Марков Александр
Ты всё спрашивал, как там на плато Путорана, вот я и решил вспомнить поход 2003-го года в те отдалённые места. Нитка маршрута: 24.07-19.08.2003; Россия, плато Путорана; самолёт Москва-Норильск — вертолёт из аэропорта «Валёк» в верховье р. Хусана — трекинг на самую высокую точку плато ~1701м. (пешком ~40км) — сплав 4 к.с. по рекам Хусана и Котуй до города Хатанга (около1400км) — самолёт Хатанга-Норильск — самолёт Норильск- Москва.
Ты спросишь, дорогой друг, – откуда цифра 1400 км? Это мне рассчитал компьютер от верховья Хусаны до города Хатанга по схеме-карте.
Плато Путорана. Географическая справка
Чиринда
оз. Еромо
Ессей
Хатанга
оз. Дюпкун
Хусана
Руководитель — Дмитрий Шагаев, участники: Михаил Чичеров (главный моторист-водитель мотокатамарана, рыбак-кормилиц), Андрей Челпаченко (главный механик), Роман Черняев (представитель прессы), Игорь Зудин (водитель мотокатамарана), Александр Марков (водитель мотокатамарана, видео-оператор), просто красавицы – Ирина Егорова (медик-раз), Евгения Черёмушкина (медик-два)
1) сшиты 2 катамарана-четверки, небольшие лёгкие бананы.
2) закуплен 5-сильный мотор Tohatsu.
3) сделан транец для закрепления на катамаране двигателя.
4) сделан ящик для транспортировки двигателя.
5) закуплены пластмассовые канистры объемом по 5 и 10 литров – компактные (пустые ёмкости на 120 литров в сложенном виде занимали совсем малый объём), лёгкие (сравнимы по массе с пластиковыми бутылками). Можно заменить пластиковыми бутылками из-под воды, но искать в незнакомом городе бутылки ёмкостью на 120 литров, от которых зависит сохранность и качество топлива для мотора, мы не рискнули. Везти же их с собой на самолёте из Москвы нам тоже не захотелось.
6) проведены предварительные переговоры по телефону о возможности перелёта на вертолёте до верховья р. Хусана.
7) катамаран на моторе собран и успешно прошёл испытание на Оке.
Самолёт Москва – Норильск. С трудом сдали в багаж ящик с мотором, т.к. ящик вышел большой и тяжёлый. Пришлось его вскрыть, благо он был собран на саморезах, и максимально облегчить, переложив вещи в рюкзаки. Груз экспедиции рассчитан и распределён на каждого человека, чтобы не было перевеса, но всё равно в разрешённые авиакомпанией бесплатные килограммы немного не уложились. За перевес доплачивали согласно тарифам авиакомпании. Перелёт около 4-х часов.
Вот мы и за полярным кругом. Низкое небо, холодный пронизывающий северный ветер. В Норильске закупаем недостающие продукты и бензин (120л). Разливаем по канистрам и упаковываем в четыре мешка из-под сахара. Этот день ждём лётной погоды, так как в горах туман и сильная облачность. Ночуем в помещении аэропорта Валек на скамеечках.
Полёт над плато в низкой облачности на вертолёте МИ-8. Боялись промахнуться с долиной реки.
Перелёт занял около полутора часов.
Высадились чуть ниже слияния двух ручьёв, образующих р.Хусана, на правом берегу. Вода в реке чистейшая. В 15.00 +10 градусов тепла. Летают комарики, некоторые из нас не выдержав, надевают накомарники.
В Лагере на реке остались Миха и Женька, остальные пошли к вершине 1701м.
Идём вдоль правого (аэрографически) ручья. Под ногами камни и чуть подтаявшая хлюпающая вечная мерзлота. Приходится преодолевать ручьи и заснеженные склоны, на которых из-за недостатка солнечного света (теневая сторона) снег не тает круглый год, образуя наледи. Слегка накрапывает дождь, от которого нас спасают плащи. В этот момент, глядя на наши одеяния, вспомнились хоббиты, блуждающие в поисках сокровищ по горам гномов. А нас зачем потащило на эту гору?! И вообще, в правильном ли направлении мы идём? Явной горы или вершины не видно. Рома сказал – За пивом! Под плащом противно, жарко и влажно, поэтому пива всем захотелось сразу и сильно.
Сергеич смотрит на карту, компас и по сторонам. Что толку от компаса, он на плато всё равно показывает с большой погрешностью из-за сильного магнитного поля. Если с компасом сесть на камень, он может всё показать по-другому – такое чудо я увидел в первый раз.
Ночёвка на подходе к вершине при температуре 3 градуса тепла. Две палатки. Ужин на газовой горелке.
Солнечным утром, оставив палаточный лагерь и взяв самое необходимое, пошли к вершине.
К 11.15 вышли на плато. Позади внизу осталась живописная долина Хусаны. Показалась горушка – наша конечная цель.
На плато ручеёк с которого начинается Хусана. В безжизненной каменистой пустыне изредка встречаются распустившиеся цветы. Удивительно, как они здесь выживают.
Поднявшись на гору, увидели, что цель находится еще в нескольких километрах. В 12.50 вышли на вершину, где одиноко красуется триангуляционный знак, на котором стоит маленькая статуэтка рабочего и крестьянки. Сверху великолепный вид на плато с вершинами и озерами, на северных склонах остатки не растаявшего снега. Вершина плоская, с футбольное поле, может больше. Находим записку. Люди были здесь несколько лет назад. Оставляем своё послание – «здесь пива нет…, когда нет и у кого нет» и всё такое. Совсем низко над вершиной проплывают облака. Пьём по глоточку коньяка с шоколадкой, фотографируемся и топаем обратно в штурмовой лагерь.
К вечеру возвращаемся в базовый лагерь и ужинаем пойманными Михой хариусами. Ужин готовим на газовой горелке. Пьём за Мгамгу (бога природы и погоды), чтобы он снизошёл до наших молитв и подарил ещё хотя бы один солнечный день.
По классификатору Хусана тянет на пятерку. Длинна реки около 100км. В верховье, после слияния трёх притоков, она мелковата. Плесы 10-20 м сменяются мелкими и быстрыми перекатами с множеством отмелей и камней. Дно каменистое, ширина реки 10-20 метров. Расход около 10 м3/сек. Берега низкие, местами заболочены. Строим плот из 4-х катамаранных понтонов, сверху загружаем групповой снарягой. Надеваем высокие рыбацкие сапоги — и вперёд. Четверо идут по берегу, четверо сплавляются. На пути встречаются рога и кости оленей. Воды в реке мало. Начался ХУСАЙТИНГ. Каждый перекат — это тяжёлая работа по проталкиванию плота вперёд. Каждый метр на перекате даётся потом и кровью. Иногда приходилось сначала разбрасывать камни, углубляя проход на перекате, а потом уже тащить плот. Обнос по берегу восьми рюкзаков, ящика с мотором и 120 литров бензина + общественные мелочи тоже вызвал на лицах нашего экипажа безмерное счастье после проделанной работы. У Михи заклинило больную спину, он не может согнуться. Боли в спине такие, что он с трудом сдерживает слёзы, но помогает тащить плот со всем неподъёмным скарбом по перекатам.
Оказалось, что по берегу идти было быстрее. Пешая команда часто нас ждала и помогала протаскивать наш «пароход» на перекатах. Поход начался изнурительной и очень тяжёлой работой. Мы стремимся как можно быстрее покинуть суровую тундру и спуститься в зону леса. В лесу можно построить нормальный катамаран с деревянной рамой, там теплее, есть дрова и подножный корм.
В 22.17. встали на ночёвку на правом берегу. Появились карликовые берёзки, из которых развели первый костёр.
Отличная погода: солнце, тепло и много комаров. Воды в реке прибавилось, но продолжается хусайтинг: 200-300 метров плывём, 20-50метров тащим наш пароход на раз-и-два-и. С каждым часом мы всё дальше от цивилизации. Отсюда до Норильска около 300 км по прямой. К вечеру вошли в зону леса – высота около 700 метров над уровнем моря. Готовим на таганке! Ужинаем и быстро засыпаем в надежде на светлое будущее.
Светлое будущее наступило с постройкой деревянных рам для двух катамаранов. Адмирал забрал на свой кат все самое ценное (обеих красоток), а нам подкинул ящик с мотором и бензин, брезгливо сказав, что от мешков плохо пахнет. Вот кто он после этого? Надеваем гидры, т.к. вода ледяная, а впереди ожидаются настоящие пороги. Продолжаем сплав нормальными экипажами четвёрок, но воды на перекатах и порогах катастрофически не хватает. Часто приходится лезть в ледяную воду и проводить катамаран. Но стало значительно легче — теперь груз распределился на два катамарана и соответственно два экипажа. Нам, правда, досталось потяжелее – бесценный ящик с мотором и бензин. Катамаран с рамой позволяет маневрировать между камней, и это облегчает нашу тяжёлую долю. Хусайтинга становится меньше, и каждый перекат, пройденный без выпрыгивания в воду и проводки между камней, пробуждает в нас настоящих водников. В очередном порожке, катамаран резко тормозит о подводный камень и сидящий на носу Рома, делает полет шмеля с катамарана в воду. Вечереет, ставим лагерь, отогреваем Ромку. К сожалению, у него сегодня промокла пачка сигарет. Естественно запасы оных были строго ограничены, в его раскладку не входили столь значительные потери, к тому же в группе почти ни кто не курил. Так вот чтобы высушить свой драгоценный Капитан Блек, Роман под «палящим» ночным заполярным солнцем натянул верёвочку между палаток и как-то прикрепив сигареты очень надеялся их просушить. Несмотря на все его старания, высокая влажность воздуха не оставляла ни каких шансов на успех данного мероприятия. После ужина быстро засыпаем в надежде на светлое будущее.
Отличная погода. Светит солнце. Фотки и съёмки у водопада, падающего с правого берега.
Пошли первые настоящие пороги, которые проходим с береговой страховкой. На подходе к водопаду порвали катамаран. Водопад осматриваем по левому берегу. Северное солнце сегодня особенно жарко греет, и мы решаем искупаться в ледяной воде. Принимаем решение поставить лагерь ниже водопада и ремонтировать катамаран.
Сегодня днёвка. Заканчиваем ремонт катамарана. Водопад на крутом правом повороте вполне проходим для нашего катамарана, слева перед водопадом большое улово, где можно зачалиться. Однако решили не рисковать – маршрут только начался, а у нас и так Миха с больной спиной. Отпускаем разгруженный катамаран в трёхметровый слив. Катамаран не перевернулся.
После водопада очень красивый каньон в отвесных стенах. Делаем баню на песчаном берегу. Устраиваем стриптиз-шоу для наших девчонок. Дров для бани много.
Замучили пороги, в которых приходится углублять русло, разбрасывая камни. Несколько проводок катамаранов из-за недостатка воды в порогах. Пороги в нашу воду 2-4 категории по моей оценке. Основная опасность в порогах — острые камни и прижимы, поэтому пороги смотрим, намечая оптимальный курс прохождения. Река течёт в каньоне, часто в отвесных стенках. Мишка сильными обезболивающими таблетками заглушает боли в спине, командует и гребёт в порогах, как и все.
Отвесный водопад 10-15м на левом берегу в ущелье – очень живописный. Ловим хариусов на ужин. Перекус и идём дальше.
Накрапывает дождь. Воды в реке становится больше. Пороги более мощные и опасные. После очередной карячки на перекате, Андрей выдал фразу – За свои деньги я лет 25 так не работал. Базальтовые каньоны Хусаны очень красивы. Такое ощущение, что лава застывала в гигантских правильных прямоугольных формах, которые впоследствии река обнажила и отполировала до матового блеска. Находясь в каньоне, ловишь себя на мысли, что из стен выглядывают каменные лица истуканов с прямыми носами, глазами и удивленно шепчущими ртами, предостерегающие об опасности. На одном из берегов вода обнажила береговую наледь высотой более 5 метров. Похоже, что лёд имеет древнее происхождение. Встаём на стоянку перед длинным и сложным порогом, который решаем проходить на разгруженных катамаранах.
Солнечная погода. Проходим последние пороги 3-го каньона. Экипаж Сергеича порвал катамаран. Дырка метра два. Втроём зашиваем дырку, пока девчонки готовят обед.
Ещё несколько порогов — и мы на реке Котуй. Если бы сплав по Хусане прошёл быстрее, было бы время сходить вверх на озеро Харпич. Там зимовье и баня. А теперь нам надо спешить, ведь впереди более 1000км. пути на север к городу Хатанга.
Долина реки Котуй широкая, горы отступили от реки на несколько километров. Солнечный день с прекрасной погодой. Течение достаточно быстрое. Порогов нет.
Ночёвка на левом берегу.
Утром по долине пролетел вертолёт, наверно забрасывал кого-то на озеро Дюпкун. Целый день гребём к заветной цели – скорее бы попасть на озеро. Его длина около 40 км при ширине до 5 км, со всех сторон невысокие горы. Миха мечтает поймать там на спиннинг тайменя на 40 кг. Вообще надо сказать, что рыбы в реках и озёрах Путоран много, жаль что рыбак у нас с больной спиной.
Утром мелкий дождь. На левых притоках паводок. Видимо, там дождь вливает сильнее. Вода мутнеет и быстро прибывает. Скорость течения заметно увеличивается. Впадение в Дюпкун. При впадении в озеро река сильно замедляет течение и расходится на рукава, образуя острова. Течение практически отсутствует, при встречном ветре скорость катамаранов, несмотря на все наши усилия, стремится к нулю. Порядком намучавшись при гребле против ветра, пристаём к острову и принимаем решение о модернизации наших судов, стыкуя их в один длинный двухпалубный катамаран. А вода всё поднималась. Больной Миха лежал у воды и подсказывал (он был главный конструктор и моторист) как правильно установить транец и мотор – приходилось его переносить выше от воды. Стыкуем катамараны в линию четырьмя семиметровыми жердинами, привязываем к раме транец, ставим мотор. Японцы не подвели — мотор хорошо заводится, ест мало топлива (один литр в час) и тащит наш длинный катамаран со скоростью около 10км./ч по ровной воде.
На входе в озере встречаем гусей. Сергеич пытается на них охотиться. Проходим по озеру до середины. Иногда пристаём размять ножки и половить рыбу на обед. Встали на ночёвку на левом берегу озера в 20.30. Вечером хорошая погода. Очень красивый золотой закат на спокойной озёрной глади и неописуемая красота заполярной ночи. Полный штиль. День рождения Женечки. Подарили фонарик. На столе торт с 16-ю свечами и праздничный ужин. Решили потанцевать, Михе с его спиной достался нижний брейк-данс, на всё остальное он был не способен. В эту ночь Сергеич озвучил свою мечту сплавиться по Белому Нилу с озера Виктория. Миха всех пугал пятиметровыми крокодилами. На фоне гор и персиковой глади озера, простирающегося до горизонта, Игорь читал стихи.
— Это было у моря, где волна бирюзова,
где встречается редко городской экипаж.
Королева играла в башне замка Шопена
и внимая Шопену полюбил ее паж и т.д
После озера Дюпкун нет достоверных сведений о передвижении по маршруту, поэтому позволю себе описать наиболее запомнившиеся моменты того далёкого путешествия.
Сильный туман над зеркальной гладью озера. Равномерный гуд комаров разрывает мёртвую тишину. Сразу после озера на левом берегу дом. Лай собак оповещает хозяина о нашем приближении. Человек живёт один, охотится и рыбачит здесь всё лето. Раз в неделю к нему прилетает вертолёт, который забирает у него добычу и оставляет необходимые припасы. Он очень рад нашей встрече и любезно угощает рыбой. Сообщает, что раньше нас на несколько дней, с озера сплавилась группа на моторе. После нескольких поворотов реки, видим лося, о котором нас предупреждал охотник. Лось стоит на открытом для ветра мысу, спасаясь от мошки и комара. Похоже, мы привлекли его внимание. Не глуша мотор, мы смогли совсем близко приблизиться к удивлённому зверю.
На одном из поворотов реки происходит ЧП. В крутом повороте наш длинный катамаран сильно раскручивает водоворот. Корма касается береговой отмели, винт цепляет грунт с щебнем. Винт немного пострадал, но стоявшая защита спасла лопасти от поломки. Мотор стал немного сильней вибрировать, если будет совсем плохо придётся заменить винт на запасной.
По плану около 8-9 часов сплава с мотором вниз по течению. Останавливаемся в 17.30 на обед на правом притоке — р.Воеволихан. Здесь самая южная точка на реке Котуй, от неё река поворачивает на север. На высоком берегу хорошая зимовейка — домик для охотников и рыбаков. Около дома лежат 2 лодки, рядом сушильня, коптильня, ледник для хранения добычи. В сарайчике 2 мотора и рыболовецкие снасти. В домике с печкой – буржуйкой небольшой запас продуктов, бензопила, тёплые вещи, посуда, столик для приготовления еды, деревянные лежаки, на которых можно спать.
Проходим первые пороги Котуя на моторе. Пороги с большими валами. Река широкая, есть место для манёвра. Винт на валах иногда не достаёт воды, тогда мотор взрывается сильным рёвом. Управляемость за счёт тяги мотора ослабевает, поэтому все остальные помогают вёслами. Сергеич, сидя на первом катамаране, показывает направление курса руками, т.к. из-за рёва двигателя плохо слышны команды. Линию движения стараемся выбирать ближе к берегу, там нет валов, но есть опасность удариться о подводные камни. На поворотах приходится пересекать течение, уходя от прижимов и навалов на скалы. Валы окатывают нас по пояс ледяной водой. Если носовые замечают камни под катамараном, то срочно дают сигнал мотористам, а те в свою очередь глушат и поднимают винт из воды.
После левого притока Чиринда на левом берегу встретили домик и двоих молодых парней – рыбаков на моторной лодке. Ребята пришли порыбачить из полузаброшенного поселка Чиринда, до которого 40 км по левому притоку. Они были очень рады встрече и, сфотографировавшись с нами на свой фотоаппарат, угостили нас рыбой. От этого места на реке ближе всего до Туры. Когда-то здесь заканчивали маршрут по Котую, улетая местным самолетиком в Туру с гидропорта озера Чиринда.
Погода испортилась. Постоянно идёт дождь и дует северный ветер, который резко снизил скорость передвижения. Встречный ветер поднимает высокую волну и заставляет нас прижиматься к берегам. Река вышла из гор на равнину лесотундры, течение замедлилось. Много островов. Несмотря на все усилия мотора, скорость не выше 5км/ч. Народ начинает грести и помогать вёслами, но толку от этого мало. Под нещадным холодным дождём мы медленно, но верно промокаем. «Татонковские» плащи не спасли хоббитов. Начинаем закутываться в полиэтилен и тенты. В итоги изобрели конструкцию для защиты от ветра и дождя, накрываясь от носа до кормы тентом. Эта уловка также понизила наше ветровое сопротивление. В целом, несмотря на все наши ухищрения, скорость выше 6км/ч катамаран не развивает. Мы начинаем выбиваться из графика движения, явно пережигая бензин на борьбу со стихией. Ночёвка на правом притоке Сида. Температура воздуха +2.
Точное повторение предыдущего дня. Река медленно течёт по низменности. Сильный встречный ветер с дождём. Холодно. Очень неприятные волны. Больше всех достаётся мотористам, т.к. они не могут полностью спрятаться от пронизывающего дождя – надо смотреть вперёд. В одной руке я держу рукоятку газа, управляя катамараном, а другой удерживаю капюшон плаща, оставляя маленькую дырочку для одного глаза. Уже через час через смотровое отверстие я начинаю промокать. Каждый час мы меняемся на моторе с Игорем, чтобы совсем не замёрзнуть или не уснуть от нудно проплывающего однообразия тундры. Мы молим Мгамгу, чтобы хотя бы стих ветер. Снова отстаём от графика движения, проходя чуть больше половины запланированной нормы. Очень хочется тепла, сухой одежды и чего-нибудь кроме рыбы на ужин.
Наши молитвы наконец-то доходят до Мгамги и погода начинает улучшаться. Обед мы проводим уже солнечным днём, а вместе с нами обедают комары и мошка. В этот день встречаем на берегу лосиху с лосёнком. Мы проходим заболоченную равнинную зону лесо-тундры. Берега реки повышаются, растёт скорость течения. У Мишки начинают проходить боли в спине, и уже на следующий день он ловит первого долгожданного тайменя около 10 кг.
На высоком левом берегу сразу за левым притоком находим старый заброшенный посёлок геологов. Домики полуразрушенные, нежилые. Река в этом месте широкая — сотни метров.
Река, прорезая высокогорное плато, устремляет своё течение к Северному Ледовитому океану. Ручьи от талых вод прорезали в береговых скалах бесчисленное количество столбов, напоминающих головы рыцарей в шлемах. Миха поймал второго тайменя. На левом берегу резиденция (для охоты и рыбалки) губернатора Красноярского края. Три домика с мебелью, лодки, отличные моторы, электростанция, посуда, вертолётная площадка и ни души. Наверное, отсюда начинается Котуйская труба – когда река течёт через пороги и перекаты в каньоне с отвесными стенами до 100 метров. На мой взгляд, это одно из самых удивительных творений природы.
Проходим пороги на моторе, помогая вёслами. Валы в центре реки, достигающие 1,5 метров, испытывают раму катамарана на прочность. Стараемся идти ближе к берегам, пересекаем реку, маневрируя между валов. Под левым берегом влетаем в хорошую бочку, которая нас всех слегка искупала. Вечером останавливаемся для осмотра порога 3-4 К. С. Ступенька 0.5м. почти через всё русло с бочкой и валами. Здесь же на левом берегу база рыбаков. Вертолётная площадка, несколько жилых домиков, работает электрогенератор. Общаемся со смотрителем (бутылка «Гжелки» 0.5л. у них стоит 1200р!). Сюда вертолётом привозят рыбаков на тайменя, для которого здесь самое излюбленное место. Проходим этот порог под правым берегом. После двух-трёх поворотов встаём на стоянку на правом берегу с видом на высокие стены «каменных замков».
Плывём по очень красивым местам. Природа выстроила «каменные замки» из стен каньона. Не покидает чувство, что попал в сказочную страну, где живут эльфы и гномы. Каньон потрясает своей красотой. Понимаешь, что это то, ради чего стоит здесь побывать. Замки гномов сопровождают нас на протяжении десятков километров, хочется по ним полазить, но, к сожалению, время поджимает.
Отличная солнечная погода, и поэтому не хочется быстро покидать эти чудесные места. Горы имеют разноцветные оттенки — внизу у воды они белые, потом красные, а верхний слой зелёный. По верху цветных гор растут хвойные деревья. Слоистый пирог горных пород, обнажённый рекой, здесь так удивительно сориентирован, что если смотреть на берег, создаётся впечатление, что река течёт вверх, постоянно набирая высоту.
На правом притоке встали порыбачить. Выше по притоку заброшенный золотодобывающий прииск. Встречаем людей на моторке с посёлка Каяк. Встаём на ночёвку на левом берегу напротив расщелины ручья, здесь река круто поворачивает налево. Мы переправляемся на правый берег и идём на прииск, где добывали хризолит. Местные нас предостерегали от похода туда и дорогу не сказали. Но хоббитам уж очень хотелось посмотреть на сокровища гномов.
Переправляемся на правый берег. Поднимаемся по руслу ручья, на развилках забирая левее. Через пару часов показался полностью заброшенный прииск. Оставлены домики и ржавеет сломанная техника. Хотя в одном из домиков есть следы пребывания человека, запасы еды и посуды, работающий фонарик, прибрано, оборудовано место для отдыха. Как нам удалось выяснить позднее, месторождение начали варварски использовать, взрывая породу и промывая её водяной помпой, что привело к ухудшению качества самого хризолита – от взрывов он трескается и размельчается. Одним словом, месторождение основательно загублено – вся поверхность изрыта взрывами. Попадаются только мелкие камешки, похожие на битое бутылочное стекло. Возвращаемся обратно к реке более короткой, но достаточно крутой дорогой, т. к. ручей много петляет.
Справка: Хризолит – камень, способствующий дружбе.
Вставайте дети, МАО уже встал – такими словами каждое утро будил всех нас Мишка. От нашей стоянки до посёлка Каяк 25км. На правом берегу шахта «Котуй», которая снабжает углём ближайшие населённые пункты. На берегу познакомились с шахтёрами, которые радушно нас встретили, рассказали о посёлке Каяк, в котором проживает около 300 человек. В посёлке 2-х этажные дома, клуб, магазин, почта, сберкасса, деревянные тротуары. Цивилизация! Мы купили свежие продукты, есть даже пиво. Река выходит на равнину, скорость течения 1-3км/ч. Последняя ночёвка на левом берегу реки в нескольких десятках км от г.Хатанга. Жалко расставаться со сказочной красотой арктического заполярья и удивительной рекой. Её ширина здесь около 2км. Вокруг тундра. Парни учат девчонок ловить рыбу на спиннинг. В озере Женька наловила щук.
Пасмурная погода. Левый приток Хетта расширяет реку до 3-х км. Город-порт Хатанга стоит на высоком правом берегу. Сюда заходят океанские суда, проходящие по северному пути. С воды отчётливо видны церковь, трёхэтажные дома, краны порта. На улицах есть машины. Маршрут окончен. Делаю последние круги почета на разгруженном катамаране, дожигая остатки бензина в двигателе. На берегу разбираем катамараны. Продаём мотор за ту же сумму, за которую купили в Москве. Обратно полетим налегке. Осталось около 20 л. бензина, которые достаются счастливому обладателю мотора. Размещаемся в аэропорту. Знакомимся с дежурным МЧС парашютистом Володей. Очень хороший и интересный парень. Адмирал ушел к пограничникам писать объяснительную, откуда мы взялись в этой глухомани. Пограничники удивлены, что мы приплыли в Хатангу из самого центра плато Путорана. Ночуем в тепле аэропорта. Ночью прилетели вахтовики (у них была пересадка) и украли у нас один фотоаппарат. Очень жаль, это был лучший фотоаппарат нашей группы, на его плёнке оставались кадры «Замков гномов» Котуйской трубы.
Утром перелёт из Хатанги в Норильск. Аэропорт закрыт по погодным условиям, и нас сажают в Дудинке. Там погранзона и милиция нас задерживает на взлетной полосе, которая от города отделена рекой. Долго объясняем, что это не наша вина, что мы оказались в погранзоне. Предъявляем билеты Хатанга—Норильск и Норильск—Москва. Все разрешается нормально. Прилетевших пассажиров на катере перевозят через речку, сажают в бесплатный автобус и доставляют в аэропорт Норильска. На следующий день улетаем в Москву. Немного грустно и есть желание вернуться в этот удивительный и суровый край. Сергеич говорит, что следующий раз на северах будет весь Оленёк, а это больше двух тысяч километров!
P.S. В день рождения Жени на озере Дюпкун, когда Шагаев рассказывал нам о своей мечте пройти по Белому Нилу, все наверняка загадывали желания, в том числе и я. Из 8-и человек, двое не пошли в Африку по личным соображениям. А вот Шагаев, идейный вдохновитель африканского похода, в последний день перед отъездом заболел воспалением лёгких и не поехал на Килиманджаро и Белый Нил. Так вот, Женечка не задула с первого раза все свечи на торте. И мне кажется, оставались гореть 3 свечи…
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности