Таганок
Эрменэк Джайи (иначе — Джевне) берет начало на высоте 3000 м на г. Гейик Даги, к северу от источника Алары. В 150 км от истока она сливается с равной по размерам Гёксу Нехри и, в целом, пригодна для сплава по всей длине течения, около 250 км. Единственный разрыв сплавного участка – 10-километровое водохранилище у Эвзина, за которой следует сухой участок такой же длины (дамба и водоотвод). Верхние 73 км реки педставляют собой интересные пороги в красивейших каньонах Тавра. В мае расход воды в самой верхней из возможных точек начала сплава составляет 20 кубов. В июне эти участки остаются пригодными для сплава при расходе 8 кубов. До Берели можно доехать по асфальтовой дороге из Махмутлара (10 км к югу от Алании) через Аладжами и Сейлиер (по направлению к Ташкенту). Не пытайтесь проехать через Демитрас и Белдиби, даже если по карте кажется, что так можно сделать. Эрменек можно разделить на 12 участков. Я сплавлялся первые 40 км от Бейрели до каменистой площадки (булыжникового пляжа) у Калапинара в 2004 г. Каньон отсюда до Дюмлогёзэ неисследован, также как и короткий участок ниже местечка Даран. Кристофер Шерманн сотоварищи, первые сплавившиеся по остальной части от Дюмлогёзэ до Гёрмеля бессвязно бредили об этом, как о реке-мечте. Подробности:
1. Участок: 6 км III, IV (VI). 14 м/км. Начало сплава у моста в 2 км ниже Бейрели. В каньоне (III) первые 6 км пороги идут непрерывно. Три порога – IV к.с.. Один порог (обносимый)V к.с. — в100 м выше моста, где производилась выброска. По мосту можно добраться по короткому гравийному подъезду, ответвляющемуся от главной асфальтовой дороги. В этом фотогеничном месте вы встечаете своих чуваков, оттягиваетесь по малиновым пирожным и кофе, или в зависимости от количества времени и настроения говорите «баста» сплавному дню.
2. Участок: 6 км III, IV (VI). 14 м/км. Это участок сплошных порогов. После 1.4 км начинается 200-метровый порог «Джомики» (VI). Его начало засифонено и непроходимо, бурное продолжение характеризуется V-VI к.с.. Простой обнос по левому берегу по тропе через лужайку. Следующие 200 м подолжается IV к.с., ниже – III к.с.. Приток добавляет прилично воды в районе брода Джикджилли-Яйхаси. Станки каньона отступают дорога подходит к реке. Там есть фонтан и превосходное место для лагеря под соснами, вполне заслуженное после 12 км изнуряющего сплава.
3. Участок: 13 км III (IV, V). 13 м/км. Следующий участок реки, идущий вблизи дороги, — несложный приятный сплав заканчивающийся около аккуратного (места для) лагеря напротив рыбного ресторана. До этого места — 13 км очень разных порогов II-VI к.с.. Все милые, все обносятся. Первые 3.6 км довольно гладкие, дальше — сказка. Источники и водопады обрамляют поросший соснами каньон. На следующих 3 км сплава есть 2 порога IV+ к.с., один V к.с. , и один VI к.с., все очевидные. За ними следует 3 км фона II-III к.с., затем стенки каньона смыкаются. Там порог III к.с. посередине еще один III к.с. в конце каньона длной 1 км. Вы найдете еще парочку порогов на последних 2.4 км: один IV к.с. и один V к.с.. Выброска – за 80 м до моста у Саривелилер, на дорогу направо или к ресторану налево.
4. и 5. Участок; 10 км II-III к.с, затем 4 км 0-1. Река успокаивается, но местность остается дикой и прекрасной. Пороги временно прекращаются после 10 км, у дорожного моста. Отсюда и ниже река петляет по каменистой долине Калапинара около 4 км. Там нет ничего такого особенного, кроме хороших мест для стоянки под тенистыми чинарами.
6. Участок: предположительно 16 км IV (V, VI). 12 м/км. Отсюда до Думлогёзэ река течет сквозь практически неизведанные теснины вдали от дорог. Общий уклон всего 12 м/км, но ходят слухи, что каньоны там непроходимые, что есть опозни (прорыные участки). Задача береговой команды может оказаться еще более сложной, чем у участников сплава. 25 км гравийной дороги от Суйлиера до Дулогёзэ одни из самых сложных и требуют чувства направления помимо твердости духа. Неотмеченный съезд уходит направо (к реке). Там прекрасные места для лагерей на склонах гор и полянах, попадаются блондины, потомки объектов работорговли. Созвездие Скорпиона высоко в звездном небе и места кругом нетронутые. Но.. нельзя останавливаться, надо нагонять этих штопаных водников.
7. Участок: 10 км IV-Vк.с.. 12 м/км. Начало сплава – от моста дороги, 1 км выше Думлогёзэ. На этот впечатляющий участок до моста между Кокасли и Джурджубагом приходится много порогов IV-V к.с.. Фигачит расход около 80 кубов (май). В конце – 500-м каньон с глубокими карманами опасным выходным сливом. Обязательный просмотр кульминации с дороги! Альтернатива – длинный обнос: 500 м вдоль дороги (45 мин).
8. Участок: 8 км IV-V (VI)к.с.. 12 м/км. Пороги – воплощение ваших фантазий – подолжаются до моста у Дарана ниже Гёктепе. Все опасные участки, включая 2 порога VI к.с. можно обнести. Ниже Дарана – неисследованный участок 5 км длиной.
9. Участок: 11 км III-V к.с.. 7 м/км. Это каньон между Йесликёй и Пинарёню. Неизвестно, возможно ли проехать от Дарана по правому берегу до Ардиджкайя. Кристоф поехал в объезд через Эрменек. Он пишет: «..Выезжайте из Эрминека в сторону Ардиджкайя. Через 7 км (от начала или от места выброски -КК) будет ответвление. Следуйте по указателям на Йесликёй до глубокого ущелья. От начала ущелья продолжайте ехать метров 100, потом несите лодки к воде». Здесь начинается еще один роскошный участок реки. Каньон длиной 1 км с порогами V к.с. можно посмотреть с обрыва. Ниже сложного каньона также возможен сплав. За каньоном — 7 км порогов III к.с., в открытой долине, и простой каньон в конце. Затем река опять впадает в крайности: 3 км порогов V и VI к.с., которые видны с дороги. Этот участок заканчивается у моста между Эрменек и Пинарёню.
10. Участок: 15 км I-II к.с.. Эрменэк Джайи петляет по дну долинымежду мостом Пинарёню и Гёрмелем. Береговая команда должна попытаться спуститься к основанию моста Гёрмель, точки выброски.
11. Участок: 15 км неисследованный участок с трудноидентифицируемыми подъездами. Начинается Гёрмельским ущельем 2 км длиной. Возможен подъезд через меловой карьер. Затем идет Эвсинское ущелье, оканчивающее водохранилищем. Подъезд к озеру неочевиден. 10 км русла ниже плотины выглядят сухими.
12. Участок: 10 (+ 10) км I (?)к.с. Последние 10 км до слияния с Гёксу с удаленной от реки дороги выглядят как идеальный участок для коммерческого сплава, но пока там никто не сплавлялся. Кругом все дикое и романтическое, уклон низкий, съезды к воде не найдены. Вероятно можно сплавиться еще 10 км по Гёксу до трассы Силифке-Мут.
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности