Андрей Толстых
Краткое лирически-техническое описание пешеходного маршрута 1 к\с, пройденного группой 10\1 в июле-августе 2013 года.
Заявленный маршрут:
Ст.110км(пос.Полярный) – р.Прямой – г.Пендирмапэ 1221 1А, восх. – г.Динозавр 1152 1А, восх. – пер.Лакомбай н\к-1А – г.Жёлтая 1213 1А, восх. – траверс (пер.Люблинский 1100 1Б – пик Топографов 1287 1А – пер.Топографов 1100 2А – ледн.Топографов) – пер.Собский 507 н\к – р.Кузь-Ты-Вис — оз.Кузь-Ты – пер.Кузь-Ты-Вис 510 н\к – р.Лёквож – пер.С.Лёквожский 900 1А – ст.Полярный Урал
Финансы.
Стоимость ж\д билетов на июль-август 2013:
Рязань – Москва, экспресс 2кл. – 384
Москва – Собь, №210, плацкарт – 3563
Полярный Урал – Лабытнанги, №654, общий – 400
Лабытнанги – Москва, №209, плацкарт – 3563
Москва – Рязань, №208, сидячий – 416
Итого: 8326 без учёта кассовых сборов
Стоимость продуктов питания на 1 человека 3423 Всего на 1 человека 11749
100 лет на двоих или «Всё равно никто не поверит».
Примечание: всё нижеизложенное написано на основе маршрутного дневника через 3,5 года после похода…
В начале года оба участника обзавелись новой фототехникой, и сразу же возникла идея опробовать её на Полярном Урале. Программа-минимум была такая: 1. Зайти на гору Пендирма-Пэ и сфотографировать Динозавр. 2. Зайти на Динозавр и сфотографировать Пендирмапэ. В процессе детализации появилась нитка маршрута с вариантами. Варианты зависели от возможной погоды, морального и физического состояния участников.
Так как погода была прекрасная, здоровье не подвело, сходили ещё на пик Топографов.
Традиционно взяли в поезд диковинный напиток, на этот раз сок АСАИ с АЦЕРОЛОЙ.
Вкус приятный, состояние после употребления стабильное.
Приключения начались раньше, чем мы вышли на маршрут. Билеты на поезд нам продали до ст.Собь, но планировали выйти на ст.110км.(пос.Полярный, Сто шестой).
В расписании такой остановки нет, но в течение двух суток проводники и начальник поезда твёрдо уверяли нас, что есть. И поезд останавливается на всех, даже не указанных в расписании остановках. Уже проехали Елецкую и подъезжали к Полярному Уралу, когда подошёл начальник поезда и сказал, что на 110-м остановки нет. Дружно принимаем решение выходить на Полярном Урале. По расстоянию и от Полярного Урала и от ст.Собь одинаково, 12км., но была информация, что ж\д мост через р.Собь охраняется (что оказалось неправдой), а лишних проблем не хотелось.
Вместе с нами выходило много народа. Мужчина «за 70», идущий на европейские склоны Малого Пайпудынского хребта, молодой парень, уроженец Елецкого, из Питера, собиравшийся в одиночку дойти до Народной на Приполярном Урале (позже нам не удалось найти информации, дошёл ли), группа брутальных парней из Тулы в камуфляже и берцах, группа 7 человек, незнамо откуда, «просвистевших» мимо нас, даже не поздоровавшись. На Соби собирались выходить ещё 22 байдарочника только из нашего вагона.
День первый, 29 июля 2013
Обратные билеты на поезд у нас были из Лабытнанги. С какой станции уезжать, должно было решиться на маршруте, в зависимости от погоды и общего состояния. Сразу после выхода мы сфотографировали и переписали расписание движения поездов по станции Полярный Урал. Рабочий поезд Воркута – Лабытнанги мог через 2 часа довезти нас до 110км., планируемого начала маршрута.
Но то ли от духоты в поезде, то ли от навалившейся жары, нехарактерной для Заполярья, мы начали активно «тупить », что и определило движение группы на ближайшие 2 дня. Дойдя до стелы на границе Европы и Азии, устроили небольшую фотосессию, и, ничтоже сумяшись, решив, что по шпалам идти неудобно, ломанулись искать вездеходку, проходящую севернее ж\д. Как выяснилось, это было плохое решение.
До вездеходки 500 метров по заросшему ивняком болоту мы продирались полтора часа.
Вездеходка сильно разбитая, этим летом прокладывали газпромовскую оптоволоконную связь, работали кабелеукладчики…
Для информации: нормальный выход на вездеходку в 300 метрах на запад от станции. Термометр показывал +25 в тени при полном безветрии. Над тундрой – марево, ягель рассыпается под ногами, как порох. Выйдя в 19.00 к железнодорожным путям в районе путевого столба 106\107, полностью сконфуженные от жары, решили заночевать в 100 метрах от насыпи.
День второй, 30 июля.
С собой мы брали электронный альтиметр, хотелось уточнить высоты, различающиеся на картах Генштаба разных лет издания, порой весьма существенно. GPS навигатор не брали, не видели особого смысла. Километровки и 500-метровки скачиваются из Интернета.
Цифровой альтиметр отказался калиброваться и показывал полнейший бред. Компас врал отчаянно (при том, что в районе и так склонение 18-22 градуса)
В нескольких отчётах вычитали, что к г.Пендирмапэ «логичнее подходить по увалам и сопкам хребта Падьяха-Мусюр». Пусть это утверждение останется на совести написавших.
Сразу скажу, обратно мы шли вездеходкой по правому берегу малой Пайпудыны. Пара бродов и километр болота – небольшая помеха движению.
Нас же ожидал и был героически пройден путь с постоянными наборами и сбросами высоты по увалам. Жара, обилие мошки, комаров, оводов, слепней одновременно, продирались сквозь ерники в низинах. Тундра сухая, воды не найти. На обед топили снег из снежника в распадке. Подбадривали друг друга, офигевая от жары, фразой «Всё равно никто не поверит».
Встали на стрелке ручьёв Прямого и Медвежьего, сходили вверх по Медвежьему до водопадов, из-за жары маловодных.
День третий, 31 июля.
В 8.30 ушли на Пендирмапэ. +20, горы в дымке. От места стоянки сразу начали набирать высоту. Везде курумник, по цвету видно, где обычно лежит граница снежников. Залезли на в.906,0, оттуда спустились на перевал Пайпудынский 780 1А (р.Лёквож – р.Прямой), пообедали у озера и полезли на в.1192,0 Подъём с ЮВ по курумнику и разрушенным скалам, местами до 45-50град., но несложный. Вершина – остроконечный останец с остатком триги и немыслимым количеством мошки. Затем небольшой спуск на понижение (сняли записку т\к «Пайер» г.Воркута от 22.07.2013), откуда прекрасный вид на верховья Маниташора и висячее озеро. Далее полукилометровый гребень с жандармами, на одном сняли записку марта 2009 Ухта СЭТУР Мельников М.И. setur@mail.ru
Собственно вершина Пендирмапэ – самый высокий жандарм с наклонной плитой наверху. Были там в 16.00 Гребень Пендирмапэ обрывается на Запад стометровыми сбросами, жандармы обходятся со спуском на Восточный склон, подъём на саму вершину с гребня – метров 10 свободного лазания.
Спускаться решаем «в лоб» на перекрывающий ригель (в некоторых отчётах – «среднее плато»). Вначале 45-50град, перед ригелем значительное выполаживание. Местами подвижный курумник. Спустились с вершины до ригеля за 1 час.
Вдоль края ригеля вариантов спуска на ручей Прямой нет. Доходим до Пайпудынского перевала и спускаемся там по границе сильно подтаявшего снежника и скальных выходов.
В 19.00 устраиваем второе чаепитие на берегу ручья среди зарослей очень крупных кустов Родиолы Розовой. В 21.00 были у палатки.
Наш вариант подъёма на Пендирмапэ имеет смысл, наверное, только если стоит задача сделать полный траверс массива со спуском через вершины 1037,0 и 766,0.
Более быстрый подъём на вершину по пути нашего спуска. Главное, не просмотреть подъём на Пайпудынский перевал, плохо просматриваемый с ручья Прямого.
День четвёртый, 1 августа
После вчерашних 12,5 часов на горе побаливают мышцы ног. С утра безветренное пекло, хотя на термометре в тени +20. Едва был готов завтрак, закончился первый 240-граммовый баллон газа. Кстати, брали 6шт. самых дешёвых 240-граммовых баллонов, хорошо зарекомендовавших себя во время весенних ПВД. Готовили только на газовой горелке Kovea titanium, осталось треть баллона, т.е., расход примерно 50гр\чел. В день с небольшим запасом.
Выдвинулись в 11.30 при +27, обмотав голову марлей и закатав штаны до колен. Горы в дымке, над отмелями и банками Малой Пайпудыны марево.
По правому берегу Малой Пайпудыны идёт приличная вездеходка, на развилках надо придерживаться правой дороги, левые уходят на броды. От прямого ручья до дороги Полярный – Харбей 3 часа хода с перекурами и фотографированием. На дороге от жары 20-сантиметровый слой пыли, облако от проехавшего квадроцикла долго висит в воздухе.
За час доходим до посёлка. Полярный представляет собой печальное зрелище. Пустые глазницы окон разваливающихся домов, пыль, строительный мусор и ржавеющие механизмы. Много техники – одно из подразделений Газпрома тянет оптоволоконную линию связи. Ещё не сгоревшая база «Привал»
Центральная улица посёлка выводит к ж\д станции, на которой останавливается только поезд Воркута – Лабытнанги.
Бродим р.Собь западнее станции по вездеходному броду. Воды еле по щиколотку, хотя обычно – по пояс.
От брода веером расходятся вездеходные колеи. Нужная нам обозначена только на одной из ведомственных карт. Находится она просто – после брода проходим вверх по течению 50 метров и сворачиваем на Юг по заросшей колее.
Вездеходка идёт практически всё время прямо, местами сильно заросла труднопроходимым ольховником. Ощущение, что ей не пользовались со времён секретного проекта «Портал» середины 60-х годов прошлого века.
За полтора часа доходим до 1- го портала и решаем встать. Погода резко изменилась – температура упала до +10, всё вокруг затянуло чёрными тучами. Портал стоит на 20-метровом скальном берегу ручья, берущего начало из озера под перевалом Лакомбай. Резкий восточный ветер заставляет быстро забыть об утреннем пекле. Ужин готовим внутри сохранившейся надземной части портала, там же, защищаясь от ветра, с аппетитом его поедаем, шлифуя салом…
День пятый, 2 августа.
Утро дня ВДВ и Ильи-пророка показалось прохладным из-за СВ ветра и затянутого тучами неба, хотя на градуснике +15.
После затянувшейся фотосессии выходим в половине двенадцатого. Мы никуда не спешим, не гонимся за спортивными достижениями, мы отдыхаем.
Чем выше, тем вездеходка хуже , но, по-прежнему, хорошо читаема. Порталы идут в такой последовательности: бетонный, деревянный, металлический, металлический, бетонный, бетонный. В разной степени сохранности. Расположены примерно через 800 метров, можно укрыться от ветра, а в металлических «бочках» ещё и от дождя.
Останавливаемся у каждого сооружения, осматриваем и снимаем. Около деревянного развилка – одна дорога уходит в сторону р.Нырдвоменшор. У второго бетонного находим чью-то заброску 2005 года : китайская палатка, одежда, крупы, бутылка водки. Вездеходка заканчивается вблизи водопада под Западным ребром Динозавра. В обычные годы здесь обширные снежные поля в это время. Сейчас, из-за жары, бОльшая часть снежников растаяла, обнажив огромное замусоренное каменистое поле. Много досок, брёвен, колючей проволоки. Палатку поставить негде – везде жидкая грязь.
С трудом находим небольшую площадку среди разрушенных скал выше водопада. Завтра у нас плановая днёвка, поэтому расслабляемся, поставив лагерь. Попеременно любуемся пейзажем, полярными кузнечиками и, через трансфокатор фотоаппарата, — догорающим зданием в мёртвом посёлке Полярный…
День шестой. Днёвка. 3 августа.
Днёвку посвящаем фотосъёмке. Водопад, даже при малой воде, грандиозен. По очереди спускаемся в каньон. Вертикальные скалы, снежные мосты, каскады воды и облако брызг вызывают восторг. Водопад и окрестности более впечатляют, чем «раскрученный» водопад в «нефритовом» ущелье р.Нырдвоменшор.
Борщ на днёвке – это святое. Из-за сильного южного ветра обедаем в палатке. До полного маршрутного счастья доводим себя купанием. Стираем ходовую одежду, на которой из-за жары появился минеральный налёт. Высыхает всё на ветру очень быстро.
А к вечеру ветер пропал, окрестности затянуло сплошной облачностью и в 9 вечера нас накрыло нудным моросящим дождём…
День седьмой. 4 августа.
Всю ночь шёл дождь. Под его мерное убаюкивание проспали до 10 утра. Всё вокруг палатки закрыто то — ли туманом, то — ли облачностью, то — ли и тем и другим вместе. +8. Под чаёк в палатке наводим друг на друга тоску разговорами на тему «Всё. Погоды не будет. Дальше будет только хуже. Снег пойдёт, как в 2011.» Тоска и печаль.
Около полудня частично открылся Зелёный Кулуар. Стремительно принимаем решение: сейчас или никогда!
Гора Динозавр (в.1152,0, г.Скальная, в.1154,0, в.1159,0, Сфинкс, Верблюд, Нырдвомэниз) – красивейшая вершина Райизско-Собского горного массива Полярного Урала. Восточная вершина на 40 метров ниже Главной. Проложено множество альпинистских маршрутов разной степени сложности. Один из них по Западному гребню.
Но мы, ни разу не альпинисты, и даже, не горные туристы. Поэтому выбираем подъём по Зелёному Кулуару, справа от Западного гребня.
В очень бодром темпе за 50 минут поднимаемся на перевал Кадет (перемычка между в.870,0 и 897,0). Идём в сплошной облачности непосредственно рядом друг с другом. Далее поднимаемся на предвершинное плато по узкому кулуарчику – руслу потока воды во время массового таяния снега. Примерно 200 метров – и мы на плато. Пытаемся в тумане определиться, где же вершина.
И тут, нам в помощь, порыв ветра разгоняет «молоко» и мы успеваем всё увидеть, весь дальнейший путь!
Самая физически трудная часть подъёма на вершинный гребень – по сильно разрушенным скалам до 60 град. Нам в тумане показалось метров 30-40, хотя в описании ФАР сказано 200 метров. Гребень узкий, обрывающийся круто к Северу. На вершине тур, записки не было, оставили свою. (Через два года её снимет Гена Скосырев). С перевала Кадет до вершины Динозавр Главная поднялись ровно за час. Пендирмапэ не сфотографировали, так как друг друга видели с трудом.
При нормальной видимости мы бы ушли на спуске траверсом по плато через перевал Грандиозный Ложный на в.1213,0 и вернулись бы в лагерь по её Северному ребру. Но, увы, видимости не было… А время было.
Поэтому, спустясь чуть ниже Кадета, начали забирать влево, на слияние ручьёв с Ложного Грандиозного и Лакомбая. С вершины до ручья спустились за 1час 35 минут. По ручью дошли до озера и многолетнего снежника с промытыми пещерами.
Из-за густого тумана и мороси фотосъёмка вышла куцей.
День восьмой. 5 августа.
Пробудились в 6.30. Солнце, высокая облачность, +12, ветер З- СЗ. Вчера зря смены погоды боялись. Над Полярным ниже нас тоже плывут облака. В 9.30 вышли в сторону Лакомбая.
Под перевалом живописное озеро, на перевале ещё более живописное озеро. В 11.40 на Лакомбае (950,0 н\к-1А) сняли записку 2012 года. Спустились с перевала по кулуару, придерживаясь линии падения воды. Облачно, неприятный ветер. Спускались до озера час. Пообедали, перевалили между в.764,6 и в.791,7 (н\к) со второго притока Соби на первый правый приток, по камушкам перешли Собь и встали на левом берегу Собского озера в 17.40. Облачно, ветрено, +10.
День девятый. 6 августа
Проснулись в 7, солнце, синее небо, +14. В 8 утра налегке ушли разведать, что осталось от Конгорского ледника. Плутали в лабиринтах моренных валов и гор курумника, пока нам это не надоело. Как оказалось потом, мы не дошли самую малость. Упрели. Хотелось прохлады и чаю. А горелку поленились взять. Развернулись, в 12.30 пришли к палатке. Пообедали, свернулись, в 14.30 вышли на Собский перевал. Шли в майках, +24. Какое разительное отличие с 2011 годом!
В 15.50 Собский перевал (507,0 н\к), в 16.40 озеро Макар-Рузь. Остановились для купания, припекло. Экстрасистолы. В 19.00 подошли к стоянке 2011 года на р.Вост.Макар-Рузь. Оставленные в закладке репелленты и накомарники в целости и сохранности. Добавили к ним ещё флакон ДЭТы. В 21.00 ясно, ветер В-СВ, +10
День десятый, 7 августа
Дрыхли до 8 утра. Солнце! В тени +14. Искупались в озере с водопадом. Вышли вверх в 10.00 по Южному отрогу в.974,4. На плато в 11.00 Через в.1074,4 и 1153,6 в 13.00 встали на обед над ледником Топографов.. затем по узкому гребню через в.978,5 и седловину перевала Топографов (1100 2А) в 16.00 у тура на пике Топографов 1287,0 1А. Сняли записку зима 2008 года и хитро спрятанную записку зимы 1977 года. 36 лет пролежала на такой, на мой взгляд, посещаемой вершине. Да, сама вершина платообразная, со скалами-останцами. +20, штиль, видно Пайер и Салехард, ленту Оби. Попили чаю, слопали шоколад, в 17.00 двинули обратно.
В 18.30 спустились к озеру под ледником Топографов, затем в 19.20 через перевал Сложный (Снежный) 962,2 1А спустились к озеру с отметкой 747,2.
В 20.20 фотосъёмка в красивом каньоне с водопадом ниже озера, в 21.15 были в лагере. Все горы затянуло дымом, сильный запах гари. Горела тайга южнее г.Чёрная. +13
День одиннадцатый. Днёвка. 8 августа.
В 11.30 безоблачно, +25, вода +10. Стираемся, купаемся, загораем, фотографируем. В обмелевшем ручье есть мальки рыб. Ходим в трусах и галошах. Полный расслабон.
День двенадцатый. 9 августа.
А не свалить ли нам в Европу?
Вышли в 9.30, солнечно, +20. Перебродили р.Макар-Рузь, в 12 встали обедать на р.Кузьтывис. Обозначенной на старой Генштабовской «километровке» тракторной дороги по ручью Кузь-Ты-Вис через перевал Макар-Рузь никогда не существовало и не существует. Это наши картографы врагов в заблуждение вводили.
Мимо озера Кузь-Ты в 15.30 перевалили через перевал Кузьтывис (510, н\к) в Европейскую часть. Перевал – сплошное болото, на нашу радость – без воды (всё пересохло от жары). Надолго тормознулись, поедая морошку, растущую в изобилии. Ниже перевала, у кучи геологического мусора и разрушенной буровой, появляется дорога.
И комары. В 17.30 бродим р.Елец, в 18.40 встали у небольшого ручейка. После ужина, перед отбоем, +18, южный ветер и нехорошее закатное солнце.
День тринадцатый. 10 августа.
Вышли в 9.30, +18, ветра нет, дымка, сплошная облачность.
В 11.00 бродим р.Ю.Лёквож, через полчаса начинается хороший обложной дождь. Выскочившая в паре метров от нас косуля здорово испугала…
В 12.00 под проливным дождём ставим палатку у каньона р.С.Лёквож. Пьем чай и засыпаем. В 20.00 проливной сплошной обложной дождь без перерыва. С порывами Ю. ветра. Гор не видно. Совсем.
День четырнадцатый. 11 августа.
В 4 утра дождь сменился шквалистым СЗ ветром, палатка ходит ходуном, +4, видимость 30 метров. В 8 утра решаем не выходить с маршрута через С.Лёквожский перевал по такой погоде. После завтрака Симон надевает пуховку и уходит фотографировать каньон. На Западе облачность поднялась. В 15.00 снеговые страшные тучи, Компот из черники с голубикой, свежий, до сильного СЗ ветер. Красивый закат и фотосессия.
День пятнадцатый, 12 августа.
Всю ночь шёл дождь, +4. В 7 утра туман, видимость меньше 30 метров. К 9.00 туман рассеялся, облачность поднялась, появилось солнце, вышли в сторону перевала Шлем.
В 10.00 перевал Шлем (510,0 н\к).
Дальше мы совершили тактическую ошибку. После перевала надо было, не сильно теряя высоту , забирать восточнее и выходить на водораздел. Там каменистая тундра и можно посуху пройти между ручьями и озёрами.
Но по вездеходке шлось так хорошо… А она ушла в огромное болото, поросшее ольхой.
И мы ушли в это болото. Сколько было мата…
Тем не менее , в 12 перебродили р.Хребетшор и в 14.00 были на станции Полярный Урал. Попили чаю, в 16 00 сели в поезд Воркута – Лабытнанги с вагоном-магазином, в котором было ВСЁ, в 20.45 были в Лабытнанги, откуда через пару часов и уехали московским поездом.
Маршрут 1 к\с, пройденный группой 10\1 в 2013 году, г.Рязань, т\к «Theleos»:
Ст. Полярный Урал – хр.Падьяха-Мусюр (траверс в.283,0 – в.222,0 – в.165,0 – в.226,0 – в.337,0 – в.336,0 – в.267,9 – в.443,0) – р.Медвежий – г.Пендирма-Пэ 1221,0 1А, восх. (в .504, 0 – в.906,0 – пер.Пайпудынский 780,0 1А – в.1192,0 – в.1221,0 Пендирма-Пэ – ригель(среднее плато) – пер.Пайпудынский – р.Прямой) – р.Малая Пайпудына – пос.Полярный(110 км) – р.Собь(брод) – отм.641,1 – г.Динозавр 1154,0 1А, восх.(по Зелёному кулуару до пер.Кадет, далее по маршруту Журавлёва-Балюкина) – оз.897,0 – пер.Лакомбай 808,0 1А – 2-й пр. приток р.Собь – пер. между в.764,6 и 1082,0 н\к – 1-й пр.приток р.Собь – оз.Собское – оз.Конгорское рад.(отм.386,7 – в.493,6 – в.542,1 – отм.609,0) – пер.Собский 507,0 н\к – оз.Макар-Рузь – р.Вост.Макар-Рузь – пик Топографов 1287,0 1Б, восх. (в.974,0 – в.1073,0 – в.1153,6 – в.978,9 – пер.Топографов 1100 2А-2Б – пик Топографов 1287,0 – ледник Топографов – пер.Сложный 962,2 1А – оз.отм.742,2) – р.Макар-Рузь(брод) – р.Кузь-Ты-Вис – оз.Кузь-Ты – пер.Кузь-Ты-Вис 510,0 н\к – р.Елец(брод) – р.Лёк-Вож Юж.(брод) – р.Лёк-Вож С.(брод) – пер.Шлем 510,0 н\к – ст.Полярный Урал.
Итого, с учётом коэфф.1,2 – 163км.
Тестировали палатку Red Fox comfort 2 V1 (на всех фотографиях она) и два рюкзака от Trump – 90 л Tourist и 110 л Camel
По палатке. Вес 2700, плюсом шили защитный второй пол, всего 3,0 кг. Изначально, сразу после покупки, выявился серьёзный дефект – в паре мест герметизирующая лента была наварена мимо шва, тент тёк безобразно. Затеваться с обменом было поздно, проблему решили, промазав проблемные места разведённым в бензине «Галоша» нейтральным силиконовым герметиком. Палатка удобная, 2 тамбура позволяют разместить все вещи под тентом. Ветер держит хорошо. Правда, доработали низ тента, пришив дополнительные оттяжки. Необходимости в юбке не возникало.
Сейчас продаётся новая версия этой палатки – V2. По сути, совсем другая конструкция. И отзывы на неё не очень хорошие.
Рюкзаки.
Очень удобные экспедиционные рюкзаки. Сидят безупречно на обоих участниках, несмотря на заметную разницу в телосложении. По объёму различаются меньше, чем на 20 литров. (Не знаю, как меряют маркетологи). Рекомендуем.
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности