Турция

Описание реки Даламан (Турция), апрель 2004

Д. Шагаев

5 Апреля. После слякотной Москвы Анталья встретила нас теплом и зеленью. Было пыльно и по летнему жарко. 12-местный Фольксваген принял в себя все наше барахло вместе с нами, зарядился продуктами в супермаркете и рванул с приморской равнины к близким горам. Отличная трасса Е87 (шоссе 585 ) между Антальей и Денезли проложена по горному плато. Через 180 км поворот на Акалан и Kelekgi к занесенным вершинам хребта Golgeli Daglari вдоль которой течет Даламан. Снега в горах много, поэтому питание реки в начале апреля снежное. Расход воды в реке быстро растет и ниже поселка Аксар на левом берегу в сосновой роще разгрузились. Здесь хорошее место для сборки судов. Река в этом месте небольшая — 10 м в ширину, но глубокая — 3 м, и быстрая. Мы не знали, что нас ждет впереди. Реально первые 10-15 км идут разбои, навалы на кусты и деревья, на низкие пешеходные мостики. До автомобильного моста смысла сплавляться нет, хотя все <идется>, но не интересно. Дорога идет по левому борту реки, то отходя, то приближаясь к воде. Ниже поселка л.б. мост, выше которого начинается порог, а река входит в узкое ущелье. Это начало порогов Даламана. Остаток дня провели в разведке ущелья. Правый берег крутой склон ( бомы и осыпи ). По левому берегу высоко над водой идет дорога, которая приводит к концу ущелья. Там поселок, а река протекает под ним в узкой скальной щели. Препятствий в ней нет. Сверху автомост. Сразу за ним расширение долины.
Пороги в ущелье разнообразные, требуют разведки. Уклон большой. С ростом объема воды сложность будет увеличиваться. Все препятствия проходимы. Сложность ущелья примерно 4+ в апрельскую воду. Есть водопадные сливы по 1,5 — 2 м и участки со сложной линией движения. Все ущелье единый порог. Места для чалок и страховки есть. Ночевали на полочке л.б. в 200 м выше скальной щели. Характер ущелья хорошо отображен на фото.

После ночевки прошли щель. Сверху мост, справа поселок. В поселке есть магазин. Ниже моста долина расширяется и начинается участок №3, до следующего автомобильного моста. Узкое ущелье, местами каньоны. Узости до 2,5м, быстрое течение, несколько сливов, много водоворотов и навалов на стены. Участок шли без разведки, т.к. она невозможна. Если где-либо застрянет упавшее дерево, могут быть большие неприятности. После каньона расширение долины и крупный левый приток. По расходу он такой же, как и Даламан. Вполне можно сплавляться.

В километре ниже притока горы смыкаются. Река уходит в высоченные скальные щеки. Перед ними автомобильный мост. Выше моста на правом берегу хорошая площадка для стоянки. Удобная чалка. Это начало каньона и каскада препятствий от 4+ до 6 и <непроходов>. Остаток дня показал, что по обеим сторонам каньона, уходя серпантинами вверх, идет дорога. Переночевали. Утром двумя группами по обеим сторонам ушли на разведку. Взаимодействие осуществляли по радиостанциям.

Каньон начинается стометровым быстротоком в отвесных стенках 15 — 20м, затем слева появляется полка вдоль которой сложнейший порог с <непроходом> в начале Ф2, затем каньон сужается Ф3. На этом участке несколько порогов-сливов и выходов коренных пород. Все <идется>. Перед щелью ниже пешеходного моста Ф5 есть понижение и возможность спуска к воде Ф4, где надо делать принудительную чалку перед <непроходом>. Каньон сужается примерно до 1м. Длина узости около 100м при высоте стенок 10м. На катамаранах непроходимо. После щели расширение русла и сложнейший порог завального типа (5+) на огромном уклоне (чем-то напоминает <Штольню> на Пскеме). Потом идет 500-600м каньона с несложными порогами. Но если заплыл ниже ручья впадающего с п.б., то вылезти из каньона нельзя. Отвесные стены поднимаются на сотни метров. Ф6 . Река перепилила гору пополам и на другой стороне поворачивает под прямым углом влево. Правый берег 3-5м скальная стена, а левый 100-200 м — отвесный. На повороте надо ставить принудительную чалку, т.к. сразу после поворота непроходимый сифон. Во время дождей и очень высокой воды (+2м к апрельской) сифон затопит, и появятся водопадные сливы через скалы. Обнос 3м. Дальше на 100м еще три непроходимых сифона. В большую воду все должно идтись (сл. 5+ — 6). Дальше простой быстроток до автомобильного моста. От пешеходного мостика до автомобильного моста надо идти по дороге правого берега. Она приводит к лесозаготовкам на горе, а правее и вниз идет тропа, по которой надо спускаться. Некоторые пороги останутся не увиденными, но они могут быть пройдены сходу. Без принудительной чалки перед пешеходным мостом и по выходе за гору — сплавляться нельзя, т.к. это может привести к смерти. Из каньона можно выбраться только в районе пешеходного мостика выше или ниже щели. В остальных местах отвесные стены от 10-15м до 150-200м.

От начала каньона ( место ночевки ), и вдоль всего каньона до автомобильного моста по п.б., и потом по л.б., до пешеходного моста, мне потребовалось 9 часов непрерывного движения в довольно быстром темпе.

Ночевали на хуторе возле пешеходного моста. Утром каты погрузили в кузов грузовика и переехали к автомосту ниже поселка Oglavisini . В конце поселка у опоры ЛЭП есть поворот на проселок выводящий к мосту, а основная трасса идет далеко от реки.

От моста очень красивый каньон без выходов, много подземных карстовых притоков. За правым поворотом река упирается в завал. Чалка к л.б. на отмель. От левой стены отвалился кусок скалы, и обломки завалили реку. При большой воде возможен проход под л.б. ( водопад около 3м ). Заглянуть за поворот не удалось и мы, навесив переправу над завалом переправились на п.б., где и заночевали.

После завала идет каскад порогов 5 к.с., протяженность участка около 5 км. Правый приток добавляет еще треть воды и расход становиться совсем приличным. Откуда начинается верхний каякерный участок, а потом рафтовый участок мы определить не смогли. После завала на левом берегу еще раз ночевали на уровне сложного порога, который в большую воду будет очень мощным водопадным порогом. От этой ночевки осталось около 4 часов сплава до Римского моста. Этот участок можно идти без разведки. Долина реки очень красивая, сплав динамичный, но не опасный. Ночевали чуть выше римского моста на п.б..
Пока разбирали и сушили каты , Али сделал нам вкусный ужин. Утром , как и договаривались, приехал микроавтобус. Быстро погрузились , а уже после обеда были в Кемере . Две ночи в отеле . Купание в море ( вода + 19 ), турецкая баня , много вкусной еды и т.д. , и т.п. Потом — аэропорт, а вечером мы дома.

Фотогалерея, Даламан 2004

ztv

Recent Posts

Открытое командное первенство туристов водников 2023

ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…

9 месяцев ago

Анонс Ночной ПРАгулки 2023!

Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.

9 месяцев ago

Андрей Бердинских. Нагорный Карабах, река Тертер. Дневник водного похода на плотах. весна 1976. Часть №2

Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…

1 год ago

Андрей Бердинских. Покорение Койсу (записки авантюриста), май 1974. Дневник и стихи. Часть №1

Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…

1 год ago

Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности

Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности

1 год ago