Райские горы / Полярный Урал / авг 2005
Толстых Андрей
Техническое описание пешеходного маршрута 2 к/с, пройденного гр. 3/1 в августе 2005г.
Заявленный маршрут:
Пос. Полярный Урал — р.Елец — пер.Макар — Рузь — р.Кузь — Ты — Вис — верховья р.Енга — Ю — р.Нырдвоменшор — р. Собь — пос. Полярный
Заявленный маршрут разработан с целью ознакомления с редко посещаемыми легкодоступными участками массива Рай-из. Задача связать наиболее интересные в спортивном отношении вершины и траверсы массива решена успешно.
Общая информация.
Маршрут был пройден во второй половине августа 2005г. двумя участниками – мужчинами, имеющими опыт пеших походов в среднегорье 5 к/с.
Ходовых дней – 8
Из них радиально – 2
Днёвок – 1
Стоимость ж/д. билетов на август 2005г.:
Рязань – Москва, экспресс, 2кл. – 214.50
Москва – Полярный Урал, №210пасс., плацкарт — 1226.50
Собь -Инта, №21фирм., купе – 500
Инта – Москва, №21Фирм, плацкарт – 1504.50
Москва – Рязань, экспресс,2кл. –184.50
Итого: 3630 рублей.
Станция Полярный Урал – крайняя восточная точка Европы – 67град.20мин. восточной долготы. На восточной границе станции стоит стела Европа – Азия, за которой на Ю – водораздел рек Собь (бассейн Оби) и Елец (бассейн Печоры). На самой станции нет ни магазина, ни почты, ни ночлега. Не работает сотовая связь. Нет продажи билетов, но все поезда останавливаются.
Сразу бы хотелось отметить изменения, которые произошли в этом районе Полярного Урала за последние годы (по состоянию на август 2005г.)
Поезда дальнего следования ходят по расписанию,
которое необходимо уточнять, т.к. стоимость билетов в пассажирском и фирменном поездах Москва – Лабытнанги заметно отличается.
Пригородные поезда Воркута – Лабытнанги и Инта – Лабытнанги ходят не каждый день, в составе – 2 вагона.
Можно договориться с железнодорожниками и «за спасибо» доехать мотодрезиной или на локомотиве.
Построены новые здания станций Полярный Урал, 110км., Собь. Жителей на них нет, связи, почты, магазина нет.
От станции Обская на север полуострова Ямал строится железная дорога, сдан 283км, можно договориться о заброске рабочими поездами. Параллельно проложена автодорога, можно доехать до Б. И М. Щучьих озёр, где построены охотничьи и рыболовные базы.
Жители из некогда процветающего посёлка Полярный (разъезд 110км., на старых картах — пост 106км.) вывезены и расселены. Идут работы по демонтажу и ликвидации посёлка. Дорогой на Харбей фактически никто не пользуется.
Подвесной мост на ст.Собь ещё жив, но находится в не очень хорошем состоянии Отсыпана и активно используется дорога с рудника на г.Енга-Ю до ст.Харп Северное сияние. Интенсивность движения – 1 машина каждые 5 минут.
Построены новые мосты через реки Енга-Ю, Кэрдоменшор, Собь.
На мосту через Собь постоянно дежурят сотрудники милиции, проверяют документы.
Обозначенная на многих картах база геологов в верховьях р.Нырдвоменшор близ г.1159м (Динозавр) не существует. Стоят 2 балка, исправных, с печками, но с дровами плохо.
Пробит новый серпантин от устья р.Кузь-Ты-Вис на В вверх до посёлка рудника на г.Енга-Ю-Из. Озеро юго-восточнее г.Енга-Ю-Из в результате взрывных работ прекратило своё существование.
Взрывные работы ведутся круглосуточно, нужно быть предельно осторожным.
Погода в августе неустойчивая, группа имела весь набор метеорологических проявлений, а метеорологические проявления имели группу : температура от +17 до –2, ветер от шквала до штиля, ясное небо, солнце, проливной дождь, снег. Причём, смена погоды проходила несколько раз в сутки.
Дожди вызывают резкий подъём уровня воды в ручьях и реках.
Техническое описание.
От станции Полярный Урал идём по ж/д путям на З, переходим по камням истоки р.Елец, выходим на вездеходку, которая идёт вдоль ручья Хребет-шор, перед каньоном уходит на ЮЗ, проходит через седловину перевальчика между г.Шлем и отрогом Полярного Урала, далее идёт на Ю.
Ручей Лёквож переходим по камням, затем идём по вездеходке до стрелки р.Елец и его левого притока. Далее идём по тропе в сторону перевала Макар-Рузь (н/к, 900м.), долина сужается, в 2 км от перевала переходит в глубокое ущелье.
Подъём и спуск с перевала достаточно крутые, 250 м/км. С перевала, при наличии видимости, открывается панорама массива Рай-Из, отделённого от основного хребта Полярного Урала глубокой долиной реки Макар-Рузь. (20км.)
С перевала Макар-Рузь в Азию тропа идёт на В вдоль долины правого притока р.Макар-Рузь ручья Кузь-Ты-Вис по правому берегу. Озеро Кузь-Ты остаётся слева, к сожалению, группа из-за плохой видимости его не видела.
От устья ручья Кузь-Ты-Вис на З идёт свежепроложенная дорога-серпантин, по которой за 1,5 часа можно подняться до посёлка рудника Енга-Ю. (связь, столовая, ночлег, дорога с рудовозами и вахтовками до посёлка Харп Северное сияние- круглосуточно, лояльный начальник службы безопасности рудника).
Перейдя вброд р.Макар-Рузь, группа организовала базовый лагерь рядом с вездеходом, сметенным лавиной зимой 2005 года. Были задуманы и осуществлены два радиальных выхода: на С и Ю. Кстати, магнитное склонение в этом районе- 18-24 град. В, но много мест, где компас вообще не работает, так что в условиях плохой видимости не стоит на него полагаться.
От лагеря группа прошла по правому (по ходу движения) берегу р.Макар-Рузь на С по отличной вездеходной дороге. Половив рыбу на озере Макар-Рузь, прошли перевал на водоразделе с р.Собь, миновали озеро в верховьях Соби, перешли по камням на левый берег, где отдали долг памяти погибшей в 1988 году группе туристов из Усинска и Сыктывкара.
Попытка разведать верховья правого притока р.Собь (г.1038-1213-1309м.) провалилась из-за резкого ухудшения погоды, группа вернулась в лагерь тем же маршрутом. За день пройдено около 30км. И затрачено 15 часов, включая ловлю хариуса. Вдоль вездеходки можно набрать обломки досок и брёвен для костра.
На следующий день группа предприняла попытку радиального выхода по маршруту г.Макар-Рузь — г.Чёрная .
От лагеря, перейдя ручей вброд, начинаем подъём на г.Макар-Рузь по СВ отрогу. Плохая вездеходная дорога, остатки вагончиков, общий набор высоты около 500м. Сама вершина столообразной формы, есть интересные скалы-останцы. Спуск опять по вездеходке до ручья, текущего с Ю склонов г.Макар-Рузь, от устья которого 6км до устья ручья Чёрный.
Вверх по р.Чёрный за три часа движения подошли к г.795, и по очень крутому склону вышли с ЮЗ на г Чёрная(1022м.),с которой на С открывается прекрасный вид на творенье рук человеческих: рудник на Енга-Ю, отвалы, дороги, кучи мусора от геологоразведки.
От г.Чёрная (она действительно выделяется чёрным цветом от остальных вершин массива) на З через вершину 844м., обходя с Ю в.946м., очень круто теряя высоту, сваливаем на р.Макар-Рузь/потеря высоты около 700м./,и по вездеходке возвращаемся никакие в лагерь, (за почти 16 часов движения более 30км.)
На следующий день на З от лагеря по серпантину поднимаемся в посёлок рудника, /откуда можно за 2 часа доехать до посёлка Харп/, идём по дороге, обходя с Ю гору Енга-Ю-Из и г.1048м. с ЮВ. Далее по платообразному отрогу г.1048м уходим вниз на р.Енга-Ю по достаточно крутому каменистому склону. Ставим лагерь у озера близ отметки 478,0м.
От лагеря совершаем экскурсию на озёра, водопады, снежники в верховьях р.Енга-Ю и ледник Топографов, с которого стекает ручей, первый правый приток р.Енга-Ю. Ледник Топографов имеет площадь около 0,2 квкм., сильно расчленён, расположен на ЮВ от г.1176,0. максимальная толщина льда около 15 метров. Повсеместно встречаются останцы ледника и многолетние снежники.
Вездеходных дорог и троп в долине р.Енга-Ю выше отметки 260,0 нет.
От лагеря поднимаемся по В склону долины в сторону г.1177,0, практически «в лоб». Подъём несложный: курумник, крупнообломочные породы, склон 30-35град.
Между Ю и ЮВ отрогами г.1177 на высоте 800м. находится ледник Романтиков, из которого берёт начало ручей, первый левый приток р. Енга-Ю. Ледник Романтиков имеет такие же характеристики, как и ледник Топографов.
Обогнув плоскую вершину 1177 (или пройдя через неё, что при отсутствии видимости так и осталось невыясненным), спускаемся по Ю склону кара с озером, из которого начинается р.Нырдвоменшор. спуск несложный, склон 30град., снежники обходим.
Очень живописны водопады и многолетние снежники в месте слияния двух истоков р.Нырдвоменшор. до поворота на С ручей течёт в зажатом ущелье, после поворота – в глубоком русле. Удобнее идти по левому берегу.
Со стороны р.Нырдвоменшор перевал на р.Кэрдоменшор не просматривается.
В 3км. от слияния Ю истоков р.Нырдвоменшор ныряет каскадом водопадов в глубоком непроходимом каньоне на С на протяжении 100-150 метров. (вернее, проходимом в технике каньонинга).
Вездеходок и троп на этом участке р.Нырдвоменшор нет.
У водопадов справа – следы взрывных работ, переходим ручей и поднимаемся вверх на хребет, где ищем туры и гурии, указывающие спуск вниз.
Спуск сначала по сильно разрушенным скалам, затем по курумнику, а ниже – по осыпному гребню, выполненному мельчайшей, как перлит, серой сыпухой. Спуск крутой, с гребня до отметки 380,0 потеря высоты 400 м/км.
Внимание!
Не стоит пытаться спуститься по водопадам – камнепад с левого склона.
Не стоит пытаться обойти водопады с З – это возможно только при навешивании перил, и, опять же, там вероятны камнепады.
Не стоит пытаться подняться на гребень и спуститься на С при отсутствии видимости – если промахнуться мимо тропы, можно попасть на скальные сбросы и под камнепадоопасные склоны.
После водопадов примерно 4 км р.Нырдвоменшор течёт на С по живописнейшей узкой долине. Появляется хорошая вездеходка по правому берегу.
Проходим балки (остатки когда-то стоявшей здесь базы геологов), появляется кустарниковая растительность – ива, ольха, а ещё через два километра – лиственница.
От балков можно совершить увлекательный радиальный горный выход.
Поднявшись с ЮВ на красивейшую вершину 1159,0 (Динозавр), уйти на плато на ЮЗ к в.1213,0 , откуда открывается вид на цирк и озёра, из которых вытекает З исток р.Нырдвоменшор.
От в.1213,0 идём по плато на В, выходим на вездеходку, по которой и спускаемся в долину обратно к балкам.
В августе протоки и меандры р.Нырдвоменшор при выходе его из массива Райиз пересыхают, полноводно только основное З русло.
Идём по вездеходке, затем по дороге, идущей с ЮВ с ручья Вост. Нырдвоменшор, и, через 10км., совершив несколько простых бродов, подходим к ст.110км. (посёлок Полярный, пост106км.) в настоящее время люди выселены, посёлок демонтируется.
Из-за высокого уровня воды принимаем решение идти до станции Собь (8км.), где есть подвесной вантовый мост.
По правому берегу р.Собь от устья р.Нырдвоменшор до станции много хороших мест для стоянки и рыбной ловли, дрова, грибы, ягоды.
Итого за 8 ходовых дней пройдено 145км /с учётом коэфф. 1,2/, считая радиальные выходы по расстоянию в одну сторону,
Участники гр. 3/1:
Толстых Андрей Викторович
Немчинов Алексей Владимирович