Карелия и Кольский полуостров

река Воньга, Северная Карелия, август 2007г, отчёт

Зудин И.В.

 

 

О Т Ч Е Т
О водном путешествии второй категории сложности
Северная Карелия, река Воньга.

 

 

Нитка маршрута: ст. Энгозеро – озеро Энгозеро – оз.
Пайозеро — река Воньга — Белое море — пос. Поньгома.

 

Время проведения: с 21 августа по 31 августа 2007г.

Руководитель:Зудин И. В.

1.Состав группы.

 

Ф.И.О. участников Год рождения Опыт Обязанности в группе
Зудин Игорь Валерьевич 1964 р.Охта – 3 Р.,р.Муксу – 6 У. руководитель
Зудина Ольга Ивановна 1964 р. Чаткал — 5 У. врач , завхоз
Зудин Петр Игоревич 1997 ПВД костровой
Бубякин Сергей Владимирович 1965 р.М.Нарын -5 У. ремонтник
Бубякин Владимир Сергеевич 1991 ПВД фотограф

Средство сплава: катамаран четырехместный, объем – 2 м. куб.,
размер длина – 4,5 м, ширина – 2 м.

2. Общая характеристика района.

Республика Карелия расположена на северо-западе России, входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.

Площадь Карелии – 180,5 тыс. кв. км (1,06% территории РФ). Протяженность территории Республики с севера на юг достигает 660 км. С запада на восток по широте г.Кеми протяженность составляет 424 км. На западе Карелия граничит с Финляндией, на юге — с Ленинградской и Вологодской областями, на севере – с Мурманской, на востоке — с Архангельской областью. На северо-востоке республика омывается Белым морем. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей РФ и Финляндии и имеет протяженность в
723 км.

Большая часть Карелии – холмистая равнина с ярко выраженными следами деятельности ледника.
Волнистая каменная твердь земной поверхности и ныне сохраняет следы древних гор. Карелию часто называют «твердокаменной озерно-лесной», подчеркивая основные элементы ландшафта — множество озер и разделяющих их каменистых речных долин, покрытых зеленью тайги. Более 49% площади покрыто лесом (основные породы: ель и сосна), 25% — водная поверхность.

В Карелии более 60 тыс. озер и 27.тыс. рек. Самые крупные озера – Ладожское (площадь 17,7 тыс. кв. км) и Онежское (площадь 9,9 тыс. кв. км). Наиболее крупные реки: Водла (440 км), Выг, Ковда, Кемь, Суна, Шуя. Общая протяженность водной сети составляет почти 83 тыс. км.

Карелия — северная земля. Чем дальше на север, тем дольше держатся летом белые ночи. В Кеми, например, можно наблюдать вовсе не заходящее за горизонт полночное солнце.

Лето здесь короткое и прохладное: в июле средняя температура поднимается выше +16 градусов только на юге края, а на побережье, где сильно влияние Белого моря, она около +14 градусов. Конечно, бывают и жаркие дни, когда термометр зашкаливает за +30, однако это редкость.

Средняя температура зимних месяцев до -13 градусов, летних (обычно июль) + 13. Пики годовых температур могут иметь разброс от +35 до – 35 градусов. 
Сумма годовых осадков колеблется от 740 до 450 мм – с южных районов до северных. В целом климат можно охарактеризовать как умеренно-холодный, переходный от морского к континентальному.

3.Общая характеристика маршрута.

Река Воньга расположена
на севере Карелии. Она вытекает из оз.Энгозеро и впадает в Белое море. Маршрут начинается от ст.Энгозеро (далее до дер.Воньга населенных пунктов на маршруте нет). Заканчивается у поселка Поньгома или у ст.Кузема на берегу Белого моря.

Протяженность маршрута по реке Воньге -164 км. Его можно разделить на три части. Первая – Верхняя Воньга или озерная, вторая – Нижняя Воньга или речная и третья часть – морская.

 

Верхняя Воньга
(от оз.Энгозеро до выхода из Мурамозеро).

Само Энгозеро имеет два стока: восточный – через реку Калга (основной сток) и западный – через реку Воньга. Энгозеро – очень красивое озеро, шириной до 4 км и длиной около 40 км. Много островов (144 шт). Берега каменистые, береговая линия сильно изрезана. Попадаются пляжи с песком (берег в этом месте заболочен). Средняя глубина озера небольшая 4,5 м. (При сильном ветре за 5-10 минут может подняться высокая волна!). Нужно пересечь почти все озеро с востока на запад.
Выход в Пайозеро, через разрушенную плотину. Ее хорошо заметно с
воды.

 

До Мурамозеро Воньга представляет собой почти непрерывную цепь озер, соединенных между собой короткими протоками с каменистым руслом.

 

Препятствия: перекаты и пороги в протоках. В малую воду может потребоваться проводка судов.

 

Нижняя Воньга
(выход из Мурамозеро до железнодорожного моста ).

На этом участке озер меньше и они небольшие по размерам. По мере продвижения вниз увеличивается количество и сложность препятствий. Наиболее сложные находятся после оз.Гагаринское. Это пороги Собачий, Вякер, Ассу. В малую воду проводка или обнос. Сразу за порогом Ассу – железнодорожный мост, а через 2 км на правом берегу деревня Воньга.
Перед порогом Ассу на высоком правом берегу стоянка. Отсюда идет тропа до ст.Воньга (около 3 км). Многие группы заканчивают маршрут здесь, т.к. следующий населенный пункт пос.Поньгома, откуда можно  добраться до ж/дороги, находится уже на берегу Белого моря.

 

Морской участок (от
ж/д моста до поселка Поньгома или ст.Кузема).

В 2 км ниже ж/д моста расположена небольшая дер.Воньга. Отсюда до Белого моря около 10 км. Некоторую трудность на этом участке представляет порог Морской, перед выходом в Белое море. Переход по Белому морю следует осуществлять в южном направлении, т.е. повернув вправо , затем следуя вдоль берега войти в губу Домашняя и завершить маршрут в пос.Поньгома или у ст. Кузема.

Карты 

Карта Энгозера
Карта Энгозера

 

Карта реки Воньга
Карта реки Воньга

 

Карта морского участка р. Воньга
Карта морского участка р. Воньга

4. Подготовка к путешествию.

Район путешествия и маршрут были определены заранее. Поход был запланирован с детьми.
Старшие участники похода уже были в Карелии и имеют достаточный опыт сплава по рекам.

При подготовке к путешествию были учтены особенности маршрута и местные погодные условия. Из-за отсутствия населенных пунктов на активной части маршрута, все необходимые продукты купили и расфасовали заранее.
Учитывая резкие изменения погоды, у каждого участника была непромокаемая накидка, а в групповом снаряжении два тента размером 3 х 3 м.

5. Подъезд и отъезд.

До начальной точки сплава — ст.Энгозеро можно добраться со ст.Рязань 2 на проходящем поезде № 225 Адлер-Мурманск. Отправление в 10.00 (нумерация вагонов с хвоста состава). Прибытие на следующий день в 19.40. Билеты покупали заранее в одну сторону. Также, до Энгозеро можно добраться через Москву поездом Москва-Мурманск.

Отъезд со ст.Кузема — на проходящем поезде. Мы без хлопот приобрели билеты на ближайший поезд до Москвы, откуда электропоездом добрались до Рязани.

Обратите внимание:
время стоянки проходящих поездов на ст. Энгозеро и ст.Кузема —
1 минута.

6. График движения.

 

дни пути дата № уч.Дневн перехода. Участок пути Протяж енность Км. Чист. ход. время, ч. Хара ктер пути, естес твенные препят ствия Метео условия.
1. 20.08 Рязань — ст.Энгозеро.
2. 21.08 1 ст.Энг озеро — мыс на Энг озеро. 3.5 2.5 Встре чный ветер, волна пасм урно, +10
3. 22.08 2 мпн* — мыс около губы Задняя. 13 5 Встре чный ветер солнце, +18
4. 23.08 3 мпн — мыс в заливе Окун евый. 16 4.5 солнце, +18
5. 24.08 4 мпн – стоянка на выходе из Пайозеро 16 5 разруш. плотина солнце, +18
6. 25.08 5 мпн — мыс в восто чной части Пильд озеро. 19.5 6 разруш. плот ина, шивера, перекат крат коврм. дождь +17
7. 26.08 6 мпн–озСиндам озеро ( место волока на Мурам озеро). 15.5 6 пере каты, пороги пере мен. облачн.
8. 27.08 Дневка пере мен. облачн.
9. 28.08 7 мпн — стоянка на правом берегу за пор.Косой. 22 6.5 волок, пороги Кошка, Прямой, Косой пасму рно дождь, +15
10. 29.08 8 мпн – выход из оз.Соба чье. 21 6 порог Горб атый пасму рно
11. 30.08 9 мпн — остров Макар в Губе Воньга. 23.5 9 пороги Собачий, Вякер, Ассу Пасму рно, дождь, +14
12. 31.08 10 мпн –пос. Понь гома — ст.Кузема. 14 10 Встре чный ветер Пасму рно, дождь,+12
13-14 1.09 -2.09 ст.Кузема – Москва — Рязань.

Итого: за 10 ходовых дней пройдено 164 км.

* — мпн – место последней ночевки.

7. Техническое описание .

 

21.08. На ст.Энгозеро поезд прибыл по расписанию — в 19 ч. 40 мин. От станции, перпендикулярно ж/дорожному полотну идет дорога к озеру, до которого 500м. Берег небольшого затона заболочен. По словам местных жителей, вода в этом году высокая.

В 20 ч. 30 мин. начали сборку катамарана, упаковку вещей и продуктов в гермы. Около 0 часов встали на воду. (В середине лета в этих местах солнце садится за горизонт на очень короткое время, поэтому ночью достаточно светло.)

Вышли в озеро. Курс на запад, на мыс и песчаный пляж, до которых 3 км. Встречный ветер поднял волну и затруднял движение катамарана. В 2 ч. 30 мин. встали на стоянку.

22.08. Дует встречный ветер. Вышли после обеда, когда ветер ослаб. Встали на стоянку недалеко от выхода из губы Задняя. По нашим подсчетам прошли 13 км.

23.08. До обеда – встречный ветер. Вышли во второй половине дня. Прошли 16 км. Встали на высоком скальном берегу возле Окуневой протоки. Красивые места, хорошая рыбалка.

24.08. Ветра нет.
Выходим утром. Через 3 часа – разрушенная плотина в Пайозеро. 
Она хорошо заметна с воды. Более чистый проход слева. Вдоль левого берега тропа. Рядом с плотиной останки дома, где раньше жили рыбаки с Энгозеро. На стоянку встали на выходе из Пайозеро.

 

25.08. Вышли утром.
Прошли Чогозеро. На выходе из него разрушенная плотина. Сразу за ней узкая мелководная шивера (около 0,5 км), которая делится на две протоки. Шли по правой. Это начало реки Воньга. Для катамарана сложность представляют негабаритные проходы из коряг и поваленных деревьев. Осмотр по правому берегу. Перед выходом в Пильдозеро – перекат. Пильдозеро разделено большим островом на две части Верхнее и Нижнее. Из Верхнего в Нижнее есть два прохода — западный и восточный. Западный проход чуть длиннее, но более красив. Идем прямо через восточный проход, в заросшую протоку к низкому мосту. Чтобы провести под ним катамаран пришлось разгрузить вещи. В малую воду возможен обнос. За мостом мелкий травяной залив, напротив хорошая стоянка с баней. В Пильдозеро хорошая рыбалка.

На ст. Энгозеро нам предлагали заброску на Пильдозеро (уазик) за 3.000 руб.

26.08. На выходе из Пильдозеро несложный порог. На участке до Сындамозеро несколько перекатов и еще один несложный порог. Все идется без осмотра. Сындамозеро и Мурамозеро имеют сильно изрезанную береговую линию. Через узкую длинную гряду, отделяющую озера друг от друга, можно сделать волок. Он «срезает» примерно 9 км. Ориентир волока большой песчаный пляж и «визитное» дерево, на котором все проходящие мимо группы оставляют свои сувениры. Очень красивое место. Решили устроить здесь дневку.

 

27.08. Дневка. (Этим днем из пня старого «визитного» дерева, явился на свет воин Мурам, который теперь охраняет волок на Мурамозеро.)

 

28.08. Перенесли катамаран по широкой тропе, и продолжи сплав уже по Мурамозеро. Встречный ветер затруднял движение. По берегам Мурамозеро хорошие стоянки, многие группы устраивают здесь дневки. На выходе из озера порог. На катамаране можно идти без осмотра. Далее несколько перекатов и заметный с воды порог Кошка. Осмотр с правого берега. В середине порога мост, под ним довольно сильный поток который наваливает на опору моста. Проходили в левый пролет. В малую воду возможна частичная проводка препятствия. Далее несколько перекатов и затем Гагаринский порог(3 ступени).

 

Осмотр с правого берега. В малую воду возможен обнос. Ниже порога начинаются Гагаринские озера, берега заболочены. На выходе из оз.Кодагуба пороги Прямой (200м) и сразу за ним Кривой (500м). Это уже более мощные препятствия с выраженной струей, с валами и бочками. Осмотр с левого и правого берега (выход). Проходили по основной струе. Выход из Кривого – каменистая шивера, здесь нужно уходить в право. Для байдарок возможно понадобится сигнальщик. Ниже Кривого хорошая стоянка на правом берегу.

29.08. Ночью и утром сильный дождь. Распогодилось к полудню. Выходим после обеда. Вскоре начинается оз.Столбовое, за ним через 1 км. после расширения порог Горбатый. Это длинный шивера-порог ( 700м ) с валами и бочками. Для осмотра пристать к левому берегу (хорошая стоянка). Проходили по основной струе. Для байдарок необходима страховка с берега, сигнальщики. Ниже река без препятствий медленно течет вливаясь в Чекиозеро, затем в оз.Медвежье и Собачье. На выходе из последнего — порог Собачий. Осмотр по тропе по левому берегу. Порог можно разделить на три ступени, самая сложная вторая. Длина порога около 800м. Пройдя первую ступень, мы зачалили катамаран к левому берегу.
Здесь хорошие места для стоянки.

30.08. Порог Собачий.
Вторую ступень (перепад более 1 м.) проходили на разгруженном катамаране. Сложная линия движения: заход почти по центру, затем по основной струе ушли под левый берег. Далее,чтобы не сесть на мелководную каменную гряду, ушли на центр. Потом прошли по чистому сливу между двух каменных глыб и смещаясь влево зачалились за второй ступенью. Загрузили вещи и третью, самую длинную ступень, прошли в обычном режиме по основной струе. Необходима страховка с берега, сигнальщики. В малую воду возможен обнос. Далее озера Умангозеро и Половинное. Препятствий нет. На выходе из оз.Половинное сложный порог Вякер.

Порог Вякер, длина примерно1,2 км. Осмотр по обоим берегам ( обнос по правому ). В середине порога два слива под левым берегом. Далее шивера с валами и бочками. Для катамаранов все проходится по основной струе, которая уходит под левый, а затем ближе к правому берегу. Необходима страховка и сигнальщики. В малую воду возможен обнос или частичная проводка. Далее до порога Ассу, который расположен в 2 км. ниже пор.Вякер, серьезных препятствий нет.

 

Порог Ассу, длина около 1 км. Перед порогом на правом высоком берегу стоянка. Здесь многие группы заканчивают маршрут, отсюда идет тропа на ст.Воньга ( 3 км.).
По правому берегу идет тропа вдоль реки , по которой можно осмотреть порог. В нашу воду пор.Ассу представлял собой быструю шиверу с валами и бочками. В конце порога железнодорожный мост. В малую воду возможна проводка. Необходима страховка.

После ж/д моста в 2-х км деревня Воньга – несколько домов. Отсюда до станции 2,5 км.  В районе деревни и ниже (500м) сваи и остатки плотины. Дальше до Морского порога препятствий нет. На этом участке запаслись пресной водой, т.к. после Морского порога ее нет. Порог Морской не сложен, просматривается с воды, шли схода без разведки. На выходе в губу Воньга отмели, которые легко проходятся в прилив. Хорошая стоянка на острове Макар, до которого примерно 1 км.

 

31.08. Это переход оказался самым сложным для нас. С самого утра дул встречный ветер с моря, который сильно мешал движению нашего катамарана (курс на юго-восток, а затем на юг). Пытались идти вдоль берега на длинной чалке – безуспешно. Кат прибоем выдавливало на прибрежные глыбы. Пришлось разгрузить и отнести вещи за мыс, и обнести катамаран. Пересекли под прикрытием островов небольшой залив и снова волок через мыс (0,5 км) по заболоченному лесу. После 10 часов упорной работы, под дождем, мы пересекли залив и дошли до поселка Поньгома (примерно 14 км.). Здесь мы закончили маршрут. В поселке нашли уазик на котором добрались до ст. Кузема.

 

8. Выводы и рекомендации.

Маршрут соответствует второй категории сложности. Сложность препятствий нарастает постепенно. Самые сложные препятствия находятся в конце маршрута. Это пороги Собачий, Вякер и Ассу. Перед прохождением их необходимо осмотреть. Проходить со страховкой, желательны береговые сигнальщики.
Следует отметить, что эти пороги более интересны, если их проходить
на байдарках или каяках, но с опытом выше 2-ки.

Удобный подъезд и отъезд делают этот маршрут особенно подходящим для семейного отдыха.
Практически по всему маршруту хорошая рыбалка ( щука, окунь, язь), обилие грибов ( подосиновики, белые) и ягод (черника, морошка).
Советуем взять с собой коптильню для рыбы ( не забудьте ольховые
опилки). Для укрытия от дождей каждой группе необходим тент 3 х 3 м.( лучше два тента), а каждому участнику – непромокаемую накидку от дождя.

Перед выходом в Белое море необходимо запастись пресной водой и уточнить у рыбаков время прилива и отлива. У нас — отлив в 19.30 , прилив в 1.30 и т.д. с циклом в 6 часов.

 

Отдельно нужно сказать об экологии.

С этим проблема.
Загажены все стоянки! Стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтилен, консервные банки и другой хлам лежит на земле грудами. Масштабы поражают. Местами это напоминает городскую свалку! Если не принимать никаких мер, то вскоре все пригодные для стоянки места будут завалены мусором. Мы, перед тем как встать, на стоянках собирали мусор, сжигали и закапывали его.

Из создавшейся ситуации один выход – забирать мусор с собой, как делают в некоторых странах (или хотя бы сжигать и закапывать).