р. Уксунйоки, р. Лоймоланйоки, р. Колласйоки / Карелия / Техописание
Е.Ильин
Выбор маршрута
Все начиналось просто:
граф опустил ладони на карту:
Выбор района для данного маршрута был предопределен еще год назад, когда среди слухов, рассказов и Интернет описаний всплывали названия рек Уксунйоки, Лоймоланйоки, Колласйоки. Вот и решили связать эти три реки в один поход с автомобильной переброской с Колласйоки на Уксунйоки и волоком с Лоймоланйоки до каньона Водопадный на Колассйоки.
Крутые дяди говорят: твои потуги смешны,
куда годна твоя дурацкая рать.
Послушай сам, коснется дело настоящей войны —
они же строя не сумеют собрать:
Категория данного маршрута не была определена, но так как по словам авторитетов и многочисленных Гуру (никогда не бывавших в том районе и не сводивших ни одного водного похода) <:в Карелии нет каньонов и порогов выше третьей категории сложности:>, мы и собирались на 3 категорию.
Отдельное спасибо всем тем, кто так или иначе помог свершиться этому походу: Рязанской Государственной Радиотехнической Академии и лично проректору по воспитательной работе г-же Игнатьевой З.В. за материальную поддержку, Академии Министерства Внутренних Дел за предоставленный материал для пошива катамаранов (пожертвовали собственные рекламные баннеры на благое дело) и всем тем, кого было бы некорректно упоминать по этическим причинам:
Описание района похода
Республика Карелия расположена на северо-западе России, входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.
Площадь Карелии — 180,5 тыс. кв. км (1,06% территории РФ). Протяженность территории республики с севера на юг достигает 660 км. С запада на восток по широте г. Кеми протяженность составляет 424 км. На западе Карелия граничит с Финляндией, на юге — с Ленинградской и Вологодской областями, на севере — с Мурманской, на востоке — с Архангельской областью. На северо-востоке республика омывается Белым морем. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей РФ и Финляндии и имеет протяженность в 723 км.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения Республики Карелия составляет 716 тыс. человек Городское население составляет 75% (537 тыс. человек), сельское 25% (179 тыс. человек), 37% населения проживает в столице Республики — г. Петрозаводске. Плотность населения республики 4 человека на 1 кв. км
Средний возраст населения республики по данным ВПН-2002 составляет 37,1 лет. Численность населения трудоспособного возраста составляет 450 тыс. человек, старше трудоспособного возраста — 137 тыс. человек.
Национальный состав населения: русские — 73,6%, карелы — 10%, белорусы — 7%, украинцы — 3,6%, финны — 2,3%, вепсы — 0,8%.
В состав республики входят 19 муниципальных образований, 808 населенных пунктов. Муниципальное образование возглавляет глава, избираемый в соответствии с Законом Республики Карелия «О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления».
Республика Карелия состоит из следующих административно-территориальных единиц: районы: Беломорский, Калевальский, Кемский, Кондопожский, Лахденпохский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский; города республиканского значения: Петрозаводск, Костомукша, Сортавала.
Большая часть территории Карелии — холмистая равнина с ярко выраженными следами деятельности ледника. Волнистая каменная твердь земной поверхности и ныне сохраняет следы древних гор. Карелию часто образно называют «твердокаменной озерно-лесной», подчеркивая ведущие элементы ландшафта, неповторимые сочетания, созданные пространствами причудливых очертаний множества озер и разделяющих их каменисто — сглаженных междуречий, покрытых зеленью тайги.
Более 49% площади республики покрыто лесом (основные породы: сосна и ель), 25% территории составляет водная поверхность. В Карелии более 60 тыс. озер и 27 тыс. рек. Самые крупные озера — Ладожское (площадь 17,7 тыс. кв. км) и Онежское (площадь 9,9 тыс. кв. км). Наиболее крупные реки: Водла (400 км), Выг, Ковда, Кемь, Суна, Шуя. Общая протяженность водной сети составляет почти 83 тыс. км.
В недрах Карелии выявлено более 50 видов полезных ископаемых, расположенных более чем в 400 месторождениях и рудопроявлениях. Полезные ископаемые: железная руда, титан, ванадий, молибден, благородные металлы, алмазы, слюда, строительные материалы (граниты, диабазы, мраморы), керамическое сырье (пегматиты, шпат), аппатит-карбонатные руды, щелочной амфибол-асбест.
Республика Карелия имеет благоприятное экономико-географическое положение (близость к центральным индустриально-высокоразвитым районам России и Западной Европы, наличие развитой воднотранспортной системы), а также значительные запасы природных ресурсов.
Следует так же отметить необыкновенное богатство и разнообразие животного мира Карелии — свыше одного миллиона представителей, одних только комаров девятьсот пятьдесят тысяч видов.
Место Карелии в народнохозяйственном комплексе России определяется, прежде всего, отраслями, использующими местные природные ресурсы (лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, черная металлургия, промышленность строительных материалов), а также отраслями, работающими на привозном сырье — машиностроение и цветная металлургия.
На долю республики приходится 10% добываемой в РФ железной руды, 23% — производимой в РФ бумаги, 9% — целлюлозы, 7,3% — деловой древесины, 4,0% — пиломатериалов, около 60% — бумажных мешков.
Заброска
В нашем случае проблем с заброской не было:
14.20 — Рязань 2 — э/поезд — Москва Казанский вокзал — 18.30
19.28 — Москва Ленинградский вокзал — поезд № 382 — Петрозаводск — 10.17
Далее, на заказанном через Интернет микроавтобусе до моста через реку Лоймоланйоки или на поезде Петрозаводск — Райконкоски (по нечетным в районе 19 часов) до станции Лоймола.
Мы забрасывались к мосту через реку. В поселке Лоймола поворот с основной дороги влево и далее около 5 км до развилки. Дорога к реке уходит влево, читается слабо. По нашей погоде (снег до 1.2м) проезд невозможен, поэтому далее — пешая заброска по дороге (наст почти держал) около 1.2 км.
Варианты автомобильной заброски:
1. Илья Тимин +7(921)727-84-84 — 13 руб./км.
2. tourauto@onego.ru +7(8142)70-13-93, 8(8142)74-94-63 Наталья
8(9114)09-46-96 диспетчер. Стоимость — 2500 рублей.
Лоция
Лоция написана под впечатлением от отчетов Афанаса R, идея похода — повторить переход тов. В.Воробьева с Ней: <Василий Воробьев. Белое Безмолвие или Лоймола — Колласйоки 99 (триллер)>, <Пешка с Катамараном или В поисках утраченного экстрима.>
Данная лоция пригодна для раздолбайски двигающихся и постоянно поддувающихся катамаранов в условиях перемещения по льду и глубокому снегу по берегу и прохождению с осмотром только именных или особо <шумных> препятствий при сплаве.
В лоции указано время между препятствиями, то есть время между моментами <обнаружения и фиксации> препятствия и занесения координат следующего препятствия в GPS. Причем к координатам GPS надо подходить <творчески>: часть препятствий отмечалась по месту, то есть прямо во время прохождения, часть, то есть именные препятствия зафиксированы с берега или сразу после прохождения. Приблизившись к отмеченным координатам, необходимо усилить внимание как исходя из вышесказанного, так и вспомнив о том, что GPS имеет определенную погрешность. Шиверы пронумерованы в порядке их прохождения, что возможно отличается от общепринятой нумерации.
Категория сложности маршрута- не определялась. Смотри выше мнение Гуру.
Замечание: Лоймоланйоки — вода чуть выше средней, Колласйоки — выше средней, Уксунйоки — вода на 2 м выше средней паводковой нормы.
Сокращения:
ЛБ — левый берег,
ПБ — правый берег,
ЛП — левый поворот,
ПП — правый поворот.
Лоймола
№ | Время между, 00ч00м | Расстояние, км. | Объект | Примечание, описание | Координаты GPS |
---|---|---|---|---|---|
1 | 00.00 | 0,0 | Стапель | Стоянка у моста | N61 55.722 E31 48.472 |
2 | 00.05 | 0,425 | Шивера 1 | Сходу по струе | N61 55.540 E31 48.541 |
3 | 00,12 | 0,790 | Шивера 2 | Сходу по струе | N61 55.366 E31 49.175 |
4 | 00,05 | 0,438 | Шивера 3 (в отчетах — <двенадцатая шивера>) | Трековая, среди узкого лабиринта с наледью по ЛБ, образующей карманы. Требует мгновенной оценки и реакции | N61 55.312 E31 49.595 |
5 | 00,35 | 2,32 | Стоянка | N61 54.476 E31 50.937 | |
6 | 00,06 | 0,344 | Шивера 4 | Сходу по струе | N61 54.441 E31 51.264 |
7 | 00,06 | 0,524 | Шивера 5 | Сходу по струе | N61 54.238 E31 51.486 |
8 | 00,15 | 1,248 | Шивера 6 | Сходу по струе. Почти сразу за ней — небольшое расширение реки, за которым — порог Веер. | N61 53.716 E31 51.992 |
9 | 00,05 | 0,635 | Пор. Веер 3к.с. | Осмотр по ЛБ. Порог на плавном правом повороте. В пороге ближе к ЛБ — ряжевая стенка с растущими деревьями Сильный шум в небольшом расширении реки, чувствуется подпор воды, в <правом> верхнем углу резко опускается лес. | N61 53.458 E31 52.368 |
10 | 00,05 | 0,358 | Шивера 7 | Сходу по струе | N61 53.309 E31 52.461 |
11 | 00,50 | 1,499 | Шивера 8 | Расположена на выходе из небольшого озерца по прямой протоке, сильный шум. Проходится сходу по струе | N61 52.869 E31 52.787 |
12 | 00,17 | 1,08 | Выход в оз.Коприярви | Хорошая стоянка по ПБ на небольшом мысу, за ней на озере начинается лед. | N61 52.673 E31 52.013 |
13 | ??? | ??? | Стоянка | Лед на озере, условно держит, поэтому у нас — волок. По возможности идти вдоль ПБ (на самом деле это большая коса на озере), см. картинку внизу таблицы | N61 52.612 E31 52.359 |
14 | ??? | ??? | Стоянка ЛБ | Лед на озере | N61 52.544 E31 52.802 |
15 | ??? | ??? | Стоянка ЛБ | Лед на озере | N61 52.067 E31 52.651 |
16 | 00,10 | 0,869 | Шивера 9, сразу за остатками моста | На выходе из озера. Время указано от окончания ледового поля, от которого до выхода из озера ~200м | N61 51.691 E31 52.318 |
17 | 00,20 | 0,409 | Пор. <Кривая бочка> или <Ядрена вошь> 2 к.с. | Крутой ПП, слышен шум воды (просто мощная шивера, слив с косой правой бочкой). Осмотр по ПБ. | N61 51.555 E31 52.544 |
18 | 00,25 | 0,846 | Шивера 10 | N61 51.192 E31 52.960 | |
19 | 00,10 | 0,742 | Шивера 11 | N61 50.831 E31 53.195 | |
20 | 00,05 | 0,480 | Шивера 12 | N61 50.637 E31 53.351 | |
21 | 00,05 | 0,295 | Шивера 13 | N61 50.568 E31 53.178 | |
22 | 00,05 | 0,586 | Пор. Райякосски 2 к.с. |
Ориентир — скалы с трещинами на ПБ. Мощная шивера. Проход по струе, много камней, остатки ряжевой стенки | N61 50.287 E31 53.095 |
23 | 00,35 | 1,84 | Стоянка | Почти читается с воды | N61 49.484 E31 53.532 |
24 | ?? | Оз. Сариярви | На озере — подтаявший лед. Наст не держит человека, но держит катамаран. Курс — на большой остров, далее — на правый из двух маленьких островков. Оттуда неявно, но читается выход из озера по ПБ. | N61 49.426 E31 54.113 | |
25 | ?? | 2,176 | Шивера 15 | Сразу на выходе из озера | N61 48.845 E31 54.366 |
26 | 00,20 | 1,21 | Пор.Цис 2 к.с. | Слив с бочкой. Проход по струе | N61 48.378 E31 54.775 |
27 | 0,20 | 0,660 | Стоянка | Почти читается с воды | N61 48.221 E31 55.317 |
28 | 00,05 | 0,198 | Шивера 16 | Сходу по струе | N61 48.262 E31 55.433 |
29 | 00,05 | 0,664 | Шивера 17 | Сходу по струе | N61 48.204 E31 56.000 |
30 | 00,05 | 0,326 | Шивера 18 | Сходу по струе | N61 48.077 E31 56.160 |
31 | 00,05 | 0,408 | Стоянка | Почти читается с воды | N61 47.927 E31 56.264 |
32 | 00,5 | 0,2 | Шивера 19 | Мелко, много камней. Внимание! Сразу за шиверой начинается пор. Табун на ЛП после островка у ПБ. | N61 47.857 E31 56.234 |
33 | 00,05 | 0,340 | Порог Табун 4 к.с. | Осмотр по любому берегу. Осматривали по ЛБ, т.к. у нас — стоянка, но очень плохая. Сразу за порогом на ЛБ — стоянка (посредственная). Порог начинается как шивера, шума практически не слышно. На заходе — много камней, держаться ближе к ПБ, уходя к центру после поворота. Несколько сливов с бочками. ПП с сильным прижимом под скалу. Сразу за порогом — небольшое озерцо. Выход слева. см. картинку внизу таблицы | N61 47.796 E31 56.133 |
34 | 00,20 | 0,525 | Шивера 20 | На выходе из озерца. Сходу по струе, ближе к ЛБ. | N61 47.696 E31 55.818 |
35 | 00,05 | 0,307 | Шивера 21 | Сходу по струе | N61 47.609 E31 56.046 |
36 | 00,05 | 0,250 | Шивера 22 | Сходу по струе | N61 47.539 E31 56.135 |
37 | 00,10 | 1,12 | Шивера 23 | Сходу по струе | N61 47.246 E31 57.212 |
38 | 00,15 | 1,07 | Шивера 24 | Сходу по струе | N61 46.926 E31 58.027 |
39 | 01,00 | 3,63 | Оз. Ориваярви |
Время условно, озеро со льдом шли вдоль ЛБ (полынья). Стоянка на длинной косе на ЛБ. Антистапель. | N61 46.000 E32 00.665 |
Волок на Колласйоки
Длина волока около 10-12 км (как повезет). Время прохождения сильно зависит от погодных условий. У нас переход занял два дня. Дорог в этом районе нет, идти приходится через лес по азимуту. Сильно облегчает ориентирование наличие GPS. Снег глубокий, под ним — вода. Рекомендуется перемещаться в неопрене.
40 | 04,30 | 3,84 | Р. Яриваярви | Волок на р. Колос. Время условно. Глубокий снег до 1.3м. В среднем проходили около 300 метров и 5-10 минут отдых | N61 46.316 E32 03.075 |
40 | 03,00 | 2,016 | Р. Бол. Яриваярви | Брод в районе сужения реки и шиверы. Время условно. Глубокий снег до 1.3м. На подходе к броду много петляли по болоту, пытаясь выбрать, где мельче. Стоянка на ПБ. | N61 46.732 E32 04.510 |
41 | 06,30 | 4,93 | Стапель. Порог Каньон Водопадный |
Стоянка над порогом в районе второго слива. Места для палаток мало, камни. | N61 47.901 E32 08.240 |
Колласйоки
41 | Стапель. Порог Каньон Водопадный 5-6 ?? к.с. |
Осмотр по обоим берегам, обнос по левому берегу, стоянки по обоим берегам как над каньоном, так и в его конце на острове. На левом берегу над порогом висит красный пакет (говорят, единственный ориентир с воды, кроме сильного шума).Каньон Водопадный является самым сложным и зрелищным препятствием реки Колос. Высота скал достигает 15-20 м. Приблизительная длина порога вместе с заходной и выходной шиверами ~ 1200 м, самого каньона 600-800 м. Порог представляет собой череду из шести водопадных сливов с бочками и скальными прижимами, из которых наиболее мощные — первый слив( ~3м) и третий (~3 м ). При большой воде часть потока после второго слива устремляется в карман правого берега непосредственно перед третьим сливом. На протяжении каньона река падает более чем на 20 м. Особую опасность создают поваленные по берегам, полузатопленные деревья. Обнос каньона осуществляется по левому берегу, осложнён буреломами и выходами скал. Длина волока ~1000м. | N61 47.901 E32 08.240 | ||
42 | 00,20 | 0,96 | Стоянка | N61 47.695 E32 08.701 | |
43 | 00,20 | 0,832 | Шивера 25 | Сходу по струе | N61 47.350 E32 08.946 |
44 | 00,20 | 0,96 | Шивера26 | Сходу по струе | N61 47.062 E32 09.046 |
45 | 00,45 | 2,08 | Шивера27 | Сходу по струе | N61 46.327 E32 09.811 |
46 | 00,40 | 1,76 | Шивера28 | Сходу по струе | N61 46.120 E32 09.900 |
47 | 00,30 | 1,12 | Шивера29 | Сходу по струе | N61 45.840 E32 09.882 |
48 | 00,10 | 0,672 | Стоянка | N61 45.406 E32 10.166 | |
49 | 00,25 | 2,4 | Шивера30 | Сходу по струе | N61 44.558 E32 11.518 |
50 | 00,10 | 1,10 | Шивера31 | Сходу по струе | N61 44.170 E32 11.463 |
51 | 00,25 | 2,46 | Порог Каньон Карманный 3 к.с. | Осмотр по левому берегу, стоянка прямо напротив <карманов> (забиты бревнами и залиты доверху). В заходной шивере видны высокие скалы правого берега. Зачаливание для осмотра на любой берег. При прохождении — сильный прижим на левом повороте, далее сходу по струе (обнаружили небольшой слив). | N61 43.088 E32 12.154 |
52 | 00,15 | 0,524 | Стоянка | N61 42.897 E32 12.558 | |
53 | 01,00 | 2,7 | Выход в озеро. Окраина пос. Колатсельга | Сильный встречный ветер на озере. Машину можно найти в Лесхозе. Всегда есть трезвые водители, даже вечером 9 Мая | N61 40.726 E32 13.748 |
Уксунйоки
54 | Мост через Уксунйоки | Время зависит от скорости поиска машины и ее скорости на трассе | N61 39.553 E31 54.301 | ||
55 | 00,05 | 0,378 | Порог Мостовой 3 к.с. | Вскоре после нового моста на правом повороте. Река разделяется на две протоки, идти левой. Осмотр по левому берегу. Стоянки на обоих берегах как выше, так и ниже порога. | N61 39.440 E31 54.209 |
56 | 00,05 | 400 | Шивера32 | N61 39.441 E31 53.858 | |
57 | 00,20 | 2,48 | Стоянка | N61 38.348 E31 53.896 | |
58 | 00,15 | 1,560 | Стоянка | N61 37.668 E31 54.141 | |
59 | 00,10 | 1,344 | Стоянка | N61 37.105 E31 53.751 | |
60 | 00,10 | 0,879 | Шивера33 | N61 36.772 E31 53.551 | |
61 | 00,40 | 3,584 | Стоянка | N61 35.381 E31 52.267 | |
62 | 00,15 | 0,347 | Стоянка | N61 35.176 E31 52.212 | |
63 | 00,10 | 1,07 | Стоянка | N61 35.288 E31 51.472 | |
64 | 00,15 | 1,16 | Стоянка | N61 35.140 E31 50.580 | |
65 | 00,10 | 0,92 | Стоянка | N61 34.785 E31 50.050 | |
66 | 00,10 | 1,04 | Стоянка | N61 34.653 E31 49.377 | |
67 | 00,35 | 2,56 | Стоянка | N61 33.863 E31 48.469 | |
68 | 00,05 | 0,728 | Стоянка | N61 33.764 E31 47.682 | |
69 | 00,35 | 3,344 | Лососевая шивера 2 к.с. | Якобы здесь видели живого лосося или потеряли лососевые консервы | N61 33.436 E31 45.236 |
70 | 00,05 | 0,826 | Стоянка | N61 33.502 E31 44.482 | |
71 | 00,20 | 1,84 | Шивера34 | N61 33.534 E31 43.110 | |
72 | 00,15 | 1,6 | Порог Розовый Слон 3 к.с. | Осмотр по левому берегу, обнос по правому, стоянки на обоих берегах. Сильный шум сразу за левым поворотом. В большую воду проходима даже правая протока, в основном сливе появляется косой вал в сливе. Внимание! В сливе бревно!!! | N61 33.603 E31 42.159 |
73 | 00,05 | 0,424 | Порог Мельница 3 к.с. | Осмотр по любому берегу, обнос по правому. Стоянки на правом берегу. Виден с Розового Слона. | N61 33.700 E31 41.968 |
74 | 00,40 | 3,456 | Порог Каньон 4.к.с. | Осмотр по левому берегу, обнос по правому берегу. Стоянки на правом берегу. Видны поднимающиеся скалы и остров, делящий заходную шиверу на две части. Внимание! В правой части слива дерево, скрытое водой! Проход под левым берегом. | N61 33.694 E31 40.121 |
75 | 00,20 | 0,749 | Шивера35 | N61 33.696 E31 39.724 | |
76 | 00,25 | 1,198 | Порог Храмина 4-5 к.с. |
Осмотр по правому и левому берегу, обнос по правому берегу. Стоянки на правом берегу. Сразу за порогом длинная шивера. Сильный шум, подпор воды. | N61 33.211 E31 38.141 |
77 | 00,30 | 4,08 | Шивера36 | В большую воду появляются сливы, валы и бочки. | N61 31.793 E31 36.886 |
78 | 00,15 | Шивера37 | В большую воду появляются сливы, валы и бочки. | N61 31.024 E31 36.543 | |
79 | 00,30 | 1,064 | Антистапель | Каменная плита на правом берегу | N61 30.757 E31 35.919 |
Выброска
Со станции Иля-Ууксу около 17 вечера ходит поезд до Лодейного Поля. В поселке живет Ольга с <бешеным> УАЗиком, оснащенным верхним багажником и прицепом, цены умеренные. Стоимость поездки до Лодейного поля — 3000 рублей.
(81433)27-456, +7(921)454-24-09 Ольга, Сергей.
Выводы по походу
Данный поход возможен только во время Майских праздников, то есть пока болота не растаяли полностью и по ним можно идти — проваливаясь в верхний, протаявший слой и опираясь на последующие слои льда. Комплектация групп — только физически подготовленными участниками. Теоретически можно ловить рыбу на порогах. Визит на Колласйоки пешком с Лоймолы — для сильных духом людей. Наличие GPS, даже с приблизительной картой сильно облегчает жизнь на этом участке маршрута. Просеки и зимники заросли: <Просеки в Карелии — это там, где деревья реже> (с) (Р.Лаврешин). Местные уверяли в невозможности пройти этот волок весной и советовали, идти по свежему зимнику с конца озера Ориваярви до поселка Новая Лоймола (на картах не обозначен), и оттуда дойти до Колласйоки (пропустив Каньон Водопадный). Данный вариант нас не устроил:
Проще идти стандартную связку Лоймоланйоки — Уксунйоки с небольшим волоком. В этом случае удается захватить верхнюю часть Лоймоланйоки и нижнюю часть Уксунйоки.
Следует учесть возможность заморозков и непрекращающегося дождя.
И о медалях, орденах ты помышлять не моги,
Всего награда — только знать наперед,
Что по весне споткнется кто-то о твои сапоги,
И идиотский твой штандарт подберет.
- 24.5.07 10:03 Pi Для будущих поколений: Вдоль Уксуна есть дорога до Розового Слона, проходимая на ГАЗ-66 или тракторе с бензопилой, так что нет необходимости целый день лопатить по плесам.
- 24.5.07 09:47 Shtain Не понял, ну и где же мат и понты и нецензурщина?
- 24.5.07 00:20 Гость Вот молождёжь некультурная! Они и в этом отчёте матом ругаются!