А. Толстых
Отчёт
О прохождении пешеходного туристического спортивного маршрута 1 (первой) категории сложности в районе Собско-Рай-Изского массива Полярного Урала, совершённого группой т\к РМИ «Theleos»
В период с 11 по 21 августа 2011 года.
Маршрутная книжка: 15\1
Руководитель группы: Толстых А.В.
e-mail руководителя: embolsi@mail.ru
Техническое описание пешеходного маршрута 1к\с,
пройденного группой 15\1 в августе 2011 года.
Заявленный маршрут:
ст.Полярный Урал – р. Собь – траверс пер.Лакомбай –пер.Каровый – пик Полярный 1309,0 (1А) – 1й пр. приток р. Собь –пер.Люблинский– пик Топографов (рад.) – пер.Собский н\к – р.Макар-Рузь –пер.Сложный-пер.Енга-Ю (рад.)- р.Кузь-Ты-Вис – пер Геологов – р. Енга-Ю –ледник Топографов – цирк пер.Грандиозный (рад.) – пер. Неожиданный1А-пер.Обходной-2 1А – в.Динозавр 1159,0 (всх, рад.) – р.Нырдвомэн-Шор –р. Собь– ст. Собь
Общая информация.
Стоимость ж\д билетов на август 2011г.
Рязань-Москва, экспресс, 2кл. – 349
Москва – Собь, №210, плацкарт – 2709
Лабытнанги – Москва, №209, плацкарт – 2709
Москва – Рязань, экспресс, 1кл. – 510
Итого: 6277
Стоимость продуктов питания на маршрут на 1 человека: 2281
Всего: 8558 рублей.
Под названием Собско-Рай-Изский массив понимается горная территория, ограниченная с севера и востока долиной реки Собь, с юга реками Енга-Ю, Орех-Юган, Покойник-Шор, с запада истоками рек Елец, Яй-Ю, Харута,Степ-Рузь.
В разных источниках этот район Полярного Урала делят на Рай-Изскийи Собский (Макар-Рузьский) под районы. Размеры массива примерно 30х30км., высшая точка массива – безымянная вершина 1316,0м. В районе пройдено более 30 перевалов от н\к до 2Б . Есть 2 ледника – Романтиков и Топографов. Возможны восхождения на ряд вершин и траверсы.
В последние годы проводятся альпсборы с зачётными восхождениями http://vkontakte.ru/albums-15201888
Некоторые перевалы и вершины имеют несколько названий, т.к.в Перечне перевалов среднегорья данный район не отражён, категории сложности перевалов указаны по разным источникам. Субъективно, сложность во многом зависит от состояния снежного покрова и погодных условий.
Высоты вершин и перевалов на разных картах различаются. Все высоты и названия будут указаны по генштабовским «километровкам» Q41-35-36. Q41-45-46. Q41-47-48
Внутри района возможно проведение пеших походов 1-4 к\с
Практически весь массив административно относится к ЯНАО,местное время +2 часа к московскому.
Начало и окончание маршрутов приурочивают к ж\д станциям ветки Сейда – Лабытнанги: Полярный Урал, 110км., Собь, Харп. Билеты продают до Соби или Харпа. В нашем случае, за 45 суток, обратные билеты давали только от Лабытнанги.
Расписание по ст. Собь на лето 2011 года:
Долина верховий реки Собь.
Понимается участок реки Собь отеё истоков под перевалом Собский до поворота течения с СЗ на СВ в районе ж\дстанции Полярный Урал, которая представляет собой разъезд с несколькими домами и стелой Европа-Азия в самой восточной точке Европы 68*20*ВД.
Перевал Лакомбай-2 (1А-1Б,808,0м)
Расположен между в.1038,0 и 986,0и соединяет верховья 2-го пр. притока р. Собь и исток одного из правых притоков р. Собь. Подъём с Ю – подвижная осыпь 35-40 град., с С спуск по такой же осыпи,выход через короткий каньон. Практического значения не имеет.
Перевал Лакомбай (Северный Каровый), 1А, 950,0
Расположен между в. 1038,0 и1213,0 (Жёлтая) и соединяет исток 2-го пр. притока р. Собь и исток одного из правых притоков. Крутизна перевального взлёта «в лоб» 30-35 град., подъём осложнён ручьём и снежником, проще подниматься справа по ходу. Седловина перевала огромна, на ней – озеро. Спуск к р. Собь по отрогу между ручьями,выход к пос.Полярный(110км.) С перевала в ЮВ направлении можно подняться нав.1213,0 1А-1Б. подъём по узкому скально-осыпному гребню.
Перевал Каровый (Северный Каровый), 1А-1Б, 1100м.
Расположен между горой Жёлтой(1213,0) и пиком Полярный (1309,0), соединяет исток 2-го пр. притока р. Собь и исток р. Енга-Ю. подъём на перевал имеет 2 ступени. Нижняя пологая, около 15 град., выходит к озеру, далее, справа по широкой полке крутизной 25-30 град. на седловину перевала. Седловина большая, спуск в долину р. Енга-Ю по центру седловины ок. 45град., прижимаясь левее к скальным выходам, несколько положе. С перевала Каровый можно подняться в ЮЗ направлении на пик Полярный (1309,01Б-2А) по сужающемуся скальному гребню с многочисленными жандармами.
Группа 15\1 совершила восхождение на пик Полярный , поднявшись по западному гребню.
Обогнув озеро с отметкой 701,0слева по ходу движения, поднимаемся на 1-ю ступень пер. Каровый, оттуда, вокруг маленького озера, «в лоб» на понижение З гребня, крутизна до 40 град. Подъём на вершину изобилует жандармами, гребень на отдельных участках шириной менее метра. Несколько мест 2-4 метра свободного лазания. Спуск с вершины на ЮЗ по слабо выраженному широкому кулуару до 40 град., выполненному разнокалиберными,очень подвижными осыпями. Склон камнепад опасен. Пик полярный от озера с отметкой 767,0 совершенно не просматривается, как вершина.
Перевал Люблинский(Неизвестный, Южный Каровый, Ухта, Люберецкий, Ухтинский), 1Б, 1100,0м расположен между пиками Полярный (1309,0) и Топографов (1287,0), соединяет 1-й правый приток р. Собь и истоки р. Енга-Ю.
Подход под перевал по моренным холмам, ручей между озерцами течёт, большей частью, под каменистыми россыпями, по ходу движения самое большое озеро с отм. 767,0 – вблизи перевала.
Подъём «в лоб» 25-30 град., вверх ней части до 40 град., набор высоты более 200м. Седловина перевала огромная, спуск сначала пологий, затем несколько круче, до 35 град., возможны снежники на всём участке спуска, требующие навески перил. При спуск целесообразно держаться ближе к скальным выходам пика Полярный или пика Топографов.
С пер. Люблинский можно подняться на 2 вершины: в С направлении на пик Полярный (1309,0 1Б) по острому скальному гребню с многочисленными жандармами. Подъём ниже гребня по любому из склонов гребня с переходами, по необходимости, со склона на склон.
В Ю направлении – на пик Топографов(1287,0 1Б) по широкому каменистому гребню крутизной 30-40 град. Вершина –плато.
Перевал Топографов(Не очевидный, Южный Каровый), 2А-2Б, 1100,0 м., расположен западнее пика Топографов (1287,0) и соединяет 1-й пр. приток р. Собь и 1-й пр. приток р. Енга-Ю.Подъём на перевал начинается от подножья пер.Люблинский, от озера с отметкой 767,0. Набор высоты более 300 метров по скальным осыпным кулуарам со снежниками, крутизной до 50 град. Седловина узкая и протяжённая, с несколькими понижениями, спуск на Ю крутизной до 30 град., в обход ледника Топографов Слева. Протяжённые снежники, навеска перил.
С пер. топографов можно подняться на 2 вершины: в В направлении на пик Топографов (1287,0 1Б) 25, в верхней части до 40 град. В З направлении – на в.1216, 1А (на генштабовской «километровке» не обозначена) по широкому гребню до 30 град. к югу от в.1216,0 – в. 1176,0. Обе вершины выражены неярко. На З и Юз от вершин – огромные наклонные плато,заканчивающиеся крутыми сбросами к верховьям рек Собь и Макар-Рузь.
Перевал Собский 507,0 н\к
Расположен между в.в. 1276,0 и1176,0 и соединяет истоки рек Собь и Макар-Рузь. Перевал – классическая седловина, по восточному борту проходит вездеходная дорога. С перевала можно подняться на в.1276,0 в ЮЗ направлении и на в.1176 в СВ направлении различными вариантами.
Перевал Геологов(Геологический, Буровой) 700,0 н\к
Расположен к Ю от г.Енга-Ю-Из и соединяет р. Макар-Рузь ниже впадения р.Кузь-Ты-Вис и правый приток р. Енга-Ю.До недавнего времени существовали несколько вариантов прохождения перевала,которые сейчас потеряли актуальность. Значительная часть седловины занята рудником Центральный, на котором (лето 2011) кругло годично и круглосуточно ведётся открытым способом при помощи буровзрывных работ добыча и отгрузка руды.Имеется вахтовый охраняемый посёлок. С рудника по ЮВ склону плато Енга-Ю действующая дорога на Харп, по которой, с интервалом в несколько минут, идут рудовозы. С З на пер.Геологов пробита вездеходная серпантинная дорога, в 2011 году не используемая, наличие которой делает другие варианты подъёма на перевали плато бессмысленными. Обход рудника с С по пологому Ю склону г.Енга-Ю-Из. При движении по дороге рудник- Харп следует быть готовыми к проверке документов сотрудниками охраны рудника. Рудник, вахтовый посёлок, мосты, дорога являются режимными объектами.
Перевал Сложный (Спортивный,Левый Макар-Рузь) 1000,0 1А-1Б
Расположен между в.1176,0 безымянной вершиной высотой около 1150м. на С оконечности плато Енга-Ю и соединяет 1-й приток (по некоторым данным, Восточный исток) р.Макар-Рузь и 1-правый приток р. Енга-Ю. Подъём на перевал от впадения (слияния) р.Макар-Рузь Вначале по правому берегу, затем, в обход большого озера с В, и, далее, полевому берегу, по пологой, до 15 град. долине. Длина всей долины 8 км. Спуск в долину р. Енга-Ю с огромной седловины в обход ледника Топографов, до 40 град. крутизной,с длинными снежниками. Требуется навеска перил.
С перевала сложный можно подняться в С направлении на в 1176,0 н\к по широкому склону 20-25 град. в Юнаправлении – на в.1150,0 (крайняя на С вершина плато Енга-Ю) по широкому склону крутизной 25-35 град.
Перевал Енга-Ю-Из 1000,0м., 1Б– 2А
Расположен между в.в. 1150,0 и1048,0. Со стороны Макар-Рузь подъём по скально-осыпным кулуарам огромного цирка, 40-45град., перила. Спуск по кулуарам В цирка ещё более крут, до 50-55град.
ПеревалЕнга-Ю-Из-2 900,0м. 1Б-2А находится в 2-х км. К Ю, между в. 1048,0 иг. Енга-Ю-Из. Подъём с СЗ из цирка по скально-осыпным кулуарам до 50 град.,спуск на З по пологим , 20 град., террасам к р. Енга-Ю или выход от перевального седла через 1км. На ЮВ на дорогу Харп- рудник Центральный.
Отмечу, что описание прохождения двух последних перевалов мне попадалось только как часть траверса платоЕнга-Ю-Из.
Ледник Топографов
Небольшой отроговый ледник на ЮВ склонах пика Топографов. Площадь неизвестна.
Окружён многолетними не тающими снежниками крутизной до 40 град., позволяющие кататься на горных лыжах всё лето(жители Салехарда).
http://www.ski.ru/static/115/2_36635.html
Перевал Грандиозный 1150,0м.1Б-2А
Расположен между в.1213,0(г.Жёлтая) и в.1316,0 и соединяет истоки р. Енга-Ю с З истоком р.СевНырд Вумэнн-Шор. Со стороны р. Енга-Ю подъём по многочисленным косым рёбрами кулуарам крутизной 30-35 град. Седловина перевала огромна. Спуск начинается с преодоления скального пояса, затем, придерживаясь крайнего правого кулуара (камне опасно!), спускаемся по склону 45-50 град. к озерам. Перепад высот 350 метров. Пройдя пологий 2-х километровый цирк с двумя озёрами, затем спуск в направлении скального коридора, перейдя на другой берег р.Сев.Нырдвомэн-Шор, подходим к балкам через0,5км.
С пер.Грандиозный можно подняться на 2 вершины – в С. Направлении на г. Жёлтая (1213,0 1А-1Б), в ЮВ направлении-навысшую точку массива в.1316,0 1Б-2А. В обоих направлениях движение по узкому скальному гребню крутизной до 35град. по ряду источников, высшей точкой массива является пик Полярный (1309,0), а в.1316,0, слабовыраженное поднятие в огромном плато между З и Ю истоками р.Сев.Нырд Вумэн-Шор, несколько ниже.
Т.к. группа шла без GPS, проверить высоты на маршруте не удалось.
Перевал Неожиданный 1120,0 1А
Расположен между в.1316,0 и 1177,0 Соединяет верховья р. Енга-Ю и Ю. исток р.Сев.Нырдвомэн-Шор. Со стороны р.Енга-Ю ориентиром начала подъёма служит небольшой водопад в узком кулуаре и яркие следы взрывных работ. Обойдя их слева, поднимаемся примерно 50 м. придерживаясь разрушенных скал по склону крутизной до 40град., затем по пологому сужающимся кулуару 3 км. До не выраженной перевальной седловины. Спуск вниз 20-25 град.,ориентируясь на выход ручья из висячего карового озера. Можно пройти траверсом дорога в.1177,0 к перевалу Водопадный. С пер.Неожиданный можно подняться нав.1177,0 н\к в Ю направлении и на в.1316,0 н\к в СЗ.
Перевал Обходной 720,0 н\к
Расположен западнее водопада р.С.Нырдвомэн-Шор, в понижении ригеля в месте стыка с СВ гребнем в.1316,0. Подъём пологий и короткий, по «зелёнке» и сильно разрушенным скалам, спуск по осыпному склону 25 град. в начало каньона, ведущего к пер.Грандиозный.
Перевал Обход-2 840,0 1А
Представляет собой более короткий путь обхода водопада. Перейдя на правый берег р.Сев.Нырдвомэн-Шор, поднимаемся справа над скальными щёками водопада до гребня. Затем, спускаемся по склону 40град. 15-20 метров, выходим на узкий гребень из мелкого зелёного щебня, по тропе с уклоном 20-30 град. спускаемся к ручью ниже «нефритового» ущелья в получасе ходьбы от балков.
Вершина 1159,0 (Динозавр,Двуглавая, Сфинкс) 1Б-2Б
Самая красивая вершина массива.Восточная вершина ниже на 40 метров.
Сведения о маршрутах восхождения можно почерпнуть здесь: http://vkontakte.ru/albums-15201888
Легальный Кайф, или +42 по Фаренгейту.
День первый, 11 августа 2011г.
Нельзя сказать, что маршрут сложился спонтанно. Вообще то, собирались сходить на Эльбрус, но из-заведённого режима КТО всё изменилось. От группы осталось 2 человека, новый фотоаппарат и некая недоговорённость после маршрута 2005 года. Тогда, из-за дождей и туманов, мы, практически, ничего не увидели в верховьях Соби и Енга-Ю,т.е., самых интересных местах массива. Решили с другом идти «на расслабоне»,без верёвок и железа, а те места, где без них никак, обходить.
В день отъезда посмотрели прогноз погоды на 10 дней на трёх ведущих сайтах. Погоду обещали сказочную, оставил дома штаны из полара, кофту из полара, шапку из полара и поларовые краги с гортексом. Сразу признаюсь – именно этих четырёх предметов мне очень не хватало на маршруте… Верить никому нельзя…
В 2005, перед поездом, купили вМоскве в дорогу брусничный морс, на упаковке была нарисована развесистая клюква. Тогда нас было двое, маршрут был замечательный, а погода дрянная.
В этот раз, едва сели в поезд,глянул на напиток, взятый в дорогу. Первой строкой в составе продукта стояло:«Сок Чёрной Моркови». Подумалось: «Всё будет хорошо».
На станции Полярный Урал были по расписанию, в 14.20, кроме нас из поезда вышли 2 человека. Поляк Збышек со спутницей. Пообщались, рассказали им, что можно посмотреть в округе за 2 дня,которыми они располагали. Сходили к стеле Европа-Азия, сотовой связи, по прежнему, нет. Поблагодарив за подаренный баллон газа поляков, двинулись от оз.Перевального с плавным набором высоты по водоразделу. В 20.00 перебродив ручей,текущий с Лёк-Вожских перевалов, встали лагерем «на могилах». Пасмурно, +10,уснули под мерное постукивание дождя по тенту палатки.
Фото дня:
День второй, 12 августа.
Прекрасное утро. Ветра нет,облаков нет, солнце светит и печёт. Завтракаем, кидаем перекус в штормовой рюкзак и в 8.30 выходим вверх по 2-му притоку Соби. + 18, идём в майках. Собь Переходим по камушкам. Долина ручья состоит из чередующихся каменистых россыпей и бугров с сильно разрушенными скалами-останцами. Растительности, практически,никакой. Чахлые травинки. Зато обилие оленьего помёта. Пара стоянок с каменными ветрозащитными стенками.
В 11.20 дошли до озера с отметкой 701,0. С СЗ появились кучево-дождевые облака, поднялся ветер. Надели штормовки и шапки. Оценили расклад времени. Поняли, что предполагаемый траверс Лакомбай-Жёлтая-Каровый-Полярный возможен либо в условиях полярного дня, либо при стоянке у озера 701,0.
Разглядывая манящую отвесной северной стеной вершину Полярного пика, решаем, как лучше идти: Каровый-Полярный,или наоборот. Склонились к последнему.
Обойдя меньшее второе озеро справа, сначала идём в направлении Карового, затем, по выполаживанию,поднимаемся на широкую террасу, начало перевального взлёта. СВ гребень пика Полярный хорошо просматривается, и спуск с вершины с отходом в лагерь становится понятен. На террасе маленькое озерцо, обойдя которое справа, ближе к границе сбросов, видим выраженное понижение в З гребне пика Полярный (В одном из отчётов упоминается, как перевал). Поднимаемся по склону 30-40 град. на гребень, ветер усиливается. С гребня отлично просматривается перевал Лакомбай, и понижение хребта у в.808,0, которое описывают как Лакомбай-2. В другую сторону отлично читается шибко сложный перевал Топографов.
Гребень узкий, разнокалиберные камни чередуются с разрушенными скалами, несколько мест свободного лазания в обход жандармов. Самостраховка треккинговой палкой.
В 15.40 мы на вершине. Сильный СЗ ветер, облачность идёт ниже нас, затягивая полностью долину р. Енга-Ю. Снимаем Записку интинцев от августа 2009 года (которые сняли записку 2005 года).Удивительно, — неужели, на такую красивую вершину так редко ходят? Или записки перестали писать?
В условиях сильно ухудшившейся метео обстановки решаем отказаться от траверса на Каровый, а «валить» немедленно на Ю, в долину 2-го притока Соби, так нас Западный гребень хоть как-то будет защищать от ветра.
Спускались 2 часа, сброс высоты более полукилометра. Весь южный склон из «живых» камней, шли очень осторожно.Некоторые камни покрыты мерзкими очень скользкими, как мыло, лишайниками, на которых вибры совершенно не держат. Склон камнеопасен, как и все южные склоны массива.
Мы оцениваем наш вариант восхождения, как 1А.
Перевал Топографов визуально по Ссклону как 1Б – 2А, связку пер.Люблинский –пик Полярный, как 1Б.
Спустились в 18.00, Полярный, как вершина, от подножья Люблинского, совершенно не читается. Только успели покурить, обрушился дождь. Как из ведра. Быстро выяснилось, что моя старая красивая мембрана поизносилась… Через полчаса был мокрый насквозь.
Вся долина 2-го притока Соби –сплошные каменистые холмы. Идти приходится не между холмов, а вверх-вниз. Место для стоянке есть только в цирке Люблинского, у озера с отметкой 767,0.
В лагерь пришли в 21.00, в сумерках. Всю одежду снял и оставил снаружи палатки…
Переоделись кто в сухое, кто в тёплое, поужинали и пообедали.
Фото дня:
День третий, 13 августа
Проснулись одновременно в 1.30 ночи. Штормовой ветер и сильный дождь. Нарастающий гул, палатка начинает трястись мелкой дрожью, затем гул достигает максимума, следует как бы удар,тент пытается «схлопнуться». Сидим с фонариками и пытаемся хоть как-то руками помочь палатке утихомирить ходящие ходуном дуги. Всю ночь продолжается катаклизм, всю ночь бодрствуем то вместе, то по очереди. На 15.30 картина погоды не меняется, видимость 50-100 метров, +5. перманентно спим, кушаем, курим…
Фото дня:
День четвёртый, 14 августа
Отоспавшись, встали в 6 утра. +5,моросящий дождь, ветер ослаб до умеренного, сильная низкая облачность, слабая видимость.
Поспали ещё чуть, стало видно противоположный борт долины.
Только, позавтракав, стали собираться, с треском обсела палатка. У одного колена алюминиевых дуг вырвало кусок металла. (Вечером выяснилось, из 16 колен сломаны 15) . Долго прожив на Севере, я могу определить ветер 20-25 м\с. Когда ломало нашу палатку, ветер был значительно свежее…
В 11.00, перейдя Собь, вода в которой значительно поднялась, выходим на вездеходку, превратившуюся в 2 ручья,и идём в сторону Собского перевала. Свежих следов на дороге нет, похоже,пользоваться ей перестали. Дождь то усиливается, то стихает. «Снял плащ» -«Надел плащ». В 13.00 перевал, на озере Макар-Рузь делаем пару снимков. Затем,подрезая стрелку левого притока (или истока, кому как нравится), подходим к останцам. Под ногами каменистое болото, но дождь, вроде, закончился.Развешиваем на скалах вещи для просушки. Обедать холодно, но необходимо. На таком ветру и холоде «Что полопал, то и потопал». Уходим в верховья для разведки рекогносцировки.
Ручей течёт в узком каньоне с высокими скальными стенками и водопадами. Под ногами россыпи разнообразных камней и минералов. Жаль, наша группа не сильна в геологии… особенно нам нравятся камни, имеющие структуру «чипсы» или «мюсли», ботинки удерживаются на них под немыслимыми углами. Зато протектор стирается немыслимыми темпами…После двух суток дождей пригодных для бивака мест нет, везде вода. Наконец, в районе 3-го от устья водопада находим шикарное место. Защищённая от ветра останцами полка, к воде – крутая скала. После небольшой планировки – идеально ровная площадка. Примерно 1 час ходьбы от вездеходки.
Возвращаемся к оставленным рюкзакам не спеша, фотографируем панорамы и камни.
Надеваю подвяленную одежду, и,что бы досушить на теле, иду к разведанному лагерю, ну очень быстро. Редкий случай, когда друг отстаёт. За 40 минут одежда подсыхает. Главный фотограф отправляется на вечернюю фотосессию водопадов, а я при помощи армированного скотча, матюков и лейкопластыря пытаюсь реанимировать каркас палатки.
Реанимация прошла успешно.Замечу, при +3 скотч и пластырь клеятся очень плохо. Друг вернулся вовремя. При его появлении уже собранная дуга «сыграла» и улетела вниз! Как же он ловко и быстро лазает по скалам… дугу он достал даже раньше, чем я начал переживать о случившемся… В 21.00 отбой.
Фото дня:
День пятый, 15 августа.
В 7 утра пьём кофе, обсуждаем прошедшую ночь («…пошёл по нужде, а на улице так холодно, чуть струю не сломал…»), курим. Смотрю на перевал Енга-Ю, с З он, в принципе, маленькой группой по кулуарам проходится без верёвок. Решение почти созрело, но тут горы затянуло, начало моросить. +4. Оставили накомарники и репелленты, в 10.40 вышли. Следующая запись в моём блокноте: «спустились в 18.00». И, за весь день, 3 фото, некоторые нельзя смотреть неуравновешенным лицам.
Пока дошли до большого озера в верховьях, погода ещё ухудшилась. Опять встал вопрос – продолжать пологий подъём на перевал Сложный, а он по отчётам 1А-1Б, и столкнуться на спуске с необходимостью навески перил, или подняться «в лоб» на плато в районе в.1150,0,чтобы пройти траверсом в сторону рудника
Пошли «в лоб». Пока поднялись,моросящий дождь превратился в ливень, видимость снизилась до 50 метров. Шли, как ёжики в тумане, от камня до камня, ориентируясь по ветру и надеясь на удачу.
Плащи не только защищают от дождя, но ещё и греют. Правда, раздуваются, как парус, мешая обзору. Ловить азимут – не выход, стрелку компаса на Енга-Ю сильно крутит.
Так, с весёлыми прибаутками и вопросами «А ты чо видишь?», прошли в.1048. И, вроде, стал намечаться пологий спуск, как началась ЗИМА.
Первый снежный заряд, со снежинками размером с ладонь, прошёл минут за 15. нас облепило, как снеговиков,и стало реально грустно и совсем холодно.
И тут друг, через залепленные снегом очки, разглядел в нагромождении камней размером со шкаф, небольшой грот.Или пещеру. В общем, закрытое сухое место. Куда смогли вместиться половина тела и газовая горелка. Хорошо, что пьезоподжиг, зажигалку просто не держали закоченевшие пальцы.
Кружка горячего сладкого чая с шоколадом и салом в таких случаях здорово бодрит.
Только пообедали, на несколько минут, после очередного снежного заряда, выглянуло солнце.
Метрах в 500 от нас по дороге ползли рудовозы…
Начали сваливать в долину р.Енга-Ю. Через день, когда улеглись эмоции и открылся склон, увидели траекторию спуска. Гиблое место, взять бы нам тогда метров на 200 правее… Спуск получился суровым и экстремальным. Я не люблю это слово, но здесь оно уместно. Видимости нет, дождь, ветром пузырит плащ. Начали спускаться по кулуару, вышли к водопаду, ушли на гребень, крутизна местами до 60 град. Едва не перешли ту тонкую грань, за которой заканчивается экстрим и начинается пи##ец.
А я ещё удивлялся – вроде, в2005-м положе было… Или стареем?
Когда спустились, долго искали место под палатку. Везде вода и сильный ССЗ ветер. Нашли место у скал-останцев,немного защищённое от ветра и более-менее сухое.
Запись в блокноте: 19.30 +4 Из палатки не видно них (зачёркнуто) НИЧЕГО.
Фото дня:
День шестой, 16 августа
Утром +2, сильный дождь и ветер.Найденным накануне геологическим молотком рубим вокруг палатки ирригационные канавки, отчасти они спасают положение. Но, всё равно, под коврики в одном углу натекла лужа.
К 14.00 дождь утихает, но ветер усиливается до штормового, начинаем снова опасаться за целостность палатки.
Попробовали растянуть стропу на скалах и подсушить мембрану, но куртки чуть было не улетели на юг. Только Поймали одежду, ввалил дождь. Я, опечалившись, уснул.
Разбудил меня нездорово возбуждённый товарищ, рассказав, как дождавшись, пока прервётся дождь, вылез пофотографировать. Завязывать шнурки не стал, просто запихал их внутрь ботинок.И ветром у него из-под стопы ВЫДУЛО шнурки. Посмотрели сравнительную таблицу реальных температур в зависимости от силы ветра. Погрустили. У нас ведь Пеший поход! ЛЕТНИЙ! Единичка…
Неожиданно закончился газ в начатом накануне баллоне (Coleman, покупали в НИТИ на 2-м этаже). То-то баллон показался мне подозрительно лёгким!
Запись в блокноте: «Тупо холодно».
Фото дня:
День седьмой, 17 августа
В 6 утра +5, сильный ССЗ ветер,но дождя нет. Пока завтракали, проговорили возможные варианты завершения маршрута.
Налегке пошли делать фотосессию на ледник Топографов и к истокам Енга-Ю. Целый день фотосъёмки! Лёд, снег,цирки, скалы, троги, водопады, морены… На леднике Андрюха нашёл достойный трофей – советскую ложку из нержавейки. Обедали в защищённом от ветра месте,выглянуло солнце, даже припекло на несколько минут (сняли перчатки и капюшоны).
А чуть погодя, на траверзе ЮВ ребра пика Топографов, едва мы поднялись на очередную морену, ветер усилился до состояния «хоть ложись», и ошмётки облаков стали лупить в лицо. Попутным ветром нас лихо донесло до палатки. Только залезли внутрь, начался дождь, всю долину затянуло.
Фото дня:
День восьмой, 18 августа
В 5 утра обложная Ж… с ветром и дождём. +2
Под чай и кашку твёрдо решаем –нам незачем ждать милости от погоды. Просто выпьем ещё чаю. И, немного, ещё. И,ещё чуть-чуть. Точно: к 11-ти выглянуло солнце, открыло пик Топографов. Пока подошли к Неожиданному, сгустились тучи. Едва успели надеть плащи, полило.
На Неожиданный с ЮЗ сначала идёт крутой подъём, а затем, где-то около 4-х км. Плавного набора высоты вплоть до перевального седла. Дождь закончился, лишь пролезли крутую часть, зато сильно ухудшилась видимость. Белое молоко – то ли облачность, то ли туман. В 16.00 были на перевале. Около 0 градусов, ветер. Негнущимися пальцами сняли записку от 23.07.2011.
Как говорили геологи, «Седловина выполнена вертикальностоящими уплотнёнными лещадными каменистыми россыпями».При отсутствии видимости это знание помогает. Как только под ногами появилось нечто, напоминающее сушёных окаменелых лещей, обнаружился тур.
Из облачности, слева, показался кар с озером, дающим начало р.Сев.Нырдвомэн-Шор. Спуск занял 50 минут. В этом году вся долина ручья до поворота на С была забита снежниками, по левому берегу– следы свежих взрывных работ.
На большом поле перед ригелем спугнули оленей.
К 20.00 подошли к водопаду,поняли, что перепрыгнуть в самом узком месте уже не хватает здоровья,перебродили метрах в 50-ти выше водопада.
В сумерках не увидели тропу на Обход-2, залезли на ригель и спустились на зелёный гребень далеко не по лучшему варианту.
В темноте, в 21.30 подошли к балкам. Оба балка были пустые, горелый балок подремонтирован. Печку топить нес тали, без ветра при газовой горелке, нам показалось даже жарко. Отбой 23.30.
Фото дня:
День девятый, 19 августа
С утра пасмурно, Динозавр полностью закрыт. Решаем оставить близкое знакомство с ним на будущее, и идём на фотосессию «Нефритового» водопада в «Нефритовое» ущелье. Геологи говорили,что минерал на самом деле, называется серпентин.
Поснимали, всласть полазали по скалам. Друг нашёл верёвку-десятку длиной 3м. 60 см., -скорее всего, утерянная альпинистами петля с прошлогодних альпсборов. Ещё видели останки сгоревшей палатки вперемешку с «казанскими» газовыми баллонами. Кто знает, что за трагедия? Кто знает…
Вернувшись с фотосессии и пообедав, двинулись вниз по Нырдвомэн-Шору. В 17.00 поставили палатку на границе лиственничного леса, вблизи развилки вездеходки (свежих следов на ни хне было) на пер.Тракторный и на балки. +5, сильный ветер. Открылась В вершина Динозавра. Пока собирал голубику для традиционного киселя, совсем окоченели руки. За ужином вспомнили, что 20 лет назад был путч, выясняли, кто в каких горах был в то время…
Фото дня:
День десятый, 20 августа
Всю ночь шёл дождь. С утра +2,очень сильный С ветер. Руки мёрзнут во флисовых перчатках с верхонками. А ведь нам сегодня предстоит несколько бродов. В 10.00 вышли, в 10.50 перебродили С.Нырдвомэн-Шор, покопали немного родиолы (а на берегу Соби корня и больше, ион крупнее). В 15.50 брод Нырдвомэн-Шора вблизи Соби, шли с обедом и фотосъёмкой, не спеша.
В 17.00 стоянка в 15 минутах ходьбы до вантового моста у ж\д станции Собь. Палатку не ставили, пока не сходил убедиться, что мост на месте и настил на мосту имеется.
Какая случится «засада», мы даже не предполагали…
Вечером термометр показал +1,вспомнили про пуховки. Я, впервые в жизни, спал в пуховке в пешем летнем походе…
Фото дня:
Отъезд, 21 августа
В 6 утра сработали оба будильника, хотя мы уже проснулись и без них. +4, пасмурно. Поезд в 9.56,билеты на руках. Неспешно позавтракав, простились с маршрутом. На расслабоне прохожу по мосту до левого берега, там подъёмный пролёт, метров 10. Так вот, он ОПУЩЕН! Высота до берега метров 6-7. я ещё вечером думал, чего это мужики наберегу суетились и кричали, когда меня увидели. А они мост опускали. Такой подляны на Севере не ожидали.
Постояли, покричали, какие-то люди, услышав и увидев нас на мосту, развернулись, и, — ходу.
…Тут-то верёвочка и пригодилась…Сначала с её помощью скользящей петлёй смягчили падение рюкзаков, затем Андрей на руках спустился до узелка и удачно прыгнул. Я спускался по лебёдочному 9 мм. ржавому тросу. Хорошо, что в армии учили…
На станции выяснили, что мост и всё вокруг теперь частная собственность. Хозяин – некто Петрович. Искать и выяснять WTF? Уже не было времени.
Кстати, в новом вокзале тёплый зал ожидания на 8 кресел. Старый вокзал с печкой открывают туристам зимой за деньги.
Поезд по расписанию, полный вагон вахтовиков и стройотрядовцев, двое суток в пути.
Через час, отогревшись и попивая чай, друг произнёс: «Рассасывать шоколад в купе приятнее, чем грызть фанеру на плато…». Так оно, конечно. Только через некоторое время тот чай в поезде уже и не вспомнишь, а как зубами рвали шоколадную обёртку во время летней пурги наплато, вряд ли когда забудешь.
А динозавр нам полностью даже из окна вагона, так и не открылся.
Фото дня:
Выводы и рекомендации.
В силу сложных погодных условий реально пройденный маршрут: ст.Полярный Урал – 2-й пр. приток р. Собь –пик Полярный (1309,0 1А всх.) – 1-й пр.приток р. Собь –пер. Собский (507,0 н\к) –1-й лев.приток (исток) р.Макар-Рузь – плато Енга-Ю (траверс в.в.1150 –1048-г.Енга -Ю-Из, 1А) –р. Енга-Ю – ледник Топографов (рад.)- пер. Неожиданный(1120,0 1А) – пер. Обход-2 (880,0 1А) – р.Нырдвомэн -Шор- р. Собь – ст. Собь
В отсутствие у группы GPS-навигатора, расстояния были измерены курвиметром покарте-километровке. С учётом рекомендованного коэфф. 1,2 пройдено 100 км. ровно.
Характер, разнообразие и количество локальных препятствий соответствует 1 к\с. Допустимое сокращение протяженности маршрута обусловлено тяжёлыми погодными условиями.
При полноценном сбалансированном питании каждый из участников похудел на 5 кг.
Хочешь похудеть – спроси меня как.
Теперь про тесты снаряжения.
Тестили много разного всего.
——Ботинки Dolomite Vales и Lowa Tahoe
Отличные ботинки, с одинаковым вибрамом. У Ловы более широкая колодка, более высокий подъём. Подошва стерлась примерно одинаково, не промокли ни те, ни другие. Лову обрабатывал водоотталкивающей пропиткой Granger”sдля нубука, из видимого результата – наружный слой высыхает медленнее, чем у Доломитов. Рекомендуем.
—Термобельё Годобль отСиверы.
Один из участников в полном восторге. «Как шёлк! Вторая кожа!» Как в поезде одел, так и не снимал. Очень Достойный базовый слой одежды. Рекомендуем.
—Брюки Forester от Сплав
Отличные ходовые брюки по демократичной цене. Не продуваются, при моросящем дожде некоторое время не промокают. Дизайн своеобразный. Рекомендуем.
—Штаны-самосбросы ICO
Тонкие непромокаемые штаны,пакующиеся в собственный карман. Одетые поверх тонких флисовых лосин при такой,как у нас погоде, прекрасно себя зарекомендовали.
—Куртка софтшелл Iguana
Была взята вместо кофты из полар-300. Оказалась лучше по всем параметрам, кроме одного: лежать в спальникев полартеке гораздо комфортнее, мягче и пушистей.
—Гамаши(фонарики) из Канта.
Разных производителей, по разной цене. Разные конструкции. Основное их достоинство на данном маршруте проявилось не в защите от снега и камешков, а в защите от воды при дожде и быстрых,мелких, по щиколотку, бродах. Рекомендуем.
——Балаклава Shelter
Была взята вместо тонкой флисовые шапочки, в которой я привык спать. Из стрейч-микрофлиса. Можно использовать и как балаклаву, и как шапочку, если сложить в 2 раза. Но, по мне, так флис привычней.
—Газовая Горелка Трамп
Купили в «Экстриме» за смешные деньги. Копия Ковеа 0101, которая, в свою очередь, является лицензионной копиейMarkell Peak. На третий день выяснилось, что рассекатель на корпусе стал свободно качаться,что привело к опрокидыванию ёмкости с едой. По возвращении в город проблема была решена так: просверлено глухое отверстие и вкручен винт Ф 2 мм. Если не пугает доработка и привлекает цена, рекомендуем.
—Верхонки
Тонкие самосшитые рукавицы из таффеты (не было под рукой силиконки). Пара весит 8 гр. И помещается в баночку от фотоплёнки. Сами верхонки не греют, но на сильном ветру отлично сохраняют тепло. Просто хит сезона!
—Tatonkavs. Salewa
Оба плаща имеют раскрывающееся на спине расширение, которого хватает накрыть 100-литровый рюкзак. У татонки боковины плаща сшиты, у салевы – на кнопках, что нам показалось менее удобным. Сучётом того, что салева тяжелее на 300гр. И дороже на 400 руб., мы рекомендуем Татонка менс кейп.
Участники группы 15\1:
Симонайтес Андрей Александрович
Толстых Андрей Викторович
Справки embolsi@mail.ru,8 910 902 71 51 , 8 953 737 97 77
При подготовке отчета использовались статья Александра Салтырёва (т\к Плющиха, Москва), материалы сети Интернет, собственные материалы прошлых лет.
И, напоследок,прибор-предсказатель погоды:
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности