Отчет о прохождении р. Эрменек (Ermenek), Турция
Ильин Женя
Отчет о первопрохождении водного туристского спортивного маршрута V к.с. р. Эрменек, Западный Турецкий Тавр совершенном сборной командой Таганок (г. Рязань), Норд-Ост (г. Москва) в период с 19 апреля по 4 мая 2008 г.
Маршрутная книжка № 2/4 Руководитель группы Ильин Евгений Михайлович
Taganok.ru
Ilyinem@mail.ru
3. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
3.1. Спортивный поход совершен сборной командой Таганок (г. Рязань), Норд-Ост (г. Москва), http://taganok.ru/
3.2. Турция, Западный Турецкий Тавр, Анталия, р. Эрменек.
3.3. Общие справочные данные.
- Дисциплина маршрута (вид туризма)- водный
- Категория сложности похода — V к.с.(первопрохождение)
- Протяженность активной части, км — 193
- Продолжительность, общая — 16
- Продолжительность, ходовых дней — 11
- Сроки проведения, с 19.04.2008 по 04.05.2008
3.4. Подробная нитка маршрута:
г. Рязань, — г. Москва — г.Анталия — пос. Бейрели — р. Гёкне — р. Гёкдесу — р. Гёксу — пос. Ерменек — пос. Гёрмель — г. Анталия — г. Москва — г. Рязань.
По другим картам реки называются Гёвне, Джевне и Ерменек.
3.5. Обзорная карта региона.
3.6. Определяющие препятствия.
Так как до совершения данного спортивного похода не было никакой точной информации о сложности препятствий, определяющими препятствиями можно считать препятствия, описанные ниже в отчете.
№ п/п | GPS координаты | Название препят ствия | Длина препят ствия | Характе ристика препят ствия (характер, высота, новизна, Наимено вание и т.п) | Путь прохож дения для локаль ных препят ствий. |
---|---|---|---|---|---|
1 | N36 46.547Е32 26.535 | Препят ствие №1 Каскад порогов «Джомики» V кc. | 500 м. | Состоит из трех ступеней, общей протяжен ностью 500 метров, перепад около 20 м. Несколько локальных сливов, бочки, валы. | |
2 | N36 44.931Е32 27.989 | Препят ствие № 2 Пор. «Очко» IV кc. | 100 м. | Трек, слаломный, водопад, завалы. Осмотр, фото-видеосъемка с правого берега и с воды. | Сложная лавировка между камней. Допол нительную трудность для нашего прохож дения создавало бревно, вертикально застрявшее между камней в середине порога. |
3 | N36 44.850Е32 28.082 | Препят ствие № 3 Порог через 200 м, IVкc. | 150 м. | Препятствие представляет сложность из-за нескольких крутых поворотов на сильной струе. | Прохож дение по основной струе, со взаимо страховкой Обработка препят ствия по правому берегу. |
4 | N36 44.648Е32 28.032 | Препят ствие № 4 Порог «Скаль ный» Vкc. | 300 м. | Свал всей воды влево под скалу. Перепад основного слива 2 м. Перепад 10 метров. | На заходе лавировка между камней. Выход из порога осложнен грядой острых камней. Обязателен осмотр (правый берег). Фото-видео съемка с правого берега и с воды. |
5 | N36 44.537Е32 27.969 | Препят ствие № 5 Порог «Заваль ный» Vкc. | 400 метров.. | Нагромож дение глыб в русле, постоянная лавировка. Перепад 12 метров | Прохож дение на грани габаритных размеров катамарана. Осмотр, страховка, фото-видео съемка с правого берега и с воды |
6 | N36 42.573Е32 27.131 | Начало первого каньона. | |||
7 | N36 40.245Е32 26.424 | Препят ствие№ 16 Порог «Зигзаг» IV к.с. | 100 м | За мостом русло сильно забито камнями, короткий, но мощный S-образный трек, длиной 150 м, перепад 3 м | Прохож дение по основной струе. Осмотр, фото-видео съемка и страховка с правого берега и с воды |
8 | N36 36.449Е32 25.727 | Начало второго каньона. | |||
9 | N36 36.359Е32 25.889 | Препят ствие № 17 Порог «Над Щелью» V кc | 800 — 1000 м. | Негаба ритный проход для наших судов, перепад 10-12 метров. Завал из крупных глыб. Сифоны. | Обнос по правому берегу |
10 | N36 36.168Е32 26.505 | Препят ствия № 19 Порог «Петрович»V кс. | 300 и 350 метров соответ ственно. | На заходе сливы между каменных глыб высотой до 2.5 метров. Далее, через 100 метров начинается шивера, которая заканчивается концентри рованным косым сливом высотой 2 метра на правом повороте. | Прохож дение по левой части препятствия, с маневром у берега. Последу ющий выход на основную струю. Продол жение прохож дения по ней. Оверкиль в сливе через правый нос, самоспа сение и спасработы на «Малень ком» катамаране. Осмотр, фото-видео съемка по левому берегу. |
11 | N36 34.047Е32 29.473 | Завал | |||
12 | N36 33.849Е32 29.741 | Препят ствие № 20 Порог из-под завала IV кс. | 300 м | На заходе слив 1.5 метра, навал на камень в левой трети. Протяжен ность 300 метров вертикал ьных стенок. | Осмотр и обработка препят ствия по левому берегу. Прохож дение тандемом, по основной струе со взаимо страховкой. |
13 | N36 33.801Е32 29.952 | Препят ствие№21 На выходе, под мостом, порог V к.с. «Щелочка» | 400 м. | Правый берег высокий, левый более пологий, несколько крупных камней в русле реки. Основная струя идет под правым берегом, через 2-3хметровые сливы. | Осмотр, фото-видео съемка и страховка с правого берега и с воды. Прохож дение по основной струе. |
14 | N36 33.794Е32 30.074 | Препят ствие №22 Через 300 метров крутопа дающий порог «Подстава» | 100 м. | Небольшое, препятствие IV к.с. В русле хаотичное нагромож дение обливных и полуоб ливных камней. Все заканчивается очередным негабаритом для наших судов. | Шли с осмотром с воды. Перед негаба ритом зачал ились на правый берег. Короткий обнос. |
15 | N36 33.818Е32 30.129 | Препят ствие№23 | Завал | ||
16 | N36 33.880 Е32 30.191 | Препят ствие № 24 Порог Vk.c. | 200 м | Представ ляет из себя несколько сливов, среди каменных глыб. За порогом быстроток. | Прохож дение по основной струе, сложная линия движения. Осмотр, страховка, фото-видеосъемка с правого берега и с воды. Через 300 метров впадает приток на правом берегу с чистой водой. |
17 | N36 34.441 Е32 30.677 | Препят ствие№ 30 «Канал МКК» | 600-700 м | На достаточно крутом правом повороте реки. Правый берег резко становится отвесным, левый, наоборот, несколько выпола живается. Есть несколько уловов на левом берегу реки. После правого поворота полочка на левом берегу заканчивается, и начинается отвесная скальная стена. В то же время на правом берегу появляется полка (после скального выхода). И вся река уходит в узкий, местами до 2.5 метров шириной, проход между скалами. | Органи зовали систему полиспастов для аварийной эвакуации экипажа с правого берега. И на 10 мм веревке страховали их траверс. После осмотра с помощью полиспаста вытащили катамаран обратно на левый берег. Осмотр показал проход имость данного препятствия. Следует отметить, что после следующего паводка препятствие может оказаться непрохо димым. В данном препятствии идет вертика льное «переме шивание» струй, на входе слив около 1 метра. Несложное маневри рование, резких поворотов нет, течение быстрое, но на всем участке, кроме начала препят ствия достаточно спокойное, без резких перепадов скорости. |
18 | N36 34.456 Е32 30.933 | Препят ствие № 31 VIA кс. | 400 м. | Препятствие представляет собой нагромо ждение крупно скальных обломков на участке левого и правого поворотов реки. Частичные негабариты на фоне необычайно мощных струй. | Осмотр следующего препят ствия и его обработка по левому берегу. Чалка на левый берег. Принято решение о проводке катама ранов. На четырех спасконцах, по левому берегу, передавая их «по эстафете». В паре мест потребо валось перебраться на катамаран и протолкнуть его с камней. |
19 | N36 33.931 Е32 31.443 | Препят ствие № 35 Порог «Конгло мератный» V кс. | 200 м. | S-образный трек на левом повороте. Среди выворо ченных селем острых вулкани ческих глыб основная струя отражается, и как бы «мечется» между острыми камнями на берегах и в русле. | Требуется точный расчет траектории движения катамарана. Прохож дение по основной струе. Страховка, осмотр, фото-видео съемка с правого берега. |
|20 | N36 33.831 Е32 31.646 | Препят ствие № 36 Порог VIA кс. | 700 м. | Осмотр по левому берегу. Сразу за порогом начинаются вертикал ьные стенки высотой 10-20 метров, и после 160 тиметрового спокойного фонового участка очередной завал. Перед завалом нет места для нормального зачаливания. Сразу после завала спуститься к реке можно только с помощью альпинист ского снаряжения. | Было принято решение о начале следующего обноса с места осмотра порога. Оставили катама аны на берегу и с минимумов вещей поднялись по козьей тропе. Двигаясь вдоль реки, начали искать место для стоянки. Вышли из каньона и недалеко от мостаN36 33.925 Е32 32.295 стали лагерем. |
21 | N36 33.376 Е32 33.367 | Препят ствие № 39. Порог «Заварной»V кс. | 250 м. | Перепад около 4 метров, мощная бочка, перегораж ивающая единств енный проход. | Прохож дение по основной струе через бочку. Страховка с левого берега и с воды. |
22 | N36 33.282 Е32 34.195 | Препят ствие № 40 | Негаба ритный проход, проводка и обнос. | ||
23 | N36 33.725 Е32 37.235 | Препят ствие № 43 Порог V-VI кс. | 600 м. | 1 ступень — слив между камней, далее вся струя упирается в камни и нужен резкий маневр под правый берег — 50 м. 2 ступень через 30 м — струя мечется между больших камней «зигзагом» вправо-влево-вправо. | Обработка препятствия по правому берегу. Страховка осмотр и обнос 350 метров по правому берегу. Часть препят ствия прошли, затем зачалились и провели катама раны. |
24 | N36 33.656 Е32 37.722 | Препят ствие № 44 Порог IV-V кс. | 400 м. | Основная струя уходит под левый берег, оставляя еле габаритные проходы и далее идут частые и чистые сливы. | Обработка препят ствия по правому берегу. Прохож дение по основной струе, с многочи сленными маневрами, с предпоч тением прохождения по «малога баритному» проходу с ограни ченной мощ ностью струи, прохож дению по основной струе. |
25 | N36 34.381 Е32 46.647 | Препят ствие № 55 Порог «Огород ный» V-VI к.с. | 150 м. | S-образный проход среди каменных глыб и камней. Прохож дение осложняется навалом на камни левого берега. Многочи сленные сливы, бочки. | Прохождение по сложному треку среди острых каменных зубьев с постоянным маневри рованием на основной струе. Страховку осущес твляли с берега и с воды. Обработка препят ствия по правому берегу. |
26 | N36 34.649 Е32 47.092 | Препятс твие № 57 V к.с. | 50 м | Красивый (круговой) трек вокруг огромных глыб в русле, слаломного типа. Наличие большого количества бочек и сливов на сложном треке. | Обработка препят ствия по правому берегу. Страховка с правого берега и с воды. Прохож дение по «меньшему» радиусу. |
3.7. Состав группы:
№ п/п | Участник | Год рождения | Опыт | Должность в походе |
---|---|---|---|---|
1 | Ильин Евгений Михайлович | 1977 | Лоймола-Коллас-Уукса IV–Р; Спити-Сатлетж VI-У-У | Руководитель ilyinem@mail.ru |
2 | Шагаев Дмитрий Сергеевич | 1960 | Манавгат VI-P; Муксу VI-P | Капитан катамарана |
3 | Зудин Игорь Валерьевич | 1964 | Марсианди VI-У; Муксу VI-У | Хроном етрист |
4 | Пивунов Дмитрий Иванович | 1971 | Манавгат VI-У; Чонг-Кемин V У | Переводчик |
5 | Марков Александр Иванович | 1971 | Манавгат VI-У; Ойгаинг-Пскем VI-У | Оператор |
6 | Черемушкин Вадим Алексеевич | 1965 | Чарын V-У; Спити-Сатлетж VI-У | Медик |
7 | Кирьяков Алексей Борисович | 1971 | Даламан V-У; Манавгат VI-У | Капитан катамарана |
8 | Гусев Борис Евгеньевич | 1972 | Манавгат VI-У; Спити-Сатлетж VI-У | Оператор |
9 | Золотов Геннадий Петрович | 1963 | Белая II с эл. V-У | Завхоз |
10 | Потапов Андрей Николаевич | 1962 | Спити-Сатлетж VI-Р; Башкаус-Чулышман VI-Р | Капитан катамарана |
11 | Суслов Сергей Михайлович | 1976 | Спити-Сатлетж VI –У; Белая VI-У | Ремонтник |
12 | Хисматуллин Эдуард Закиевич | 1975 | Спити-Сатлетж VI –У;Белая VI-У | Оператор |
3.8. Адрес хранения отчета, наличие фото-видео материалов, в том числе в электронном виде
Отчет, а так же фото-видеоматериалы хранятся в МКК при ФСТ Рязанской области по адресу:
390000, г. Рязань, ул. Почтовая, д. 54; тел. 8 (4912) 25-41-94, ryazturclub@mail.ru, также на сайтах http://taganok.ru/.
3.9. Поход рассмотрен МКК при ФСТ Рязанской области (шифр полномочий) 162-00-434550000.
4. Содержание отчета
4.1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика ее достижения
Выбор маршрута был обусловлен необходимостью проведения тщательной тренировки экипажей перед предстоящей Гималайской экспедицией, необходимость и реальность которой уже давно ни у кого не стоит под сомнением. Соответственно стоявшие перед нами задачи можно было обрисовать как организация спортивного туристского похода по реке каньонного типа в автономном режиме. Также дополнительные требования предъявлялись к безопасности маршрута и по возможности дешевизне.
Российский Кавказ отпал по причине наличия карачаево-черкесских вымогателей и отсутствия новизны в прохождениях рек данного региона (у участников группы). Поэтому уже который год пристальные взгляды ищущих приключений обращаются к Турции (см. http://taganok.ru/). Также следует отметить, что в данном регионе и на данной реке никого из русских спортсменов-водников не было. Исходя из этого можно сделать вывод, что данный спортивный поход является первопрохождением на уровне России.
Многократно побывав на западных склонах Турецкого Тавра, в этот раз мы предприняли попытку прохождения маршрута на его восточных склонах.
Старый еврей Абрам Соломонович Генштаб, уволившийся из рядов Вооруженных Сил СССР в 1974 году, любезно предоставил картографические материалы. Они вместе с имеющимися снимками из космоса, а также описанием из книги «Сплавные реки Греции и Турции» и позволили выбрать данный маршрут.
4.2. Варианты подъезда и отъезда
Изначально проблема попадания в Турцию была решена с помощью авиаперелета Москва-Анталия. При правильной организации и «отслеживании» сезонных колебаний цен на билеты и проведения авиаперевозчиками всевозможных рекламно-скидочных акций реально существенно снизить стоимость заброски/выброски. Так же рекомендуется изначально озаботиться арендой автотранспорта до места начала сплава и организации выброски с маршрута.
В Турции, стране изначально ориентированной на российского туриста, нет проблем с получением визы. Она просто покупается по прилету на месте, в аэропорту.
После перелета Москва-Анталия и встречи с заранее зафрахтованным по Интернету и телефону автобусом поехали по прибрежному шоссе через город Манавгат (с посещением рынка и супермаркета) до Алании. Оттуда, проехав по той же дороге еще 10 километров, в поселке Махмутлар необходимо свернуть на асфальтовую дорогу к Бейрели. Наличие же самой этой дороги, существенно облегчает целый ряд задач. Во-первых, облегчает заброску на реку непосредственно к точке начала сплава без утомительной пешеходной заброски. Во-вторых, на достаточно большом участке является удобным подспорьем при проведении осмотров и обеспечения страховки, а так же фото- и видеосъемки.
Так как данная река не находится на территории ни одного из национальных парков, заказников, и т.д., то соответственно при ее посещении пропуска не требуются.
Эрменэк Джайи (иначе – Джевне или Гевне) берет начало на высоте 3000 м на г. Гейик Даги, к северу от истока Алары. В 150 км от истока она сливается с равной по размерам Гёксу Нехри и в целом пригодна для сплава по всей длине течения, около 250 км. Единственный разрыв сплавного участка – 10тикилометровое водохранилище у Эвзина, за которой следует сухой участок такой же длины (дамба и водоотвод). Верхние 73 км реки представляют собой интересные пороги в красивейших каньонах Тавра. В мае расход воды в самой верхней из возможных точек начала сплава составляет 20 кубов. В июне эти участки остаются пригодными для сплава при расходе 8 кубов. До Бейрели можно доехать по асфальтовой дороге из Махмутлара (10 км к югу от Алании) через Аладжами и Сейлиер (по направлению к Ташкенту). Не пытайтесь проехать через поселки Демитрас и Белдиби, даже если по карте кажется, что так можно сделать. Условно весь Эрменек можно разделить на 12 участков.
Этот текст взят из указанной ранее книги, той самой, про сплавные реки Греции и Турции.
Но существенно лучше будет так.
Проехав по красивейшим местам Средиземноморского побережья, солнечным днем, когда в зафрахтованном автобусе разливаются ароматы свежих фруктов, вы въезжаете в предгорья Тавра. После бодрящего морского бриза вокруг смыкаются отроги гор. Дорога вьется среди виноградников и постепенно набирает высоту. Появляются неотмеченные развилки. Ниже, в ущелье ворчит Река. Дорога от нее уходит в сторону, и снова начинают встречаться признаки цивилизации и относительного комфорта.
Это другая Турция, не та, что на экранах ваших телевизоров. Здесь нет отелей и бассейнов. Здесь у дорог в скромных временных хижинах живут пастухи, здесь редки гостевые дома и не в каждой деревне есть магазин. Здесь можно не искать знатоков английского, русского или немецкого, их здесь нет. В ходу жесты и на месте нарисованные «комиксы».
Световой день длится с 06-00 до 19-30. Вставали утром в 06-00, на ночевку не позднее 18-30.
Можно спокойно пить воду из впадающих в реку ручьев. Вода в реке очень холодная.
По поводу «населенки» все, как всегда, относительно. Она в принципе есть, но это самое «есть» не всегда доступно, ибо находится на границе видимости и явно не достижима в реальном времени. Хотя есть и откровенно «прибрежные» селения.
Рекомендуемым сроком сплава по Эрменеку и остальным рекам восточного склона Тавра является середина апреля — начало мая, сразу по окончанию паводка.
4.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
В качестве альтернативного варианта, при невозможности прохождении по каким-либо причинам данного маршрута рассматривается вариант прохождения р. Гексу.
При необходимости досрочного завершения маршрута, или его резкого изменения возможны следующие варианты: на верхнем участке по дороге вдоль берега в д. Бейрели. Далее, в среднем течении, река уходит в недоступные каньоны, и для аварийного выхода с маршрута придется применять горное снаряжение и по звериным тропам выходить в район дороги на г. Ташкент. В нижнем течении, в условиях расширяющихся долин, проблем с аварийным выходом не возникает, так как многочисленные селения и дороги позволяют провести эвакуацию почти с любой точки маршрута.
4.4. Изменения маршрута и их причины
Единственными причинами изменения или прекращения маршрута может стать усложнение водной обстановки (резкое увеличение или, наоборот, резкое падение воды в русле) либо болезнь участника.
4.5. График движения
День пути | Дата | Участок пути | Протя
женн ость, км |
Чистое ходовое время, ч | Определя
ющие препят ствия на участке |
Метео
условия |
1 | 19.04.2008 | Около Бейрели | 0 | 0 | Стапель | Тепло, солнечно |
2 | 20.04.2008 | Около Бейрели | 17 | 3 | Стапель, пр. Джомики | Тепло, солнечно |
3 | 21.04.2008 | до моста на д. Сари | 34 | 5 | Пр. 1-18 | Тепло, солнечно |
4 | 22.04.2008 | до завала N36 34.047 Е32 29.473 | 19 | 5 | Пр. 19, завалы | Тепло, солнечно |
5 | 23.04.2008 | до пр. 23 | 17 | 7 | Пр. 20-22, завалы | Тепло, солнечно |
6 | 24.04.2008 | до пр. 29 | 12 | 7 | Пр. 23-29, завалы | Тепло, солнечно |
7 | 25.04.2008 | до моста N36 33.925 E32 32.295 | 15 | 6 | Пр. 30-36 | Тепло, солнечно |
8 | 26.04.2008 | до пр. 37 | 5 | 5 | Завалы | Ветер |
9 | 27.04.2008 | до N36 33.760 E32 36.582 | 19 | 6 | Пр. 37-42, завалы | Тепло, солнечно |
10 | 28.04.2008 | дневка | 0 | 0 | Осмотры, тренировка скальных работ | Дождь |
11 | 29.04.2008 | до моста N36.33.760 E32 40.036 | 17 | 5 | Пр. 43-47, завалы | Тепло, солнечно |
12 | 30.04.2008 | до пр. 56 | 29 | 5 | Пр. 48-55, завалы | Тепло, солнечно |
13 | 01.05.2008 | до точки N36 34.640 E32.47.740 | 14 | 4 | Пр. 56-65, антистапель | Жара, солнечно |
14 | 02.05.2008 | N36 34.640 E32.47.740 | 0 | 0 | Дневка, просушка снаряжения | Тепло, солнечно |
15 | 03.05.2008 | Р-н д. Гюрмен | 27 | 7 | Радиальный выход | Тепло, солнечно |
16 | 04.05.2008 | Р-н д. Гюрмен | 19 | 4 | Радиальный выход, отъезд | Тепло, солнечно |
4.6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
19 апреля (N36 45.121 Е32 27.650)
Тепло, солнечно
Неподалеку от Ташкента, но не того, о котором наслышаны все, а маленького населенного пункта в горах Турецкого Тавра у поселка Бейрели, на правом берегу реки был поставлен базовый лагерь. Так как приехали мы глубокой ночью, то на поиски стоянки не было особых сил и возможностей. В свете фар и фонарей мы увидели какие-то строения и признали их годными к проживанию.
В качестве площадки для организации базового лагеря были использованы «беседочно-пикниковые комплексы», их геометрические размеры прекрасно подходили к нашим палаткам. Это добротная деревянная беседка, крытая оцинковкой, поднятая на столбах выше уровня земли где-то на 1,5-2 метра. Рядом с беседками располагаются места для костра или печи. Неподалеку есть как минимум один источник воды.
20 апреля
Солнечно, достаточно тепло. Стапель. Подъем в 06-00. Организация базового лагеря. Два человека из группы двинулись вверх на разведку места начала сплава. По их возвращению было принято решение о нецелесообразности заброски выше каскада «Джомики», так как выше него для наших судов воды было очень мало. После стапеля, к 15 часам дня, завезли все три катамарана выше по течению к пор. Джомики у моста на д. Бейрели.
Препятствие №1 Каскад порогов «Джомики» V к.с. (N36 46.547 Е32 26.535)
Состоит из трех ступеней общей протяженность 500 м, перепад всех трех ступеней около 20 м. Каскад представляет собой ярко выраженный трек с многочисленными сливами и бочками.
Ниже каскада «Джомики» ярко выраженных порогов нет. Препятствия на этом участке II-III к.с. Участок опасности не представляет. Шли со взаимостраховкой с воды.
Через сорок минут сплава подошли к базовому лагерю. Осмотр препятствия по правому берегу.
Пройдено 17 км, перепад около 60 м.
21 апреля.
Солнечно, тепло. Подъем в 07-00, в 9 утра по дороге правого берега обнесли вещи за ущелье «Мокрые скалы» (5 км.) Продолжение осмотра препятствий с дороги по правому берегу. В целом, все ущелье, по совокупности препятствий, в нашу воду можно оценить как V к. с. Русло реки сильно забито камнями, узости, местами нет чистых проходов. Камни острые. Многие препятствия образовались в результате дорожных работ, по прокладке дороги вдоль правого берега. На большей части данного участка дорога полностью повторяет русло реки и находится на высоте 7-12 метров от уреза воды, что облегчает осмотр.
С утра занесли вещи за ущелье «Мокрые скалы», после чего начали сплав.
Препятствие № 2 Пор. «Очко» IV к. с. ( N36 44.931 Е32 27.989)
Длина 100 м. Сложная лавировка между камней. Дополнительную трудность для нашего прохождения создавало бревно, вертикально застрявшее между камней в середине порога, на основной струе.
Препятствие № 3 Порог через 200 м. IV к.с. (N36 44.850 Е32 28.082)
Сложная линия движения. Препятствие представляет сложность из-за нескольких крутых поворотов на сильной струе. Прохождение со взаимостраховкой. Осмотр по правому берегу.
Препятствие № 4 Порог «Скальный» V к.с. (N36 44.648 Е32 28.032)
Протяженность 300 метров, перепад 10 метров. Свал всей воды влево под скалу. Перепад основного слива 2 м.
На заходе достаточно сложная лавировка между камней. Выход из порога осложнен грядой острых камней. Прохождение после тщательного осмотра и размещения страховки.
Обязателен осмотр (правый берег). Фото/видеосъемка с правого берега и с воды.
Препятствие № 5 Порог «Завальный» V к. с. (N36 44.537 Е32 27.969)
Протяженность 400 метров. Перепад 12 метров. Нагромождение глыб в русле, постоянная лавировка. Прохождение на грани габаритных размеров катамарана. Осмотр, страховка, фото/видеосъемка с правого берега и с воды. Так же, как и в предыдущем случае, обязателен осмотр.
Препятствия № б, 7 Каскад из 2-х порогов III-IV к.с.
(N36 44.475 Е32 27.948
N36 44.434 Е32 27,943
N36 44.436 Е32 28.004)
Шли сходу, по основной струе. На правом берегу поселок.
Препятствие № 8 Порог III к.с.( N36 43.427 Е32 28.127)
Протяженность 250 метров, несложный маневр. Шли сходу по струе со взаимостраховкой с воды.
Препятствие № 9 (N36 42.833 Е32 27,410)
Нагромождение больших камней в русле. Зависит от воды. У дома препятствие III к.с. сходу по струе через «петух». Взаимостраховка, фото/видеосъемка с воды.
На фото один из каньонов
Препятствие № 10 III к. с. в середине каньона (N36 42.238 Е32 27.136)
Шли с просмотром и взаимостраховкой с воды по основной струе,
Препятствие № 11 (N36 42.040 Е32 27.125)
Выход из каньона III к.с. сходу между двумя полуобливными камнями. Шли сходу по основной струе, с взаимостраховкой.
Препятствие № 12 Порог III к.с. (N36 41.637 Е32 26.987)
Напротив деревни на правом берегу. Шли по основной струе с просмотром с воды и взаимостраховкой. Стоянка на правом берегу. Скоро мост.
Препятствие № 13 Несложный порог III к.с. (N36 41.370 Е32 27.037)
Прохождение с осмотром «с воды» и взаимостраховкой.
Препятствие № 14 Порог III к.с. (N36 41.276 Е32 26.980)
Каменистый достаточно широкий трек. Осмотр «с воды», прохождение тандемом с взаимостраховкой.
Препятствие № 15 III к.с. (N36 41.120 Е32 26.839)
Начинается небольшим сливом, проход по основной струе трека, через «петух» на выходе.
Препятствие № 16 Порог «Зигзаг» IV к. с. (N36 40.245 Е32 26.424)
За мостом русло сильно забито камнями, короткий S -образный, длинной 100 м длинной, с перепадом 3 м. Прохождение по основной струе. Осмотр, фото/видеосъемка и страховка с правого берега и с воды.
N36 36.449 Е32 25.727
Вход во второй каньон.
Препятствие № 17 Порог «Над Щелью» V к.с. (N36 36.359 Е32 25.889)
Порог 800-1000 м длиной с перепадом 10-12 м оказался негабаритным для наших катамаранов. Обнос по правому берегу.
N36 36.186 Е32 26.116
У моста выше и ниже река ускоряется в очередном треке, в котором находится несколько сливов 1,5-2 м. Валы.
В районе моста, на правом берегу реки встали на стоянку в очередных «пикниковых комплексах».
За день пройдено 34 км.
22 апреля
Солнечно, тепло. Подъем в 7-00, день начали с осмотра препятствий.
Препятствия № 19 Порог «Петрович» (N36 36.168 Е32 26.505)
За мостом в поселке Sari.
Длина первой ступени — 300 метров V к.c. На заходе сливы между каменных глыб выстрой до 2.5 метров. Далее через 100 метров начинается шивера, которая заканчивается концентрированным косым сливом высотой 2 метра на правом повороте. Оверкиль в сливе через правый нос и спасработы на «Маленьком» катамаране. Осмотр, фото/видеосъемка по левому берегу.
Вторая ступень — через 30 метров быстротока на правом повороте реки. Слив 1.5-2 метра, бочка, за ней валы. Протяженность второй ступени — 200 метров.
Далее через 150 метров после порога «Петрович» две шиверы — пороги не представляющие сложности в прохождении II-III к.с.
Дальше начинается участок сплошных несложных препятствий III к.с. Река делится на протоки, в мелководных протоках попадаются застрявшие бревна. Прижимы на скалы левого и правого берегов. Красивый каньон без препятствий. На выходе мост, длина участка 4 км (от стоянки до моста).
Далее участок достаточно спокойного сплава продолжается. От моста до дома — участок с шиверами, прижимами не сложнее III к.с. (под мостом порог III к.с). Наиболее чистый проход — левый пролет между опорами,
Горы расступаются.. Далее участок перекатов, рукава, 0-1 к.с. Скала с дыркой (Поселок, мечеть, есть магазинчики с едой и напитками, также в этом магазине можно купить рыболовные снасти).
Постепенно горы смыкаются, русло собирается в стремительный поток и река входит в следующее ущелье, далее переходящее в каньон. Ориентир — бетонный автомобильный мост. Дорога переходит на левый берег и уходит вверх. По правому берегу осмотр и разведка по старой горной дороге.
Завал (N36 34.047 Е32 29.473)
Осмотр завала по правому берегу. Сложные проходы между камней. Требуется слаженная работа экипажей при проводке и обносе катамаранов.
Пройдено 19 км.
23 апреля
Солнечно, тепло. Старт в 9-00.
Обнос вещей за первый завал. Завал, обнос 1 час, 500 метров. Стартовали сразу из-под завала.
Порог из-под завала IV к. с. (N36 33.849 Е32 29.741)
Слив 1.5 метра, навал на камень в левой трети. Протяженность 300 метров вертикальных стенок. Прохождение тандемом с взаимостраховкой.
Препятствие № 21 (N36 33.801 Е32 29.952)
На выходе, под мостом, порог V к.с. «Щелочка». Правый высокий правый берег, левый более пологий, несколько крупных камней в русле реки. Основная струя идет под правым берегом, через 2.0-3.0 метровые сливы. Осмотр, фото/видеосъемка и страховка с правого берега и с воды. Прохождение по основной струе.
Приток (N36 33.799 Е32 30.000)
Препятствие № 22 (N36 33.794 Е32 30.074)
Через 300 метров крутопадающий порог «Подстава», небольшое, протяженностью всего 100 метров препятствие IV к.с. В русле хаотичное нагромождение обливных и полуобливных камней. Все заканчивается очередным негабаритом для наших судов. Шли с осмотром с воды. Перед негабаритом зачалились на правый берег. Короткий обнос.
Далее долина расширяется, несложные препятствия II-III кс. на протяжении 1,5 км. После долина начинает сужаться. Река уходит налево, затем резкое сужение. Вход в следующий каньон.
Через непродолжительное время перечаливаемся для осмотра на правый берег. Краткий осмотр, идем порог с ходу (IV к.с.). Красивый каньон протяженностью 1.5 км. После него упираемся в очередной завал.
За день пройдено 17 км.
24 апреля
Солнечно, тепло. Вышли на воду в 9-00
Препятствие № 23 (N36 33.818 Е32 30.129)
По ранее установленной доброй традиции день начат с обноса вещей и катамаранов. Вышли на воду после обноса в 11-30. Осмотр порога сразу за завалом по левому берегу. Входную часть провели вдоль левого берега. Дальше лавировка между крупными камнями. Длина препятствия около 300 метров.
Препятствие № 24 (N36 33.880 Е32 30.191)
Порог V к.с. представляет из себя несколько сливов среди каменных глыб. За порогом быстроток. Прохождение по основной струе, сложная линия движения. Осмотр, страховка, фото/видеосъемка с правого берега и с воды. Через 300 метров по правому берегу впадает приток с чистой водой.
Препятствие № 25 (N36 34.313 Е32 30.308)
Через 200 метров негабаритный для катамарана порог. Проводка по левому берегу.
Препятствие № 26 (N36 34.362 Е32 30.356)
Еще через 200 метров порог «Звучный» IV к.с. Вся масса воды после заходной части сваливается под глыбу у правого берега. У правого берега и по центру русла — разбои. Осмотр, страховка, фото/видеосъемка с правого берега и с воды. Прохождение по основной струе или через разбои с перетаскиванием катамарана через камни.
Препятствие № 27 (N36 34.420 Е32 30.538)
Затем два порога III-IV к.с. — прямые сливы и бочки за ними. Осмотр с воды, прохождение по основной струе с взаимостраховкой.
Препятствие № 28 (N36 34.431 Е32 30.582)
Через 100 метров на плавном левом повороте очередной негабарит — гряда через всё русло. Проводка слева. На выходе каскад сливов 1.5-2.0 метра, в совокупности IV к.с.
Далее река плавно петляет. Сложных препятствий нет. Фоновые пороги III к.с. длинна этого участка 1.5 км. Шли со взаимостраховкой.
Препятствие № 29 (N36 34.501 Е32 30.622)
Далее перед входом в каньон порог IV к.с. Прохождение сходу, по основной струе, с взаимостраховкой. Перед ним ручей с чистой водой. Необходимо усилить внимание.
Препятствие № 30 (N36 34.441 Е32 30.677)
«Канал МКК». На достаточно крутом правом повороте реки. Правый берег резко становится отвесным, левый, наоборот несколько выполаживается. Есть несколько уловов на левом берегу реки. После правого поворота, полочка на левом берегу заканчивается, и начинается отвесная скальная стена. В то же время на правом берегу появляется полка (после скального выхода). И вся река уходит в узкий, местами до 2.5 метров шириной, проход между скалами. Организовали систему полиспастов для аварийной эвакуации экипажа с правого берега, и на 10 мм веревке страховали их траверс. После осмотра с помощью полиспаста вытащили катамаран обратно на левый берег. Осмотр показал проходимость данного препятствия. Следует отметить, что после следующего паводка препятствие может оказаться непроходимым.
Встали лагерем на полке левого берега.
За день пройдено 12 километров.
25 апреля
Солнечно, тепло. Выход 9-30. Прохождение «Канала МКК». В данном препятствии идет вертикальное «перемешивание» струй, на входе слив около 1 метра. Несложное маневрирование, резких поворотов нет. Течение быстрое, но на всем участке, кроме начала препятствия, достаточно спокойное. Местами сужения до 2.5 метров.
Препятствие № 31 (N36 34.456 Е32 30.933)
Осмотр следующего препятствия слева. Чалка на левый берег. Перед препятствием порог VIC теоретическим проходим справа. Проводка вдоль левого берега. Сильное течение под левым берегом. Нагромождение камней, мощные сливы с бочками.
Частичные негабаритные проходы. Принято решение о проводке катамаранов. На четырех спасконцах, по левому берегу, передавая их «по эстафете». В паре мест потребовалось перебраться на катамаран и протолкнуть его с камней.
Препятствие № 33 (N36 34.388 Е32 3.994)
Через 100 метров быстротока завальный порог. Очередной завал, достаточно удобный обнос по правому берегу. Обнесли входную часть. Продолжили прохождение препятствия до начала сифонов. Перед ними зачалились в узости с дополнительной страховкой.
Вода уходит в сифоны (под камни).
Так же обнесли выходную часть около 100 метров.
Препятствие №34 (N36 34.031 Е32 31.214)
Небольшое ущелье, протяженностью 1 километр. В нем несколько несложных препятствий III к. с. Прохождение со взаимостраховкой.
Препятствие № 35 (N36 33.931 Е32 31.443)
Порог «Конгломератный» V к.с. S-образный трек на левом повороте. Среди вывороченных селем острых вулканических глыб основная струя отражается от берегов. Требуется точный расчет траектории движения катамарана. Прохождение по основной струе. Страховка, осмотр, фото/видеосъемка с правого берега.
Сразу за ним начинается несложный, интересный фоновый участок длиной 1,5 километра.
Препятствие № 36 (N36 33.831 Е32 31.646)
Порог VIA к.с. Осмотр по левому берегу. Сразу за порогом начинаются вертикальные стенки высотой 10-20 метров, и после 160 метрового спокойного фонового участка очередной завал. Перед завалом нет места для нормального зачаливания. Поэтому было принято решение о начале следующего обноса с места осмотра порога.
Оставили катамараны на берегу и с минимумов вещей поднялись по козьей тропе. Двигаясь вдоль реки, начали искать место для стоянки. Вышли из каньона и недалеко от моста N36 33.925 Е32 32.295 стали лагерем.
За день пройдено 15 километров.
Стоянка (N36 33.945 Е32 32.395)
26 апреля
Солнечно, тепло, ветер. Вернулись за вещами и катамаранами, все обнесли за завалы и сплавились в выходной части каньона.
Так же провели осмотр следующего, примерно десятикилометрового, участка реки, по дороге на правом берегу.
На правом берегу реки, чуть ниже моста, есть большая деревня. В ней можно пополнить запасы продуктов,
27 апреля
ПАСХА! Х.В.!!!
Препятствия №№ 37, 38, 39, 40
(N36 33.642 Е32 32.660
N36 33.642 Е32 32.842
N36 33.525 Е32 33.030
N36 33.418 Е32 33.209)
Вышли на воду в 09-30. Два порога II к. с. и два порога III к. с. — все сходу по основной струе, со взаимостраховкой,
Препятствие № 41 (N36 33.376 Е32 33.367)
В каньоне примерно 3 км ниже, на левом повороте, пор. «Заварной» V к.с. -перепад примерно 4 метра, бочка. Прохождение по основной струе через бочку. Страховка с левого берега и с воды,
Препятствие № 42 (N36 33.282 Е32 34.195)
Негабаритный проход, проводка и обнос
N36 33.760 Е32 36.582
За день пройдено 19 километров.
28 апреля
Дневка. Дождь с утра и весь день. Ребята поехали за продуктами, вернулись к вечеру. Три км по карте обернулись прогулкой через перевал высотой 1500 метров. Стояли у моста на левом берегу.
29 апреля
Хорошая погода Солнце, тепло. Старт в 10-30.
Препятствия №№ 43,44
(N36 33.747 Е32 36.162
N36 33.719 Е32 36.918)
Два порожка III- IV к.с. Обливные и полуобливные камни в русле, сливы высотой до 1,5 метров. Валы. Осмотр, страховка, фото/видеосъемка с воды.
Препятствие № 45 (N36 33.725 Е32 37.235)
Порог V-VI к.с. — страховка осмотр и обнос 350 метров по правому берегу. 1 ступень — слив между камней, далее вся струя упирается в камни и нужен резкий маневр под правый берег — 50 метров. 2 ступень через 30 метров — струя мечется между больших камней «зигзагом» вправо-влево-вправо. Часть препятствия прошли, затем зачалились и провели катамараны.
Препятствие № 46 (N36 33.656 Е32 37.722)
Через 200 метров следующий серьезный порог IV-V к.с. — осмотр по правому берегу. Протяженность 400 метров, основная струя уходит под левый берег, оставляя еле габаритные проходы, и далее идут чистые сливы. Страховка с правого берега и с воды.
Препятствие №47 (N36 33.421 Е32 38.144)
Завал 400 метров — осмотр, обнос по левому берегу. В начале узкие сливы между больших камней. К концу порога камни становятся все меньше, но сливы все равно узкие, негабарит. Провели.
На остальном участке сплава несерьезные препятствия II-III категории сложности. Прохождение с осмотром с воды.
Мост (N36 33.857 Е32 40.036 )
N36 34.024 Е32 40.775
За день пройдено 17 километров.
30 апреля
Солнечно, тепло. Стояли в 200 метрах выше моста на П.Б. На Л.Б. напротив — огород/виноградник. Старт в 10-10.
В 300 метрах ниже моста — крупный левый приток. Дорога уходит от реки, скалы поднимаются.
Препятствие №№ 48,49, 50, 51
(N36 34.036 Е32 41.250
N36 34.027 Е32 41.432
N36 33.926 Е32 41.716
N36 33.821 Е32 42.073)
5 км каньон — 4 порожка III к.с. Не представляющих сложности. Осмотр и прохождение сходу. В середине каньона, на правом берегу здоровенная пещера (N36 34.020 Е32 42.357), вход виден с воды.
Далее стены расступаются. Каньон заканчивается.
Препятствия №№ 52, 53 (N36 34.093 Е32 42.581; N36 34.112 Е32 42.943)
После 2 препятствия IV к.с. Прохождение по основной струе. Во втором негабарит (для катамаранов). Обнос по левому берегу. С правого берега впадает приток.
Препятствие № 54 (N36 34.246 Е32 43.108)
Через 100 метров начинается каньон, длина 1 км. Из них 400 метров непроходимый завал из огромных камней.
Чуть ниже притока на правом берегу вынесли вещи и каты на проселочную дорогу. Она невысоко. Обнесли каньон по дороге. Наверху идет добыча мрамора.
Препятствие № 55 (N36 34.222 Е32 43.686)
Далее 7.5 км многочисленные порожки II-III к.с. Справа впадает приток, красивым водопадом 4 м.
За день пройдено 29 километров.
Препятствие № 56 (N36 34.381 E32 46.647)
Каньон 300 метров. Встали на П.Б. перед порогом «Огородный» V-VI к.с. длина порога 150 метров. В конце него русло перекрывает гряда камней. До моста 3,5 км. По правому берегу идет дорога и огороды. Осмотр с правого берега. Прохождение порога по треку между острыми каменными зубьями. По левому – проселочная дорога.
01 мая
Жара. Вышли на воду в10-00. Прошли «Огородный» с обносом на страховку одним катамараном. Прохождение по сложной траектории впритирку к камням.
Препятствие № 57 (N36 34.471 Е32 46.671)
Далее порог III-IV к.с. Русло забито полуобливными и обливными камнями — длина 150 метров.
N36 34.480 Е32 46.666
Через 50 метров сброс воды на левом повороте.
Препятствие №58 (N36 34.523 Е32 46.873)
Через 100 метров красивый порог в крупноскальных обломках IV к. с. Течение слабое, на заходе лавировка между камней, бочки, на выходе слив высотой 1 метр.
Препятствие № 59 (N36 34.649 Е32 47.092)
Через 100 метров красивый (круговой) трек вокруг огромных глыб в русле, слаломного типа, протяженностью около 50 метров V к.с.
Препятствие № 60 (N36 34.683 Е32 47.125)
За ним на правом повороте маленький порожек II к.с.
Препятствия №№ 61, 62 (N36 34.658 Е32 47.212; N36 34.617 Е32 47.277)
Через 100 и еще через 100 метров две шиверы.
Препятствие № 63 (N36 34.696 Е32 47.520)
Слева огромная глыба. Красивый слаломный порог с затычкой IV к.с. Посреди единственного прохода находится полуобливной камень. После прохождения трека зачалились к камню и перетащили катамараны через него.
Препятствия №№ 64, 65 (N36 34.714 E32 47.588; N36 34.696 E32 47.676)
Через 100 метров, на левом повороте, крутой S образный трек с препятствиями IV к.с. Сквозное прохождение с осмотром с воды и взаимостраховкой.
За ним начинается завал 200 метров.
Чалка справа. (N36 34640 Е32 47.740). Выход на дорогу. Антистапель. Дальше мост. Перед ним и за ним непроход.
За день пройдено 14 километров.
Общая протяженность маршрута составила 193 километра. Суммарный перепад высот 670 метров.
4.7. Потенциально опасные участки на маршруте
К числу таких препятствий можно отнести все определяющие препятствия данного маршрута. Дополнительно следует отметить опасность при проведении осмотров и обносов в условиях скальных каньонов.
4.8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте
В данном случае на маршруте из всех видов интересных объектов можно лишь
упомянуть пещеру N36 34.020 Е32 42.357.
4.9. Дополнительные сведения о походе
В походе были использованы следующие средства:
1. Спутниковый телефон THURAYA — 1 шт.
2. Радиостанции фирмы «JJ-Connect» — 3 шт.
3. Навигатор GPS Garmin «Vista-C» — 1 шт.
Все указанные в отчете координаты даны в системе WGS84 — одинаковой для GPS. Сами координаты даны неточно, в связи с ограниченной точностью самого GPS — 9 метров (в условиях нахождения в каньоне точность определения координат ухудшается еще больше), а также тем, что часть препятствий отмечались после их прохождения, соответственно, приближаясь к указанным координатам необходимо усилить бдительность.
4. Видеокамеры- 3 шт.
5. Фотоаппараты — 5 шт.
6. Горное снаряжение- 3 комплекта.
В состав комплекта входят: система страховочная, карабины, комплекты искусственных точек опоры («закладки», «френды», скальные крючья, шлямбуры), страховочные и спусковые устройства; веревка «статика» d10 — 100 метров.
7. Спасконцы — 6 шт.
Для сплава были использованы четырехместные катамараны объемом 1.2, 2.2 и 3.4 куб. метров.
Группа имела достаточный опыт для оценки возможности прохождения препятствия «с ходу», а так же для обеспечения страховки при движении «тандемом».
В это время года после снеготаянья достаточно быстро падает уровень воды в реке. Соответственно, желательно проконтролировать его с помощью прогноза или, позвонив в Турцию, узнать сроки начала паводка и по его наличию подкорректировать маршрут.
4.10. Стоимость проживания, питания, средств перемещения, снаряжения.
Автопереезд Рязань-Москва, Москва-Рязань — 1500 рублей с человека.
Авиаперелет Москва-Анталия, Анталия-Москва — 15200 рублей.
Турецкая виза — 15 американских долларов.
Продукты на весь поход — 80 американских долларов.
4.11. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута.
В нашем случае уровень воды был средний, соответственно, большинство препятствий и составляли именно заявленную категорию сложности. В более низкую воду интерес к реке возрастает у каякеров, но для катамаранов пропадает весь смысл прохождения. В большую воду прохождение усложнится за счет увеличения мощности препятствий и усложнения части обносов.
Данный маршрут подходит для хорошо подготовленных групп на каяках, на небольших катамаранах-двойках, максимум — малообъемные четверки. Данный маршрут идеально подходит в качестве альтернативы Кавказским маршрутам и для подготовки к серьезным экспедициям. При прохождении маршрута необходимо иметь и уметь применять горное снаряжение при обносах, которых в любом случае не избежать. Именно из-за огромного количества обносов мы заявляем: совершено первопрохождение р. Эрменек V к.с, также совершен первообнос р. Эрменек, аналогичной категории сложности.
- 5.3.09 14:23 Жук атвечу дискретно:
техсложность 2-3
апасность 6 - 5.3.09 14:11 Интересуюсь_просто Я тут на одном туристическом сайте прочитал про покорение Ниагарского водопада. Интересно, это порог какой категории?
- 2.3.09 12:58 Жук какой замечательный маршрут, с удавольствием ПРАШЕЛ бы его ещё пару раз! ухахахааа