройски погибшие в войне с белофиннами 1939 – 1940гг.» Ухожено, чисто. Цветы, венки.
Идем дальше. Все сходится – вот ров, вот крест, это первый дот. Куча битого бетона, но торчащая из травы арматура уже начинает впечатлять. На кресте – табличка:
«Вам, не дожившим отпущенный Богом срок, павшим на поле брани жесточайшей и никому не нужной войны – наши скорбь и память… 1939-1940» и ниже – тот же текст по-фински. Подпись – ИКО «Карелия» Это – ДОТ Sk 6. Напротив, через дорогу – Sk 7. Он совсем разрушен, снимать не стала – нечего. Просто воронка, и в ней – груда осколков бетона с арматурой, остаток одной стены.
Вот – следующий ДОТ, Sk 16, тот, у которого взорванная крыша разломилась и одна половина упала ровнехонько на другую! Это фантастика. Целый угол с бойницей отброшен взрывом в сторону, метров на 10. Внутренних помещений в ДОТе нет – да тут и не было казематов, это был командный пункт, КП, штаб взвода. Сохранился центральный вход и щель-амбразура для его защиты.
Уходим с дороги по тропе. Впереди – два чумовых ДОТа, у которых сохранились подземные казематы. Но уже темнеет. Спешим. Тропинка вьется вдоль финских траншей, местами сырая. На ней – свежие следы. Утром наверно кто-то пробежал. Тропинка перебирается через вал и ров, который, кстати, поразил сохранившейся через десятилетия крутизной – оказалось, что земляной вал местами подпирало до сих пор сохранившееся полуистлевшее подобие забора-подпора. Упираемся буквально в Sk 2. Это про него сказано, что вход – со стороны взорванных бойниц , а через центральный вход – плохо, кругом арматура.
В этом мы тут же убедились. Центральная камера взорвана и в ней ну просто целый лес искореженной арматуры. Рвать свой капрон не хочется. Обходим со стороны действительно взорванных бойниц (три из них сохранились, а рядом – дыра, в которую можно проникнуть и попасть в ту же самую центральную камеру. И вот отсюда-то становится видна дыра в подземелье. Довольно крутая земляная горка. Скользко. Ирка не рискует, а я иду. Переговариваемся, чтоб не жутко было. Включаю фонарь – это наше первое подземелье! Внутри – отлично сохранившийся коридор из бетона такой хорошей марки, что за более чем 70 лет совершенно не разрушился, не смотря на сырость. С левой стороны коридора – металлические рамы, похожие на леса. На них были деревянные настилы – нары. Возможно, здесь были полки для чего-либо. Видны висящие ржавые крюки – говорят, что для одежды. Внутри в коридоре – по щиколотку воды.
Выхожу. Обходим все кругом. Дот огромный, восточный каземат цел, я его прошла, западный – весь разрушен, на его месте руины и воронки с водой. Снимаю – пасмурно, да еще темнеет – фотки получатся смазанные, уже выдержка нужна большая, а штатива нет. Только завтра я догадаюсь увеличить чувствительность до 200. Черт бы драл эту питерскую погоду!
Ну что же, пора вставать. Прямо у ДОТа – жутковато, хотя ровно и сухо (относительно конечно, как может быть сухо в непроглядный дождь). Хотя известно, что там никто не завален, взрывали их много позже, уже пустыми, всех погибших финны в 41 году захоронили, но все равно переходим траншею и чуть удаляемся. Сыро, болотисто, но небольшой взгорок находится, и, пока ставится палатка, совершенно темнеет. Лазить в потемках за дровами у меня уже нет сил. Сказывается полубессонная ночь, утренняя моя беготня, довольно бодрое наше передвижение уже здесь, по шоссе. Переодеваюсь в сухое, залезаю в спальник.
Пара стопок «Старки» с бутербродами с бужениной (надо сказать, что у Ирки по раскладке был первый завтрак в электричке, и она на 12 человек взяла целый килограмм прекрасной буженины и два батона хлеба. Напекла сырников. Все это богатство мы лопали все три дня. И замечательно!) налаживают нашу жизнь до совершенно прекрасного состояния, ноги мгновенно согреваются. Все, спать! Завтра ужасно интересный день! Возможно, пересечемся с нашими, я еще не решила. Сегодня они не в сети, поговорить не удается.
4 ноября. Под утро сон рваный, иногда приоткрываю глаз и пытаюсь понять, светает ли. Странно, но в половине шестого и в половине девятого освещенность на улице примерно одинакова. Короче – проспали. Вскакиваем в 8-30! Черт, пока прокопаемся, все утро пройдет! Быстро ставлю воду, зажигаю горелку – надо заправить кипятком оба термоса и напиться самим. Сырники с утра – это прекрасно! Шустро собираемся, но все же полтора часа на все уходит. В 10 часов мы готовы, и бодро шагаем назад по тропе, вроде бы к дороге, но нам сейчас предстоит поискать тот самый загадочный Sk 11, который если 2 часа искать и не найти – то бросать и выходить.
Находим болотце, упомянутое в описании, надиктованном мне Дмитрием. Находим взгорок. За большим корнем прячем рюкзаки, берем фонари, фотоаппарат, компас, описание и палки. Метров 700 по холму. Снимаю на всякий случай азимут – мало ли что – это 320 градусов. Ладно, идем. Перед нами – что-то похожее на прорубленный кем-то прогал. Молодые березки покошены. Зачем? Под их тонкими стволами – изрытая траншеями поверхность. Идти сложно, ноги проваливаются между стволами. Ходы траншей идут во все стороны, но в целом – опоясывают по верху наш склон.
Слева тянется то самое болото, а мы идем как бы по гребню, по краю. Справа примечаю какой-то светлый холм. Может, сходить туда? Тут и траншеи перед нами кончились. Может, как раз они все занырнули в ДОТ? Тут Ирка говорит – а вот смотри, в елках какой-то холм виднеется, что-то темное. Может, он? Давай, пока мы близко, посмотрим? Проходим первые елки и по торчащей из земли арматуре понимаем – ОН!
ДОТ Sk 11 дался нам легко, без прочесываний, без потери времени. Удача пока с нами!
Обходим по верху – да он огромный! Несколько холмов явно составляют единое целое. Находим вход – это узенький лаз, закрытый арматурой. Но арматуру кто-то заботливо разогнул, пройти можно. Внутри – довольно длинный, метров 20, коридор с боковыми комнатками. На ржавых металлических рамах еще сохранились деревянные настилы – это были нары! Дереву – больше 70 лет! Фантастика. Бетонные стены – в великолепном состоянии. Даже двери сохранились с засовами. Крючки, как положено, на месте. С потолка свисают маленькие белые сталактитики, как в пещере. Арматура в одной стене выгнута дугой – это ее выперло взрывом. У входа, похоже, расположилась каморка для печки, сохранились признаки трубы, рядом – стопка чурбаков, видно – дрова. Какой-то колодец вниз, сейчас залитый водой.
Стало понятно, как финны строили эти огромные подземные сооружения. Скорее всего, они выкапывали котлован, настилали опалубку, слоями заливали жидкий бетон, укладывая коммуникации, трубы, арматуру. И ведь все это нужно было подвезти! Металл, камни, цемент! Откуда-то нужно было привозить или приносить воду. Сделав пол, заливали стены. Потом – толстенные верхние перекрытия, а потом засыпали все это землей и камнями. Труд – гигантский. Но если вспомнить линию надолбов –полосу вкопанных в несколько рядов камней на всей стокилометровой ширине Карельского перешейка, то удивляться уже не приходится.
Выходим, и снаружи пытаемся понять, где же проходит коридор, по которому мы только что прошли – и находим! Два взгорка соединены между собой понижением. В этом понижении ты стоишь прямо на крыше бункера, земли в этом месте нет, только палая листва, сквозь которую торчат куски арматуры. Палки, которыми Ирка зондирует это понижение, позвякивают сквозь листву о бетон вполне говоряще. Взгорки – это входы в казематы, на них много песка и камней, растут елки.
Этот ДОТ – на сто человек. Но надо понимать, что сто человек – отдыхают, а сто – находятся на посту. То есть фактически здесь несло оборону не менее двухсот человек одновременно. Траншеи кругом и во множестве, буквально повсюду, большие воронки – наверное, землянки, сейчас залитые водой, а тогда – сверху накрытые настилами, укрытия, говорят о количестве войск, которое сюда было стянуто. Короче, здесь кипела деятельность, следы ее повсюду. Вот траншея – от нее через каждые пять метров – боковой отрожек – залежка для стрелка, с бруствером. Через несколько метров – еще одна такая траншея, за ней – еще…
Впечатленные и обалдевшие, мы покидаем ДОТ. Да, в этих двух ДОТах жизнь будто недавно остановилась. Они жилые, это чувствуется. Первые три ДОТа были мертвые – руины и руины.
Находим рюкзаки. Выходим на дорогу. Под впечатлением звоню Щербакову. Не в сети. Черт. Неужели они пройдут рядом и не увидят!!!
Но нам-то есть чем заняться. Впереди – Финское захоронение, потом ДОТ Sk 10, потом Sk 17 и озеро Желанное. Туда вечером Щербаков придет ночевать. Я обещала, что мы тоже там будем, то есть встретимся. Ну посмотрим.
А пока – ниточка Диминого описания снова начала разматываться, незримо ведя нас по заснеженной грунтовой дороге к востоку от Старовыборгского шоссе.
Звонок. Щербаков.
Ребята заблудились, запутались в дорогах, будут пытаться из какой-нибудь деревни доехать сюда, на развилку к озеру Желанному. Николаич просит никуда не уходить, а, возможно, встретить их по дороге к Желанному. Хм. Желанное есть на всех картах во всех навигаторах.
Я прошу его не спешить к озеру, а обязательно завернуть на ДОТы Sk 2 и Sk11. Простыми словами описываю путь. Ну жалко же – пройдут мимо ведь!
Сами решаем ночевать тоже на озере. Хоть расскажем где что – может, они еще смогут что-нибудь интересное успеть увидеть.
Без труда по указателям находим финское кладбище – оказалось, оно перенесено. Стоит только памятный столб. Дальше по дороге – специально топчу свежие следы, чтоб наши их заметили – топаем к ДОТу Sk 10. Кругом – вырубка, здесь было пожарище, лес вывезли. Видно кругом далеко. Наша дорога направляется к холму в центре вырубки, а на соседнем холме виден здоровенный камень – может, ДОТ там? На нашей дороге впереди ничего такого не видно! Поле и поле. Камни кругом валяются. Достаю описание – ДОТ в земле! А тот самый огромный камень – это ориентир выхода к следующей дороге и следующему ДОТу!
Начинаем исследовать все подозрительные траншеи на вершине холма и ДОТ Sk 10, конечно, обнаруживается! Дорога прямо и привела к нему. Фонари, фотоаппараты, как обычно, в руках. Лезем вниз.
Крутая лестница, внизу площадка. Виден длинный коридор, но он затоплен, воды по колено. Конечно, в воду не полезем. Он похож на коридор в Sk 2, довольно широкий, со вделанными в стену рамами для нар или полок, только отдельных комнатушек нет. В описании вычитали, что этот ДОТ на 4 единицы вооружения, то есть на 4 пулемета, здесь было применено экспериментальное устройство подъема и спуска платформы с пулеметом «Максим» — во время атак пулемет поднимался, а во время обстрела – убирался вниз, внутрь. Самого пулемета, конечно, нет, как и механизма , его поднимающего. А вот направляющие и ролики для этого механизма легко обнаружились.
Выходим наружу – обходим, как обычно кругом. Еще один лаз. Спускаемся – снова длинный затопленный коридор. А не тот ли же самый это коридор? «Ир, иди-ка туда, в тот предыдущий спуск, и посвети мне оттуда фонариком. Может, это один коридор и я увижу твой свет?» И действительно, так и получилось. Коридор был един. Надо же, если не считать воды на полу – целехонек!
Снова вылезаем. Обнаруживаем еще один лаз. Крутоват, узковат. Не пролезть – только на пузе. Но видны два коридора в разные стороны. Делаем вывод: этот ДОТ – огромен. Снимаю немножко на видео.
Пытаемся понять, где же были платформы для остальных пулеметов, обнаруживаем какие-то лесенки, занорыши, узкие вертикальные колодцы и лазы. Но снаружи все-таки взорвано много, так что понять, где что было все же не удается.
Ну что ж, все чудесатее и чудесатее… 🙂
Режем в сторону того самого огромного камня – возле него нужная нам дорога. Вот интересно, а если б не вырубка – камня бы видно не было, пришлось бы обходить крюком до последней развилки. Небольшое, но сырое болотце с ямами-озерцами чуть не зацапало нас в свою глубь, но мы вовремя вывернулись, вышли небольшим прозрачным леском. Дорога нужная теперь под ногами. Дальше – как по писанному. Хотя, впрочем, почему – как ? Идем по бумажке. Все сходится. Развилка. Прячем рюкзаки. Идем по правой дороге – противопожарная пропашка. Она – ориентир. От нее в зарослях начинаем искать ДОТ. Я лезу на каменистый поросший мелкими сосенками взгорок. Ирка идет низинкой. Перед ней – роща, может – там?
Ирка первая натыкается на ДОТ. У нее прямо нюх, куда идти искать. ДОТ Sk 17, как черный корабль, выплывает на нас из зарослей молодой сосны. Он небольшой, черный, обомшелый, один его угол полностью цел. Стоит в низине почему-то. А мы уж привыкли, что ДОТы на вершинках. Здесь лаза внутрь нету. Все покорежено и завалено, пространства внутреннего нету. Амбразур тоже нету, наверно этот тоже был типа командного пункта, как Sk 16. Зато есть листы металла, ими выложена внутренняя поверхность плит. Похоже, это противоосколочное покрытие. Или противорикошетное. Не очень понятно, как работает, но где-то в описании вскользь мы про такое прочли.
Возвращаемся к рюкзакам. Впереди – озеро Желанное, старое финское название – Суммаярви. Подходы к нему заболочены, но высоты сапог хватает, чтоб перейти разлив на дороге. Слегка посомневавшись в правильности моего описания, советовавшего оставить озеро слева ( то есть пойти без тропы по правому жутко заболоченному берегу), решаем все-таки пойти слева, а не оставить озеро слева. Ровная сухая дорога, сухие твердые поляны со стоянками убедили нас в правильности выбранного пути.
Что делать? Время 14 часов. Светло будет еще почти 4 часа. За это время можно успеть осмотреть «Миллионник» Sj 5 и «Форт Поппиуса», артиллерийскую стену, «бетонную траншею» и успеть уйти ну если не до Перовки, то еще на пару километров точно. Но найдем ли мы там воду? Ладно уж, обещала – останемся на озере. Но терять 4 часа? Нет! На это я пойтить не могу! Посмотрим все сегодня, налегке, а завтра с вещами просвистим мимо и, может, не так уж много времени и потеряем. Я еще лелею надежду проскакать завтра Перовку рядом с разрушенным мостом, Плотину затопления, ДОТы Le 6 и Le 7 возле железной дороги и метнуться в сторону Глубокого озера, чтоб успеть посмотреть узел укреплений – ДОТы Sn 1 — Sn 7, хотя на эту петлю обычно у народа еще день уходит. Вряд ли, конечно, успеем, но вдруг!
Прячем рюкзаки. Быстро перекусываем чаем, бужениной и сырниками. Обычный набор из фонарей, фотиков, карто-схем, а так же плащей-зонтов, и мы отправляемся в радиалку.
Дорога, идущая вдоль озера, заканчивается, дальше вьется тропочка. Упирается в линию надолбов. Дмитрий их называл «Драконьи зубы». Здесь они невысокие, не выше бедра, скорее – по колено. В районе Снегиревки, что под Сосново ( это уже ближе к Ладоге) я видела надолбы высокие, выше роста – огромные камни внавал!
Слева – крест. Подходим – здесь воронка, в ней валяются бревна, траншеи разбегаются во все стороны, но следов взорванного бетона не видно. Но тоже явно какой-то объект.
Идем вдоль надолбов, тропа стала набитой, выводит к речке, к перекинутым с берега на берег мосткам. Аккуратно переходим. Впереди – ров с водой и – холм. На этом холме, по описанию, и располагается «Миллионник», ДОТ Sj 5. В траншее валяется осколок металлического полукруглого листа довольно большого диаметра, толстый, сантиметров 10 толщиной. Бронекупол?
Поднимаемся.
Лес здесь светлый, сосновый, «сквозняковый», как говорят ориентировщики. Темный провал ДОТа виден издалека. Мрачные стены метровой толщины, круглая дыра в бетонном перекрытии. Вход – полузасыпанный землей низкий лаз, гусиным шагом заползаем внутрь. Здесь можно распрямиться. Разрушен сильно, но внутренние помещения сохранились, стены щербатые, арматура торчит, выгнута, выперта взрывом, но представление о размерах каземата составить можно. Коридор, узкий и длинный, переходящий в широкое помещение, потом снова проем – и снова широкое помещение. Да, этот ДОТ самый большой из пока виденных по внутреннему пространству. Заканчивается – обрушенным коридором с забитым песком и арматурой проемом. Поворачиваем назад, к выходу. Посередине длины узкого коридора, в сужении, есть боковая лестница. Не понятно, куда ведет, вроде бы в тупик. Выходим. Уфф. Как на воле-то хорошо! На поверхности пытаемся проследить, как под землей идет коридор – это удается. Даа, суммарное расстояние – не меньше 20 метров! Обходим ДОТ вокруг – еще лаз! Тоже низкий, тоже во внутреннее помещение. С первым не смыкается.
Идем по верху – еще один лаз! Металлическая лесенка из арматуры цела, внизу – низкая дверь. Даже дверной проем цел! И дверца маленькая, покорежена, но висит на петлях. Сверху этот проем закрывался наклонной крышкой. Петли от нее тоже целы. Видим ведущую вниз разрушенную лестницу. На арматуре держатся куски бетона, спуститься можно. Идем осторожно, вдруг все обрушится. Спускаемся – да мы снова в том длинном коридоре, где только что были! А мы сначала его и не узнали!
Получается, ДОТ слегка только покорежился при взрыве из-за того, что кругом мягкая почва, песок. Поэтому бетонные стыки разошлись. Ну, один каземат, восточный, пожалуй, обрушен. Остальное почти цело. Хотя к использованию в качестве укрытия, конечно, непригодно. Интересно, что все сохранившиеся дверные проемы имеют рядом щель-амбразуру для прикрытия входа – а вдруг ко входу приблизится враг?
Шлепаем дальше. Мы приближаемся к месту, где линия Маннергейма была прорвана, хотя и укреплена в этом месте сильней всего. Промежуток между ДОТами Sj 5 и Sj 4 полностью простреливался, надолбы здесь двойные, кольцом, опоясывающим «Форт Поппиуса» Sj 4 и всю эту высоту 65,5. Высота вся изрыта траншеями. Силы были стянуты здесь большие.
По описанию, нужно идти вдоль «зубов дракона», пересекая дороги, и свернуть внутрь кольца лишь на третьей. Больших усилий стоило нам не соблазниться первой же дорогой, прекрасной, сухой, отсыпанной гранитной крошкой, а шагнуть на невзрачную заболоченную тропку , тянущуюся вдоль надолбов.
По третьей дороге налево – через 200 метров видим красного цвета указатели. Все расписано, все понятно. Где форт, где позиции наших войск. Рядом – крест. Эти финские кресты – уже привычное зрелище. Песчаные бугры, как дюны, а из песка торчит арматура. Вот и вход. Надпись – POPPIUS, SUMMA JARVI.
Высокий проем подзасыпан, опять ползем на корточках. Вертикальная несущая стена стоит чуть наклонно, но все еще несет весь груз свода. Помещение цело, стены тоже, только посередине коридора – небольшой обвал, камни и песок просыпались в щель между плитами. Здесь, как и в Sj 5 нет ощущения присутствия людей. Нет жизни. Все мертво. Нет жилых комнатушек и нар. Но все равно впечатляет.
Внутри, в сохранившемся подземелье, не так просторно, как в других ДОТах и мне эти вечные казематы уже начинают надоедать. Эти ровные бетонные серые стены, сырой потолок со сталактитами, засыпанный камнями и песком пол, торчащая по углам на стыках плит арматура… Пожалуй, я сыта подземельями. В глазах уже от темноты какие-то круги.
Наверх, на воздух!
Хорошо, что ближайшие два укрепления не имеют подземелий. Первое – это «бетонная траншея», небольшая подземная засидка на двух человек, почти не углубленная под землю, а лишь прикрытая насыпным бугорком. Напротив, через дорогу – офигенная постройка. «Артиллерийская стена». Здесь финны построили испытательную стену из разных сортов бетона и разной толщины арматуры, и долбили ее прямой наводкой из орудий. Определяли, из чего же им строить свои ДОТы. Следы прямых попаданий снарядов, конечно, впечатляют. Это и огромные цилиндрические дыры метрового диаметра в метровой же бетонной стене, и небольшие углубления, когда небольшой снаряд, углубившись, обсыпал бетон, и становилась видна арматура. Снаряд раздвинул арматуру и сделал форму одной клетки арматуры полукруглой.
Ну что ж, программа радиалки выполнена, можно спокойно отправляться обратно на озеро. Только вот разведать перекресток, с которого завтра повернем на свою нитку пути.
На телефон сыпятся СМС-ки – пока мы были в ДОТе, звонил Щербаков.
Теперь уже я звоню им всем — все недоступны. Это хорошо, думаю, наверно, они сейчас в ДОТе – пошли все-таки на 2й или 11й!!
С этой мыслью – что друзья идут, на озеро придут поздно, нужен готовый лагерь – мы возвращаемся бодрой рысью к рюкзакам и беремся за бивачные работы. Наломали молодых сосенок, надрали бересты. Ирка ставит палатку, я – вожусь с абсолютно мокрым валежником. Спасительной елки близко нет, а набрать у речки я забыла. Что ж, плекс есть, вот сейчас пообдираю мокрую кору и запалю. Пока вожусь с веточками, слышу – какая-то птица загоготала. Надо же – думаю. В западных вестернах так в прерии филины хохочут. Хм – как-то этот гогот похож на смех Толика. Или глюки? «Эгегегегей!! …. Мать!» вспомнился бородатый анекдот. Голос мой, тренированный, тренерский, разнесся по всему озеру, вернулось эхо. Филин умолк. Через некоторое время вижу – фонарик! О, думаю, один – это потому что на разведку идет, первый, остальные наверно на рюкзаках сидят, ждут команды — где вставать лагерем. Ускоряю процесс разжигания костра. Фонарик не приближается. Но нас видели точно. Ладно, ждем, куда денутся, придут. Фонарик исчез. Тишина и никого. Странно. Через минут 10 снова фонарик и голос Щербакова – «Ну вы чего не идете-то?» «А вы чего не идете? У нас лагерь уже стоит!» «И у нас уже стоит!»
Оказалось, ребята пришли уже давно. Ни в какие ДОТы они не ходили, половину сегодняшнего пути они проехали на машине и пришли сюда еще засветло. Я в очередной раз подивилась нежеланию чего-либо увидеть, ну да ладно, хозяин-барин. Одним словом, передислоцировались мы с Иркой к нашим, встретили нас бурно, накормили кашей, напоили чем-то вкусным, сужающим сознание и приводящим в состояние легкого, но бурного веселья. Кореша были примерно на такой же стадии, так что через полчаса мы уже свободно и легко понимали проблемы друг друга. В воздухе, как мне показалось, сквозила легкая зависть к нашему интересному автономному пути, но заострять на этом мы благоразумно не стали, лишь поделились информацией, как ребятам завтра легко и просто найти миллионник, Поппиуса, стенку и траншею. Поскольку мне 5го, то есть завтра вечером уже домой, в поезд, то мне и нет смысла дальше двигаться с их группой. Утром убегаем сами, по пути Дмитрия, попробуем наверстать то, что потеряли вчера, и успеть на Глубокое. Ребята пойдут согласно ранее утвержденного плана J Выяснилось, что у старшего Павла нет резиновых сапог, а лишь ботинки. Это сильно ограничивает возможности передвижения группы и диктует выбор пути.
5 ноября. Подъем еще в темноте, дружный завтрак. А потом , как обычно, наблюдается всеобщее торможение. Мы с Иркой снимаемся и прощаемся с народом. У них еще стоят палатки, время 9-45 и на дворе уже белый день.
Пока! Нас снова ждут приключения!
Быстрой рысью проскакиваем Миллионник, Поппиуса подрезаем по второй дороге, режем мимо стены, выходим на разведанный перекресток и топаем дальше согласно нашей путеводной нити. Кругом старое пожарище – вырубка. Леса нет, редкий кустарник да березки. Туман стоит такой, что видимость всего метров 100. Да еще какой-то сквозняк тянет, да никак туман не разгонит. Над головой – просвечивает голубое небо, но солнца за плотным туманом не видать – хотя белый день уже.
На большом перекрестке тормозим. Но написано – направо не сворачивать. Странно, но так просится! Идем все же вперед и выходим снова на «третью» дорогу – дороги смыкаются. Странно. Но у нас нет времени на изучение всех местных дорог. Прошу подсказку – «звонок другу». Дмитрий берет трубку, объясняет, что надо было повернуть, говорит, что перед нами сложный кусок, что будет вести нас он-лайн, то есть мы будем доходить до определенного ориентира, звонить ему, а он по месту снова будет пояснять, куда двигаться.
Напомню – перед нами широкая и заболоченная пойма реки Перонийоки, сама речка и множество дорог и просек. Все это нам надо распутать и преодолеть. Хорошо, он-лайн так он-лайн. Главное, чтоб Дмитрию это было удобно и была бы мобильная связь.
Доходим до русских братских могил. А ведь никаких указателей не было, в отличие от финских братских могил. Довольно свежие венки, плитка.
На табличках надписи типа – «Клюев Владимир Степанович….. и с ним похоронено 28 бойцов и командиров. …. и с ним 86 бойцов и командиров. …..и с ним 204 бойца и командира РККА, погибших 1939-1940 и 1941-1944гг.» Оказывается, здесь, на пятачке размером с квартиру похоронено несколько сотен бойцов!
На песчаных дорогах во время движения рисую стрелки. Ну «казаки-разбойники», не иначе J Интересно, по этим же дорогам пойдет наша команда? Увидят наши стрелки? Если да, то потом точно о них спросят.
На одном из сложных перекрестков уходим самой неприглядной дорогой – полностью залитой водой. Краями по щиколотку в воде можно пробраться. Павел в ботинках бы не прошел здесь, не замочив ног. После пары зигзагов, без труда распутанных нами, выходим к разрушенному мосту через реку, а чуть выше по течению нашлась и переправа. Мы даже не стали в очередной раз звонить Дмитрию, настолько все было понятно.
Слышим – собачий лай и разговор. Охотники. Они на другом берегу, заодно подали руку, мы благополучно перешли. Хотя это оказалось не совсем легко и просто. Мокрые бревна все же скользковаты.
Разговорились. Мужики сегодня встретили только зайца. Но промахнулись. Расспросили нас, удивились, что существуют какие-то подземелья и что мы шастаем по ним одни. Прощаясь, говорю им, что вот, мол, рыбакам-то желают на рыбалке «ни хвоста ни чешуи», чтоб не сглазить удачу. А охотникам как? Да как же , говорят, «ни пуха ни пера»! Ничего себе! Вот это даа! Старое знакомое высказывание заиграло новой краской. Охотничье пожелание это, оказывается, против сглаза на охоте!
Буквально в ста метрах от моста выше по течению – плотина затопления, наш следующий объект. Поразглядывали, пофантазировали, как и что тут может перекрывать воду – плотина цела, только нет самого щита для перекрытия воды, нет механизма для его опускания (платформу для него мы обнаружили на берегу под кустом) и верхнее перекрытие рухнуло на нижнее. Перейти можно, полазив по вертикальным лесенкам. Ступеньки из гнутой арматуры, торчащей из вертикальных стен, довольно скользки.
Отправляемся дальше. Голоса охотников еще слышны в пойме. Мы выходим на дорогу, ведущую на станцию Лейпясуо. У меня отложилось по написанному, что именно эта дорога где-то приближается к железной дороге и в этом месте дырка в заборе через сетчатое ограждение железной дороги. Идем-идем. Нет приближения. Ладно. Идем, болтаем. Звонит Дмитрий. Беспокоится, как мы переправились. Вот какой человек – казалось бы, что ему до нас? Нет ведь, перезвонил. Спрашиваю заодно, успеем ли мы за оставшиеся 6 часов метнуться до Глубокого, посмотреть на ДОТы и вернуться на станцию. После минутного раздумья Дмитрий говорит – нет. Не успеете и не долбите зря ноги. Зато на ДОТы Le 6 и Le7 вы успеете с легкостью.
Вот дорога вильнула – показались крыши. Странно, вроде ни про какой поселок речь не шла…. Вот и железка. Но не дырка в заборе, а калитка. А вот и платформа. Ну ладно, довольно гуманно, чего по дыркам-то лазить. Заходим на платформу, уточняем свою электричку, выходим в лес с другой стороны и прячем в елках рюкзаки. На Le 6 и Le7 пойдем налегке. Только странный путь предложил нам Дмитрий – через станцию. Гуманно, но очень длинно. Тем более, что теперь до ДОТов идти без тропы, просто вдоль железки. Топаем. Спешим. Нужно засветло вернуться, чтоб не лазить по бурелому впотьмах, переодеться, перекусить и спокойно сесть в электричку. Поедем в Питер вместе. Ирка переночует у Кати, а завтра вечером вместе с мужиками сядет в поезд.
Идем долго. Тропинка то есть, то пропадает. То взгорок, сухой и чистый, то топь, болото, кустарник, кочки. По насыпи не пройти – забор мешает. Лес затоплен. Конкретное болото. Заливаю левый сапог. Нет. Что-то совсем не гуманно. Идем долго. Очень долго. Быстрым шагом час двадцать. И когда уже эта Перовка? Мы ведь идем обратно к ней. А ведь два часа назад были у плотины, у этой же речки! Оказалось, место пересечения Перовки с железной дорогой гораздо дальше, чем плотина – река здесь вильнула. Но вот и понижение – река. Ухожу вперед, в заболоченную низину, чтоб убедиться наверняка, убеждаюсь – под мостом река журчит совершенно отчетливо, хотя дойти и увидеть ее так и не удается – черпать черную жижу в сапоги не хочется. Слева от нас – высокий холм. Ну конечно же! Мы ж читали – ДОТы расположены на нем, ведь они защищали как раз подступы к железной дороге. Здесь все еще продолжался разлив, вызванный плотиной затопления. И здесь наши долго не могли взять эти ДОТы, но ночью с другого берега прорубили просеку, привезли бетонобойные снаряды и долбили из орудий в одну точку, пока ДОТ Le 6 не рухнул. А заодно рухнул и Le 7. Там от взрывов внутри все перекосилось, почва-то песчаная! и стрелять оттуда стало невозможно.
Доты разрушены сильнее, чем предыдущие два монстра. Le 7 вообще опасен, т.к. в одном месте верхнего перекрытия коридора вообще нет, а над головой нависают земля, корни деревьев и здоровые камни. Нет уж, любопытство не стоит даже самого мелкого из камней, висящих сейчас над моей головой. Ретируюсь, уходим отсюда. Ничего в общем нового мы не увидели, но закрыли еще две галочки в нашем списке и удовлетворенные можем топать на станцию и к рюкзакам.
Возник вопрос — идти ли тем же путем. Уж больно муторно. Рассматриваю карту в поисках дорог и обнаруживаю! Что! Я! Балда! От плотины была дорога, подрезающая к железке, по ней можно было пересечь ее, наверняка дырка в заборе именно на ней – и пройти 500 м. вдоль жел.дороги, а не 5 км, как протопали мы. Вот лошара! Смотрю в свое описание и вижу стрелочку вправо, которую я на схемке не заметила и сотворила крюк в лишних 6-7 км. Бедная Ирка! Мне-то в общем по фигу, но ей, конечно, досталось. Хорошо хоть, этот крюк налегке. А пошли бы правильно – были бы здесь с рюкзаками. Так что все к лучшему. Ладно, идем тем путем, каким должны были придти сюда – делаем работу над ошибками на будущее – заодно найдем дырку в заборе. Темнеет. Все в итоге находится, и в точности так, как описал Дмитрий. А я еще хотела упрекнуть его за отсутствие гуманизма, шляпа!
К рюкзакам приходим в темноте. Мелкая морось за последние много суток до последней веточки вымочила окрестные елки, и сухого валежника нет и в помине. Нахожу лишь кем-то прислоненный к дереву кусок березы, достаю плекс – волшебная палочка! Немного колдовства и костер почему-то разгорается! Из совершенно мокрых веток! От бересты они просыхают, занимаются, дальше берется гореть сама береза, новые ветки, абсолютно мокрые, уже не могут ничего испортить, и костер весело и вкусно трещит, дымит и пляшет. Чу-де-са! Воду, принесенную Иркой из колодца в поселке, греем все же на горелке – неохота возиться с подвеской котелка над костром, ведь таганка или тросика у нас нет. Заправляем термосы, пьем свежий крепкий чай из колодезной воды, доедаем буженину. Хороша все-таки, чертяка!
Боже мой! Как же насыщенно пролетели эти выходные, как прессуется время, когда ты проводишь его интересно, когда ты ищешь и находишь, получая удовольствие и от процесса поиска и от самих находок!
Пожалуй, я не прочь повторить и этот маршрут, и сотворить новый по примерно такому же сценарию, по наводке Дмитрия, если будет на то его согласие. Спасибо ему за помощь, потраченное на меня время, за доброту, сопереживание и терпение. Все-таки в Питере народ особый, что ни говори.
Дальше все было как обычно – электричка, метро и поезд. На подступах к Питеру полил дождь. Совершенно конкретный такой дождина. Вовремя мы сматываемся. Нашим от этого дождя достанется.
А нас все-таки любят местные, питерские боги. Спасибо им за это!
Фотографии здесь https://picasaweb.google.com/117577395606976182952/201207
И здесь http://vk.com/album3585166_164892672
- Полезная информация:
- http://www.mannerheim-line.com/summa/sj4r.htm
- http://www.priozersk.ru/1/text/0015.shtml
- http://www.aroundspb.ru/finnish/kozlov/part_02_05.php
- http://sd2cx1.webring.org/l/rd?ring=fortressring;id=6;url=http%3A%2F%2Fwww%2Emannerheim%2Dline%2Ecom%2Fenter%2Dr%2Ehtm
- http://army.armor.kiev.ua/fort/findot.shtml
- http://www.levin.aroundspb.ru/manerg1.html
- http://militera.lib.ru/research/isaev_av2/index.html
Валерия Глухова. 2012