Отчёт о водном походе т/к «Мещера» в Карелии по рекам Кепа, Кемь, Норва, Охта.
Е. Ильин
Отчет о водном туристском спортивном походе III к.с. т/к «Мещера» ЦДТ «Южный» в Карелии по рекам Кепа, Кемь, Норва, Охта.
совершенном с 16 июля по 04 августа 2012 года.
Рязань 2012
Паспорт маршрута.
Ничто так не сближает,
как совместное занятие идиотизмом.
Народное
Вид маршрута водный
Категория сложности III
Средства сплава два четырехместных катамарана (~ 1600)
Нитка маршрута г. Рязань — г. Кемь – пос. Кепа – р.Кепа – р. Кемь – оз. Роппомо – р. Норва – оз. Норваярви – оз. Шульярви – оз. Маткоярви – оз. Сягозеро – оз. Воингозеро – р.Воинга – р. Чурож – р. Охта – р. Кемь – пос. Подужимская ГЭС – г. Кемь – г. Москва – г. Рязань.
Протяжённость маршрута 315,7 км.
Количество участников 8 человек
Сроки маршрута 16/07 — 04/08, ходовых дней (сплав/волок) — 14 дней
Уровень воды Очень высокий. По другому уровню воды данный маршрут вряд ли проходим на катамаранах.
Дополнительная информация: http://taganok.ru ilyinem@mail.ru
Сведения об участниках.
Не ходите дети, в Африку гулять!
(С) Айболит
Ф.И.О. | Должность | Год рождения | Опыт |
Ильин Евгений Михайлович | руководитель | 1977 | р.Эрменек V к.с. – Рр. Карнали VI к.с. — У |
Двойнин Александр Леонидович | зам. руководителя | 1975 | р. Снежная IV к.с. – Рр. Китой V к.с. – У |
Аушев Владислав Алексеевич | хронометрист | 1996 | р. Чирко-Кемь II к.с. — У |
Климкин Артём Александрович | фотограф | 1999 | р. Чирко-Кемь II к.с. – У |
Ковердяев Павел Игревич | завхоз | 1995 | р. Чирко-Кемь II к.с. – У |
Кислинский Вадим Геннадиевич | ремонтник | 1997 | р. Чирко-Кемь II к.с. – У |
Атакишиев Никита Артурович | повар | 1997 | р. Чирко-Кемь II к.с. – У |
Трухин Денис Игоревич | нач.фин. | 1995 | р. Чирко-Кемь II к.с. — У |
Выбор маршрута.
-Тёма, ты же будешь писать в сентябре, в школе
сочинение на тему: «Как я провёл лето»?
-Да!
-И что ты в нём напишешь?
-Я его начну словами: «Три недели лета я провёл в ж@пе!»
Артём, 13 лет. Участник.
Чтобы всё получилось, и все оказались целыми и довольными, ну, насколько конечно это возможно, категория похода была определена и заявлена исходя из опыта группы. То есть III-IV. Это является максималкой для того региона. Школьники обновлённой России, после Фурсенки, Анищенки и ювенальной юстиции, в теории, нормально перенесут эти нагрузки, а ко мне будет меньше вопросов. 🙂 С реками этой категории в Карелии, на Кольском и в Архангельской области проблем нет, так что тут всё в порядке.
Выбор огромен.
Маршрут должен проходить вне погранзон во избежание излишних согласований, отправки запросов, общения с «братьями нашими меньшими по разуму в погонах». Таким образом, отпало всё приграничье и пресловутая Тумча с Кутсаньоки. Да, я там до сих пор не был.
Маршрут должен быть протяжённым, дабы детки прочувствовали все прелести туризма, как такового, и водного туризма в частности. Отпали короткие речки, да и к тому же в августе на них с водой обычно «напряженка». Кажется, туда по лету забывают доливать во время воду.
Там должна быть хорошая рыбалка и грибо-ягодные угодья. А то, как так, побывать на севере и не объесться этими, тщательно скрываемыми дарами природы?
Там должна быть малонаселёнка.
Смотри пункт о «тяготах, лишениях и прелестях туризма».
Там должно быть поменьше туристов, ну, насколько это возможно. А то грибов да ягод не достанется.
Наконец, на фига мне река, на которой я уже был? Так что еще длинный перечень рек того региона отправляется в мусорное ведро.
Да и вообще, желательно, что бы этот маршрут был малопопулярен. А вам самим не скучно ходить по широченным вытоптанным тропам посреди чужих палаток, когда вы собирались что-то и где-то там осваивать, покорять, принуждать к миру и вообще отдыхать спокойно или культурно, смотря кого к чему больше тянет?
Выбирая реку под эти требования, был выбран максимально тупой путь. В википедии ввел «реки Карелии», апосля чего огреб список из огромной кучи всевозможных матерных названий. С упорством, достойным и других применений я проштудировал этот список до буквы «К». Дальнейший поиск был временно отложен.
Так была найдена река Кепа http://ru.wikipedia.org/wiki/Кепа_(река) и болото Юпяужшуо в её окончании, которое является самым большим болотом в Карелии и самым большим аапа-болотом в Фенноскандии. Чо такое аапа-болото я теперь очень хорошо знаю. Ещё более близкого общения с ним или его родственниками, пусть и не такими крупными я порекомендую всем избегать. Да, гадость феерическая.
Река Кепа, в верховьях Талвиёки, начинается в озере Талвиярви, на высоте 188 м., имеет полную протяженность 154 км., и падает до 87 метров при впадении в р.Кемь.
Но одной реки для реализации планов естественно мало, тем более, что сплав надо начинать не с истока, с озера Талвиярви, а с моста, через реку, чуть не доезжая до посёлка Кепа. Так как не считаю правильным махать веслами по ровной воде озер, коих в Карелии и
так с избытком.
Продолжать маршрут по р.Кемь вообще не спортивно, вот в результате долгих карачек попом вверх над картами и красными глазами в монитор компьютера получился следующий маршрут с вариациями.
г.Рязань-г.Кемь — поезд
г.Кемь-мост через р.Кепа у пос.Кепа — автомобиль
Стапель у моста через р.Кепа.
Сплав по р.Кепа до пор.Юма (якобы V к.с.)
Пор.Юма — устье р.Кепа-р.Кемь (возможен осмотр мест боёв и братской могилы на берегу оз.Куляньярви)-оз.Роппомо-устье р.Норва-волок через лесосплавные лотки.
Подъем по р.Норва-пор.Парва-пор.Виаракошки-оз.Норваярви-оз.Шульярви-оз.Маткоярви-оз.Сягозеро.
Подъем по ручью в сторону оз.Воингозеро-волок оставшейся части до оз.Воингозеро.
Вариант А: от пос.Воинга (нежил) сплав по р.Воинга-устье р.Воинга-рЧуруж-устье р.Чуруж-р.Охта. Далее сплав продолжается по «классическому» маршруту, по р.Охта.
Вариант Б: от пос.Воинга (нежил) волок по остаткам дороги и ЛЭП на оз.Кевятозеро, являющееся истоком р.Нижняя Охта.
Дальнейший поход превращается в хрестоматийный поход по р.Охта. И в данном пункте отчёта не будет рассматриваться.
Техническое оснащение.
Дорогами марксизма
Марксизма-ленинизма
К победе коммунизма
Нас партия ведёт!
Представьте себе! Представьте себе!
Нас партия ведёт!
Народное, времён «застоя»
1 | Катамаран 4-ка | 2 |
2 | Палатки | 3 |
3 | Костровой набор | 1 |
4 | Ремнабор | 1 |
5 | Аптечка | 1 |
6 | GPS | 1 |
7 | Индивидуальное сплавное и защитное снаряжение | 8 |
Сюда, в этот раздел отчёта, можно вписать вообще всё что угодно. Вот, например, чуть ранее вышеупомянутые Фурсенок и Анищенок в своих приказах требуют, чтобы детей размещали только в стационарных палаточных лагерях, в палатках с деревянным полом. На кроватях. В еженедельно заменяемом постельном белье. Чтоб в таком лагере была палатка-сушилка. Чтоб дети ничего не делали по лагерю и по кухне. Чтоб всегда была чистая, опломбированная бутилированная вода. Чтоб в холодильнике всегда были молочные, кисломолочные продукты и фрукты с овощами. Чтоб дети, если и пойдут «в поход», так не дольше, чем на 2-3 дня, с другими палатками и спальниками. Чтоб блюдо не повторялось чаще, чем раз в 8 дней, требуется отдельная посуда для каждого вида пищи и отдельный инструмент, для её приготовления. Надо так же не забыть и обеспечить лагерь круглосуточно горячей водой ну и биотуалетом. А по периметру должны перемещаться, обеспечивая защиту от террористов патрули ЧОПиков… И это далеко не полный перечень маразма.
Так как приказы, распоряжения правительства Российской Федерации и политика Центробанка РФ давно уже относятся к форс- мажорным обстоятельствам. То, посчитав примерный вес этого, с позволения сказать, «снаряжения», оно было оставлено для детей законотворцев.
Чтоб им было хорошо в этом зоопарке!
Общие справочные данные.
Где наша не пропадала!
Кто от нас не плакал!
Народное
Весь маршрут проходит по Республике Карелия, которая уж точно давно набила оскомину всем туристам-водникам европейской части России и ближнего забугорья. Обилие белорусских, украинских и московских групп на маршруте является лишь подтверждение этого постулата.
По этому можно ограничиться общими данными… Входит в состав РФ, имеет население, полезные ископаемые в виде леса, там обитают последние Вепсы, родина Калевалы, Кивача, Камасутры, Кондопоги и Антикайнена, раньше частично принадлежала Финляндии, еще ранее вместе с Финляндией принадлежала Российской Империи. С тех времён, благодаря неусыпной заботе правительства РФ, на территории Карелии значительно возросло благосостояние комаров. Республика Карелия имеет свой герб и гимн. Так же где-то там расположены достопримечательности в виде Кижей, Соловков и других, более современных ИТК. На расстоянии двадцати километров от Санкт-Ленинграда, по старой границе Финляндии и СССР находятся остатки линии Маннергейма в виде дотов и иных солдатозадерживающих укреплений, которые активно применялись в 1939 году. Остальные укрепления Зимней и Великой Отечественной Войны находятся севернее границы Ленинградской области. При царе, туда, в Карелию приезжал Петр №1, основывал заводы, рудники, руководил постройкой «Государевой дороги», таскал волоком по лесам галеры, чем безвозмездно радовал соседнюю Швецию.
Определить начало Карелии из окна вагона поезда очень просто, достаточно увидеть, что на каждой станции стоит по памятнику паровозу, а вдоль вагонов таскают рыбу разной степени приготовленности и другой подножный корм в виде ягод. Интернациональное блюдо пирожки с картошкой присутствуют и там, и не являются прерогативой иных частей РФ.
Так же следует отметить что, несмотря на близость Республики Карелия к Полярному кругу, вечной мерзлоте, белым медведям и её почти предельной удалённости от пингвинов, состояние дорожного покрытия гораздо лучше, чем в, как бы это помягче написать, некоторых областях центральной России, вот например, чем в Рязанской.
График движения на маршруте.
Планируемый график:
Гладко было на бумаге, но забыли про овраги.
Народное
День маршрута | Дата | Участок | Протяженность | Спортивная | Примечания |
1-2 | 16.07-17.07 | г.Рязань-г.Кемь | 1764 | — | Поезд |
2 | 17.07 | г.Кемь-р.Кепа | 75 | — | Автомобиль, стапель |
3 | 18.07 | -где-то на р.Кепа | 20 | сплав | |
4 | 19.07 | -п.Юма | 30 | Сплав | |
5 | 20.07 | п.Юма | 0 | Тренировка | Днёвка |
6 | 21.07 | -р.Кемь-оз.Роппомо-лотки на р.Норва | 16 | Сплав | Обнос, волок |
7 | 22.07 | -оз.Норваярви-оз.Сягозеро | 23 | Сплав | Подъём против течения |
8 | 23.07 | -Воингозеро | 6*3=18 | Сплав, волок | Подъём против течения, волок |
9 | 24.07 | -р.Воинга-р.Чурож | 30 | Сплав | Вариант (А) |
10 | 25.07 | -р.Охта | 35 | Сплав | Вариант (А) |
9 | 24.07 | -Кевятозеро | 6 | Волок | Вариант (Б) |
10 | 25.07 | -р.Верх.Охта | 35 | Сплав | Вариант (Б) |
11 | 26.07 | См. Д10 | 0 | — | Днёвка |
12 | 27.07 | -оз.Лежево | 30 | Сплав | |
13 | 28.07 | -оз.Воронье | 30 | Сплав | Днёвка |
14 | 29.07 | -Лоунапорог | 45 | Сплав | |
15 | 30.07 | -Лоунапорог | 0 | — | Днёвка |
16 | 31.07 | -пор.Ойнегайне | 30 | Сплав | |
17 | 01.08 | -Охтапорог | 30 | Сплав | |
18 | 02.08 | -Подужимская ГЭС | 10 | Сплав | Антистапель |
18 | 02.08 | -г.Кемь | 18 | — | Автобус |
19-20 | 03.08-04.08 | -г.Москва-г.Рязань | 1540 | — | Поезд |
Реальный график похода:
Ну и что, что мы идиоты!
Зато с нами никогда не станет скучно!
Народная мудрость
День маршрута | Дата | Участок | Протяженность | Спортивная составляющая | Примечания |
1-2 | 16.07-17.07 | г.Рязань-г.Кемь | 1764 | — | Поезд |
2 | 17.07 | г.Кемь-р.Кепа | 75 | — | Автомобиль, стапель |
3 | 18.07 | -р.Кепа, изба п.б | 22.5 | сплав | |
4 | 19.07 | -п.Юма | 38.5 | Сплав | |
5 | 20.07 | п.Юма | 0 | Тренировка | Днёвка |
6 | 21.07 | -р.Кемь-оз.Роппомо-лотки на р.Норва | 45.3 | Сплав | Под парусом, подъём против течения, «пастбище» |
7 | 22.07 | -между оз.Шульярви и оз.Маткоярви | 13.3 | Сплав | Волок, подъём против течения, завалы |
8 | 23.07 | -оз.Маткоярви | 15.1 | Сплав | Подъем против течения, завалы |
9 | 24.07 | -оз.Воингозеро | 28.6 | Волок | Три полных перехода |
10 | 25.07 | -стрелка с р.Чурож | 35.6 | Сплав | Завалы |
11 | 26.07 | -стрелка с р.Охта | 23.9 | Сплав | |
12 | 27.07 | -чуть ниже пор.Немес | 27 | Сплав | |
13 | 28.07 | -пор.Писчепорог | 29.4 | Сплав | |
14 | 29.07 | -пор.Писчепорог | 0 | — | Днёвка |
15 | 30.07 | -пор.Ойнегайне | 5.8 | Сплав | |
16 | 31.07 | -пор.Ойнегайне | 0 | — | Днёвка |
17 | 01.08 | -Охтапорог | 25.5 | Сплав | |
18 | 02.08 | -Подужимская ГЭС | 5.2 | Сплав | Антистапель |
18 | 02.08 | -г.Кемь | 18 | — | Автобус |
19-20 | 03.08-04.08 | -г.Москва-г.Рязань | 1540 | — | Поезд |
Итого, активным способом 315,7 км.
Определяющие препятствия маршрута.
-Хозяйка! Пороги подстерегали нас на каждом шагу!
Гнусы свистели над головой!
Просим увеличить категорию!
-Меньше – можно, больше – ни-ни!!
Поросёнок Фунтик в гортурклубе
№ | Название | Категория сложности | Протяженность | Как пройдено |
Река Кепа |
||||
1. | П. №8 | II | 200 м | Всеми экипажами |
2. | Пор. Юма | IV | 150 м | Всеми экипажами |
Река Охта |
||||
3. | Пор. «Немес» | II | 100 м | Всеми экипажами |
4. | Пор. «Пебозёрский» | II-III | 120 м | Всеми экипажами |
5. | Пор. «Олений» | II | 150 м | Всеми экипажами |
6. | Пор. «Пичепорог» | II | 400 м | Всеми экипажами |
7. | Пор. «Кожаный» | II | 200 м | Всеми экипажами |
8. | Пор. «Ойнегайне» | III | 120 м | Всеми экипажами |
9. | Пор. «Лоуна» | II | 200 м | Всеми экипажами |
10. | Пор. «Хемег» | III | 150 м | Всеми экипажами |
11. | Пор. «Кивиристи» | IV-V | 550 м | Всеми экипажами |
12. | Пор. «Печко» | II | 200 м | Всеми экипажами |
13. | Пор. «Муравейные» | II | 5 км | Всеми экипажами |
14. | Пор. «Тютерин» | III-IV | 400 м | Всеми экипажами |
15. | Пор «Охтапорог» | III-IV | 600 м | Всеми экипажами |
Маршрутная логистика.
Трудно жить, ничего не делая,
Но мы не боимся трудностей!
Надпись неизвестного пассажира на двери начальника вокзала
Логистика маршрута проста и незатейлива. Через Рязань идут проходящие поезда Адлер-Мурманск. Но они имеют и свои минусы, так как сначала они заходят «постоять» в Москву, а потом в Санкт-Ленинград.
В Кеми нас встретил Рудольф, представитель Эдгара из «ВелТ — Карельские путешествия». Оказались самые грамотные условия трансфера и самые низкие цены. Правда оплата 100% преодплата по безналу.
mailto:trips@onego.ru http://kalevala.com.ru +7-921-468-22-88
Теперь снова о наболевшем… О РЖД. Я конечно понимал, что летом за билетами очереди и тыды, но подозревал, что только на Юг. Ан нет, нифига!
Так как я считаю, что южный берег Белого моря гораздо лучше северного берега Черного моря, то не ожидал отсутствия билетов на Север за пресловутые 45 суток…
Но есть способ!
По вокзалам страны ходит легенда, что, если темной ночью, в полнолуние, провернувшись на пятке левой ноги у заднего входа в вокзал вам удастся поймать за жабры Начальника Вокзала или Старшего Кассира, то… Им можно отдать заявку на бронирование билетов для организованной группы. Такое счастье обходится в писятсемь рублей с головы человеческого детёныша и двестиписят со
взрослой особи туриста.
У меня получилось. Чего и вам желаю 🙂
Техническое описание маршрута
-Куда показывает стрелка компаса?
-На север!
-Точно на север? А я считал, что туда, куда нам нужно!
Народное
В лоции указаны координаты препятствий. Причем к ним, координатам GPS надо подходить «творчески»: часть препятствий отмечалась по месту, то есть прямо во время прохождения, часть, то есть именные препятствия зафиксированы с берега или сразу после прохождения. Приблизившись к отмеченным координатам, необходимо усилить внимание как исходя из вышесказанного, так и вспомнив о том, что GPS имеет определенную погрешность. Часть препятствий – шивер и каких-то мелких порожков мы не обнаружили, поэтому препятствия пронумерованы в порядке их прохождения, что возможно сильно отличается от общепринятой нумерации. Простите, так получилось. Всё таки в группе были дети и мы шли максимально осторожно J
Замечание: на протяжении всего маршрута уровень воды
паводковый или выше.
Сокращения:
ЛБ — левый берег,
ПБ — правый берег,
ЛП — левый поворот,
ПП — правый поворот.
№ | Объект | Описание | GPS |
Река КепаР. Кепа представляет собой типичную Карельскую реку, с той лишь разницей, что она очень извилиста, особенно в верхнем течении. Все повороты с егкостью отслеживаются и проблем с ориентировкой нет. Начавшись через 16.5 километров, препятствия в виде шивер, продолжаются с интервалом 2-4 км до порога Юма. Ниже которого препятствий нет. Существующие на реке завалы безопасны для судов и позволяют осуществить быстрый обнос средств сплава. Стоянки есть, но не в привычном для большинства виде. Они присутствуют в виде достаточно ровных участков берега, но из-за малопопулярности маршрута заросшие кустарником и травой. Благоустроенные стоянки наличествуют в местах, куда местные добираются на рыбалку. Почти ненаселёнка |
|||
1 | Стапель | Насыпь старого моста через реку Кепа. Рядом с новым | N65 09.514 E32 14.654 |
2 | Завал №1 | Завал, как завал, ничего примечательного | N65 08.476 E32 16.971 |
3 | П. №1 | Шивера, сходу по струе | N65 05.727 E32 18.954 |
4 | П. №2 | Шивера, сходу по струе | N65 05.217 E32 19.564 |
5 | П. №3 | Шивера, сходу по струе | N65 05.007 E32 20.028 |
6 | П. №4 | Шивера, сходу по струе | N65 04.023 E32 21.785 |
7 | П. №5 | Шивера, сходу по струе | N65 04.042 E32 21.564 |
8 | Стоянка | Изба на ПБ, есть стоянка Фото №1 | N65 04.059 E32 21.295 |
9 | П. №6 | Шивера, сходу по струе | N65 03.917 E32 21.003 |
10 | П. №7 | Шивера, сходу по струе. Есть отличная стоянка на мысу ЛБ в конце препятствия. Стоянка с избой на высоком ПБ. | N65 01.769 E32 22.080 |
11 | П. №8 | Шивера, сходу по струе. Фото №3 | N65 01.436 E32 22.145 |
12 | П. №9 | Шивера, сходу по струе | N65 00.871 E32 20.227 |
13 | П. №10 | Шивера, сходу по струе | N65 00.803 E32 19.922 |
14 | П. №11 | Завал №2 | N65 00.305 E32 17.611 |
15 | П. №12 | Завал №3 | N65 00.591 E32 15.437 |
16 | П. №13 | Шивера, сходу по струе | N65 00.956 E32 13.971 |
17 | П. №14 | Завал №4 | N64 59.951 E32 12.265 |
18 | П. №15 | Порог Юма. IVк.с.Начинается на правом повороте реки после достаточно длинного прогонного участка. Чувствуется подпор воды. Чалки на обоих берегах выше и ниже порога. Тропа осмотра лучше по ЛБ. Есть удобные стоянки на обоих берегах. Тропа обноса удобнее по ЛБ. К cтоянке ПБ подходит дорога. Могут приехать рыбаки. Есть сотовая связь МТС.
Протяженность препятствия около 100 vетров, перепад высот 12 метров. Заход по центру или ближе к ПБ дальнейшее прохождение линейно по всем трём ступеням через сливы высотой до 2-х метров. Есть валы и бочки. Вторая и третья ступени наиболее мощные. Порог обязателен к осмотру и страховке. Так же, в случае днёвки целесообразно устроить там тренировки прохождения и спасработ. Фото №4-8 |
N64 54.191 E32 15.153 |
Река Кемь, на участке от устья р. Кепа до выхода из оз. Роппомо ничего интересного из себя не представляет. За исключением старых у креплений 1942-1943 года на правом берегу р.Кемь.На выходе из оз. Роппомо стоит дом, баня. Могут пустить переночевать во дворе, помыться в бане.
Населёнка Фото № 9, 10 |
|||
Озеро Роппомо, р. Норва, лотки, цепь озёр и проток, оз. Норваярви, оз. Шульярви, оз. Маткоярви тихая и очень спокойная Карелия. Ненаселёнка. Кое где встречаются следы пребывания человека в виде рыбачьих изб, редких дорог и просторных, продуваемых ветром стоянок. Ориентироваться несложно. Протоки между озёр прекрасно читаются с воды, но иногда забиты камнями в русле и приходится проводить катамараны или устраивать обносы от 10 до 700 метров протяженностью.Частичная населёнка Фото № 11-15 |
|||
19 | П. №16 | «Пастбище». Пройдя оз. Роппомо начали подъем против течения по р.Норва. Устье Норвы заросло травой и стало очень извилистым. Вот вроде сейчас, еще чуть-чуть и мы подойдем к берегу, вот буквально еще метров 20… Но не получается, русло делает очередной поворот и катамараны опять удаляются от цели. Причислено к препятствиям за протяженность и непредсказуемость. Фото № 16 | GPS координат нет. Но вы мимо его не проплывёте. |
20 | П. №17 | Лотки. Обнос 2,5 км по тропе ПБ. Есть стоянка. Обнос сначала кажется «нелогичным», так как тропа уходит «налево», в сторону от реки, в обход сопки…Фото №17-19 |
N64 47.286 E32 41.945 |
21 | П. №18 | Мостик №1 | N64 46.417 E32 45.912 |
22 | П. №19 | Обнос около 700 метров | N64 45.813 E32 47.201 |
23 | П. №20 | Короткий обнос 150 метров Чуть выше по течению есть стоянка | N64 44.612 E32 49.067 |
24 | П. №21 | Завал 5 В принципе на озёрах стоянок очень много | N64 44.103 E32 50.663 |
25 | П. №22 | Завал 6 | N64 44.073 E32 50.873 |
26 | П. №23 | Мостик №2 | N64 44.141 E32 51.450 |
27 | П. №24 | Мостик №3 | N64 43.422 E32 53.720 |
28 | П. №25 | Волок с озера Маткоярви в озего Воингозеро Протоку в озеро Сягозеро, по которой мы собирались срезать часть волока мы конечно нашли… Но она оказалась сильно заросшей и совсем негабаритной дла катамаранов. Указаны координаты начала и конца волока. Сам волок проходит по широкой наезженной дороге. Мосты через ручьи в хорошем состоянии. Дорога местами подтоплена. Есть некоторая сложность в ориентировании, так как поворот к озеру читается не очень хорошо. На озере Маткоярви живет мишка и прочая непуганая дичь. Фото №20-23 |
N64 43.140 E32 54.494 N64 39.308 E32 56.617 N64 40.142 E32 55.575 – координаты поворота |
Река Воинга начинается у одноимённой заброшенной деревни (Деревни уже нет. Остатки фундаментов, заросли малины и лёжки лосей), имеет неплохой по карельским меркам уклон. Представляет из себя изумительный скоростной трек между камнями, опорами старых мостов, и деревьями в русле.Через все мосты катамараны приходится переволакивать, так как они «лежал» на воде, или обносить по одному из берегов. Осталось добавить, что вся эта красота в верхнем течении реки Воинга происходит в русле шириной в 2,5 метра и катамаран 4-ка там проходит за грани габаритов. В среднем и нижнем течении река полностью забита завалами так как количество бобров на квадратный метр превышает все допустимые по ГОСТу пределы. Так же, личный состав группы предположил, что такое большое количество завалов связано с тем, что бобры – животные с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Часть завалов можно пройти аккуратно переползая на катамаране через брёвна, часть мы распилили, часть приходилось обносить, разгружая катамаран, часть удавалось протащить груженый катамаран волоком по подтопленному берегу в траве. Стоянок на реке Воинга – нет. Если только совсем аварийные на очень топких берегах. Мы встали на финском опорном пункте времён Великой отечественной Войны чуть ниже слияния с речкой Чурож на ЛБ. В среднем и нижнем течении Воинга превращается в непредсказуемую реку, так как 90% её поворотов не отмечены на карте. В нашу воду (паводок) отмеченные на карте препятствия (шиверы/перекаты) не были обнаружены. Зато появились другие. Не отмеченные на карте. Полная ненаселёнка. |
|||
29 | П. №26 | Шивера, сходу по струе | N64 37.506 E33 05.300 |
30 | П. №27 | Мостик №4 | N64 37.540 E33 05.281 |
31 | П. №28 | Мостик №5 | N64 37.517 E33 05.602 |
32 | П. №29 | Шивера, сходу по струе | N64 37.500 E33 05.900 |
33 | П. №30 | Мостик №6 | N64 38.108 E33 07.885 |
34 | П. №31 | Шивера, сходу по струе | N64 38.108 E33 07.885 |
35 | П. №32 | Завал №6 | N64 38.209 E33 07.673 |
36 | П. №33 | Мостик №7 | N64 39.217 E33 06.449 |
37 | П. №34 | Завал №7 | N64 39.388 E33 06.420 |
38 | П. №35 | Завал №8 | N64 39.500 E33 06.369 |
39 | П. №35 | Шивера, сходу по струе | N64 39.605 E33 06.409 |
40 | П. №36 | Шивера, сходу по струе | N64 39.638 E33 06.644 |
41 | П. №37 | Шивера, сходу по струе | N64 39.624 E33 07.081 |
42 | П. №38 | Порог II к.с. Сходу по струе. Навал на камень, требуется резкий манёвр влево, в свободную от камней протоку | N64 39.650 E33 07.366 |
43 | П. №39 | Завал №9 | N64 39.907 E33 08.851 |
44 | П. №40 | Шивера, сходу по струе | N64 39.900 E33 09.041 |
45 | П. №41 | Мостик №8 | N64 40.180 E33 10.259 |
46 | П. №42 | Завал №10 | N64 40.137 E33 11.172 |
47 | П.№43 | Бобровая плотина, завал №11 | N64 40.349 E33 12.419 |
48 | Слияние с р. Чурож, стоянка, финский опорный пункт на переправе | N64 42.400 E33 12.202 | |
Реки Воинга и Чурож, слившись вместе сразу становятся более судоходными. Количество завалов становится гораздо меньше по количеству, их качество тоже падает. И, я бы рекомендовал строить маршрут по Чурожу и охте для любителей рыбалки. Полная ненаселёнка | |||
49 | П. №44 | Завал №11 | N64 42.510 E33 12.801 |
50 | П. №45 | Завал №12 | N64 42.796 E33 13.030 |
51 | П. №46 | Шивера, сходу по струе | N64 43.130 E33 13.386 |
52 | П. №46 | Завал №13 | N64 42.907 E33 14.586 |
53 | П. №47 | Завал № 14 | N64 42.828 E33 14.403 |
54 | П. №48 | Шивера, сходу по струе | N64 42.991 E33 17.359 |
55 | П. №49 | Шивера, сходу по струе | N64 43.117 E33 18.439 |
56 | П. №50 | Шивера, сходу по струе | N64 43.052 E33 18.561 |
57 | П. №51 | Шивера, сходу по струе | N64 42.998 E33 18.664 |
58 | П. №52 | Завал №15 | N64 41.662 E33 21.595 |
59 | Стоянка на реке Охта | N64 39.489 E33 26.712 | |
Детально описывать реку Охта считаю нецелесообразным. Так как отчётов по ней чуть больше чем в ней осталось рыбы. Тем не менее… | |||
60 | П. №53 | Шивера, сходу по струе | N64 38.809 E33 28.620 |
61 | П. №54 | Шивера, сходу по струе | N64 38.685 E33 29.107 |
62 | П. №55 | Шивера, сходу по струе | N64 38.724 E33 29.915 |
63 | П. №56 | Шивера, сходу по струе | N64 38.688 E33 30.202 |
63 | П. №57 | Шивера, сходу по струе | N64 38.281 E33 32.792 |
65 | П. №58 | Лотки I к.с., ряжевые стенки, шум воды. Сходу, по струе | N64 42.957 E33 36.502 |
66 | П. №59 | Порог I-II к.с. Сходу, по струе. За препятствием есть стоянка на ЛБ | N64 43.064 E33 36.739 |
67 | П. №60 | Шивера, сходу по струе | N64 43.546 E33 36.359 |
68 | П. №61 | Порог Немес II к.с. Сходу по струе со взаимостраховкой | N64 44.089 E33 35.735 |
69 | П. №62 | Шивера, сходу по струе. Чуть ниже на ПБ есть стоянка | N64 44.157 E33 36.286 |
70 | П. №63 | Шивера, сходу по струе | N64 44.089 E33 36.727 |
71 | П. №64 | Шивера, сходу по струе | N64 44.447 E33 38.031 |
72 | П. №65 | Шивера, сходу по струе | N64 44.700 E33 38.938 |
73 | П. №66 | Плотина за оз. Лежево. Сходу по струе | N64 47.552 E33 39.769 |
74 | П. №67 | Лотки с мощными валами. Сходу по струе | N64 48.700 E33 37.753 |
75 | П. №68 | Порог Пебозерский III к.с. Сходу по струе, со взаимостраховкой. Осмотр с воды | N64 49.040 E33 37.599 |
76 | Ночной ларёк, сауна | N64 50.445 E33 40.978 | |
77 | Остров Добрых Духов. На озере много мест для стоянок | N64 50.264 E33 42.454 | |
78 | П. №69 | Остатки плотины I к.с. Сходу по струеЕсть стоянки на ПБ и ЛБ | N64 51.374 E33 42.817 |
79 | П. №70 | Порог Олений I-II к.с. Сходу по струе со взаимостраховкой | N64 51.566 E33 43.079 |
80 | П. №71 | Порог Писчепорог. I-II к.с. Река делится островами на протоки. Сходу по струе со взаимостраховкой. На пороге есть стоянки. Шли левыми протоками | N64 52.506 E33 45.782 |
81 | П. №72 | Порог Кожаный I-II к.с. Сходу по струе со заимостраховкой. Есть стоянка | N64 54.420 E33 45.339 |
82 | П. №73 | Порог Ойнегайне II к.с. Сходу по струе, со взаимостраховкой | N64 54.915 E33 47.045 |
83 | П. №74 | Шивера, сходу по струе | N64 55.017 E33 47.156 |
84 | П. №75 | Порог Лоунапорог II-III С ходу, по струе, со взаимостраховкой | N64 55.417 E33 47.637 |
85 | П. №76 | Шивера, сходу по струе | N64 55.566 E33 48.159 |
86 | П. №77 | Шивера, сходу по струе | N64 55.572 E33 48.499 |
87 | П. №78 | Порог Хемег III к.с. Мощный прямой слив на левом повороте. Осмотр с воды. Прохождение со взаимостраховкой. Есть стоянки. | N64 56.172 E33 49.455 |
88 | П. №79 | Порог Кивиристи IV-V к.с. 3 ступени, первая несложный слив до 1 метра, далее надо идти вплотную к ПБ и принять чуть левее перед прыжком в котёл. Вторая ступень– котёл порядка 3-4 метров, сразу за которым надо уходить резко влево. Третья каньон с валами до 1.5 метров. В нашу аномально высокую воду открылся проход за «островом» ПБ, то есть можно было зайти выше первой ступени совсем за ПБ, переброситься через камни, спокойно пройти по «канализации» и выйти в третью ступень.Осмотр и страховка обязательны . По ЛБ идёт тропа обноса. Есть стоянки. Говорят местные воруют вещи. | N64 56.291 E33 49.606 |
89 | П. №80 | Шивера, сходу по струе | N64 56.490 E33 49.527 |
90 | П. №81 | Порог Белый I-II к.с. Сходу по струе | N64 56.719 E33 49.712 |
91 | П. №82 | Порог Чёрный I-II к.с. Сходу по струе | N64 56.815 E33 50.288 |
92 | П. №83 | Порог Печкопорог II к.с. Сходу по струе | N64 56.973 E33 51.016 |
93 | П. №84 | Порог Петрушка I к.с. Сходу по струе | N64 56.896 E33 51.601 |
94 | П. №85 | Шивера, сходу по струе. | N64 56.837 E33 52.293 |
95 | П. №86 | Муравейные пороги. Сходу, по струе. Небольшой манёвр | Начало N64 56.169 E33 57.029 Окончание N64 55.290 E33 57.070 |
96 | П. №86 | Порог Тютерин III-IV река делится островом на две протоки. Пологий водоскат с зубьями в нижней части плит. Осмотр, страховка. Шли по правой протоке, за островом. Требуется манёвр. Есть стоянки | N64 53.769 E34 02.061 |
97 | П. №87 | Порог Курна I-II к.с. Сходу, по струе | N64 54.144 E34 07.740 |
98 | П. №88 | Порог Охтапорог III-IV к.с. Протяжённый трек среди валов и локальных сливов. Осмотр и страховка по ПБ. Есть стоянки. | N64 54.482 E34 08.982 |
99 | Антистапель | N64 54.713 E34 15.036 |
Фототаблица
Варианты аварийного выхода с маршрута
99% всех проблем на маршруте начинается с фразы:
«Пошли за мной! Я знаю короткую дорогу!»
Народное
1. По ПБ на пороге Юма идёт дорога до посёлка Кепа.
2. На участке реки Кемь и озера Роппомо есть цивилизация и транспорт.
3. Между озёрами Шульярви, Маткоярви и Воингозеро есть дорога к посёлку Шомба.
4. С озера Воингозеро можно выброситься в посёлок Новое Машозеро
5. Выброска так же может осуществлена с моста через реку Охта (стандартное начало сплава)
6. Вариант выброски с Юляозеро из посёлка Риорека
7. Выброска с озера Воронье, с базы рыбнадзора
8. Выброска по тропе, с порога Кивиристи.
Итоги, выводы, рекомендации
Маршрут идеально подходит для сильных физически и морально
байдарочных групп или не сильно дружащих с головой катамаранщиков. Если идти на
катамаранах, то все-таки желательно идти на К-2.
Очень логичная заброска/выброска на маршруте.
Время похода – июль-август. Есть грибы, ягоды, рыба.