Тихонов М.
Туристский клуб «КОЛУМБЪ» РИ (Ф) МГОУ МОУ ДОД «Детско-Юношеский центр «Спорттур»
ОТЧЕТ
О водном туристском походе III категории сложности в районе Кольский полуостров (Мурманская обл.) по маршруту: г. Рязань – г. Москва — г. Кандалакша – пос. Аллакурти – р. Тунтсайоки – р. Тумча – Иовское вдхр. – Иова – пос. Зареченск — г. Кандалакша – г. Москва — г. Рязань, совершенном с 04 по 14 августа 2011 года
МАРШРУТНАЯ КНИЖКА 38/4 Руководитель группы: Тихонов Максим Александрович
АДРЕС: e-mail: max_tikhonov@hotbox.ru
Рязань, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
1. Проводящая организация
2. Район путешествия
3. Общие справочные сведения о маршруте
4. Подробная нитка маршрута
5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута (от пос. Аллакурти до Иовского вдхр.)
6. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников
7. Адрес хранения отчета, видео и фотоматериалов
8. Поход рассмотрен МКК
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. Общая смысловая идея похода (путешествия)
2. Варианты подъезда и отъезда
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
4. График движения
5. Техническое описание прохождения группой маршрута
6. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
7. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте
8. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация)
8.1 Средства сплава
8.2 Общественное снаряжение
8.3 О рыбной ловле
8.4 О местном населении
9. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
10. Литература
ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «Колумбъ» РИ (Ф) МГОУ
МОУ ДОД «Детско-Юношеский центр «Спорттур»
Адрес:390000, г. Рязань, Почтовая, дом 54
МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 38/4 выдана Федерацией спортивного туризма Рязанской области. Шифр МКК 154-00-4335200
Российская Федерация, Кольский полуостров (Мурманская область)
Вид туризма | Категория сложности похода | Протяженность активной части похода, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
Общая | Ходовых дней | ||||
Водный | III | 115.5 | 11 | 6 | с 04.08.2011 г. по 14.08.2011 г. |
г. Рязань – г. Москва — г. Кандалакша – пос. Аллакурти – р. Тунтсайоки – р. Тумча – Иовское вдхр. – Иова – пос. Зареченск – г. Кандалакша — г. Москва — г. Рязань
№ п/п | Вид препятствия, название, категория сложности | Ориентиры | Характеристика препятствия | Путь прохождения для локальных препятствий |
01 | Пор. «Первенец» (III к.сл.) | Сразу за мостом в пос. Аллакурти | Протяженность: 200 м. Описание: Чалка по ПБ сразу за мостом. Три протоки. Правая протока – осмотр по ПБ – слабая заходная мелкая шивера, трек м/у камней, основной слив жгутообразный с выносной бочкой за ним, основной поток валит на неприятный острый зуб. Центральная протока (общий перепад 2,5 – 3 м) – осмотр с острова, простая входная шивера, выход скальных плит по ЛБ со сливами языками со сложным треком от ПБ к ЛБ и уходом в центр. Далее в обоих случаях выходная шивера 2 кс и второй мост. Левая протока непроходима. | Прохождение всеми судами однократное по центральной протоке по кривому треку от ПБ к ЛБ по основной струе. Страховка спассконцами со скальных плит ПБ за основным сливом и каяком с воды. |
02 | Пор. «Падун» (III к.сл.) | 300 м ниже пор. «Первенец» | Протяженность: 100 м. Описание: Выход скальной плиты ближе к центру русла. Центр – гладкий слив около 1,5 м с бочкой, далее подушка примерно 2 м и еще один слив 1 м с микробочкой за ним. Правая протока – пологий слив примерно 1,5 м, упирающийся в скальную стенку ПБ, отбойный вал слабый, характерный прижим отсутствует. Далее в обоих случаях слабая выходная мелкая шивера, трек между камней. Береговая страховка в обоих вариантах прохождения малоэффективна. Осмотр по ПБ и ЛБ. | Прохождение всеми судами однократное по правой протоке с уходом от неявного прижима к ПБ и далее вдоль ПБ. Страховка каяком с воды. |
03 | Пор. «Двойной» (II к.сл.) | Остров, выход горизонтальных скальных плит по ЛБ | Протяженность: 100 м. Описание: Остров делит реку на 2 протоки, левая мелководна, в правой нагромождение горизонтальных скальных плит по ЛБ с микросливами с них, основная струя идет ближе к ПБ, маневры между камней. Осмотр с ПБ. | Прохождение всеми судами однократное по правой протоке со взаимной страховкой с воды. |
04 | Пор. «Каменистый» (II к.сл.) | Левый поворот реки, остров, за порогом металлический мост | Протяженность: 50 м. Описание: Остров делит реку на 2 протоки, в обоих протоках вялотекущая шивера, за островом правый поворот русла, металлический мост. Осмотр с ЛБ. | Прохождение всеми судами однократное по левой протоке со взаимной страховкой с воды. |
05 | Пор. «Водопадный 1 – 2 » (II к.сл.) | Четкий ориентиров нет, с воды слышен шум, виден обрез слива, валы. | Протяженность: 150 м. Описание: «Водопадный-1» — по центру русла пологий слив 1,5 — 2 м, далее валы и плавный левый поворот реки, который уходит в пор. «Водопадный-2». После порога «Водопадный-1» чалка к скальным выходам ЛБ с микроводопадами. «Водопадный-2» представляет собой шиверу 2 кс с проходом по основной струе ближе к ЛБ с резким маневром вправо. Осмотр пор. «Водопадный-1» с ПБ, осмотр пор. «Водопадный-2» с ЛБ. | Прохождение всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды. |
06 | Пор. «Кривой» (III к.сл.) | Нагромождение камней поперек русла, остров почти вплотную к ПБ | Протяженность: 200 м. Описание: Порог образован нагромождением скальных обломков поперек русла. Слабая входная вялотекущая шивера, трек по основной струе между камней от ЛБ к ПБ, проход через основной слив у ПБ (2 метра левее треугольного камня), за основным сливом 2 выносных бочки и далее простая шивера. Осмотр с ЛБ. | Прохождение всеми судами однократное, страховка спассконцами с ПБ за основным сливом и каяком с воды из улова ПБ. |
07 | Пор. «Юрьев день» (II к.сл.) | Остатки быков моста, скальные выходы по ЛБ и ПБ. | Протяженность: 300 м. Описание: Представляет собой динамичную шиверу 2 кс с треком по ярко выраженной основной струе; валы, локальные сливы с бочками. Линия движения читается с воды. | Прохождение всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды. |
08 | Пор. «Скалистый глаз» (II к.сл.) | 1,3 км после пор. «Юрьев день» | Протяженность: 80 м. Описание: Шивера 2 кс, валы. Линия движения читается с воды. | Прохождение всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды. |
09 | Пор. «Надежда» (II к.сл.) | Остров | Протяженность: 50 м. Описание: Остров делит реку на 2 протоки, левая непроходима (острые скальные выходы), в правой протоке слив примерно 1 м у ПБ, общая ширина русла примерно 6 м. Осмотр с острова и ПБ. | Прохождение всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды. |
10 | Пор. «Март» (II к.сл.) | Остров по центру русла, большие камни, с воды слив не виден, шум порога не слышен | Протяженность: 40 м. Описание: Слив 1 – 1.5 м ближе к ЛБ с жесткой косой левой глубокой бочкой за ним. Слив с наплыва не виден, бочка с берега не читается. Осмотр с ЛБ. | Прохождение всеми судами однократное, страховка спассконцами с ЛБ, каяком и катамараном с воды. |
11 | Пор. «Кошмарики» (II к.сл.) | Скальные выходы ближе к ЛБ, остров, стоянка на острове | Протяженность: 110 м. Описание: Неявно выраженный остров делит реку на 2 протоки, правая непроходима, в левой скальные выходы ближе к ЛБ образуют еще 2 протоки: левая – мелководная шивера, правая – 2 небольших слива и слабая выходная мелкая шивера. Осмотр с ЛБ. | Прохождение всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды. |
12 | Перекаты (I к.сл.) | Острова | Большое количество островков делит реку на разбои, в которых встречаются мелководные перекаты. | Прохождение всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды по основной струе по правым протокам. |
13 | Пор. «Красивый» (III к.сл.) | Слияние всех проток, начало широкой шиверы, нагромождение крупных камней в русле | Протяженность: 400 м. Описание: По окончании разбоев начинается широкая мощная шивера с крупными камнями в русле протяженностью около 200 м. Порог образован в сужении русла скальным выходом от ЛБ. Чалка в улово ПБ 30 м выше основного слива. В правой части основного слива почти гладкий полуобливной зуб. За основным сливом косая бочка, отбивающая к ЛБ. Далее выходная шивера протяженностью 150 — 200 м. Осмотр порога с ПБ. | Прохождение всеми судами однократное вдоль ЛБ вплотную к каменному острову через косую бочку с уходом от зуба в правой части основного слива. Страховка спассконцами с ПБ, каяком и катамараном с воды. |
14 | Пор. «Вечерний» (II к.сл.) | Четких ориентиров нет | Простая шивера 2 кс, линия движения читается с воды. | Прохождение всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды. |
15 | Пор. «Узкий» (II к.сл.) | 700 м ниже порога «Вечерний» | Бочка в сужении между скальных обломков. Линия движения читается с воды. | Прохождение всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды. |
16 | Пор. «Яма» (III к.сл.) | Сразу за пор. «Вечерний», сужение реки скальными выходами по ПБ и ЛБ | Протяженность: 80 м. Описание: Порог образован в скальном сужении реки, мощный пологий слив общим перепадом около 1,5 м с выносной бочкой за ним, затем подушка длиной метров 15 и еще один слив около 1 м с жесткой бочкой, далее выходная несложная шивера. Осмотр с ЛБ. | Прохождение всеми судами однократное, страховка ниже основного слива спассконцами с уловов ЛБ, каяком и катамараном с воды. |
17 | Пор. «Котел» (III к.сл.) | 800 м от пор. «Яма» (виден на горизонте), высокий скальный ЛБ | Протяженность: 70 м. Описание: Порог образован полуобливной скальной грядой поперек русла. Прохождение правой частью русла осложнено не обливными острыми скальными обломками. В левой части русла ближе к центру слив водопадного типа около 2 м с котлом за ним, левая часть которого (вплотную к скалам ЛБ) выполаживается, образуя гладкий слив шириной около 2.5 м с отбойным валом от скал ЛБ, сваливающим вправо к котлу. Далее несложная мелководная выходная шивера. Осмотр с ЛБ. | Прохождение всеми судами однократное вплотную к скалам ЛБ по пологому языку левее водопадного слива с котлом, страховка ниже основного слива спассконцами с уловов ЛБ, каяком и катамараном с воды. |
18 | Пор. «Ночной» (II к.сл.) | Четких ориентиров нет | Простая шивера 2 кс, линия движения читается с воды. | Прохождение всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды. |
19 | Пор. «Карниз» (III к.сл.) | Каменный остров ближе к ЛБ, 300 м ниже пор. «Ночной» | Протяженность: 100 м. Описание: Ширина русла на данном участке реки составляет примерно 80 м. Большой скальный остров ближе к ЛБ делит реку на две основных протоки. Левая протока – слив со скальных плит водопадного типа высотой около 2,5 — 3 метров с выносной бочкой за ним, далее основная струя идет вдоль ЛБ и упирается в бревно по центру русла. Правая протока – по центру правой протоки скальный выход делит поток на две основных струи: вдоль ПБ — крутой широкий слив через скальную гряду (есть острые зубы) высотой 2,5 – 3 м водопадного типа с пенным котлом за ним, по центру русла — более пологий слив, упирающийся в выносную косую бочку, сваливающую влево на мелководный выход горизонтальных скальных плит, вход в основной слив «косой». Вторая ступень – сужение реки, выходная шивера, валы до 1 м. Осмотр левой протоки с ЛБ, правой с ПБ и острова. | Прохождение всеми судами однократное по правой протоке по центру русла, страховка ниже основного слива спассконцами с уловов ПБ, каяком и катамараном с воды. |
20 | Пор. «Каньонный» (I к.сл.) | Высокие скальные стенки ПБ и ЛБ | Простая прямая шивера 1 кс, линия движения читается с воды. | Прохождение всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды. |
21 | Пор. «Змея» (II к.сл.) | Сразу после пор. «Каньонный», левый поворот реки | Протяженность: 150-200 м. Описание: Порог представляет собой динамичную шиверу в скальном сужении. Основная струя петляет, валы, несильные прижимы, остров — правая протока мелководная. | Прохождение всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды. |
22 | Пор. «Шляпа» (III к.сл.) | Выход скальных плит по центру русла, остров с неявно выраженной правой протокой, за порогом видны катера | Протяженность: 80 м. Описание: Остров делит реку на две протоки: правая – неявно выражена, две мощных бочки в узком ущелье, левая основная – скальная гряда перегораживает все русло, вдоль ЛБ и по центру слив через полуобливные острые зубы, чистый трек вдоль ПБ с резким маневром влево уходя от прижима к скале по центру русла, далее вправо за скалу через пологий выходной слив с бочкой. Коротка выходная шивера. Береговая страховка спассконцами неэффективна. Осмотр с ЛБ. | Прохождение всеми судами однократное по левой протоке со взаимной страховкой с воды. |
№ п/п | Ф.И.О | Год рождения | Туристический опыт | Обязанности в группе, распределение по средствам сплава |
1 | Тихонов Максим Александрович | 1985 | Юпшара-Гега-Н. Бзыбь (5-у), Чуя — Катунь (4-р) | Руководитель, завхоз, К4-1 (левый кормовой) |
2 | Антюфеева Ульяна Андреевна | 1989 | Чуя – Катунь (4-у) | Медсестра, К4-1 (правый кормовой) |
3 | Бочкин Никита Дмитриевич | 1991 | Чуя – Катунь (4-у) | Рембрат, К4-1 (левый носовой) |
4 | Киселева Любовь Ювенальевна | 1981 | Тунтсайоки – Тумча (3-у) | Участник, К4-2 (левый кормовой) |
5 | Кузнецов Юрий Александрович | 1981 | Юпшара-Гега-Н. Бзыбь (5-у), Чуя – Катунь (4-у) | Зам. руководителя, К4-2 (правый кормовой) |
6 | Милидин Андрей Евгеньевич | 1989 | Кубань — Б.Зеленчук — Б.Лаба (4-у) | Участник, К4-3 (левый кормовой) |
7 | Нестеркина Анастасия Ивановна | 1989 | Пра (1-у) | Фотограф, К4-3 (правый кормовой) |
8 | Кудинов Олег Игоревич | 1989 | Южная Шуя (2-у) | Фотограф, К4-3 (правый носовой) |
9 | Ильин Дмитрий Евгеньевич | 1987 | Пра (1-у) | Участник, К4-3 (левый носовой) |
10 | Борисов Антон Геннадьевич | 1987 | Пра (1-у) | Участник, К4-2 (левый носовой) |
11 | Черепенников Кирилл Игоревич | 1991 | Мста (2-у) | Участник, К4-2 (правый носовой) |
12 | Чернецкий Дмитрий Александрович | 1986 | Чуя – Катунь (4-у) | Участник, каяк |
13 | Бобова Екатерина Михайловна | 1988 | Ухтома – Согожа — Рыбинское вдхр. (1-у) | Фотограф, К4-1 (правый носовой) |
Адрес: 390000, г. Рязань, Почтовая, дом 54, МОУ ДОД «ДЮЦ «Спорттур»,
телефон (4912)25-41-94, и у руководителя группы.
Маршрутно–квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает———————————————-
Маршрут имеет _______ категорию сложности и может быть зачтён всем участникам и руководителю группы. Отчет использовать в ________
Карелия и южная часть Кольского полуострова издревле как магнит тянут к себе бесчисленную массу туристов, и это понятно почему: неповторимая природа, чистейший воздух, транспортная доступность, наличие разнообразных интересных препятствий на реках, их достаточное количество делают классический водный маршрут Тунтсайоки — Тумча наиболее приемлемым для повышения спортивного, технического и тактического мастерства участников похода.
К выбираемому маршруту были предъявлены следующие требования:
Всем этим требованиям по имеющимся описаниям в полной мере отвечал выбранный нами маршрут по рекам Тунтсайоки – Тумча, а использование автотранспорта позволяло провести полное укомплектование катамаранов легкими и прочными дюралевыми рамами, что также являлось важным преимуществом при сплаве.
До столицы нашей Родины добраться не составляет большого труда: на выбор автобусное сообщение и многочисленные электрички. Но вариант заброски пригородным ж/д транспортом более предпочтителен, поскольку поезд прибывает на Казанский вокзал, расположенный в непосредственной близости от Ленинградского, от которого отходят поезда северного направления. Мы воспользовались электропоездом Рязань-Москва, идущим в 17.10 от вокзала Рязань-1. Прибыли в столицу в 21.10, перетащили вещи на Ленинградский вокзал и в 01.20 погрузились в поезд Москва-Мурманск, который и должен был доставить нас до г. Кандалакша (возможен вариант покупки прямых билетов Рязань-Кандалакша, но на необходимую дату отправления такие билеты достать нам не удалось).
Маршрут начали 6 км выше пос. Аллакурти, куда нас доставил заранее заказанный микроавтобус с прицепом (дорога Кандалакша — Аллакурти асфальт 120 км на 4+, далее 6 км хорошо укатанная, местами утрамбованная щебнем, грунтовая дорога (в фирме «Колвица-Тур утверждали, что кроме как на а/м УАЗ выше Аллакурти ни на чем не проехать»)).
По дороге проходили паспортный контроль дважды — первый раз на трассе: отдали список группы, пограничники централизованно проверили паспорта, сравнили данные со списком, поинтересовались о цели посещения региона и пересчитали количество людей в группе; второй паспортный контроль на погранзаставе в пос. Аллакурти, где пошел в ход второй, заранее подготовленный, список и был проведен инструктаж по ТБ на время нахождения группы в данном районе.
Координаты водителя, осуществлявшего трансферы группы по маршруту:
Денис, г. Кандалакша, телефон (код 815-33) 9-25-96, моб. телефон: 8 (911) 064-58-17 E-mail: denis.den09@mail.ru – а/м «Газель» с большим прицепом.
В сети Интернет были найдены следующие объявления по оказанию транспортных услуг (информация проверена частично):
НЕ РЕКОМЕНДУЕМ пользоваться услугами фирмы «Колвица-Тур» в связи с неадекватными (завышенными вы 3-4 раза) ценами на перевозки.
По данным из предыдущих отчетов также необходимо оформить согласование на пребывание на территории государственного природного заказника регионального значения «Кутса», через которую частично пролегает маршрут. Это необходимо сделать, обратившись в Комитет природопользования и экологии Мурманской области письмом по электронному адресу krp@amo.murman.ru либо факсом по телефону (8152) 210-040. В письме нужно указать нитку маршрута, сроки пребывания на территории заказника, состав группы, контактный адрес и телефон руководителя. Заявление на согласование пытались выслать трижды по факсу — не удалось, потом отправляли два раза по электронной почте, ответа в итоге так и не получили. Никаких дополнительных проверок на маршруте на наличие данного разрешения никем не проводилось.
В конце маршрута река Тумча впадает в Иовское водохранилище. У групп есть два варианта:
Координаты капитанов катеров:
В летнее время (в туристический сезон) на «Шляпе» дежурят как минимум два катера, так что проблем с выброской не возникнет (у капитанов очередь как в такси, цены фиксированные). Время в пути на катере примерно 3 — 3,5 часа.
Из пос. Зареченск до г. Кандалакша добраться возможно только автотранспортом (общий километраж 110 км, до трассы — грунтовая дорога 20 км на 3-), откуда поезда уходят в Москву.
Аварийный выход с маршрута до порога «Юрьев день» возможен по грунтовке ЛБ назад к пос. Аллакурти. После пор. «Юрьев день» проще сплавляться вниз по реке до пор. «Шляпа», где летом в сезон постоянно дежурят катера.
Мобильная связь на Тунтсайоки присутствовала только близ пос. Аллакурти.
Дата | День пути | Участок пути от и до | Длина пути (км) | Ходовое время (ч) | Определя ющие препятс твия на участке | Средство передви жения |
04.08 | 1 | г. Рязань – г. Москва (Казан ский вокзал – Ленинград ский вокзал) | 200 | 5,5 | Контро леры | Приго родный ж/д транспорт, пешком |
05.08 – 06.08 | 2-3 | г. Москва – г. Кандала кша | 1500 | — | — | Поезд Москва -Канда лакша |
06.08 | 3 | Кандала кша – Ст. 1 (6 км выше пос. Аллакурти) | 120 (стапель) | 3 | — | а/м «Газель» |
07.08 | 4 | Ст. 1 (6 км выше Аллакурти) – Ст. 2 (2 км ниже пор. «Кривой») | 21.5 | 9 | Пор. «Первенец», пор. «Падун», пор. «Двойной», пор. «Камени стый», пор. «Водопад ный 1-2», пор. «Кривой» | Катама раны, каяк |
08.08 | 5 | Ст. 2 (2 км ниже пор. «Кривой») – Ст. 3 (пор. Кошма рики) | 14 | 6.5 | Пор. «Юрьев День», пор. «Скалистый глаз», пор. «Надежда», пор. «Март» | Катама раны, каяк |
09.08 | 6 | Ст. 3 (пор. «Кошма рики») – Ст. 4 (800 м ниже пор. «Шляпа») | 20 | 9 | Пор. «Кошма рики», пор. «Красивый», пор. «Вечерний», пор. «Узкий», пор. «Яма», пор. «Котел», пор. «Ночной», пор. «Карниз», пор. «Каньон ный», пор. «Змея», пор. «Шляпа» | Катама раны, каяк |
10.08 | 7 | Ст. 4 (800 м ниже пор. Шляпа) – Ст. 5 (Иовское вдхр.) | 22 | 8 | Ветер, дождь | Катама раны, каяк |
11.08 | 8 | Ст. 5 (Иовское вдхр.) — Ст. 6 (Иовское вдхр.) | 22 | 8 | Ветер, дождь | Катама раны, каяк |
12.08 | 9 | Ст. 6 (Иовское вдхр.) – Иова | 5,5 | 1 | Ветер | Катама раны, каяк |
12.08 | 9 | Иова — Зареченск — Кандалакша | 110 | 3,5 | — | а/м «Газель» |
13.08 – 14.08 | 10-11 | Кандалакша — Москва | 1500 | — | — | Поезд |
14.08 | 11 | Москва — Рязань | 200 | 5 | Контро леры | Электро поезд |
105 км (по курвиметру) умножаем на коэффициент 1.1 и получаем расстояние в 115.5 км.
04.08
17.10 – Рязань-I – электричка на Москву. Без комментариев. Контроль проходил три раза. 21.10 прибыли на Казанский вокзал и начали перенос вещей Ярославский. В 23.10 встретились с еще тремя участниками похода, прибывшими из Ярославля: Чернецким Дмитрием (каяк), Бобовой Екатериной и Киселевой Любовью. В 1.20 загрузились в поезд Москва-Кандалакша.
05.08 – 06.08
Поезд Москва-Кандалакша. Едем…
06.08
В 7.10 по прибыли в Кандалакшу. Переменная облачность, влажно, видимо, ночью прошел дождь, весьма прохладно.
Вокзал в Кандалакше небольшой, и водитель заранее заказанной «Газели» встретил нас у вагона. Стартовали около 8.30. По дороге заехали в супермаркет «Авоська» (около 3 мин езды от вокзала, есть все, цены на продукты примерно как в Рязани) для закупки овощей, хлеба и прочих недостающих продуктов (основные продукты были куплены, развешаны и расфасованы еще в Рязани). Дорога заняла около 3 часов (120 км – асфальт на 4+, 6 км хорошо укатанная грунтовая дорога). По дороге проходили паспортный контроль дважды — первый раз на трассе: отдали список группы, пограничники централизованно проверили паспорта, сравнили данные со списком, поинтересовались о цели посещения региона и пересчитали количество людей в группе; второй паспортный контроль на погранзаставе в пос. Аллакурти, где пошел в ход второй, заранее подготовленный, список и был проведен инструктаж по ТБ на время нахождения группы в данном районе.
В 14.00 встали на стоянку на поляне по ЛБ р. Тунтсайоки 6 км выше пос. Аллакурти. Поляна изрядно подзагажена местными отдыхающими. Уровень воды в Тунтсайоки средний.
Стапель. Иногда моросит, но тепло.
Вечером пытались ловить рыбу – 3 часа ни одной поклевки.
Дежурили пор лагерю до 5 утра, появления местного населения не замечено.
07.08
Подъем 9.00. Солнечно, переменная облачность, температура воздуха +18-20°С.
Флегматично позавтракали, перераспределили общественные вещи, произвели утряску продуктовых запасов.
Пока то да се вышли в начале первого.
Подошли к первому порогу – «Первенец». Бегло просмотрели по ПБ правую протоку – зуб в основном сливе оказался не залит, при прохождении присутствовала вероятность разодрать каты. Перечалились одним катом на остров и просмотрели центральную протоку на возможность прохождения. Порог в центральной протоке образован выходом скальных плит по ЛБ, сложный трек с резким маневром от ПБ к ЛБ и далее уходом в центр, габарит есть, прохождение возможно. Обсудили детали, порядок шествия, выставили страховку и фотосъемку и стартанули на прохождение, договорившись, что первым пойдет каяк, который подстрахуем морковкой после основного слива, далее катамараны со страховкой каяком с воды и спассконцом с ПБ. Все суда порог и выходную шиверу прошли по намеченной траектории без эксцессов, правда немного посидев на камнях на заходе.
Через минут 5 минут сплава подошли к порогу «Падун», зачалились к ПБ. Осмотрели с ПБ. Решено в центр и бочки не лезть, проходить вдоль ПБ. Береговая страховка неэффективна. Наметили линию движения, поставили фотосъемку. Первым пошел Чернецкий Д.А. на каяке. Успешно преодолев основной слив, зачалился посередине выходной шиверы для страховки с воды. Далее без эксцессов завершили прохождение катамараны четверки
Пор. «Двойной» и пор. «Каменистый» бегло осмотрели, не увидев ничего криминального и наметив линию движения, прошли походной колонной со взаимной страховкой с воды.
Пор. «Водопадный 1-2» также проходили с осмотром с ПБ походной колонной со взаимной страховкой с воды с промежуточной чалкой между порогами к скальным плитам ЛБ для осмотра выходной шиверы порога.
К 20.30 подошли к пор. «Кривой». План на день по прохождению маршрута был выполнен, группа ушла от потенциально-опасного в плане воровства личных и прочих вещей пос. Аллакурти, и необходимо было искать место отдыха и ночлега. Но все стоянки, описанные в лоции Афанасенкова, оказались заняты. Принято решение проходить порог и искать стоянку ниже по течению. Осмотрев порог с ЛБ и наметив линию движения, решили, что первым пойдет К4-1, зачалится за основным сливом в улове ПБ, выставит страховку спассконцами и съемку, далее к прохождению приступят каяк и остальные катамараны, что и было выполнено без отступлений от плана.
На дикую необжитую до нас никем стоянку на ЛБ встали около 21.30 – место оказалось не очень удобным с точки зрения погрузки-выгрузки вещей, однако с огромным количеством дров, растущих под ногами.
08.08
Подъем 9.00. Переменная облачность, температура воздуха +18-20°С.
Встали на воду в 12.00.
Пор. «Юрьев день», «Скалистый глаз» прошли сходу со взаимной страховкой с воды (линия движения прекрасно читается), только пор. «Надежда» потребовал осмотра с ПБ.
Пошел мелкий занудный дождь.
Пор. «Март» — слив с наплыва не виден, шум порога не слышен. Ориентир — остров по центру русла, большие камни в реке. Зачалились к ЛБ, провели осмотр порога, поставили страховку спассконцами с ЛБ. Первым порог пошел К4-1. Зайдя по намеченной траектории и предварительно разогнавшись, нырнул в косую бочку. Бочка катамаран приостановила, развернула на 90 град левым баллоном под слив, но своевременные действия экипажа и заранее набранная скорость сделали свое дело и кат покинул объятия порога. Капитаны остальных судов учли опыт первого экипажа, зашли чуть правее, и суда преодолели препятствие без особых проблем. Жаль, что из-за дождя не удалось осуществить фотосъемку.
Ближе к 17,30 дождь усилился и температура воздуха начала заметно падать.
Когда группа подошла в 18.30 к пор. «Кошмарики» — боевой настрой упал окончательно, и было принято решение встать на свободную стоянку на острове над порогом. Быстро натянули тенты, переоделись и, воспользовавшись перерывами в дожде, поставили палатки и лагерь. Дров мало, для приготовления пищи использовали газовые горелки.
Вечером рыбаки отправились на дело и за два часа, окончательно промокнув, выловили из порога около десятка сковородочных хариусов.
09.08
Подъем 9.00. Холодно, идет мелкий дождь, температура воздуха +12-14°С.
Как бы ни противно было влезать в мокрый холодный неопрен, но выходить на воду нужно. Быстро вскипятили водички на газу, позавтракали сублиматами, залили термоса горячим чаем и в 11.30 встали на воду.
Пор. «Кошмарики», просмотренный еще с вечера, оказался совсем не кошмарным (см. фото), и решено время на съемку его прохождения не тратить. Прошли походной колонной.
Препятствие №49 по лоции Афанасенкова (см. определяющие и предопределяющие препятствия маршрута п. 12) не представляло собой ничего сложного — большое количество островков делит реку на разбои, в которых встречаются мелководные перекаты, иногда требовалась проводка судов, явных глухих завалов не обнаружено, скорость течения небольшая. По старой традиции везде держались правых проток и прошли препятствие походной колонной. Препятствие №50 (опять же по лоции Афанасенкова) не заметили.
Заметив ориентиры пор. «Красивый» (начало входной шиверы), зачалились к ПБ и встретили параллельную группу москвичей, которые поведали, что до основного слива порога еще метров 200 – 250, и тащиться на осмотр с точки нашей чалки по непролазным кустам не актуально. Ноги в дуги, весла в руки, отчалили и аккуратно вдоль ПБ двинулись ближе к кульминационному сливу. Зачалились в 30 м от основной части порога в огромном улове ПБ. Провели осмотр по ПБ, поставил страховку спассконцами по ПБ и съемку и стартанули на прохождение. Первым вызвался идти Чернецкий Д.А. на каяке, успешно преодолел порог и встал на страховку в улово ЛБ. Экипажи катамаранов также без особых проблем и эксцессов справились с поставленной задачей.
Пор. «Вечерний» и пор. «Узкий» прошли сходу со взаимной страховкой с воды – линия движения читается нормально.
Пор. «Узкий», скальное сужение русла — ориентиры начала порога «Яма». Зачалились к скальным плитам ЛБ. Провели осмотр по ЛБ. По нашей воде заход в основной слив прямой, бочка за ним выносная, но косая в сторону ЛБ, далее подушка 15-20 м длиной и еще слив около метра с жесткой небольшой бочкой. Обсудили детали, порядок прохождения, наметили линию движения, поставил съемку и страховку спассконцами с ЛБ и приступили к прохождению препятствия. Все экипажи справились с поставленной задачей на 5+
10 мин флегматичного сплава, и группа подошла к очередному пор. «Котел» (800 м ниже пор. «Яма» — виден на горизонте).
Зачалились к скалам ЛБ. Осмотр показал, что порог образован полуобливной скальной грядой поперек русла. Прохождение правой частью русла осложнено не обливными острыми скальными обломками. В левой части русла ближе к центру слив водопадного типа около 2 м с котлом за ним, левая часть которого (вплотную к скалам ЛБ) выполаживается, образуя гладкий слив шириной около 2.5 м с отбойным валом от скал ЛБ, сваливающим вправо к котел. Ну так как в котел, да еще и с проглядывающими из под струи острыми зубами, попадать особо не хотелось, решили, что рисковать нам незачем, пойдем по языку максимально прижимаясь к ЛБ, а участники женского пола на данном препятствии ограничатся фотосъемкой. Перекусили, поставили съемку и страховку спассконцами по ЛБ, усилили экипажи более опытными участниками и приступили к прохождению порога. Все экипажи выдержали намеченную линию движения и прошли препятствие без эксцессов.
Пор. «Ночной» прошли сходу со взаимной страховкой с воды.
Пор. «Карниз» находится сразу за «Ночным». Огромный скальный остров ближе к ЛБ невозможно не заметить. Зачалились к ЛБ. Осмотр левой протоки показал, что она вполне проходима, но далее основной поток идет по ЛБ и упирается в бревно по центру русла, к тому же выходная шивера мелководна и шкуродерна. Перечалились к ПБ для осмотра возможности прохождения правой протокой. Слив у ПБ крутой широкий, вода падает через скальную гряду (есть острые зубы) высотой 2,5 – 3 м, образуя пенный котел за сливом, по центру слив более пологий, упирающийся в выносную косую бочку, но вход «косой», требующий резкого маневра вначале слива. Поставили съемку и страховку по ПБ и решили идти по центру. Все экипажи прошли порог безаварийно, четко выполнив необходимые маневры на заходе в порог, лишь двое первых немного покрутились на горизонтальных выходах скальных плит ЛБ, на которые выкидывает косая левая бочка за основным сливом.
К4-3 учел ошибки предшественников и прошел препятствие более чисто.
Пор. «Каньонный», «Змея» прошли сходу со взаимной страховкой с воды.
Подошли к пор. «Шляпа». Зачалились к ЛБ. Осмотр показал, что порог интересный, требующий маневра, береговая страховка неэффективна. Остров делит реку на две протоки:
правая – неявно выражена, левая основная – скальная гряда перегораживает все русло, вдоль ЛБ и по центру слив через полуобливные острые зубы, чистый трек вдоль ПБ с резким маневром влево уходя от прижима к скале по центру русла, далее вправо за скалу через пологий выходной слив с бочкой, далее короткая выходная шивера. Все суда прошли порог безаварийно со взаимной страховкой с воды. Съемку не осуществляли, так как шел сильный дождь.
Стоянок на пороге «Шляпа» немного, так как там заканчивает маршрут большинство групп. Все стоянки постоянно заняты и сильно загажены. Есть стоянка по приличнее в ельнике на ЛБ до порога, одна около катеров, и две за мысом ЛБ (800 м ниже порога): одна достаточно большая и сравнительно чистая (ее + в том, что к ней вплотную может подойти катер), вторая меньше и более загаженная. Дров везде мало. Некоторые группы стояли за порогом на бывшей вырубке ПБ, которая сейчас изрядно подзаросла.
Т.к. было уже поздно продолжать сплав, пришлось вставать на ночлег на большую стоянку за мысом ЛБ в 800 м ниже пор. «Шляпа» рядом с группой из Белоруссии.
10.08
Подъем 8.00. Завтрак. В 11.00 встали на воду. Началась утомительная однообразная гребля по водным гладям Иовского вдхр. В 19.00 встали на стоянку на одном из многочисленных живописных островов.
11.08
Этот день отличался не сильно от предыдущего… Решили до Иовы не идти, дабы не ночевать близ поселка, а встать на ЛБ вдхр, не доходя до конечной точки маршрута 5-6 км.
12.08
Подъем 8.00, 11.00 на воде, час сплава и мы на Иове разбираем катамараны. Дождь закончился, наконец-то выглянуло солнышко, но просушить что-либо все равно не предоставляется возможным. В 15.00 прибыла заранее заказанная машина, которая через 4 часа доставила нас в Кандалакшу. Закупка продуктов на поезд, баня в Кандалакше, 1.20 поезд…
13.08
Снова едем….
14.08
Около полудня прибыли в Москву, перетащили вещи на Казанский вокзал, посадили друзей из Ярославля на поезд и электричкой вернулись в Рязань.
Однозначно все определяющие и предопределяющие препятствия должны считаться опасными, так как вероятность аварии достаточно высока и группа должна своими силами и средствами организовать страховку и спасработы.
Особого разговора заслуживает классификация препятствий, которые отмечены выше как определяющие и предопределяющие. Для прохождения и обеспечения прохождения определяющих препятствий все участники должны иметь соответствующий опыт сплава по рекам. К личному и общественному снаряжению предъявляются повышенные требования надежности, безопасности и холодоустойчивости.
Город Кандалакша расположен на побережье Кандалакшского залива Белого моря, в 200 км от Мурманска. Численность населения 35 659 чел. Небольшой провинциальный город, знаковых достопримечательностей нет. Изюминка маршрута – уникальная природа Кольского севера, необыкновенной красоты озера, сопки и леса.
Сплав осуществлялся на трех катамаранах четверках и одном каяке. Катамараны четверки были изготовлены членами группы. Четырехместный катамаран тип «Вася»: спортивно-туристический по 2 секционированных баллона, общий объем около 1400 литров. Катамараны оборудованы металлическими рамами, чальными и спасательными концами, надувными сидушками. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась ручной помпой. У группы имелся обширный ремонтный набор.
№№ | Наименование | Вес, кг | Примечание |
1 | Тент 3 х 4 м («Nova Tour») | 0.8 | Обязателен, желательно два |
2 | Котлы 8 и 6 литров (+ крючки) | 2.0 | — |
3 | Лучковая пила – 1 шт. Цепная пила – 1 шт. | 1.2 | Бережет топоры |
4 | Топор – 2 шт. | 1.5 | |
5 | Насос ручной – 2 шт. | 1.1 | |
6 | Запасное весло — 3 шт. | 4.8 | На каждом судне |
7 | Медицинская аптечка | 2 | Травм не было. |
8 | Фотоаппараты — 3 шт. | 1,6 | + запасные аккумуляторы |
9 | Палатка 4 шт.(2+2+2+3+ 4) | 14 | Лучше использовать палатки с вместительными тамбурами, чтобы можно было убрать вещи |
10 | Спассконец 25 м – 4 шт. | 4,2 | На каждом судне |
11 | Гитара | 1.5 | |
12 | Газовая горелка и газ в баллонах | 2.0 | Желательно, помогает при затяжных дождях, экономит время |
13 | Усиленный набор личного снаряжения водника: гидроноски, гидрокостюм, гидроперчатки, шлем, весло, полартек на тело под гидру | Полартек под гидру не понадобился. Защитные комбинезоны — не необязательно. Неопрен обязателен. |
Рыбная ловля на Тумче весьма успешна. Почти повсеместно, особенно хорошо на Иовском вдхр, ловятся вездесущие щука и окунь на всевозможные колеблющиеся блесны и крупные вертушки. В порогах ловится хариус на мелкие белые вращающиеся блесны типа Мепс.
Судя по предыдущим отчетам, основная статья доходов местного населения пос. Аллакурти – воровство ценных вещей у туристов. До пор. «Водопадный 1-2» вдоль ЛБ идет дорога, от которой протоптаны хорошо заметные тропы к стоянкам туристов. Поэтому при необходимости ночевать и стоять в указанном отрезке реки следует позаботиться о ночных дежурствах, тщательно убирать личные и общественные вещи (воры тащат все даже из под тентов палаток), внимательно относиться к появлению посторонних лиц в лагере (были случаи, когда под видом рыбака попить чаю и погреться у костра приходил местный, отвлекал туристов разговорами о рыбалке и тп, а в это время его пособники потрошили тамбуры палаток).
Первый день мы ночевали 6 км выше поселка, дежурили до 5 утра, появления местного населения не замечено. В первый сплавной день ушли сразу за пор. «Кривой», где достаточно «глухие» места, посещаемые в основном туристами, и воровства опасаться не стоит.
1. В районе Кольский полуостров (Мурманская область) совершен полноценный водный поход III к.сл. по рекам Тунтсайоки и Тумча.
2. При чтении отчета и описаний определяющих и предопределяющих препятствий стоит учитывать, что уровень воды в реках был средний.
3. Пройдены все определяющие и предопределяющие препятствия маршрута исходя из обеспечения достаточного уровня безопасности прохождения.
4. Составлены и уточнены описания определяющих и предопределяющих препятствий.
5. Все участники похода остались довольны пройденным маршрутом и получили необходимый туристический опыт. Техническая подготовка участников за время прохождения маршрута заметно выросла.
1. Отчет о водном походе 3 категории сложности по Кольскому п-ву (р. Тумча) 07.08. – 27.08. 2001. Руководитель: Леман Ю.Г. (Москва).
2. Отчёт о водном туристском походе 3 к.с. по реке Тумча 29.07. – 02.08. 2005. Руководитель Воробьёва Ю.А. (Москва).
3. Отчёт о водном походе 3 к.с. по р. Тунтсайоки – р. Кутсайоки от пор. Водопадный – р. Тумча 03 – 13. 07. 2009. Турклуб Перово (Москва). Руководитель Фрох Эдуард Викторович.
4. Форма типового туристского отчета о походе: источник: Русский турист. Вып. №7
5. Лоции взяты с сайта Афанасенкова М.А., http://www.afanas.ru
6. Отчёт о водном туристском походе 3 к.с. по реке Тумча 26.06. – 04.06.2010. Руководитель Фёдоров Н.В. (Санкт-Петербург)
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности